Дисгармоничное развитие на примере психопатии

Причины дисгармонического развития. типология патологических характеров

Дисгармоничное развитие на примере психопатии

Решающее значение в происхождении психопатий придается врожденной биологической предрасположенности к ее развитию. Однако уже П. Б. Ганнушкин в 1933 г. писал, что «учение о психо­патиях имеет не только узкомедицинское, но и социальное зна­чение».

В настоящее время по происхождению можно выделить следую­щие виды психопатий:

Ядерные, или конституциональные.

Лица с данным видом психопатии обладают конституциональ­ной (наследственной). предрасположенностью в виде неблаго­приятного сочетания отдельных свойств нервной системы.

Такие психопатии, называемые истинными, проявляются уже в раннем детстве в виде «трудного» темперамента и других эмоционально-волевых нарушений. Уровень умственного развития при этом пер­вично не страдает.

В зависимости от формирующейся доминирую­щей диспозиции личности соответственно формируются разные формы психопатий: возбудимые, неустойчивые и т.д. (см ниже).

При данной этиологии психопатии внешние факторы активи­руют, запускают имеющееся предрасположение.

Краевые, или приобретенные.

Возникают под влиянием неблагоприятных факторов психоло­гического и социального характера, таких, как неправильное вос­питание, жестокость родителей, сильные эмоциональные потря­сения. Ряд авторов (Е.Блейлер, М.О.Гуревич, В.А.Гиляровский, О. В. Кербиков) доказывали возможность психогенных изменений характера, которые принимают характер психопатий.

В современной литературе в качестве такого психологического состояния, обусловливающего резкое снижение и искажение адап­тивных возможностей детского организма на всех уровнях его функ­ционирования, описывается дистресс или посттравматическое стрессовое расстройство — ПТСР (Н. В. Вострокнутов).

Дистресс — это состояние эмоционального напряжения, которое возникает при конфликтных, кризисных ситуациях и превышает по своей интенсивности и длительности индивидуальные адаптивные воз­можности ребенка.

Проявляется в эмоционально-поведенческих расстройствах, трудностях социализации, что вызывает как труд­ности социального взаимодействия, так и обучения.

Органические.

Развиваются как следствие воздействия на организм ребенка в возрасте до трех лет различных вредностей (тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, мозговые инфекции, длитель-. ные истощающие соматические заболевания и т.п.).

От общего числа психопатий составляют до 30%.

Имеют благоприятную по­чву для возникновения при других дизонтогениях, связанных с по­ражениями головного мозга (при умственной отсталости, задержке психического развития церебрально-органического генеза, детском церебральном параличе).

Однако, не отрицая все изложенное выше, следует помнить, что патологический характер, как правило, является результиру­ющей нескольких неблагоприятных факторов: биологических (в ви­де конституции или органической патологии), и средовых (в виде неблагоприятных условий воспитания).

По ведущим проявлениям, основанным на типах нервной сис­темы, различают следующие группы психопатий (О. В. Кербиков).

Возбудимые — для них характерна высокая возбудимость, соче­тающаяся с выраженной экстравертированностью, подозритель­ностью, гневливостью, упрямством и педантичностью. В поведе­нии склонны к жестокости, мстительности, крайне требователь­ны к окружающим. Поведенческий ролевой репертуар достаточно скуден.

Неустойчивые — им свойственна повышенная эмоциональная неустойчивость, нестойкие интересы и привязанности. Чувства, дос­тигая большой интенсивности, склонны к быстрому угасанию. Об­ладают повышенной внушаемостью, склонны к фантазированию и нереалистической, основанной на эмоциях, оценке событий.

Тормозимые (астенические) — характеризуются повышенной утомляемостью и истощаемостью, общей вялостью. Впечатлитель­ны, ранимы, нерешительны, мнительны, обидчивы. В общении уступчивы, не стремятся к отстаиванию своей позиции. Особенно большой дискомфорт испытывают при общении с малознакомы­ми людьми, плохо привыкают к новому коллективу.

Психастенические — для них характерно сочетание черт асте­нической личности с повышенной склонностью к самоанализу и самобичеванию. Постоянно испытывают разнообразные страхи, сомнения относительно принятия решения, в связи с возложен­ной на них ответственностью. Склонны к созданию различных ритуалов в поведении, боятся любых изменений.

Шизоидные — им свойственны патологическая замкнутость, сла­бость эмоциональных привязанностей вплоть до черствости, выра­женные трудности в налаживании неформального общения. В фор­мальном общении более продуктивны, следуя предписанной роли.

Мозаичные — представляют собой сочетание нескольких.

ТИПОЛОГИИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРОВ ПОДРОСТКОВ.

На основании уже упомянутых классификаций типов психопа­тий, типологий применительно к детскому и подростковому воз­расту, а также на основа­нии классификации типов акцентуаций личности, разработанной К.Леонгардом, отечественным клиницистом А. Е.Личко была предложена классификация типов психопатий и акцентуаций ха­рактера подросткового возраста.

1. Гипертимный тип. Подрост­ки этого типа с самого детства отличаются подвижностью, общи­тельностью, склонностью к озорству. их особенность — всегда хорошее настроение, иногда сопровождающееся вспышка­ми агрессии и раздражения.

Хорошо выдерживают нагрузки в си­туациях, требующих активности, сообразительности. Провоци­рующим фактором выступают слишком сильное давление со стороны окружающих. В силу выраженного стремления к самостоятельности склонны к конфликтам.

При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения поверхност­ны, быстро проходят. Их тянет ко всему, что связано с получени­ем удовольствия, риском.

Плохо переносят одиночество, неудачи вызывают аффект, но непродолжительный. Распространенность в популяции — 8 % у мальчиков и 3 % у девочек (по данным А. Е. Лич­ко и Н.Я.Иванова).

2. Циклоидный тип. Был выделен в качестве основного типа еще Э. Кречмером. Он близок к гипертимному типу, являясь, по П. Б.

Ган­нушкину, более общим направлением изменения характера, вклю­чает помимо гипертимного еще три типа, характеризующиеся рез­кими колебаниями настроения.

В детстве подростки с данным ти­пом напоминают гипертимных, в дальнейшем, к 15 — 17 годам, нарастает повышенная раздражительность и склонность к апатии, вялость. Периоды подъема настроения чередуются с выраженной депрессией. Они тяжело переживают даже незначительные непри­ятности.

Провоцирующим фактором в период подъема выступают те же ситуации, что и у гипертимов, в депрессивную фазу — резкие изменения в окружающей обстановке, требующие быстрого изменения жизненного стереотипа. Распространенность в подростковой популяции — 2 — 5 % независимо от пола.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, при­чем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного из­менения настроения могут оказаться самыми ничтожными, на­пример: кем-то случайно оброненное слово.

Все они способны погрузиться в уныние при отсутствии каких-либо серьезных не­приятностей и неудач. Поведение этих подростков во многом за­висит от сиюминутного настроения. Они хорошо понима­ют и чувствуют отношение к ним окружающих людей, ранимы.

Стремление к независимости не выражено, если в семье они чув­ствуют любовь и поддержку. Провоцирующим фактором, запускающим отрицательные переживания, выступают: разрыв с близкими взрослыми, эмоциональное отвержение значимых близ­ких, насмешки, неудачи.

Распространенность в популяции — 8 % у мальчиков и 12 % у девочек.

4. Астенический тип. Астенический склад характера создает благоприятную почву для развития неврастении как одной из основных форм невротических расстройств. Характеризуется повышенной мнитель­ностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью.

Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении труд­ной умственной работы. Провоцирующий фактор – ум­ственные и физические перегрузки.

Распространенность в здоро­вой популяции подростков — 2 %, среди подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, — до 25 %.

5. Сензитивный тип. Данному типу свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огор­чает или пугает. В детстве такие дети часто боятся темноты, оди­ночества, животных, незнакомых людей. Они производят впечат­ление замкнутых и застенчивых. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных игр.

Открыты и общи­тельны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, обще­нию со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрос­лыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подро­стков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности».

Вместе с тем у этих же под­ростков довольно рано формируется чувство долга, обнаружива­ются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием.

Провоцирующий фактор — расширение сферы социальных контактов, необходимость адаптации к новым требованиям, си­туации повышенной ответственности, эмоциональном отверже­нии подростка и т.п.

6. Психастеничный тип. Так же как астенический, данный тип дает основу для развития невротических реакций, но по типу на­вязчивых состояний (тики, заикание, страхи, навязчивые дей­ствия).

Чаще имеет конституциональное происхождение, хотя может развиться и в случае неправильного воспитания по типу доминирующей гиперпротекции. Для подростков данного типа характерна склонность к размышлениям, к самоанализу и оцен­кам поведения других людей.

Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием.

Самоуверенность у них соче­тается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность. Провоцирующий фактор— ситуации повышенной ответ­ственности, необходимость быстрого принятия решений.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость. Проявляется рано — дети предпочитают играть в одиночестве или находиться в компании взрос­лых. Нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую на­полнен различными фантазиями, какими-либо особенными ув­лечениями.

Не умеют отстаивать свое мнение. При тяжелой психопатии наблю­дается уход в мир фантазий. Провоцирующий фактор — при большом значении наследственности усугубить данное состо­яние может необходимость включения подростка в широкое со­циальное взаимодействие с незнакомыми людьми, эмоциональ­ное отвержение со стороны значимых людей.

Распространенность среди подростков — 9%.

8. Эпилептоидный тип. Название этого типа связывают с осо­бенностями личности, которые напоминают изменения при эпи­лепсии. Возникновение данного типа психопатии связывают как с наследственностью, так и с легкими органическими повреждени­ями головного мозга.

Первые проявления относят к детскому воз­расту: дети часами плачут, капризничают, любят мучить живот­ных, дразнить младших. В детском коллективе ведут себя как дик­таторы, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе.

В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать взрослым. Такая «гиперсо­циальность» может сочетаться с выраженной агрессией и жесто­костью с близкими.

Провоцирующий фактор — ограни­чения в проявлении власти, воспитание в условиях эмоциональ­ной холодности и жестокого обращения. Распространенность сре­ди подростков —11 %.

9. Истероидный тип. черта этого типа — эгоцентризм, постоянная неукротимая потребность в получении знаков внима­ния со стороны окружающих. Такие дети с большим трудом вы­носят, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим.

Для них насущной потребностью становится стремление привле­кать к себе внимание окружающих. Чтобы оказать влияние на ок­ружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил.

Подростки данного типа часто попадают (до 80 % случаев) в клинику из-за попытки само­убийства. Причиной обычно является какой-либо неуспех, осо­бенно публичный, желание продемонстрировать свою исключи­тельность.

Провоцирующий фактор — ущемленное само­любие, потеря внимания окружающих, невозможность удовлет­ворить претензии на исключительное положение и внимание. Рас­пространенность среди мальчиков — 2 — 3%, среди девочек — несколько выше (по данным Н.Я.Иванова).

10. Неустойчивый тип. При сходстве с лабильным отмечается, что при неустойчивом типе неустойчивость относится, прежде всего, к поведению, а не к эмоциональной сфере, как в первом случае.

Именно в формировании социально приемлемых форм поведе­ния и деятельности заключается главная проблема подростков, относящихся к данному типу. Подростки данного типа обнаружи­вают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем к любым, без разбора, а также к безделью и праздности.

Они отли­чаются слабой волей, отсутствием каких-либо серьезных, в том числе профессиональных, интересов. Они почти совсем не дума­ют о своем будущем. Истинной привязанности к близким, как правило, не испытывают, окружающие для них — лишь источник получения наслаждений.

Происхождение данного типа может быть различным — от конституционального и органического до соци­ального. Провоцирующий фактор — социальная и педа­гогическая запущенность, попустительство. Распространенность среди подростков — 21 %.

11. Конформный тип. Данный тип встречается только в виде ак­центуации. черта — во всем следовать правилам микро­среды. Поэтому они демонстрируют бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму.

Это тип приспособленца, который ради своих соб­ственных интересов готов предать товарища, покинуть его в труд­ную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «мо­ральное» оправдание своему поступку. Предпочитают известное, стабильное окружение, с недоверием и неприязнью относятся к представителям другой микросреды.

Провоцирующий фак­тор — ломка привычного образа жизни. Распространенность среди подростков — 3%.

Кроме описанных выше типов могут наблюдаться смешанные типы в виде сочетания близких и сочетаемых типов, например гипертимно-неустойчивые, лабильно-сензитивные, шизоидно-психастенические и т. п.

Источник: https://studopedia.su/14_168836_prichini-disgarmonicheskogo-razvitiya-tipologiya-patologicheskih-harakterov.html

39.Опишите дисгармоническое развитие как вариант психического дизонтогенеза. Причины дисгармонического развития личности ребёнка

Дисгармоничное развитие на примере психопатии

Дисгармоничноеразвитие – врождённаяили рано приобретённая диспропорцияпсихики в её эмоцион.-волевой сфере.Аффективныепереживания, возникающие в результатеконфликта разнонаправленных мотивационныхтенденций, при определенных условияхстановятся источником формированиядисгармонической личности.

Включаетчетыре варианта нарушений: 1)психопатии(стойкий дисгармонический склад психики,психопатические личностные свойстване имеют тенденцию к прогрессированию.),2)патологическое формирование личности,3)невропатии(Особый вид аномалииэмоционально-волевой сферы, обусловленныйнеустойчивостью регуляции вегетативныхфункций.), 4)отклонение от темпа половогосозревания. 

Современныеклиницисты и специальные психологивыделяют две основные группы причин,которые приводят к нарушениям психическогои физического развития:

Кэндогенным причинам относятся:

  • различные наследственные заболевания ;
  • заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом, – хромосомные аберрации .

Экзогенныепричины вызывают отклонения в развитии,которые могут влиять в различные периодыонтогенеза:

• впренатальный период матери; недостатокпитания матери во время беременности,особенно недостаток белков, микроэлементов;витаминов; резус-конфликт; травмы;влияние лучевой энергии и т.п.);

• внатальный период ;

• впостнатальный период причинами могутбыть остаточные явления после различныхинфекционных и других заболеваний;различные травмы ; интоксикации ;несоблюдение санитарно-гигиеническихнорм и т. п.

Причинамиотклонений в развитии могут бытьнеблагоприятные условия социальнойсреды, которые оказывают травмирующеевлияние на психическое развитие ребенка,особенности его поведения.

Такимобразом, люди с дисгармоническойорганизацией личности – это не простоиндивиды с направленностью .Это люди с двойной направленностью,находящиеся в конфликте с собой, людис расщепленной личностью, у которыхсознательная психическая жизнь и жизньнеосознанных аффектов находится в[постоянном противоречии)

40.Охарак. Психопатию как форму дисгармонии личности

Психопатии-нарушенияповедения у детей которые часто имеютврождённый характер.

Психопатиивозникают на основе взаимодействияврожденной или рано приобретеннойбиологической неполноценности нервнойсистемы и влияния внешней среды. Однаковлияния внешних факторов для образованияпсихопатии недостаточно.

От нормальногохарактера, на который наложило отпечатокнеправильное воспитание или педагогическаязапущенность, психопатия отличаетсялежащей в ее основе неполноценностьюнервной системы. Отклонения в поведенииеще не дают основания причислять человекак психопатическим личностям.

Психопатиямне свойственна прогредиентность сразвитием слабоумия и дефекта личности.Следует также отличать психопатии отпсихопатоподобных состояний послечерепно-мозговой травмы, инфекционныхзаболеваний, интоксикационных пораженийЦНС, эндокринопатий и др.

Основнымдифференциально-диагностическимкритерием должно служить то, что допоявления психопатоподобных измененийпри тех или иных заболеваниях развитиеличности было нормальным. В отличие отневрозов при психопатии патологическиечерты характера определяют весьпсихический облик. Формы:

Конституциональная.Детис данным видом психопа­тии обладаютнаследственной предрасположенностьюк ней. Уровень умственного развития приэтом первично не страдает. Формируютсяразные формы психопатий: возбудимые,неустойчивые и т. д. При данной этиологиипсихопатии внешние факторы активируют,«запускают» имеющееся предрасположение.

Приобретенная.Возникаетпод влиянием неблагопри­ятных факторовпсихологического и социальногохарак­тера, таких, как неправильноевоспитание, жестокость родителей,сильные эмоциональные потрясения.

Подвлиянием эмоционального напряжения,возникающего при конфликтных, кризисныхситуациях, превышающе­го по своейинтенсивности и длительностииндивидуаль­ные адаптивные возможностиребенка, что проявляется вэмоционально-поведенческих расстройствах,трудно­стях социализации, социальноговзаимодействия и обу­чения.

Органическая.Развиваетсякак следствие воздействия на организмребенка в возрасте до трех лет различныхне­благоприятных факторов: тяжелыетоксикозы беремен­ности, родовыетравмы и т. п.

Виды:психопатий:

1)Возбудимая.Характернавысокая возбудимость, со­четающаясяс выраженной экстравертированностью,подо­зрительностью, гневливостью,упрямством и педантичностью.Поведение детей характеризуетсяжестокостью, мсти­тельностью, крайнейтребовательностью к окружающим, вступаютв споры по-любому поводу.

2)Неустойчивая.Детямсвойственны повышенная эмоциональнаянеустойчивость, нестойкие интересы ипривязанности, слабость воли. Обладаютповышенной внушаемостью, склонностьюк фантазированию,впечатлительностью.

3)Аффективная.Детямприсуще различное настроение, они всегдамрачные унылые. Также они малообщительные,сдержаны и склонны ко лжи.

4)Психастеническая.Детипостоянно испытывают разнообразныестрахи, тревоги, сомнения относительнопринятия решения в связи с возложеннойна них ответственнос­тью. Склонны ксозданию различных ритуалов в поведе­нии,боятся любых изменений.

5)Шизоидная.Детямсвойственны патологическая замкнутость,скрытость, оторванность от реальности.слабость эмоциональных привязанностейвплоть до черствости.

6)Истерическая.Такие дети предпочитают быть на виду,хотят быть в центре внимания. Чаще всеготаким видом психопатий обладают девочки.

7)Параиноидная.Образование сверхценных идей, которыеформируются у них к 30-25 годам Основныечерты характера: упрямство, прямолинейность,злопамятность, обидчивость, такжесамоуверенность в себе.

8)Астеническая.Детям свойственная повышенная робость,стеснительность, нерешительность,впечатлительность. Такие дети не выносятвида крови.

9)Мозаичная.Представляетсобой сочетание несколь­ких формпсихопатий.

Психопатическаяличность – индивид со стойкой и клиническизначимой социальной дезапатациейповедения или антисоциальным расстройствомличности.

Источник: https://studfile.net/preview/5357898/page:3/

Дисгармоническое развитие – это… Характеристика, особенности, развитие, причины появления и влияние на человека

Дисгармоничное развитие на примере психопатии

Одним из показательных симптомов развития, происходящим в дисгармоническом русле, является психопатология. Она представляет собой аномалии развития психики. В основе заложен дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.

Что такое дисгармония в психическом развитии?

Дисгармоническое развитие – это отклонение в формировании личности, которому свойственно возникновение разного рода психопатий.

Длительное негативное воздействие травмирующих факторов на незрелую психику ребенка приводит к тому, что его эмоционально-волевая сфера перестраивается необратимым образом. Вместе с этим меняется и личность ребенка.

Заложенные биологически предпосылки в виде темперамента (который, как известно, предопределяет силу, уравновешенность и подвижность процессов в психике человека) формируют основу психопатологии.

Причины

Что запускает процесс дисгармонического развития? В детском возрасте главным социальным фактором является обучение и воспитание. Ввиду уровня развития эмоциональной сферы и личности ребенка, а также повышенной внушаемости, неблагоприятные условия внешней среды приводят к стойким изменениям в структуре личности.

Однако здесь следует помнить о взаимодействии факторов внутренней и внешней среды.

В качестве биологического фактора, который предрасполагает к патологическому формированию личности под внешним воздействием, рассматривается церебральная недостаточность в ее остаточной фазе, акцентуация характера, а также нарушения в период пубертата.

Причинами дисгармонического развития могут быть также наследственные заболевания, хромосомные нарушения, недостаток питания матери во время беременности, инфекции и отравления в младенческом возрасте.

Механизмы формирования

Патохарактерологическое развитие запускается следующим образом:

  • Посредством закрепления патологических реакций отказа, имитации, гиперкомпенсации в ответ на психотравму. Впоследствии подобные реакции приобретают устойчивые формы и становятся свойствами личности.
  • Непосредственное подкрепление негативными воздействиями определенных патологических черт, которые уже есть у ребенка (чрезмерная нервная возбудимость, истеричность и другие). При воздействии неблагоприятных социальных условий они переходят в психопатическое развитие, оказывая влияние на формирование характера ребенка и подростка.

Протестные реакции

В основе протестных реакций в действительности лежит комплекс тех переживаний, которые особенно значимы для ребенка. Это может быть обида или перенесенное унижение. Реакции могут носить активный или пассивный характер.

Протест проявляется непослушанием, грубостью, двигательным возбуждением. Могут наступать состояния сужения сознания. При пассивном протесте наблюдаются уходы из дома, рвота, энурез, попытки суицида.

Ребенок становится капризным, он постоянно проявляет недовольство по отношению к окружающим, которые спровоцировали реакцию протеста.

Пассивный протест может носить демонстративный характер, когда ребенок или подросток пытается привлечь к себе внимание взрослых. Он представляет себе, как родители его разыскивают, обвиняют себя в том, что так плохо к нему относились.

Если же целью побега является не попытка привлечь к себе внимание, а стремление уйти из психотравмирующей ситуации или от наказания старшего, в психопатологии такой побег называется импунитивным.

Такого рода побег может превратиться в поведенческий стереотип.

Реакции эмансипации

Еще одно проявление дисгармонического развития. Эмансипация представляет собой также проявление побега. В таких случаях основная мотивация ребенка заключается в стремлении отделиться от родителей. При меньшей выраженности стремления самоутвердиться, реакции эмансипации могут выражаться и в активном несогласии с советами старших.

Реакция группирования

У подростков мужского пола данный симптом нередко выражается в образованиях группировок. Подростки формируют спонтанные «стаи», в которых устанавливаются определенные правила общения. Реакция группирования может иметь тесную связь с имитацией: подросток имитирует поведение лидеров группы.

У него формируются вредные привычки (употребление алкоголя, наркотиков). Наблюдается делинквентное поведение (нарушение общественных и морально-поведенческих норм, которое не доходит до преступления действующего законодательства).

Чаще всего имеет под собой поведенческую основу, однако в некоторых случаях могут носить и патологический характер.

Ребенок или подросток, переживая острое чувство неполноценности, пытается скомпенсировать это ощущение. В процессе гиперкомпенсации защитная форма начинает приобретать все более гипертрофированный характер. У ребенка наблюдаются компенсаторные игры, он погрязает в фантазиях, что также способствует быстрому формированию патологических личностных черт.

Варианты патологий: влияние на личность

В процессе анализа выделяют четыре главных варианта искаженного и дисгармонического развития:

  • Развитие по аффективно-возбудимому типу. Данный вид обуславливается неблагоприятной социальной средой, где ребенок постоянно наблюдает алкоголизм родителей, агрессивность домочадцев по отношению друг к другу. В подобных условиях у ребенка постепенно развиваются черты аффективной взрывчатости, навязчивая склонность к разрядке эмоционального возбуждения, гнева. Формируется повышенная готовность к конфликтам. Данные черты изначально формируются как имитация подобного поведения у старших членов семьи, либо в качестве закрепления протестной реакции. Изменение личности характеризуется сдвигом аффекта в сторону угрюмости, злобности.
  • Истероидный вариант. Чаще всего наблюдается у девочек. Возникает в тех семьях, где ребенок воспитывается в условиях гиперпопечительства, растет в изнеженной обстановке, его внешность и таланты оцениваются непомерно высоко. Но данный вариант в качестве реакции протеста также может возникать и в тех семьях, которые страдают от длительного конфликта. У ребенка, дисгармоническое развитие личности которого происходит по истероидному типу, не развивается чувство ответственности, умения преодолевать трудности и препятствия. Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в виде повышенной импульсивности, а также внушаемости. Данный тип развития личности по своей сути представляет собой один из вариантов психического инфантилизма – одного из компонентов ЗПР (задержки психического развития).
  • Тормозимый вариант. Чаще всего возникает в особых условиях гиперопеки, где авторитарность направлена на подавление самостоятельности. Ребенок становится робким, обидчивым. Вырастает в пассивного и неуверенного взрослого. К данному варианту близко формирование невротической личности, которое имеет место в тех случаях, когда длительная психотравмирующая обстановка в семье приводит к развитию у ребенка невроза и таких черт, как боязливость, ипохондричность, высокая тревожность. Невротическое развитие быстро возникает у физически слабых детей, а также при неблагоприятных условиях окружающей среды.
  • Патологическое протекание периода пубертата. Негативное влияние на личность оказывает и его задержка, и ускорение. Данные аномалии обуславливаются и внешними факторами, и особенностями ЦНС. При наличии неблагоприятной окружающей среды акцентуации характера и патологические черты становятся предпосылками для патологического формирования личности. В ней будут присутствовать черты повышенной эмоциональной возбудимости, расторможенности, а также асоциального поведения.

Характеристика дисгармонического развития сложна, что связано с многообразием вариантов, нечеткостью их границ. В этом заключается одна из главных трудностей дифференциальной диагностики. Однако чистые варианты патологий встречаются гораздо реже, чем смешанные.

Источник: https://FB.ru/article/381785/disgarmonicheskoe-razvitie---eto-harakteristika-osobennosti-razvitie-prichinyi-poyavleniya-i-vliyanie-na-cheloveka

Невроз гуру
Добавить комментарий