Дисгармоническое развитие личности психопатии

Характеристика дисгармонического развития. Акцентуация характера. Психопатия. Критерии психопатий по Ганнушкину-Кербикову

Дисгармоническое развитие личности психопатии

Дисгармоничное развитие –врождённая или рано приобретённая диспропорция психики в её эмоцион.-волевой сфере. Аффективные переживания, возникающие в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций, при определенных условиях становятся источником формирования дисгармонической личности.

Включает четыре варианта нарушений: 1)психопатии (стойкий дисгармонический склад психики, психопатические личностные свойства не имеют тенденцию к прогрессированию.), 2)патологическое формирование личности, 3)невропатии(Особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций.), 4)отклонение от темпа полового созревания.

Современные клиницисты и специальные психологи выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и физического развития:

· эндогенные

· экзогенные

К эндогенным причинам относятся:

· различные наследственные заболевания ;

· заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом, – хромосомные аберрации .

Экзогенные причины вызывают отклонения в развитии, которые могут влиять в различные периоды онтогенеза:

• в пренатальный период матери; недостаток питания матери во время беременности, особенно недостаток белков, микроэлементов; витаминов; резус-конфликт; травмы; влияние лучевой энергии и т.п.);

• в натальный период ;

• в постнатальный период причинами могут быть остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний; различные травмы ; интоксикации ; несоблюдение санитарно-гигиенических норм и т. п.

Причинами отклонений в развитии могут быть неблагоприятные условия социальной среды, которые оказывают травмирующее влияние на психическое развитие ребенка, особенности его поведения.

Таким образом, люди с дисгармонической организацией личности – это не просто индивиды с направленностью . Это люди с двойной направленностью, находящиеся в конфликте с собой, люди с расщепленной личностью, у которых сознательная психическая жизнь и жизнь неосознанных аффектов находится в постоянном противоречии.

Акцентуация характера

Понятие “акцентуация'' впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард.

Акцентуация – это дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт или соединений, обуславливающая повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющая её адаптацию в некоторых специфических ситуациях.

Акцентуация — это не болезнь, не патология, не психопатия, а крайнее выражение нормы. Это заострение каких-либо индивидуальных черт, которое при определенных неблагоприятных условиях может привести к патологии — психопатии.

Известный советский психиатр П. Б. Ганнушкин сформулировал три критерия психопатии:

1. Стабильность во времени. Характер можно считать патологическим, то есть расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени (мало меняется в течение жизни).

2. Тотальность проявления характера. При психопатии одни и те же черты характера обнаруживаются во всех сферах жизнедеятельности человека: в производственной деятельности, дома, в общении с друзьями и родственниками и т. д.

3. Социальная дезадаптация. У человека постоянно возникают жизненные трудности. Причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди.

В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных признаков психопатии или, по крайней мере, никогда не присутствуют все три признака сразу.

Отсутствие первого признака выражается в том, что акцентуация характера проявляется только на отдельных этапах развития личности. Чаще всего она формируется в подростковом возрасте, а при взрослении сглаживается.

https://www.youtube.com/watch?v=qQcELoff5W8

Отсутствие второго признака означает, что черты акцентуированного характера проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. При этом следует отметить, что избирательная уязвимость черт характера в отношении определенного рода воздействий очень часто может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью этой черты к другим воздействиям.

Социальная дезадаптация при акцентуации либо не наступает вовсе, либо может носить временный, непродолжительный характер. Затруднения адаптации личности в некоторых специфических ситуациях при определенной акцентуации характера могут сочетаться с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях.

Психопатии-нарушения поведения у детей которые часто имеют врождённый характер.

Психопатия

– представляет собой стойкий дис­гармонический склад психики.

Ее клинико-психологическая структура ограниче­на кругом аномальных личностных свойств, не имею­щих самостоятельной тенденции к прогрессированию, хотя и видоизменяющихся под влиянием ряда соци­альных и биологических факторов.

Эта дисгармония личности лежит в основе нередких стойких наруше­ний адаптации к социальной среде, склонности к де­компенсации при изменении привычных условий.

Психопатии возникают на основе взаимодействия врожденной или рано приобретенной биологической неполноценности нервной системы и влияния внешней среды. Однако влияния внешних факторов для образования психопатии недостаточно.

От нормального характера, на который наложило отпечаток неправильное воспитание или педагогическая запущенность, психопатия отличается лежащей в ее основе неполноценностью нервной системы. Отклонения в поведении еще не дают основания причислять человека к психопатическим личностям.

Психопатиям не свойственна прогредиентность с развитием слабоумия и дефекта личности. Следует также отличать психопатии от психопатоподобных состояний после черепно-мозговой травмы, инфекционных заболеваний, интоксикационных поражений ЦНС, эндокринопатий и др.

Основным дифференциально-диагностическим критерием должно служить то, что до появления психопатоподобных изменений при тех или иных заболеваниях развитие личности было нормальным. В отличие от неврозов при психопатии патологические черты характера определяют весь психический облик.

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 729;

Источник: https://studopedia.net/7_44976_harakteristika-disgarmonicheskogo-razvitiya-aktsentuatsiya-haraktera-psihopatiya-kriterii-psihopatiy-po-gannushkinu-kerbikovu.html

9.3. Психопатия как форма дисгармонии личности

Дисгармоническое развитие личности психопатии

Психопатия— это аномалия характера; неправильное,патологи­ческоеразвитие, характеризующееся дисгармониейв волевой и эмоциональной сферах.

Этиология психопатий связывается либосгенетическими, наследственными факторами,либо экзоген­нымивредностями, действующими на раннихэтапах онтогенеза, крометого, не исключаются возможностиформирования психо­патиипод влиянием длительно действующих идеформирующих развитиеличности ребенка средовых факторов.Особенно боль­шоезначение в этом отношении имеют дефектывоспитания.

Такимобразом, в развитии психопатий имеютзначение как биологические,так и социальные факторы.

Однакобиологи­ческиефакторы не имеют предопределяющегозначения в раз­витиивсех свойств и особенностей личности,они проявляют своепатологическое воздействие лишь наопределенной соци­альной основе.

Степень и тяжесть психологическогоразвития личности во многом будетзависеть от того, в каких условияхпроисходитее развитие. Психопатии не имеют характератеку­щего болезненного процесса, они— результат негармоничес­когоразвития психического дизонтогенеза.

Существуетмножество различных классификацийпсихо­патий.Одни исследователи (Е. Крепелин,П.Б.Ганнушкин и др.)исходят из положения, что при психопатияхречь идет о количественномзаострении и усилении тех или иных чертха­рактера,распределяют психопатии по группам,приближая их вплотнуюк классификациям человеческих характеров.Другие (М.С. Певзнер, Г. Е. Сухарева) пытаютсяклассифицировать по

этиологическомупризнаку. Существуют классификации,пост­роенныена обобщении классификаций, указанныхвыше (А. Е. Личко,В. В. Ковалев).

Несмотряна разнообразие классификаций, сложностиме­ханизмавозникновения и развития,клинико-психологическая структураотдельных вариантов психопатий разнымиавторами описываетсядостаточно сходно, особенно это касаетсяпсихо­патийдетского возраста. Принята следующаясистематика пси­хопатий:

  • конституциональные, имеющие наследственное проис­хождение: степень их тяжести в значительной мере оп­ределяется влиянием среды; для каждого типа этого вида психопатий имеется свой критический возраст, на кото­рый падает развертывание психопатических черт;
  • органические, при которых аномалии характера развива­ются вследствие действий на формирующийся мозг внут­риутробных и ранних послеродовых (первые 2—3 года жизни) вредностей, приводящих к тяжелым токсикозам, родовым травмам, истощающим соматическим заболева­ниям.

Кконституциональным психопатиям относятсяшизоид­ные,эпилептоидные, циклоидные, психастеническиеи истери­ческиепсихопатии.

Шизоидныепсихопатии. Ребенкус этим типом психопатии присущичерты аутизма, его эмоциональная сферахарактери­зуетсядисгармоничным сочетанием повышеннойчувствитель­ностии ранимости в отношении собственныхпереживаний. В начальныхклассах эти дети испытывают трудностипри овла­дениимоторными навыками письма.

Несмотря начасто вы­сокий интеллект, они нередкоявляются предметом насмешек одноклассниковиз-за неконтактности, эмоциональнойнеадек­ватности,плохой ориентировки в конкретнойситуации.

Для многихдетей с шизоидной психопатией характернораннее возникновение интеллектуальныхинтересов, в школе их при­влекаютточные науки — математика, физика и др.

Эпилептоиднаяпсихопатия. Имеетмного общего с эпи­лепсией,однако отличается от нее отсутствиемсудорожных

расстройств,явлений слабоумия. В данном случае речьидет о стойкиххарактерологических особенностях ввиде напряжен­ности эмоций и влечений,немотивированных колебаний на­строения.Уже в раннем дошкольном возрасте длятаких детей характерны бурные и затяжныеаффективные реакции.

Б более старшемвозрасте на первый план выступаютагрессивность, мстительность. В детскомколлективе они трудны не только из-засвоих аффективных вспышек, но и из-запостоянной кон­фликтности,связанной со стремлением к самоутверждению,жестокости.

Чем меньше возраст, в которомона проявляется, тем тяжелее последствия,особенно в подростковом возрасте.

Подростки,склонные к демонстративному поведению(по­пыткисуицида на глазах у всех), имеют жесткуюустановку на празднуюжизнь — жить только настоящим, безпланов на бу­дущее;они сексуально извращены, у них отсутствуютэмоцио­нальныепривязанности.

Циклоидныепсихопатии. Этотвариант психопатии, при котором имеетсясклонность к немотивированным колебаниямнастроения, в детском возрастедиагностируется редко.

Психастеническиепсихопатии. Вдошкольном возрасте (3—4года) у таких детей наблюдаются страхи,тревожные опа­сения,легко возникающие по любому поводу,боязнь нового, незнакомого.

Навязчивости и чрезвычайная нерешительностькрайнезатрудняют адаптацию. В школьном возрастепроявля­етсяипохондрия — боязнь за свое здоровьеи здоровье близ­ких.

Как компенсаторноеобразование, связанное с тревогой передвсем новым и неизвестным, возникаетболезненная пе­дантичность,

Истероиднаяпсихопатия. Этаформа психопатии обуслов­лена негрубымиэкзогенными вредностями, перенесеннымив раннемдетстве. Представляет вариантдисгармоничного инфан­тилизма.Чаще наблюдается у девочек.

Основнымпроявлением истероиднойпсихопатии является эгоцентризм, т. е.стремление бытьв центре событий, обращать на себявнимание окружаю­щих.С ранних лет наблюдается капризность,девочки нередко стремятсяпривлечь к себе внимание различнымивымыслами.

Оченьревнивы к похвалам в адрес других, из-зачего часто всту-

паютв конфликт. В школьном возрасте стремлениепривлечь к себевнимание проявляется в характере одеждыи прически.

Неспособностьк волевому усилию приводит к тому, чтодажепри хорошем интеллекте успехи в учебезначительно ниже возможностей.Конфликты не только с одноклассниками,но ис учителями. В подростковом возрастетипичны кокетство, склонностьк интригам. Эгоцентризм делает их чуждымик пе­реживаниям и трудностям близких,друзей, они сосредоточены толькона своих переживаниях и интересах.

Органическиепсихопатии связаныс ранним поражением нервнойсистемы во внутриутробном периоде, природах, в первыегоды жизни.

Проявления обычно начинаютсяс раннего детства:непоседливость, крикливость, суетливость,желание всетрогать руками, отсутствие чувствадистанции со взрос­лыми, аффективныевспышки, бурные истерические реакции.

Постоянноестремление к движению сочетается сзадержкой развитияэлементарных двигательных навыков, смоторной не­ловкостью. С началомполового созревания двигательная«бес-тормозность»сглаживается.

Органическаяпсихопатия может быть эпилептоидногои истероидноготипа. При эпилептоидном типе с детствапреоб­ладаетсвоеобразная эффективность и могутвыявляться на­рушениявлечений, усиливающиеся в подростковомвозрасте.

Аффекты отличаются бурнымпроявлением и быстрым исто­щением.Нарушения влечений чаще всегохарактеризуются са­дистскимисклонностями и бродяжничеством.

Аффективность инарушения влечений становятся основойдля нарушений по­ведения— делинквентности, алкоголизации.

Приистероидном типе органической психопатиис детства наблюдаются бурные истерическиереакции по незначитель­нымповодам — при малейшей угрозе наказанияили отказе в исполнениижелания. В подростковом возрастевыступают без­удержноехвастовство, малоправдоподобныефантазии.

Источник: https://studfile.net/preview/6014859/page:30/

Психопатия как форма дисгармонии личности

Дисгармоническое развитие личности психопатии

⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒

Это аномалия характера, неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах.

Этиология психопатий связывается либо с генетическими, наследственными факторами, либо с экзогенными вредностями, действующими на ранних этапах онтогенеза; не исключаются также возможности формирования психопатии (F60-F69) под влиянием длительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых факторов.

В детском возрасте основным социальным фактором, формирующим индивидуальность, является воспитание и обучение. Ввиду незрелости эмоциональной сферы и психического склада ребенка в целом, неблагоприятные условия внешней среды, действующие достаточно длительное время, могут привести к стойкому изменению личности.

Выделяют два механизма формирования патохарактерологического развития:

— закрепление патологических реакций отказа, оппозиции, гиперкомпенсации, имитации и др., возникающих в ответ на психотравмирующие воздействия и становящихся впоследствии свойствами личности;

— непосредственное подкрепление отрицательными воздействиями тех или иных патологических черт характера (возбудимости, истероидности и т. д.).

Систематика психопатий :

— конституциональные, имеющие наследственное происхождение: степень их тяжести в значительной мере определяется влиянием среды; для каждого типа этого вида психопатий имеется свой критический возраст, на который падает развертывание психопатических черт;

— органические, при которых аномалии характера развиваются вследствие действий на формирующийся мозг внутриутробных и ранних послеродовых вредностей, приводящих к тяжелым токсикозам, родовым травмам, истощающим соматическим заболеваниям.

К конституциональным психопатиям относятся

· шизоидная (F60.1),

· эпилептоидная (F60.30),

· циклоидная (F34.0),

· психастеническая (F48.8)

· и истероидная психопатии (F60.4).

Шизоидная психопатия. Ребенку с шизоидным типом психопатии присущи черты аутизма.

Его эмоциональная сфера характеризуется дисгармоничным сочетанием повышенной чувствительности и ранимости в отношении собственных переживаний с холодностью и безразличием в отношении переживаний окружающих. Характерно раннее возникновение интеллектуальных интересов.

Несмотря на обычно высокий интеллект, эти дети нередко являются предметом насмешек одноклассников из-за неконтактности, эмоциональной неадекватности, плохой ориентировки в конкретной ситуации.

Эпилептоидная психопатия. Имеет много общего с эпилепсией (G40), однако отличается от нее отсутствием судорожных расстройств и явлений слабоумия. При эпилептоидной психопатии речь идет о стойких характерологических особенностях в виде напряженности эмоций и влечений, немотивированных колебаниях настроения.

Уже в раннем дошкольном возрасте для таких детей характерны бурные и затяжные аффективные реакции. В более старшем возрасте на первый план выступают агрессивность, мстительность, злопамятность. В детском коллективе они трудны не только из-за своих аффективных вспышек, но и из-за постоянной конфликтности, связанной со стремлением к самоутверждению и жестокости.

Чем меньше возраст, в котором появляется данная форма психопатии, тем тяжелее ее последствия.

Циклоидная психопатия. При данном варианте психопатии имеется склонность к периодическим сменам настроения, в детском возрасте диагносцируется редко.

Психастеническая психопатия. В дошкольном возрасте у таких детей наблюдаются страхи, тревожные опасения, легко возникающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого.

Навязчивости и чрезвычайная нерешительность при необходимости принятия решений крайне затрудняют адаптацию. В школьном возрасте проявляется ипохондрия — боязнь за свое здоровье и здоровье близких.

Как компенсаторное образование, связанное с тревогой перед всем новым и неизвестным, возникает болезненная педантичность.

Истероидная психопатия. Обусловлена негрубыми экзогенными вредностями, перенесенными в раннем детстве. Представляет собой вариант дисгармоничного инфантилизма и чаще наблюдается у девочек. Основной характеристикой истероидной психопатии является эгоцентризм, то есть стремление быть в центре событий, обращать на себя внимание окружающих.

С ранних лет наблюдается капризность; девочки нередко стремятся привлечь к себе внимание различными вымыслами и фантазиями. Они очень ревнивы к похвалам в адрес других, из-за чего вступают в конфликты с окружающими. В школьном возрасте стремление привлечь к себе внимание проявляется также в характере одежды и прически.

Неспособность к волевому усилию приводит к тому, что даже при хорошем интеллекте у лиц с истероидными чертами успехи в учебе значительно ниже возможностей. Конфликты вероятны не только с одноклассниками, но и с учителями. В подростковом возрасте типичны кокетство, склонность к интригам и сплетням.

Эгоцентризм делает их чуждыми к переживаниям и трудностям близких, друзей, они сосредоточены только на своих переживаниях и интересах.

Органические психопатии (F07.0) связаны с ранним поражением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни.

Проявления психопатии (F60-F69) обычно начинаются с раннего детства: отмечаются непоседливость, крикливость, суетливость, желание все трогать руками, отсутствие чувства дистанции со взрослыми, аффективные вспышки, бурные истерические реакции.

Постоянное стремление к движению сочетается с задержкой развития элементарных двигательных навыков, с моторной неловкостью. С началом полового созревания эти нарушения сглаживаются. Органическая психопатия может быть эпилептоидного и истероидного типа.

При эпилептоидном типе с детства преобладает своеобразная аффективность, могут выявляться нарушения влечений, усиливающиеся в подростковом возрасте. Аффекты отличаются бурным проявлением и быстрым истощением. Нарушения влечений чаще всего характеризуются садистскими склонностями и бродяжничеством.

Аффективность и расстройства влечений становятся основой для формирования нарушений поведения в виде делинквентности, алкоголизации. При истероидном типе органической психопатии с детства наблюдаются бурные истерические реакции по незначительным поводам — при малейшей угрозе наказания или отказе в исполнении желаний. В подростковом возрасте безудержное хвастовство, малоправдоподобные фантазии.

⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 935 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/7-33881.html

Дисгармоническое психическое развитие: психопатии и патологические формы развития личности. Систематика психопатий

Дисгармоническое развитие личности психопатии

Дисгармоническое развитие – психопатии, в первую очередь конституциональные, в основном наследственно обусловленные, либо обусловлены экзогенными вредностями, действующими на ранних этапах онтогенеза, и патологические формирования личности.

Схожесть с искажённым развитием: сочетание явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других, нарушение иерархии в последовательности развития ряда психических функций.

Отличие дисгармонического развития от искажённого развития: основой этого вида дизонтогенеза является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искажённых межфункциональных связей, а врождённая либо рано приобретённая стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере.

Эта диспропорциональность, обусловливая формирование ряда аномальных вариантов личности, для которых по Г.Е. Сухаревой, характерна «неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, вследствие чего более или менее нарушено поведение и затруднена активная приспособляемость к окружающей среде» (1959).

Психопатия как стойкий дисгармоничный склад психики, в основе которых дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.

Клинико-психологическая структура ограничена кругом аномальных личностных свойств, не имеющих самостоятельной тенденции к прогрессированию, хотя и взаимозаменяющихся под влиянием ряда социальных и биологических факторов; дисгармония личности в основе стойких нарушений адаптации к социальной среде, склонности к декомпенсации при изменении привычных условий.

Отсутствие общепринятой классификации.

Сходное описание разными авторами клинико-психологической структуры отдельных вариантов психопатий.

1. Конституциональные психопатии:шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психоастенические, истерические психопатии, психопатии типа неустойчивых.

Шизоидная: присущи черты аутизма.

проявление опережения развития речевых и интел­лектуальных функций на фоне задержки развития психомоторики и бытовых на­выков с раннего возраста; раннее начало чтения, счета, интересы не­детскими и отвлеченными проблемами, в то же время заторможенность моторики, позднее овладение навыками самообслуживания; эмоциональная холодность в сочетании с внутренней сензитивностью и ранимостью. От­личие от шизофрении: нет прогредиентности и психических расстройств.

Эпилептоидная: обычно происходит в пре­пубертатном возрасте, но уже у дошкольников – педан­тизм, чрезмерная аккуратность, вязкость; дискомфорт или ущем­ление прав вызывает бурные аффективно-двигательные реакции; злопамятность; в школьном возрасте проявляется более выраженный эгоцентризм, стремление к борьбе “за порядок”, недоброжелательное отношение к окружающим.

Циклоидный тип: немотивированное колеба­ние настроения; склонность к шуткам, озорству, чрезмерной общительности.

Психоастенический (тревожно-мнительном) тип: тревожность, мнительность, часты страхи и другие на­вязчивые состояния; плохо переносят большие психоэмоциональные состояния.

Истерическая психопатия: диагностируется в пубертатном возрас­те; стремление любым путем выделиться; эмоциональные реакции очень яркие; в происхождении истерической психопатии имеют значения конституционально-наследственные механизмы.

Психопатии типа неустойчивых: незре­лость интересов, поверхностность поступков, неспособность к дли­тельным целенаправленным действиям, легкая внушаемость. При достаточ­но высоком интеллекте плохая учеба.

2. Органические психопатии: (причина – раннее поражение нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни): возбудимый (эксплозивный) тип, бестормозной тип.

Воз­будимый тип: преимущественно у мальчиков и впервые проявляется в 2-4 года. Чрезмерной возбудимость, повышенная двигательная активность, агрессивность, злобность, капризность, настроение неустойчивое, трудно адаптируются в детском коллективе; нарушения влечений, астенические симптомы.

Бестормозной тип: повышенный эйфорический фон настроения с грубой откликаемостью на внешние раздражители, Некритичность при достаточно сохранном интеллекте; патологии влечений в школьном возрасте (склонность к бродяжничеству, импульсивным сексуальным эксцессам и т.п.).

3. Патологическое формирование личности как тип дисгармоничного развития. Этиология – в основном неблагоприятные факторы воспитания.

В патогенезе основная роль:

1) Закрепление патоло­гических реакций;

2) непосредственное “воспитание” таких черт ха­рактера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность.

Основные варианты:аффективно-возбудимый, тормози­мый, истероидный, неустойчивый.

Аффективно-возбудимый: обусловлен неблагоприятной средой, в основном конфликтной (алкоголизм родителей, ссоры, агрессия и т.п.) Черты аффективной взрывчатости, склонности к разрядам раздражения, гнева, неадекватных раздражителю (имитация аналогичного поведения взрослых).

Истероидный вариант патологического развития личности: обусловлен или конфликтной ситуацией в семье или при воспитании по типу «кумира семьи». Проявление истерических реакций.

Патологическое развитие личности по типу психической неустойчивости: обусловлено условиями гипоопеки – безнадзорности, отсутствие у ребенка чувства долга, отсутствие волевой регуляции в преодолении трудностей. Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы: лабильность, аффект, импульсивность, повышенная внушаемость.

Тормозимый вариант патологического развития личности: обусловлен гиперопекой, связанной авторитарностью, деспотичностью, подавление в ребенке самостоятельности, инициативы. Инфантилизм, боязливость, склонность к страхам, ипохондричность.

4. К дисгармоничному развитию относится невропатия – особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленной неустойчивостью регуляции вегетативных функций. Дети повышенно впечатлительны и ранимы; неврозы страха, заика­ния, тики, энурез и т.д.

5. Особый вид дисгармонического развития аномалия психического развития, связанная с отклонением темпа полового соз­ревания.

Это нарушение вегетативно-эндокринной регуляции, в одних случаях приводящей к замедлению темпа развития полового созрева­ния (его ретардации), в других – ускорению (акселерации).

Эти ано­малии обусловлены либо генетическими особенностями, либо органи­ческой недостаточностью нервной системы.

Исследователи, занимающиеся данной проблемой: А.Е. Личко,

Г.Е. Сухарева, О.В. Кебрикова, В.В. Ковалев, Б.В. Зейгарник, В.В. Лебединский и др.

Источник: https://cyberpedia.su/4x79f1.html

Дисгармоническое развитие личности: акцентуации характера, психопатии, их сравнительная характеристика

Дисгармоническое развитие личности психопатии

Под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся т. н. расстройства личности (психопатии) и явные или выраженные акцентуации характера.

Дисгармоничность черт характера приводит к тому, что изменяется вся структура психической деятельности человека. В выборе своих поступков он часто руководствуется не реалистичными и адекватно обусловленными мотивами, а существенно измененными «мотивами психопатической самоактуализации».

Сущность данных мотивов — ликвидация личностного диссонанса, в частности рассогласования идеального «Я» и самооценки. Поданным Л. М.

Балабановой, при эмоционально-неустойчивом расстройстве личности (возбудимой психопатии) наиболее частым мотивом поведения оказывается стремление к реализации неадекватно завышенного уровня притязаний, тенденция к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самовзвинчиванию и поискам поводов для разрядки аффективного напряжения. Улиц с истерическим расстройством личности (истерической психопатией) мотивами девиантного поведения выступают, как правило, такие качества, как эгоцентризм, жажда признания, завышенная самооценка. Переоценка своих реальных возможностей ведет ктому, что ставятся задачи, соответствующие иллюзорной самооценке, совпадающей с идеальным «Я», но превышающие возможности личности. Важнейшим мотивационным механизмом является стремление к манипулированию окружающими и контролю над ними. Окружение рассматривается лишь как орудие, которое должно служить удовлетворению потребностей данного человека. У индивидов с ананкастными и тревожными (уклоняющимися) личностными расстройствами (психастенической психопатией) патологическая самоактуализация выражается в сохранении ими привычного стереотипа действий, в уходе от перенапряжений и стрессов, нежелательных контактов, в сохранении личностной независимости. При столкновении таких людей с окружающими, с непосильными задачами в силу ранимости, мягкости, низкой толерантности к стрессу они не получают положительного подкрепления, чувствуют себя обиженными, преследуемыми. К патохарактерологическим девиациям относят также невротические расстройства и развития личности — патологические формы поведения и реагирования, сформированные в процессе неврозогенеза на базе невротических симптомов и синдромов. В большей степени они представлены обсессивными симптомами в рамках обсессивного развития (по Н. Д. Лакосиной). Девиации реализуются в виде невротических навязчивостей и ритуалов, которые пронизывают всю жизнедеятельность человека. В зависимости от их клинических проявлений человек может выбирать способы болезненного противостояния реальности. Например, человек с навязчивыми ритуалами может подолгу и в ущерб своим планам совершать стереотипные действия (открывать и закрывать двери, определенное количество раз пропускать подходящий к остановке троллейбус), цель которых — снятие состояния эмоционального напряжения и тревоги. К сходному параболезненному патохарактерологическому состоянию относят поведение, основанное на символизме и суеверных ритуалах. В подобных случаях поступки человека зависят от его мифологического и мистического восприятия действительности. Выбор действий строится на основе символического истолкования внешних событий. Человек, например, может отказаться от совершения какой-либо поступка (жениться, сдать экзамен и даже выйти на улицу) в связи с «неподходящим расположением небесных светил» или иными псевдонаучными трактовками действительности и суевериями.

Психопатии – это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), “определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток”, “в течение жизни…

не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям”, “мешают… приспособляться к окружающей среде”. Эти три критерия были обозначены О. В.

Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

Указанные критерии служат также основными ориентирами в диагностике психопатий

Нарушения адаптации, или, точнее, социальная дезадаптация, в случаях психопатий обычно проходит через весь период.

Таковы три критерия – тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация, – позволяющие отличать психопатии…

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.

Еще на заре учения о психопатиях возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы. В. М. Бехтерев (1886) упоминал о “переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием”…

П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как “латентную психопатию”, М. Framer (1949) и О. В. Кербиков (1961) – как “предпсихопатию”, Г. К. Ушаков (1973) – как “крайние варианты нормального характера”.

Наибольшую известность получил термин K. Leongard (1968) – “акцентуированная личность”. Однако правильнее говорить об “акцентуациях характера” (Личко; 1977). Личность – понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. д. В описаниях K. Leongard речь идет именно о типах характера…

Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933) – О. В. Кербикова (1962).

При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации как следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии (Личко, 1977).

При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, в самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины.

При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшего сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера.

Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, “слабые места”.

На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим…

Источник: https://poisk-ru.ru/s10924t15.html

Невроз гуру
Добавить комментарий