Невроз и социум

Что такое невроз

Невроз и социум

Рубрики Темы

вчера в 13:24
Пётр Глыбочко переизбран на должность ректора Сеченовского Университета

15 марта в 19:16
Михаил Мурашко посетил Дом Роналда Макдоналда при ДРКБ Татарстана

11 марта в 13:08
Как влияет вейп на организм человека

11 марта в 01:07
Ученые МГУ открыли новую причину биологического старения

13:55
Состоялся прием в честь 80-летия Lysi

Неврология и нейрохирургияСтатьи01 июля 2013, 11:30X 8647 K 12013-07-01

Если вы обратитесь к медицинским учебникам, то найдете там следующее определение невроза: нарушение здоровья, которое затрудняет приспособление организма к условиям жизненной среды, снижает работоспособность и ощущение радости жизни, искажает восприятие человеком событий, мешает общению с окружающими и приводит к развитию заболеваний нервной системы. 

Психиатр рассказал бы несколько больше, ведь невротические расстройства – это психические нарушения без очевидной органической основы, при которых у больного может полностью сохраняться критичностьи адекватная оценка окружающей действительности.

Собственные фантазии или же болезненные ощущения не смешиваются в сознании пациента с объективной реальностью, а поведение хоть и может сильно изменяться, но обычно не выходит за рамки социально принятых норм.

Более того, для невроза характерна обратимость патологических изменений, независимо от того, сколь длительной была болезнь.

Симптомы невроза 

Основные проявления недуга включают в себя чрезмерную тревожность, истерическиеприпадки, фобии, обсессивные и компульсивныерасстройства, а также депрессию. Человек жалуется на эмоциональное неблагополучие без видимых на то причин, становится нерешительным, испытывает затруднения в общении.

Самооценка его зачастую становится либо слишком высокой, либо неоправданно низкой, а система ценностей, желаний и предпочтений обретает неопределенность и противоречивость. Вы можете заметить, что настроение у человека с неврозом нестабильно, часто и резко меняется, возможны приступы раздражительности или плаксивости.

Разумеется, он постоянно сосредоточен на психотравмирующей ситуации, чувствителен к прочим стрессам, раним, обидчив, а при попытке работать утомляется очень сильно и неоправданно быстро. Еще один важный симптом – расстройство сна. В первую очередь, речь идет о трудностях засыпания из-за повышенной тревожности, прерывистости сна и дневной сонливости.

Интересно будет узнать, что существуют не только психологические, но и физические признаки невроза:

  • головные, сердечные боли, боли в области живота;
  • частое чувство усталости, повышенная утомляемость, общее снижение работоспособности;
  • вегетососудистая дистония (ВСД), головокружения и потемнения в глазах от перепадов давления;
  • нарушения вестибулярного аппарата: сложность держать равновесие, головокружения;
  • нарушение аппетита (переедание, недоедание, чувство голода, но быстрая насыщаемость при приеме пищи);
  • нарушения сна (бессонница): плохое засыпание, раннее пробуждение, пробуждения ночью, отсутствие чувства отдыха после сна, кошмарные сновидения;
  • излишняя забота о своем здоровье вплоть до ипохондрии;
  • потливость, сердцебиение, колебания артериального давления, нарушение работы желудка, кашель, частые позывы к мочеиспусканию, жидкий стул;
  • снижение либидо и потенции.

Критерии диагностики невроза включают: наличие психотравмирующей ситуации (она должна быть индивидуально значимой и тесно связанной с дебютом и течением заболевания), наличие невротических особенностей личности, недостаточности психологической защиты и выявление невротических симптомов.

Мы можем наблюдать значительное многообразие в выделении форм невротических синдромов. Расскажем о некоторых из них подробнее:

  • Анагапическийневроз – невротическое состояние, развивающиеся у одиноких, покинутых людей и рассматриваемое либо как следствие травм детского или юношеского возраста (третирование, грубое обращение – физическое или моральное), либо как результат односторонней чрезмерно сильной привязанности к родителям или замещающим их лицам. Не имеет специфической клинической картины, характеризуется обширной гаммой невротических реакций вплоть до антисоциальных тенденций и поступков.
  • Невроз военного времени – преимущественно истерический недуг, возникающий в военное время, особенно в районе боевых действий. Сложной оказывается его диагностика при наличии нетяжелой травмы головы.
  • Невроз декомпенсации – неврозоподобное состояние, выявляющееся в начальных стадиях органических заболеваний головного мозга. Так, например, это состояние может быть первым симптомом опухоли.
  • Депрессивный невроз – характеризуется выраженным снижением настроения в сочетании с астеническими симптомами. Важную роль здесь играет длительная психотравмирующая ситуация. Дифференциальную диагностику невроза от легких форм эндогенной депрессии облегчает различная реакция на транквилизаторы и антидепрессанты: первые эффективны при неврозе, вторые – при эндогенной депрессии.
  • Детские неврозы – нарушения, наблюдающиеся в детском возрасте (с 10-12 лет). Отличаются богатым своеобразием: преобладают сомато-вегетативные и двигательные расстройства, отсутствует личностное переживание болезни и глубокая внутренняя ее переработка. К детским неврозам относятся невротическое заикание, тики, расстройства сна, аппетита (психическая анорексия), невротические энурез и энкопрез, патологические привычные действия (сосание пальца, кусание ногтей, онанизм, трихотилломания, яктация).
  • Двигательный невроз. Он проявляется, главным образом, двигательными расстройствами – заиканием, функциональными судорогами, тремором, психогенными обратимыми параличами.
  • Неврозы желания и опасения различаются по их психогенезу. При первых речь идет о желательности заболевания (истерические неврозы), при вторых – невротическое развитие возникает в связи с опасениями (невроз навязчивых состояний, логоневроз заикания).
  • Информационный невроз – форма патологии высшей нервной деятельности, возникающая вследствие длительной работы в условиях необходимости обработки и усвоения большого объема информации, постоянного дефицита отведенного на это времени и высокого уровня мотивации (то есть высокой значимости информации).
  • Ипохондрический невроз характеризуется преобладанием в клинической картине тревожных опасений по поводу своего здоровья при отсутствии объективных для этого оснований. Чаще всего возникает у тревожно мнительных или астеничных людей, а также у акцентуированных и психопатических личностей. Часты всевозможные варианты нозофобий, кардиофобии, канцерофобии.
  • Невроз испуга вызывается сверхсильными раздражителями, угрожающей жизни ситуацией, может возникнуть при виде неожиданной гибели близкого человека. Роль играет не физическая мощность раздражителя, а психологически личностная значимость травмы. Чаще наблюдается у лиц со слабым типом нервной системы и с недостаточной подвижностью психических процессов.
  • Кардиофобический невроз – недуг, характеризующийся преобладанием в клинической картине навязчивых страхов, связанных с опасениями тяжелого заболевания сердца, смерти от его внезапной остановки.
  • Невроз ожидания – невротическое состояние, характеризующееся наличием конституционально предрасполагающих факторов (тревожная мнительность, эмоциональная лабильность), затруднением в осуществлении той или иной привычной функции (речь, ходьба, глотание, мочеиспускание, половой акт) и чувством тревожного ожидания неизбежной неудачи. Формы проявления: заикание, «заикающаяся походка», «заикающееся письмо», «заикающееся мочеиспускание», тревожное ожидание бессонницы.
  • Пенсионный невроз возникает в связи с переходом па пенсию. Большую роль играют нарушение привычного уклада жизни, вынужденное бездействие, утрата прежних интересов. Часто к этому присоединяется одиночество, соматическое неблагополучие.
  • Послеродовыеневрозы – расстройства, возникающие после родов и вызванные эмоциональной незрелостью, астенизацией, боязнью не справиться с материнскими обязанностями.
  • Социальные неврозы. Выделяют три формы:
  • неврозы взлета, наблюдающиеся у людей, которые стремительно возносятся по лестнице социальной иерархии и не могут адаптироваться к своему новому общественному статусу;
  • неврозы падения, возникающие при снижении социального положения;
  • неврозы правоты – цель больного в том, чтобы достичь «торжества справедливости».
  • Школьный невроз – особая форма невроза, которая наблюдается, главным образом, у учащихся младших классов. Для него характерен стойкий страх посещения школы, сопровождающийся реакциями пассивного протеста, а также истерические реакции (например, истерические рвоты). Генез их объясняется страхом разлуки с матерью, боязнью трудностей, связанных с обучением, насмешек сверстников.

Между тем, какими бы ветвистыми ни были различные классификации неврозов, общепризнанным остается выделение лишь 3 классических форм этого заболевания в качестве основных. Речь идет о неврастении, истерическом неврозе и неврозе навязчивых состояний.

Неврастения (синонимы: болезнь Бирда, американская болезнь, американское нервное истощение). Это психическое расстройство, проявляющееся в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению.

Больных раздражает малейший шум, разговоры окружающих, любые звуки, быстрое передвижение людей, многолюдные сборища. Они кричат на близких, сотрудников, собеседников, способны оскорбить, то есть легко теряют самообладание, отличаются большой нетерпеливостью. Клиническая картина определяется доминированием астении, вялостапатии.

Возникает невроз в связи с длительным недосыпанием, умственным либо физическим переутомлением, психотравматическим воздействием, опасной для жизни ситуацией. Для человека становится характерна раздражительная слабость, повышенная возбудимость и легкая истощаемость, ему свойственно быстрое появление и нестойкость эмоциональных реакций.

Важным симптомом выступают нарушения сна, жалобы на рассеянность, плохое запоминание. Настроение человека неустойчивое, со склонностью к подавленности.

Истерический невроз (истерия) характеризуется повышенной внушаемостью и самовнушаемостью человека, стремлением любым путем привлечь к себе внимание окружающих. Сам термин «истерия» произошел от греч.

Hystera – «матка», так как древнегреческие врачи полагали, что эта болезнь встречается только у женщин и связана с нарушением функции данного органа. Причиной недуга долгое время считалось блуждание матки по организму, из-за чего болезнь и прозвали «бешенством матки».

К известным проявлениям истерии относят демонстративные эмоциональные реакции (слезы, смех, крики), судороги, параличи, потерю чувствительности, глухоту, слепоту, помрачения сознания, повышенную сексуальную активность.

Основная причина истерического невроза – психическое переживание, приведшее к срыву механизмов высшей нервной деятельности. Припадки обычно провоцируются неприятными переживаниями, ссорой, душевным волнением и предваряются смехом или плачем.

Во время судорог больные нередко рвут на себе одежду и даже бьются головой об пол, но никогда не причиняют себе значительных повреждений: не бывает ушибов или прикусов языка, непроизвольного мочеиспускания. По завершении припадка человек о нем помнит, то есть сознание его сохранено.

Невроз навязчивых состояний или обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).

Характерно невольное появление у больного навязчивых, мешающих или пугающих мыслей, представлений, опасений, образов (обсессий), а также попыток избавиться от вызванной ими тревоги (или хотя бы снизить ее) с помощью столь же навязчивых и утомительных действий и поступков (компульсий).

Ритуалы могут отнимать так много времени и быть столь тягостными, что человеку становится трудно вести нормальную жизнь. Тут уж и не до семьи, и не до работы. Самое главное, что действия нередко становятся абсурдными и иррациональными, причем сам больной это понимает и безуспешно пытается им сопротивляться.

Классическим примером болезни считается страх загрязнения, провоцирующий человека на постоянное мытье рук и умывание. Нередко встречаются такие навязчивые действия, как сплевывание слюны, многократное предотвращение потенциальной опасности (бесконечная проверка электроприборов, закрытия двери, молнии на ширинке), повторение слов, счет.

Например, с целью убедиться, что дверь закрыта, необходимо дергать ручку определенное количество раз (и при этом считать «разы»). Что касается лечения, то многие специалисты признают эффективность поведенческой терапии, направленной на столкновение пациента с пугающими ситуациями при условии откладывания ритуальных действий на все более и более длительное время. Другими словами, подверженного неврозу учат терпеть и успокаиваться без обсессий и компульсий.

Источник: http://med-info.ru/content/view/3699

Невроз. Общее понятие

Невроз и социум

Невроз – это психологически обусловленное нервно-психическое расстройство (не полноценная болезнь), которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека, сопровождается формированием внутриличностного психологического конфликта (непродуктивно и нерационально разрешаемого).

Невроз проявляется в виде многочисленных симптомов, часто не психотических: чувства нервного напряжения, тревоги, страха, фобий, плохого настроения, бессонницы, нарушенной работы многих систем организма (колебания артериального давления и пульса, учащенное дыхание, запор и/или понос, вздутие живота и т.д.). Также может сопровождаться нарушением кожной чувствительности, общей слабостью, быстрой утомляемостью, болями с различной локализацией (голова, грудная клетка, живот, область сердца, и т.д.), кожным зудом.

Причины возникновения неврозов.

Невроз может возникать под влиянием хронической неудовлетворенности жизнью, тяжелых переживаний и перенапряжений в психофизической сфере при долгом стремлении к труднодостижимым жизненным целям, при наличии невосполнимых потерь и прочих психотравмирующих факторов.

Наиболее частой причиной невроза служит психологический стрессовый фактор (острый или хронический), который связан со спецификой восприятия стресса и личностью больного, так как далеко не все люди в одних и тех же стрессовых ситуациях приобретают невроз.

При сочетании нескольких факторов, таких как наличие стрессового воздействия и невозможность личности самостоятельно разрешить возникшую проблему, начинает формироваться внутриличностный конфликт между различными психическими образованиями внутри души человека.

Этот конфликт со временем образует симптомы невроза.

Симптомы по времени возникновения могут быть не связаны со временем воздействия психотравмы (стресса в жизни человека), также может не наблюдаться никакой логической связи между симптомами и самой ситуацией стресса. Например:

– рвота при запрете на сексуальные отношения у высоконравственных личностей;

– симптомы выраженной общей слабости с невозможностью самостоятельного перемещения у женщины во время развода с мужем;

– фобии и тревога при нарушенных отношениях с окружающими;

– навязчивые мысли при неготовности сделать взаимоисключающий выбор в сфере значимых отношений личности и т.п.

У каждого человека, страдающего неврозом, может быть свой сугубо индивидуальный набор симптомов, так как главное при неврозе – это индивидуальная реакция личности, а не универсальность конфликта.

Если обобщить все внутриличностные конфликты, то их можно заключить в одну общую формулу: «Я желаю чего-то, не могу достичь этого, но также не могу и отказаться от своего желания».

Под «этого» подразумеваются любые желания – духовные, материальные, социальные.

Внутриличностный конфликт – это наличие в подсознании постоянного неудовлетворенного желания или желаний, противоречий во взглядах на жизнь и дальнейшего выбора единственно правильного поведения в жизни.

Большинству невротиков присуще противоречивое поведение, постоянные сомнения в выборе жизненного пути (от мелочей до судьбоносных решений).

Частично их поведение можно описать пословицей: «за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь ».

Чаще всего невроз возникает у людей с предрасположенностью к нему. К предрасположенностям можно отнести акцентуацию характера, сложную жизненную судьбу, тяжелое детство, проблемы в семье при становлении личности (в детстве и в подростковом возрасте).

Примечание: Акцентуация характера (по А.Е. Личко) – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Важно понимать, что невроз часто не имеет одной причины, как внешней, так и внутренней. Из-за этого его диагностика в настоящее время представляет определенные трудности даже специалистам, непосредственно сталкивающимся с подобным родом расстройств.

Более того, невротические симптомы могут быть похожи на симптомы многих других расстройств, психопатий, психозов, органических и соматических заболеваний. Без полного объективного обследования у смежных специалистов порой невозможно поставить диагноз невроза.

Течение.

У невроза существует довольно много форм течения. Обобщая, можно их разделить на невротические реакции, собственно невроз и невротическое развитие личности.

1. Невротические реакции возникают в ответ на острую стрессовую ситуацию (утрата близкого человека, неожиданный разворот жизненных событий в крайне неблагоприятную сторону, острый конфликт с окружающими).

Реакция может возникать повторно при возобновлении данного стрессового события, хотя между стрессами человек может вести вполне здоровое и гармоничное существование. В данном случае симптомы (тревога, депрессия, бессонница, расстройства кишечника, сердечно сосудистой системы и пр.) остро возникают в ответ на психотравму.

При невозможности самостоятельного разрешения, ситуация, как правило, переходит в невроз. Данная форма проходит легче, чем остальные типы невроза.

2. Невроз. Симптомы более длительны по проявлениям, могут появляться не только в ответ на острую психотравмирующую ситуацию, но и на хроническую стрессовую ситуацию в жизни.

Расстройства проявляются либо постепенно, либо остро, но не связаны по времени с внешним стрессом. Определить связь болезни и стресса человек, как и большинство окружающих людей, не может, так как она бессознательна и иррациональна.

Эта форма, как правило, требует длительного лечения от 2 мес. до 2-3 лет.

3. Невротическое развитие личности возникает, как правило, при многолетнем существовании невроза (6-9лет).

Симптомы переходят из разряда болезненных проявлений в черты характера, становятся неотъемлемыми частичками личности и жизни человека.

Поэтому они проявляются через длительное время после исчезновения стрессового события и уже без наличия внутриличностного конфликта, который обусловил их возникновение. В данном случае лечение очень затруднено.

Часто невроз сопровождается обострением остеохондроза, гастрита, бронхиальной астмы и других заболеваний.

Наличие невроза никак не исключает наличие реальных телесных заболеваний, неврологических, дыхательных, кардиологических, гастроэнторологических и других.

Поэтому при появлении соматических симптомов необходимы объективные методы обследования, чтобы быть полностью уверенным в наличии или отсутствии невроза.

Лечение.

Основным методом лечения неврозов и невротических реакций является психотерапия. На данный момент существует множество направлений и методов психотерапевтической помощи.

Основное, что нужно понимать – это то, что они делятся на патогенетические (воздействующие на причины невроза и процесс его удержания в личности) и симптоматические или вспомогательные, которые эффективно работают только с патогенетическими методами, а сами по себе оказывают лишь временный, облегчающий симптоматику эффект.

1. К патогенетическим относится психодинамическая, экзистенциальная, интерперсональная, когнитивная, системная, интегративная, гештальт-терапия.

2. К симптоматическим направлениям относится поведенческая, гипнотерапия (гипноз), телесноориентированная, экспозиционная терапия, техники дыхательной гимнастики, арт-терапия, музыкотерапия и т.п.

Невроз является обратимым состоянием человека и хорошо поддается психотерапевтическому лечению.

Лекарственная терапия служит лишь катализатором психотерапевтического процесса и ни в коем случае  не может рассматриваться как основная форма терапии при неврозах.

Изредка бывают случаи самостоятельного излечения от невроза в результате разрешения конфликта благодаря активному личностному росту человека, потери актуальности ситуации конфликта, возврат к исходному образу жизни и др.

Так как причина невроза не осознается человеком, то, естественно, при наличии симптомов он обращается к многочисленным специалистам. Это могут быть:

– кардиологи (измененные пульс и давление, вегето-сосудистая дистония В.С.Д.);

– неврологи (боли, ВСД, онемение, выраженная слабость, судороги, нарушение речи, тики, подергивания мышц, мышечные спазмы и пр.);

– гастроэнтерологи (синдром раздраженного кишечника С.Р.К., тошнота, рвота, боли);

– эндокринологи (изменение температуры тела, колебание уровня гормонов);

– гинекологи (боли, неприятные ощущения, сухость влагалища, боли при половом акте);

– инфекционисты (температура, нарушенный стул, рвота), пульмонологи (одышка, нарушенное дыхание);

– аллергологи (кожный зуд, высыпания и пр.);

– окулисты (нечеткость зрения, непроизвольное слезотечение);

– отоларингологи (осиплость голоса, ком в горле);

– а также маги, колдуны, биоэнергокорректоры, гипнотизеры и др. (со всеми вышеперечисленными симптомами).

В этом случае все зависти от профессионализма врача, который должен увидеть отсутствие реальной причины нарушений в теле и предложить консультацию психотерапевта. Также важна способность человека признать, что у него не телесное, а психологическое расстройство.

Почему немедицинские и нетрадиционные методы лечения (обращение к магу, колдуну, биоэнергокорректору и т.п.) могут быть временно эффективны при лечении неврозов? Потому что они используют один из симптоматических (вспомогательных) методов психотерапии, а именно внушение (суггестию) – программирование на подавления негативных эмоций.

При этом у таких нетрадиционных методов есть свои минусы:

– временный эффект, т.к. не затрагиваются реальные причины невроза – усиление тревоги восприятия, происходит усиление магического мышления пациента и, как следствие, углубление невроза;

– потерянное время, моральные и материальные ресурсы на эффективное лечение от невроза;

– обострение некоторых психических расстройств.

Самоанализ.

Проследите связь у себя или у других людей между наличием вышеперечисленных симптомов невроза и отсутствием явной причины их возникновения. Обычно врачи в таких случаях ставят следующие диагнозы: вегето-сосудистая дистония, нейроциркуляторная дистония, синдром раздраженного кишечника, различные функциональные расстройства работы организма.

Источник: http://yarin.expert/category/post/20

Невроз музыкалки | Социум | Наша Психология

Невроз и социум

В этой статье я использую термин «невроз» не в его основном значении – «болезненные переживания/ощущения, имеющие психогенную природу», а в более бытовом.Невроз – привычная реакция человека на некие обстоятельства, когда-то принесшая облегчение и пользу, впоследствии потерявшая какой бы то ни было смысл.

Помните старый-престарый анекдот про маленькую красную сковородочку? Когда юная жена пускается в расследование, с какого такого перепуга необходимо обязательно отрезать хвостики у сарделек, то в конце концов приходит к прабабушке своего мужа, которая с удивлением спрашивает: «А что, моя маленькая красная сковородочка еще жива?» Берусь доказать, что с обучением наших современных детей игре на музыкальных инструментах в формате музыкальной школы дела обстоят примерно так же. То есть мы имеем дело с неврозом. Только под руками у нас не бездушные сардельки, а вполне себе живые люди, довольно сильно травмированные тем, что раньше служило выживанию.

«Девочка, хочешь заниматься музыкой?»

Саму меня, что называется, бог отвел: до ближайшей школы было семь собачьих перегонов, возить было некому. Поэтому – частные уроки с большими перерывами с 4 до 16 лет, только фортепиано, никакого сольфеджио (жалею), хора (очень жалею), отчетных концертов и экзаменов (счастлива, ура-ура, ненавижу выступать).

Возможно, именно по этой причине я всю жизнь играю, таскаю за собой пианино, гитару, постоянно слушаю музыку и даже возвращалась к учебе примерно лет в 40.

Да еще всех подруг привлекла, до кого смогла дотянуться, у нас собрался небольшой класс одного учителя, мы устраивали «квартирники», обсуждали произведения и в целом отлично проводили время.

Но вот как психолог я слышу тему «главный ужас моей жизни – музыкалка» постоянно. Люди просыпаются по ночам в холодном поту, с криком, в состоянии панической атаки, когда им снится вот это все: концерт, урок, сцена.

Захлебываясь слезами, взрослые успешные женщины рассказывают, как их избивали ремнем, отказывали в еде и сне, в более «мягком» варианте – лишали общения с друзьями или родителями за невыученные задания по музыке, плохие оценки по муздиктанту.

Как они выходили на подгибающихся ногах на сцену, как их рвало перед зачетом, знаю несколько случаев, когда дети совершали попытки суицида, лишь бы избавиться от ненавистных занятий.

И все эти мучения ради чего? Чтобы ребенок мог при гостях сыграть Революционный этюд? Очень мало кто из гостей вообще согласен слушать классическую музыку без запроса, а уж аргумент «вот придешь в компанию, сыграешь – и все ахнут» давно пора запретить. Бабуль, ты как себе это представляешь, я что, на свидания буду с роялем под мышкой ходить? Или в кустах его искать? Что за чушь доисторическая?!

Вот именно: доисторическая. Сейчас расскажу.

Музыкальное образование как культурный феномен

Примерно с античных времен и до XVIII века навыками игры на музыкальных инструментах владели исключительно и только профессионалы: это была более-менее уважаемая работа. Гетеры, придворные и бродячие музыканты, церковные органисты были членами разнообразных гильдий, таких же, как у сапожников или палачей.

Хотя в сватовских росписях мы довольно часто встречаем примечание со звездочкой: «девица Такая-то, и красива, и умна, и приличного рода, а еще играет на лютне/флейте/арфе».

Дополнительный бонус: будущий счастливый супруг не будет мучиться от скуки вечерами, а сможет культурно отдохнуть.

(Вот тут поставим в мысленном списке первый флажок: музыкально образованная девушка имеет преимущества на брачном рынке.)

Мальчикам образование давали сугубо прикладное, практическое. Первые консерватории в Европе были учреждены с той же целью, что и консервы: хранение чего-то на долгий срок, в данном случае – сохранение жизни солдатским сиротам.

Маленьких мальчиков забирали в музыкальные роты, обучали нехитрой премудрости барабанного боя или игре на визжащей флейте и отправляли на войну, коих тогда было в избытке.

Вот и второй флажок: музыка как источник куска хлеба для осиротевшего ребенка.

В наше время это довольно долго практиковалось в виде музыкальных взводов в армии, поэтому до сих пор не последняя мотивация для мальчика – «в армии будешь в тепле на баяне играть, пока остальные плац ломом подметают».

В отсутствие радио, телевидения и интернета потребность в музыкантах всех мастей была просто необъятная. Скрипач не останется без куска хлеба и крыши над головой ни при каких обстоятельствах, мои еврейские предки знали это очень хорошо. Скрипка реально кормила.

Поэтому, как только чуткое ухо улавливало первые визгливые, заполошные аккорды начинающегося погрома, в одну руку хваталась Книга, в другую руку – скрипка, детей на закорки – и бежать до следующего местечка, где нам также не рады.

Но вот через недельку мэр выдает дочку замуж, а кто ж лучше сыграет веселый танец, чем Ицхак-скрипач? И детки у него такие ладные, воспитанные, тоже на дудочках подыгрывают, а дочки поют такими чистыми голосами, ладно, пусть живут, перебить всегда успеем.

Вот откуда идея «с роялем тебе будут рады на любой вечеринке», а вы что думали?

С доисторическим контекстом разобрались, теперь перейдем к нашему времени: советскому и постсоветскому.

Музыка для общего развития

Если до войны музыкой занимались только некоторые дети, из семей, которые «могли себе это позволить», то к семидесятым годам прошлого века посещение музыкальной школы стало практически обязательным, по крайней мере для девочек. Для мальчиков такой обязаловкой были спортивные секции. То, что ребенок посещает музыкальную школу, а не болтается без дела по улице, возвышало и приближало к привилегированному классу.

Опять же, эхо «богаческой жизни», знакомой только по книжкам и фильмам, по картинкам в хрестоматии по литературе: «Вечерний чай в интеллигентной семье».

Девочка играет на пианино, родители с умилением на нее смотрят, из распахнутой двустворчатой двери с любопытством смотрит прислуга, пузатенький малышок в чепчике замер на руках у няни. На столе самовар, пирожки горкой, портреты предков на стенах, папенька в костюме-тройке, маменька с высокой прической.

Лепота! Не то, что у нас: пельмени на кухне под орущий телевизор. Так пусть хоть деточка на пианино что-нибудь изобразит, «Турецкий марш» что ли…

Когда ребенка дошкольного возраста спрашивают (риторически, от него ответа никто не ждет): «Хочешь учиться музыке?» – обычно получают радостное «Да!».

Но что имеют в виду родители, а что – малыш? Дети мечтают, что они будут ярко и громко бить по клавишам, петь, танцевать, а все станут им аплодировать и хвалить.

Мы видим нечто подобное, когда маленькие дети имитируют игру: берут инструмент, дуют, стучат, дергают струны. Им очень нравятся звуки, которые при этом получаются.

Что подразумевают родители? «Ты будешь в течение семи-восьми лет чинно ходить на занятия пять раз в неделю по два-три часа, дома послушно репетировать, два-три раза в год мы будем ходить на отчетные концерты, папа будет это все снимать на видео, а мама утирать слезы платочком».

Как видите, цели и задачи не совпадают никоим образом. Дети хотят играть и получать удовольствие от процесса. Они ничего не знают о нарциссических устремлениях родителей. Если учительница попадется добрая и веселая – будет толк, если грымза-садистка – будут слезы, сопротивление, отбитый интерес.

Считается, что занятия музыкой развивают… Ну, примерно все развивают: память, математические способности, усидчивость, концентрацию, навыки публичных выступлений и даже языковой слух. Поэтому дети должны посещать музыкальную школу – и точка.

Кто бы спорил, я точно нет. Развивает. Так же, как вообще любые занятия ребенка со взрослым. Вы не знали?

Вот цитата из ценнейшей книги моей коллеги, дефектолога из Израиля Лары Шпильберг, автора пособия по развитию детей «Растут ли дети как трава?», в которой она описывает весьма занятный эксперимент.

«Вот в некоем конкретном случае в группе обыкновенных детей Instrumental Enrichment (инструментальное обогащение) – методика Реувена – давало прекрасные результаты. Разница была очевидна. Пока не пришел один сильно хитрый… а на самом деле, просто грамотный… экспериментатор. И не сделал давно теоретически обоснованный трюк.

Он разделил испытуемых не на две, а на три группы. Одной, как и раньше, ничего дополнительно не преподавал. Второй, как и раньше, преподавал внеконтекстную программу Instrumental Enrichment . А третьей, в те же часы, – старофранцузский язык. Просто так. Мог бы макраме, например.

Результаты в конце года были просты и внятны. Обе последние группы заметно отличались в лучшую сторону от контрольной. Одинаково отличались».

Вывод группы исследователей был до обидного прост: с детьми надо заниматься. Неважно, чем именно. Теперь мы знаем, что для успешного развития ребенку нужна прежде всего глубокая и надежная привязанность к значимому взрослому.

И если этот заботливый опекун будет ребенка потихоньку, с любовью, пошагово обучать тому, чем владеет и горит сам, что составляет основную ценность его взрослой жизни, ребенок проникнется этой увлеченностью, пропитается ею, как губка.

«Шитье навсегда мой самый главный отдых, и ресурс, и удовольствие, там я ловлю восхитительное состояние потока и свободы. Почему? Потому что это было то единственное занятие, где я была вместе с мамой, только мы вдвоем.

С четырех лет я стояла у ее правого локтя, внимательно наблюдая за каждым движением: сначала мне позволялось вынимать булавки, потом наметку, потом наметывать детали, переводить выкройки на блестящую скрипучую кальку… В 12 лет я уже вполне профессионально шила, немного этим зарабатывала, но главным было невероятное чувство близости и тепла.

Сейчас я могу встать очень рано, пока все спят, и к обеду уже будет готовое платье для внучки, сарафан очередной племяшке, наряд для театра вечером.

И бонус, о котором мама вряд ли догадывалась, когда показывала мне, как чисто вытачивать воротник: пятерки по геометрии и физике.

Мне не надо было долго рассуждать или доказывать теоремы, я просто видела, как пойдет сечение или куда направлен треугольник сил».

Почему ничего подобного не происходит у той огромной, необозримой массы выпускников музыкальных школ по всей стране? Почему вместо очень приятных, наполняющих и воодушевляющих ощущений в теле, которые сопутствуют по-настоящему творческим процессам, – спокойного глубокого дыхания, расслабленности во всем теле, концентрации внимания, ощущения полной осознанности – люди говорят о ровно противоположных переживаниях: о скованности и зажатости всех мышц, болезненных ощущениях в спине и руках, учащенном сердцебиении, иногда тошноте, полуобморочном состоянии – как только приходится приближаться к инструменту?

Все эти симптомы отчетливо сигнализируют нам: я в сильном стрессе, мне очень страшно, больно, меня «бомбит», как при атаке. Организм помнит о многолетнем насилии, с которым было связано обучение.

Опыт унижения, очень часто – физических наказаний, изматывающих репетиций, больше похожих на коллективные экзекуции… И все это – под вывеской «прекрасное, возвышающее душу и развивающее ум искусство».

Мне кажется, что в системе музыкального образования в нашей стране, как в кривом зеркале, отразились все главные особенности отечественного бытия: насилие под видом заботы, толерантность к насилию во имя умозрительной высокой идеи, запугивание и унижение как единственный педагогический прием.

Некоторым все же невероятно повезло встретить своего учителя. Заинтересованного именно в тебе, доброго, внимательного, творческого.

Чаще всего это были частные уроки, когда и учитель, и ученик чувствовали себя гораздо свободнее, не обремененные обязаловкой учебного плана и отчетного концерта. Тогда появлялось и удовольствие, и полет, и любовь к музыке.

И именно эти взрослые люди теперь играют дома, и на отдыхе, и на вечеринках. Для них музыка стала тем, что было обещано всем: актом творения и вдохновения.

Так в чем же невроз? В том, что занятие, ранее служившее выживанию и повышению социального статуса, превратилось со временем в пустое и никому не нужное ритуальное действие.

Да, всегда были и будут дети, бредящие музыкой. Поверьте, их не надо стимулировать заниматься, напротив, палкой приходится отгонять от инструмента. Но заставлять и прогонять через этот травмирующий опыт всех поголовно только потому, что «так принято»?

Мне кажется, нам всем стоит задуматься о смысле и цели этого, без сомнения, благородного занятия.

Источник: https://www.psyh.ru/nevroz-muzykalki/

Невроз гуру
Добавить комментарий