Арт-терапия невроз

Яркая грань

Арт-терапия невроз
«На душе скребут кошки», – говорим мы, когда гнетёт какая-то проблема, которую порой даже сложно облечь в конкретные слова. Впрочем, психологи утверждают, что гораздо эффективнее нарисовать её во всей красе, вернее, во всех красках. Или вылепить из пластилина. Детские забавы? Отнюдь!

Психолог или краски?

Лечение с помощью искусства пришло из глубины веков, неслучайно арт-терапия ближе всего к примитивному доисторическому искусству. Изначально арт-терапия использовалась преимущественно как метод психокоррекции.

Даже у очень тяжёлых пациентов с его помощью устраняют апатию и безынициативность, что нередко заменяет собой медикаментозное лечение, ведь самоисцеляющие ресурсы человека тесно связаны с его творческими способностями. Однако арт-терапия давно вышла за рамки медицинских кабинетов.

Для здоровых людей это прекрасное средство профилактики нервно-психических заболеваний.

Лечение искусством помогает избавиться от депрессий, фобий, неврозов, так как оно повышает самооценку, расслабляет и избавляет от негативных эмоций и мыслей, формирует творческое отношение к жизни со всеми её сложностями и учит находить пути их преодоления.

Классическая арт-терапия включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как живопись, графику, фотографию, рисование и лепку. Однако число таких методик постоянно растёт.

Сегодня арт-терапия имеет в своём арсенале также оригами, музыкотерапию, игротерапию, рисунки на песке и многое другое. Был разработан и комплексный метод – арт-синтезтерапия, сочетающий элементы живописи и стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики.

Мы остановимся на самых распространённых и доступных методиках – рисунок и лепка.

Что приобрести?

Если сполна наслаждаться жизнью вам мешают такие сильные эмоции, как агрессия или гнев, то лучший выбор в отделе канцтоваров – пластилин (его можно успешно заменить глиной, тестом и пр.). Рисунок будет раздражать, но при угнетённых состояниях акварель – прекрасный доктор. Учтите, что чем разнообразнее палитра, тем интереснее и полезнее будет предстоящий разговор с самим собой. Кисть позволяет раскрепостить сознание лучше, чем карандаш и фломастеры. Когда вы освоите азы арт-тепарии, можно включить в свой арсенал и их, даже делать коллажи, используя вырезки из журналов. Впрочем, если вам хочется начать именно с карандашей или, например, мелков, – стоит пойти на поводу у своих желаний. Стоит обзавестись большой цветовой палитрой, однако предпочтение следует отдать краскам. Карандаши менее способствуют раскрепощению подсознания, особенно на первых порах.

Как лепить и рисовать?

Собственно говоря, ничто не ограничивает вас, кроме собственной фантазии. Можете с помощью спонтанно возникающих образов изобразить ситуацию, которая вас беспокоит, или нарисовать самого себя, свою семью, работу. Если вам грустно, нарисуйте свою грусть и мысленно поговорите с ней, это поможет вам нащупать путь к радости (не забудьте, когда найдёте ответы на тревожащие вопросы, изобразить и её). Можно вылепить свою проблему и побеседовать с ней «по душам», а потом трансформировать то, что вас раздражает, во что-то иное. Если хотите, можете даже сделать это довольно грубо. Для тех, кто серьёзно увлечётся арт-терапией, можно даже предложить такой эффективный способ, как (не удивляйтесь!) изобразить самого себя в полный рост. Чтобы осуществить это, вам потребуется помощник. Склейте несколько листов ватмана или используйте белые обои. Попросите вашего помощника обвести вас, а затем можете наслаждаться творчеством в одиночестве, раскрашивая себя, любимого, как душе угодно. Представьте, что происходит внутри вас, как проходят по телу энергетические потоки. Кстати, это можно превратить в увлекательную игру для вашего ребёнка, а вам это позволит получить представление об изменении его эмоционального состояния.

Советы начинающим

– Если с помощью арт-терапии вы хотите проститься с вредными зависимостями, возьмите три листа. На одном нарисуйте своё состояние до зависимости. На втором – тот момент, когда она довлеет над вами. А на третьем изобразите ваше состояние после избавления от пагубной привычки. Увидели разницу? – Не старайтесь рисовать красиво и “как положено”. Это только мешает выплеснуть эмоции!

– Трактовать рисунок должен не психотерапевт, а сам «художник». Ни один специалист даже за большие деньги не скажет вам больше, чем вы сами сможете узнать о себе. Поэтому время от времени пересматривайте свои рисунки, собирайте их в отдельную папку и отмечайте, как они меняются. Это подскажет вам, в какую сторону двигаться в будущем.

Источник: https://www.myjane.ru/articles/text/?id=11990

Невроз у ребёнка. Статья. Антистрессовая программа. Самопознание.ру

Арт-терапия невроз

Согласно одному из классических определений, невроз, будь то детский или взрослый — это психогенное (возникающее на нервной почве) нервно-психическое расстройство, которое формируется в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека. Проще говоря, невроз развивается тогда, когда человек в силу различных обстоятельств не может найти подходящего выхода из сложного положения, разрешить психологически значимую ситуацию или перенести какую-то трагедию.

Детский невроз — это психогенное заболевание формирующейся личности, которое затрагивает значимые аспекты развивающейся личности, систему её отношений в семье, со сверстниками и другими взрослыми.

Неврозом страдает большое количество людей. По данным ВОЗ, к 2020-му году каждый четвёртый житель планеты будет страдать этим заболеванием.

Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что невроз — болезнь личности.

Важно знать, что человек заболевает неврозом не вдруг! У этого недуга есть свой период предболезни.

Внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой лишь последнюю каплю, пусковой механизм развития невротических нарушений.

Невроз вызывается именно длительными тяжёлыми стрессовыми ситуациями, которые срывают психологическую адаптацию и истощают нервную систему.

В детском возрасте в клинической картине невротических реакций появляются аффективные, фобические, псевдосоматические (со стороны внутренних органов) проявления: нестойкие страхи, истощаемость, низкая работоспособность, снижение интереса к учёбе, излишнее беспокойство, неусидчивость.

Большое значение приобретает вегетативная лабильность, проявляющаяся в потливости, сердцебиении, повышенной чувствительности к громким звукам, яркому свету, переходу от жары к холоду. Возможны колебания артериального давления, сопровождающиеся головной болью, снижением аппетита и настроения.

Сон у таких детей глубокий, но утром они не чувствуют себя отдохнувшими, им все время хочется спать. Проявления неврозов обобщённо могут быть именованы как устойчивая потеря душевного мира.

При неврозе человек сохраняет ясную критику, тяготится своим состоянием, но ничего не может с собой поделать.

Факторы, вызывающие невротические расстройства, могут быть подразделены на психические травмы, нарушение системы отношений, дисгармонию семейного воспитания.

Психическая травма — это внешний раздражитель, оказывающий отрицательное воздействие на человека. Невроз может возникнуть непосредственно после тяжёлой психотравмы, но, как говорилось ранее, чаще в связи с длительно продолжающимися психотравмирующими ситуациями.

Хронические травмы, или психотравмирующие ситуации, — это относительно слабые, но длительно действующие и многократно повторяющиеся раздражители. В детском возрасте психотравмирующая ситуация непосредственно вытекает из внутрисемейных отношений. Вшкольном возрасте — психотравмирующие моменты возникают со сверстниками, педагогами, воспитателями.

Примером может быть такой эпизод, когда родители проводят “воспитательные” беседы с ребёнком ежедневно вечером за обеденным столом. Такие беседы вызывают у ребёнка негативную реакцию, которая разрешается в форме реакции невротической — отказа от еды и контакта с родителями.

Особенно тяжело реагирует ребёнок, если его начинают отчитывать в присутствии посторонних взрослых или соучеников.

Неправильное воспитание может быть подразделено на несколько видов: отвергающее, гиперсоциализирущее и эгоцентрическое.

Неправильное воспитание отвергающего типа заключается в отсутствии ласки, любви к ребёнку с рождения или в чрезмерной требовательности и контроле со стороны родителей.

Гиперсоциализирующее воспитание формируется на базе тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребёнка и других членов семьи, социального статуса ребёнка среди сверстников и особенно его успехов в учёбе, в чрезмерной озабоченности, будущим ребенка.

Эгоцентрическое воспитание характеризуется низким уровнем ответственности ребёнка, когда все родственники стараются выполнять его прихоти. Все это создаёт определённый тип характера, деятельности нервной системы и ответной реакции на сверхсильный раздражитель, которым является психотравма.

Все же, для невроза исходным и определяющим является нарушение системы отношений, которое возникает в результате противоречий между стремлениями и возможностями личности и требованиями и возможностями действительности.

Конфликт занимает центральное место в жизни ребёнка, оказывается для него на данном этапе неразрешимым и, затягиваясь, создаёт аффективное напряжение, которое обостряет противоречия, усиливает трудности, повышает неустойчивость и возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, снижает продуктивность и самоконтроль, дезорганизует волевое управление личности в целом.

Поиск разрешения конфликта нередко носит драматический характер, поскольку ребёнку необходимо, чтобы другие его поняли и признали. Поэтому дети уходят из дома (пусть родители поволнуются), пишут в своих дневниках, что хотят покончить с собой и т.п. Неврозы выступают как аффективно заострённая проблема утверждения самого себя в коллективе.

Необходимо подчеркнуть, что нервная система ребёнка очень ранима.

То, что взрослому кажется естественным: громкий разговор в семье, рассказы о происшествиях, современные фильмы по телевизору, смысл которых не всегда понятен, — вызывает страх у ребёнка.

Ночью ему снятся страшные сны, ребёнок вскакивает, кричит, у него может появиться непроизвольное мочеиспускание, за что он получит от родителей очередное наказание.

Классификация невротических конфликтов в соответствии с учётом внутренних личностных механизмов их развития следующая: истерический невроз, обсессивно — психастенический и неврастенический.

Первый тип характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой или игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих. Требовательность к окружающим превышает требовательность к себе, отсутствует критичность по отношению к своему поведению.

В генезе такого типа конфликта имеют значение история развития личности и процесс формирования системы её жизненных отношений, связанных с неправильным воспитанием. Особенности истерического характера рассматриваются Мясищевым в виде первичных, вторичных и третичных личностных образований.

При истерическом неврозе на первый план выступают расстройства настроения, капризность, эгоизм, фиксация внимания окружающих на своём болезненном состоянии. В этих случаях подразумевается конфликт между субъективно завышенными желаниями и возможностями их реального удовлетворения.

Ребёнок считает себя самым умным, самым красивым, как ему внушили родители, а учительница ставит ему удовлетворительные оценки. Вследствие этого ученик отказывается посещать школу, формируется плохое поведение именно у данного педагога. Иногда возникает истерическая реакция как протест, когда ребёнок чего-то требует, а родители ему отказывают.

Конфликтная ситуация разрешается истерической реакцией: ребёнок падает на пол, стучит руками и ногами, кричит, привлекая внимание посторонних для решения своей проблемы.

Конфликт на почве “невозможности признания себя” является основным источником психической травматизации при истерическом неврозе.

Второй (обсессивно-психастенический) тип невротического конфликта характеризуется противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. Если одна из них доминирует, но продолжает встречать противодействие другой, то создаются благоприятные возможности для резкого усиления нервно-психического напряжения и возникновения невроза навязчивых состояний.

Особое значение здесь придаётся противоречивым требованиям к личности, что способствует формированию чувства собственной неполноценности, противоречивых жизненных отношений и приводит к появлению нереальных установок.

Как его ещё называют — Невроз навязчивых состояний — характеризуется навязчивыми страхами, мыслями, действиями, идущими вразрез с желаниями человека. Нередко при этих состояниях наблюдаются постоянные сомнения и колебания в принятии решения, тревожная мнительность.

Внутренний конфликт в этом случае можно представить как несовместимость чувств и желаний, эмоциональной и рациональной сторон формирующейся личности.

Конфликт третьего типа (неврастенический) представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, и её стремлениями и завышенными требованиями к себе — с другой.

При возникновении данного типа конфликта играют определённую роль высокие требования, предъявляемые темпом и напряжённостью современной жизни. Особенности конфликта этого типа формируются при таком типе воспитания, когда постоянно стимулируется нездоровое стремление к личному успеху без реального учёта сил и возможностей индивида.

При неврастении преобладает повышенная психическая утомляемость (астения), отвлекаемость, трудность концентрации внимания, сочетающаяся с раздражительной слабостью (своего рода недержание эмоций и их быстрое истощение), общей вялостью, непереносимостью громких звуков, яркого света, жары и холода.

Такие явления наблюдаются у детей, имеющих в анамнезе минимальную мозговую дисфункцию в связи с родовой черепно-мозговой травмой, частыми инфекциями, слабым типом нервной деятельности. Явления неврастении возникают после перенапряжения нервных процессов, перегрузок, психотравм.

При неврастении содержанием внутреннего конфликта часто являются завышенные требования родителей, не соответствующие возможностям формирующейся психики ребёнка: он не может, несмотря на желание папы с мамой, учиться только на “отлично”, вести себя хорошо, изучать дополнительно языки и музыку.

Описанные выше неврозы не всегда удаётся разграничить по клинической или психологической картине, что особенно заметно в раннем детском возрасте. Поэтому обобщающими понятиями являются просто термины “неврозы”, или “невротические реакции”, как наиболее распространённые виды детской нервности.

Итак, вы подозреваете одно из вышеописанных состояний у вашего ребёнка. Что делать? В данном случае вам необходим комплексный подход. Только не стоит стремиться лечить заболевание, которое ещё не диагностировано: сначала отведите ребёнка к психотерапевту или клиническому психологу, который скажет точно, с чем вы и ваш ребёнок имеете дело.

Если это все-таки невротическое состояние, то первое, что понадобится — это хорошая психотерапия. Как правило, при работе с детьми терапевт использует всевозможные методы арт-терапии — танец, движение, рисунок, музыку и т.д. Так же, определённые виды физических упражнений для саморегуляии.

Физические упражнения, как я говорила выше, в обязательном порядке используются и как профилактика детских неврозов: если ваш ребёнок более спокоен, умиротворён, то следует отдать его на спокойный вид спорта — например, плавание или йогу. Если же его темперамент требует активности в самовыражении, то хорошим выходом для его эмоций станет, например, каратэ, бокс или современные танцы.

Иногда в терапии детских неврозов применяются и лекарства — успокоительные, антидепрессанты, а также гомеопатические средства.

Важно знать — если невротическое состояние зафиксировано один раз, то это повышает вероятность возникновения каких-либо расстройств в будущем! Поэтому, обязательна своевременная диагностика и комплексная терапия под руководством грамотного клинического психолога или врача-психотерапевта!

Неврозы у детей: лечение в домашних условиях. Возможно ли лечение в классическом понимании этого слова дома, родителями? Возможно, если родители обладают достаточными знаниями в области детской психологии, психотерапии и физиологии и сами не страдают невротическими расстройствами.

В любом случае, дома должна быть обязательна создана такая обстановка, которая будет всячески способствовать выздоровлению маленького пациента, иначе все усилия у психотерапевта, все лекарства и методики релаксации пойдут насмарку.

Как это ни сложно признавать некоторым родителям, именно домашняя обстановка наиболее важна для детей — как для маленьких, так и для подростков. Дети чувствуют все: тончайшие нюансы в отношении к себе, отношениях между родителями, семейные проблемы.

Не стоит пренебрегать вниманием детей! Постарайтесь создать дома приятную и дружелюбную атмосферу: проводите больше времени с ребёнком — желательно, всей семьёй. И не зацикливайтесь на его проблеме: дайте ему понять, что вы его любите, несмотря ни на что.

Для профилактики и эффективного лечения неврозов у детей Обязательны: сбалансированное питание и физические нагрузки, ежедневные прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима сна и бодрствования, режима питания, труда и отдыха.

Резюмируя все вышеизложенное, сделаю, на мой взгляд, основной вывод данной статьи: развитие невроза напрямую зависит от семейной ситуации ребёнка! Существует неприятная, но жизненно очевидная взаимосвязь между Вашей нервностью и нервностью ребёнка.

Чем больше Вы не можете владеть собой, эмоционально расстроены, напряжены и обеспокоены, тем больше ребёнок, находясь в непосредственном общении с Вами, непроизвольно усваивает эти нежелательные модели поведения.

Важно задуматься — все ли благополучно у Вас с характером и нервной системой? Счастливы ли вы?

Если нет, — то это, с большей долей вероятности, отразится и на Ваших детях.

Аксиома — счастливые родители — счастливые дети!

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/nevroz_u_rebjonka/

Арт-терапия как возможность психологической коррекции невротических расстройств у детей

Арт-терапия невроз

Арт-терапия как возможность психологической коррекции невротических расстройств у детей.

Арт-терапия (от англ. art – искусство; therapy – терапия, лечение) – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента

История возникновения:

Термин “арт-терапия” (буквально: терапия искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Арт-терапия возникла в 30-е годы ХХ века.

Впервые арт-терапевтические методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К.Г.

Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

Суть, подходы, цели арт-терапии

Привлекательность метода арт-терапии состоит для современного человека в том, что этот метод в основном использует невербальные способы самовыражения и общения. В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует в основном вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие.

Нормальное, гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий и нормальное межполушарное взаимодействие.

Более того, некоторые виды активности человека требуют как раз работы правого полушария – творчество, интуиция, культурное образование, устройство семьи, воспитание детей и, конечно, романтизм в любовных отношениях. Арт-терапия апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанными с его творческими возможностями.

Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике индивидуума вырабатываются различные адаптивные механизмы.

Они позволяют человеку лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире. В процессе взаимодействия с миром человек стремится осознать себя как личность, понять свою роль в жизни, оставить «след». Этот след остается не только в виде хозяйственной деятельности, но и в продуктах его активной психической деятельности.

Одной из ярких форм ее проявления можно считать искусство и творчество. Искусство и творчество являются следствием процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром. Причем личность будет развиваться гармонично, если эти процессы, в целом, несут конструктивный, характер.

Наиболее часто к методу арт-терапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми. Дети с отклонениями в развитии имеют сложности в адекватном восприятии мира. У такого человека нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов.

В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится в целом деструктивным. Влиять на такую ситуацию можно по-разному.

Наиболее естественным является создание условий для развития человека, его «выстраивания» с помощью природных элементов, а также включенных в жизнь человека гармонизирующих видов деятельности – уход за домашними питомцами, украшение своего жилища, занятия рукоделием и творчеством.

Человек также является частью природы и специально организованное взаимодействие с элементами природной системы, очевидно, должно иметь положительный результат. В творческих работах, как правило, отражена природа и способы взаимодействия с ней.

Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Можно также применять другие формы искусства – телесные импровизации, театральные постановки, литературное творчество. Таким образом, достигаются цели:

– выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя;

– активный поиск новых форм взаимодействия с миром;

– подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;

– и, как следствие трех предыдущих, – повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости).

Эти цели арт-терапевт преследует, работая как со взрослыми, так и с детьми. Ребенок еще не может точно сформулировать то, что его тревожит. Он может выражать свои страхи простыми предложениями, например: «Мне страшно, что в темноте может кто-то прийти и меня украсть».

Когда спрашиваешь ребенка, кто же это может быть, ребенок может не ответить, но попробует нарисовать или придать образное значение своему страху (кто-то, кто ходит в темноте, это может быть Баба-Яга). Арт-терапия – это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами.

Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение.

Многие психические и некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к адаптации. Он уходит в себя.

Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Арт-терапия позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно новые и новые способы общения с миром. Т.е.

утраченные способности восстанавливаются.

В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Человек замечает, что из бросового материала (веточки, листья, клочки бумаги, песок, глина, камни) можно создавать красивые изделия.

Также можно решить и сложную психологическую проблему – посмотреть на нее по-другому, не так как смотрел раньше. Психика человека приобретает гибкость. Это свойство позволяет быть более адаптивным. Это и есть цель реабилитации.

Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

Впоследствии, дети и взрослые, проходящие курс арт-терапии, могут приобрести хобби, научиться новому виду прикладного искусства. Новое увлечение позволяет уделять больше внимания к себе. Это делает отношения и родителей и ребенка более гармоничными.

В арт-терапии используются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы.

Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое.

Многие работы, сделанные из бумаги, композиции из природного материала и другое пациенты уносят с собой домой, показывают своим родственникам и знакомым, стремятся обучить их тому, что научились сами.

Как это ни удивительно, но современная научная арт-терапия при всем многообразии ее связей с культурными феноменами ближе всего стоит к первобытному, «примитивному» доисторическому искусству.

Оно, как и арт-терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора.

И для того и для другого более важен процесс творчества, а не результат.

Архаические формы искусства дольше всего сохранились в народном творчестве.

Присущие ему наивность и непосредственно-действенный характер, а также опора на символический язык коллективного бессознательного в период существования «высокого», академического искусства для многих людей были источником душевного здоровья.

Примитивность узоров, ритмика орнамента успокаивают. Простейший орнамент – последовательность крестиков во время вышивки или на посуде или резьбы на фигурке – своеобразная медитация, которая приводит в состояние покоя, удовлетворенности.

Многие «первобытные» рисунки и изделия напоминают по своему виду творения детей, что также связано с особыми переживаниями, носящими, скорее, положительный для творящего человека оттенок.

Два основных подхода в арт-терапии:

1.

Искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты, оно является средством обогащения субъективного опыта, арт-терапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала, основной механизм – сублимация и трансформация. Ведущий стимулирует членов группы доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью остальных членов группы.

2. На первом месте – терапевтические цели, творческие цели вторичны, арт-терапия как дополнение к другим терапевтическим методам, выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, человек постепенно движется к их осознанию, основной механизм – трансфер.

Руководителем группы поощряются свободные ассоциации членов групп и их попытки самостоятельно обнаружить значение собственных работ. Некоторые упражнения заключаются в совместной групповой работе, например создание групповых фресок и создание всеобщего группового образа.

Основные цели арт-терапии – самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной).

В арт-терапии спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью.

Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

Важным понятием арт-терапии является сублимация – выражение бессознательных инстинктов и влечений (порой деструктивных) с помощью трансформации их в творения искусства; искусство может одновременно “направить в другое русло” и выразить также чувства злости, боли, тревоги, страха.

 Преимущества метода арт-терапии в том, что он:

1) предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально – приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

2) ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;

3) дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;

4) позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения). Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;

5) помогает укрепить терапевтические взаимоотношения. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;

6) способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;

7) развивает и усиливает внимание к чувствам;

8) усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии (то, что оказывает исцеляющий эффект):

 1) фактор художественной экспрессии – воплощение чувств, потребностей и мыслей клиента в его работу, опыт взаимодействия с различными художественными материалами и художественным образом;

2) фактор психотерапевтических отношений – динамика взаимоотношений клиента-терапевта-группы (переноса и контрпереноса), проекции, влияние личного опыта;

3) фактор интерпретаций и вербальной обратной связи – трансформация, перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания, формирование смыслов.

Руководитель группы терапии искусством обеспечивает группу необходимым материалом и проявляет максимум гибкости для стимулирования художественного творчества Помещение должно обеспечивать место для движений и шумных игр. Роль руководителя – способствовать творчеству. Участники получают инструкцию полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о художественности своих творений.

 В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части:

 – одна — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70% сессии).

– другая часть — вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (30% сессии).

Литература

  1. Копытин А. И.Практикум по арттерапии. — СПб., 2000.

  2. Активные методы в работе школьного психолога. — М., 1990. — С. 3— 10; 32—95; 109-164.

Источник: https://infourok.ru/artterapiya-kak-vozmozhnost-psihologicheskoy-korrekcii-nevroticheskih-rasstroystv-u-detey-2348493.html

Арт-терапия для детей – Психология ру

Арт-терапия невроз

Арт-терапия в работе с детьми разного возраста относится к одной из наиболее эффективных форм психотерапии.

Перед проведением лечения необходимо провести тщательный анализ психоэмоционального состояния ребенка и определить уровень его психического развития.

Для этой цели профессиональными детскими психологами применяются различные современные методики и техники. После постановки диагноза подбираются оптимальные способы коррекции состояния.

Внимание! Программа арт-терапии для детей помогает не только стабилизировать эмоциональное состояние, но и вылечить без применения лекарств многие заболевания.Кроме решения ряда проблем, связанных с нарушением психоэмоционального фона, занятия со специалистами позволяютразвить у ребенка мелкую моторику рук, мышление, воображение и речь.

Особенности работы профессиональных арт-терапевтов

Специалисты, применяющие различные методы арт-терапии, в совершенстве владеют техниками, досконально знакомы с тонкостями детской психологии и могут раскрыть скрытые таланты у детей даже самого раннего возраста.

Благодаря арт-терапии удается успешно избавиться:

  • от комплексов;
  • внутренних зажимов,
  • страхов и переживаний;
  • трудностей с засыпанием;
  • недержанием мочи;
  • конфликтов ребенка с самим собой и т.д.

Врачи используют чрезвычайно мягкие, щадящие лечебные техники, поэтому никакого негативного влияния на психоэмоциональное состояние ребенка не происходит.

Основной принцип работы с детьми – доступная, позитивная, веселая игровая форма. задача специалиста – установить тесный контакт с ребенком и завоевать его полное доверие. Только тогда можно узнать о том, что действительно мучает ребенка и что стало причиной появления проблем. Затем арт-терапевт разрабатывает индивидуальный алгоритм помощи маленькому пациенту.

Направления арт-терапии

Применение арт-терапии показано при необходимости мягкой коррекции эмоционального фона и психического состояния ребенка, а также для оказания действенной помощи в его самопознании, совершенствовании и дальнейшем общем развитии. Если сказать одной фразой, то общая программа помощи направлена на гармонизацию личности в целом.

Современный метод художественного творчества – арт-терапия разделяется на два направления:

  1. Применение художественных картин, скульптур, музыкальных произведений, прозы и поэзии. При тесном контакте с произведениями искусства создается особое эмоциональное поле и переживание, выравнивающее психоэмоциональный фон, помогающее устранить депрессию, невроз, бессонницу, фобии и пр.
  2. Использование с целью лечения и профилактики самых разнообразных негативных состояний разных видов художественного творчества. Во время занятий декоративно-прикладным искусством активизируется так называемый «процесс включенности» в творческую работу. Занятия имеют мощное тонизирующее действие, способны эффективно и безопасно снять эмоциональное напряжение, увидеть мир с позитивной стороны. Но самое главное – творческий процесс создает все необходимые предпосылки для гармоничного развития человека, независимо от его возраста, диагноза и рода занятий.

С целью коррекции психоэмоционального фона ребенка и взрослого показаны оба метода. В мировой психотерапевтической практике они широко применяются для работы с детьми и взрослыми.

Однако в последние несколько лет именно занятия художественным творчеством становятся все более и более популярными. Этому есть несколько объяснений.

Многие люди, никогда раньше не создающие картины и не умеющие держать в руках карандаш и кисть, начинают брать уроки рисования и находят в этом занятии своеобразную «отдушину». Так человек пытается интуитивно найти путь к красоте и гармонии и обрести душевный покой.

Самостоятельные занятия, несомненно, дают свой позитивный результат. Но арт-терапия под наблюдением квалифицированного специалиста повышает результативность в разы.

При составлении индивидуальной программы помощи пациентам следует учитывать, что детская арт-терапия кардинально отличается от занятий со взрослыми и имеет свои характерные особенности. Их следует учитывать, организуя уроки с малышами разного возраста.

Правила работы с детьми

  1. С первых минут занятий создать доброжелательную атмосферу. Должно быть удобно и комфортно даже самым замкнутым, недоверчивым и стеснительным детям.
  2. При выборе техники, упражнений и материалов для творчества учитывать возраст ребенка, его индивидуальные особенности, запросы и пр.
  3. Не допускать никаких негативных высказываний при оценке результатов. Даже если вместо осмысленной композиции был получен рисунок, состоящий из хаотичных линий, пятен и пр. опытный специалист должен подобрать нужные слова для одобрения и поощрения к дальнейшим занятиям.

    Бессмысленные линии или кляксы на самом деле – сигнал о помощи, ведь таким образом ребенок рассказывает о хаосе, творящемся в его душе.

  4. Постоянно поощрять маленького художника, указывать на его успехи, поддерживать, находить в рисунке или поделке особенные, оригинальные и значимые детали.

    Похвала – важная составляющая терапии.

  5. Организовать уроки таким образом, чтобы у ребенка любого возраста сформировалось уважение к другим людям и их творчеству. Любая критика, насмешки и пр. – под полным запретом. Следует учесть, что многие дети нередко готовы проявить жестокость по отношению к окружающим.

    Особенно это касается пациентов с психологическими проблемами и внутренними конфликтами.

Лечение с помощью рисования картин – изотерапия

Это – наиболее популярный метод лечения и профилактики многих проблем, вызванных нарушенным психоэмоциональным фоном. Метод изучен досконально и используется во всем мире. Его основу составляет «сигнальная цветовая система», ведь в подавляющем большинстве случаев с помощью цвета и ребенок, и взрослый подает миру сигналы о своей проблеме, рассказывает о том, что у него внутри.

Поскольку все дети, независимо от природных способностей очень любят рисовать, они охотно создают картины красками и карандашами. Опытный специалист на основании нарисованной картинки может провести анализ эмоционального и психического состояния малыша и подростка и разработать эффективную программу помощи в борьбе с эмоциональной зажатостью, комплексами и фобиями.

Любая эмоция и внутреннее переживание ребенка отображается в его рисунках. При этом часто такой ребенок не может или не желает выразить свои эмоции словами.

Арт-терапевт обращает внимание на следующие детали рисунка:

  • общую цветовую гамму;
  • преобладание какого-либо оттенка;
  • наличие или отсутствие определенных элементов в рисунке;
  • характер линий;
  • особенности штрихов и т. д.

Ребенок любого возраста стремится выплеснуть накопившиеся эмоции, выразить в линиях и цвете свое состояние, настроение, показать миру проблемы, страхи и переживания. Грамотный врач деликатно обсуждает готовый рисунок с ребенком. Это необходимо для лучшего понимания его психологического состояния.

В дальнейшем, в ходе процесса избавления ребенка от негатива, его рисунки начнут меняться. Результат психотерапевтических сеансов обязательно наглядно виден по изобразительному творчеству ребенка. Малыш постепенно вносит определенные коррективы в рисунок, использует иную цветовую гамму и детали.

Арт-терапия пищевой зависимости

Метод является дополнительным действенным способом, помогающим избавиться от такой распространенной проблемы, как пищевая зависимость. Используется с целью закрепления результатов, входит в индивидуально разработанную специалистом программу профессиональной психокоррекции.

Суть – выполнение пациентом творческих заданий. Подобные уроки имеют определенный психологический подтекст. Врач-психолог или психотерапевт проводит занятия по арт-терапии, наблюдает пациента в динамике, проводит коррекцию его психоэмоционального фона. Подобные методы лечения помогают пациентам любого возраста с разными видами пищевой зависимости избавиться от этой сложной проблемы.

Справка. Наиболее распространенные расстройства пищевого поведения – анорексия и булимия. Оба состояния относят к опасным нервным заболеваниям. При отсутствии грамотной врачебной и психологической помощи неизбежно развиваются тяжелые осложнения, угрожающие здоровью и даже жизни пациента.

  1. При нервной анорексииформируется навязчивая идея– сильный страх набрать лишние килограммы. Сначала пациент добровольно отказывается отеды. Это приводит к значительному уменьшению веса и психическому расстройству.
  2. При психогенной булимии практикуется следующий вид пищевого поведения – переедание, затем вызывание у себя рвоты с целью исключения набора лишнего веса.

По статистике более распространена привычка заедать стресс. Причиной лишнего веса в этом случае становится регулярное переедание нанервной почве. Подобное состояние тоже приводит к осложнениям – появлению ожирения, артериальной гипертензии, сахарному диабету, эндокринным патологиям, сердечно-сосудистым заболеваниям.

При ожирении все более нарушается баланс между приходом ирасходом энергии. Положение усугубляют вредные привычки и нездоровый стиль жизни. Интересен психологический портрет пациентов, страдающих от пищевой зависимости. Такие люди имеют характерные особенности нервной системы.

Например, употребление больших порций блюд, злоупотребление сладостями и пр. происходит при отсутствии чувства голода.

При этом, сама вкусная еда не вызывает изменения в психологическом состоянии, пища действует на обонятельные и вкусовые рецепторы и становится главным источником получения наслаждения.

Таким образом, это – самый простой и доступный способ добывания эмоционального комфорта для людей, подверженных стрессу.

Заедание стрессов приводит к формированию так называемого экзогенно-конституционального типа превышения веса. По статистике подобный вид ожирения составляет около 80% всех случаев.

Напоминаем: регуляция аппетита – это чрезвычайно сложный механизм, в котором принимают участие центры голода инасыщения головного мозга.

При неукротимом аппетите происходят нарушения реакций центра насыщения и сбой регуляции центра голода.

Интересен такой факт – поступление сигнала онасыщении служит механизмом запуска работы гипоталамо-гипофизарной илимбической систем. А они напрямую связаны спозитивными переживаниями.

Если человек испытывает эмоциональный стресс, у него растет чувство опасности, тревоги. Наэтом фоне чувство насыщения становится своеобразным способом компенсации, приводящим к позитивной эмоциональной реакции.

К группе риска относят эмоционально лабильных пациентов с неустойчивой психикой, тревожными идепрессивными симптомами. Они дают гиперфагическую реакцию настресс и такой ответ является формой их защиты.

Учитывая сложности механизма возникновения пищевой зависимости самостоятельно разобраться в проблеме не представляется возможным. Поэтому, оптимальным решением при наличии любой формы пищевой зависимости является обращение к специалистам.

Арт-терапевт способен успешно реализовать многие задачи:

  1. Провести подробный анализ внутреннего психологического состояния пациента.
  2. Подобрать инструменты и материалы для работы.
  3. Помочь пациенту высвободиться от накопившиеся груза, давящих чувств, переживаний и внутренних конфликтов.
  4. Дать возможность пациенту увидеть иную, позитивную сторону мира.
  5. Разобраться в себе самом, дать оценку своим действиям, поступкам, желаниям.

Арт терапия пищевой зависимости проводится как в индивидуальном порядке, так и в группе. Взаимодействие пациентов в рамках отдельной рабочей группы, как правило, дает более эффективные результаты и помогает быстрее пройти период закрепления результатов программы похудения и/или избавления от пищевой зависимости.

Занятия с психотерапевтом посвящены исключительно созданию творческих объектов, затем их тщательному исследованию и последующей аналитической работе. Все это требует специальных знаний, высокой квалификации и опыта врача/педагога.

Отличительная черта арт-терапии для лиц, страдающих пищевой зависимостью

Методика имеет отличия от обычных видов художественного творчества, когда не требуется профессиональная психологическая интерпретация полученного результата. Здесь же задания, которые необходимо выполнить пациенту, представляют собой тщательно разработанные психологические тесты.

Занятия проводятся дипломированным специалистом. Он не только сможет грамотно обработать полученный результат, но и разработает план коррекции психоэмоционального фона.

Важно! Существует некоторая деталь, смущающая многих пациентов, полагающих, что у них нет таланта для занятий художественным творчеством. В данном аспекте арт терапия – это терапевтическая мера, не требующая никаких профессиональных художественных навыков и способностей.

Занятия становятся эффективным и доступным для большинства пациентов способом успешно преодолеть нездоровые пищевые привычки. Для врача-психотерапевта – это надежный инструмент психодиагностики и возможность выстроить личную работу с каждым пациентом.

Пищевая зависимость. Что дают занятия по арт терапии?

Проводимая специалистом психодиагностика и психотерапия опирается на две составляющие – сбор достоверной информации о пациенте и действенная психологическая помощь.

Это чрезвычайно сложная задача, так как внутренний мир любого пациента скрыт им самим из-за природных механизмов психологической защиты. Психотерапевт должен действовать деликатно, сделав получение необходимой для помощи информации завуалированным. Для этой цели существуют особые методы – прохождение явного или скрытого психологического анкетирования и тестирования.

После этого осуществляется работа же с полученными данными, анализируются установки и чувства. Специалист ставит задачу – донести полученную анализированную информацию до самого пациента. Это следует делать аккуратно, осторожно, безболезненно для психики.

Грамотно построенная арт-терапия способствует высвобождению переживаний и внутренних конфликтов и позволяет избавиться от зависимости, потребность в которой у пациента нивелируется.

Источник: https://psychologia.ru/perfection/terapy/child-art

Невроз гуру
Добавить комментарий