Духовные причины неврозов

Духовные причины детского невроза (Анна Четверикова)

Духовные причины неврозов

Довелось мне недавно стать свидетельницей одного разговора. Молодая женщина подошла к священнику и попросила благословение, а затем с радостью рассказала о том, что беременна и ждет двойню. Она также попросила батюшку помолиться о своих детях.

Причем, говорила это так, как будто близнецы уже родились, и она держит их на своих руках. «Как же Вы правы! Жизнь ребенка начинается не с момента рождения, а с момента зачатия. Так и есть, и так учит Церковь », – сказал священник, благословив женщину.

Действительно, нет большего счастья для ребенка, чем мама, которая заботится о его душе еще до рождения. Находясь в материнской утробе, ребенок реагирует на свет, звуки, на эмоциональное состояние матери. Старец Порфирий Кавсокаливит говорил: «Что чувствует мать — печаль, боль, страх, беспокойство и тому подобное,- живет этим и он.

Если мать не желает ребенка, не любит его, то он это чувствует, и его душе наносятся травмы, которые сопутствуют ему всю его жизнь».

Если матери во время беременности не заботятся о том, чтобы вести мирную, спокойную, размеренную жизнь, молиться и прибегать к Таинствам Церкви; если между мужем и женой нет мира и взаимопонимания, то это отрицательно скажется на душе ребенка.

Когда к Старцу Порфирию пришла молодая семейная пара и супруги стали сетовать на чрезмерное беспокойство и пугливость их ребенка, Старец ответил: «В этом целиком и полностью виноваты вы сами.

Еще когда он находился во чреве матери, вы своим плохим отношением друг к другу нанесли ему душевные травмы, следы которых он будет носить на себе всю жизнь».

Как же это страшно! Получается, что мы, родители, своим неразумным поведением сами готовим почву для будущих проблем с детьми, коими могут стать и различные психические заболевания. Например, неврозы.

Сейчас невроз — это довольно распространенное заболевание не только среди взрослых, но и среди детей. По сути это срыв в работе нервной системы из-за ее перенапряжения, чрезмерных на нее нагрузок, с которыми ей пока справиться невозможно в силу особенностей возраста.

Обычно родители попадают на прием к неврологу или психотерапевту с жалобами, например, на повышенную нервную возбудимость, нарушение сна, непроизвольные подергивания, напряжения лицевых мышц.

И первый вопрос, который обычно задает специалист родителям, звучит примерно так: «Как проходила беременность мамы?» Любой врач, даже не будучи православным, с уверенностью скажет, что стрессы и сильные негативные переживания мамы в этот период нежелательны.

Когда идет формирование головного мозга, нервной системы, на здоровье ребенка может повлиять все.

Старец Порфирий Кавсокаливит советовал одному врачу: «Говори женщинам, что они должны осознавать, как высоко почтил их Бог, сподобив стать матерями. С момента зачатия плода они носят в себе вторую жизнь. Пусть они разговаривают с младенцем, ласкают его, поглаживая свой живот. Ребенок неким таинственным образом все это чувствует. Матери должны с любовью молиться о своих детях.

Ребенок, как уже родившийся, так и находящийся еще во чреве, чувствует недостаток материнской любви, нервозность матери, ее гнев, ненависть и получает травмы, последствия которых будет ощущать всю свою жизнь. Святые чувства матери и ее святая жизнь освящают младенца с самого момента его зачатия.

Все, что я только что сказал, надо хорошо помнить не только матерям, но и будущим отцам тоже».

Православный психотерапевт Дмитрий Авдеев как-то сказал в одном интервью, что поставщиком детских неврозов является «неладная семья». По сути, если у ребенка обнаружилось психическое расстройство — это первый признак того, что родителям нужно обратить пристальное внимание на свою духовную жизнь.

Дети, особенно маленькие, не могут объяснить причины своих страхов и переживаний. Организм сигнализирует об этом психическими нарушениями, и если их не лечить вовремя, то они могут перерождаться в устойчивые аномалии характера, а в крайнем случае — в тяжелые психические заболевания.

С чего же лучше начинать лечение? «Одна воспитанная и образованная женщина посетила Старца, чтобы поделиться с ним своими мучениями из‑за неврастении своего ребенка. Слова отца Порфирия прозвучали для нее как гром среди ясного неба.

Старец сказал, что ребенок заболел из‑за ее гордости и он выздоровеет, если она будет смиряться и начнет жить духовной жизнью». Другой женщине, ребенок которой также страдал неврастенией, отец Порфирий даже открыл как произойдет выздоровление ее сына: «он исцелится тогда, когда его мать станет святой.

А первый шаг к святости для нее будет состоять в том, что она бросит курить». Из всего этого видно, что родителям, прежде всего, нужно «лечить» свою душу: задуматься о своих грехах, обратиться в молитве к Господу — это и будут первые шаги на пути к исцелению ребенка.

Мы, родители, должны научиться бережному обращению с детьми. Часто причинами детских неврозов становятся требования родителей, превышающие возможности и потребности детей.

Так, страдающему отцу, который привел к Старцу своего больного ребенка, отец Порфирий сказал: «Твой сын хороший, но, поскольку ты заставлял его быть в школе отличником, он не выдержал, „сломался“ и заболел неврастенией». — «А как же я, когда был ребенком, пережил столько войн, лишений, и ничего со мной не случилось?» — спросил отец. «Но ты жил в другое время», — ответил Старец.

Иногда мы просто замучиваем детей, сравнивая их поведение со своим в том же возрасте. Зачастую эти сравнения бывают не в пользу ребенка, и как же это травмирует детскую душу! Нам, родителям, нельзя забывать, что ребенка дает Господь, и мы должны принимать и любить его таким, какой он есть.

Если, например, у дитя нет особых способностей к обучению, то не стоит от него требовать недостижимого. Ругань, упреки, насмешки травмируют детскую душу. Гораздо лучше сделают родители, если обратятся в молитве к Господу, Пресвятой Богородице.

Можно прочесть ребенку житие преподобного Сергия Радонежского, которому тоже сначала не давалась грамота; житие Святого праведного Иоанна Кронштадского. Известно, что он был самым отстающим учеником в приходском Архангельском училище. Но по милости Божьей, благодаря пламенной молитве, они не только преуспели в грамоте, но и стали светильниками Русской Православной Церкви. Возможно, ребенок вдохновиться этими примерами и будет сам просить Господа о даровании ума.

Часто неврозы у детей возникают после просмотра некоторых фильмов, телепередач и даже мультфильмов. Жестокая, страшная, эмоционально напряженная сцена, увиденная ребенком, может вызвать внезапную психическую травму.

Необходимо оберегать неокрепшие детские души от разного рода непотребщины, которая обильно изливается с экранов телевизоров.

Для этого нужно контролировать ту информацию, которую получает ребенок через телевидение и интернет.

Но самое главное — нужно самим вести благочестивую жизнь и своим добрым примером указывать ребенку путь ко спасению.

Психотерапевт Дмитрий Авдеев говорил, обращаясь к родителям: «Только идя навстречу Богу, возлюбив друг друга через любовь ко Творцу, семья обретает подлинное счастье и полноту бытия. Это доказывается жизнью, подтверждается историей.

Через веру, покаяние, совместные молитвы, христианское воспитание детей и взаимную любовь супруги идут к главной цели — Царствию Божиему».

Источник: https://omiliya.org/content/dukhovnye-prichiny-detskogo-nevroza

Поясните духовные причины возникновения неврозов. » Neznaniya.Net

Духовные причины неврозов

Реклама
 

Безудержный рост неврозов в двадцатом веке порожден не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его информационными перегрузками (на что неоднократно указывали исследователи), но прежде всего «прогрессом» общечеловеческого грехопадения. Во все времена истории человечества были войны, различные природные бедствия, наводнения, засухи, смерчи. И трудно сопоставить, скажем, в какой степени нынешнее время тревожнее и беспокойнее, например, эпохи царствования Ивана Грозного. Почему же проблема неврозов стала столь острой лишь в последние времена? Причина, думается, одна — в нарастающем безверии, в потере человечеством духовного фундамента, а с ним и истинного смысла жизни. Оказывается, что главное в происхождении невроза не стрессы и неприятности, а личность человека. Причем личность внутренне расстроенная. Грех, как корень всякого зла, влечет за собой невротические расстройства. Совершаясь в глубине человеческого духа, он возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из-под контроля сознания эмоции и воображение. По словам святителя Феофана, «внутренний мир человека-грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения». Глубокий невроз — показатель нравственного нездоровья, духовно-душевного разлада. Святитель Феофан Затворник указывает и на то, что «естественное отношение составных частей человека должно быть — по закону подчинения меньшего большему, слабейшего сильнейшему; тело должно подчиняться душе, душа духу, а дух же по свойству своему должен быть погружен в Бога. В Боге должен пребывать человек всем своим существом и сознанием. При сем сила духа над душою зависит от соприсущего ему Божества, сила души над телом — от обладающего ею духа. По отпадении от Бога произошло, и должно было произойти, смятение во всем составе человека: дух, отделившись от Бога, потерял свою силу и подчинился душе, душа, не возвышаемая духом, подчинилась телу». Профессор Д. Е. Мелехов полагает, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. Невроз в этом смысле не является исключением. Общепризнанно, что заболевание это развивается ввиду конфликта личности с собой (интрапсихический конфликт) или с другими людьми (интерпсихический конфликт). Невроз есть столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание. «Вера же есть смирение», — говорит святой Варсонофий Великий. Как-то во время приема женщина, страдающая одной из форм невроза, эмоционально и многократно повторяла: «Доктор, я устала болеть и хочу вылечиться любой ценой. К тому же я не понимаю, о каком столкновении желаемого и действительного вы говорили». На эти слова пациентки я ответил ей примерно следующее: «Господь ведает о вашей скорби, и если не спешит поменять имеющееся положение вещей, то, стало быть, и нет пока Его святой воли вот так враз вас исцелить. Когда, к примеру, со святыми случались неприятности, болезни или скорби, то они благодарили за то Бога и говорили: «По грехам своим приемлю». А что получается в нашем случае? «Хочу исцеления любой ценой». Вот в этом и столкновение между желаемым и действительным. Лечиться, конечно, можно и нужно, но очень важно смириться с постигшими вас болезненными обстоятельствами, считать себя достойной их и принять с благодарением. Господь о вас не забудет и выше сил потерпеть не даст. В этом нас уверяет и святой апостол Павел: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемым сверх сил, но при искушении даст и облегчение». Посему успокойтесь и не отчаивайтесь. Невроз — болезнь духовная. Смиритесь, и все пройдет». О том, какую радость приносит человеку смирение, читаем в жизнеописании святителя Игнатия (Брянчанинова): «Беспрекословное послушание и глубокое смирение отличали поведение послушника Брянчанинова в монастыре. Первое послушание было назначено ему при поварне. Поваром был бывший крепостной человек Александра Семеновича Брянчанинова (отца). В самый день вступления в поварню случилось, что нужно было идти в амбар за мукой. Повар сказал ему: «Ну-ка, брат, пойдем за мукой!» — и бросил ему мучной мешок, так что его всего обдало белой пылью. Новый послушник взял мешок и пошел. В амбаре, растянувши мешок обеими руками и по приказанию повара прихватив зубами, чтобы удобнее было всыпать муку, он ощутил в сердце новое, странное духовное движение, какого еще не испытывал никогда: собственное смиренное поведение, полное забвение своего «я» так усладили его тогда, что он во всю жизнь поминал этот случай». Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что невроз — болезнь личности. Человек заболевает неврозом не вдруг, у этого недуга есть свой период предболезни. Можно нарисовать своеобразный портрет «потенциального» невротика, вернее, это будет целая галерея типов, каждый из которых имеет склонность к переходу потенциальных, скрытых болезненных сил в реальные. Одной из отличительных особенностей таких людей является стиль мышления, носящий характер бескомпромиссности; в их оценках сквозит выраженная категоричность, многое из происходящего не имеет для них оттенков и строится на контрасте: плохо — хорошо.

Невроз чаще возникает в результате внутренних личностных процессов. Внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой лишь последнюю каплю, пусковой механизм развития невротических нарушений.

У человека, склонного к этому недугу, вырабатывается своеобразная «способность» нервозно реагировать на жизнь.

Одни причины для переживаний (конфликты, стрессы) со временем уходят, становятся неактуальными, но вскоре их место занимают другие, и недуг возобновляется.

Другие новости по теме:

Admin | Добавлено: 18-09-2012, 11:11 | Комментариев (0)

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Источник: http://neznaniya.net/raznoe/otvety-pravoslavnoj-jenciklopedii/4441-poyasnite-duhovnye-prichiny-vozniknoveniya-nevrozov.html

Духовный невроз. Уроки Синайского патерика

Духовные причины неврозов

«Душа немедленно посылает человеку сигнал: “Ты ошибся!” – но он еще не понимает, где именно он ошибся, и пытается исправить то, что сделано руками». Что нам до переживаний и личности какого-то древнего монаха? Историю из Синайского патерика разбирает инокиня Евгения (Сеньчукова).

Патерики – один из самых популярных жанров святоотеческой аскетической литературы. Это короткие назидательные афоризмы и истории из жизни подвижников. Как правило, рассказы из патериков очень просты, содержат чудесные сюжеты, почти всегда ироничны и наполнены духовным (и часто парадоксальным) смыслом.

Один из наиболее популярных патериков – «Луг духовный», или «Лимонарь», или Синайский патерик. Его автор – монах, живший в VII веке в монастырях Святой Земли, Иоанн Мосх. Многие главы из «Луга духовного» хорошо известны даже неофитам: их можно встретить в брошюрах и сборниках для начинающих воцерковляться.

Прочитаем одну историю из Синайского патерика вместе.

*

Жизнь аввы Исаака из Фив, и о явлении ему демона в виде юноши

В Фиваиде есть город Ликос. От города на расстоянии шести миль – гора, на которой обитают иноки: одни – в пещерах, другие – в келлиях. Придя туда, мы явились к авве Исааку, родом из Фив.

Вот что рассказал нам старец: «Тому, о чем я хочу рассказать вам, прошло пятьдесят два года. Однажды я занимался своим рукодельем, плел большую сетку от комаров. Сделав ошибку, я очень горевал, что не мог найти ее.

Целый день я раздумывал и не знал, что делать, как вдруг чрез окно входит юноша и говорит мне:

– Ты ошибся. Дай-ка мне, я исправлю.

– Ступай вон! – говорю ему. – Прочь от меня…

– Но ведь ты введешь себя в изъян, если плохо сработаешь.

– Это – мое дело…

– Но мне жаль тебя, что потеряешь даром свой труд.

– На зло принесло тебя сюда…

– Да ведь ты сам заставил меня прийти сюда, и ты – мой…

– Почему это?

– Да потому, что ты три воскресенья причащаешься, тая злобу на своего соседа.

– Лжешь ты…

– Нет, не лгу. Ты злишься на него из-за чечевицы. Не правда ли? А я – дух злопамятства, и ты отселе мой…

Услыхав это, я вышел из келлии, поспешил к брату, поклонился ему в ноги, и мы примирились. Возвратившись в келлию, я нашел, что он сжег сетку и циновку, на которой я молился, злобствуя на наше примирение».

*

При внешней наивности история достаточно глубока. Блаженный Иоанн Мосх и его собеседник, рассказавший ее, не были психологами, но работу человеческой души на всех уровнях понимали на практике.

Итак, подвижник рассказывает о демоне, терзавшем его за нераскаянный грех и отступившем перед покаянием. Но демон в виде юноши – это всего лишь форма, в которой проявилось беспокойство души. Не менее важны и другие детали.

Обратим внимание: подвижник не знает (забыл или не обратил внимания) о своем грехе. Он трудится себе и трудится, исполняет простую, но монотонную работу – элементарная аскетическая практика, за такой работой можно и молиться, и размышлять о духовных вопросах.

В своем рукоделии делает ошибку – и она его почему-то терзает!

Я не психолог, но рискну сделать робкое предположение: подобно тому, как все вытесненное из психики в конечном итоге порождает невроз, нераскаянный и неисправленный грех порождает своего рода «духовный невроз».

В данном случае он вылился в ошибку в ручном труде. Душа немедленно посылает человеку сигнал: «Ты ошибся!» – но он еще не понимает, где именно он ошибся, и пытается исправить то, что сделано руками.

Но разве криво сплетенная сетка от комаров стоит каких-то серьезных переживаний?

Теперь обратим внимание на еще одну деталь: демон, притворившийся юношей, в конечном итоге сыграл на руку герою, потому что именно он раскрывает ему его грех, заставляя немедленно его исправить. Казалось бы, почему демон действует так сложно и одновременно глупо? Зачем пытается помочь монаху переплести сетку? А самое главное – зачем выдает себя?

Повторимся: демон в виде юноши – всего лишь форма. Современному человеку демоны могут являться, например, в виде летающих тарелок, устрашающих или, напротив, притягательных галлюцинаций… Человек античный и средневековый с летающими тарелками знаком не был, поэтому искушение к нему приходило в понятных образах. Например, мешающий работе юноша.

Вернее, не мешающий работе, а отвлекающий внимание от главного – того, ради чего монах и плетет эту бесконечную сетку на самом деле – от духовной жизни, молитвы, диалога с Богом. «Я тебе помогу исправить то, от чего тебе неприятно», – вкрадчиво говорит враг.

Подвижник согласится, сетка станет аккуратненькой и ровненькой, и он больше не будет возвращаться к этой проблеме.

Но подвижник осторожен и помощи от непонятно кого принимать не хочет. И эта духовная осторожность демона обезоруживает, потому что в ней продолжается настойчивая работа души. Монах искренне хочет найти свою ошибку, но так и не может сконцентрироваться на ошибке настоящей, а не этой мелочи. Именно искренность аввы Исаака заставляет демона представиться и рассказать о причинах своего визита.

И тут происходит самое важное. Лечение невроза, психологической травмы, да даже больного зуба, требует не только осознания болезни. Не просто «у меня болит зуб, накапаю-ка себе зубных капель», а «пойду к стоматологу». Не просто «у меня болит душа, я выпью кофе и съем шоколадку», а «я так и не оправился от тяжелой ситуации, мне нужна помощь, я иду к психологу или психиатру».

Ответ демона мог привести к самым разным последствиям. Авва Исаак мог бы бросить рукоделие и впасть в уныние по поводу своей греховности. Авва Исаак мог бы даже начать горько каяться – и прибавлять к своему злопамятству еще и уныние.

Но подвижник сделал шаг морально сложный, но наиболее верный. Он пошел решать проблему. Я уж не знаю, что у них с братом за конфликт из-за чечевицы произошел, но как только он был улажен, неточность в плетении авву больше не волновала. Да и не должна волновать. Рукоделие было для него средством аскезы, а не целью.

Казалось бы, нам-то что до психологии личности какого-то древнего монаха? А ведь стоит задуматься.

Не пора ли отложить в сторону сетку (недописанный текст, недорешенную задачку…) и пойти мириться с братом?

Источник: https://www.pravmir.ru/duhovnyiy-nevroz-uroki-sinayskogo-paterika/

Читать

Духовные причины неврозов
sh: 1: –format=html: not found

Дмитрий Александрович Авдеев

НЕРВНОСТЬ ЕЕ ДУХОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ

Тело, будучи сложено из многих, притом неодинаковых частей, которые и сами составлены из четырех стихий, когда занеможет, имеет нужду в разных врачевствах, и притом составленных из разных трав. А душа, напротив, будучи невещественна, проста и несложна, когда занеможет, одно врачевство врачует ее – Дух Святой, благодать Господа Иисуса Христа.

Святой Симеон Новый Богослов

Духовная природа нервности

«На нервной почве» – это словосочетание стало почти крылатым. Мы слышим его повсеместно: дома и на работе, на улице и в транспорте, – словом, повсюду.

По утверждению экспертов Всемирной Организации Здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессами, а некоторые специалисты полагают, что этот процент в два раза выше. По другим медицинским данным, половина посетителей поликлиник – это практически здоровые люди, однако, испытывающие действие психоэмоциональных перегрузок.

Специалистам по экстремальным ситуациям и врачам известно, что язвы желудка «открываются» и зарубцовываются в зависимости от взлета и падения кривой психоэмоционального стресса. Кривая колебаний артериального давления подвержена той же закономерности.

Как распознать эмоциональный стресс и его влияние на организм человека? Вот некоторые характерные для него черты: продолжительная, необъяснимая усталость, которая не проходит после отдыха; головные боли, расстройства пищеварения, боли в спине, бессонница; исполнение привычных дел занимает гораздо больше времени, чем раньше.

Огромное количество телесных болезней развивается в результате длительного нервного перенапряжения.

Что еще «произрастает» на этой (нервной) почве? К сожалению, ничего хорошего: ссоры, конфликты, разводы… В последние годы все чаще говорят о синдроме хронической усталости с сопутствующими ему бессонницей, депрессией, апатией и безразличием ко всему. Добрая половина, а то и более в структуре болезней, изучаемых психиатрией, – это «пограничные» (возникающие на нервной почве) состояния. Их возникновение связывают с конфликтами, переживаниями, неприятностями и т.п.

Нервозность и греховность тесно связаны друг с другом и одно порождает другое.

В святоотеческих творениях мы часто видим указания на необходимость хранить душевный мир. «Стяжи дух мирен и тысячи спасутся возле тебя», – говорил великий старец преподобный Серафим Саровский.

Преподобный Алексий, подвизавшийся в Зосимовой пустыни, писал: «Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное.

Если у вас будет мир – вы будете счастливы».

К миру, согласию, терпению и взаимопониманию нас постоянно призывает в своих проповедях и обращениях предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий II.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе (прошедшем в Москве 13-16 августа 2000 года), в частности сказано: «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствием поработивших человека страстей».

Таким образом, душевные болезни могут быть связаны с естественно-биологическими факторами, или же их проявления связаны с одержимостью души злыми духами. Вместе с тем существует большая группа психических расстройств, именующаяся в клинике как «пограничная патология» (функциональная, т. е.

принципиально обратимая психическая патология). К этой группе относятся неврозы, неврозоподобные состояния, некоторые типы депрессивных расстройств, психосоматические состояния, приобретенные формы психопатий и др.

Страдания этих людей во многом являются следствием их личностно-характерологического склада, который, на мой взгляд, определяется духовными причинами.

* * *

Пограничные нервно-психические расстройства, среди которых значительное место занимают неврозы, прочно удерживают лидирующее положение в обширной группе психических заболеваний.

По данным Всемирной организации здравоохранения, около 10% населения индустриально развитых стран больны неврозами и за последние 65 лет их число выросло в 24 раза. Заболеваемость неврозами в России составляет 20-25 случаев на 1000 человек.

Это только учтенная заболеваемость и, скорее, ее можно рассматривать как вершину айсберга.

Неврозы, как эпидемия, распространяются повсеместно. Известно, что от 30 до 65% посетителей у общепрактикующих врачей – это люди с выраженной невротической симптоматикой. В среде специалистов, изучающих эту патологию, бытует грустная шутка: вместо вопроса, страдает ли человек неврозом, надо задавать вопрос, каким именно видом невроза он страдает.

В последнее десятилетие проблемы, связанные с происхождением неврозов, стали подвергаться активному пересмотру. Отношение к этому заболеванию как к легкой психической дисфункции в значительной степени изменяется.

Принцип функциональности (легкой обратимости) не подтверждается современной клинической практикой. По опубликованным в печати данным, выздоровление при неврозах наступает менее чем у 40-50% заболевших.

Установлено, что в первые три года заболевания выздоравливают лишь 10% больных. Часто страдания длятся годами и даже десятилетиями.

Согласно определению, принятому в нашей стране, невроз – психогенное (возникающее на нервной почве) нервно-психическое расстройство, которое формируется в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека.

Проще говоря, невроз развивается тогда, когда человек в силу различных обстоятельств не может найти подходящего выхода из сложного положения, разрешить психологически значимую ситуацию или перенести какую-то трагедию.

Симптомы невротического срыва общеизвестны: снижение настроения, раздражительность, бессонница, чувство внутреннего дискомфорта, вялость, апатия, ухудшение аппетита. Могут появляться навязчивости, вспышки агрессивности, злобность и т. п.

Вся эта симптоматика сопровождается общим недомоганием, неприятными телесными ощущениями, вегетативными нарушениями. Проявления неврозов обобщенно могут быть именованы как устойчивая потеря душевного мира.

При неврозе человек сохраняет ясную критику, тяготится своим состоянием, но ничего не может с собой поделать.

Вместе с тем существуют и состояния, по клинике напоминающие неврозы, но развивающиеся по иному механизму.

Они определяются как неврозоподобные и возникают при многих соматических заболеваниях, инфекционных процессах, при атеросклерозе сосудов головного мозга и других патологических процессах.

Кроме того, неврозоподобная клиническая картина может часто встречаться у людей с дурным характером или существенными недостатками воспитания.

Термин «невроз» прочно вошел в нашу жизнь и неизвестен разве что младенцу. Выделяют школьные и пенсионные неврозы, неврозы достижения и одиночества, соматогенные и экологические, а также многие иные разновидности этого недуга.

Особую группу составляют так называемые ноогенные неврозы, связанные с утратой или отсутствием у человека смысла жизни, ценностными конфликтами.

Существуют данные о том, что примерно каждый пятый невротический случай имеет ноогенную основу, в действительности же представляется, что едва ли не каждый невроз имеет духовные корни. Впрочем, обо всем по порядку.

Впервые понятие «невроз» было предложено в 1776 году шотландским врачом Кулленом, и с тех пор дискуссии о сущности этого заболевания, корнях его возникновения и механизмах формирования не перестали быть менее животрепещущими.

Однако это, конечно, не означает, что до Куллена неврозов вообще не существовало; их появление, как и появление болезней вообще, произошло вследствие грехопадения человека. Описание неврозов встречается уже в древнейших письменных источниках человечества. Так, в папирусах Кахун (ок. 1900 г. до Р. Х.) и Эберса (ок. 1700 г. до Р. Х.

) содержатся данные о болезненных состояниях женщин, которые очень напоминают клинику истерического невроза.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=209597&p=1

Невроз гуру
Добавить комментарий