Карен хорни как вылечить невроз

13. Теория неврозов Карен Хорни. Лечение

Карен хорни как вылечить невроз

Соответствие теории Хорни критерию научностиНаучная мысль движется от гипотезы к теории. Эмпирическая проверка первоначальных теоретических построений отсеивает домыслы, оставляя факты, которые видоизменяют первоначальные теоретические постулаты. Самая простая и легкоформулируемая часть теории становится общепризнанной аксиомой.

Теория Карен Хорни родилась и развивалась именно таким образом.

Хорни не была первым человеком, который заметил, что теоретические основы ортодоксального психоанализа не выдерживают проверки практическим опытом, однако, ей удалось создать полноценную и достаточную психотерапевтическую теорию, которая идеально интегрируется со смежными областями естествознания: биологией, историей, социологией, философией, этологией. При этом, другие психотерапевтические направления и школы, имеющие доказанный клинический эффект (когнитивная, поведенческая, гештальт терапия) либо полностью комплиментарны с ней, либо, как например когнитивная терапия, возникли на ее основе.

В отличии от множества ее, не менее уважаемых современников, также искавших закономерности, связи, базовые понятия и структурные элементы, описывающие и составляющие сложную внутрипсихическую жизнь человека, ей удалось создать целостную и непротиворечивую систему определений и взаимосвязей, физически существующих явлений психики, продемонстрировав при этом, действительно научный способ мышления, подразумевающий наличие логики и убежденности в познаваемости исследуемых процессов.

Теория может называться научной, если она удовлетворяет критерию научности, то есть является опровержимой и может быть сфальсифицирована.

В отличии от Фрейда, Юнга, Адлера, а также, например, психотерапевтов экзистенциального направления Хорни видела четкое не количественное, но качественное различие во внутренней структуре, поведении, способе мышления между здоровой и невротической личностью.

Этот факт, отраженный в теории в виде определения фундаментального различия подлинного и невротического Я, обеспечивает соответствие теории Хорни первоначальному признаку научности.

Конкретно: при постановке гипотетического эксперимента ни один из постулатов теории неврозов может быть не обнаружен в случае изучения реакций, действий, представлений, особенностей мышления здорового человека.

В то же время, если здоровый человек будет ознакомлен с понятиями теории неврозов, структурой личности невротика, типичными формами его поведения, то эксперимент может быть сфальсифицирован, так как для имитации невротического поведения будет достаточно использовать крайности из диапазона здоровых реакций, поступков.

Постоянно доступным для наблюдения примером возможности такого эксперимента, является исполнение ролей актерами в театре и кино.

Если предположить, что среди актеров имеется условно-здоровый человек, то, играя драматическую роль невротика, он может полностью убедить зрителя/экспериментатора в том, что он им является.

При этом, эксперимент может быть сфальсифицирован и в обратную сторону. Невротик, знакомый с поведением, качествами и мировоззрением здорового человека может сымитировать его личность.

Постоянно доступным для наблюдения примером возможности такого эксперимента, являются отношения по поводу создания семьи. Нарциссический тип невротика, например, может днями, месяцами и даже годами создавать впечатление о себе как об уравновешенном, цельном, зрелом, спонтанном, внутренне живом человеке.

И его действительная ригидная, неразборчивая, ненасытная к власти над другими невротическая сущность проявится для супруга/экспериментатора внезапно и неожиданно. То есть, бытовые эксперименты по подмене здорового невротическим происходят в мире ежесекундно.

Степень достоверности «лабораторного» эксперимента, очевидно, будет зависеть от квалификации исследователя и испытуемого.

Аналогично тому, как один человек, общающийся с невротиком, по, может быть еле уловимым, но характерным чертам поведения может представлять общую картину структуры его личности, а другой, в такой же ситуации, будет совершенно слеп. Соответствие критерию научности не гарантирует правильность самой теории.

Научная по всем признакам теория, может быть ложна. Кроме того, определяющим моментом является степень ее точности.

Косвенными признаками, подтверждающими правильность теории являются ее объяснительная сила, внутренняя непротиворечивость, отсутствие конфликта с другими научными теориями, общая неизолированность от путей развития науки.

Хорни показала, что личность невротика – это система, постоянно ищущая баланс, в которой все уравновешено всем.

Величина гордости пропорциональна и уравновешивает ненавить к себе; требования к другим равны силе собственного внутреннего принуждения; степень развития невротического Я определяется силой базовой тревоги; активность «погони за славой» зависит от степени развития невротического Я; перевес любой невротической тенденции определен степенью вытеснения другой и т.д.

Под влиянием внешнего воздействия и при смещении одного из динамических центров баланс в каждой паре взаимодействующих элементов перемещается в новую точку. Система ищет равновесие в новых условиях, корректируя собственную внутреннюю структуру.

И, если здоровая личность – это устойчивый и изначально равновесный баланс взаимодополняющих элементов и качеств, то невротическая личность – это неустойчивый баланс крайних, инертных, конфликтующих противоположностей. Такое представление о неврозе дает возможность для изучения личности невротика сколь угодно глубоко, тонко и точно.

И вместе с тем, дает понимание того, что длительность процесса и глубина изучения, а значит лечения (анализа и самоанализа) не бесконечны. Изначальная фальшивость (воображаемость) невротического Я, подразумевает его ограниченность в своих «объемах».

Это, действительно, делает теорию Хорни конструктивной, отличая от других способов реконструкции личности, видением цели и пониманием ее достижимости.

Базовая непротиворечивость теории Хорни с другими направлениями психотерапевтической науки, а в этих случаях, ее очевидная фундаментальность видна на примерах взаимопроникновения и дополнения с когнитивной, поведенческой и гуманистической терапией. А. Бек, основатель когнитивной терапии как самостоятельного направления, указывает три идейных источника своей методики: К. Хорни, Г.

Сол (краткосрочные методы терапии), Г. Салливан (паттерны и восприятие). В дальнейшем теория Хорни была применена Беком для классификации расстройств личности (психопатий). При этом был сделан шаг от множества симптоматических типизаций к типизации сущностной, основанной на характере межличностных отношений. Кроме того, в работах по рационально-эммотивной терапии А.

Эллиса уделено существенное внимание невротическим требованиям и невротическим надо, как отдельным представлениям, обязательно характерным для мировосприятия невротика.Теория Хорни никак не распространяется на личность здорового человека и описывает ее лишь в общих (но, в то же время, главных) чертах. Однако, область знаний о свойствах личности здорового человека созданная благодаря Э. Фромму, А. Маслоу и психотерапевтами гуманистического направления, на мой взгляд, совершенно замечательно дополнена специалистом в поведенческой терапии А. Курпатовым.Книги А. Курпатова «Развитие личности» и «Индивидуальные отношения» содержат целостную, проработанную, основанную на клиническом опыте теорию развития здоровой личности, полностью комплиментарную (и по утверждению самого автора – тоже) с теорией Хорни.

Прямыми признаками достоверности теории является ее экспериментальная подтвержденность и предсказательная сила.

В принципе, предсказуемость поведения и реакций невротика фундаментально предопределена наличием всего трех доступных для любого живого существа форм инстинктивного поведения.

С учетом того, что социальные животные, к котором относится человек, к двум первоначальным (борьба и бегство) добавили подчинение. Степень детализации «предсказаний», безусловно, зависит от степени «погруженности» исследователя в «объект» исследований.

Хорни приводит запоминающиеся и яркие описания обретения ее пациентами в результате психоанализа контакта с собственным подлинным Я, современная психология и когнитивная терапия имеет множество клинических данных подтверждающих частные случаи теории Хорни, однако, главный эксперимент, подтверждающий достоверность теории, безусловно, может быть проведен только самой Личностью.

Источник: https://akzk.livejournal.com/149886.html

Читать

Карен хорни как вылечить невроз
sh: 1: –format=html: not found

Перевод Е.И.Замфир

K.Horney. Neurosis and Human Growth: The Struggle Toward Self–Realization. N.Y.: W.W.Norton & Co, 1950

СПб.: Восточно–Европейский институт психоанализа и БСК, 1997

Терминологическая правка В.Данченко

К.: PSYLIB, 2006

Предисловие к русскому изданию (Б.Перис)

Карен Хорни (1885-1952) относится к числу наиболее выдающихся психоаналитических мыслителей двадцатого столетия. Получив медицинское образование в университетах Фрайбурга, Геттингена и Берлина, она начала свой персональный анализ у Карла Абрахама в 1910 году, а в 1920 году стала одним из основателей Берлинского психоаналитического института.

В двадцатые и в начале тридцатых годов она пыталась модифицировать теорию Зигмунда Фрейда о женской психологии, оставаясь еще в рамках ортодоксальной теории.

Ее работы слишком опережали свое время, чтобы привлечь к себе то внимание, которого они заслуживали, но со времени их повторной публикации (1967) в виде сборника под общим названием «Женская психология», Хорни считается основополагающей фигурой феминистского психоанализа.

В 1932 году Хорни приняла приглашение Франца Александера стать вторым директором только что созданного Чикагского психоаналитического института, но в 1934 году переехала в Нью-Йорк для работы в Нью-Йоркском психоаналитическом институте.

Под влиянием новых социальных и интеллектуальных течений в США она опубликовала две книги – «Невротическая личность нашего времени» (1937) и «Новые пути в психоанализе» (1939), в которых отвергаются некоторые основополагающие положения фрейдистской теории, а ее биологическая направленность заменяется культуральной и межличностной. Эти книги так потрясли ортодоксальных коллег Хорни, что они вынудили ее уйти из Нью-Йоркского психоаналитического института. В этой фазе своего научного поиска Хорни примкнула к неофрейдистам, относящимся к культуральному направлению психоанализа, таким как Гарри Стек Салливен, Эрих Фромм, Клара Томпсон и Абрахам Кардинер.

Оставив Нью-Йоркский психоаналитический Институт, Хорни в 1941 году основала Американский институт психоанализа и в более духовно близкой ей атмосфере продолжала развивать свою теорию.

В работах «Самоанализ» (1942), «Наши внутренние конфликты» (1945) и «Невроз и личностный рост» (1950) она постулировала, что с тревогой, которую порождают отсутствие ощущения безопасности, любви и признания, личность справляется тем, что отказывается от своих истинных чувств и изобретает для себя искусственные стратегии защиты, как внутрипсихической, так и межличностной.

Идеи Хорни прошли в своем становлении несколько этапов, и поэтому ее имя означает разное для разных людей. Некоторым она видится как женщина, чьи научные труды блестяще предвосхитили все возражения против взглядов Фрейда на психологию женщины. Для других она – неофрейдист, принадлежащий к школе культуралистов.

А некоторые отождествляют ее с ее зрелой теорией, представляющей собой продуманную классификацию стратегий защиты. Каждый этап творчества Хорни важен, но мне думается, что именно ее зрелая теория представляет собой наиболее значительный вклад в течение психоаналитической мысли.

Большая часть ее ранних идей была пересмотрена или дополнена – самой Хорни или другими – или же влилась в творчество следующего поколения, а порой была открыта им заново. Но с ее зрелой теорией дело обстоит иначе.

«Наши внутренние конфликты» и «Невроз и личностный рост» объясняют поведение человека в рамках существующей на данный момент констелляции его внутренних конфликтов и защит. Мы не встретим у других авторов ничего подобного этой глубокой, чрезвычайно перспективной интерпретации.

Она дает большие возможности не только клиницисту, но и литературоведу и культурологу; ее можно использовать в политической психологии, философии, религии, жизнеописании и решении проблем полоролевой идентификации.

Хотя каждая работа Хорни – это заметный вклад в науку, а потому заслуживает внимания, главной остается «Невроз и личностный рост».

Эта книга построена на ее ранних работах и в большой мере развивает содержащиеся в них идеи.

Хорни как автор знаменита ясностью изложения, и «Невроз и личностный рост» не исключение; но тем, кто незнаком с эволюцией ее идей, возможно пригодится данное вступление.

I. Хорни и женская психология

Еще преподавая ортодоксальную теорию в Берлинском психоаналитическом институте, Хорни начала расходиться с Фрейдом в вопросах зависти к пенису, женского мазохизма и развития женщины и попыталась заменить главенствующий фаллоцентристский взгляд на женскую психологию на иной, женский взгляд. Изначально она пробовала изменить психоанализ изнутри, но в конце концов отошла от многих его предрассудков и создала собственную теорию.

В первых своих двух статьях «О происхождении комплекса кастрации у женщин» (1923) и «Уход от женственности» (1926) Хорни стремилась показать, что девочка и женщина обладает лишь ей присущими биологической конституцией и схемами развития, которые следует рассматривать, исходя из женского начала, а не как отличные от мужских, и не как продукты их предполагаемой неполноценности по сравнению с мужскими. Она оспаривала психоаналитический подход к женщине как к неполноценному мужчине, считая этот подход следствием пола его создателя, гениального по-мужски, – и плодом культуры, в которой взяло верх мужское начало. Бытующие мужские воззрения на женщину были усвоены психоанализом в качестве научной картины сущности женщины. Для Хорни важно понять, почему мужчина видит женщину именно в таком ракурсе. Она утверждает, что зависть мужчины к беременности, деторождению, материнству, к женской груди и возможности кормить ею дает начало бессознательной тенденции обесценивать все это, и что мужской творческий импульс служит сверхкомпенсацией его незначительной роли в процессе воспроизводства. «Зависть к матке» у мужчины, несомненно, сильнее «зависти к пенису» у женщины, поскольку мужчина желает принизить значимость женщины гораздо сильнее, чем женщина желает принизить значимость мужчины.

В дальнейших статьях Хорни продолжала анализ мужского взгляда на женщину, дабы показать недостаток его научности.

В статье «Недоверие между полами» (1931) она доказывает, что в женщине видят «второсортное создание», поскольку «во все времена более могущественная сторона создавала идеологию, необходимую для обеспечения своего главенствующего положения», и «в этой идеологии отличия слабых трактовались как второсортность».

В «Страхе перед женщиной» (1932) Хорни прослеживает этот мужской страх до страха мальчика перед тем, что его гениталии неадекватны материнским. Женщина угрожает мужчине не кастрацией, а унижением, угрожает «маскулинному самоуважению». Вырастая, мужчина продолжает в глубине души тревожиться о размерах своего пениса и о своей потенции.

Эта тревога не дублируется никакой женской тревогой: «женщина играет свою роль самим фактом своего бытия», ей нет необходимости постоянно доказывать свою женскую сущность. Поэтому нарциссический страх перед мужчиной у женщины отсутствует. Чтобы совладать со своей тревогой, мужчина выдвигает идеал продуктивности, ищет сексуальных «побед» или стремится унизить объект любви.

Хорни не отрицает, что женщины часто завидуют мужчинам и недовольны своей женской ролью.

Многие ее работы посвящены «комплексу маскулинности», который она в «Запрещенной женственности» (1926) определяет как «комплекс чувств и фантазий женщины, содержание которых определяется бессознательным желанием тех преимуществ, которые дает положение мужчины, зависть к мужчинам, желание быть мужчиной и отказ от роли женщины».

Первоначально она считала, что комплекс маскулинности у женщины неизбежен, поскольку он необходим для того, чтобы избежать чувства вины и тревоги, являющихся продуктом Эдиповой ситуации, но впоследствии пересмотрела свое мнение. Комплекс маскулинности – продукт мужского доминирования в культуре и характерных особенностей динамики семьи девочки, утверждала Хорни.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=114917&p=1

14. Теория неврозов Карен Хорни. Лечение

Карен хорни как вылечить невроз
Эмоции.

Здесь я редактировал Колесо эмоций Р. Плутчика и компилировал его с основами теории К. Хорни. Но, проснувшийся во мне дизайнер сделал эту схему – “более лучшую” схему базовых и сложных эмоций. В размере 1300х1500 открывается в новом окне.

Значение эмоций в формировании невроза является определяющим – ребенок в первые годы жизни формирует представление о себе и о мире не логически, не вербально, а в большей части – эмоционально. Понимание этого значения необходимо для избавления от невроза.

Роль эмоций.Эмоции –  адаптивный эволюционный механизм, который помогает решать вопрос выживания и размножения живых организмов. Их роль – информирование, активация и мотивация животного для реагирования на изменения во внешней среде, на изменения внутри его организма или для удовлетворения его биологических потребностей.

Эмоции имеют разную интенсивность, чтобы живые существа могли определить значимость тех или иных воздействий или событий.Для человека роль эмоций несколько шире – это дополнительная оценка функционирования его собственной личности и личностей других людей.

При этом эмоция – это комплексная реакция всего организма, активирующая или расслабляющая мышцы тела, внутренние органы, задействующая память, когнитивные образы, воображение, вербальную сферу.Смысл появления той или иной эмоции – сформировать у человека субъективное отношение к чему-либо или к кому-либо и подтолкнуть к определенному действию.

Особенность человека в отличие от животных (не дрессированых) состоит в том, что он может действовать вопреки своим эмоциям, выбирая в виде мотивирующей системы условные, воображаемые социальные конструкции и представления (хорошо-плохо, польза-вред, долг-предательство, добро-зло, правда-ложь).

К эмоциональному аппарату у человека прилагается и механизм его подавления, доставшийся от животных. У них он используется только в крайних случаях, например – для уменьшения страданий раненного животного или животного, попавшего в западню, из которой оно не может выбраться.

В этих безвыходных случаях, для сохранения сил естественным путем подавляется активность – эмоции перестают восприниматься как команды к действию. Единственной доступной к ощущению эмоцией остается тревога, как сигнал неблагополучия и запасной клапан для психической энергии. И ее сила пропорциональна степени подавления спектра всех вытесненных эмоций.

Человек же с детства учится вытеснять свои неуместные, по мнению родителей, эмоции -враждебность, радость, печаль, неприязнь и т.д.  Поэтому, в случае невроза, удовольствие, которое испытывает здоровый человек от действий диктуемых ему его живыми эмоциями, заменено у невротика удовольствием от снижения уровня тревоги.

Если уровень тревоги у человека и животного становится непереносимым или становится очевидным, что ситуация полностью безнадежна и естественная эмоциональная (и поэтому – деятельная) жизнь исключена, то включается механизм подавления тревоги – депрессия. Это режим полного подавления отрицательных ощущений. Но, так как эмоциональная сфера является цельной и неразделимой, то остатки положительных ощущений подавляются тоже.

Единство и цельность.

Аппарат эмоций является ядром подлинного Я, его первичной мотивирующей системой, которая неотделима от телесных реакций.

Правильное обозначение объектов для естественного проявления выданных по умолчанию вместе с телом каждому ребенку комплектов эмоций – это, по сути, основная задача развития здоровой личности.

Чему радоваться, а чему – нет, чего бояться, а чего – нет, с кем бороться, а с кем согласиться, с какой интенсивностью, в каких случаях, что в этих случаях делать –  не конфликтующие (но уравновешивающие) между собой и дополняющие друг-друга внутренние ответы на эти вопросы дают возможность получать удовольствие от жизни. В этом случае собственные эмоции становятся идеальным подсказчиком и мотиватором.Однако, при неврозе дело обстоит по-другому и эмоции почти всегда – худший советчик.

Отчуждение от себя и центральный конфликт.

Естественные эмоции невротика в детстве подверглись надругательству со стороны взрослых, частично или полностью были вытеснены и, являясь ядром Я, утащили в область презираемого и неосознаваемого личностную конструкцию, определяемую как подлинное Я.

Родители неосторожно вторгались в цепочку «ощущение – оценка (плюс-минус) – эмоция – оценка (плюс-минус) – действие – оценка (плюс-минус) – ощущение». Невроз начался там, где происходило прерывание естественного течения эмоций.

Родители по своему (необъяснимому для ребенка) невротическому убеждению давали оценку внешним событиям, поведению ребенка, его ощущениям и действиям, манипулируя положительными или отрицательными обозначениями. Не всегда последовательно и почти всегда без учета особенностей эмоционального и интеллектуального развития ребенка в каждом возрасте.

Так, через наказания и поощрения ребенок может научится не замечать естественного ответа организма и реагировать на препятствия не гневом, а страхом (а, гневом реагировать на то, что препятствием не является),  на дружелюбие – неприязнью, на любовь – презрением, на враждебность – радостью.

Результаты такого невротического воспитания надежно закрепились в культуре и самоощущении человека. Это и «бабочки в животе», «сердце остановилось», «ёкнуло и похолодело в груди», «ватные ноги»  – явные телесные реакции страха, беспокойства и тревоги, неотъемлимо прилагаемые к эмоциям любви и доверия.

У невротичного родителя всегда есть как минимум две бессознательные системы ценностей, отражающие его внутренний конфликт, а родителей может быть двое, а значимых других (бабушки, тети, воспитатели, учителя) еще больше. И может случится так, что у каждого из них будут свои понимания «о добре и зле».

В таком случае ребенок оказывается в хаотичном мире положительных и отрицательных подкреплений и в результате единственной разрешенной эмоцией может оказаться страх.В некоторых крайних случаях эмоции могут быть полностью запрещены сознанием – это значит, что для возникающей эмоции нет конкретного действия и эмоция никак не обозначена.

Она может просто возникать и не иметь выхода или способа снижения напряжения. Это порождает паническую атаку.Когда последовательность воздействий на личность ребенка становится для него привычной, то причины и поводы реакций на его поведение или оценок внешних событий вычеркивается из его сознания. Его эмоциональные реакции становятся автоматическими и не критикуются сознанием.

В дальнейшем обсуждаются лишь переживания, последствия эмоциональных катастроф и их внешние причины.При этом эмоциональные сигналы подлинного Я гасятся еще на подлете к сознанию. Например, если радость и беззаботность каралась наказанием, то в моменты радостного возбуждения наступит его рефлекторное торможение и возникнет тревога.

В результате при неврозе для личности смещается значимость различных (внутренних и внешних) факторов и невротик испытывает те же самые эмоции, что и здоровый человек. Только по другим поводам – поводам, диктуемым сформированным невротическим Я.

У невротичного родителя в арсенале воздействий на ребенка есть гиперторофированный страх, нездоровый интерес, удушающая любовь, деланное разочарование, искренняя злость, фальшивая радость. Но, его главным оружием является палка с названием стыд-гордость. Это межличностная производная от базовых эмоций отвращение – приятие.

Невротик не способен испытывать подлинные эмоции, поэтому их смесь в виде приятие+радость=любовь ему недоступна. Именно дефицит приятия и радости по отношению к себе чувствует ребенок на протяжении своего детства.  Этот дефицит восполняется отвращением к ребенку (в том естественном виде, в котором этот ребенок есть), неприязнью к его личности и неодобрением его поведения.

Стыд (отвращение к себе) – практичный социальный инструмент, который изначально появился как метод регуляции полового поведения в племенах и доисторических сообществах. Изгнание из группы не адекватного соплеменника для этого индивида было равносильно смерти.

В семье демонстрация отвращения и пристыживание ребенка инстинктивно воспринимается им как угроза смерти.  При этом для ребенка может оказаться стыдно быть непослушным и стыдно быть робким, стыдно плохо учиться и стыдно умничать, стыдно быть отстающим и стыдно быть самым первым… Сейчас чувство стыда распространилось на все без исключения формы человеческой деятельности или поведения и используется для манипуляции им совершенно произвольно. Что угодно может трактоваться как стыдное. Стыдно быть бедным и стыдно быть богатым, стыдно быть глупым, стыдно быть умным, стыдно протестовать, стыдно соглашаться и т.д. и т.п. в зависимости от точки зрения, контекста или системы ценностей.

В любом случае и говоря образно, стыд (отвращение к себе) – это отталкивающая пружина которая закладывается родителями между эволюционно-совершенным и уравновешенным эмоциональным ядром подлинного Я ребенка и деформированным эмоциональным ядром его фальшивого невротического Я.

При этом в самом раннем детстве невротическое Я ребенка (сознательно или бессознательно) имеется только в голове родителя, но постепенно через воздействия оно интроецируется ребенком и в последствии воспринимается как собственное.

Степень деформации и форма деформированного ядра невротического Я определяется особенностями научения, а отталкивающая сила «пружины» – степенью невротизма родителей.Сила стыда как инструмента воздействия состоит в том, что ребенок в возрасте от 3 лет и выше активно формирует собственное Я на основе реакции на него окружающих его людей и собственного подражательного поведения.

И сравнение его поведения, интеллектуального уровня, навыков  с высокими идеалами или другими людьми почти всегда не в его пользу. Ребенок страстно хочет стать таким же как взрослые и готов пожертвовать Собой ради того, чтобы быть ими принятым.

Таким образом, история самоотчуждения и формирования центрального внутреннего конфликта у любого невротика может быть описана следующим образом:Принятое ребенком как неизбежная данность отвращение родителей (не будь таким какой ты есть / вообще не будь) субъективно ощущается им как стыд. После окончательного формирования личности (лет 25) отвращение к себе испытывается все реже, т.к.

к этой эмоции все больше примешиваются злость и печаль. В готовом и созревшем (описанном у К. Хорни) виде невротик получает  отвращение+злость=ненависть к себе и отвращение+печаль=презрение к себе.

При этом вживленная в детстве эмоция отвращения к себе продолжает отталкивать человека от самого себя, усиливая параллельное невротическое Я, состоящее из осколков (часто острых осколков – аффектов) и эрзацев натуральных эмоций.

Вся личность, ее эмоциональное ядро (а фактически два ядра), интеллект, воображение, способность к планированию, память, тело обслуживают эту неустойчивую конструкцию. Представления о себе, о других и мире в целом формируются так, чтобы естетвенно возникающая эмоция подлежала подавлению и избеганию.

В этом контексте отторгнутое отвращением к себе подлинное Я вполне можно назвать внутренним ребенком.В какой-то момент cтыд распространяется сам на себя и запирается как  ключом своей производной – невротической гордостью. В этой ситуации неосознанности отвращения к себе можно говорить о рекурсии (самоповторении) стыда внутри самого себя.

Например, когда перед знакомством с человеком становится стыдно от того, что перед ним может быть за что-то стыдно.Отвращение к себе является основой для ощущения непринадлежности к людям, неполноценности и инаковости. Вынесенное во вне (экстернализированное) – оно порождает страх неодобрения, боязнь отвержения и покинутости, без разбора преувеличивая субъективную ценность других людей и возбуждая ненасытное желание соответствовать, угождать, нравится, оправдывать ожидания, быть как все.

Родительское неодобрение, неприязнь и отвращение играет определяющую роль и в формировании конфликта внутри невротического Я. Если враждебность ребенка одобряется, а отвращение вызывает смирение и страх, то ребенок учится гордится своей агрессивностью. Если наоборот – то смирением. А, если неприятием встречалась любая деятельная активность ребенка, то его спасением становится высокомерие, а конечной целью – отчуждение.

Единственный способ полной разблокировки естественных эмоций – это демонтаж всего невротического Я. Для этого надо осознать структуру, форму, размеры, причины и историю строительства этого фальшивого Я.  Надо понять, что имплантированное родителями отвращение к себе – не настоящее. Им оно тоже было вживлено против их воли.

Надо понять, что соответствие многочисленным и противоречивым требования других людей  невозможно по определению, а значит стыд – не имеет практического смысла. Осознание переобозначает объекты, которые вызывают эмоции и создает новые, адекватные действительности, когнитивные образы.

Кроме анализа и самонаблюдения могут помочь ведение протокола дисфункциональных мыслей; упражнения гештальт-терапии с акцентом на выяснение: чьи это эмоции, ради кого они испытываются, кому они посвящены (всегда выясняется, что родителям), когда возникали подобные, в каких обстоятельствах; висцеральный массаж и самомассаж мышц (в первую очередь живота, шеи, диафрагмы и межреберных) для разархивирования подавленных эмоций и образов. Работа с образами.Поведенческая терапия – для тренировки эмоциональных проявлений подлинного Я.

Источник: https://ru-dark-triad.livejournal.com/293362.html

Карен Хорни. Теория неврозов

Карен хорни как вылечить невроз

    Карен Хорни и её теория неврозов. Даётся краткий обзор теории и классификация невротических типов личности, возможные причины возникновения и развития невроза.

    Карен Хорни (1885–1952) – американский психоаналитик, сторонница Фрейда, впоследствии отошедшая от концепции классического психоанализа.

Наиболее значимым вкладом Карен Хорни в психологию считается разработанная и предложенная ею в середине прошлого века теория неврозов.

    Понятие невроза было введено в медицину в 1776 году. « термина неоднократно пересматривалось, однозначного общепринятого определения у термина нет до сих пор» (3).

    Невроз – это психическое расстройство, причиной которого являются стрессовые ситуации и конфликты продолжительного характера, сопровождающиеся психологическими микротравмами.

Невроз – это неконструктивно разрешаемое противоречие между личностью и действительностью на бессознательном уровне. Невроз – это психическое расстройство обратимого характера.

Невроз – это нарушение отношения к себе и другим людям (Карен Хорни).

    Основное внимание в теории возникновения и формирования невроза Карен Хорни отвела негативному влиянию социальной среды, межличностным отношениям и внутреннему психическому конфликту. Жить в ладу с окружающими людьми, в ладу с самим собой – это, по Хорни, одно из главных отличий «здоровой» личности от невротика.

    Теория неврозов представлена в таких работах Карен Хорни, как «Невротическая личность нашего времени», «Наши внутренние конфликты» и в её последней большой работе «Невроз и личностный рост» (1950).

Теория неврозов Карен Хорни

    1. Возникновение невроза.
    Хотя основное внимание в теории неврозов направлено на решение проблем, существующих в настоящий момент, постулат «все проблемы родом из детства» остался в силе. Как и многие бывшие сторонники Зигмунда Фрейда, Карен Хорни не отрицала влияние детства на тип невроза взрослого человека.

    В результате неблагоприятных условий в детстве «у ребенка развивается не чувство принадлежности, не чувство “мы”, а острое ощущение незащищенности и мрачные предчувствия. Для их определения я использую термин базальная тревога» (1, гл. 1). Чтобы уменьшить эту тревогу ребёнок может выбрать одно из трёх направлений: идти к людям, против людей или прочь от них.

    Сложность выбора при этом заключается в том, что данные три направления подразумевают разные, противоречащие друг другу установки. Эти противоречия образуют внутренний конфликт.

«Со временем он попытается решить его, выбрав в качестве основного одно из трех направлений, то есть, попытавшись одну из установок (на соглашательство, на агрессивность или на уход) сделать главной установкой» (1, гл. 1).     2. Невротические типы личности.

    «Разговор о типах, или, как здесь, о типах невротической личности, в конце концов, – только средство взглянуть на личность с определенной удобной точки зрения», – так объясняла сама Карен Хорни суть предложенной ею типологии в представленной теории (1, гл. 8).    Три основные стратегии невротика соответствуют трём типам личности: смиренному, захватническому и «ушедшему в отставку».

Это, по сути, три крайности поведения в социуме. Бернард Перис, директор Международного общества Карен Хорни, охарактеризовал их следующим образом:     «Ценности уступчивых и смиренных “лежат в области доброты, жалости, любви, щедрости, самоотдачи, покорности; тогда как самомнение, честолюбие, бессердечие, бессовестность, властность вызывают у них отвращение”…

Они вынуждены верить в то, что надо “подставлять другую щеку”, и в то, что в мире существует порядок, установленный провидением, а добродетель в конце концов восторжествует… Если судьба не желает соблюдать эту сделку, они или отчаиваются в божественной справедливости, или приходят к выводу о своей виновности, или начинают верить в справедливость, превосходящую человеческое понимание…

    Тот, чья главная стратегия – уход от людей, не гонится ни за любовью, ни за господством, а поклоняется свободе, покою и самодостаточности… Он управляет угрожающим миром, изымая себя из-под его власти и выбрасывая других из внутренней жизни. Чтобы избежать зависимости от окружения, он старается подчинить свои внутренние порывы и довольствоваться малым» (1, предисловие).

    Что касается захватнического типа, то «им отвратительна беспомощность, они стыдятся страдания и нуждаются в успехе, престижном положении, признании… Нормы того, кто стремится к абсолютному совершенству, чрезвычайно высоки как в области нравственности, так и в области интеллекта. На всех остальных он смотрит с высоты этих норм… Часто настаивает, чтобы другие жили в соответствии с его нормами, и презирает их за то, что они этого не делают» (1, предисловие).

    Невроз, депрессия, подавленность.Автор рисунка художник Jonathan Viner.

    3. Развитие невроза.    Самоидеализация и отчуждение, невротические требования, невротическая гордость, тирания «Надо» и погоня за славой – это основные ключевые моменты, через которые Карен Хорни предложила рассматривать процесс развития невроза в своей теории.     Самоидеализация и отчуждение – это ядро внутреннего психического конфликта невротика.

    Самоидеализация – одна из форм психологической защиты. Теряя почву под ногами, невротик чувствует себя ненужным в этом мире, он всё больше теряет возможность объективного восприятия окружающих его людей и происходящих событий.

И тогда он создаёт вымышленный мир, собственный воображаемый мир со своим идеальным я, где наделяет себя выдуманными личными качествами, и через призму которых воспринимает всё происходящее вокруг.    Одновременно с процессом самоидеализации развивается и отчуждение от реального я.

    «Когда человек смещает “центр тяжести” своей личности на идеальное я, он не только возвеличивает себя; в неизбежно неверной перспективе предстает перед ним и его наличное я: он сам, каким он является в настоящий момент, его тело, его сознание.

Возвеличенное я становится не только призраком, за которым он гонится, оно становится мерой, которой мерится его наличное существо. И это наличное существо, рассматриваемое с точки зрения богоподобного совершенства, предстает таким невзрачным, что он не может не презирать его», – писала Карен Хорни (1, гл. 8).     Невротические требования.

При неврозе желания и потребности превращаются в требования. «Невротик считает, что имеет право на особое внимание, деликатность, почтение».     Невротическая гордость – это ещё одна форма самозащиты – это воспалённая гордость неуверенного в себе человека.

«Невротическое развитие, начинаясь с самоидеализации, с неумолимой логикой шаг за шагом ведет к превращению системы ценностей в феномен невротической гордости» (1, гл. 5).    Болезненная гордость является устойчивым свойством невротика, складывается на его воображаемых заслугах, затрагивает его систему убеждений, самооценку, мировосприятие.

    У невротика нет чувства принадлежности к окружающему миру, он не считает себя его частью, жизнь словно выкинула его за борт. Чтобы оправдать положение, обосновать причины этого и сохранить чувство собственной значимости, он создаёт свою систему ценностей во главе с гордостью.    «Общаясь с людьми, помните, что вы общаетесь с ними не только как с разумными существами. Людьми движут эмоции и предрассудки, а правит всем гордость и тщеславие», – писал Дейл Карнеги (2).

    Людьми движут эмоции и предрассудки.Кинокадр из фильма режиссёра Владимира Бортко «Собачье сердце».

Источник: фильм на портале .

    Тираническое «Надо» – это внутренние требования, предъявляемые к себе: личные качества, задачи, цели. Чем сильнее желание воплотить в действительность собственный идеальный образ, тем становятся более тираническими внутренние предписания, оговаривающие всё, что делать Надо, и всё, что делать Нельзя.

Они вырастают до немыслимых размеров и становятся таковыми, что их не мог бы выполнить ни один человек.    «Вопрос, чего он сам хочет, даже не приходит ему в голову. Тиранические Надо всегда так или иначе участвуют в искажении межличностных отношений» (1, гл. 3).

    Погоня за славой «наполняет жизнь невротика смыслом, дает ему чувство превосходства, к которому он так безнадежно стремился» (1, предисловие).    Отсутствие чувства принадлежности с другими людьми вызывает потребность поставить себя над ними. Под славой (в данном случае) может подразумеваться что угодно, в зависимости от стратегии.

У захватнического – это статус и власть, у смиренного – это стабильность и доброта, у «ушедшего в отставку» – свобода и независимость.    «Самоидеализация неизбежно перерастает в более всеохватывающее влечение, которое я, в соответствии с его природой и направленностью, предлагаю назвать погоней за славой», – писала Карен Хорни (1, гл. 1).     4. Освобождение от невроза.

    Восстановление представляет собой длительный процесс. Предложив вместо психосексуального фактора свою альтернативу, Карен Хорни в представленной ею теории неврозов осталась верна методике психоанализа.

    «Мы не можем “вылечить” неверный ход развития пациента. Мы можем только помочь ему постепенно перерасти свои трудности так, чтобы развитие могло пойти в более конструктивном русле… только когда начинают рассеиваться его иллюзии и его иллюзорные цели, у него появляются шансы овладеть заложенными в нем возможностями и развить их.    Обращаясь к языку терапии, мы скажем: человек не может освободиться от них без радикальных изменений в структуре его характера» (1, гл. 14).    Путь к выздоровлению Карен Хорни видела в движении к самореализации. Конечная цель – помочь человеку найти себя и занять своё место в мире.

    Литература:

    1. Хорни К. Невроз и личностный рост.    2. Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей.    3. Википедия [Электронный носитель].

Источник: http://psy-nets.ru/Karen_Horney.html

Карен хорни как вылечить невроз – Лечение неврозов

Карен хорни как вылечить невроз

Карен Хорни была выдающейся ученицей З. Фрейда, ее деятельности приписывают создание такого направления, как неофрейдизм. Ее работы повлияли на развитие современной психологии личности. Написанные ею книги созданы прекрасным художественным языком, знакомство с ними производит положительное действие и помогает читателю разобраться в себе.

В то время, когда Хорни начала развивать свои теории, они были новаторскими и вызывали много споров. На сегодняшний день они уже стали классикой. Карен родилась в Гамбурге, с 1911 года занималась психоанализом. Принимала участие в съездах Международного психоаналитического общества.

Затем в 30-х ей пришлось переехать в США, где она продолжила практику, помогая пациентам, у которых был совсем другой взгляд на мир и национальные ценности.

По началу было сложно, но Хорни на своем примере поняла, как важны социальные условия для появления и роста невротических проблем личности.

Много работая, общаясь с пациентами, параллельно Карен создавала книгу, которая была опубликована в 1937 году — «Невротическая личность нашего времени». мысль произведения — «невротик является пасынком нашей культуры».

В дальнейшем Карен были создан ещё ряд талантливых работ, но ее теории и высказывания шли вразрез с общепринятыми положениями психоанализа в Американской психологической ассоциации, поэтому ее исключили из неё в 1941.

Хорни не растерялась и тут же организовала свою Ассоциацию развития психоанализа.

Карен выдвинула теорию, что невротические расстройства не всегда возникают по биологической причине, что являлось тогда главенствующей теорией. Она считала, что в появлении невротических установок огромную роль играет влияние культуры. Она изучила характер неврозов в культуре европейцев и выявила три противоречия, которые лежат в основе расстройств:

Разногласие, возникающее между соперничеством, стремлением к успеху и братской любовью.

Между увеличением потребностей и практическими преградами при попытке их удовлетворения

Между провозглашенной независимостью человека и реальными социальными ограничениями.

Современный человек постоянно находится на распутье — отступать или пробовать пробиваться, он страдает от пропасти между количеством своих желаний и возможностью их реализовать, балансирует между чувством контроля и власти над своим будущим и пониманием абсолютного бессилия.

Все эти противоречивые моменты глубоко уходят корнями в нашу культуру, и отражают все те конфликты, которые старается урегулировать в себе невротик — вспышки агрессии и желание уступить; высокие запросы и боязнь не получить ничего; стремление возвеличить себя и состояние собственной беспомощности.

Здоровая личность справляется со всеми этими моментами без проблем для себя, невротик же приписывает им такую степень важности, что любое разрешение ситуации становится неудовлетворительным. Как итог — появляется болезнь.

Ранние предпосылки невроза Хорни, как и все, относила к периоду детства. У ребенка появляются и противоречат 3 позиции — «к», «от», «против». Если воспитание идет правильно, то все направления находятся в гармонии.

Периодически индивид стремится «к» общению с окружающими, порой настроен «против» близких людей, доказывая свою правоту, в иные моменты возникает необходимость остаться наедине с собой и немного закрыться «от» всех.

При неблагополучных условиях и неверном воспитании вместо позиции «мы» возникает чувство беззащитности и постоянного страха, которое Хорни определила как «базальная тревога». Она развивается на основе враждебности, которая ребенком не осознается и уходит в бессознательное.

Появляется она в процессе воспитания, ребенок одновременно любит родителей и ему необходима их забота, но также злится на них за те рамки, в которые его вгоняют всеми правилами и нормами. Эту внутреннюю злость ребенок не может ни показать, ни даже осознать, она сразу же подавляется в бессознательное.

На уровне сознания начинает появляться защитная реакция — тревога. Исследования и наблюдения жизни показывают нам, что тревога приводит к враждебности к человеку, о котором тревожатся.

Например, тревожная мать будет всё время одевать своего ребенка слишком тепло, переживая, что он может заболеть, таким образом ослабляя его иммунитет и делая его менее приспособленным к вирусам.

В другой ситуации может вытесняться из сознания тревога. В таком случае ее проявления будут отражаться вегетативными признаками — усталостью, сменой настроения, учащенным сердцебиением, потливостью.

Укореняется и главенствует одна из позиций. Если это позиция «к», то развивается мазохистская направленность, если позиция «против» — появляются садистские наклонности, если «от» — ненависть к людям.

В сознании этим чувствам нет доступа, они существуют в бессознательном и проявляются в поведении.

При мазохистской направленности человек будет выражать слишком сильную любовь, послушность, в любую минуту будет готов, не задумываясь, сделать что угодно для любимого человека.

Садистские наклонности проявятся в жажде власти и подчинения всех вокруг, такие люди часто говорят «я могу быть суров, но только для вашего блага, это для того, чтобы вы научились жизни».

Позиция «от» выражается в желании быть в одиночестве, человеком выбирается та сфера деятельности, которая предполагает минимальное общение с людьми.

При преобладании одной из позиций образуется «идеальное Я». Его требования и представления о себе слишком завышены, они не совпадают с реальным я и начинается конфликт. Человек не умеет вести себя естественно и быть собой.

Если это невротик, то он не чувствует реальности, не живет сейчас, находится в постоянном напряжении, пытаясь слепить из себя идеал. Такой конфликт между воображаемым идеальным и реальным «Я» Хорни обозначила как «базальный конфликт».

У невротика в такой борьбе чаще побеждает идеальное «Я», а реальное «я» служит желаниям и прихотям воображаемого. Таким образом разрастается невроз.

Хорни разделяла невроз на два типа, в зависимости от причины возникновения бывает ситуационный и характерный. Первый невроз поддается лечению и проходит со временем, стоит человеку лишь прожить и отпустить ситуацию, осмыслить ее и найти способы решения проблемы. Невроз характера сложнее исправить, он может протекать почти бессимптомно, но при нем необходимо длительное лечение.

Хорни подробно расписала невротические состояния и проблемы поведения. Невротик всегда стремится быть счастливым, он мечтает об удаче во всех делах. Он жаждет любви от всех людей, хочет, чтобы его принимали и обожали. Поэтому любые свои неудачи невротик переживает болезненно, даже мелочь может вывести его из состояния равновесия.

Также он желает быть не просто любимчиком, а получить славу, признание, не может смириться с положением обычного человека. Невротик крайне зависим от мнения окружающих, на него сильно влияют чужие мысли и высказывания относительно его личности.

Если ему не отвечают взаимностью на чувства – для него разражается ужасная катастрофа, он не может это принять.

Такие поведенческие привычки приводят вскоре к тупику. Ведь невозможно не совершать ошибки и вести идеально все дела.

Поэтому невротик, опасаясь не справиться и не заблистать, не будет браться за сложную работу, на которую нужно потратить много энергии и сил.

Значит, он перестает расти вверх и не раскрывает свои способности, нереализованные они будут мучить его и всегда беспокоить. Часто невротик считает, что может всё, просто сейчас не хочет, но вот когда захочет – все прекрасно получится.

Любовь невротика также больна, как и он. Он будет добиваться ее любыми путями и методами. Не принимая отказ, он будет применять все невротические техники – истерики, намеки на жалость и честность, шантаж, оскорбления.

Среди женщин часто встречается такая установка – я тебя так сильно и беззаветно люблю, как никто, поэтому ты должен обо всем забыть ради такой любви. Это классическая позиция невротика, так называемый подкуп.

Он также может маскироваться под кажущемся пониманием человека и его особенностей, вниманием к нему и чуткостью, помощью в работе и развитии.

Если взаимности всё же добиться не удается, тогда невротик взывает к жалости, он считает, что его обязаны любить, ведь он делал так много, жертвовал собой, страдал ради любви. А если с невротиком пытаются расстаться, то тут наступает период предъявления несоразмерных претензий и требований.

Он не отпускает человека без скандалов и истерик. Затем идут угрозы и предупреждения, но невротик не будет делать ничего опасного до тех пор, пока будет надеяться выиграть. Но если отчается, то может со злости что-нибудь натворить. Невротик не может смириться с тем, что его могут не любить.

Карен Хорни не создала своего особого метода, она лечила с помощью психоаналитических техник, но ее теории принесли много пользы и послужили толчком для развития целого ряда направлений. Ее работы повлияли на многих, их влияние отразилось в трудах Берна, в методах когнитивной терапии, экзистенциальной психотерапии.

Источник: http://fotodoka.ru/simptomy-nevrozov/karen-horni-kak-vylechit-nevroz

Невроз гуру
Добавить комментарий