Формы психопатий по этиологии возникновения не относятся

Этиология, патогенез, динамика психопатий

Формы психопатий по этиологии возникновения не относятся

К настоящему времени благодаря капитальным исследованиям этих вопросов О. В. Кербиковым, установлено, что причины психопатий могут быть различными, т. е. в этиологическом отношении психопатии неоднородны. Научной основой такого понимания этиологии психопатий является павловское учение о сложном составе нейротипа, т. е. конечного типа ВНД индивида.

Как известно И. П. Павлов тип ВНД в окончательном виде представлял состоящим из врожденного компонента его — генотипа, плюс изменения нервного реагирования, возникшие под влиянием внешней среды в процессе онтогенетического формирования типа ВНД, т. е. в конечном счете — фенотип, т. е. склад характера.

Психопатии в свете этих данных представляют собой патологический нейрофенотип, склад характера.

Соответственно психопатия (т. е. патологический характер) может возникнуть под влиянием патогенных факторов, действующих на ЦНС еще в антенатальном периоде (алкоголизм родителей, в особенности матери, повреждения плода, инфекционные болезни периода беременности, родовая травма), т. е.

в порядке врожденной патологии или, что весьма близко к этому, под влиянием инфекций и черепно-мозговых травм первых месяцев жизни ребенка. Другим и более частым, по данным О. В. Кербикова (1962), путем возникновения психопатий являются психогенные воздействия, которым более или менее длительно подвергается формирующаяся ВНД ребенка или подростка.

Это, прежде всего, неправильное, уродующее личность ребенка воздействие патогенной семейной ситуации, внесемейные (школьные, дворовые или иные) подобные ситуации. Психотравмирующие факторы могут наблюдаться и при первом типе возникновения психопатий, но там в общих этиологических зависимостях они играют явно второстепенную роль.

Точно так же, как при втором (экзогенном) типе возникновения факторы врожденной патологии (родовые травмы, цепочка инфекций в первые годы жизни ребенка) тоже небезразличны для формирования личности, но им в общей этиологической структуре здесь принадлежит явно второстепенное место. Если первый (врожденный) тип этиологии патологических личностей О. В.

Кербиков называет ядерными психопатиями или просто психопатиями, то второй — экзогенный тип их возникновения он называет патохарактерологическим развитием.

Церебральные патогенетические механизмы психопатий сложны и многообразны, но все они в конечном счете вытекают из конкретных расстройств соотношения нервных процессов в коре, взаимодействия первой и второй ее систем, коры и подкорковых структур.

В основе возбудимой формы лежит патологическое преобладание раздражительного процесса над внутренним торможением вследствие недоразвития последнего, главным образом, из-за отсутствия тренирующих его стимулов в онтогенезе ребенка.

При астенической, напротив, патологически слабым (опять же в связи с недоразвитием из-за отсутствия должных тренирующих стимулов в онтогенезе) оказывается процесс возбуждения.

В основе психастенической психопатии лежит патологическое преобладание второй сигнальной системы над первой и коры — над подкорковыми областями, следствием чего является свойственная этим больным утрированная рассудочность и слабость чувства реального.

При истерической же психопатии, напротив, налицо патологическое преобладание подкорковой (инстинктивной) деятельности над корой при явном преобладании в ней первой сигнальной системы над второй. Клинически это проявляется особой, порой просто неодолимой властью эмоций, поступающих из подкорки влечений над поступками таких больных, а также свойственными им театральностью поведения, образностью мышления и аффективной логикой.

В норме суждение всегда сопровождается определенной эмоцией, придающей мысли страстность, особую остроту и силу воздействия, которая, однако, неизменно остается под интеллектуальным контролем.

При истерической психопатии в связи с указанными расстройствами ВНД упомянутое гармоническое соотношение между суждением и эмоцией (при контроле интеллекта) нарушается и чувство в этом соотношении получает очевидное преимущество.

В этих условиях суждение деформируется чувством, лишается опоры на реальные факты и вместе с тем — возможности объективного отражения окружающей действительности.

Все ото, составляющее клиническое содержание аффективной логики, обусловлено исключительной ролью (подкорковых) эмоций, влечений в психической деятельности истерических личностей в целом и в протекании у них мыслительных процессов, в частности.

При паранойяльной форме наибольшее значение в церебральном патогенезе имеет патологическая инертность нервных процессов со склонностью к образованию больных пунктов коры, патодинамических структур, тогда как при неустойчивой форме, напротив, неспособность к образованию более или менее стойкого динамического стереотипа ВНД из-за патологической лабильности возбуждения. Для патологически замкнутых личностей наибольшее значение имеет патологическая инертность нервных процессов в системе картико-экстрапирамидных нервно-вегетативных и нервно-соматических условных связей, препятствующая их функциональной переделке в широко-социальных условиях в новый динамический стереотип.

До середины нашего века, в плане конституционально-биологической теории, психопатии понимались как врожденные и стойкие аномалии личности, как не поддающиеся динамике уродства характера.

Такое их понимание плохо уживалось с медицинской, общебиологической и философской идеей развития, широко проникшей в естественные науки. П. Б. Ганнушкин уже поставил вопрос о (количественной) динамике психопатий. Благодаря же творческому подходу к этому вопросу О. В.

Кербикова им была создана совершенно новая — динамическая концепция психопатий, открывшая широкую дорогу для понимания их динамики и разработки профилактики.

Психопатии как проявления врожденной патологии обнаруживаются характерным поведением ребенка уже в детском дошкольном возрасте с выявлением их клинической формы.

В дальнейшем же, однако, им в основном свойственна лишь количественная динамика: относительное ослабление психопатических свойств при благоприятно складывающихся обстоятельствах (компенсация) и, напротив, усиление этих свойств, обострение состояния при затруднениях, психогенных, соматических болезнях и возрастных кризах (пубертатном, климактерическом), т. с. декомпенсация. В позднем возрасте начальные проявления сосудистого, старческого (и иного) процесса на время определенно усиливают психопатические симптомы больных с тем, чтобы при полном развитии этих заболеваний психопатические черты, все более ослабевая, полностью нивелировались грубо выраженным органическим процессом.

Более богатая и разнообразная динамика наблюдается при формировании «нажитых» психопатий, т. е. патохарактерологических развитий. Здесь четко выявляется причинно-следственная связь между патогенной воспитательной средой и психопатией и обнаруживается качественная зависимость от этой среды формирующейся психопатии.

Формированию возбудимой психопатии способствует воспитание ребенка или подростка в ситуациях полной или частичной безнадзорности, когда, предоставленный самому себе, он совершает все, что хочет, т. е. лишен сдерживающих стимулов поведения, способствующих тренировке внутреннего торможения. Та же среда, с другой стороны, поощряя, т. е.

положительно подкрепляя его расторможенное поведение и аффективные реакции, способствует в последующем их закреплению как черт характера.

Астеническая психопатия, напротив, формируется в ситуациях, где попытка ребенка проявить естественную двигательную, рабочую активность сначала «предупреждаются», а затем и полностью подавляются замещающими действиями воспитателей, что, обусловливая недостаточную тренированность («недоразвитие») процесса возбуждения, определяет свойственную этим больным постоянную психическую слабость и невыносливость по отношению к рабочим нагрузкам. Черты психастенической психопатии формируются в ситуациях (типа Золушки), где ребенок лишен ласки, даже обычного внимания, встречает холодность и бездушие взрослых и часто подвергается оскорблениям и наказаниям. Постоянные реакции душевной тревоги, страдания и обид, все более фиксируясь в порядке условных рефлексов, затем закрепляются в рамках личности как черты характера. Истерическая психопатия формируется в ситуациях (кумира семьи), где ребенок без оснований захваливается, окружен атмосферой обожания, где «с порога» взрослыми выполняются все его требования и желания и оправдываются все поступки. Такая воспитательная обстановка культивирует у ребенка эгоцентризм, амбициозность, притязательность и желание быть в центре внимания, которые затем закрепляются (опять же условнорефлекторно) как черты характера.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://auno.kz/psixiatriya-kratkoe-rukovodstvo-dlya-vrachej/59-yetiologiya-patogenez-dinamika-psixopatij.html

Этиология и клиника психопатий

Формы психопатий по этиологии возникновения не относятся

В учении о психопатиях одним из самых сложных и пока не имеющих единого толкования является вопрос об их этиопатогенезе.

В настоящее время наиболее доказанной и адекватной является позиция, согласно которой психопатии полиэтиологичны и относятся к группе психических и поведенческих расстройств биопсихосоциального происхождения.

Это означает, что в их возникновении участвуют несколько факторов, один из которых может иметь решающее значение.

В зависимости от этого О. В. Кербиков выделил 3 группы психопатий.

  • 1-я группа — «ядерные», конституциональные психопатии; здесь главную этиологическую роль играют наследственность, конституция (то есть биологические факторы), однако немалое значение имеют и ситуационные факторы, в частности, семейная дисфункция.
  • 2-я группа — «органические психопатии». Их биологической основой является рано приобретенная легкая органическая недостаточность, так называемая «минимальная мозговая дисфункция», приводящая к органической аномалии развития (но не к органическому дефекту). В этой группе роль внешних ситуационных факторов более отчетлива и тем значительнее, чем менее выражена органическая недостаточность. Органические психопатии часто являются мозаичными. В клинической картине облигатно присутствует наряду с другими астенический симптомокомплекс.
  • 3-я группа — «краевая»; она находится «на краю шкалы возрастающего преимущественного влияния среды по сравнению с изначальной биологической неполноценностью». Роль биологических факторов минимальна, и основное, хотя и не абсолютное, значение в формировании психопатий принадлежит психогенным и ситуационным факторам.

Ни одна из перечисленных форм психопатий не выявляется в «готовом» виде в раннем детстве, хотя именно с этого времени (особенно в группе ядерных психопатий) начинается их формирование.

Процесс становления психопатий происходит в детском и подростковом возрасте, а иногда продолжается и в юношеском, искажая нормальное онтогенетическое развитие и созревание психики (психопатический дизонтогенез).

До окончания пубертатного криза необходима большая осторожность в постановке диагноза психопатии, поскольку с этим сопряжены многие социальные последствия, в том числе и решение вопроса о годности к военной службе.

На первом этапе формирования психопатий клиническая картина соответствует истерическому, астеническому или неустойчивому типам, в основном — в виде форм реагирования. Иными словами, клиническая картина в это время не дифференцирована, фрагментарна и подвижна.

В дальнейшем, если наступает следующий (2-й) этап развертывания личностной патологии, происходит формирование психопатии.

Если же отдельные характерологические особенности остаются на прежнем уровне, не обнаруживая тенденции к поступательной динамике, их следует расценивать не как психопатии, а как «акцентуации личности».

Отдельные аномальные черты при этом не складываются в определенную психопатическую структуру, не сопровождаются клинически очерченными динамическими сдвигами (декоменсация, фазовые состояния) и не нарушают способности к адаптации и коррекции поведения.

На 2-м этапе формирования психопатии ярко проявляется мозаичность клинической картины.

В это время отмечаются не только лабильная взаимозаменяемость психопатических синдромов, но и многообразие утрированных возрастных особенностей психики (стремление к самоутверждению, эгоцентризм, инфантилизм, реакции оппозиции, имитации, отказа и т. д.

), психоэндокринные проявления и нередко — признаки педагогической запущенности. В этот же период может возникать склонность к полиморфным сверхценным образованиям.

Постепенно один из психопатических синдромов приобретает доминирующее положение в клинической картине.

Для установления типа формирующейся психопатии следует учитывать такие признаки, как особенности моторики, психическую активность, экстра- или интравертированность, подвижность или ригидность психики, организованность, склонность к тем или иным характерологическим или патохарактерологическим реакциям по В. В. Ковалеву (1995).

Динамические психопатические сдвиги в подростковом возрасте отличаются от тех, что наблюдаются при сложившейся психопатии.

Так, патохарактерологические реакции прослеживаются на всех этапах формирования психопатии, всегда отражают ресурсы психики и вначале исчерпывают клиническую картину, а в дальнейшем приобретают клиническое выражение, соответствующее структуре психопатии.

Декоменсация (психогенное утяжеление психопатических проявлений в сочетании с аффективными расстройствами) и фазы (депрессивные, гипоманиакальные, дисфорические) возникают только к концу 2-го этапа становления, когда структура психопатии уже сформирована.

Следует отметить, что фазы в подростковом возрасте обычно не длительны, не развернуты и часто проявляются спонтанными расстройствами настроения (эпизоды, по П. Б. Ганнушкину).

3-й этап — это, по существу, завершение формирования психопатии и появление всех ее клинических характеристик.

Знание этапности формирования психопатий необходимо для установления точного диагноза и исключения состояний, лишь внешне сходных с психопатиями.

В рамках подросткового и юношеского возраста понятие декомпенсации может быть применено с известной долей условности, так как состояние декомпенсации предполагает уже сложившуюся структуру психопатии.

Психологическое и динамическое развитие у детей и подростков с расстройствами личности имеет свои особенности. Подросток с расстройством личности в целом обладает нормальным интеллектом, наибольшие отклонения наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, что позволяет говорить об «остановке эмоционального развития», об инфантилизме.

В результате комплексных клинико-психотерапевтических наблюдений обнаружены данные, что уже в детстве у таких клиентов начинали формироваться дисфункциональные схемы восприятия себя, окружающего мира и будущего, подкрепляемые патологизирующим воспитанием родителей.

Источник: https://psyera.ru/etiologiya-i-klinika-psihopatiy_7502.htm

9. Понятие «пограничное личностное расстройство». Этиология, генез. Защитные механизмы

Формы психопатий по этиологии возникновения не относятся

В отечественной психологии не было этого термина долгое время – психопатия, патохарактерологическое развитие Личности.

Все же есть некоторые различия.

Психопатии (положил учение Ганнушкин) – это патологический характер.

Дальнейшее развитие: Кербиков, Ковалев, Шнейдер.

Психопатии – психические состояния, которые проявляются в дисгармоничном складе Личности, от которых страдает сам больной и общество (Шнейдер).

Ганнушкин выделил критерии психопатий:

    1. Нарушения адаптации в результате выраженных патологических свойств Личности.
    2. Тотальная психопатологическая особенность.
    3. Стойкость данных психопатологических особенностей и их малая необратимость.

Отличие от большой психиатрии – нет большой психопатологической (продуктивной) симптоматики.

Этиология психопатий

    1. Наследственный фактор.
    2. Имеет место внутриутробная патология, натальная и постнатальная.
    3. Раннее патологическое развитие Личности.

Психопатии формируются в период младенчества и подросткового возраста.

Кербиков выделил:

    1. Ядерные психопатии.
    2. Патохарактерологическое расстройство Личности.

Психопатии могут быть:

    1. Органические. В основном возникают при поражении ЦНС (эксплозивные, безудержные Психопатии) с большой астенизацией.
    2. Краевые. Их формирование еще определяется и формируется социумом.
    3. Конституциональные. Есть наследственный фактор (шизофрения, эпилепсия и т.д.).

Патохарактерологическое расстройство Личности возникает в результате длительного воздействия средовых условий. Обычно возникает после психотравмы, развитие зависит от содержания травмы.

Личностные расстройства. Данное расстройство связано с подростковым возрастом.

Этиология:

    1. Генетическая предрасположенность.
    2. Все они имеют негрубую неврологическую симптоматику (поражение ЦНС).
    3. Нарушены обменные процессы (повышен-ный уровень мужских половых процессов).
    4. Защитные механизмы являются одним из механизмов, которые формируют личностные расстройства.

Он закрепляется и становится как одна из форм реакции на патологическую вредность.

Дезадаптивные защитные механизмы.

У больных с личностными расстройствами в процессе болезни защитные механизмы автоматизируются и перестают осознаваться.

Критерии личностных расстройств (по МКБ-10)

    1. Стойкие стереотипы поведения и восприятия отличаются от принятых культурных норм.
    2. Поведение не гибкое (дезадаптивное).
    3. Наличие собственного субъективного страдания, негативные воздействия на окружающее отчетливо связаны с поведением.
    4. Отклонения стабильные и идут из детского и подросткового возраста, отклонения не связаны с расстройствами взрослого возраста.

Клиника личностных расстройств

Глубоко укоренились дезадаптивные черты и они определяют восприятие, отношение к себе, другим, субъективный дестресс и резко снижается социальная адаптация.

Затрагиваются все стороны жизни. Нарушение самооценки (неадекватное), нарушено иматийное взаимоотношение.

Виды расстройств Личности (МКБ-10):

    1. Специфические:
      • параноидное;
      • шизоидное;
      • дисоциальное.
    2. Эмоционально-неустойчивое (импульсивное).
    3. Обсессивное компульсивное расстройство.
    4. Тревожное (уклоняющееся).
    5. Зависимое.
    6. Другие специфические расстройства Личности:
      • нарцистическое;
      • пассивно-агрессивное.
    7. Хронические патологические влечения Личности связаны с повреждением или заболеванием головного мозга.
    8. Расстройства привычек и влечения.
    9. Расстройства половой идентификации.
    10. Расстройства сексуального предпочтения.

Понятие используется для объединения не резко выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от собственно патологических психических проявлений, сопровождающихся значительными отклонениями от нормы.

При этом пограничные состояния в основном не являются начальными, промежуточными («буферными») фазами или стадиями основных психозов, они представляют особую группу патологических проявлений, имеющих в клиническом выражении свое начало, динамику и исход, зависящие от формы или вида болезненного процесса.

Общие, характерные для пограничных состояний, нарушения:

    1. Преобладание невротического уровня психопатологических проявлений, в первую очередь характерных эмоционально-аффективных расстройств.
    2. Взаимосвязь собственно психических расстройств с вегетативными дисфункциями, нарушениями ночного сна и соматическими расстройствами.
    3. Ведущая роль психогенных факторов в возникновении и декомпенсации болезненных нарушений.
    4. Наличие в большинстве случаев «органической предиспозиции» (минимальных неврологических дисфункций мозговых систем), облегчающей развитие и декомпенсацию болезненных проявлений.
    5. Взаимосвязь болезненных расстройств с личностно-типологическими особенностями человека.
    6. Сохранение больными критического отношения к своему состоянию и основным болезненным расстройствам.

Пограничные состояния характеризуются отсутствием:

    1. психотической симптоматики, определяющей психопатологическую структуру болезненного состояния;
    2. прогредиентно нарастающего слабоумия;
    3. личностных изменений, типичных для эндогенных психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия и т.д.).

Пограничные личностные расстройства могут возникать остро или развиваться постепенно, их течение может носить разный характер и ограничиваться кратковременной реакцией, относительно продолжительным состоянием, хроническим течением.

С учетом многообразия этиопатогенетических факторов и особенностей проявления и течения к пограничным личностным расстройствам относятся невротические реакции, реактивные состояния (но не психозы), неврозы, патологические развития Личности, психопатии и также широкий круг неврозо- и психопатоподобных расстройств при соматических, неврологических и др. заболеваниях.

Симптоматические проявления:

    1. переживание пустоты и скуки (хроническое);
    2. аффективная (эмоциональная) нестабильность – частые перепады настроения;
    3. повторяющиеся суицидальные попытки;
    4. хроническое самоповреждающее поведение;
    5. хроническое заедание стресса;
    6. отсутствие контроля за гневом;
    7. невыносимость личностного одиночества;
    8. нестабильность самоотношения: то сверхидеализация, то полное уничтожение себя.

Защитные механизмы:

Они примитивные, тяжелое наследие тяжелого детства. Эмоциональное развитие ребенка останавливается, он никогда не приобретает механизмов высокого уровня, например рационализация и т.д.

1. Сверхидеализация. Например, влюбленность в учителя, в профессора. Рано или поздно объект допускает промах – происходит прозрение.

2. Обесценивание – основано на снижении ценности той цели, которая была ранее значима для субъекта; при этом неприятные переживания от неудачи уменьшаются.

Проективная идентификация (человек приписывает другому свои мысли и т.д.). «Они все меня терпеть не могут» – проекция, на самом деле «я их терпеть не могу». Чаще всего проецируются негативные чувства.

Пограничное сотояние – обозначение слабых, стёртых форм нервно-психических расстройств, находящихся вблизи условной границы между психическим здоровьем и выраженной паталогией. Круг таких расстройств очень широк.

Выделяются пограничные состояния в узком смысле – это психогении без острых психотческих расстройств (реактивные состояния, неврозы), психопатии, психические нарушения в экстремальных условиях Деятельности.

Пограничные состояния в широком, лечебно-практическом смысле – это медленно начинающиеся вялотекущие формы шизофрении, мягкие формы циркулярного психоза (циклотимия), психосоматические расстройства, хронический алкоголизм (без выраженной деградации Личности), наркомания, пищевые аддикции (нервная булимия, нервная анорексия), сексуальные расторойства (транссексуализм, парофилии, фетишизм, садизм, мазохизм, педофилия) и т.д., когда Больные не обнаруживают глубоких изменений психики. В целом для пограничных состояний характерно наличие конкретных психосоциальных факторов, оказывающих доминирующее влияние на их формирование, и преходящее нарушение адаптивных возможностей и интегрированности Личности.

По поводу этиологии пограничной психопатологии в обширной литературе, посвящённой этой теме, как внутри психоаналитической традиции, так и вне её обнаруживается приводящее в замешательство расхождение воззрений профессионалов. Некоторые исследователи (М.

Стоун, 1977) подчёркивали конституциональную и неврологическую предрасположенность. Другие (Мастерсон, 1972, 1976, Адлер, 1985) видели фокус проблемы в нарушениях, особенно на стадии сепарации-индивидуации, описанной Малер (1971).

Третьи (Кернберг, 1975) сделали предположение об отклонении от нормы в отношениях родители-ребенок на ранней стадии детского развития. Некоторые (Мандельбаум, 1977, Ринсли, 1982) указывали на плохое определение границ между членами дисфункциональных семейных систем.

Кое-кто (МакВильямс, 1979, Вестен, 1993) развивал социологические соображения. Недавно появились существенные свидетельства, что травма, особенно инцест, играет намного большую роль в развитии пограничной динамики, чем считалось ранее (Волф и Алперт, 1991).

Какова бы ни была этиология пограничной организации Личности, а она, возможно, чрезвычайно сложна и отличается у каждого человека, практики различных направлений достигли удивительно прочного согласия относительно клинических проявлений проблем в пограничном диапазоне.

Сейчас динамически ориентированные терапевты стремятся дать общую оценку тому обстоятельству, является ли структура Личности пациента по сути невротической, пограничной и психотической, так рано, как только это возможно в процессе терапии.

Как только первичное различение сделано, предметом терапевтического внимания практика может стать выяснение, к какому типу относится данная невротическая, пограничная или психотическая Личность.

Существует приблизительное согласие относительно того, что следующая формула (несмотря на большие переупрощения) является клинически полезной: людей, подверженных психозам, можно рассматривать как психологически фиксированных на ранней симбиотической фазе; людей с пограничной личностной организацией следует описывать в терминах их озабоченности проблемах сепарации-индивидуации; людей с невротической структурой можно понять в эдиповых терминах.

Яркой чертой характера людей с пограничной организацией Личности является использование ими примитивных защит. Поскольку они полагаются на такие архаичные и глобальные операции, как всемогущий контроль, отрицание, проективная идентификация и расщепление, то, когда они регрессируют, их бывает трудно отличить от психотиков.

Важным различием между пограничным и психотическим типом людей в сфере защит является следующее: когда терапевт даёт пограничному пациенту интерпретацию примитивной формы ощущений, тот обнаруживает некоторую временную способность реагировать. Если терапевт делает аналогичную интерпретацию с психотически организованым чком, тот станет ещё более спокойным.

Они способны использовать защитные механизмы высокого уровня лишь какое-то время, до первого стресса.

Кроме того, порганичные пациенты и похожи, и отличатся от психотиков в сфере интеграции идентичности. Их ощущение собственного «Я», вероятнее всего, полно противоречий и разрывов.

Когда их просят описать собственную Личность, они подобно прихотикам испытывают затруднения.

В отличие от психотичеких пациентов они никогда не отвечают конкретно или до эксцентричности поверхностно, но всегда стремятся отвести интерес терапевта от сложной природы их Личности. Они не до конца уверены в том, кто они.

Тестирование реальности не нарушено, но есть периоды. Когда с пограничными пациентами правильно беседуют, они демонстрируют понимание реальности, сколь бы сумасшедшими или кричащими ни казались их симптомы. Диссоциация-Я не понимаю, что со мной происходит в какой-то момент. Параноидные эпизоды – ревность.

Источник: http://www.psyworld.ru/students/bilety/texts_clin/9.html

Невроз гуру
Добавить комментарий