Чувство вины как невроз

Содержание
  1. Невротическое чувство вины: как напрасный стыд отравляет нам жизнь
  2. Невротическое чувство вины, что это?
  3. Откуда берется «невротическая» вина и как ее определить?
  4. От чувства вины — к свободе
  5. Страх Божий и страх человеческий
  6. Куда уходят желания?
  7. Освобождение от вины | Саморазвитие, Социум | Наша Психология
  8. Наследие дедушки Фрейда
  9. Экзистенциальный подход
  10. Зачем нужна невротическая вина?
  11. Кто не поступил в институт?
  12. В поисках виноватого
  13. Причины самобичевания
  14. Как распознать?
  15. Тест на реальность
  16. Освобождение от невротической вины
  17. Раскаяние без прощения приводит к неврозам. Советы психолога о чувстве вины
  18. Вина мнимая и настоящая
  19. Как чувство вины доводит человека до невроза
  20. Пять шагов к прощению
  21. Нездоровое чувство вины
  22. Что в итоге
  23. Благодарность — лекарство от невротического чувства вины
  24. Но если его применять в непростой ситуации как “волшебный пендаль” обессиленного или расстроенного человека, это не приводит к хорошим последствиям. Как же быть нравственным и  ответственным людям, которые встречаются с какими-то тяжелыми для себя вызовами, в то время как внутренний, да и внешние голоса навязчиво советуют: “Соберись, тряпка, вон, твоя бабка после операции уже на третий день в огороде картошку копала, потому что жрать нечего было, а ты тут от банального гайморита третью неделю на больничном”?
  25. Благодарность – это приятное чувство 
  26. Что скрывает невротическая вина

Невротическое чувство вины: как напрасный стыд отравляет нам жизнь

Чувство вины как невроз

Знаете ли вы что чувство вины из всех живых существ способны испытывать только люди? Существует множество научных теорий, объясняющих возникновение чувства вины, однако все они сходятся в одном – это чувство критически важно для существования человеческого социума в том виде, в котором он существует сегодня.

Чувство вины является неким предохранителем, не позволяющим нам вести себя агрессивно или же аморально. Страх перед муками совести способствует тому, чтобы мы выполняли возложенные на нас социальные обязательства, заботились о слабых, честно выполняли свою работу.

Согласно наблюдениям криминалистов, психопаты и маньяки отличаются тем, что не способны испытывать чувство вины и сострадания и именно этот дефект в их психике позволяет им совершать преступления.

Невротическое чувство вины, что это?

Все хорошо в меру. Излишнее чувство вины так же гибельно, как и его полное отсутствие. Согласно статистике, почти 80% всех самоубийств происходит из-за избыточного чувства вины или стыда. Психологи разделяют «настоящее» чувство вины и «невротическое».

Люди испытывают «настоящую» вину, если поступают плохо. А «невротическое» чувство вины возникает в ситуации, когда человек винит себя, но при этом он не сделал ничего плохого.

Вот некоторые классические примеры того, как себя проявляет невротическое чувство вины:

  • Человек винит себя в том, что никак не мог предотвратить, поскольку это лежало вне зоны его ответственности и возможностей. Например, пятилетний ребенок винит себя за развод родителей. Некоторые люди способны испытывать стыд за то, что кому-то хуже им. Вам стыдно, что в Африке голодают дети, а вы съели уже вторую котлету? Это невротическая вина.
  • Человек испытывает слишком сильное чувство вины по сравнению с величиной своего проступка. Вы когда-то солгали своей маме, что потеряли дневник и теперь тридцать лет спустя все еще не можете этого забыть и чувствуете свою вину? Значит у вас именно «невротическое» чувство вины.
  • Чувство вины за «плохие» (злые, пошлые, аморальные) мысли и желания некоторые психологи так же выделяют как невротическое. Контролировать свои мысли значительно сложнее, чем поступки, а зачастую и вообще невозможно. Тем не менее, люди способны годами страдать из-за того, что когда-то подумали. Например, подростки часто испытывают вину за сексуальные фантазии или сны.

Таким образом, «невротическое» чувство вины мало зависит от того, как в реальности ведет себя человек. Даже будучи абсолютно положительным, он может постоянно испытывать изматывающее чувство вины, выражающееся в навязчивых мыслях, низкой самооценке, а в критических случаях – даже в попытках самоубийства.

Откуда берется «невротическая» вина и как ее определить?

Психологи связывают наличие невротического чувства вины с особенностями личности, сформировавшимися в раннем детстве. В возрасте от года до пяти ребенок учиться не только ходить, говорить и чистить зубы щеткой.

Этот возраст так же является критическим для того, чтобы сформировать мнение о себе, как о человеке.

Какой я? Хороший, добрый и честный? Или же я неправильный, плохой и вообще причина всех бед окружающих? Представление о себе у ребенка формируется на основе тех характеристик, которые транслируют ему близкие люди – родители, воспитатели, родственники.

Если ребенок постоянно оказывается «виноват» во все: в том, что упал и испачкался, в том, что папа пришел злой с работы, что у бабушки поднялось давление, то это формирует основу для возникновения невротического чувства вины в будущем.

Здоровое «правильное» чувство вины говорит нам, что следует делать по-другому, чтобы стать лучше и сделать лучше мир вокруг себя. В то время как невротическое чувство вины не приносит нам ничего, кроме моральных терзаний и от подобной «вины» психологи советуют избавляться, либо самостоятельно, либо с помощью специалиста.

Чтобы определить, является ли чувство вины «настоящим» или же «невротическим», достаточно честно ответить себе на следующие вопросы:

  1. Действительно ли то, что произошло, было на моей ответственности? И если да, то что заставляет меня так думать? Есть ли тому какие-то доказательства?
  2. Какие именно моральные нормы я нарушил(а)? Являются ли эти моральные нормы адекватными и обоснованными?
  3. Могу ли я как то исправить то, что случилось?
  4. Если то же самое случиться в будущем, смогу ли я как то это предотвратить или это не в моей власти?

Источник: https://umnaja.ru/nevroticheskoe-chuvstvo-viny-kak-neopravdannyj-styd-otravlyaet-nam-zhizn/

От чувства вины — к свободе

Чувство вины как невроз

От чувства вины — к свободе

3533     Комментариев: 2

— И здоровое, и невротическое чувство вины весьма мучительны и очень похожи, — рассказал один из участников конференции «Святоотеческая психология и современная практика Церкви» Дмитрий Сергеевич Дроздов — магистр психологии, президент Ассоциации понимающей психотерапии. Но есть, по его словам, и существенная разница: здоровое чувство вины направлено на поступок, а невротическое человек направляет на самого себя.

Грех, безусловно, отзывается в нас виной. Но если в человеке нет душевных патологий, его совесть не только указывает на неправоту, но и показывает, как можно исправить ситуацию.

Если же личность невротизирована, то человек от конкретной ситуации тут же переходит к обвинению себя, не связанному с отдельными поступками. Вся его жизнь и деятельность связана с постоянным переживанием стыда, но не за что-то, о чем он может определенно сказать, а непонятно за что.

Ему кажется, что он всегда виноват и поэтому исправить ситуацию невозможно. Невротическое чувство вины рождает в человеке пассивность — это его характерный внешний признак.

Но, может быть, постоянно ругая себя, мы приблизимся к духовной высоте апостола Павла, который совершенно искренне считал, что он есть самый грешный человек на земле? Увы, это не так. Чувство собственной беспросветной «плохости», как ни странно, не делает нас смиреннее.

Наоборот, человек, терзаемый чувством невротической вины, очень часто не способен адекватно реагировать даже на мягкую критику. Он так измучен внутренней ненавистью к себе, что жаждет похвалы и поддержки извне.

Такие люди панически боятся оценки окружающих, им всегда кажется, что их оценили недостаточно — а это, в свою очередь, приводит к росту тревоги, напряжения и в итоге к клинической депрессии.

Невротическая вина иллюзорна, и она — как любая иллюзия — закрывает человеку путь к подлинному покаянию. Она изматывает, и личность, которую терзают ее проявления, тратит на борьбу с призраками те силы, которые могла бы направить на преодоление себя, своих реальных грехов и их последствий.

Исповедь в таких случаях если и дает облегчение, то только на короткое время. Страдающий невротик может прекрасно понимать, что его мучительные самообвинения не имеют ничего общего с реальностью, но одного понимания недостаточно.

Это чувство нельзя победить уговорами и другими способами рационализации.

Что же делать? Дмитрий Сергеевич Дроздов продемонстрировал собравшимся несколько приемов работы с навязчивым чувством вины, которые позволяют пациенту если не освободиться от него сразу, то по крайней мере взглянуть на свои мучения со стороны.

— Для этого нужно принять позу вины, как бы надеть на лицо маску вины, — пояснил он. — Что мы чувствуем? Наверное боль, может быть, усталость, отчаяние… А теперь мысленно нарисуйте картину вашей вины. Что вы видите? Что с вами происходит?

На сеансах психотерапии пациент при поддержке терапевта пытается мысленно перейти из состояния вины к состоянию свободы. Существуют различные методики, помогающие это сделать. Такого рода упражнения помогают дистанцироваться от навязчивых мыслей и сделать первый шаг по направлению к душевному здоровью.

Страх Божий и страх человеческий

— Страх Божий, — отметил Митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий, — это состояние души высокодуховного человека. Это духовный дар, который дается Господом так же, как дар покаяния и другие подобные дары. От страха Божия следует отличать чисто человеческий страх наказания.

Владыка предложил собравшимся в форме свободной дискуссии порассуждать о том, правда ли, что для большинства современных православных христиан вера связана со страхом перед адскими муками. И если это так, то хорошо ли это?

Слушатели высказали разные точки зрения. Для кого-то апелляция к страху наказания оказалась неприемлемой даже в воспитательных целях, кто-то, напротив, высказал убеждение, что страх наказания за грех — естественная составляющая духовной жизни падшего человека.

— Если у человека есть какие-нибудь психологические проблемы, неврозы, — подвел итог обсуждения Митрополит Игнатий, — то он легко может принять сопутствующий им страх за непременное условие духовной жизни. Чтобы побороть свою тревожность, такие люди стараются исполнить все церковные предписания вплоть до мельчайших. Они становятся заложниками своей боязни.

Однако страх как таковой — далеко не всегда отрицательное явление. Это заложенный в нас Богом сигнал об опасности, который, в том числе, помогает нам избежать греха.

Вместе с тем нужно помнить, что страх наказания — это страх раба, страх не получить свою награду — это страх наемника, а подлинный страх Божий выше всего этого.

Он сочетает в себе благоговение перед величием Бога и понимание, как же мал и немощен человек по сравнению с Его могуществом. Это страх оскорбить Бога, потерять Его любовь, на которую человек уже откликнулся всем сердцем.

Куда уходят желания?

— Часто бывает так, — поделилась опытом своих наблюдений психолог, психотерапевт, член Российского общества «Person Centered Approach» Марина Сергеевна Филоник, — что человек сам не знает, чего хочет — ни в духовной жизни, ни вообще. Он ни к чему не стремится, ничего не делает, но при этом чувствует катастрофический упадок сил. Причина такого болезненного состояния чаще всего заключается в том, что человек неправильно строит отношения со своими желаниями.

Все мы знаем, что наши желания могут не исполниться. Не получая чего-то вожделенного, мы испытываем душевную боль, расстройство, разочарование, смущение. Такого рода переживания в нашей жизни неизбежны. Они помогают человеку взрослеть, обогащают наш душевный опыт.

Однако невротизированная личность может решить проблему неисполнения желаний по-другому: просто избавиться от них. Нет желания — нет разочарования. Однако парадокс в том, что наши желания являются в то же самое время источником энергии, которая помогает добиваться цели.

Посмотрите, например, с какой неохотой и слабостью нерадивый студент просыпается утром, чтобы пойти на первую пару, — и с каким рвением тот же самый студент, который еле-еле досиживал лекции, бежит на свидание к любимой девушке… Откуда только силы взялись! Конечно, желание желанию — рознь, и греховные стремления нужно уничтожать в зародыше. Но видеть свои желания и осознавать, что они есть и каковы они, обязательно нужно. Тогда мы сможем построить с ними правильные отношения.

Эти отношения начинаются с понимания того, что наши желания вытекают из наших потребностей. Потребности бывают разные, но в целом это то, что нам необходимо, чтобы жить полноценной жизнью. Если их игнорировать, могут возникнуть проблемы со здоровьем и различные психологические нарушения.

Однако уделяя должное внимание своим желаниям, нужно научиться от них дистанцироваться. То есть у нас должна быть установка не «я — это мое желание», а «у меня есть желание».

Тогда мы сможем лишить вредные желания влияния на нас, а полезные — максимально использовать для достижения благих целей.

Газета «Православная вера» № 05 (601)

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/ot-chuvstva-viny-k-svobode

Освобождение от вины | Саморазвитие, Социум | Наша Психология

Чувство вины как невроз

Записала Нина Хмурчик

Если вы чувствуете себя виноватым, совсем не обязательно, что вы сделали что-то плохое. Иногда наша психика включает защитные механизмы и появляется вина невротическая, призванная защитить нас от чего-то. В этой статье мы разберем, как работают защитные механизмы, зачем они нужны и как их ослабить. 

Наследие дедушки Фрейда

На протяжении истории психологии подходы к пониманию вины отличались. Например, Зигмунд Фрейд понимал вину как тревогу человека, зависимого от общества. Маленький ребенок сталкивается с этим чувством, когда совершает проступок, за который родители его могут наказать или лишить своей любви.

Особенно когда родитель сам говорит: «Я тебя перестану любить, если ты не сделаешь то-то… будешь вести себя так-то…» В этот момент ребенок испытывает сильную тревогу, страх, потому что родители для него – это весь его мир, почти боги.

И лишиться родительской любви – значит потерять все. И вот ребенок начинает испытывать вину, меняться, подстраиваться под родителей, становится более удобным и правильным, он делает то, что ему скажут, и не делает того, что ему запрещают.

Уже взрослым человеком он испытывает ту же тревогу, попадая в ситуации, когда он что-то сделал не так. И приравнивает эту тревогу к чувству вины. Он все еще боится, что его лишат любви или сделают что-то плохое. Поэтому ему нужно срочно измениться, подстроиться под окружающий мир.

Этот подход к вине был очень распространен, и до сих пор многие так и определяют вину.

Экзистенциальный подход

С точки зрения экзистенциальной психологии подлинная вина заложена в человеке с рождения. И базируется она не на страхе, а на любви. Когда мы испытываем подлинную, настоящую вину, мы боимся, как правило, не за себя, не за то, что нас лишат любви или безопасности, мы тревожимся за что-то, что нам дорого.

Для примера возьмем две ситуации.

  • В первом случае вы опаздываете на встречу с руководителем. Вы мучаетесь, переживаете, ожидаете от него недовольства и, может быть, какого-то выговора. Вы приезжаете и судорожно начинаете просить прощения. Вы думаете, что испытываете вину. Но начальник вам не дорог, и боитесь вы осуждения или того, что опоздание повлечет за собой какие-то последствия. В общем, боитесь вы за себя, за свою безопасность. Это невротическая вина.
  • Во втором случае вы опаздываете к больной маме. Она вам дорога, вы ее любите и не хотите опоздать, чтобы она не переживала. Вас никто не осудит, когда вы наконец придете, никто не лишит любви и безопасности, но вы ощущаете вину за то, что заставили ее ждать. Вы беспокоитесь не за себя, не за свою безопасность, а за другого человека. И именно это отличает подлинную вину от невротической.

Зачем нужна невротическая вина?

Для начала неплохо бы разобраться в том, зачем нашей психике вообще нужны неврозы. Процитирую известного психотерапевта А. Е. Алексейчика: «Невротик видит мир через мутное стекло». Что это значит? Человек с неврозом не хочет видеть реальность такой, какая она есть. Ему страшно. И тогда он создает (неосознанно, конечно) свою реальность.

Возьмем одну из видов невротической вины – вину, вызванную неврозом ответственности. Она появляется тогда, когда мы берем на себя чужую ответственность, потому что отдать ее тому, кому она действительно принадлежит, нам почему-то очень страшно.

Кто не поступил в институт?

К примеру, есть мама и сын. Мама очень хочет, чтобы сын поступил в университет, нанимает ему репетиторов и тщательно следит за его успехами. Но тут ей нужно уехать в командировку и сын на какое-то время остается один.

Мама приезжает, а сын (который выше ее уже на две головы) провалил экзамены и не поступил. И мама чувствует себя виноватой.

Что же она натворила? Надо было сидеть дома и следить за ребенком! Тут можно было сказать, что она переживает за дорогого ей человека и вина настоящая, но не все так просто.

Мама защищает ребенка, но в каком смысле? Она как бы говорит себе: «Ребенок-то у меня хороший, это я виновата, что не уследила». Если ребенок у нее хороший, то и она сама хорошая мать. Получается такой парадокс. Защищает она все-таки себя.

Или, допустим, она может бояться поверить в то, что сын уже взрослый, несет ответственность, а значит, как мать она не нужна. Ей тяжело это принять, поверить и увидеть эту реальность, и она защищает себя.

В поисках виноватого

Бывают случаи, когда мы перекладываем ответственность на других. Когда умирает дорогой человек, иногда родственники начинают обвинять врачей. Бывает, врачи действительно виноваты, бывает, что нет. Просто болезнь взяла свое.

Но если я никого не обвиню, то как я смогу жить дальше? Мне придется увидеть, что мир несправедлив, любимые люди умирают. Это тяжело и страшно, и с этим ничего нельзя сделать. Но если я обвиню врачей, то все сразу станет нормальным. Это не мир плохой, это конкретные врачи не справились. А так мир хороший и справедливый.

Причины самобичевания

Есть еще один распространенный вид невротической вины – вина как сливной канал. Она возникает, например, в ситуации, когда человеку сделали больно или его разозлили, а отреагировать в этой ситуации он не смог. Не успел, момент был упущен, постеснялся. Вариантов может быть масса.

Но в человеке кипит огромная негативная энергия, и ей нужно куда-то деться. И он направляет ее на себя. Начинаются самообвинения, человек начинает себя морально уничтожать.

Эти самообвинения на самом деле агрессия на себя. Для чего это нужно? Легче выплеснуть куда-то негативную энергию, чем остаться с ней, пусть даже в итоге пострадаешь от нее ты сам.

Но именно на себя ее направить бывает проще всего.

Как распознать?

Защита от реальности объединяет все виды невротической вины. Они работают на нас, но при этом зачастую с очень крупными жертвами. Иногда невротическая вина может довести до самоубийства или смерти. Вспомните классическое произведение Чехова «Смерть чиновника». Невротическая вина Ивана Червякова была так ничтожна, но так его мучила, что он пришел домой и умер.

Интересно в невротической вине и то, что окружающие вообще могут не обвинять ни в чем человека. Но ему кажется, что его все винят, что его сейчас просто распнут и надо спасаться немедленно.

Тест на реальность

Отличить невротическую вину от подлинной иногда можно по тому, куда направлен мой взгляд. Если я смотрю в себя, я сосредоточен на себе, то речь, скорее всего, идет о невротической вине. А если я думаю в первую очередь о другом, тревожусь за другого, то скорее речь идет о настоящей, подлинной вине.

Освобождение от невротической вины

Часто невротическая вина служит защитой человека от травмирующих обстоятельств. Поэтому если человек интенсивно сопротивляется, рушить эти защиты слишком старательно не стоит. Надо разбираться с тревогой. И поможет справиться с этой непростой задачей психотерапевт. Если получится облегчить тревогу, от которой человек так яростно отбивается, то тогда и невротическая вина уйдет.

И соответственно, защита становится не столь важной. Но избавиться от невротической вины совсем не получится. Этой вины нет только у глубоко самодостаточных людей, которые в чем-то нашли сильную опору.

В следующей статье мы расскажем о подлинной вине: что она нам может дать и как найти прощение.

винаосознанностьсамообвинениечувство вины

Источник: https://www.psyh.ru/osvobozhdenie-ot-viny/

Раскаяние без прощения приводит к неврозам. Советы психолога о чувстве вины

Чувство вины как невроз

Чувство вины одним помогает совершать правильные поступки, других доводит до саморазрушения. Из нашей статьи вы узнаете, как отличить полезное чувство вины от опасного.

Информация взята из книги психолога Марины Сульдиной «Вина мнимая и настоящая».

Вина мнимая и настоящая

Представьте, что опаздываете на деловую встречу. Вас ждет начальник и коллеги, которые не могут начать встречу без вас. Что бы вы чувствовали в этот момент? Многие люди в такой ситуации испытывают страх, дискомфорт, стресс и, как ни странно, вину.

А теперь представьте, что опаздываете к родителям, которые с самого утра ждут вашего приезда. В этом случае мы тоже испытываем вину, но есть разница.

В первом случае мы боимся за себя. Ведь это о нас плохо подумают коллеги, а начальник наверняка решит, что мы непунктуальны. Во втором случаем мы причиняем неудобства не себе, а родителям.

Марина Сульдина — психолог, старший преподаватель Московского провославного института. Не советует считать себя «хуже всех»

В этом отличие настоящей вины от ненастоящей. Если мы причинили боль другим людям — вина настоящая, если мы переживаем за себя — вина мнимая (невротическая).

Как чувство вины доводит человека до невроза

Смысл настоящего чувства вины — показать нам, в чем мы неправы. Чтобы мы могли исправить ситуацию.

Но иногда, даже здоровое чувство вины ведет нас к саморазрушению.

Митрополит Антоний Сурожский рассказал историю о человеке, который 60 лет жил с чувством вины. Этот человек в молодости нечаянно погубил свою возлюбленную. Во время перестрелки она подняла голову и он выстрелил в нее.

Человек был шокирован произошедшим. Он раскаивался в своем поступке многие годы. Ходил на исповедь, молился, причащался, но успокоения так и не получил.

И вот, спустя 60 лет после произошедшего он пришел к Антонию Сурожскому и рассказал ему о своих терзаниях.

Но зачем ты просишь прощения у Бога, — спросил его митрополит, — проси прощения у своей девушки. Сегодня же, после молитвы обратись к ней и попроси прощения.

Человек так и сделал. И наконец, его душа получила успокоение.

Пять шагов к прощению

Чтобы обезопасить себя от неврозов, связанных с чувством вины нужно пройти путь из 5 этапов:

Понимание произошедшего

Жизнь — это череда принятия решений. Одни наши решения верны, другие — нет. На этом этапе необходимо осознать, что что-то пошло не так, как должно было.

Осознание ответственности

Если в произошедшем есть ваша вина, необходимо сразу признать ее. Попытка отвести от себя обвинения может не только привести к неврозу, но и испортить отношения с близкими людьми.

Раскаяние

Необходимо проявить желание исправить ситуацию. Решимость исправить свой поступок запускает искупление.

Искупление

Искупление вины — путь к прощению. Если вы причинили обиду, то единственный способ это исправить — подарить любовь и заботу.

Искупление — это ваши действия. Например, мальчик потерял на улице кошку. А затем весь вечер искал ее, пока не нашел. Или сын украл деньги у матери, а потом взял подработку и вернул.

Прощение

Прощение — это самый важный этап в исправлении ситуации. Если не получить прощения, это может привести нас к отчаянию.

Порой люди зацикливаются на получении прощения, которое не приносит им облегчения. В этом случае необходимо осознать, что мир несовершенен. И наш поступок, который причинил кому-то неприятности сделал этот мир чуточку несовершеннее. Главное — вынести для себя урок и не поступать так в будущем.

Нездоровое чувство вины

Наша психика умеет вводить нас в заблуждение. Страх, боль, стыд, тревога маскируются и скрываются, а на поверхности появляется невротическое чувство вины.

Боязнь критики

Одна женщина, услышав неприветливый голос подруги в телефонной трубке, начала мучиться, вспоминая, чем же она могла ее обидеть во время последней встречи. Женщина думала, что виновата чем-то, хотя ее подруга просто была занята и ей неудобно было разговаривать.

В этом примере женщина на самом деле боится неодобрения, ее одолевает страх быть непринятой. Такие люди просят прощения и оправдываются, если чувствуют угрозу критики.

Можно посоветовать людям с подобным неврозом более адекватно относиться к замечаниям в свой адрес. Не принимать их лично. Вместо этого использовать замечания как повод изменить что-то в своем поведении.

Хроническое чувство вины

Некоторые люди чувствуют вину, если кашлянули в автобусе. Оправдываются, если просят близкого человека о небольшой услуге. Чувствуют угрызения совести, если напоминают знакомому вернуть деньги, отданные в долг.

Под чувством вины у таких людей маскируется травма, которую они получили в детстве. Возможно, они были гонимыми в школе или их много раз отвергали близкие люди. И вот теперь они боятся причинить малейшие неудобства окружающим.

Самостоятельно побороть такой невроз сложно. Здесь нужна помощь специалиста.

Защита от внешней угрозы

Одна женщина исповедовалась в том, что гневается на мужа и не имеет кротости перед ним. Однако, как выяснилось позже, ее супруг обладал деспотичным характером и сам вел себя жестко по отношению к ней.

В этом случае ее реакция — ответный гнев — была естественной. Это был не грех, а самозащита.

Половая тряпка

Некоторые люди настолько боятся ответственности за свои поступки, что добровольно лишают себя всякого выбора. Они опускаются на самое дно и все тревоги уходят. Жизнь как бы течет сама собой.

Про это говорил иеромонах Макарий (Маркиш): «Вот, лежит у меня на пороге половая тряпка. Ругаюсь ли я с ней? Нет. Гневается ли она? Да никогда. А если и подает она какой возглас — то я пройдусь по ней каблуком — и она смиряется. Полежит такая тряпка у порога, подзатаскается, а когда совсем в негодность придет — я ее швырну на помойку и другую положу не ее место».

В этом случае именно страх ответственности заставляет людей принимать на себя любую вину, лишь бы не приходилось что-то в своей жизни менять.

Вина перед собой

Иногда, единственный человек, которому мы причиняем боль — мы сами.

Например, во время собрания у нас была мысль высказать что-то полезное, но мы этого не сделали. Мы будем жалеть об упущенной возможности показать себя, принести пользу окружающим.

Многие люди, навредив себе, уходят в самоуничижение. Самоукоры и самообвинения только ухудшают ситуацию.

К сожалению, святые отцы также учат нас самоосуждению, осознанию совей греховности.

Но разве Господь хочет нас осудить? Причинить нам страдания из-за угрызений совести? Нет. Осознав свою греховность, мы должны приложить все усилия, чтобы исправиться. Этого же хотят от людей и святые отцы.

Что в итоге

Научитесь различать настоящую вину, когда ваши действия причиняют боль другим людям.

Приложите усилия, чтобы получить прощение. Иначе чувство вины может перерасти в саморазрушение.

Получив прощение — успокойтесь. Мир неидеален.

Если вы чувствуете вину, не причинив другим людям вреда — это чувство невротическое. Найдите причину вашего переживания или обратитесь за помощью к специалисту.

Если вы причинили вред самому себе — не укоряйте себя. Приложите усилия, чтобы исправиться.

Андрей Погожев

Не нужно себя ни в чем винить! И другие советы священника

Источник: https://zyorna.ru/news/publications/raskajanie-bez-proschenija-privodit-k-nevrozam-sovety-psihologa-o-chuvstve-viny.html?blog=2018-07-12-kak-borotsya-s-gnevom

Благодарность — лекарство от невротического чувства вины

Чувство вины как невроз

Стоит отыскать, за что мы БЛАГОДАРНЫ тем, с кем себя сравниваем,  и многое станет на свои места.

Чувство вины может быть как непосредственно связано с ответственностью человека, который переживает чувство вины, так и являться чем-то, что не принадлежит текущему опыту.

У Карен Хорни, я впервые встретила понятие “невротической” вины, как чувства, которое переживает человек, принимая на себя ответственность, которая явно ему не принадлежит и находится далеко за пределами его деятельности.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

К невротической вине часто относят “вину выжившего” – состояние, когда участник или очевидец катастрофы, военных действий или стихийного бедствия ощущает себя виноватым за то, что он живет как будто вместо погибших.

Если слепой случай был не достаточно слепым и  “выбирал”, кого оставить в живых, то  теперь, надо соответствовать каким-то критериям, всегда неясным и всегда завышенным.

Специалисты стали изучать эти размышления своих пациентов и клиентов более пристально, когда стали встречаться с посттравматическим стрессовым расстройством.

Но иногда “вина выжившего” ощущается при довольно мирных обстоятельствах, например, родственниками человека, умершего от так называемых естественных причин.

  • “Он умер, а я живу. Зачем? Он был лучше меня, достойнее меня. Почему я не ушел вместо него?” – такие мысли закрадываются очень многим скорбящим.
  • Последнее прощание с любимым человеком часто бывает окрашено виной.
  • “Я сделал недостаточно, если бы я постарался, он бы еще жил”.
  • “Я иногда плохо думала про него, возможно, он догадывался об этих мыслях и это подтолкнуло его к смерти”
  • “Возможно, в более дорогой клинике их бы поставили на ноги, почему мы не нашли возможность взять еще один кредит?”

С этой виной встречаются почти все. И она является частью работы горя при переживании тяжкой утраты.

Но в постиндустриальном обществе, где тяжелая работа выполняется, в основном, сложными механизмами, а уровень комфорта среднего  гражданина довольно высок, возникает еще один вид вины.

Но если его применять в непростой ситуации как “волшебный пендаль” обессиленного или расстроенного человека, это не приводит к хорошим последствиям.

Как же быть нравственным и  ответственным людям, которые встречаются с какими-то тяжелыми для себя вызовами, в то время как внутренний, да и внешние голоса навязчиво советуют: “Соберись, тряпка, вон, твоя бабка после операции уже на третий день в огороде картошку копала, потому что жрать нечего было, а ты тут от банального гайморита третью неделю на больничном”?

Есть один способ, который иногда здорово облегчает дыхание:

Часто за “невротической” виной стоит благодарность, которую вовремя не удалось выразить или даже ощутить.

А любое чувство, если его своевременно не обработать определенным образом, может переродиться во что-нибудь неузнаваемое.

Отвергнутая любовь – в ненависть.

Невыраженная благодарность – в вину.

Стоит отыскать, за что мы благодарны тем, с кем себя сравниваем,  и многое станет на свои места.

Вместо “Что я за мать?” можно лишний раз позвонить той, что растила пятерых и сказать ей “спасибо”.

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 

А если сказать лично невозможно, то можно рассказать о своей благодарности к матери своим детям.

Не в назидание, а с уважением к тем, кто жил в непростые времена, но и без канонизации – все живые люди, у всех были проблемы, и мать пятерых детей, возможно, не встречалась с теми задачами, которые есть у матери единственного ребенка в современном мире.

Внук раскулаченного деда может быть благодарен, что дед смог сохранить в живых его отца. 

Благодарность – это приятное чувство 

Переживая его, мы не сжимаемся, а становимся “больше” и “теплее”.

Проверьте ощущения, когда будете думать о благодарности.

Даже участников страшных историй можно благодарить за то, что они являют пример любви и мужества, человеческой уязвимости и силы одновременно.

И, по моему опыту, благодарность – чувство куда более социально полезное, чем вина.

Из невротической вины чаще рождается депрессия, которая ничего не дает внешнему миру или навязчивая гиперопека тех самых “обиженных” или “несчастных”, которая часто оказывается неловкой, избыточной или неуместной.  

В отличие от вины, благодарность сохраняет и приумножает психическую энергию человека, помогает завязывать социальные контакты и создавать что-то полезное, в том числе и для тех, кто в настоящий момент и в обозримом пространстве испытывает сложности или страдания.

В случае реальной вины благодарности тоже есть место.

Она возникает там, где человек принял свою ответственность, принес извинения, возместил ущерб и это было принято, а виновник инцидента – прощен.

А там, где вина не имеет реальных оснований, благодарность может стать хорошим противоядием против самообвинения. опубликовано econet.ru 

Светлана Панина 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/138127-blagodarnost-lekarstvo-ot-nevroticheskogo-chuvstva-viny

Что скрывает невротическая вина

Чувство вины как невроз
За невротической виной стоит страх неодобрения, осуждения, критики и разоблачения.  Вина является не причиной, а следствием этих страхов. Страх осуждения и неодобрения может проявляться в разных формах: 1. В постоянной боязни вызвать у людей раздражение.

(например, невротик может бояться отказаться от приглашения, страх высказать свое мнение, высказать несогласие с чьим-либо мнением, выразить свои желания, не подойти под заданные стандарты, быть заметным). 2. В постоянной боязни, что люди про него что-то узнают. (чтобы не допустить своего разоблачения и падения).

Почему невротик озабочен по поводу своего разоблачения и неодобрения в свой адрес?

1. Основной фактор, который объясняет страх неодобрения, является огромное несоответствие между фасадом (персона у Юнга), который невротик показывает миру и себе, и всеми теми вытесненными тенденциями, которые сохраняются спрятанными за этим фасадом. Хотя сам невротик очень страдает от этого притворства, но ему жизненно необходимо за него держаться. Потому что это притворство защищает его от скрытой тревожности. То, что ему приходится скрывать и составляет основу страха разоблачения и неодобрения. Там скрывается сильный стыд. Именно неискренность ответственна за его страх неодобрения. И он страшится обнаружения именно этой неискренности.

Реклама

2. Невротик хочет скрыть свою “агрессивность”. Не только гнев, желание зависти, мести, желания унижать, но так же все его тайные претензии к людям. Он не хочет предпринимать собственные усилия, для того, чтобы достичь желаемого, вместо этого, он хочет питаться за счет энергии других. Это может происходить либо путем применения силы и власти, эксплуатируя людей. Либо посредством привязанности, “любви” и покорности другим. Если его претензии затрагиваются, он чувствует сильную тревожность от того, что появляется угроза не получить желаемое привычным путем. 3. Так же он хочет скрыть от других насколько он слаб, беспомощен и беззащитен. Как мало он способен отстаивать свои права, насколько сильна его тревожность. По этой причине он создает видимость силы. Он презирает слабость в себе и в других. Слабостью он считает любое несоответствие требованиям. Т.к. он презирает любую слабость, то предполагает, что и другие обнаружив ее в нем будут его презирать. Поэтому он живет в постоянной тревожности, что рано или поздно все раскроется.

Реклама

В связи с этим чувство вины и сопровождающие его самообвинения являются не причиной, а следствием страха неодобрения и одновременно служит защитой от него. С одной стороны, они помогают достичь успокоения. С другой стороны, уйти от видения реального положения вещей. Хороший пример приводит К.Хорни в своей книге “Невротическая личность нашего времени”. Пациент постоянно укорял себя за то, что является обузой для аналитика, который принимает его за невысокую оплату. В конце беседы, он вдруг вспоминает, что забыл вообще принести с собой деньги за сессию. Это было одно из свидетельств его желания получить все даром. И самообвинения здесь были просто поводом уйти от реальной ситуации.

Функции самообвинения:

1. Самообвинения приводят к успокоению. Если я себя обвиняю за то, на что другие смотрят сквозь пальцы, значит я не такой уж и плохой человек. Это повышает самооценку. Но они редко затрагивают реальную причину его недовольства собой. 2. Самообвинения не позволяют невротику увидеть необходимость изменений и служат заместителем таких изменений. Изменить что-то в сложившейся личности трудно. А для невротика это становиться крайне трудно. Это связано с тем, что многие из его установок порождены тревожностью. И если к ним начать прикасаться – это вызывает сильнейший страх и сопротивление. А самообвинения кажутся тогда тем, что ведет к изменениям. Погружение в чувство вины указывает на уход от трудной задачи по изменению себя.

Реклама

3. Самообвинения также дают возможность не обвинять других, а только себя, что представляется более безопасным. Это идет из семьи. А в семье от культуры. Принцип: грешно критиковать родителей. Когда отношения основаны на авторитарности, имеет место тенденция запрещения критики, потому что обычно она подрывает авторитет. Если ребенок не сильно запуган, он будет сопротивляться, но ему поселят сильное чувство вины. У более робкого ребенка не будет даже мысли о том, что родители могут быть не правы. Однако он будет чувствовать, что кто-то все-таки не прав. Раз не родители, значит он. И вина лежит на нем. Ребенок будет принимать вину на себя вместо осознания что с ним поступают несправедливо.

Как невротик уходит от неодобрения:

1. Самообвинения. 2. Предупреждение любой критики путем стараний быть всегда правым и безупречным и таким способом не оставлять уязвимых мест для критики. Проблема в том, что для такого человека разница во мнениях, расхождение в предпочтениях равнозначны критике. Поиск спасения в неведении, болезни или беспомощности. Можно притвориться мало понимающим, беспомощным и безобидным человеком, таким образом возможно избежать наказания. Если беспомощность неэффективна, тогда можно заболеть. Болезнь как способ справляться с трудностями жизни давно известна. Но в случае невротика это также дает возможность не решать ситуацию должным образом. Например, невротик у которого возникли проблемы с начальником, может ощутить острый приступ кишечного расстройства. Болезнь в этом случае дает возможность невротику не встречаться с начальником. И у него появляется алиби вместо того, чтобы осознать свою трусость. 3. Представление о себе как о жертве. Невротик никогда этого не признает, что у него есть потребность использовать других, он посчитает это оскорблением. Он будет обижаться на других и тем самым избегать признания своих собственнических тенденций. “Ощущать себя жертвой” это стратегия, она очень распространена. Является эффективным методом защиты от неодобрения. Позволяет не только отводить обвинения от себя, но и одновременно обвинять других. 4. Как еще возможно препятствовать осознанию необходимости изменений? Интеллектуализировать свои проблемы. Такие люди находят огромное удовольствие в получении психологических знаний, но оставляют их без использования. Вывод: Когда невротик обвиняет себя, то вопрос не должен быть о том, в чем он на самом деле чувствует вину, а какие могут быть функции у этого самообвинения? Основные функции самообвинения: проявление страха неодобрения, защита от этого страха, защита от обвинений. По материалам теории неврозов Карен Хорни.

Невроз, Чувство вины, Неврастения,

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Развитие личности, Чувство вины, Принятие себя,

Невроз, Страх, Тревожность,

Чувство вины,

Чувство вины, Потеря близких, Случаи из практики психотерапии,

Источник: https://psychologyjournal.ru/blog/chto_skryvaet_nevroticheskaya_vina_11068/

Невроз гуру
Добавить комментарий