Невроз учителя

Школьный невроз

Невроз учителя

Школьный невроз – это неадекватный способ реагирования ребенка на те или иные проблемы в школе.

Проблемы с обучение в школе и отклонения в поведении детей оказались в центре внимания не только педагогов и психологов, но и врачей.

Врачи бьют тревогу, что в наше время уже практически не рождается здоровых детей, и поэтому у большинства из них наблюдаются те или иные отклонения от нормы в развитии.

На кафедре нервных болезней Нижегородской медицинской академии ученые провели комплексные обследования последствий перинатального поражения нервной системы у детей.

Было установлено, что четверть школьников страдает депрессивными нарушениями, а некоторые уже пришли в школу из садика или дома с неврозам. Диапазон проявлений школьного невроза достаточно велик.

Можно рассмотреть основные три группы учащихся начальных классов.

Первая группа – это дети с явными отклонениями в поведении. Они вызывающе ведут себя на уроках, ходят по классу во время занятий, грубят учителю, неуправляемы, проявляют агрессивность по отношению не только к учителю, но и к одноклассникам. Как правило, учатся плохо, самооценка завышена.

Вторая группа – это относительно успевающие ученики, которые удовлетворительно ведут себя на уроках, но в результате перегрузок или эмоциональных потрясений вдруг начинают резко меняться буквально на глазах. У них появляется депрессия, апатия.

Родители и учителя отмечают резкие изменения настроения у ребенка, как будто его подменили.

Ребенок теряет контакт с действительностью, интерес к окружающему, погружается в собственные переживания, иногда частично отказывается разговаривать со взрослыми.

А у третьих, при внешнем кажущемся благополучии (хорошая успеваемость, удовлетворительное поведение) наблюдаются различные признаки эмоционального неблагополучия: они боятся отвечать у доски, говорят тихо, при устных ответах с места заметен тремор (дрожание) рук. Эти дети плаксивы, неуверенны, всегда находятся в стороне. Они очень ранимы, у них наблюдаются беспричинные длительные навязчивые переживания. Боятся быть не готовыми у уроку, боятся строгого учителя. Иногда такие дети даже вовсе отказывается ходить в школу.

По последним рекомендациям ученых врачей-невропатологов дети даже с незначительными поражениями центральной нервной системы должны с трехлетнего возраста постоянно наблюдаться у специалистов и проходить интенсивную коррекционную терапию.

Детские страхи – какие они?

Подверженные страхам дети не склонны к внешнему открытому выражению чувств и переживаний – они все держат в себе, и только близкие – да и то не всегда – могут догадаться о том, что происходит в душе ребенка.

Банальная ситуация: дети играют на детской площадке, а ваш малыш стоит в стороне. Вы видите, что он готов подойти к ребятам, и пытаетесь ему помочь в этом.

Но непонятная внутренняя сила не пускает его к детям, и все ваши уговоры не имеют успеха. Или, другой пример: ребенок не хочет засыпать один, просит посидеть рядом, подержать за руку или включить свет, приоткрыть дверь в его спальню.

До поры до времени вас это не настораживает, вы полагаете, что все пройдет само собой.

Причин такого поведения может быть множество, но одной из основных являются страхи.

Страхи бывают кратковременными, т.е. это защитная реакция организма, вызванная реальной ситуацией. Хронические страхи часто связаны с воображаемыми событиями или явлениями, и они уже связаны с особенностями личности.

Внутренний хронический страх – это постоянная неуверенность, сомнения, сковывающие мышление, которое становиться хаотичным или, наоборот, заторможенным, снижается умственная реакция, падает работоспособность.

Как раковая опухоль, страх постепенно разрастается и заполняет все клеточки маленького человека, вытесняя уверенность, сея сомнения.

По мере возрастания, хронический страх начинает влиять на формирование психики ребенка.

К концу старшего дошкольного возраста дети перестают реагировать на излишние требования родителей, отгораживаются от них стеной равнодушия, упрямства и негативизма. Они погружаются в свой мир переживаний. Другие дети устраивают истерики по поводу недостаточного внимания к себе, становятся беспокойными, подавленными, неуверенными.

Поначалу родители считают, что детские страхи временны, и что как только ребенок подрастет, он станет более контактным, решительным.

Но вот подходит время идти в школу и через несколько месяцев аш ребенок под разными предлогами старается не посещать занятия – вплоть до того, что у него поднимается температура.

Он боится не ответить выученного задания, боится строгого учителя, или у него не сложились отношения со сверстниками. Его контрастное поведение ставит вас в тупик. В школе он тихий, нерешительный, как говорится, рта не раскроет, а дома, наоборот, активен.

Наличие устойчивого страха говорит о неспособности справится со своими чувствами, неумения контролировать их. Невозможность управлять собой порождает чувство бессилия и безнадежности, понижает жизненный тонус, ведет к возрастанию пассивности и пессимизма.

Родители, которые в свое время не избавились от страхов, передают свои волнения и тревоги своему ребенку. Если мама боялась темноты, собак или ездить в лифте, она старается предостеречь и ребенка, а на самом деле – передает ему все, испытанное ею в детстве.

Без веры в себя, в свои силы человек уже не может эффективно бороться, отстаивать свои интересы, у него развивается пораженческая психология.

Иногда в душевных переживаниях ребенка сложно разобраться. Если какие-то моменты в его поведении вас настораживают, вы можете получить профессиональный совет нейропсихолога, который занимается психокоррекцией детей, используя уникальный эффективный метод диагностики и психологической коррекции личности ребенка в целях развития ее лучших качеств.

Записывайтесь на прием к психологу Елене Васильевне Разумовой по телефонам центра: 8 (495) 911-36-62, 8 (495) 632-70-89.

Источник: https://vekzdorovia.ru/rubriki/psihologicheskie-problemi/shkolyniy-nevroz/

«На урок я шел как на казнь». Подростки о школьных неврозах

Невроз учителя

Большинство российских школьников страдают нервными расстройствами различной тяжести. Школьники рассказали «Снобу», как неврозы отразились на их жизни, а психиатр — на какие отклонения в поведении стоит обратить внимание родителям

У одиннадцатиклассника Ярослава проблемы начались четыре года назад.

Он стал бояться ответов у доски: одна из учительниц совсем не замечала его стараний, но высмеивала перед всем классом за малейшие ошибки. «Выше тройки по ее предмету я не получал. На урок шел будто на казнь», — рассказывает школьник.

Из-за постоянного стресса у Ярослава начались сильные боли в желудке, повысилось давление и появилась тахикардия, головные боли. Плохое самочувствие мешало сосредоточиться на учебе, и Ярослав начал пропускать уроки. Родители подростка сначала заподозрили его в симуляции.

Однако врач диагностировал у Ярослава вегето-сосудистую дистонию.

Частые пропуски занятий отразились на отметках и отношениях с учителями и одноклассниками.

«Учителя говорили что-то вроде: “Сколько это может продолжаться? Тебе нужно взяться за голову! У всех болячки есть, ты же не смертельно больной, а, значит, можешь в школу ходить!” от меня просто отдалились, а кто-то начал задирать: “О! Посмотрите-ка, кто в школу пришел!” или “Ого, у нас новенький?”» — рассказывает Ярослав.

Общение с одноклассниками в итоге свелось к нулю. Учительница, которая высмеивала школьника, начала сознательно занижать ему оценки, а под конец девятого класса сообщила, что вынуждена поставить «два» в четверти. «Я думал, что настал конец света, жизнь кончена и меня даже в дворники не возьмут.

Родители тут же пошли к классной руководительнице, и оказалось, что у меня все-таки выходит тройка из-за решенных тестовых вариантов ОГЭ (оценки за них засчитывались как за самостоятельную работу)». Школьник хотел перевестись на домашнее обучение, но родители были против: «Перестанешь учиться».

«Врачи неоднократно намекали, что стоило бы заняться моим неврозом. Родители отмахивались, залечивая симптомы, но никак не причину. Я же не пытался что-то менять, потому что хватало проблем с учебой, — говорит Ярослав. — Стараюсь смотреть на ситуацию с улыбкой, успокаивая себя тем, что остался всего лишь год в ненавистной для меня школе».

Родители постоянно сравнивали ее со старшим братом, который рос «раздолбаем», и девочка делала все, чтобы не быть на него похожей

Анна с детства много времени уделяла учебе: школа помогала ей отвлечься от проблем дома. Родители постоянно сравнивали ее со старшим братом, который рос «раздолбаем», и девочка делала все, чтобы не быть на него похожей. «Меня никогда не ругали за плохие оценки. Но я вкладывала очень много сил в учебу, поэтому любые неудачи переносила болезненно.

Так мама меня еще и добивала: “Ты неудачница, у тебя ничего получится!”» — говорит девушка. Она не только старалась хорошо учиться, но и участвовала во всех школьных мероприятиях, брала на себя больше, чем могла потянуть — «жизни не видела, только училась как машина».

В итоге это вылилось в боязнь школы и домашних заданий, из-за которых приходилось отказываться от радостей жизни.

В 8-м классе у школьницы начались панические атаки с резкими скачками давления. Когда врачи выявили у девочки вегето-сосудистую дистонию, ее мать только сказала, что все проблемы в голове, дочь сама во всем виновата.

За паническими атаками последовала депрессия. В 10-м классе Анна стала думать о суициде. Родители отвели ее к психиатру, который назначил антидепрессанты. Девушка некоторое время принимала лекарства, но потом бросила.

«Родители вообще забыли про мою депрессию, а я пустила все на самотек. Думала, уеду учиться в другой город, и мое состояние улучшится. Поступила в вуз, живу далеко от родителей, но теперь довожу себя сама на ровном месте.

Я разочаровалась в учебе, разочаровалась в себе и не знаю, что с этим делать».

Врач сказал, что это кардионевроз, выписал успокоительные и витамины, но мне еще долго казалось, что не хватает воздуха

Людмилу воспитывали бабушка и дедушка. «Бабушка всегда ждала от меня высоких результатов в учебе и дома. Если я не оправдала ее ожиданий, могла сказать мне обидные слова, накричать. Когда я получала плохие оценки, ругала, почему я не понимаю таких элементарных вещей». Девочка росла тихой и училась посредственно.

Однако в пятом классе ее вдруг заинтересовала учеба и неожиданно для всех, даже для себя, она стала отличницей. Пока ее одноклассники гуляли, девочка сидела за учебниками, тщательно готовясь к каждому уроку. Это не прибавило Людмиле популярности: одноклассники сначала гнобили ее, а потом и вовсе перестали общаться.

Она замкнулась в себе.

В 8-м классе у девочки умер прадедушка. Людмила тяжело переживала его смерть. Вскоре у нее начались панические атаки. «Врач сказал, что это кардионевроз, выписал успокоительные и витамины, но мне еще долго казалось, что не хватает воздуха.

Потом к этому добавились боли в области сердца, головы, повышенное давление, — рассказывает Людмила. — Со временем атаки прошли, но теперь я боюсь посещать общественные места: мне кажется, что окружающие меня оценивают и критикуют. Я не знаю, что делать.

Живу в маленьком городе, где нет возможности получить какую-то психологическую помощь».

Илья Смирнов, врач-психиатр, психотерапевт, директор исследовательского центра психологического здоровья Open Mind:

Невроз как реакция организма школьника на неуспеваемость, высокую нагрузку, давление со стороны родителей и учителей — довольно распространенное явление. По моим впечатлениям, с каждым годом таких детей становится все больше. У них наблюдается общее недомогание, потливость, учащенное сердцебиение, боль в суставах.

Также могут быть поведенческие нарушения: агрессия, аутоагрессия, в том числе суицидальное и парасуицидальное поведение (последнее встречается даже у детей младшего школьного возраста, но редко). Все это нередко происходит на фоне школьной дезадаптации. У детей младшего школьного возраста эти реакции обычно связаны с тем, что школьная программа не соответствует их возможностям.

Кроме того, детям в силу поведенческих особенностей тяжело долго сидеть на одном месте.

В подростковом возрасте, когда организм перестраивается, ребенок склонен к протесту. Это может стать основой школьных конфликтов. Однако в этом же возрасте у ребенка могут возникнуть различные патологические явления со стороны психики, часто замаскированные.

Родителям необходимо обращать внимание на резкие изменения в характере ребенка: например, в младшем школьном возрасте у него не было проблем с адаптацией в школе, не было конфликтов, а потом вдруг ребенок стал замкнутым, пассивным, жалуется на плохое самочувствие в учебный период.

Если состояние ребенка обусловлено стрессом, избыточными нагрузками, конфликтами с одноклассниками, ребенку поможет психотерапия. В ряде случаев, когда школа является первоисточником стресса, ребенку может помочь перевод в другое образовательное учреждение или на другую форму обучения.

Если же в основе школьной дезадаптации лежит психическая патология (в подростковом возрасте это, например, депрессия), тут в первую очередь нужно медикаментозное лечение.

Источник: https://snob.ru/entry/150895/

Что такое школьный невроз?. Статья. Воспитание ребёнка. Самопознание.ру

Невроз учителя

Начался учебный год, и многие семьи, в которых есть дети школьного возраста, столкнулись с такой серьёзной проблемой, как школьный невроз.

Школьный невроз — явление далеко не новое, но от него по-прежнему страдают миллионы школьников.

Признаки школьного невроза:

  • очень сильное нежелание ребёнка идти в школу,
  • частые простудные заболевания,
  • тревожность,
  • плохая успеваемость,
  • повышенная утомляемость,
  • рассеянность, неспособность долго удерживать внимание на чём-либо,
  • дисфория (устойчивое сниженное эмоциональное состояние),
  • раздражительность,
  • психосоматические проявления (головные боли, тошнота, различные другие боли),
  • плохой сон.

Некоторые из этих признаков могут быть вызваны другими заболеваниями, авитаминозом и т.д.

, но, как известно, наша психика и организм находятся в очень тесном единстве друг с другом, и не всегда понятно — какое-то соматическое заболевание вызывает снижение эмоционального фона, болезненное состояние, ухудшение психологического самочувствия или, наоборот, тревога, напряжение, обида на учителя, другие негативные эмоции, которые испытывает школьник, вызывают у него заболевание.

Каковы причины школьного невроза? Они очень многообразны.

  • Конфликты и сложности адаптации в детском коллективе.

Не всем детям, старшим школьникам удаётся наладить хорошие, доверительные и дружеские отношения в школьном коллективе.

Сейчас много пишут про буллинг — школьную травлю некоторых детей, но, помимо, собственно, травли, есть ещё и другие проблемы: проявления открытой агрессии, отвержение (отказ от дружеского общения, отказ от включения в группу сверстников).

Все эти проблемы и сложности могут переживаться ребёнком очень тяжело, привести к страху перед школой, нежеланию туда идти, встречаться с одноклассниками, в конечном итоге — к школьному неврозу.

Другая сложная проблема, с которой зачастую сталкиваются школьники.

Учителя — тоже люди, и, к сожалению, не у всех из них хватает терпения, профессионализма, уважения к личности ребёнка для того, чтобы эффективно и безболезненно для школьника разрешать сложности в общении, конфликты, оставаться объективными к успеваемости ребёнка, не делить класс на “любимчиков” и “отверженных”. Школьник может столкнуться и с проявлениями эмоционального насилия со стороны учителя.

Всё это тоже не делает школу привлекательным местом. Нежелание идти на предмет конкретного учителя, учить его предмет, получать очередную двойку по этому предмету также может породить протест ребёнка против школы, нежелание идти на уроки, пропуски уроков (иногда “подтягивая” сюда психосоматику — для оправдания этого пропуска).

Плохие оценки, получаемые ребёнком в школе, также не добавляют ему удовольствия от её посещения. Плохая оценка — это унижение, школьник чувствует себя униженным перед одноклассниками, испытывает страх перед тем, что придётся как-то оправдываться перед родителями.

Плохие оценки приводят к снижению настроения, нежеланию учиться. Возникает замкнутый круг: низкая оценка — плохое настроение и нежелание учиться — низкая оценка.

Может даже возникнуть некая “интеллектуальная тупость” — при всём при том, что ребёнок, в принципе, способен решить, например, математическую задачу, ожидание неудачи, обида на учителей, родителей и школу словно “тормозят” его, не позволяют запуститься интеллектуальному процессу, “включить” мышление для решения задачи. Это тоже проявление школьного невроза.

Страх перед экзаменами, особенно ЕГЭ, завышенные родительские ожидания, репетиторы, напряжение из-за высокой ответственности за провал экзамена — всё это требует отдельного большого разговора.

Отметим сейчас только, что речь идёт о страхе — страхе провала, страхе разочаровать родителей (и поэтому потерять их любовь), страхе потери лица, в том числе и перед самим собой.

Также то, что эти страхи у многих школьников создают колоссальное напряжение и, как следствие, многочисленные проявления школьного невроза.

Таким образом, мы видим, что ребёнок в школе зачастую находится в состоянии хронического стресса, переживает массу негативных эмоций.

Из-за того, что он не может справиться с ними, прожить и отреагировать эти эмоции, не справляется с разрешением школьных конфликтов, а также конфликтов с родителями по поводу школы — у него может начаться школьный невроз или какие-то его отдельные проявления.

Качество жизни ребёнка сильно снижается, вместо того, чтобы получать удовольствие и радость от жизни, проживать школьные годы как “светлую пору”, он угнетён и страдает.

Разумеется, помощь родителей здесь незаменима. Очень хорошо, если они помогают ребёнку справиться со школьными стрессами, могут поддержать ребёнка и при плохих оценках, и при других сложностях. Однако часто чего-то не хватает: то ли времени, то ли специфической родительской компетенции именно в этих вопросах, то ли чего-то еще.

И тогда выходом, помощью для устранения школьного невроза, возвращения ребёнка в позитивное эмоциональное состояние, улучшения его успеваемости становится помощь специалиста — психолога.

Грамотный детский или подростковый психолог поможет школьнику разобраться со своими эмоциями, разрешить школьные конфликты со сверстниками и учителями, установить взаимопонимание между самим ребёнком и его родителями.

Результатом работы с психологом должно стать снижение тревожности ребёнка, улучшение его самочувствия, повышение успеваемости.

Не всегда именно для повышения успеваемости хватит только помощи психолога, иногда понадобится и репетитор, но и помощь психолога здесь крайне важна.

Так что, моя рекомендация всем родителям — если вы замечаете у ребёнка признаки школьного невроза, то не стесняйтесь обращаться к специалисту. Найдите хорошего, грамотного психолога, обсудите с ним то, как он поможет вам и ребёнку справиться с этими проблемами, и позвольте ему помочь вам.

В одной из предыдущих статей мы рассматривали такую серьёзную проблему сегодняшних школьников, как школьный невроз, и говорили об одной из основных составляющих этого невроза — повышенной тревожности ребёнка по отношению именно к школе. Рассмотрим сейчас эту проблему более подробно.Редко бывает так… Читать дальшеВ этом году первый раз за несколько лет удалось зависнуть на даче безвыездно больше, чем на месяц. Раньше как-то получалось, что летом приезжал на дачу на несколько дней, потом на несколько дней — снова в город, потом обратно. Режим был такой — поработал несколько дней в городе, несколько дней отдохнул… Читать дальше
При низкой мотивации школьник, подросток не заинтересован в хорошей учёбе. Более того, часто — демотивирован. Особенно это касается подросткового возраста.Считается, что в начальных классах школы ребёнок учится не для себя, а для родителей и учителя. Мотивация его хорошей учёбы —… Читать дальшеВ когнитивно-поведенческой терапии (Аарон Бек) есть такое понятие, как “негативное ядро”. При исследовании в ходе терапии негативных мыслей клиента о самом себе в конце концов все эти длинные мысли, фразы, представления о самом себе как человеке слабом, некрасивом, глупом и т.д., формулируемые длинными… Читать дальше
Конечно же, со счёта на пальцах!Почему-то счёт, сложение и вычитание чисел на пальцах игнорируется родителями или педагогами, вместо этого начало счётных операций осуществляется на абаке или на счётных палочках (геометрических фигурах и др. счётном материале).На самом деле, хочу сказать, как нейропсихолог… Читать дальшеЧасто бывает, что две школьные проблемы: успеваемость ребёнка и его отношения со сверстниками — становятся для родителей совершенно неразрешимыми. Ситуации в семье и школе бывают разные, но зачастую, приводя ребёнка к психологу с претензией, что он не учится или дерётся, родители сами не подозревают… Читать дальше
Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы разберём вопрос о том, что такое готовность к школе, исходя из требований современных школ различных программ (кроме коррекционных). Разведём 2 понятия — готовность к школе и подготовка к школе. Готовность к школе — это степень сформированности определённых… Читать дальшеОх! Попробую сублимировать свои эмоции, терапевтический и родительский опыт по поводу недавней групповой расстанови с мамочками-папочками на тему детско-родительских отношений. Чего только не насмотрелись. Немного о воспитании, или позвольте поспорить на тему “Воспитывай своим примером”.Когда родители… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/chto_takoe_shkolnyy_nevroz/

Осторожно: школьный невроз!

Невроз учителя

Прошло совсем немного времени, как прогремели первые школьные звонки, и вот уже появились первые тревожные звоночки. К сожалению, не всегда школа — это новые знания, новые знакомства и радость общения. В последние годы всё чаще приходится слышать о негативном влиянии школы на детей.

Здоровье школьника

Вообще, здоровье школьника сегодня под угрозой. Смотрите сами: по результатам исследований, 66% школьников страдают гиподинамией, у 24% наблюдается синдром дефицита внимания с гиперактивностью. К концу дня и недели у 41% учащихся появляется выраженное утомление и у 52% неврозоподобные реакции, или детские неврозы.

Невроз у детей

Школьный невроз – это обратимое расстройство психического состояния, связанное с отношением к школе. Если сказать по-другому, это неадекватный способ реагирования ребенка на школьные проблемы. При этом школьник испытывает дискомфорт, тревогу, страхи, панические атаки.

Возникает он прежде всего при несовместимости особенностей личности учащегося и школьной ситуации. Все мы разные: с изначально разными способностями, творческим потенциалом, разным темпераментом.

Что происходит, когда ребенок впервые приходит в новый большой коллектив? Конечно же, он испытывает стресс. Но со временем этот стресс сглаживается у более общительных, у тех, кто пошустрее.

У других же, скажем, более спокойных, медлительных детей, или же у детей с изначально повышенным уровнем тревожности уровень стресса не только не снижается, а наоборот, перерастает в невроз.

Надо понимать, что вместе со школой приходит усложненный круг требований к психической деятельности: необходимость длительно концентрировать внимание, способность к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями и интересами, подчинять их дисциплинарным требованиям.

И причины детских неврозов кроются в самой системе образования: система неподвижное сидение на уроках, излишняя строгость, большое количество учеников в классе — всё это плохо сказывается на нервной системе ребёнка.

Многие дети получают психотравмы в школах, подвергаются унижениям, травле со стороны ровесников или учителей, доходит даже до суицида. Задача педагогов и родителей — вовремя это заметить и принять меры.

Давайте рассмотрим основные признаки детского невроза.

  • Ребенок как будто вас не слышит – не откликается на имя, фамилию; часто отвлекается, не выполняет просьбы, задания с первого раза;
  • Забывает дома школьные вещи.
  • Становится неусидчивым, роняет предметы.
  • Паясничает, почёсывается, потирает лоб, голову, руки.
  • Испытывает страх отвечать у доски.
  • Прячет тетради, дневник от родителей.
  • Часто плачет.
  • Отказывается идти в школу.
  • Обратите внимание также на следующие симптомы: тихий, срывающийся голос, учащённое сердцебиение, затруднённый вдох, покусывание губ, влажные ладони, плохой сон и аппетит, заикание, нервные тики, ухудшение памяти, нарушенное внимание, утомляемость.
  • Проявлениями невроза могут быть аллергии, частые простуды, сухость слизистой носоглотки, гастрит, ухудшение зрения, головная боль.

Итак, мы разобрались с определением детского невроза, выяснили основные симптомы, теперь давайте подробнее рассмотрим лечение этого недуга.

Прежде всего, лечение невроза у детей основано на обеспечении эмоционально комфортной обстановки и доверии к ребенку. Чрезмерную требовательность, диктат надо полностью исключить — как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Как правило, у ребенка, который только вернулся из школы, спрашивают: «Какие оценки ты сегодня получил?».

А ведь надо бы спросить: «Как ты себя чувствуешь?».
Всегда будьте на стороне своего ребёнка, прислушивайтесь к нему. Не все дети способны обучаться в большом коллективе, поэтому отнеситесь внимательнее к выбору учебного заведения. Иной раз ребенку может помочь просто перевод в другую школу или на другую форму обучения. Благо, это сегодня доступно всем.

Посмотрите, не перегружен ли ваш ребенок кружками и секциями. Любой организм имеет свой предел выносливости, и удовлетворяя свои личные амбиции, в первую очередь подумайте: «А надо ли это моему ребенку?».

Научите ребенка основным приёмам борьбы со стрессами, помните, что обязательна для сохранения психического здоровья физическая нагрузка: гимнастика, танцы, плавание и др. – подберите то, что ему нравится.

Профилактика школьного невроза во многом совпадает с основными пунктами лечения. То есть главное — чтобы ребенок жил и учился в комфортных условиях, в атмосфере любви и доверия, чтобы разум его и тело были заняты, но не допускайте перегрузки.

Для здоровья нервной системы ребенок должен гулять на свежем воздухе не менее двух часов ежедневно, регулярно питаться, обязательно делать гимнастику. В сегодняшнем бешеном ритме жизни мы стали об этом забывать.

И чтобы ребенок об этом не напомнил своим очередным недугом, позаботьтесь о его здоровье сейчас.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c8f89b9fe356d00b5d41f23/5d0288a780030d00af08350f

«Профилактика школьных и дидактогенных неврозов (невроз выпускного класса, ЕГЭ, ОГЭ-фобии)»

Невроз учителя

«Профилактика школьных и дидактогенных неврозов

(невроз выпускного класса, ЕГЭ, ОГЭ-фобии)»

Соколова Антонина Геннадьевна

Педагог – психолог

Частное Учреждение Общеобразовательная Организация

города Дубна Московской области

«Новая школа «ЮНА»

https://www.school-juna.com/

https://infourok.ru/user/sokolova-antonina-gennadevna

AntoninkaOdna@ya.ru

Аннотация.

Предложенный доклад ориентирован на работников социально-психологических служб образовательных учреждений, классных руководителей учащихся среднего и старшего звена, а также заместителей директоров по учебной и внеучебной деятельности.

В докладе изложена актуальная информация о невротизации школьников различного генеза, профилактике и диагностике особенностей развития эмоционально-волевой сферы учащихся среднего звена и выпускников.

Ключевые слова: невроз, неврозоподобное состояние, аутогенная трениковка, подростки, копинг-стратегия, профилактика, эмоционально-волевая сфера, диагностика учащихся, дыхание, релаксация, расслабление, комплексная работа.

.

  1. Введение.

  2. Понятие невроза. Виды школьной невротизации.

  3. Диагностика неврозоподобных состояний. Развитие эмоционально-волевой сферы подростков.

  4. Система работы с неврозоподобными состояниями. Комплексный подход в работе педагога-психолога образовательной организации.

Для большинства детей поступление в школу становится сложным испытанием.

Многое зависит от того, как ребенок справляется с трудностями, какие способы решения проблем, связанных с вхождением в школьную жизнь, выбирает он сам, к сожалению, часто эти проблемы остаются неразрешимыми.

А при отсутствии помощи со стороны школьного психолога, педагога, родителей у таких детей и возникают различные формы «школьных неврозов».

Мы рассматриваем «школьный невроз» не в узкомедицинском, а в более широком – психолого-педагогическом – аспекте. Диапазон их проявлений достаточно велик, что затрудняет выделение четких критериев диагностики.

Неврозы – это пограничные состояния, возникающие под влиянием травмирующих ситуаций. В детстве такой ситуацией может стать экзамен, «провал» на уроке, конфликт с учителем или одноклассниками, вообще ежедневное пребывание в школе.

Школьный невроз может возникнуть по следующим причинам:

  • Физиологические причины. К ним можно отнести тяжелую беременность матери, осложненные роды, родовые травмы, хронические заболевания центральной нервной системы, слабый иммунитет.

  • Психологические причины. Их может быть несколько: сложная внутрисемейная обстановка, развод родителей, плохое материальное положение и жилищные условия, строгое воспитание, невозможность установить эмоциональный контакт со сверстниками, несоответствие возможностей ребенка с нагрузками в школе и вне ее.

Выявление причин невротизации происходит на этапе диагностики учащегося.

Актуальной и самой эффективной является комплексная диагностика, которая заключается в сборе анамнеза (медицинского, семейного и школьного), а также индивидуальной диагностике развития и сформированности высших психических функций (память, внимание, мышление, речь, восприятие, двигательная сфера) и эмоционально-волевой сферы подопечного.

Основными методиками по волнующему нас вопросу, являются: неоконченные предложения (детский вариант), методика Розенцвейга, Торонтская алекситемическая шкала, Гиссенский опросник тревожных состояний, тест Спилбергера-Ханина, тест Басса-Перри.

Важно отметить, что зачастую, специалисты называют неврозами и другие схожие особенности эмоционального реагирования. В школе, мы чаще сталкиваемся с неврозоподобными состояниями.

Неврозоподобныесостояния – это группа нервно-психических нарушений, внешне напоминающих неврозы (расстройства невротического уровня реагирования), но не обусловленных психогенными воздействиями.

По данным МКБ 10, это классы F40-F48 (невротические, связанные со стрессом, соматоформные расстройства), F90-F98 (Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте).

Работа с особенностями эмоционально-волевой сферы может быть как индивидуальной, так и групповой. В своей практике я использую оба варианта. В групповой деятельности самым оптимальным вариантом является тренинговая форма работа.

Занятия направлены на выявление трудных эмоциональных ситуаций в стенах школы, поиск решений и формирования возможных схем реагирования в них.

Копинг-стратегии – это поведенческие, эмоциональные и когнитивные стратегии, используемые человеческой личностью для преодоления стресса и совладания с ним.

При активной подготовке выпускников к итоговым экзаменам, мы не всегда помним об истощении организма школьника. Любому человеку необходимо восстановление, как физиологическое, так и эмоциональное.

Для того чтобы ребенку было проще на экзаменах, необходимо научить его расслабляться, так как активная мозговая деятельность напрямую связана с эмоциональной готовностью к стрессовым ситуациям.

Аутогеннаятренировка — психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенных в результате стресса. (Приложение 1). Техника “Квадратное дыхание” используется для быстрого входа в спокойное состояние.

Техника позволяет перейти из любого позитивного или негативного в нейтральное состояние. Помогает успокоиться на важных встречах, перед публичными выступлениями. Убирает мандраж и волнение. Благодаря своей простоте не требует никаких особых навыков. (Приложение 2).

Эмоциональная сфера человека, его воля, самосознание и даже черты характера в результате самовоспитания могут подвергнуться существенным изменениям. А это означает, что практически любой человек при желании и систематических занятиях над собой может научиться успешно преодолевать сложные ситуации, не допускать переутомления и избежать различных заболеваний, связанных с нервной нагрузкой.

Приложение 1.

Текст для АТ (аутогенная тренировка):

1. Я отдыхаю.Освобождаюсь от всякого напряжения. Расслабляюсь.Чувствую себя свободно и легко. Я спокоен. Я спокоен. Я спокоен.Я ничего не ожидаю.

Освобождаюсь от скованности и напряжения. Все тело расслаблено. Мне легко и приятно. Я отдыхаю.

2. Расслаблены мышцы правой руки. Расслаблены мышцы плеча, предплечья. Расслаблены мышцы кисти правой руки и пальцев. Расслаблены мышцы левой руки.Расслаблены мышцы плеча и предплечья.

Расслаблены мышцы кисти левой руки и пальцев.Обе руки расслаблены.Они лежат неподвижные и тяжелые.Чувствую тяжесть в руках.Приятное тепло проходит по рукам.Тепло доходит до пальцев.

Тепло пульсирует в кончиках пальцев.Я спокоен.

Я спокоен.

3. Расслаблены мышцы правой ноги. Расслаблены мышцы бедра и голени. Стопа лежит свободно и расслабленно. Расслаблены мышцы левой ноги. Расслаблены мышцы бедра и голени. Стопа лежит свободно и расслабленно. Обе ноги расслаблены.Чувствую тяжесть ног.

Я спокоен. Я спокоен.Приятное тепло ощущаю в ногах. Чувствую тепло в стопе и кончиках пальцев. Мне приятно.

Я освобождаюсь от всякого напряжения. Я свободен от всякого напряжения. Чувствую себя свободно и легко. Я совершенно спокоен. Я спокоен.

Я спокоен.

4. Все тело расслаблено. Расслаблены мышцы спины. Плечи опущены.
Чувствую тяжесть расслабленного тела. Чувствую приятное тепло во всем теле. Я спокоен.

5. Голова лежит свободно и спокойно (при положении лежа). Голова свободно опущена (при положении сидя). Расслаблены мышцы лица. Брови свободно разведены. Лоб разгладился. Веки опущены и мягко сомкнуты. Расслаблены крылья носа. Расслаблены мышцы рта. Губы слегка приоткрыты. Расслаблены мышцы челюстей. Чувствую прохладу на коже лба. Все лицо спокойно, без напряжения. Я спокоен. Я спокоен.

6. Я полностью освободился от напряжения. Все тело расслаблено.Чувствую себя легко и непринужденно. Дышу свободно и легко. Дышу ровно н спокойно.

Прохладный воздух приятно холодит ноздри. Приятная свежесть вливается в легкие. Я спокоен. Я спокоен.

7. Сердце бьется ровно и спокойно. Сердце бьется ритмично.
Я уже не замечаю его биения. Чувствую себя легко и непринужденно. Мне приятно. Я отдыхаю.

8. Я отдохнул. Чувствую себя свежим. Чувствую легкость во всем теле. Чувствую бодрость во всем теле. Чувствую бодрость и свежесть. Открываю глаза. Хочется встать и действовать.

Я полон сил и бодрости. (Повторить 3 раза).

Приложение 2.

Схема дыхания по квадрату:

  1. Сделайте вдох, одновременно считая про себя: «тысяча один, тысяча два, тысяча три».

  2. Задержите воздух в себе, одновременно считая про себя: «тысяча один, тысяча два, тысяча три».

  3. Сделайте выдох, одновременно считая про себя: «тысяча один, тысяча два, тысяча три».

  4. Задержите дыхание, одновременно считая про себя: «тысяча один, тысяча два, тысяча три».

Повторяйте этот цикл на протяжении 3-5 минут. Продолжительность каждого шага – «одной стороны квадрата» может слегка измениться. Она может стать равной 4-х кратному счету, или, возможно, вы почувствуете свой пульс, и вам будет комфортно мерить счет им.

Главное, чтобы продолжительность вдоха, выдоха и пауз была равна между собой, и, определившийся в первые минуты ритм, сохранялся на протяжении всей техники.

Если в процессе выполнения вы почувствуете дискомфорт – измените ритм, сделайте его быстрее или медленнее, таким, который будет для вас наиболее комфортен.

Источник: https://infourok.ru/profilaktika-shkolnih-i-didaktogennih-nevrozov-nevroz-vipusknogo-klassa-ege-ogefobii-3808414.html

Невроз гуру
Добавить комментарий