Девиантное поведение психопатия

Девиантное поведение: причины, виды, формы

Девиантное поведение психопатия

Противопоставление себя социуму, своего собственного подхода к жизни социально нормативному поведению может проявляться не только в процессе личностного становления и развития, но также идти по пути всевозможных отклонений от приемлемой нормы. В таком случае принято говорить о девиациях и девиантном поведении человека.

Что это такое?

В большинстве подходов понятие девиантного поведения связано с отклоняющимся, либо же, асоциальным поведением того или иного индивида.

Подчеркивается, что данное поведение представляет собой поступки (системного или единичного характера), которые идут в разрез с принятыми в обществе нормами, причем, вне зависимости, закреплены ли они (нормы) юридически или существуют как традиции, обычаи конкретной социальной среды.

Педагогика и психология, будучи науками о человеке, особенностях его воспитания и развития, сосредотачивают свое внимание на общих характерных признаках девиантного поведения:

  • аномалия поведения активизируется при необходимости выполнять принятые в обществе (важные и значимые) социальные стандарты морали;
  • наличие ущерба, который «распространяется» достаточно широко: начиная от собственной личности (аутоагрессия), окружающих людей (групп людей), и заканчивая материальными предметами (объектами);
  • низкая социальная адаптация и самореализация (десоциализация) индивида, нарушающего нормы.

Поэтому для людей с девиацией, особенно для подростков (именно этот возраст необычайно подвержен отклонениям в поведении), характерны специфичные свойства:

  • аффективное и импульсивное реагирование;
  • значительные по величине (заряженные) неадекватные реакции;
  • недифференцированная направленность реакций на события (не различают специфику ситуаций);
  • поведенческие реакции можно назвать стойко повторяющимися, длительными и многократными;
  • высокий уровень готовности к асоциальному поведению.

Виды девиантного поведения

Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

  1. Асоциальное. Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.
  2. Антисоциальное, еще одно его название – делинквентное. Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.
  3. Аутодеструктивное. Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также – аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.

Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:

  • негативно окрашенные (всевозможные зависимости – алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
  • позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
  • социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).

В зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:

  1. Зависимое поведение. В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:
  1. Агрессивное поведение. Выражается в мотивированном деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).
  2. Виктивное поведение. Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.
  3. Суицидальные тенденции и суициды. Суицидальное поведение – вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:
  • с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);
  • с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).
  1. Побеги из дома и бродяжничество. Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.
  2. Противоправное поведение. Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры – воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
  3. Нарушение сексуального поведения. Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).

Причины возникновения

Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.

Рассматривая, каковы причины девиаций, большинство исследований сосредотачиваются на следующих группах:

  1. Психобиологические факторы (наследственные заболевания, особенности перинатального развития, пол, возрастные кризисы, неосознанные влечения и психодинамические особенности).
  2. Социальные факторы:
  • особенности семейного воспитания (ролевые и функциональные аномалии в семье, материальные возможности, стиль воспитания родителей, традиции и ценности семьи, отношение в семье к отклоняющемуся поведению);
  • окружающий социум (наличие социальных норм и их реальное/формальное соблюдение/несоблюдение, терпимость общества к девиациям, наличие/отсутствие средств профилактики отклоняющегося поведения);
  • влияние средств массовой информации (частота и детальность трансляции актов насилия, привлекательность образов людей с отклоняющимся поведением, необъективность в информировании о последствиях проявлений девиаций).
  • нарушение эмоциональной сферы (повышенная тревожность, сниженная эмпатия, отрицательный фон настроения, внутренняя конфликтность, депрессивность и т.п.);
  • искажение Я-концепции (неадекватная самоидентичность и социальная идентичность, необъективность образа собственного Я, неадекватная самооценка и неуверенность в себе, своих силах);
  • искривленность когнитивной сферы (непонимание своих жизненных перспектив, искаженные жизненные установки, опыт девиантных поступков, отсутствие понимания их реальных последствий, низкий уровень рефлексии).

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.

Необходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:

Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):

Источник: https://psihbolezni.ru/rasstrojstva/deviantnoe-povedenie-prichiny-vidy-formy/

3.2.4. Психопатологический тип девиантного поведения

Девиантное поведение психопатия

Психопатологическийтип девиантного поведения основываетсяна психопатологи­ческихсимптомах и синдромах, представляющихсобой проявления тех или иных психи-

Взаимодействиеиндивида с реальностью и типы девиантногоповедения 3-9

ческих расстройстви заболеваний. Как правило, мотивыповедения психически больно­гоостаются непонятными до тех пор, покане обнаружены основные признакипсихи­ческихрасстройств.

Пациент может проявлятьотклоняющееся поведение в силу нару­шенийвосприятия — галлюцинаций или иллюзий(например, затыкать уши или к чему-топрислушиваться, искать несуществующийобъект, разговаривать с собой), нарушениймышления (высказывать, отстаивать ипытаться добиваться поставленных целейна осно­ве бредового истолкованиядействительности, активно ограничиватьсферы своего обще­нияс окружающим миром в силу навязчивыхидей и страхов), совершать нелепые инепонятныепоступки или месяцами бездействовать,делать стереотипные вычурные дви­женияили надолго застывать в однообразнойпозе из-за нарушений волевой активности.

Нередко на базеалкоголизма или наркомании возникаютпсихотические расстрой­ства,определяющие новый девиантный стереотипповедения человека. Кроме того, егоповедение может меняться в зависимостиоттого, в каком состоянии он находится— в состоянииалкогольного (наркотического) опьяненияили абстиненции.

Разновидностьюпатохарактерологического,психопатологического и аддиктивноготипов девиантногоповедения является саморазрушающее(аутодеструктивное) пове­дение.

Сутьего заключается в том, что системапоступков человека направлена не наразвитие и личностный рост, не нагармоничное взаимодействие с реальностью,а на деструкциюличности.

Агрессия направляется на себя(аутоагрессня), внутрь самого человека,тогда как действительность рассматриваетсякак что-то оппозиционное, не дающеевозможности полноценной жизни иудовлетворения насущных потребностей.

Аутодеструкцияпроявляется в виде суицидальногоповедения, наркотизации и алкого­лизациии некоторых других разновидностейдевиаций. Мотивами к саморазрушающе­муповедению становятся аддикции инеспособность справляться с обыденнойжизнью, патологическиеизменения характера, а такжепсихопатологические симптомы и синд­ромы.

3.2.5. Основанный на гиперспособностях тип девиантного поведения

Особым типомотклоняющегося поведения считаютдевиации, обусловленные ги­перспособностямичеловека (Платонов, 1986). Выходящими зарамки обычного, нор­мальногоповедения рассматривают поступкичеловека, чьи способности значительнои существеннопревышают среднестатистические.

Вподобных случаях говорят о проявле­нияходаренности, таланта, гениальности вкакой-либо одной из видов деятельностиче­ловека. Отклонение в сторонуодаренности в одной области частосопровождается деви­ациямив обыденной жизни. Такой человек нередконе приспособлен к «бытовой, при­земленной»жизни.

Он не способен правильно пониматьи оценивать поступки иповедениедругих людей, оказывается наивным,зависимым и неподготовленным к труд­ностямповседневной жизни.

Если при делинквентномповедении наблюдается противо­борствово взаимодействии с реальностью, приаддиктивном — уход от реальности, припатохарактерологическоми психопатологическом, — болезненноепротивостояние, то приповедении, связанном с гиперспособностями— игнорированиереальности.

Чело­вексуществует в реальности («здесь итеперь») и одновременно как бы живет виной, собственной реальности, не размышляяо необходимости «объективной реальности»,где действуютдругие окружающие люди. Он расцениваетобычный мир как что-то мало­значимое,несущественное и поэтому не принимаетникакого участия во взаимодей­ствиис ним, не вырабатывает стиля эмоциональногоотношения к поступкам и поведе-

40 Девиантноеповедение: структура, механизмы,клинические формы

нию окружающих,принимает любое происходящее событиеотрешенно. Вынужденные контактывоспринимаются человеком с гиперспособностямикак необязательные, вре­менныеи не относятся к значимым для еголичностного развития.

Внешне в обыденнойжизни поступкитакого человека могут носить характерчудаковатости. К примеру, он можетне знать, как пользуются бытовымиприборами, как совершаются обычныедей­ствия.

Весь интерес сосредоточен на деятельности,связанной с его неординарными способностями(музыкальными, математическими,художественными и иными).

Подытоживаярассмотрение типов девиантного поведения,можно указать на то, что зависимостьот психоактивных веществ (например, отнаркотиков) может быть включен­нойв любой из перечисленных типов.

В рамках делинквентногонаркотического поведения основныммотивом употреб­лениянаркотических веществ можно считатьстремление человека противостоятьреаль­ности,протест против доминирующих в обществеи микросоциуме норм поведения, эпатаж,стремление «взорвать ситуацию»,действовать назло родителям, учителям.

Ин­дивидактивно пытается разрушать ненавистнуюему действительность, изменять ее всоответствиис собственными установками и ценностями.Он убежден, что все его про­блемыобусловлены факторами действительности,и единственный способ достижения своихцелей — борьба с действительностью,попытка переделать реальность под себя.

При этом ответомсо стороны действительности по отношениюк такому индивиду ста­новится такжепротиводействие, изгнание или попыткаизменить индивида, подстроить его подтребования реальности.

Данный вариантформирования психологической зави­симостиот наркотика следует рассматривать какпротестный, требующий гармониза­цииотношений человека с его окружением.

При аддиктивномварианте основным мотивом употреблениянаркотических веществ становитсяуход от реальности в иллюзорный,субъективно значимый и комфортный мир.

Преобладающей становится гедонистическаямотивация, а типичным — феномен «жаждыострых ощущений».Приобщение к наркотическому веществупроисходите целью вывода себяиз состояния скуки, безразличия,безрадостности.

Наркотическое аддиктивноеповеде­ние, по данным наших исследований,носит поисковый (творческий, креативный)характер.

В рамкахпатохарактерологического ипсихопатологического вариантовнаркотиче­ского девиантного поведенияупотребление наркотических веществследует рассматри­ватькак компенсацию «психопатологическогодефекта», проявляющегося в видедис­комфорта,связанного с наличием симптомов илипатологических черт характера.

Впо­добныхслучаях наркотик выступает в ролисвоеобразного «лекарственного средства»,купирующегонегативные эмоции, позволяющего улучшитьпроцесс коммуникации.

Принаркотическом девиантном поведении набазе гиперспособностей основнымимо­тиваминаркотизации являются мода, престиж,чувство принадлежности к рангу избран­ных,особых, богемы.

Девиантное (отклоняющееся) поведениеимеет следующие клинические формы:

  1. агрессия;

  2. аутоагрессия (суицидальное поведение);

  3. злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психиче­ской деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.);

  4. нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);

  5. аномалии сексуального поведения (девиации, перверсии, отклонения психосек­суального развития);

  6. сверхценные психологические увлечения (трудоголизм, гемблинг, коллекциониро­вание, «паранойя здоровья», фанатизм — религиозный, спортивный, музыкальный и пр.);

Взаимодействиеиндивида с реальностью и типы девиантногоповедения 41

  1. сверхценные психопатологические увлечения («философическая интоксика­ция», сутяжничество и кверулянство, разновидности маний — клептомания, дромома-нияидр.);

  2. характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, груп­пирования, оппозиции и др.);

  3. коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, псев-дология, ревность, фобическое и нарциссическое поведение, нигилизм, крусадерство, «вегетативность» и др.);

  1. безнравственное и аморальное поведение;

  2. неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения.

Каждая из клиническихформ может быть обусловлена любым типомдевиантного поведения,а иногда мотивом выбора той или инойформы служит несколько разновид­ностейотклоняющегося поведения одновременно.

Так, к примеру, алкоголизация мо­жетбыть связана с аддикциями (уходом отреальности); с патологией характера,когда употреблениеспиртного и злоупотребление спиртныминапитками выступает в роли своеобразнойтерапевтической компенсации и снятиявнутриличностного конфликта; спсихопатологическими проявлениями(маниакальным синдромом) или с сознательнымдоведением себядо определенного психического состоянияс целью совершения делин-квентныхпоступков.

Традиционно зависимоеповедение в отечественной и зарубежнойлитературе ассо­циируетсяс понятием аддикции или аддиктивнымтипом девиантного поведения. До­словно«аддикция», конечно же, обозначает«зависимость».

Однако клинический опытубеждает в том, что зависимое поведениеможет формироваться не только по законамгедонистической мотивации, являющимсяосновополагающими в диагностике данноготипа девиации— первичнаяаддикция, нои на базе иных типов отклоняющегосяповеде­ния—вторичная аддикция.

К зависимомуповедению, помимо зависимости отпсихоактивных веществ, могут относитьсяразнообразные формы девиаций. Существеннои появление фетиша — объекта илисубъекта зависимости.

Из перечисленныхвыше форм девиантного поведения к нимотносятсяпищевые, сексуальные зависимости,сверхценные увлечения, некоторыераз­новидностикоммуникативных девиаций, девиациистиля поведения.

Теоретически мож­нопредставить формирование аутоагрессивнойи агрессивной форм зависимостей, ког­дафетишем становится, к примеру, процесссамоповреждения или мучений окружаю­щих.

Источник: https://studfile.net/preview/3354386/page:11/

Психопатологический тип девиантного поведения

Девиантное поведение психопатия

Девиантное поведение у лиц с психопатологией.

Выполнила студенка

Курса

Девиа́нтное поведе́ние (также социальная девиация) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя)[1].

Введение

В последние годы девиантное поведение стали определять как отклоняющееся поведение. Одни ученые склонны считать, что девиация – это отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание индивида (Н.Дж.

Смелзер), другие видят причину в разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами существования этих целей (Р.Мертон), третьи подчеркивают, что отклонения в поведении возникают в результате конфликтов между культурными нормами. Я.И.

Гилинский под девиацией понимает поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

В некоторых научных публикациях отклоняющееся поведение рассматривается как действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным и нравственным нормам. Тем не менее все ученые считают, что девиантное поведение характеризует поступки и действия индивида, вступающего в конфликт с социальными нормами общества.

Девиантное поведение – это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальный норм и ожиданий.

Средой такого поведения является улица, семья, трудовой (учебный) коллектив и т.п. Провоцируют девиантное поведение социально – экономические условия, семейно – бытовые и межличностные отношения, социально – культурное окружение, общение людей друг с другом.

В социологии к предпосылкам отклоняющегося поведения относят безработицу, бедность, бродяжничество, душевные заболевания и т.п.

Специфическими формами отклонений от нормы могут быть научная, техническая, художественная или другая творческая деятельность, направленная на создание нового, уникального, отличного от того, что мы считаем нормой на уровне обыденного сознания.

Актуальность данной темы заключается в том, что все чаще и чаще среди молодежи можно встречается девиантное поведение. С развитием информационной системы, произошло свержение раннее устоявшейся системы поведения, контролировать молодое поколение сейчас практический невозможно.

Легкая доступность спиртной, табачной продукции просто вышла за пределы разумного. В наше время с легкостью можно достать алкогольную и сигаретную продукцию, да что говорить, сейчас уже и наркотики доступны даже школьникам! Это заставляет задуматься.

Я выбрала эту тему для того чтобы понять и разобраться в причинах такого поведения среди моего поколения, а так же изучить возможные пути решения данной проблемы.

Цели:

1. Дать определение понятию «девиантное поведение».

2. Изучить причины, последствия такого поведения.

Психопатологический тип девиантного поведения

Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических расстройств и заболеваний.

Как правило, мотивы поведения психически больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут обнаружены основные признаки психических расстройств.

Пациент может проявлять отклоняющееся поведение в силу нарушений восприятия — галлюцинаций или иллюзий (например, затыкать уши или к чему-то прислушиваться, искать несуществующий объект, разговаривать с собой), нарушений мышления (высказывать, отстаивать и пытаться добиваться поставленных целей на основе бредового истолкования действительности, активно ограничивать сферы своего общения с окружающим миром в силу навязчивых идей и страхов), совершать нелепые и понятные поступки или месяцами бездействовать, совершать стереотипные вычурные движения или надолго застывать в однообразной позе из-за нарушений волевой активности.

Нередко на базе алкоголизма или наркомании возникают психотические расстройства, которые определяют новый девиантный стереотип поведения человека. Кроме того, его поведение может меняться в зависимости от того, в каком состоянии он находится — в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения или абстиненции.

Разновидностью патохарактерологического, психопатологического и аддиктивного типов девиантного поведения является саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение.

Суть его заключается в том, что система поступков человека направлена не на развитие и личностный рост, и не на гармоничное взаимодействие с реальностью, а на деструкцию личности.

Агрессия направляется на себя (аутоагрессия), внутрь самого человека, тогда как действительность рассматривается как что-то оппозиционное, не дающее возможности полноценной жизни и удовлетворения насущных потребностей.

Аутодеструкция проявляется в виде суицидального поведения, наркотизации и алкоголизации и некоторых других разновидностей девиаций. Мотивами к саморазрушающему поведению становятся аддикции и неспособность справляться с обыденной жизнью, патологические изменения характера, а также психопатологические симптомы и синдромы.

– Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Девиантные формы в поведении школьника – результат не только его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы.

Успех коррекционной работы со школьниками без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонений в поведении оказывается либо недостаточно эффективным (Г.В.Бурменская, О.А.Карабанова).

Таким образом, основополагающие положения системы коррекционно-педагогической деятельности формируют ее базу, определяют логику коррекционного процесса, намечают общую стратегию и конкретную тактику на соответствующих ступенях управления процессом педагогической коррекции развития и поведения подростков (Перешеина Н.В., 2004).

1

| 2 |

Источник: https://studall.org/all4-49938.html

Эмоциональные нарушения и нарушения поведения (психопатии, неврозы, патологические реакции, патологическое формирование личности, акцентуации)

Девиантное поведение психопатия

Психопатия — врожденная или приобретенная в раннем возрасте аномалия характера, приводящая к дисгармоническому формированию личности и нарушению социальной адаптации, от которой страдает и сам человек, и окружающие его люди.

Диагностика психопатии имеет определенные трудности, что обусловлено социокультурными особенностями самого понятия «норма», в соотнесении с которым и ставится большинство диагнозов. Кроме того, наличие высокого интеллекта, личностная неординарность прикрывают или видоизменяют проявления психопатии, что также затрудняет ее диагностирование.

Критерии психопатии (по П. Б. Ганнушкину) подразумевают наличие в поведении человека таких признаков, как:

  • 1) тотальность;
  • 2) необратимость (относительная);
  • 3) склонность к дезадаптации.
  • 1. Тотальность. Предполагает проявление дезадаптивного поведения индивида в большинстве или во всех сферах его деятельности.
  • 2. Относительная необратимость психопатии. Заключается в том, что личностные дисгармонии, обнаруживаясь в раннем детстве, проявляют себя до глубокой старости, не исчезая, но и не переходя в иную болезненную форму.
  • 3. Склонность к дезадаптации. Наличие в поведении человека неадаптивных паттернов поведения. Разделяют склонность к дезадаптации, ориентированную «вовне» и проявляющуюся в межличностном взаимодействии, и дезадаптацию, ориентированную «на себя». Проблемы в межличностном взаимодействии выражаются в неудовлетворенности, обидчивости, конфликтности, социально-психологической изоляции. Ориентированность дезадаптации «на себя» определяется наличием у индивида низкой самооценки, неприятием себя, неудовлетворенностью собой и своей жизнью.

Причины возникновения психопатий. Возникновение психопатий определяется совокупностью патогенетических факторов:

  • 1) биологической неполноценностью мозга (в результате неблагоприятной наследственности или органических повреждений);
  • 2) неблагоприятным социальным окружением;
  • 3) дисфункциональными отношениями в родительской семье;
  • 4) отклоняющимся от нормы типом воспитания.

Виды психопатий:

I, дисгармонический психический инфантилизм;

I. Дисгармонический психический инфантилизм: незрелость психики в результате задержки развития на ранних этапах онтогенеза.

Реабилитационные мероприятия носят больше воспитательный, чем медицинский характер.

Типы психопатии:

  • 1) неустойчивые и возбудимые личности;
  • 2) истероидные личности;
  • 3) псевдологические личности.
  • 1. Неустойчивые и возбудимые личности. Интеллект сохранен, иногда выше нормы, но интеллектуальные интересы выражены слабо; знания носят поверхностный характер; низкая продуктивность деятельности; недоразвиты высшие формы волевой деятельности; мотивация поступков примитивна; высокий уровень возбудимости, жажда новых удовольствий; склонность к девиантному поведению в виде бродяжничества, случайных краж.
  • 2. Истероидные личности. Эмоции неустойчивы. Высокий уровень внушаемости. Эгоцентризм. Непрочность личностных отношений и привязанностей. Жажда притязаний сочетается с отрицательным отношением к систематическому труду. В переходный период возможны патологические реакции, например, заикание, отказ от пищи.
  • 3. Псевдологические личности. Возбудимое воображение со склонностью к фантазированию и последующим неразличением детьми выдуманного и реального.

II. Конституциональная (ядерная) психопатия. В основе лежит наследственная предрасположенность к определенному складу личности. По наследству передается не патологическое поведение, а аномальные биологические свойства головного мозга. В большинстве случаев они начинают проявляться в раннем и дошкольном возрасте.

Реабилитационные мероприятия носят больше воспитательный, чем медицинский характер.

Типы психопатии:

  • 1) гипертимные и циклоидные личности;
  • 2) психастенические личности;
  • 3) аутичные шизоиды.
  • 1. Гипертимные и циклоидные личности. Оптимизм носит чрезмерный характер. Добродушны, но возбудимы, вследствие чего легко ввязываются в драки. В пубертатном периоде свойственны резкие колебания настроения. Неспособны к глубоким постоянным чувствам, что является причиной проблем межличностных отношений во взрослом периоде жизни.
  • 2. Психастенические личности. Высокий уровень тревожности. Мнительны, пугливы, впечатлительны, пассивны, неспособны к самостоятельному принятию решений. В случае возникновения конфликтных или стрессовых ситуаций постоянно возвращаются к ним («мысленная жвачка»). К работе относятся тщательно.
  • 3. Аутичные шизоиды. Умственное развитие ускорено. Способность оперировать отвлеченными понятиями сочетается с недоразвитием двигательной и образной сфер. Потребность в общении снижена. Оторваны от реальности. Испытывают ощущение отгороженности от сверстников. Поведение носит парадоксальный характер.

III. Органическая психопатия. Основой изменения личности являются органические повреждения подкорковых систем головного мозга в период внутриутробного развития или в перинатальный период.

Реабилитационные мероприятия носят больше медицинский, чем воспитательный характер.

Типы психопатии:

  • 1) бестормозные личности;
  • 2) возбудимые личности.
  • 1. Бестормозные (неустойчивые) личности. Интеллект в норме, но поскольку отсутствует способность к систематическому труду, то результативность обучения низкая: дети учатся плохо, сбегают с уроков. Характерно стремление к удовольствиям, жажда сенсорных впечатлений при отсутствии познавательного интереса. Импульсивны, некритичны, неспособны к устойчивым теплым отношениям, отсутствует понимание последствий своих поступков. Характерен эйфорический оттенок настроения. В подростковом возрасте склонны к девиантному типу поведения, например, делинквентным поступкам, беспорядочной половой жизни, алкоголизации и/или наркотизации.
  • 2. Возбудимые личности (с повышенными влечениями). С раннего дошкольного возраста настроение носит угрюмо-мрачный характер (дисфория). Морально-этические нормы не прививаются. Преобладают инстинктивные потребности. Свойственны расстройства влечений, например, дромомания (стремление к бродяжничеству), пиромания
  • (стремление к поджигательству), клептомания (стремление к кражам). Раннее начало половой жизни и алкоголизации. В сексуальных связях неразборчивы. Сексуальное поведение носит садистский характер.

Источник: https://studme.org/203873/psihologiya/emotsionalnye_narusheniya_narusheniya_povedeniya_psihopatii_nevrozy_patologicheskie_reaktsii_patologicheskoe

Невроз гуру
Добавить комментарий