Мутизм и невроз

Мой Логопед – Что такое речевой мутизм – симптомы, диагноз и способы лечения

Мутизм и невроз

Мутизм у детей — обратимое отсутствие речи (от «мutus» — молчание), причины которого разнообразны (стресс, травма, заболевание). В любом детском коллективе можно встретить «странного» ребёнка замкнутого, молчаливого, почти «немого».

Дома ребёнок ведёт себя уверенно, прекрасно общается, чувствует себя довольно комфортно, привязан к своим близким. Но стоит оказаться в иной обстановке, как поведение в корне меняется.

Малыш отказывается вступать в любые отношения с собеседником, уклоняется от разговоров, прикосновений, не желает играть с другими детьми.

Подобная патология поведения называется «мутизм», что означает «временная немота».

Селективный мутизм: что это

Селективный мутизм еще называют избирательной немотой.

Согласно медицинским справочникам, это расстройство, характеризующееся постоянной неспособностью говорить в определенных условиях, несмотря на сохраненную способность нормально говорить в прочих ситуациях.

Селективный мутизм в МКБ-10 (Международная классификация болезней) имеет название элективный мутизм и включен в раздел «эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте».

Симптомы избирательного мутизма

Основным признаком данной патологии является отказ от речевого общения в определенных, волнительных для больного ситуациях, или в обществе отдельных людей, в то время как при обычных обстоятельствах речевые навыки полностью сохраняются. О наличии расстройства свидетельствует сохранение состояния более одного месяца.

Патогенез

Патогенетической основой элективного мутизма у детей является пассивная агрессия – своеобразный молчаливый протест против социального давления, гиперопеки, контроля родителей, психотравмирующей ситуации. Робость, неуверенность, застенчивость ребенка не позволяют выразить агрессию иным способом.

Дефицит средств самовыражения препятствует устному изложению желаний, проблем, чувств. Стремление к одиночеству, молчанию усиливается непониманием со стороны взрослых.

В итоге ребенок отказывается от попыток установления контакта, занимает выжидающую позицию, надеется на естественное разрешение проблем без его участия.

Профилактика заболевания

Врачи рекомендуют для уменьшения вероятности патологии:

  • вести активный образ жизни;
  • заниматься спортом;
  • при каких-либо соматических и психических отклонениях своевременно обращаться к специалистам.

Склонность к появлению мутизма меньше всего отмечается у здоровых психически людей, которые контролируют уровень давления, состояние сердца и сосудов, отказываются от алкоголя и не нервничают.

Мы рассмотрели, что это — акинетический мутизм.

Почему развивается мутизм

Причины, как предполагает современная медицина, лежат в воздействии чрезмерно интенсивного раздражителя на нервную систему.

Отсутствие речи или же полный отказ реагировать на окружающий мир — своего рода защитный механизм.

Органы речи, головной мозг в порядке, формально нет никаких органических причин для развития столь сложного процесса. Но проблема есть. Почему? Причины психологические. Среди непосредственных:

Особенно тяжелая. Если человек стал свидетелем, что еще хуже — участником психотравмирующего случая. Например, террористического акта, военных действий, аварии с потерей близких и прочее. В такой ситуации мозг старается защититься от негативного влияния. В равной мере рискам подвержены все, независимо от сопротивляемости нервной системы стрессам. Мутизм может возникнуть у любого пациента.

Как правило, наблюдается в отношениях, неявно или явно построенных на принципе власти и подчинения. Авторитарный родитель — бесправный ребенок, тиран-супруг — жена, поставленная в зависимое положение и прочие варианты.

Две названных причины покрывают большую часть клинических ситуаций в практике врачей неврологов и психиатров. Прочие имеют под собой органическую подоплеку. Но доля их мала. Не более 15% от общего числа ситуаций. Причем среди этих 15% лидерство держит шизофрения и расстройства аутистического спектра у детей.

Мутизм может быть частью негативной симптоматики при параноидной или кататонической шизофрении. Патологическое отклонение успешно корректируется нейролептическими препаратами в правильной подобранной дозировке. Хотя и не всегда.

Задача не из простых. Отсутствие речи обычно соседствует с глубокими личностными изменениями, деградацией и расщеплением «Я» пациента.

Потому нормальная речь может отсутствовать по другим причинам, связанным с прогрессированием болезни.

Аутизма и его вариации — одна из ключевых причин у пациентов в возрасте до 12 лет. При этом встречается ундулирующее течение (волнообразное: интенсивность симптомов то снижается, то повышается), что типично, скорее, для детской шизофрении.

В качестве причины выделяют диссоциативные расстройства. Нарушения процессов высшей нервной деятельности. Особняком стоит истерическое расстройство. Мутизм выступает неосознанной реакцией на минимальный психический раздражитель. Пациент с таким диагнозом стремится находиться в центре постоянного внимания. Манипулятивные попытки неосознанные, по крайней мере, до определенного момента.

Еще реже развиваются органические патологии:

Источник: https://cosmeton.ru/psihologiya/elektivnyj-mutizm.html

Нарушения речи при детских неврозах мутизм сурдомутизм заикание

Мутизм и невроз

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ПРИ ДЕТСКИХ НЕВРОЗАХ: МУТИЗМ, СУРДОМУТИЗМ, ЗАИКАНИЕ. Составиели: Штурмина Е. С. , Семенова О. Ю. , Виноградова Т. А. , Цулеискири Г. А. Курс: Логопедия

РЕЧЬ И НЕВРОЗ Речь – это специфически человеческая форма деятельности, отражающая процессы мышления и служащая, главным образом, общению между людьми.

При психических расстройствах, когда в той или иной степени страдает функция мышления или нарушается коммуникация ребенка с другими людьми, речь непременно «отреагирует» и явится своеобразным «зеркалом» , отражающим патологические процессы в развивающейся психике ребенка.

НЕВРОЗ Невроз – нервно-психическое расстройство, причиной которого является психическая травма – острая (испуг) или затяжная (неблагополучная семейная обстановка, разлука с родителями, травмирующая ситуация в школе). Наиболее частыми речевыми расстройствами невротического характера являются заикание и мутизм.

НЕВРОТИЧЕСКОЕ ЗАИКАНИЕ НАРУШЕНИЕ РИТМА, ТЕМПА И ПЛАВНОСТИ РЕЧИ, СВЯЗАННОЕ С СУДОРОГАМИ МЫШЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕЧЕВОМ АКТЕ. ЧАЩЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ В ВОЗРАСТЕ: 2 -3 года 4 -5 лет • На этапе становления речи • В период, когда происходит интенсивное развитие речи и её усложнение

Предрасполагающие факторы (“почва”) Неблагоприятн ые условия ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ Анатомофизиологически е причины Психические и социальные причины

ПРЕДРАС-ПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ (“ПОЧВА”) 1 • Невропатическая отягченность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС 2 • Невропатические особенности самого заикающегося: ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность. 3 • Наследственная отягченность: заикание, развивающееся на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака. 4 • Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ 1 2 3 • Физическая ослабленность детей.

• Возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5 му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная ассиметрия в деятельности головного мозга.

Речевая функция созревает более медленнее у мальчиков, чем у девочек, обуславливает более выраженную неустойчивость их нервной системы. • Скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ: ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ С ЭНЦЕФАЛОПАТИЧЕСКИМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ 1 2 3 • травмы (внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга) • органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; • истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, тиф, рахит, глисты, коклюш, болезни внутренней секркции, обмена, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии, ЗПР).

ПСИХИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ 1 • кратковременная – одномоментная – психическая травма (испуг, страх) 2 • длительнодействующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, неровное, конфликтное воспитание 3 • неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей 4 • перегруз детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления

СИМПТОМЫ ЗАИКАНИЯ речевые судороги 2 ГРУППЫ СИМПТО МОВ Физиологические (биологические) симптомы Социальные (психологические) симптомы нарушения ЦНС и физического здоровья ребенка чувство неполноценности, фиксированность на дефекте

СУДОРОГИ В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОГО АКТА Длительность их различна: от 0, 2 до 90 секунд При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц – тонус: “т-ополь” (черта после буквы обозначает судорожно-затянутое произношение соответствуюшего звука).

При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений – мышц – клонус: “то-то-тополь”. В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, ые и артикуляционные.

Судороги в ом аппарате характеризуются следующим образом: Смыкательная (судорожно сомкнутые ые складки не могут своевременно разомкнуться – голос внезапно прерывается или же образуется клоническая или затяжная судорога – получается прерывающийся блеющий (“А-а-а-аня”) или толчкообразный гласный звук (“а-а-а-а”).

Размыкательная (ая щель остается открытой – при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь). Вокальная, свойственная детям (протягивание гласных звуков).

СТЕПЕНИ ЗАИКАНИЯ легкая • заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться.

В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта средняя • в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются.

В эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание тяжелая • заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

ТИПЫ ТЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ Постоянны й тип Возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях Волнообраз ный тип заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает Рецидивиру ющий тип исчезнув, заикание появляется вновь, после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи

ПРОГНОЗ Н. А. Власова считает, что заикание, возникшие в результате инфекции, психической травмы или вследствие подражания, устраняется успешнее. Менее эффективно и успешно устранение заболевания в тех случаях, когда возникло оно вследствие запоздалого развития речи, на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии

ПРОГНОЗ Н. А. Власова считает, что заикание, возникшие в результате инфекции, психической травмы или вследствие подражания, устраняется успешнее. Менее эффективно и успешно устранение заболевания в тех случаях, когда возникло оно вследствие запоздалого развития речи, на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии

ПРОГНОЗ Успешнее проходят судороги дыхательные. Клонические формы исчезают легче (характерны для возбуждения коры головного мозга, на них легче воздействовать через 2 сигнальную систему). Хуже проходят судороги ые. Тонические формы проходят тяжелее (характерны для возбуждения подкорки, которая труднее поддается воздействию).

МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ нормализаци я микросоциального окружения Психотер апия Логопедич еские занятия Необходим компле кс мер Физиотер апия медикаме нтозное лечение

МУТИЗМ В Неврологии В Психиатри и невротическое нарушение речи проявление бреда, тяжелой истерии, а также галлюцинации немота, а также в отказ от речи сохранность речи и ее понимание, но Больной игнорирует контакты с окружающими, не отвечает на вопросы

вследствие нарушения когнитивных функций психическая травма (гибели близких, пожар и др. ) ПРИЧИНЫ вследствие ушиба МУТИЗМА истерического или сотрясения невроза мозга

ВИДЫ МУТИЗМА Абсолютный добровольный • Тотальный мутизм • заболевший молчит в знак протеста • абулия (болезненное безволие, недобровольный нерешительность), а также заторможенность всех функций

ДЛЯ ДЕТСКОГО НЕВРОТИЧЕСКОГО МУТИЗМА ХАРАКТЕРНЫ: Ø нарушения речи после определенного периода общения с окружающими; Ø отсутствие нарушений моторики, поведения, мимики (взглядом, жестом ребенок выражает свои желания); Ø избирательный характер заболевания, зависящий от определенной ситуации или лица; Ø задержка интеллектуального развития и возникновение дефектов речи.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПСИХОГЕННОГО МУТИЗМА У ДЕТЕЙ у девочек заболеваемость встречается чаще, чем у мальчиков • возникает в семьях, где имеется отягощенность наследственными речевыми расстройствами у девочек заболеваемость встречается чаще, чем у мальчиков • заболевшие психогенным мутизмом, имеют как задержки речевого развития, так и другие дефекты речевой функции • в семьях дети растут среди отрицательного психологического климата большинство детей имеют церебральную патологию

МУТИЗМ – ЛЕЧЕНИЕ При психогенном мутизме эффективно массивное психотерапевтическое лечение в комплексе с приемами транквилизаторов, а также нейролептиками. Существует множество эффективных методов и способов лечения.

Основной упор направляется на следующие направления: психиатрическое, логопедическое, неврологическое и психологическое. Эффективно лечение травами (пустырник, валериана), которые способствуют успокоению нервной системы.

Рекомендованы также в лечении Мебриум, соли Брома, Андоксин, Аминазина, а также Резерпина.

СУРДОМУТИЗМ В переводе с латинского обозначает глухоту, которая обусловлена врожденным генетическим дефектом. Этот термин применяется для определения глухонемоты, которая развилась без поражений слухового аппарата. Сурдомутизм относят к расстройствам психической деятельности, который встречается часто в период военных действий. Примером может послужить очень сильный взрыв.

ПРОГНОЗ заболевание временного характера, при котором речь и слух очень быстро восстанавливаются Метод растормаживающей терапии в затяжных случаях рекомендуется комплексное лечение у психоневрологов, педагогов, логопедов, оториноларингологов, сурдопедагогов

ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ 1. А. И. Захаров «Детские неврозы» РЕСПЕКС Санкт-Петербург 1995 г. 2. А. Фромм «Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации» Екатеринбург АРДТД 1996 г. 3. Ш. Левис, Ш. Левис «Ребенок и стресс» Санкт-Петербург 1997 г.

Источник: https://present5.com/narusheniya-rechi-pri-detskix-nevrozax-mutizm-surdomutizm-zaikanie/

Мутизм – не могу разговаривать, или не хочу?

Мутизм и невроз

Мутизм представляет собой отсутствие вербальной речи у пациента при формальной сохранности способности говорить.

Состояние коренным образом отличается от афазии, при которой речевые функции утрачиваются в той или иной части в результате деструкции соответствующей области головного мозга.

Мутизм — не самостоятельное заболевание, а синдром (группа типичных симптомов) в рамках психиатрических или невропатологических проблем.

Встречается одинаково часто у мужчин и женщин. Дети также склонны к формированию аномального состояния под воздействием психотравмирующих факторов разной интенсивности. У взрослых диагностика проходит быстрее и эффективнее, поскольку при мутизме сохраняется способность к письму. У детей же она могла еще не сформироваться, потому определить, что к чему, гораздо труднее.

Возможны разные глубины нарушения речи и высшей нервной деятельности. В классических случаях — это отсутствие вербальной реакции на речь: нет ни ответной, ни спонтанной речи. Больной пишет, может изъясняться жестами.

В тяжелых случаях нет вообще никакой реакции, что говорит, вероятнее всего, о тяжелом психопатологическом диагнозе.

В любом случае, обследовать человека с таким синдромом нужно в стационаре, чтобы наблюдать за ним постоянно.

Виды нарушения

Классифицировать мутизм нужно по происхождению и превалирующей клинической картине.

Элективный

Он же избирательный (психогенный). Типичен для детей. Характеризуется немотой в определенных жизненных ситуациях. Обычно триггером выступает какая-либо форма социальной активности. Необходимость говорить с другими детьми, отвечать у доски, делать что-либо другое. В отличие от прочих форм расстройства, эта считается самостоятельным диагнозом.

Вероятность нарушения повышается при недостаточной социальной адаптированности ребенка в системе с резкой переменой окружения. Например, при переезде в другую страну.

При исключительно психологической составляющей, удается добиться качественной коррекции силами одного только логопеда-психолога.

Психогенный мутизм органического происхождения, например, при аутизме или шизофрении очень скоро развивается, прогрессирует вглубь, и состояние становится очевидным. До тех пор для отграничения требуется дифференциальная диагностика.

Акинетический

Наблюдается на фоне органических поражений головного мозга. Как было сказано ранее, относить или нет такие состояния к названному типу, вопрос спорный. Потому как отграничить мутизм от афазии трудно в такой ситуации. Тем более, если поражены зоны Брока или Вернике.

Кататонический

Часть симптоматического комплекса при шизофрении, возникает как результат прогрессирующего нарушения высшей нервной деятельности. Причины до конца не понятны.

Диагностируется при четком определении состояния как кататонической шизофрении. При смене фаз процесса возможно частичное восстановление способности общаться.

Мутизм при шизофрении корректируют атипичными нейролептиками. С переменным успехом.

Эмоциональный

Встречается наиболее часто. Это ответ на психотравмирующую ситуацию. С течением времени может пройти сам собой или же существует длительное время в результате психологического блока. Работа с психотерапевтом, неврологом и грамотным логопедом позволяет «разговорить» пациента намного быстрее.

Истерический

Встречается при одноименном расстройстве. В такой ситуации пациент предпринимает попытки манипуляции окружающими, обратить на себя внимание. Немота используется как инструмент. Встречается мутизм и при истероидной акцентуации характера.

Но тогда определить грани нормы и патологии с ходу невозможно. Такие люди манерны, артистичны, хорошо симулируют. Потому нужны наблюдение и диагностика.

Истерический мутизм требует проведения курса когнитивно-поведенческой терапии под контролем психотерапевта.

Гиперкинетический

Нарушение речи на фоне повышенного психомоторного возбуждения, физической активности, подвижности. Расстройство заканчивается само собой, речь возвращается. Отклонение встречается при синдроме гиперактивности, на фоне панической атаки, некоторых прочих диагнозов.

Возможен мутизм после комы. Если головной мозг в норме, постепенно речевая функция вернется. Это следствие длительного бессознательного состояния. Логопедическая и психологическая помощь позволяют ускорить процесс восстановления.

Принятая в логопедии классификация используются для точного описания состояния, дальнейшей диагностики и подбора метода эффективного лечения.

Симптомы состояния

Признаки непосредственно самого нарушения вариабельны. Зависят от причины дисфункции, возраста человека, характера и личностного склада, индивидуальные моменты играют ключевую роль. Если составить обобщенную клиническую картину:

  1. Нарушения речи. Основная черта патологического явления — отсутствие устной речи. Человек, как правило, контактен, охотно общается, отвечает на поставленные вопросы жестами или же пишет ответ на бумаге, печатает, сохраняет способность общаться в социальных сетях, чатах, по электронной почте. В более тяжелых случаях ответа на обращение нет вообще, человек будто погружен во внутренний мир, не реагирует ни на что. Это может быть результат перегрузки нервной системы. Как правило, с течением времени состояния регрессирует, остается только нарушение речи.
  2. Нарушения поведения. Пациент не общается с другими даже жестами, сидит, мало двигается. Возможны неадекватные поведенческие реакции, неуместные для данной ситуации. Встречается подобное сравнительно редко.
  3. Проблемы эмоциональной сферы. В зависимости от причины, пациент может стать более агрессивным, раздражительным. Типична апатичность, отсутствие желания что-либо делать, погруженность в собственные переживания. Эмоциональные и поведенческие нарушения редко приобретают столь критический размах, если нет органических причин или психических расстройств. Однако после пережитой психической травмы полная триада проявлений — явление естественное и, в некотором смысле, нормальное (говоря условно).

Нужно оценивать наличие сопутствующих симптомов. Нарушения высшей нервной деятельности неминуемо сопровождаются дефицитом, психические расстройства — прогрессирующими личностными расстройствами, стиранием характера человека, разрушением структуры мышления, что однозначно говорит в пользу шизофренического процесса.

Симптомы мутизма у детей очевидны в период, когда речь сформирована. Подавляющее большинство случаев манифестации приходится на поступление в школу. Новая ситуация вызывает сильный стрессовый ответ, но обычно выборочный.

В качестве защиты для психики. Возможно и позднее развитие мутизма, но редко. Восстановление представляет определенные сложности.

Требуется наблюдение за ребенком, желательно в условиях неврологического отделения или психиатрического диспансера.

Диагностика

Обследование проводится под контролем психиатра и невролога, в тандеме. Примерный перечень методик:

  1. Устный опрос. Нужно оценить способность адекватно реагировать на обращенную речь, понимание всех конструкций, лексических и грамматических особенностей, выразительности, экспрессивности. Это даст старт диагностике.
  2. Помимо, важно выявить сохранность письменной речи, способности изъясняться жестами или с помощью условных сигналов, о которых врач договаривается с пациентом.
  3. Электроэнцефалография. Исследование, направленное на выявление электрической активности головного мозга. Аномальные очаги учитываются в дальнейшей диагностике.
  4. МРТ церебральных структур с контрастным усилением. Золотой стандарт в деле диагностики структурных изменений в головном мозге любой степени тяжести. Контрастное усиление гадолинием позволяет обнаружить опухоли, области демиелинизации (рассеянный склероз).

Также проводится полное психопатологическое исследование, насколько это возможно в условиях ограниченного вербального контакта с пациентом. В большинстве случаев существенных проблем нет. Если же пациент не идет на контакт, при этом органических патологий не выявлено, выбирают выжидательную тактику, применяют мягкие методы психологического воздействия.

Таким образом, диагностика предполагает установление следующих моментов:

  • какие признаки мутизма есть, какие прочие симптомы присутствуют;
  • психиатрический статус человека;
  • состояние головного мозга, по необходимости оценивают и органы речи.

В системе этого достаточно. Вникнуть нужно и в социальную обстановку, особенности личности. В рамках сбора анамнеза. Не лишним будет, если пациента на приеме специалиста будет сопровождать кто-либо из близких, чтобы ответить на вопросы и дать больше информации.

Лечение расстройства

Коррекция мутизма проводится врачами неврологом, психиатром (психотерапевтом), нейрохирургом (реже).

В типичных случаях, если нет органического поражения церебральных структур, достаточно логопедических и психотерапевтических методик:

  1. Индивидуальные тренинги направленные на выработку устойчивости к стрессовым ситуациям, проработку пережитых психогенных проблем, освоение методов релаксации.
  2. При хорошем результате на предыдущем этапе, показаны коллективные тренинги. Социализация, активность в группе «друзей по несчастью» позволяет лучше справиться с проблемой, но при должной предварительной подготовке. Группы — от 3 до 5 человек.
  3. Больному обязательно требуется положительная, доброжелательная и спокойная обстановка дома, без конфликтов и избыточного нервного напряжения.
  4. Хорошо показала себя терапия с помощью творчества. Благоприятно сказывается и общение с животными — кошки, собаки, лошади помогают снять стресс.

Лечение мутизма на фоне психиатрических расстройств требует применения психотропных препаратов. В основном используются нейролептики последнего поколения, атипичные средства, которые способны бороться с негативной симптоматикой.

Это в основном касается шизофрении. Истерические расстройства, диссоциативные нарушения требуют использования антидепрессантов и/или транквилизаторов. Возможно нейролептиков в минимальной дозировке.

Депрессии — противопоказание для нейролептиков.

Органические поражения церебральных структур требуют хирургического вмешательства. Это справедливо при гематомах, опухолях, кистах. Но если расстройство бесполезно корректировать, мозг уже поврежден, единственный метод — системная реабилитация, с применением ноотропов, цереброваскулярных средств и психотерапии в разных вариациях.

https://www.youtube.com/watch?v=qG6NuBFeKyc

Существует методика стрессового выведения пациента из состояния. Она применяется у взрослых больных. Заключается во введении кофеина и Амобарбитала в минимальных дозировках. Способ позволяет растормозить пациента. Но это грубая методика, к тому же подходит не всем и применима не всегда.

Прогноз и профилактика

Прогноз благоприятный в большинстве случаев. Мутизм без органических отклонений полностью обратим. Проблема устраняется быстрее при помощи врача. Неблагоприятный на фоне течения психических расстройств аутистического и шизофренического спектров. Диссоциативные и истерические расстройства протекают не столь агрессивно. Можно рассчитывать на положительный прогноз.

Что касается органического поражения церебральных структур — перспективы туманны. Зависит от «свежести» поражения, возможности коррекции и обширности поражения.

Профилактики как таковой нет. Необходимо избегать стрессов, повышать устойчивость к психопатогенным факторам, вести здоровый образ жизни.

Источник: https://ponervam.ru/mutizm.html

Мутизм: симптомы, лечение

Мутизм и невроз

Мутизм – патологическое состояние, характеризующееся полным молчанием при сохранении функций речевого аппарата, слуха и способности понимать речь.

В неврологии это расстройство относят к невротическому нарушению речи, в психологии – к нарушению способности устанавливать социальные контакты, в психиатрии это явление рассматривают в рамках психических отклонений (шизофрении, психозов, истерии).

В настоящее время, расстройство принято относить к «поведенческим и эмоциональным расстройствам, начинающимся в детском и подростковом возрастах». Диагноз внесен в перечень заболеваний, учтенных в Международном классификаторе.

Особенности мутизма

Мутизм – это детский недуг. Обычно он возникает в возрасте от 3 до 9 лет. Именно в этот период у детей происходит смена социального статуса: они начинают посещать детский сад и школу, поэтому многие родители воспринимают синдром как особенности адаптации.

Расстройству подвержены особо чувствительные, ранимые натуры. Оно может быть результатом воздействия сильного психического потрясения, стресса, связанного с изменением статуса ребенка и актом протеста, когда ребенок осознанно принимает решение не разговаривать.

Часто мутизм у детей путают с серьезным психическим заболеванием (шизофренией, умственной отсталостью). В связи с этим избирается неадекватное ситуации лечение. Типичной ошибкой специалистов является восприятие синдрома как временного явления.

В некоторых случаях заболевание воспринимается как детский каприз, который должен пройти самостоятельно со временем без какого-либо лечения. Однако такие виды речевых нарушений требуют своевременной коррекции, так как способны привести к развитию устойчивых изменений характера, негативным образом отражающихся на жизни носителя расстройства.

В связи с этим, особое значение приобретает необходимость постановки своевременного и точного диагноза.

Синдром может развиться и в более старшем возрасте. Спровоцировать его способны органические нарушения мозга, серьезные психические потрясения или расстройства.

Что касается взрослых людей, то мутизм характерен для представительниц слабого пола. У женщин обычно возникает истерический мутизм.

Связано это с особой чувствительностью, мнительностью дам, их предрасположенностью к импульсивным эмоциональным реакциям.

Причины

Мутизм у детей и взрослых – это неординарное, трудно отличимое от ряда сходных по клинической картине заболеваний. Определение причины, спровоцировавшей синдром, позволяет адекватно оценить ситуацию, установить точный диагноз и назначить правильное лечение. В психиатрии принято выделять ряд следующих этиологических факторов, способствующих нарушению речи у детей:

  • психопатологические отклонения (аутизм, истерия, шизофрения, депрессивное расстройство, отставание в психическом развитии);
  • индивидуальные особенности характера (чувствительность, обидчивость);
  • стресс;
  • патологии строения речевых органов («волчья пасть, короткая уздечка);
  • наследственная предрасположенность;
  • обстоятельства окружающей среды;
  • внутрисемейная обстановка, неправильные методы воспитания.

Детский возраст не всегда позволяет установить истинную причину немоты. Исключением являются случаи, когда стимулятором служат психические отклонения. Причиной развития патологии может стать глухота. В этом случае говорят о возникновении сурдомутизма.

Детский сурдомутизм поддается коррекции. Своевременное обучение навыкам речи и чтения позволяют научить говорить детей с нарушением слуха. В том случае, если глухоту сопровождают патологии психического развития, обучить навыкам речи невозможно. Иногда мутизм у детей может быть своеобразной формой протеста. У взрослых мутистов причины расстройства речи могут быть следующими:

  • травмы головы;
  • стрессы;
  • кома;
  • последствия психической травмы;
  • нарушения кровообращения головного мозга;
  • психические расстройства (шизофрения, депрессия);
  • соматические заболевания (инсульты, опухоли мозга).

Симптомы мутизма

Синдром имеет достаточно яркие признаки, которые позволяют установить правильный диагноз. Типичные симптомы мутизма проявляются в виде:

  • отказа от речевого общения, немоты;
  • сохранения немоты не менее одного месяца;
  • сохранения сознания;
  • отсутствия патологий речевого аппарата;
  • неспособности говорить в волнительных ситуациях;
  • отсутствия речи только в конкретных ситуациях и при контакте с определенными людьми;
  • сохранения способности пользоваться письменной речью и формулировать свою мысль;
  • активное пользование невербальными методами общения.

В зависимости от вида патологии расстройство могут дополнять симптомы нарушения двигательной активности, как в случаях с акинетическим или апалическим мутизмом.

Виды мутизма

Самым распространенным диагнозом является психогенный мутизм, который может проявляться в рамках психогенного психоза, спровоцированного психической травмой.

В зависимости от силы воздействия психической травмы расстройство может ограничиться невротической формой: истерическим, логофобическим или смешанным мутизмом.

Истерическая форма мутизма провоцируется психической травмой: речь отнимается от сильного шока. Длится состояние от нескольких секунд до нескольких дней, недель. Патология возникает у женщин и особо чувствительных натур.

Логофобическая форма возникает из-за страха услышать свою речь и встречается в основном у школьников. Взрослые редко страдают этим видом расстройства.

Прогноз при данной форме патологии не всегда благоприятный, зависит от личностных особенностей носителя.

В отдельную группу выделен патохарактерологический вид расстройства, который проявляется в дошкольном и в младшем школьном возрасте при отрыве детей от привычной обстановки.

К нему можно отнести избирательную форму элективного синдрома. Проявляется у болезненно-привязанных к дому, родителям, пугливых, робких детей. Эндогенно-психотические формы возникают гораздо реже.

Развиваются они под влиянием бредовых идей, галлюцинаторных .

В современной практике имеется еще одна разновидность классификации мутизма, которая выделяет следующие расстройства:

  • Селективный (элективный). Характеризуется отсутствием речи в определенных ситуациях.
  • Акинетический. Проявляется в виде двигательных и речевых нарушений.
  • Апалический синдром. Приравнивается к состоянию комы, полностью отсутствует реакция на внешние раздражители.

Лечение

Терапия мутизма предусматривает комплексное применение медикаментозных и психотерапевтических процедур. Выбор вектора лечения в каждом отдельном случае индивидуален и учитывает вид синдрома, общее психическое, физическое состояние и личностные особенности больного.

В зависимости от особенностей патологии и причин, спровоцировавших ее возникновение, лечение может быть как амбулаторным, так и стационарным. Стационарное лечение применяется в случаях, предусматривающих применение сложных диагностических процедур и хирургического вмешательства. Лечение мутизма не предусматривает универсального способа избавления от патологии.

В некоторых случаях, это относится к избирательному мутизму, достаточно мер психологической поддержки, в некоторых, как в случаях с акинетическим и апалическим мутизмом, необходимо хирургическое лечение для устранения основной причины, вызвавшей нарушения способности говорить: удаление гематомы или опухоли. В случаях, когда терапия предусматривает применение лекарственных препаратов, больным назначаются:

  • ноотропы;
  • нейролептики;
  • селективные ингибиторы обратного захвата серотонина;
  • бензодиазепины;
  • антидепрессанты;
  • антипсихотические препараты.

Комплексное лечение включает такие дополнительные методы терапии, как:

  • дыхательные упражнения;
  • фототерапию;
  • массаж;
  • арт-терапию;
  • лечебную гимнастику.

Целью терапии является устранение причин возникновения патологии, насколько это возможно, купирование невротических депрессивных расстройств, улучшение межличностных контактов.

Независимо от вида медикаментозной помощи осуществляется психологическая поддержка:

  • обучение навыкам продуктивного общения;
  • работа с тревожностью;
  • помощь в преодолении стрессов;
  • коррекция мимики и пр.

Применяются методы речевой и поведенческой терапии, тренинги социальных навыков. Прогноз в большинстве случаев благоприятный, за исключением случаев, когда расстройство вызвано тяжелыми психическими патологиями и органическими поражениями мозга.

Источник: https://indepress.ru/nevrozyi/mutizm.html

Мутизм

Мутизм и невроз

Мутизм – это тяжелая психомоторная патология, при которой заболевший не может ответить на поставленные вопросы и давать понять знаками о своей возможности коммуницировать с окружающими его индивидуамами.

В переводе с латинского языка мутизм означает безгласный, немой.

В неврологии данная патология характеризуется нарушением речи, а в психиатрии это состояние рассматривается в рамках психических отклонений, при этом способность понимать речь и вести разговор у пациента сохраняется.

Мутизм необходимо отличать от афазии, которая также характеризуется утратой способности говорить и возникает она из-за  повреждения мозга. Если больной способен писа́ть, однако при этом не способен говорить, то скорее всего у него мутизм, а не афазия. Тяжелое психомоторное состояние способно перетекать в логоневроз или логофобию.

Что такое мутизм

Данное состояние является симптомом психомоторного расстройства, которое способно проявляться после ушиба и сотрясения мозга, пожара, тяжёлой психической травмы, гибели близких, как одно из поздних выражений синдромокомплекса «СПИД-деменция» и прочее. Описываемая патология способна развиться также при неврологических заболеваниях, например при параличе ых связок, двустороннем поражении кортико-бульбарных трактов и выраженной спастике.

Выделяют следующие виды мутизма:

– кататонический, обусловленный немотивированным расстройством, не имеющий внешних причин, противодействующих к побуждению общаться. Отмечается при кататонической шизофрении по причине негативизма;

– психогенный мутизм (возникновение данного вида возможно в качестве острой реакции на психическую травму, или же в социальных определённых ситуациях, которые вызывают тревогу или страх);

– истерический мутизм (зачастую вызван подавленным и неосознаваемым желанием человека обратить на себя внимание окружающего социума утратой способности говорить), наблюдается при конверсионных (диссоциативных) расстройствах и истерическом расстройстве личности;

– акинетический мутизм или органический возникает при органических поражениях головного мозга, например при гемангиомах мезенцефальной локализации, огнестрельных ранах лобных отделов, опухоли в области III желудочка, тромбозе базилярной артерии;

– выделяют также избирательный (элективный) мутизм, когда пациент вступает в разговор с избранным кругом лиц при определённых ситуациях.

Мутизм у детей

Элективный мутизм у детей отмечается зачастую в возрасте 3-х лет или в начальной школе и проявляется только в общении с избранными индивидами, например, ребёнок контактирует со всеми членами семьи, кроме одного.

Данный вид патологии у детей проходит после достижения десятилетнего возраста. Описываемое психомоторное состояние характеризуется пассивным протестом личности.

Лечение включает в себя психотерапевтические сеансы успокоения.

Добровольный мутизм у детей отмечается отсутствием инициативы и активности, повышенной чувствительностью, упрямством, инфантилизмом, колебаниями настроения, капризностью. Такие дети противятся новой нагрузке, страшатся новой ситуации, пугаются перемены обстановки.

Пример мутизма у детей – это стрессы, перенесенные в военные годы. Данная патология возникает по причине неспособности детской личности устанавливать нужный контакт. Психомоторное состояние у детей сопровождается впечатлительностью, депрессивным настроением, тормозимостью, робостью. Данное психомоторное состояние относят к проявлению невроза, возникающего после психической травмы.

К признакам патологии у детей относят: тревожность, частые реакции протеста, нерешительность, нарушение сна и аппетита, пугливость, заторможенность.

Мутизм у детей классифицируют по различным признакам. Его подразделяют по интенсивности появления: кратковременный (ситуационный), постоянный (элективный) и тотальный.

По длительности течения выделяют мутизм транзиторный и континуальный. Специалисты психиатрии относят мутизм к острой психогенной реакции шокового, а также субшокового характера.

Провоцирующим фактором данной патологии у детей является психогенное воздействие, которое затрагивает функции речи. Между психогенным мутизмом у малышей и детей старшего возраста существует большая разница. Клиническая картина у детей старшего возраста является гораздо сложнее и разнообразнее.

У девочек психомоторное состояние встречается чаще, чем у мальчиков. Оно возникает в семьях, где имеется отягощенность наследственными речевыми расстройствами. Больные психогенным мутизмом имеют задержки речевого развития, а также другие дефекты речевой функции. Такие дети растут в семьях среди отрицательного психологического климата.

Многие из детей имеют резидуальную церебральную патологию.

Детский невротический мутизм характеризуется:

–  нарушением речи после определенного периода общения с окружающими, а также нарушениями моторики, мимики, поведения. Ребенок выражает свои желания жестом и взглядом;

– избирательностью характера заболевания, зависящего от определенного лица или ситуации;

– задержкой интеллектуального развития и возникновением дефектов речи.

Дети с проявлениями признаков психотического мутизма с раннего детства молчаливы, а их поведение отмечается изолированностью и оторванностью от всего окружающего мира. Ребенок производит впечатление равнодушного, однако способен проявить агрессию на себя или в адрес матери. Малыш может сильно тревожиться при обращении к нему.

Одной из причин возникновения элективного мутизма являются социо-культурные факторы. При переезде в новую страну дети иммигрантов испытывают большой психический стресс, им присуща тревога, депрессия, враждебность к окружающим.

Диагностика мутизма

Процесс распознавания болезни включает анализ жалоб и анамнез заболевания, а именно:

– как давно пациент перестал говорить, отвечать на вопросы, двигаться;

– какое непосредственно событие повлияло на прекращение речи (сильное эмоциональное потрясение, потеря сознания, черепно-мозговая травма).

Неврологический осмотр включает оценку наличия речи и рефлексов, открывания глаз, оценку дыхательного ритма, измерение артериального (кровяного) давления, а также поиск других признаков неврологической патологии, позволяющих найти причину мутизма (асимметрия лица, нарушение движений глазных яблок, косоглазие).

ЭЭГ (электроэнцефалография). Этот метод оценивает электрическую активность разных участков головного мозга.

МРТ (магнитно-резонансная томография) или КТ (компьютерная томография) головного мозга: данные методы послойно изучают строение головного мозга и выясняют причину нарушений функции головного мозга.

При необходимости назначают консультацию психиатра и логопеда.

Лечение мутизма

Отмечают множество эффективных способов и методов в лечении данного психомоторного состояния. Основной упор осуществляется на такие направления: логопедическое, психиатрическое, психологическое, неврологическое.

При психогенном мутизме применяют массивное психотерапевтическое лечение в сочетании с приемами нейролептиков и транквилизаторов.

Особенности ухода за пациентами, страдающими тяжелым психомоторным состоянием заключаются в том, что необходимо постоянно поддерживать общение, применяя письмо, мимику, жестикуляцию. Показаны беседы, в комплексе со средствами, которые стимулируют деятельность нервной системы, они очень полезны и полностью снимают немоту и глухоту.

Лечение психомоторной патологии по назначению врача включает в себя метод растормаживания.

После инъекции 1 мл 10 % раствора кофеина спустя 5 минут пациенту медленно внутривенно (1 мл/мин) вводят раствор Амобарбитала до возникновения состояния лёгкого опьянения. Зачастую достаточно одной процедуры.

Медсестра, завершая процедуру, в течение дня должна несколько раз заставлять пациента отвечать на вопросы и вступать с ним в беседу.

Эффективно использовать в лечении травы (валериана, пустырник), они способствуют успокоению нервной системы. Рекомендованы также в терапии соли Брома, Мебриум, Аминазин, Андоксин, Резерпин.

Запущенное состояние лечится гораздо дольше. Если терапия начата не вовремя, болезнь может принять стойкий характер.

Прогноз мутизма зависит напрямую от основного заболевания. Очень многое зависит от личностных качеств пациента, а также от того, насколько долго заболевание деформировало характер больного.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии мутизма обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Источник: https://psihomed.com/mutizm/

Невроз гуру
Добавить комментарий