Невроз безработица

Человек в поисках смысла

Невроз безработица

Нам всем хорошо известен такой тип управляющего фабрикой или финансового магната, который полностью посвятил себя добыванию денег, который так занят извлечением средств на жизнь, что забывает о ней самой. Погоня за богатством стала для него самоцелью. У такого человека много денег, и деньги его находят применение, но добыча средств к существованию затмевает жизнь.

Наиболее ярко значение работы для человеческого бытия проявляется в тех случаях, когда работа полностью исключается из жизни человека, как, к примеру, при безработице. Психологические исследования безработицы породили такое понятие, как невроз безработицы.

Примечательно то, что наиболее явным симптомом подобного невроза является не депрессия, а апатия. Безработный становится все более и более безразличным ко всему, все реже и реже проявляет инициативу.

Такая апатия таит в себе большую опасность, ибо под ее влиянием безработные оказываются не в состоянии ухватиться за руку помощи, которую им могут протянуть. К примеру, нам вспоминается следующий случай.

Одного человека отвезли в психиатрическую клинику после попытки самоубийства. Там к нему подошел врач, неплохо знавший его.

Несколько лет назад, будучи в то время врачом консультативной клиники, он оказал этому пациенту психологическую помощь, выручив его также и материально.

Теперь необыкновенно удивленный врач спросил больного, почему же тот вновь не обратился к нему за помощью. На что пациент ответил: «Да мне просто было на все наплевать».

Человек, не имеющий работы, переживает пустоту своего времени как свою внутреннюю пустоту, как пустоту своего сознания. Будучи безработным, он чувствует себя ненужным. Он считает, что раз он лишен работы. то и жизнь его лишена смысла.

Подобно тому как на бездействующих частях тела начинают развиваться опасные опухоли, и духовное бездействие ведет к заболеванию психики. Безработица, таким образом, становится питательной средой для распространения неврозов.

Когда человеческий дух работает, так сказать, вхолостую, это может привести к развитию устойчивого «воскресного невроза».

Однако апатия, этот основной симптом невроза безработицы, является не только выражением духовной опустошенности или неудовлетворенности человека.

Мы считаем, что она к тому же является, подобно другим симптомам невроза, следствием физического состояния человека, в данном конкретном случае — следствием недоедания, которое обычно является спутником безработицы.

Иногда сам факт безработицы дает пищу для невротических переживаний, входит в состав этих переживаний как часть их содержания и «обрабатывается сквозь призму невротического мировосприятия».

В подобных случаях безработица для невротиков-это находка: ибо теперь они могут во всех своих жизненных неудачах (а не только в неудачах на работе) обвинить ее. Безработица выступает в роли своеобразного козла отпущения, на которого они могут свалить всю вину за свою «испорченную» жизнь. И свои собственные промахи больной неврастенией склонен рассматривать как предопределенное судьбой следствие безработицы.

«Ах, если бы у меня была работа, все было бы иначе, все было бы превосходно», — заявляют такие невротики. И тогда они сделали бы это и сделали бы то. Будучи безработными, они могут позволить себе относиться к своему существованию как к чему-то временному. Они считают, что с них ничего нельзя спросить. И сами ничего с себя не требуют.

Бедственное положение в результате незанятости, по их понятиям, как бы снимает с них всю ответственность перед другими и перед собой, они уже не отвечают перед жизнью. Они винят свое бедственное положение за свои неудачи во всех сферах бытия. Видно, таким больным приятно считать, что «туфля жмет только в одном месте».

Объяснять все происходящее как результат действия одного единственного фактора, да еще предопределенного судьбой, необыкновенно удобно.

Ибо тогда можно делать вид, что ни у кого ни перед кем нет никаких обязательств; и ничего не нужно делать, кроме как дожидаться какого-то воображаемого момента, когда, изменив этот единственный фактор, можно будет изменить и все остальное.

Можно предположить, что невроз безработицы, как и другие формы невроза, в конечном итоге окажется образом жизни, позицией, принятой человеком, его экзистенциальным решением. Ибо невроз безработицы отнюдь не является «безвыходной» судьбой, как хочет ее представить страдающий таким неврозом больной.

Ведь не каждый безработный поддается неврозу безработицы. Здесь вновь мы видим подтверждения тому, что люди могут «поступать иначе», что они могут решать, уступать своей социальной судьбе, или нет.

Существует множество примеров, доказывающих, что состояние психики каждого отдельного безработного далеко не однозначно сформировано и предопределено судьбой.

Наряду с описанным выше невротизированным типом безработного существует и другой тип людей, которые, хотя и вынуждены жить в таких же неблагоприятных экономических условиях, как и невротики, тем не менее неврозу не подвержены.

Такой человек не производит впечатления впавшего в депрессию или апатию, по сути дела, он даже сохраняет жизнерадостную безмятежность духа. Почему же так происходит? Если мы как следует займемся этим вопросом, мы обнаружим, что такие люди находят занятие где-то еще, пока не получат постоянного места.

Например, они заняты в различных общественных организациях в качестве добровольных помощников, на образовательных курсах для взрослых, они бесплатно оказывают помощь публичным библиотекам. У них выработалась привычка ходить на лекции и слушать хорошую музыку. Они много читают и обсуждают прочитанное с друзьями. Если они молоды, они принимают активное участие в работе молодежных клубов, выступают в спортивных соревнованиях по месту жительства, занимаются гимнастикой, ходят в походы, играют в различные игры и т. д.

Такие люди наполняют смыслом свое свободное время, которого у них в избытке, и содержанием — свое сознание и жизнь. Нередко они вынуждены туже затягивать пояса, так же как и безработные, страдающие неврозом, но тем неменее к жизни они относятся оптимистично и далеко не безнадежны. Они умеют наполнить свою жизнь интересом, сделать ее осмысленной.

Они поняли, что смысл человеческой жизни не только в оплачиваемой работе, что бессмысленность существования-вовсе не обязательный удел безработного. Они перестали ставить знак равенства между жизнью и занятостью.

То, что в действительности повергает невротизированного безработного в состояние апатии, что в конечном счете лежит в основе невроза безработицы, это ошибочная точка зрения, что только работа может наполнить смыслом нашу жизнь.

Человек совершенно неверно отождествляет свое профессиональное призвание с той жизненной задачей, для которой он в этот мир призван. Именно в результате такого неправильного отождествления этих двух понятий безработный страдает от ощущения своей бесполезности и никчемности.

Один молодой человек рассказывал как-то нам, что за долгое время безработного существования, которое довело его до отчаяния и едва ли не до самоубийства, всего лишь один час был прожит им достойно. Однажды, когда он сидел в одиночестве в парке, он заметил на соседней скамейке рыдающую девушку.

Он подошел к ней и спросил, что с ней стряслось. Она рассказала юноше о своих неприятностях и призналась в том, что твердо решила покончить с собой. Молодому человеку пришлось призвать всю силу своего убеждения, чтобы отговорить девушку от ее опасного намерения, и ему в конце концов это удалось.

Этот самый момент — единственный за долгое время радостный момент и единственный светлый лучик на все последующее время — наконец вернул ему ощущение причастности к собственной жизненной задаче, способности совершить хоть что-нибудь значимое.

И это ощущение вырвало тогда его из тисков апатии, несмотря на то что ему предстояло пережить еще немало возвращений к этому состоянию.

Из всего сказанного выше следует, что индивидуальная душевная реакция на безработицу едва ли вообще может быть предопределена. У человека всегда остается возможность для свободного выбора.

В свете нашего экзистенциального анализа невроза безработицы становится очевидно, что одна и та же ситуация безработицы приобретает различные формы в представлениях разных людей, что в более общем виде — один человек допускает, чтобы его душевные состояния, характер и поступки предопределялись социальными обстоятельствами, тогда как другой пытается сам формировать свою общественную судьбу (и в этом едва ли не главное различие между здоровой и невротизированной личностью). Таким образом, каждый безработный сам волен выбрать для себя тот или другой путь — сохранить ли бодрость духа или впасть в полную апатию.

Источник: https://nemaloknig.com/read-357856/?page=53

Невроз от безработицы – Женское здоровье

Невроз безработица

На работе мы проводим треть жизни. А некоторые и того больше. Как сделать, чтобы это были не самые худшие часы в сутках? На вопросы читательниц отвечает психолог из Москвы Нина Смирнова.

“У меня тяжелая, кропотливая работа. Правда, высокооплачиваемая. Вечером я могу только тупо смотреть телевизор. А в выходные – спать. Чувствую, что из-за этой работы жизнь проходит мимо. Но и уйти не решаюсь. Все же деньги играют в наше время не последнюю роль”. Варвара М., г. Санкт-Петербург – Каждый человек получает ту жизнь, которую заслуживает.

И вы ведь сами выбрали себе работу, требующую максимальной отдачи сил и времени. Разумеется, деньги – важный аргумент. Но зачем вам они, если у вас нет возможности их с удовольствием, со вкусом потратить? Если качество вашей жизни не улучшается, а ухудшается? Возможно, все дело в неправильной установке.

Когда-то родители или окружающие внушили вам, что хорошие деньги можно заработать только тяжким трудом. Вы восприняли это некритично и теперь подсознательно ищете именно такую работу.

Задайте себе другую программу: “Деньги достаются мне легко. А работа не занимает много времени и приносит удовольствие”.

Если вы будете через призму этой установки смотреть вокруг, то рано или поздно такое место для вас найдется.

“Мне 34 года, имею высшее образование, считается, что хорошо устроена – я рекламный агент. Впрочем, так думают окружающие – мои родители и подруги. Мне же самой эта работа не нравится. При мысли, что завтра опять надо садиться на телефон и обзванивать фирмы, просто становится плохо.

Да и материально – то густо, то пусто. Чаще – пусто. Но мне говорят: “А где ты найдешь работу лучше?” Возможно, они правы…” Лада К., г. Москва – А стоит ли разменивать свою жизнь на то, чтобы родители и подруги были вами довольны? Вы же родились не для того, чтобы удовлетворять ожидания окружающих.

Другое дело, что, может, не стоит делать резких движений и сегодня же бросать работу, чтобы с завтрашнего дня начать новую жизнь. Сначала надо понять, что именно вас не устраивает в сегодняшней профессии.

Вам трудно дается общение с людьми? Тогда, возможно, надо найти дело, связанное с бумагами, документами, компьютером. Напишите для себя, каким требованиям должна отвечать ваша новая работа. А затем подумайте, в какой профессии могли бы воплотиться эти ваши желания.

И когда поймете, что именно вам нужно, легче будет искать такую работу. Главное, верить, что вы обязательно найдете себе занятие, которое удовлетворяло бы вас и морально и материально.

“Три месяца назад я потеряла интересную, творческую работу. Так случилось, что меня уволили по сокращению штата. И до сих пор я не могу найти себе ничего подобного. С завистью смотрю утром на людей, торопящихся на автобус. Я в отчаянии – без работы жизнь теряет всякий смысл”. Валерия Ф., г. Дубна – Жизнь – это не только работа.

И судьба пытается показать вам это. Да, сейчас часто оценивают человека по тому, сколько он получает. Но на самом деле все наиболее ценное в жизни – здоровье, любовь, дружба, нежность – дается бесплатно. И помимо творческого труда существует еще много чего ценного: человеческие отношения, природа, искусство, путешествия, еда, наконец.

То, что вы испытываете сейчас, на Западе получило название невроз безработицы. Лишившись работы, человек начинает себя чувствовать ненужным во всех остальных сферах жизни, страдает от своей бесполезности и никчемности. Единственный выход из этого положения – заполнить свое свободное время, пока не найдется постоянная работа.

Можно взяться за любое дело, которое сейчас вам предлагает жизнь, пусть оно будет и не по специальности, и не столь хорошо оплачиваемое, как того бы хотелось. Или выработать привычку ходить на лекции, читать книги, слушать хорошую музыку. Главное, не снижать тонус.

Потому что апатия может быть не только следствием безработицы, но и ее причиной.

“В школе я училась хорошо, даже “шла на медаль”. Понятно, что с такими оценками стоило поступать в престижный институт. Родители убедили, что это должен быть экономический. Я так и сделала, хотя никакого интереса к этой области не чувствовала. Окончила институт. Глупо теперь не использовать тех знаний, которые получила.

Но работу свою не люблю. А что люблю? Рисовать акварельки. Но ведь на это не проживешь…” Татьяна Ю., г. Самара – Для каждого человека существует оптимальный жизненный путь, который включает все наши качества, психологические особенности, таланты. Именно здесь нас ожидают удачи, успех, самореализация, всевозможные радости.

Но нередко мы игнорируем голос интуиции и выбираем работу, исходя из ее престижности, зарплаты, удобства. Действительно, Татьяна, вам сейчас трудно оставить профессию, на приобретение которой ушло столько времени и сил, и начать заниматься живописью.

Но чтобы жизнь приносила вам удовлетворение, поделите ее четко на две части. Пусть работа экономиста станет для вас всего лишь способом получения денег. А настоящая жизнь будет начинаться после рабочего дня, когда вы станете заниматься живописью.

Попробуйте побыть в таком режиме достаточно длительное время.

И если профессия художника – действительно ваш путь, жизнь скорее всего выведет вас на него.

“Я шесть лет не работала – сначала родился один ребенок, через два года – второй. Материально мы живем неплохо: наш папа зарабатывает достаточно, чтобы содержать нас. Но мои “продвинутые” подруги убедили меня, что я должна реализовать себя как личность, а не только как женщина и мать.

Я отдала детей в детский сад, сама пошла работать. Но ужасно устаю, хотя работа в офисе не такая уж напряженная”. Нелли Т., г. Пермь

– А почему вы решили, что реализовать себя как личность можно только на работе? Может быть, ваше призвание – быть женой и матерью. Дети дают вам приток энергии.

А как только вы оторвали себя от этого источника, сразу стали уставать. Если лет десять назад женщин призывали вспомнить о своем предназначении и вернуться к семейному очагу, то теперь появился крен в другую сторону: “самореализация возможна только на работе”.

На самом деле, если подходить творчески к воспитанию детей, то проявить свою личность в этом труде можно даже более ярко, чем в любой модной профессии.

“Моя профессия – продавец-консультант в магазине готового платья. Торгуем мы на людном месте, и у нас всегда много покупателей. К концу дня я как выжатый лимон. Пыталась применять приемы опытных продавцов – экономить силы, лишний раз не бегать в подсобку, если видно, что человек все равно не купит, смотреть не на покупателей, а поверх их голов. Но ничего не помогает.

Может, вы подскажете, как работать, чтобы не уставать?” Фаина Ж., г. Казань   – Как ни странно, надо, наоборот, стараться целиком включаться в работу. Действуя в полсилы, вы не трудитесь, но и не отдыхаете. Покупатели уходят от вас разочарованными или даже недовольными. А это тоже отражается на нервной системе, хотя вы, возможно, того и не осознаете.

Если же вы трудитесь с полной отдачей, а в положенные вам перерывы целиком отключаетесь от работы и отдыхаете, то усталость не будет накапливаться. К тому же благодарность покупателей, даже не выраженная в словах, значительно добавляет энергии.

К вечеру физически вы можете устать больше, но, поскольку будете испытывать чувство удовлетворения, вы не будете ощущать себя “как выжатый лимон”.

“Я всегда мечтала работать на телевидении. Но, к сожалению, в институт я не поступила. Сейчас работаю секретарем на одной из телевизионных программ. Хотелось быть поближе к своей мечте. Но я и не подозревала, какая это мука: видеть, как творчески трудятся другие люди, а самой заниматься рутинной работой”.

Жанна Ю., г. Москва – Работа сама по себе не может быть творческой или нетворческой. Она просто дает больше или меньше возможностей для проявления творчества. Бывают и актеры, которые “отрабатывают на сцене”, и журналисты, которые “отписываются в журнале”.

Профессия тогда становится творческой, когда человек вносит в нее что-то от своей личности. Если медсестра, помимо того, что хорошо делает уколы, может успокоить больного, поддержать его, то ее работа перестает быть безликой и однообразной.

Если секретарь не просто отвечает на телефонные звонки, но своим тоном, манерой общаться создает репутацию телепередаче у своих зрителей и рекламодателей, эта работа становится не менее значимой, чем то, что делают режиссеры и редакторы.

Если даже кофе вы будете подавать своему начальнику с мыслью, что тем самым помогаете созданию передачи, у вас не будет ощущения, что находитесь на обочине жизни и занимаетесь рутинной работой.

Источник: https://www.wh-lady.ru/nevroz-ot-bezraboticy/

Читать онлайн Психотерапия на практике страница 1. Большая и бесплатная библиотека

Невроз безработица

Виктор Франкл

Психотерапия на практике

Книга, всемирно известного психолога, психотерапевта, посвящена самым актуальным проблемам нашей жизни: смысл любви; страх человека перед самим собой; врач и человеческие страдания; невроз безработицы и т. д.

Предисловие переводчика

Часть I. Общий экзистенциальный анализ

О смысле жизни

Сомнения в смысле бытия

Сверхсмысл

Принцип удовольствия и принцип гомеостаза

Субъективизм и релятивизм

Три категории ценностей

Эвтаназия

Самоубийство

Жизнь как задача

Принцип гомеостаза и экзистенциальная динамика

О смысле смерти

Сообщество и масса

Свобода и ответственность

О силе человеческого духа

Биологическая судьба

Психологическая судьба

Социальная судьба

О психологии концентрационного лагеря

Часть II. Психотерапия на практике

О смысле страдания

О смысле труда

Невроз безработицы

Невроз выходного дня

О смысле любви

Сексуальность, эротика и любовь

Неповторимость и единственность

О формах любви, связанных с категорией “иметь”

Ценности и удовольствия

Сексуально-невротические нарушения

Психосексуальное созревание

Часть III. Психотерапия для повседневной жизни

Проблема души и тела с клинической точки зрения

Человек – только ли продукт наследственности и социальной среды?

Страх человека перед самим собой

Психическая гигиена для людей преклонного возраста

Психическая гигиена для людей среднего возраста

Сердечно-сосудистые заболевания

Наркоанализ и психохирургия

Врач и человеческие страдания

Шизофрения

От светской исповеди к медицинскому служению

Предисловие переводчика

Книга известного австрийского психиатра и психотерапевта В. Франкла является изложением основных принципов логотерапии и экзистенциального анализа, известных также как Третья венская школа психотерапии. Эту школу отличает гуманистический подход к душевным недугам, с которыми пациент обращается к психотерапевту. Видя в пациенте прежде всего духовно страдающего и ищущего человека, В.

Франкл обращается к наиболее важным проблемам человеческого существования, которые стоят за симптомами тех или иных психических нарушений. В центр обсуждения автор ставит именно эти кардинальные проблемы человеческого бытия и среди них такие понятия, как смысл и ответственность.

Рассматривая человека как телесно-душевно-духовное целое, автор полагает, что именно эти понятия определяют психическое здоровье человека и гармонию между составляющими человеческого естества. Особое внимание В.

Франкл уделяет “пограничным” ситуациям и положениям, например, когда человек оказывается перед лицом неизлечимого заболевания или таким, как пребывание в концентрационном лагере – опыт, который пережил сам автор, – в которых человек получает возможность узнать смысл и ценности своего существования.

Эта книга – описание пути от классической психотерапии и метода психоанализа к логотерапии и экзистенциальному анализу. Франкл критически подходит ко многим положениям своего знаменитого соотечественника Фрейда и его последователей.

В своей критике классического психоанализа Франкл говорит о необходимости демифологизации психотерапии, имея в виду представления о господстве бессознательных психических сил, имеющих биологическую природу, в сознании и поведении человека.

Франкл противопоставляет психологическому детерминизму положение об изначальной свободе человеческого “Я” по отношению ко внешним и внутренним, психическим, социальным и биологическим обстоятельствам и ограничениям.

Эта мысль, к которой автор не раз возвращается в своей книге, иллюстрируя ее множеством примеров из своей врачебной практики, лежит в основе разработанного им психотерапевтического метода – экзистенциального анализа.

Никита Паньков

Часть I. Общий экзистенциальный анализ

О смысле жизни

Классическая психотерапия, использующая метод психоанализа, стремится к осознанию душевного. Логотерапия же стремится к осознанию духовного. Причем в силу специфики своего метода – экзистенциального анализа – она направлена на то, чтобы довести до сознания человека ответственность как основу основ человеческого бытия.

Ответственность же в каждом конкретном случае означает ответственность перед смыслом. Таким образом, вопрос о смысле человеческой жизни следует поставить в центр обсуждения.

Действительно, этот вопрос является одним из наиболее частых среди тех, с которыми душевнобольной человек, находящийся в духовном смятении, обращается к врачу.

Не врач начинает разговор об этом, а пациент, который прямо-таки атакует врача этим вопросом.

Сомнения в смысле бытия

Вопрос о смысле жизни – высказывается ли он прямо, или предполагается – является человечески понятным вопросом.

Поэтому сам по себе факт того, что смысл жизни подвергается сомнению, не может быть выражением болезненного в человеке; это скорее выражение человеческого вообще, более того, самого человеческого в человеке.

Ведь мы вполне можем представить себе высокоразвитые живые организмы, такие, как пчелы или муравьи, которые по некоторым аспектам их социальной организации, свойственным им, и похожим на человеческие структуры формам даже превосходят человеческое общество; однако никогда и ни при каких обстоятельствах мы не можем представить себе, чтобы какой-нибудь живой организм мог задать вопрос о смысле собственного бытия и этим самым подвергнуть его сомнению. Только человек оставляет за собой право подвергать свое бытие сомнению, и только одному ему свойственно переживать все сомнения в его смысле.

Приведу конкретный пример. Одного пациента направили в мою клинику по поводу его отчаяния в смысле своего существования. В беседе с ним выяснилось, что речь идет об эндогенном депрессивном состоянии.

Обнаружилось, что сомнения в смысле жизни одолевали его отнюдь не в периоды депрессивных фаз, как этого следовало бы ожидать; более того, в эти периоды он был в такой степени настроен ипохондрически, что ни о чем подобном не мог и думать.

Эти раздумья одолевали его лишь в здоровом состоянии! Другими словами, духовная нужда, с одной стороны, и душевная болезнь, с другой, в этом конкретном случае находились во взаимоисключающих отношениях.

Но если даже в этом конкретном случае отчаяние и сомнение можно лишь в минимальной степени объяснить депрессией, то весьма вероятно, что при известных обстоятельствах они могли бы стать причиной обратного – привести к ноогенной депрессии. Вопрос о смысле бытия во всей своей радикальности может прямо-таки потрясти человека до основания.

Это часто случается в пубертатном периоде, когда перед духовно зреющим и ищущим молодым человеком открывается сущностная проблематика человеческого бытия. Когда однажды учитель естествознания в средней школе, объясняя на уроке в классе, что жизнь организма, в том числе и человека, является в конечном счете не чем иным, как окислительным процессом, т. е.

процессом сгорания, один из его учеников поднялся со своего места и задал ему страстный вопрос: “Да, но какой вообще смысл имеет тогда жизнь?” Этот молодой человек считал, что человеческое существование – это нечто иное, чем свеча, которая стоит на столе и сгорает до конца.

Ее существование ( Хайдеггер сказал бы: “наличествование”) можно назвать процессом сгорания – человеку же свойственна совершенно другая форма бытия. Человеческое бытие – это, прежде всего, сущностно обусловленное бытие, которое всякий раз помещено в историческое пространство, из системы координат которого его нельзя изъять. И эта система всегда определяется смыслом, пусть и неосознанным или даже вообще невыразимым. Суету в муравейнике можно с этой точки зрения назвать целенаправленной, но не осмысленной; с исчезновением категории смысла отпадает и то, что можно назвать историческим; муравьиное “государство” не имеет “истории”.

Эрвин Штраус в своей книге “Событие и переживание” показал, что из жизненной реальности человека, из того, что Штраус называет “реальностью становления”, нельзя изъять исторический фактор времени. Причем нельзя именно там, где человек (особенно при неврозе) “деформирует” эту реальность становления.

Форму этой деформации представляет собой та попытка отхода от изначального способа человеческого бытия, которую Штраус характеризует как “презентативное существование”. Под этим он понимает такое поведение, которое не опирается на прошлое, не направлено на будущее, а скорее соотносится только лишь с внеисторическим чистым настоящим.

Подобное мы встречаем в бегстве невротика в своего рода эстетизм, в его бегстве в наслаждение искусством или в преувеличенное восхищение природой.

Такой человек до известной степени забывает себя; можно даже сказать, забывает свои обязанности, живя в такие моменты вне всяких обязательств, которые вытекают из индивидуально-исторической осмысленности его бытия.

Источник: https://dom-knig.com/read_329992-1

Невроз безработицы

Невроз безработица
Здоровье » Здоровье и профилактика » Психотерапия

На работе мы проводим треть жизни. А некоторые и того больше. Как сделать, чтобы это были не самые худшие часы в сутках?

На вопросы читательниц отвечает психолог из Москвы Нина Смирнова

“У меня тяжелая, кропотливая работа. Правда, высокооплачиваемая. Вечером я могу только тупо смотреть телевизор. А в выходные – спать. Чувствую, что из-за этой работы жизнь проходит мимо. Но и уйти не решаюсь. Все же деньги играют в наше время не последнюю роль”. Варвара М., г.

Санкт-Петербург
– Каждый человек получает ту жизнь, которую заслуживает. И вы ведь сами выбрали себе работу, требующую максимальной отдачи сил и времени. Разумеется, деньги – важный аргумент.

Но зачем вам они, если у вас нет возможности их с удовольствием, со вкусом потратить? Если качество вашей жизни не улучшается, а ухудшается?

Возможно, все дело в неправильной установке. Когда-то родители или окружающие внушили вам, что хорошие деньги можно заработать только тяжким трудом. Вы восприняли это некритично и теперь подсознательно ищете именно такую работу.

Задайте себе другую программу: “Деньги достаются мне легко. А работа не занимает много времени и приносит удовольствие”. Если вы будете через призму этой установки смотреть вокруг, то рано или поздно такое место для вас найдется.

“Мне 34 года, имею высшее образование, считается, что хорошо устроена – я рекламный агент. Впрочем, так думают окружающие – мои родители и подруги. Мне же самой эта работа не нравится.

При мысли, что завтра опять надо садиться на телефон и обзванивать фирмы, просто становится плохо. Да и материально – то густо, то пусто. Чаще – пусто.

Но мне говорят: “А где ты найдешь работу лучше?” Возможно, они правы…”
Лада К., г. Москва

– А стоит ли разменивать свою жизнь на то, чтобы родители и подруги были вами довольны? Вы же родились не для того, чтобы удовлетворять ожидания окружающих. Другое дело, что, может, не стоит делать резких движений и сегодня же бросать работу, чтобы с завтрашнего дня начать новую жизнь. Сначала надо понять, что именно вас не устраивает в сегодняшней профессии.

Вам трудно дается общение с людьми? Тогда, возможно, надо найти дело, связанное с бумагами, документами, компьютером. Напишите для себя, каким требованиям должна отвечать ваша новая работа.

А затем подумайте, в какой профессии могли бы воплотиться эти ваши желания. И когда поймете, что именно вам нужно, легче будет искать такую работу.

Главное, верить, что вы обязательно найдете себе занятие, которое удовлетворяло бы вас и морально и материально.

“Три месяца назад я потеряла интересную, творческую работу. Так случилось, что меня уволили по сокращению штата. И до сих пор я не могу найти себе ничего подобного. С завистью смотрю утром на людей, торопящихся на автобус. Я в отчаянии – без работы жизнь теряет всякий смысл”. Валерия Ф., г.

Дубна
– Жизнь – это не только работа. И судьба пытается показать вам это. Да, сейчас часто оценивают человека по тому, сколько он получает. Но на самом деле все наиболее ценное в жизни – здоровье, любовь, дружба, нежность – дается бесплатно.

И помимо творческого труда существует еще много чего ценного: человеческие отношения, природа, искусство, путешествия, еда, наконец.

То, что вы испытываете сейчас, на Западе получило название невроз безработицы. Лишившись работы, человек начинает себя чувствовать ненужным во всех остальных сферах жизни, страдает от своей бесполезности и никчемности. Единственный выход из этого положения – заполнить свое свободное время, пока не найдется постоянная работа.

Можно взяться за любое дело, которое сейчас вам предлагает жизнь, пусть оно будет и не по специальности, и не столь хорошо оплачиваемое, как того бы хотелось. Или выработать привычку ходить на лекции, читать книги, слушать хорошую музыку. Главное, не снижать тонус. Потому что апатия может быть не только следствием безработицы, но и ее причиной.

“В школе я училась хорошо, даже “шла на медаль”. Понятно, что с такими оценками стоило поступать в престижный институт. Родители убедили, что это должен быть экономический. Я так и сделала, хотя никакого интереса к этой области не чувствовала. Окончила институт. Глупо теперь не использовать тех знаний, которые получила. Но работу свою не люблю.

А что люблю? Рисовать акварельки. Но ведь на это не проживешь…” Татьяна Ю., г. Самара
– Для каждого человека существует оптимальный жизненный путь, который включает все наши качества, психологические особенности, таланты. Именно здесь нас ожидают удачи, успех, самореализация, всевозможные радости.

Но нередко мы игнорируем голос интуиции и выбираем работу, исходя из ее престижности, зарплаты, удобства.

Действительно, Татьяна, вам сейчас трудно оставить профессию, на приобретение которой ушло столько времени и сил, и начать заниматься живописью. Но чтобы жизнь приносила вам удовлетворение, поделите ее четко на две части. Пусть работа экономиста станет для вас всего лишь способом получения денег. А настоящая жизнь будет начинаться после рабочего дня, когда вы станете заниматься живописью.

Попробуйте побыть в таком режиме достаточно длительное время. И если профессия художника – действительно ваш путь, жизнь скорее всего выведет вас на него.

“Я шесть лет не работала – сначала родился один ребенок, через два года – второй. Материально мы живем неплохо: наш папа зарабатывает достаточно, чтобы содержать нас.

Но мои “продвинутые” подруги убедили меня, что я должна реализовать себя как личность, а не только как женщина и мать. Я отдала детей в детский сад, сама пошла работать.

Но ужасно устаю, хотя работа в офисе не такая уж напряженная”.
Нелли Т., г. Пермь

– А почему вы решили, что реализовать себя как личность можно только на работе? Может быть, ваше призвание – быть женой и матерью. Дети дают вам приток энергии. А как только вы оторвали себя от этого источника, сразу стали уставать.

Если лет десять назад женщин призывали вспомнить о своем предназначении и вернуться к семейному очагу, то теперь появился крен в другую сторону: “самореализация возможна только на работе”.

На самом деле, если подходить творчески к воспитанию детей, то проявить свою личность в этом труде можно даже более ярко, чем в любой модной профессии.

“Моя профессия – продавец-консультант в магазине готового платья. Торгуем мы на людном месте, и у нас всегда много покупателей. К концу дня я как выжатый лимон. Пыталась применять приемы опытных продавцов – экономить силы, лишний раз не бегать в подсобку, если видно, что человек все равно не купит, смотреть не на покупателей, а поверх их голов.

Но ничего не помогает. Может, вы подскажете, как работать, чтобы не уставать?” Фаина Ж., г. Казань  
– Как ни странно, надо, наоборот, стараться целиком включаться в работу. Действуя в полсилы, вы не трудитесь, но и не отдыхаете. Покупатели уходят от вас разочарованными или даже недовольными.

А это тоже отражается на нервной системе, хотя вы, возможно, того и не осознаете.

Если же вы трудитесь с полной отдачей, а в положенные вам перерывы целиком отключаетесь от работы и отдыхаете, то усталость не будет накапливаться. К тому же благодарность покупателей, даже не выраженная в словах, значительно добавляет энергии. К вечеру физически вы можете устать больше, но, поскольку будете испытывать чувство удовлетворения, вы не будете ощущать себя “как выжатый лимон”.

“Я всегда мечтала работать на телевидении. Но, к сожалению, в институт я не поступила. Сейчас работаю секретарем на одной из телевизионных программ. Хотелось быть поближе к своей мечте. Но я и не подозревала, какая это мука: видеть, как творчески трудятся другие люди, а самой заниматься рутинной работой”.
Жанна Ю., г. Москва

– Работа сама по себе не может быть творческой или нетворческой. Она просто дает больше или меньше возможностей для проявления творчества. Бывают и актеры, которые “отрабатывают на сцене”, и журналисты, которые “отписываются в журнале”.

Профессия тогда становится творческой, когда человек вносит в нее что-то от своей личности. Если медсестра, помимо того, что хорошо делает уколы, может успокоить больного, поддержать его, то ее работа перестает быть безликой и однообразной.

Если секретарь не просто отвечает на телефонные звонки, но своим тоном, манерой общаться создает репутацию телепередаче у своих зрителей и рекламодателей, эта работа становится не менее значимой, чем то, что делают режиссеры и редакторы.

Если даже кофе вы будете подавать своему начальнику с мыслью, что тем самым помогаете созданию передачи, у вас не будет ощущения, что находитесь на обочине жизни и занимаетесь рутинной работой.

Марина Жемчугова

Источник: https://www.pravda.ru/health/51059-nevroz/

Невроз гуру
Добавить комментарий