Неврозы и неврозоподобные состояния у подростков

Неврозы и неврозоподобные состояния

Неврозы и неврозоподобные состояния у подростков
 

Неврозы и неврозоподобные состояния

Врач-невролог Ю.М. Амдур

Нервное расстройство или невроз – это следствие психологической травмы, возникшей в результате сильного испуга, страха или затянувшейся  психотравмирующей ситуации.

Невротические расстройства могут проявляться по-разному, например, навязчивыми действиями (сосание пальцев, кусание ногтей и т.д.),  тиками, заиканиями, энурезом.

При неврозе  обычно присутствуют три характерных симптома: сниженное настроение, расстройство сна и нарушения аппетита.

Нервные расстройства можно разделить на три степени: 

•    кратковременная невротическая реакция (длится от нескольких минут до нескольких суток);

•    невротическое состояние (длится несколько месяцев);

•     невротическое развитие личности (временный невроз перерастает в хронический и искажает развитие личности).

Предпосылки и причины неврозов у детей

Первое, на что хочется обратить внимание, это то, что существуют определенные возрастные периоды, характеризующиеся повышенной ранимостью нервной системы, это 2 – 3 года (кризис 3-х лет, при котором ребенок вступает в «борьбу» с родителями) и 5 – 7 лет, когда ребенок особенно близко принимает к сердцу травмирующие ситуации, но ещё не умеет влиять на них и не обладает психологической защитой.

Кроме того, разные дети подвержены неврозам в разной степени. Наиболее склонны к нервным расстройствам дети, обладающие следующими особенностями характера, нервной системы и здоровья:

•    неуверенность в себе;

•    повышенные: ранимость, стеснительность, впечатлительность, зависимость, внушаемость, раздражительность, возбудимость, тревожность, гиперактивность; 

•    повышенное стремление к первенству, желание всегда быть лучше других.

Социально-психологические факторы:

– завышенные требования со стороны родителей к ребенку, формальные отношения в семье, подавление инициативы ребенка, чрезмерная опека, авторитарное воспитание;
       – непоследовательность в воспитании; отсутствие единого стиля воспитания, несогласованность взглядов на воспитание между родителями;
       – «запугивающее» воспитание, при котором ребенка постоянно пугают («Не будешь спать, сейчас прилетит баба Яга и заберет тебя») или «беспокойное» воспитание, при котором родители постоянно волнуются за ребенка («Не бери нож в руки, ты порежешься»).

Также для возникновения невроза имеют значение: 

Биологические факторы (особенности психики и физиологии ребенка): наследственность, темперамент (сильный или легковозбудимый тип нервной системы), перенесенные заболевания, общее физическое здоровье, течение беременности матери  и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

Общеистощающие факторы: хроническое недосыпание, физические и умственные перегрузки (всевозможные кружки и секции), острые и хронические болезни.

Можно выделить три основные формы невроза:

1. Неврастения (астенический невроз)

 Если ребенок мнителен, робок, раздражителен, плохо переносит любое психическое напряжение, часто   болеет, то у него имеется предрасположенность к заболеванию неврастенией.

Астенический невроз возникает на фоне общей ослабленности ребенка (повышенная утомляемость, головокружения, головные боли, желудочно-кишечные расстройства), нарушения сна, вегетативные расстройства (боли в области сердца, похолодание рук и ног, потливость, ощущения, что «внутри что-то сжимается»). При волнении или физической нагрузке эти расстройства усиливаются. Часто возникают после перенесенных инфекционных заболеваний, продолжительного стресса или психотравмирующей ситуации, недосыпания, переутомления, чрезмерной умственной или физической перегруженности.

Ребенок при неврастении вступает в конфликт с самим собой: «Я хочу», но «Я не могу». Он становится раздражительным, легко огорчается и плачет. Поведение его зачастую непредсказуемо: то он труслив, то отчаянно решителен, то берется за непосильное задание, то пасует перед простой задачей.

Часто неврастения возникает на фоне завышенных требований со стороны родителей, их неспособности принять ребенка таким, каков он есть на самом деле.

При этом ребенок, постоянно  чувствуя эти завышенные ожидания (должен быть самым умным в классе, знать английский, как родной и т.д.

), начинает чувствует себя «неполноценным», испытывает хроническое нервное напряжение, в результате чего и развивается неврастения. 

Другой причиной неврастении может быть переключение внимания родителей на появившегося в семье другого ребенка. Старший ребенок, лишившись родительского внимания, испытывая ревность и обретя новые обязанности (помощь по уходу за малышом), начинает страдать нервными срывами.

2. Истерический невроз

Если ребенок эгоистичный, капризный, “демонстративный”, любит внимание, инфантильный, несамостоятельный, легко внушаем, капризен и часто всем недоволен, устраивает истерики    (катается по полу, топает ногами, швыряет вещи), то есть большая вероятность, что он будет подвержен истерической депрессии или истерическим припадкам. 

Внутренний конфликт такого ребенка заключается в ущемлении его эгоистической позиции «хочу/не хочу», при которой возникает обида и недовольство. Ребенок еще не умеет отстаивать свои интересы, поэтому добивается своего доступными ему путями. 

Например, в первые два года после рождения ребенку всё разрешалось, а после двух лет родители ввели строгие ограничения. Другой вариант: родители придерживаются одной позиции в воспитании (строгость и всевозможные ограничения), а бабушка с дедушкой – противоположной (вседозволенность). 

Истерический невроз может также развиться вследствие отсутствия элементарного внимания к ребенку. И по мере накопления дефицита внимания, ребенок устраивает демонстрации – впадает в истерики, бьется головой или, как мы уже говорили, заболевает (температура, рвота и т.д.). Этим он привлекает к себе внимание, показывая свои переживания и страдания.

3. Невроз навязчивых состояний

Если ребенок неуверен в себе, боязлив, чрезмерно осторожен, тревожен и мнителен, и, в то же время, педантичен, принципиален, дотошен и рассудителен, то существует вероятность того, что у него вследствие хронической травматизации психики (когда то и дело потребности и желания ребенка входят в конфликт с установкой «надо») разовьется невроз навязчивых состояний.

Этот невроз характеризуется непроизвольными, навязчивыми переживаниями и страхами.   Как сопутствующий симптом могут появиться нервные тики – однообразные движения (мигания, наморщивание лба, пожимание плечами, покашливания) – или однообразные действия (частое мытьё рук, пощипывание подушки), которые несут  защитную и успокоительную функцию, снимают нервное напряжение.

Корни этого невроза – нарушения семейных отношений (повышенная требовательность и принципиальность родителей, излишняя строгость и авторитарность).

Как быть с детским неврозом 

Невроз легче предотвратить, чем лечить.  

Неврозы – психогенные заболевания, они порождаются не органическими нарушениями, а дисгармонией в межчеловеческих отношениях, поэтому  ведущая роль в данной ситуации принадлежит психологу. 

И основной способ лечения невроза – это выявление, устранение или смягчение причин, вызывающих стресс. Седативная (успокоительная терапия) является лишь помощником. 

Необходимо изменить стиль воспитания,  укрепить характер ребенка,  развить его эмоциональную сферу.  Психолог или психотерапевт поможет успокоить ребенка, вселить в него уверенность,  помочь повторно пережить травму (если это для ребенка не слишком болезненно), чтобы прояснить и проработать её.

Неврозоподобные состояния

Неврозоподобные состояния у детей чаще всего возникают в возрасте от 2 до 7 лет. В отличиие от неврозов, в происхождении таких нарушений отсутствует психотравмирующий фактор. Патология имеет органическую природу и зачастую связана с нарушениями деятельности головного мозга. Началу течения неврозоподобного состояния могут способствовать некоторые болезни внутренних органов.

Возникновение патологических состояний у детей может быть вызвано нарушением процесса внутриутробного развития, врожденной детской нервностью (невропатией), аллергическими заболеваниями и др. Расстройство может возникнуть на фоне перенесенных заболеваний, травм головы, токсических факторов. Большую роль играют врожденные факторы, наследственность, алкоголизм родителей и т. д.

Клиническая картина

Неврозоподобные состояния у детей часто проявляются гиперактивностью с синдромом двигательной расторможенности, наличием страхов и ночных кошмаров, состоянием депрессии, плаксивостью, недовольством, агрессивностью и т. д.

Дети находятся в состоянии тревоги, беспокойства, становятся пугливыми, жалуются на усталость.

Частыми спутниками заболевания являются нервные рвоты с отказом от еды (анорексия), ночное недержание мочи, заикание, тики, страхи и т. д.

Патология характеризуется замедлением или учащением пульса, тошнотой и рвотой, сухостью кожи или повышенной потливостью, задержкой стула или диареей и другими болезненными проявлениями.

Диагностика и лечение

Главными диагностическими признаками, на основании которых неврозоподобное состояние можно отличить от невроза, являются отсутствие связи заболевания с психотравмирующими ситуациями, а также меньшая результативность психотерапии.

При обнаружении и устранении причины НС постепенно восстанавливается и здоровье больного.

Медикаментозное лечение в комбинации с психологической помощью, физиотерапией и созданием спокойной домашней обстановки с доброжелательным отношением к ребенку гарантирует благоприятный исход.

Источник: https://39frspb.caduk.ru/p122aa1.html

Глава 13. Неврозы

Неврозы и неврозоподобные состояния у подростков

Особенности неврозов в подростковом возрасте

Заболеваемость неврозами в подростковом возрасте значи­тельно меньше, чем в детстве, а относительно высокая болезненность ими (около 15 % состоящих на учете в психо­неврологических диспансерах) создается за счет тех подростков, которые страдают неврозами с детства.

Может вызвать удивление, что период полового созревания, «пубертатного криза» не дает резкого возрастания заболеваемости неврозами. Вероятно, дело в том, что в этом возрасте обнаруживается склонность к «замене» невротических вегетативных и моторных симптомов нарушениями поведения.

Те же самые психогенные факторы, что у детей и взрослых, вызывают невроз, хотя и различный по картине проявлений, у подростков, в период становления характера, ведут к девиантному поведению.

В подростковом возрасте различают те же формы, что и у взрослых: неврастению, истерический и обсессивно-фобический неврозы. В отношении картины неврозов этот возраст несомнен­но ближе к взрослому, чем к детскому, когда приходится встречать еще малодифференцированные формы.

Отличие от взрослых состоит в некоторых особенностях психогенных факторов и психогенеза, отражающих специфику подросткового возраста (например, реакцию эмансипации), а также в более отчетливой связи отдельных форм неврозов с определенными типами акцентуаций характера.

Неврастения

Неврастения является наиболее распространенной формой невроза у подростков. Чаще развивается у представителей астеноневротического и лабильного типов акцентуации характера Ее основные симптомы у подростков те же, что и у взрослых.

Повышенная утомляемость, особенно при умственном напряжении, волнующей обстановке, сочетается с раздражительностью, усиливающейся при усталости. Отсюда психологической защитой становится стремление оградить себя от физической и психической нагрузки [Сметанников П. Г., 1981].

Наблюдаются также нарушения сна, головные боли, сниженное настроение и склонность к ипохондрии.

Так же, как у взрослых, можно выделить два типа неврасте­нии — гиперстенический и астеноипохондрический.

Гиперстенический тип. Ведущим симптомом является крайняя раздражительность, которая усиливается при утомлении, в напря­женной обстановке. Вспышки раздражения возникают от ничтожных поводов и нередко завершаются слезами и раскаянием. Они могут быть адресованы как родным и близким, так и совершенно случайным, незнакомым людям, как взрослым, так и сверстникам.

Возбудимость проявляется также в непереносимости шума, реже яркого света и резких запахов. О выраженной вегетативной лабильности можно судить по колебаниям частоты пульса, величины артериального давления, игре вазомоторов.

Иногда вегетативные реакции достигают уровня кризов, напоминающих диэнцефальные — с резкой тахикардией, обильным потом, то покраснением, то побледнением кожных покровов, с кишечными спазмами, головокружениями, чувством дурноты и т. п.

Обычно такие приступы следуют за сильным волнением. У девочек они чаще случаются во время месячных.

Нарушения сна проявляются трудностью засыпания, иногда беспокойным сном с тяжкими сновидениями и повторными пробуждениями [Тупицын Ю. Я., 1971]. Головная боль обычно «мышечного типа» [Карвасарский Б. Д.

, 1980] — с чувством стягивания, сжатия, болезненностью кожи на голове. Головные боли сильнее по утрам, особенно если подросток встает позднее обычного, «отсыпаясь за прошлые дни» («воскресные утренние головные боли»).

Обычны также жалобы на трудность сосредо­точения во время занятий, на ухудшившуюся память.

Астеноипохондрический тип. В этих случаях на первый план выступает повышенная утомляемость, вялость, склонность то и дело искать отдых и покой. Вместо вспышек гнева раздражи­тельность проявляется слезливостью и ламентациями.

Наряду с жалобами на плохой сон, трудности засыпания, подчеркиваются отсутствие свежести после сна, вялость и сонливость в течение дня.

Жалобы на головные боли обычно заслоняются массой иных соматических жалоб — на сердцебиения, перебои, не­приятные ощущения в области сердца, боль в области сердечного толчка, схватки в животе, тупые и неясные боли в разных частях тела. Сердце чаще всего остается центром ипохондри­ческих переживаний при неврастении у подростков, особенно у мальчиков.

Возможно, подоплекой этого являются особен­ности роста — физиологическое отставание увеличения размеров сердца от роста всего тела. У девочек не менее часто встречаются ипохондрические жалобы на функцию желудочно- кишечного тракта. Как правило, отмечают снижение настроения, но в отличие от эндогенных и реактивных депрессий внешне снижение настроения проявляется мало.

Течение. Неврастения обычно протекает длительно — месяца­ми и годами с периодами значительного улучшения до полного практического выздоровления и новыми ухудшениями под влиянием психических травм и трудных напряженных ситуаций.

Тем не менее в большинстве случаев не происходит неуклонно прогрессирующего ухудшения и поэтому нет нужды говорить о «невротическом развитии».

При правильном лечении и благоприятных условиях даже весьма затянувшиеся нарушения постепенно к концу пубертатного периода могут пройти.

Дифференциальный диагноз. Прежде всего необходимо исклю­чить хронические соматические заболевания, нередко сопро­вождающиеся неврозоподобным синдромом (хронический хо­лецистит, спастический колит, хроническая пневмония, брон­хиальная астма и др.

), а также церебрастению после черепно-мозговых травм и как последствие мозговых инфекций и ин­токсикации. Следует иметь в виду, что черепно-мозговые травмы подростки иногда скрывают от родителей.

При церебрастении головные боли чаще бывают сосудистого типа (с ощущением пульсации в голове), сочетаются с головокружениями, плохо переносятся езда на транспорте, качели, жара и духота, изменения погоды с резкими колебаниями атмосферного давления.

Критерии для дифференциального диагноза с астеноипохондрическим синдромом при неврозоподобной вялотекущей шизо­френии излагаются более подробно в гл. XV. Наводить на мысль о ней может отсутствие явных психогенных факторов предшествующих болезни, наличие же их не исключает провокации ими вялотекущей шизофрении.

В дальнейшем при последней постепенно обрисовываются необычная вычурность в описании ипохондрических переживаний, жалобы на затруднения мышле­ния, а не только на плохую память и невозможность сосредоточить внимание, а также отгороженность от сверстников и равнодушие и даже неприязнь к близким. Отличия от ипохондри­ческого эквивалента депрессий не всегда отчетливы.

При депрес­сиях более видны внешние проявления снижения настроения и нет выраженной вегетативной лабильности.

профилактика алкоголизма – предыдущая | следующая – обсессии

Подростковая психиатрия. .

Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/nevrozy/

Причины и лечение неврозоподобного синдрома

Неврозы и неврозоподобные состояния у подростков

Психопатологические синдромы

21.12.2017

7.4 тыс.

5 тыс.

4 мин.

Неврозоподобный синдром – расстройство, возникающее на фоне органической патологии и имеющее симптомы, которые свойственны неврозам. Это заболевание появляется у детей и взрослых.

Лечение этого расстройства осуществляет врач-невролог и психиатр в амбулаторных условиях. Препараты назначаются в зависимости от патологии головного мозга и жалоб больного. Прогноз болезни благоприятный.

Чтобы избежать появления неврозоподобного синдрома, нужно обратиться к врачу за рекомендациями.

Неврозоподобный синдром – расстройство невротического круга, возникающее у детей и взрослых и относящееся к пограничному состоянию между неврозом и резидуально-органическим фоном. Это заболевание не имеет психологических причин возникновения. Неврозоподобный синдром проявляется при таких патологиях, как:

  • аллергические заболевания (бронхиальная астма, кожная или пищевая аллергия);
  • эндокринные патологии (диабет);
  • гормональные нарушения в организме (гипертириоз);
  • поражения головного мозга;
  • заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ);
  • сердечно-сосудистые болезни;
  • психические заболевания (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз).

Неврозоподобный синдром встречается у детей в возрасте от 2 до 7 лет. У них это расстройство возникает на фоне нарушений внутриутробного развития, употребления алкоголя и курения матери. Родовые травмы и неполноценность отделов и структур головного мозга, перенесенные нервные заболевания также влияют на формирование неврозоподобного расстройства у подростков и детей.

Клиническая картина этого заболевания отличается разнообразием. У взрослых людей отмечаются перепады настроения (эмоциональная лабильность), злость и раздражительность. Пациент с трудом контролирует свои чувства и агрессию.

Отмечаются жалобы на быструю утомляемость и снижение концентрации внимания. У больных возникают нарушения сна, запоры и жидкий стул, рвота. Наблюдается отсутствие аппетита, которое приводит в некоторых случаях к анорексии.

Возникают слезливость, перепады давления и пульса. Среди вегетативных проявлений отмечается повышенное потоотделение. Пациенту, страдающему неврозоподобным синдромом, свойственны такие личностные особенности, как тревога, страх и повышенная мнительность.

У детей при этом состоянии отмечаются плаксивость и высокий уровень агрессии. Наблюдается синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который проявляется в виде неусидчивости и нарушения концентрации. Возникают тошнота, рвота и отказ от приема пищи.

Дети жалуются на постоянные страхи, кошмары и фобии. Возникают энурез (недержание мочи), тики и заикание. Из вегетативных проявлений отмечается повышенная потливость или сухость кожных покровов. Симптомы отличаются в зависимости от вида заболевания:

ВидХарактеристика
АстеническийОтмечаются повышенная усталость и раздражительность. Настроение характеризуется неустойчивостью (эмоциональная лабильность). Наблюдаются нарушения сна, трудности с засыпанием. Симптомы развиваются в течение дня и достигают своей яркой выраженности в вечернее время суток. Возникают учащенное сердцебиение (тахикардия), неритмичность пульса, перепады артериального давления. Наблюдаются рассеянность, снижение концентрации внимания, заторможенность, высокий уровень тревожности и беспокойство. Пациенты предъявляют жалобы на непереносимость громких звуков и яркого света. Отмечаются снижение аппетита, болевые ощущения в области кишечника и запоры. Иногда возникают головные боли
Обсессивный (синдром навязчивых состояний)Наблюдаются навязчивые мысли (непроизвольно возникающие идеи, представления, страхи). Перед появлением этой патологии у пациента отмечаются пониженное настроение, астенические признаки и вегетативные расстройства. Наблюдаются побледнение/покраснение кожных покровов, учащенное или замедленное сердцебиение, ощущение нехватки воздуха. Иногда развиваются головокружения
ИстерическийВозникает у эгоцентричных и незрелых личностей. Для этого синдрома характерна демонстративность поведения, неустойчивость эмоциональной сферы. Мимика и движения пациентов выразительны и театральны. Наблюдаются вегетативные расстройства, такие как: тахикардия (учащенное сердцебиение), перепады артериального давления, одышка, рвота, покраснение/побледнение кожи. Возникают тремор (дрожание) конечностей, частичная или полная потеря речи и заикание. Иногда встречаются истерическая слепота, повышение кожной чувствительности и ее отсутствие
ИпохондрическийПациент беспокоится за свое здоровье и боится появления тяжелых смертельных заболеваний. Он постоянно ходит к врачам, проводит обследования с целью найти симптомы какой-то патологии и требует вылечить ее

Диагностическое значение имеет сбор анамнестических сведений, которые включают в себя выявление причины развития недуга и жалоб пациента. Нужно уметь дифференцировать невроз от неврозоподобного состояния. В зависимости от жалоб необходимо пройти обследование, которое включает в себя МРТ (магнитно-резонансная томографию) и ЭЭГ (электроэнцефалографию).

Если по результатам этих инструментальных методов исследования не обнаружено поражений головного мозга, то выставляется предположительный диагноз – невроз, пациента направляют на дальнейшую диагностику у психолога и психиатра. При неврозоподобных состояниях у больного будут выявлены нарушения в работе головного мозга. В этом случае пациента отправляют на обследование к врачу-неврологу.

Терапия этой болезни проводится в условиях дневного стационара. Лечение расстройства назначается неврологом с целью устранения патологии головного мозга. Используется медикаментозная терапия (применяются ноотропные препараты, такие как Ноотропил и др.). Если у больного наблюдаются нарушения сна, то ему назначают снотворные и успокоительные (Персен, Ново-Пассит).

Применяются физиопроцедуры (массаж, лечебная физкультура). Иногда прибегают к помощи психолога для облегчения психоэмоционального состояния больного. Таким пациентам рекомендуется отказаться от вредных привычек и стараться избегать стрессовых ситуаций. Для детей важно, чтобы в семье была благоприятная обстановка.

Прогноз заболевания благоприятный при своевременно начатом лечении. При первом появлении симптомов следует обратиться за помощью к врачу. В качестве профилактики важно, чтобы у будущей матери не было вредных привычек и недолеченных гинекологических заболеваний. Эти меры способствуют сохранению здоровья ребенка.

Рекомендуется применять методы релаксации с целью абстрагирования от стрессовых и конфликтных ситуаций. Нужно ежедневно совершать пешие прогулки на свежем воздухе и заниматься активными видами спорта. Психологи рекомендуют слушать каждый день по 30 минут классическую музыку, т. к. она способствует успокоению нервной системы.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/psychopathological/nevrozopodobnyj-sindrom.html

Невроз гуру
Добавить комментарий