Неврозы лечебная физкультура

Как вылечить невроз самостоятельно?

Неврозы лечебная физкультура

Невроз – это общее название для группы обратимых психогенных (вызванных состоянием психики, а не физическим нарушением) расстройств. Проблемы в личной жизни, финансовые сложности, психологическое давление со стороны окружающих людей, комплекс вины, высокая самовнушаемость – вот основные причины развития неврозов.

Как проявляется невроз?

Несмотря на психогенную природу невроза, среди симптомов такого расстройства есть как психические, так и физические проявления.

Психические проявления:

  • Повышенная чувствительность к стрессам, ранимость и обидчивость;
  • Тревожность;
  • Плаксивость;
  • Нарушения сна (сложно заснуть, утром человек не чувствует себя выспавшимся);
  • Снижение памяти, способности концентрироваться.

Физические проявления:

  • Повышенная утомляемость;
  • Высокая чувствительность к яркому свету и громким звукам;
  • Снижение либо повышение давления;
  • Проблемы с пищеварением;
  • Потливость;
  • Учащённое сердцебиение;
  • Снижение потенции.

Симптомы носят ярко выраженный негативный характер и, если не бороться с неврозом, приводят к его усугублению. Врачи рекомендуют при неврозе сразу обращаться за помощью к психотерапевту – это абсолютно верное решение, но его можно дополнить комплексом общих оздоровительных мер.

Причем в случае с неврозом этих мер может оказаться достаточно для полного исчезновения проблемы.

Как вылечить невроз самостоятельно, в домашних условиях?

Поскольку причина невроза всегда носит психологический характер – и, так или иначе, связана со стрессом – основная задача при самостоятельном лечении невроза – сведение стрессовой нагрузки к минимуму. Для этого используются достаточно простые, но при этом очень эффективные приемы. Первый из них…

Нормальный отдых

В бешеном ритме современной жизни многие люди просто забывают о том, что человеку для полноценного отдыха в среднем нужно от семи до девяти часов сна. Именно недостаток сна, в сочетании с высокой повседневной нагрузкой, приводит к появлению неврозов: человек переутомляется, не успевает восстановиться, переутомляется ещё сильнее…

В результате накапливается постоянный физический стресс, резко снижается качество жизни. Более того: не высыпаясь, человек теряет способность сосредоточиться на работе, становится менее успешным в ежедневных делах – начинает накапливаться стресс психоэмоциональный.

Если вы хотите вылечить невроз самостоятельно, вам необходимо нормализовать режим сна и бодрствования. Выделите на сон не менее 7-8 часов, при этом ложитесь спать и вставайте в одно и то же время. Это не только избавит вас от невроза, но и приведет к общему оздоровлению организма.

Здоровое питание

Хотя неврозы имеют психогенную природу, нужно помнить, что настроение и общее самочувствие человека в большой степени зависит от объективных физиологических причин. Ключевое значение имеют:

Фолиевая кислота. Способствует выработке серотонина, «гормона счастья». Содержится в бананах, цитрусовых, капусте и зелени (щавель, листья салата, шпинат и т. д.);

Витамин B. Также необходим для выработки серотонина. Кроме того, при недостатке витаминов B-группы человек чувствует постоянную усталость и слабость, выраженное беспокойство – такие нарушения и провоцируют неврозы. Витамины B содержатся в кисломолочных продуктах, крупах, зелёных овощах, курином мясе, лесных орехах, яйцах;

Витамин C. Необходим для того, чтобы усваивались витамины группы B, защищает организм от перегрузок и способствует снятию симптомов невроза. Содержится в цитрусовых, ягодах, овощах.

Старайтесь есть в одно и то же время суток, соблюдая режим. В этом случае полезные вещества усваиваются наилучшим образом, а уровень стресса минимален.

Также настоятельно рекомендуется отказаться от любых стимуляторов (например, от кофе) – при постоянном использовании они вызывают легкую зависимость и истощают нервную систему.

Однозначно следует свести употребление алкоголя и сигарет к минимуму, а в идеале полностью отказаться от них.

Физические упражнения

Постоянное физическое перенапряжение – это ещё одна распространённая причина возникновения невроза. Для борьбы с ним используются обычные упражнения и тренировки:

  • Фитнес;
  • Велоспорт;
  • Плавание;
  • Бег;
  • Танцы;
  • Йога.

Спорт и танцы помогут отвлечься от повседневных проблем, привести организм в тонус, почувствовать себя бодрее. Они не влияют на причины невроза напрямую, но улучшают общее состояние и помогают справиться со стрессом.

Дыхательная гимнастика

Чтобы вылечить невроз самостоятельно, нужно уделить внимание правильному дыханию. Дыхательные упражнения помогают улучшить кровообращение, обеспечить приток крови к головному мозгу, успокоить нервную систему. Сосредоточившись на дыхании, вы сможете отвлечься от психического напряжения и добиться выброса в кровь эндорфина – гормона, влияющего на позитивное настроение.

Обычные дыхательные упражнения позволяют увеличить насыщение крови кислородом. Для комплексного эффекта – нормализации уровня CO2 – можно использовать дыхательный тренажер «Самоздрав», он делает дыхательную гимнастику максимально эффективной и удобной.

Лечебные ванны

Горячая ванна помогает расслабиться, снять физическое и психоэмоциональное напряжение – то, что нужно при самостоятельном лечении невроза. Для усиления эффекта можно добавлять в воду ромашку, хвою сосны, лаванду или розмарин. Хороший эффект также дает контрастный душ: чередование обливания холодной и горячей водой.

Успокоительные сборы

Если вы не можете расслабиться и постоянно испытываете психологическое напряжение, попробуйте пить перед сном и, возможно, в течение дня успокаивающие настои. Это могут быть:

  • 3 части ромашки, 2 части корня валерианы, 5 частей плодов тмина. Заваривать 1 столовую ложку смеси на стакан кипятка, настаивать в течение 20 минут;
  • 2 части листьев вахты, 1 часть шишек хмеля, 1 часть корня валерианы, 2 части листьев мяты. Заваривать и настаивать аналогично первому сбору;
  • Равные части корня валерианы, плодов шиповника, травы пустырника, листьев мяты и шишек хмеля. 1 столовая ложка на стакан кипятка, настаивается в течение часа.

Все эти травяные сборы обладают отличным успокаивающим действием и не имеют побочных эффектов.

Главное в самостоятельном лечении невроза

Ключевую роль в лечении невроза всегда играет снятие психоэмоционального напряжения и нормализация режима сна и отдыха. Обеспечьте себе стабильный и продолжительный сон, избегайте переутомлений и конфликтов, делайте дыхательную гимнастику и физические упражнения. В большинстве случаев этого достаточно.+

Берегите свои нервы, сохраняйте спокойствие и подписывайтесь на наш блог, чтобы читать интересные статьи о здоровье каждую неделю.

Предлагаем наш способ избавления от неврозов с помощью дыхательной гимнастики на тренажере «Самоздрав». Подробнее о нем вы можете узнать, перейдя по ссылке

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b0ba3fa9e29a2941ae64479/5b0cf4999e29a2941ae651c8

Физкультура для всех: для детей и взрослых

Неврозы лечебная физкультура

В настоящее время в группе неврозов рассматриваются такие заболевания нервной системы, в развитии которых основную роль играют расстройства высшей нервной деятельности. И. П. Павлов, характеризовавший неврозы как «хроническое отклонение высшей нервной деятельности от нормы», выделял три формы их: неврастению, истерию и психастению.

Наблюдаемые при неврозах расстройства высшей нервной деятельности характеризуются в основном нарушением взаимоотношений между процессами возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга и проявляются по-разному в зависимости от типа высшей нервной деятельности. Так, истерия встречается преимущественно у лиц художественного типа с преобладанием в их высшей нервной деятельности первой сигнальной системы над второй; психастения же — у людей мыслительного типа с более ярким проявлением второй сигнальной системы {И. П. Павлов).

Неврозы чаще возникают у лиц со слабым типом нервных процессов.

Конечно, они могут возникать и развиваться также у людей с сильным проявлением нервных процессов и преимущественно неуравновешенных (холерики), у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Реже неврозы наблюдаются у лиц с сильным и уравновешенным типом высшей нервной деятельности, да и то при воздействии сильных неадекватных раздражителей.

Но все же при определении значения типов высшей нервной деятельности человека в клинике нервных и душевных заболеваний И. П. Павлов указывал, что «в людской среде главные поставщики этих клиник специально крайние, неустойчивые типы или темпераменты».

Патофизиологической основой неврозов являются:

а)  нарушения процессов возбуждения и торможения,

б)  нарушения взаимоотношения между корой и подкоркой и в) нарушения нормального соотношения сигнальных систем.

Клинические наблюдения и эксперименты на животных дают основание считать, что в развитии неврозов важную роль играет перенапряжение основных процессов высшей нервной деятельности — возбуждения и торможения, перенапряжение подвижности нервных процессов. Говоря о естественнонаучной основе неврозов, И. П.

Павлов использовал понятия о эмоции, представлениях, ощущениях, впечатлениях, стремлениях, желаниях, вкусах и др. Экспериментальные неврозы у животных имеют биологическую природу, неврозы у людей — социальной природы.

В связи с этим для развития неврозов и невротических состояний важное значение имеют переживания больного, различного рода

отрицательные эмоции, аффекты, связанные с рядом социальных, бытовых и семейных отношений. Неврозы могут также развиваться вторично на почве перенесенных заболеваний, травм.

Следует отметить, что физиологические и психологические особенности таких неврозов, как истерия и психастения, существенно различны.

При истерии, как уже было указано, преобладает функция подкорки и первой сигнальной системы. Нарушение координированного функционирования коры и подкорки способствует проявлению повышенной возбудимости, смене настроения, яркой эмотивности, неустойчивости и др.

Лечебная физическая культура в форме организованных и преимущественно групповых занятий лечебной: гимнастикой с использованием ритмичных упражнений с замедлением и изменением темпа, четкая и спокойная: команда и требования к точности выполняемых движений могут оказать положительное влияние на динамику основных нервных процессов и способствовать улучшению реакций поведения. Рекомендуются также упражнения, выполняемые после устного объяснения (без показа), когда задание адресовано непосредственно ко второй сигнальной системе (И. 3. Копшицер).

Психастения, встречающаяся преимущественно у людей мыслительного типа (И. П. Павлов), характеризуется преобладанием второй сигнальной системы с наличием процессов застойного возбуждения в коре головного мозга. При психастении имеет место инертность корковых процессов, их малая подвижность. Больные замкнуты, эмоциональная подвижность их понижена.

Цель лечебной гимнастики — повышение эмоционального тонуса и возбуждение автоматических и эмоциональных реакций (И. 3. Копшицер). Рекомендуются упражнения с ускорением темпа, игровые, в равновесии, метании, с преодолением препятствий и пр.

При патофизиологических изменениях и клинических проявлениях неврозов, особенно неврастении, можно широко и обоснованно использовать в комплексном лечении этих больных лечебную физическую культуру как: метод патогенетической терапии.

Положительную роль медицинской гимнастики в лечении неврозов отмечал еще Гиппократ. Представитель древней римской медицины Гален, придавая важное значение физическим упражнениям в лечении нервной системы, считал, что «без нерва нет ни одного движения, называемого «произвольным».

Позднее, на границе второго тысячелетия, Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна) в первом томе «Канона врачебной науки» писал, что важнейшим фактором в сохранении здоровья человека и в предупреждении ряда заболеваний являются физические упражнения.

На теснейшую связь мышечной деятельности и нервной системы указывал основоположник современной электрофизиологии Дюбуа-Раймонд (Dubois-Raymond): «Гимнастика мышц с большим правом может называться гимнастикой нервной системы».

Но патогенетические основы лечебной физической культуры при неврозах в более обоснованной форме вытекают из основных положений отечественной физиологической школы (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский и др.) и клиники (М. Я. Мудров, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, В. М. Бехтерев, Л. О. Даркшевич, Г. И.

Россолимо и др.). Учение И. П. Павлова позволило глубже анализировать патогенетические проявления при неврозах, раскрыть и объяснить сущность отдельных клинических симптомов и в связи с этим обоснованно назначать и применять лечебную физическую культуру в комплексной терапии больных неврозами.

Ближайшая сотрудница И. П. Павлова М. К. Петрова предложила два метода в лечении экспериментальных неврозов у животных: а) фармакологический и б) физиологический — отдых, тренировка, закаливание.

Лечебная физическая культура при лечении больных неврозами рассматривается как естественно-биологический метод с физиологически обоснованным применением средств лечебной физической культуры (физические упражнения, естественные факторы природы) при условии регламентации общего режима больного.

Лечебная физическая культура позволяет оказывать непосредственное влияние на основные патофизиологические проявления при неврозах.

Эти влияния выражаются в выравнивании динамики основных нервных процессов (возбуждение, торможение), в координировании функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем.

Лечебная физическая культура оказывает также всестороннее и положительное влияние при различных расстройствах вегетативной нервной системы. Но терапевтическое значение ее при неврозах нельзя рассматривать лишь с позиций биологических, физиологических, патофизиологических и клинических концепций.

Лечебная физическая культура, помимо лечебно-профилактических задач, имеет также и воспитательное значение — она вовлекает больного в сознательное и активное участие в борьбе с недугом.

Регулярная тренировка всех звеньев нервной системы способствует изменению и выравниванию реакций поведения больных, их «большей организованности и выдержанности в коллективе.

Это объясняется взаимообусловленным участием первой и второй сигнальных систем в процессе обучения вольных неврозами физическим упражнениям. Уместно вспомнить, что «вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения» (И. П. Павлов).

В связи с этим тесный контакт врача и методиста лечебной физической культуры с больным в течение всего курса лечения является залогом успеха.

Опрятный внешний вид медицинского персонала, спокойный и уверенный тон необходимы при проведении с больными данной труппы различных форм лечебной физической культуры (гимнастика, прогулки, игры и пр.). Команду следует подавать спокойным и уверенным тоном, вместе с тем требуя правильного выполнения упражнений. Фиксируя внимание больного на ошибках, одновременно необходимо поправлять их, подчеркивая малейший успех в освоении упражнений.

Одним из важных моментов лечебной физической культуры является то, что упражнения оказывают положительное влияние на эмоциональную сферу больного. По выражению С. И. Спасокукоцкого, «поднять настроение больного человека — это наполовину его вылечить».

Физические упражнения в виде гимнастики, игр, прогулок, туризма, купания и плавания, гребли, ходьбы на лыжах и др.

стимулируют у больных различные физиологические механизмы и вызывают чувство бодрости, отвлекают от болезненных переживаний, способствуют устранению неуверенности, беспокойства, страха, различных «невротических» проявлений и создают более уравновешенное состояние.

Кроме того, положительные эмоции, особенно яркие при играх, купании в море или реке, прогулках на лыжах и др., возбуждают функциональную деятельность организма и создают благоприятные условия для отдыха нервной системы.

Регулярное выполнение физических упражнений больными неврозами повышает у них устойчивость нервно-психической сферы к различным раздражителям окружающей среды, способствуя развитию более уравновешенной реакции поведения.

Важную роль в действии как физических упражнений, так и закаливающих факторов играют различные рецепторы.

Во время физических упражнений в процесс включаются, кроме анализаторов зрительного, слухового, осязания (глаза, уши, кожа), анализаторы движения, сигнализирующие в двигательную область коры больших полушарий как отдельные положения, так и движения человеческого тела.

Физические упражнения способствуют уравновешиванию внутренней среды организма с внешней средой, причем ведущую роль в этом играет процесс тренировки и закаливания больных. Оба процесса, взаимно дополняя друг друга, оздоровляют организм больных, играя важную лечебно-профилактическую роль при неврастении.

Физические упражнения, будучи неспецифическим раздражителем, оказывают влияние на больного в зависимости от особенностей его реакции на физические нагрузки различного характера. В процессе тренировки проявляется тонизирующее, стимулирующее влияние физических упражнений на нервную систему и весь организм.

Уместно вспомнить, что психическая деятельность, так же как и обычная непроизвольная, рефлекторная деятельность, находит в итоге свое выражение в виде мышечных движений.

Основоположник отечественной физиологии И. М. Сеченов почти 100 лет назад указывал, что «мышечные движения имеют огромное значение для развития деятельности мозга».

Терапевтическую роль физических упражнений при неврозах следует рассматривать с позиций единства физиологического и психического. Отсюда понятно положительное влияние физических упражнений на нервно-психическую сферу больных. И.

Павлов писал: «Я неоднократно убеждался в том, что когда я, будучи сильно раздражен во время своих опытов, переключаюсь на физическую работу, я быстро успокаиваюсь». С одной стороны, смена деятельности, а с другой — положительное влияние мышечной работы на нервные процессы способствуют уравновешиванию их динамики в коре головного мозга.

Положительное влияние физических упражнений на психическую сферу видно из высказываний французского философа Жан-Жака Руссо, который писал: «Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться».

Ту же мысль высказал Гёте: «Все наиболее ценное в области мышления, наилучшие способы выражения мысли приходят мне в голову, когда я хожу».

Таким образом, лечебную физическую культуру при неврозах и особенно при неврастении следует рассматривать как метод, способствующий снижению патофизиологических проявлений высшей нервной деятельности, а также воспитанию более организованного поведения больного в коллективе, его общему оздоровлению, укреплению и повышению общей работоспособности.

« ЛФК при неврастении в первой стадии течения –|||– Лечебная гимнастика после операций на периферических нервах »

Источник: http://www.fizkultura-vsem.ru/%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D0%BD%D0%B5%D0%B2-2/

Эффективное лечение неврозов. Лечебная физкультура при неврозах

Неврозы лечебная физкультура

Неврозы, являющиеся невротическими расстройствами, могут развиться при различных обстоятельствах (переутомление, нервные перегрузки, соматические заболевания, прием отдельных групп препаратов, чрезмерные умственные нагрузки, затяжные стрессовые ситуации). Неврозы классифицируются следующими состояниями:

  • неврастенией (крайнее возбуждение в сочетании с быстрой утомляемостью);
  • психастенией (навязчивые мысли, вызывающие переживания);
  • истерией (навязчивое состояние выраженной агрессией, криком, плачам, конфликтами).

В лечении неврозов необходим комплексный подход, поэтому терапия такого рода расстройства включает психотерапевтические методы, медикаментозную терапию, лечебную физкультуру.

Лечебная физкультура при неврозах имеет свою особенность, которая заключается в том, что физическая нагрузка при неврозах должна быть распределена одинаково на все группы мышц и способствовать стимулированию, нормализации и выравниванию работы первой и второй сигнальных систем (подкорки и коры головного мозга).

Физические нагрузки при неврозах

К рекомендуемым физическим нагрузкам при неврозах относятся скандинавская ходьба, ходьба на лыжах, плавание, езда не велосипеде, другими словами, нужно выбирать такие виды спорта, которые не требуют нервного перенапряжения, а выполняются в размеренном, спокойном ритме, способствуют физической или эмоциональной разгрузке. При выполнении упражнений при неврозах можно использовать не силовые тренажеры, а упражнения с обручем, мячом, гантелями.

Лечебную физкультуру при неврозах рекомендуется проводить на свежем воздухе, где дополнительно благотворное влияние на организм можно получить от воздействия солнечных лучей (как известно, витамин D, синтезирующийся на коже под воздействием солнечных лучей способствует стабильной работе нервной системы, что является профилактикой неврозов, депрессий и стрессов) и естественных звуков окружающей природы. Физическую нагрузку при выполнении упражнений при неврозах рекомендуется наращивать постепенно, поэтому лечебная физкультура при неврозах предполагает весьма продолжительный срок, что необходимо для постепенного привыкания организма к нагрузкам.

Особое значение при проведении лечебной физкультуры при неврозах отводится дыхательным упражнениям, как статическим – в состоянии покоя, так и динамическим – при участии различных групп мышц для стимулирования работы внутренних органов  и тканей. Весьма полезно выполнение упражнений при неврозах в сочетании с водными процедурами для усиления расслабляющего эффекта.

Методика выполнения зависит от типа невроза: при истерии следует выбирать активные упражнения с направленностью на торможение с использованием мелодичного музыкального сопровождения и носить характер игровых упражнений, не вызывающих возбуждение, а приводящих к психическому равновесию.

Комплекс упражнений при неврозах

Лечебная физкультура при неврозе способствует нормализации деятельности внутренних органов, а также способствуют восстановлению психоэмоционального фона.

Выполнение комплекса упражнений при неврозах рекомендуется начинать с ходьбы, ускоряя и замедляя шаг (рекомендуемое время выполнения 5-7 мин.).

Примерные упражнения при неврозах:

В положении «стоя»:

  1. Производить наклоны головы в стороны (3-5 раз);
  2. Производить движения руками, имитирующие лазанье по канату (3-5 движений повторять не менее 5 раз);
  3. Поставить ноги на ширине плеч, закрыть глаза, согнуть руки в локтях перед собой, сомкнут указательные пальцы перед грудью, открыть глаза. При вздохе поднять руки вверх, на выдохе – медленно опускать, разводя в разные стороны (3-5 раз);
  4. Повторить подскоки на менее 7 раз;
  5. Выполнять наклоны в стороны, вправо и влево, стараясь рукой коснуться пола (3-5 раз в каждую сторону);
  6. Совершать выпад поочередно каждой ногой вперед, совершая пружинистые покачивания (3 сек.) на счет 4 подскоком менять ноги;
  7. Поднять руки вверх, приседая, скрещивая руки в положении «присев» опустить их на колени, (3-5 раз).
  8. Для выполнения этого упражнения потребуется мяч. Положение «ноги врозь», взять мяч с пола, побрасывая совершить хлопок ладонями за спиной (8-10 раз).

В положении «сидя»:

  1. На счет 1- развести ноги врозь, а руки – в стороны, 3-5 раз выполнить повороты в стороны попеременно;
  2. Упражнение выполняется под счет. На счет 1 – согнуть ноги в коленях, на счет 2-3 – совершить поворот туловища влево, касаясь руками пола, на счет 4 – вернуться в исходное положение. Аналогично выполнить упражнение в противоположную сторону. (3-5 раз);

В положении «лежа на животе»:

  1. На счет 1 отвести левую ногу назад , на счет 2 — согнуть и коснуться носком головы, на счет 3 принять исходное положение. Провести аналогичное упражнение с правой ногой (выполнять не менее 3 раз для каждой ноги);
  2. Принять исходное положение, поднять руки вверх, на счет 1-2 – совершить поворот вправо по кругу, на счет 3-4 – влево по кругу. (2-4 раза);

В положении «лежа на спине»:

  1. На счет 1-2 плавно сесть, на счет 3-4 – вернуться в исходное положение. (выполнить 3-5 раз).

Завершить комплекс упражнений при неврозах рекомендуется ходьбой, сочетая с расслабляющими упражнениями.

Эффективное лечение неврозов

Не стоит забывать, что положительную динамику от выполнения упражнений при неврозах можно получить при условии соблюдения правильного режима дня (здоровое питание, здоровый сон, закаливание, пребывание на свежем воздухе и т.д.).

Поскольку неврозы могут быть обусловлены рядом нарушений обменных процессов, в том числе и дефицитом витаминов и микроэлементов в организме, нарушением режима питания, повышенными умственными и физическими нагрузками на работе, вызывающими переутомление, особенностями работы нервной системы, переживаниями, стрессами, то и подход к лечению невроза должен быть комплексным.

Наряду с лечебной физкультурой, психотерапевтическими методами, коррекцией режима дня, занятий йогой, медитацией, применения иглоукалывания, хорошим помощником в лечении неврозов является фитотерапия, препятствующая развитию психопатологических процессов.

Для восстановления работы вегетативной нервной системы, нарушения которой проявляются в выраженных приступах головной боли, нестабильном артериальном давлении используют гречиху красностебельную, содержащую флавоноиды: кверцетин, рутин, цитрин, улучшающие работу мозга, повышающие эластичность сосудов, в том числе сосудов головного мозга.

Гречиха красностебельная, входит в состав витаминов для мозга – Мемо-Вит, включающих также трутневый расплод, богатый полезными для жизни человека полезными веществами, среди которых витамины большинства основных групп, макро- и микроэлементы, заменимые и незаменимые аминокислоты, особенно полезен для людей, страдающих неврозами, этиология которых связана с изменением гормонального фона (например, климактерический невроз). Физиологическая активность трутневого расплода, так как являясь донатором энтомологических прогормонов (тестостерона, прогестерона и эстрадиола), способствует восстановлению гормонального баланса в организме мужчин и женщин. Дополняет состав Мемо-Вит порошок плодов шиповника – источника витамина С, позволяющего стимулировать защитные способности организма и повышающего его стрессоустойчивость.

Одним из характерных признаков невроза является нарушение сна, проявляющегося в различных формах, для восстановления которого рекомендуются седативные лекарственные травы: валериана лекарственная и пустырник, не вызывающие, в отличие от лекарственных препаратов аналогичного действия привыкания и зависимости. На основе этих растительных средств произведены растительные препараты Валериана П и Пустырник П, в добавлением к растительному сырью витамина С, усиливающего действие лекарственных трав.

Для уменьшения проявлений таких характерных признаков невроза, как раздражительность, перепады настроения, беспокойство и тревожность, бессонница, истерических припадков (основной симптом истерического невроза) положительная динамика наблюдается от приема биологически активного комплекса Нерво-Вит, произведенного на основе синюхи голубой, обладающей высоким седативным и анксиолитическим действием (по сравнению с валерианой, превышающим в 10 раз). Входящие в состав Нерво-Вит мелисса лекарственная и пустырник позволяют достичь более быстрого успокоительного эффекта, а валериана лекарственная, при совместном действии другими лекарственными травами в составе Нерво-Вит позволяет значительно увеличить продолжительность седативного эффекта. Для усиления действия трав и вывода из организма токсинов,  входит витамин С, предупреждающий преждевременное старение и повышающий стрессоустойчивость. Инновационный препарат Нерво-Вит, являющийся одним из 100 лучших товаров 2012 года, произведен, как и другая продукция линейки «Секреты долголетия» по технологии криоизмельчения при низких температурах, сохраняющей лечебную силу лекарственного сырья, в удобной для приема форме таблетки. Использование препаратов по технологии криообработки позволяет получить более высокий терапевтический эффект, чем от препаратов, изготовленных по технологии с высокотемпературной обработкой (экстракты, настои, отвары) лекарственных растений, теряющей часть их целительной силы.

Для тех, кто отдает предпочтение традиционной форме изготовления, для восстановления сна рекомендуются препараты растительного происхождения серии «Драже Вечернее»: Драже Вечернее Плюс (валериана, пустырник), Драже Вечернее Форте (валериана, соплодия хмеля, мята, мелисса), Драже Вечернее ВХМ (валериана, хмель, мята).

Для улучшения питания клеток организма наряду с коррекцией питания рекомендуется прием витаминных комплексов.

Витамины Апитонус П, в составе которого маточное молочко и пчелиная обножка, богатые содержанием витаминов, микроэлементов, аминокислот и ферментных комплексов, действие которых усилено антиоксидантным комплексом (дигидрокверцетин – эталонный антиоксидант, витамин С и витамин Е) позволяют контролировать окислительно-восстановительные процессы в организме, обеспечить организм всем питательными веществами, дефицит которых также является одним из факторов невроза, поднять настроение, нормализовать работу сердечно-сосудистой системы, защитить от повышенной утомляемости при повышенных умственных и физических нагрузках.

Советуем прочитать:

Неврастения. Как лечить астенический невроз?

Что такое термоневроз?

Невроз навязчивый движений и мыслей, симптомы, лечение.

Нерво-Вит оставит ваш невроз в старом году!

Стресс — одна из причин вегетоневроза!

Что такое вегетативный невроз?  Причины, симптомы и лечение.

Нехватка воздуха, как признак неврологического расстройства. Дыхательный невроз (гипервентиляционный синдром).

Нервный срыв. Причины, симптомы и лечение.

Что вызывает панический невроз? Симптомы и лечение панического невроза.

 Что такое эмоциональное напряжение, его стадии. Как снять эмоциональное напряжение?

Логоневроз (невротическое заикание), причины. Лечение логоневроза у взрослых.

 Особенности невроза у женщин. Причины и лечение.

  Особенности неврозов у мужчин. Лечение неврозов у мужчин.

Тревожный синдром. Причины, симптомы и лечение тревожного невроза.

Источник: http://xn----ctbbjszjox.xn--p1ai/lechebnaya-fizkultura-pri-nevrozax/

Лфк при неврозах

Неврозы лечебная физкультура

Клинико-физиологические основы лечебного применения физических упражнений при функциональных нарушениях деятельности мозга определяются следующими основными обстоятельствами.

  • 1. При воздействии мышечной работы нормализуется эмоциональное состояние больного. Это связано прежде всего с тем, что работающие мышцы разрушают образующиеся в процессе развития стресса соответствующие гормоны симпатоадреналовой системы. В результате уменьшается действие этих гормонов и снижается напряжение в деятельности и самой ЦНС, и вегетативных функций. Кроме того, при достаточной длительности мышечной работы в мозгу образуются тканевые гормоны — эндорфины, или энкефалины, которые по своей структуре и действию на организм напоминают наркотические вещества, поэтому после завершения работы даже на фоне значительного мышечного утомления у человека остается определенное ощущение эйфории.
  • 2. Выполнение напряженной работы, в том числе и мышечной, сопровождается формированием в ЦНС доминирующего очага возбуждения (А.А. Ухтомский), который отвлекает «на себя» возбуждение из других нервных центров. Благодаря тому снижается возбудимость и центров, отличающихся застойным характером имеющегося в них возбуждения (как это бывает, например, при истерии или психастении), и нормализуется их состояние. И наоборот, в двигательных зонах ЦНС, где из-за наличия патологического доминантного очага, свойственного данному неврозу, могло сформироваться застойное торможение, благодаря напряженной мышечной работе можно добиться его ослабления или даже устранения.
  • 3. Целенаправленные физические упражнения способствуют усилению слабого нервного процесса, что способствует нормализации взаимоотношения возбудительно-тормозных соотношений в ЦНС.

При подборе средств ЛФК следует учитывать, что при небольших физических нагрузках ЦНС тонизируется, при значительных по интенсивности упражнениях утомляется, а при длительных монотонных движениях в двигательных центрах формируется стойкий очаг возбуждения.

Это обстоятельство особенно важно учитывать в повседневной жизни для обеспечения оптимального соотношения между выполняемой мозгом работой и последующим восстановлением его состояния. С этой точки зрения принципиальное значение приобретают механизмы активного отдыха (И.М.

Сеченов), и при преимущественном для современного человека умственном режиме профессиональной деятельности наиболее эффективным средством для восстановления работоспособности головного мозга является мышечная работа.

Следовательно, именно физическая культура может обеспечить ту гармонию протекающих в мозгу процессов, которая является залогом успешной физической или умственной деятельности без неблагоприятных для здоровья последствий.

Для страдающих неврозами наиболее предпочтительны проводимые в поликлинических (диспансерных) условиях групповые занятия, так как в группе благодаря общению больной отвлекается от доминирующих мыслей, что благоприятно сказывается на его эмоциональном тонусе.

Целесообразнее формировать смешанные по типу невроза группы, так как при этом влияние больных друг на друга не будет однотипным, усиливающим имеющиеся болезненные проявления.

Однако групповые занятия в этом случае не должны быть стандартными, однотипными для всех, и в методике занятий, в дозировке физических упражнений, в форме их проведения, в реакции на нагрузку организма в целом и психики в частности следует учитывать индивидуальные особенности больных.

Проведение занятий ЛФК в группах при функциональных нарушениях ЦНС достаточно сложно, так как помимо непосредственного руководства выполнением физических упражнений методист в занятиях должен осуществлять и психотерапевтическое воздействие: отвлекать больного от тягостных мыслей, прививать ему уверенность в своих силах, вырабатывать настойчивость, активность. Несомненное терапевтическое значение имеет формирование у больных адекватных жизненных установок, в достижении которых существенное место принадлежит занятиям физкультурой.

Занятия должны проводиться постоянным методистом, в одно время, спокойно, в приподнятом, бодром настроении.

При назначении ЛФК в первую очередь необходимо выяснить причины появления невроза, без устранения которых лечение будет малоэффективным. Исключительно важно на доступном для больного языке объяснить ему эти причины, роль его активного участия в своем лечении, значение соблюдения режима жизнедеятельности и т.п. — все это является обязательным условием терапии заболевания.

После ознакомления с больным, с особенностями его заболевания, при необходимости (больной замкнут, стесняется, не хочет заниматься в группе) первые занятия возможно проводить индивидуально. Это помогает выявить реакцию на предлагаемые упражнения, учесть жалобы, привить ряд необходимых для групповых занятий навыков, снять у больного ощущение неловкости.

Задачами первого периода Лфк при неврозах являются:

  • 1) адаптация больного к занятиям в группе;
  • 2) нормализация соотношения возбудительно-тормозных процессов в ЦНС;
  • 3) устранение патологического доминантного очага и отвлечение больного от мыслей о заболевании;
  • 4) общее оздоровление и укрепление больного.

В первом периоде основное внимание уделяется установлению педагогического контакта с больным. Не следует давать упражнения со сложной координацией движений, с большой концентрацией внимания, с чрезмерной эмоциональностью.

Отдавать предпочтение следует хорошо знакомым движениям, упражнениям, совершенствующим простые координационные способности, восстанавливающим навыки правильной осанки и пр.

Упражнения должны вызывать положительные эмоции, для чего с успехом используются малоподвижные игры, в процессе которых не следует выявлять победителя, а дать каждому больному возможность убедиться в том, что выполняемые задания ему вполне по силам, — как правило, это формирует у занимающихся мотивацию к заинтересованным занятиям ЛФК. Для этого методика занятий должна исходить из особенностей заболевания и из учета эмоционального тонуса, пола, возраста, физической подготовленности и в соответствии с функциональными возможностями каждого больного. При повышенной возбудимости больного упражнения следует проводить в медленном темпе, не требовать их точного выполнения, не фиксировать внимание на недостатках исполнения. При пониженной возбудимости больного, его заторможенности, вялости, неуверенности — наоборот — вначале следует требовать обязательного выполнения заданий, однако упражнения должны быть простыми, не слишком трудными для выполнения. Постепенно, переходя от легких к более сложным упражнениям, следует включать задания на внимание. Кроме гимнастических упражнений рекомендуется включать прогулки, ближний туризм, элементы спортивных занятий и широкое использование естественных факторов природы.

Занятия желательно заканчивать аутогенной тренировкой, во второй фазе которой больным дается установка на хорошие настроение и самочувствие.

Групповые занятия следует проводить не менее трех раз в неделю, желательно под музыкальное сопровождение, что всегда вызывает положительные эмоции, особенно необходимые для данной группы больных.

Во втором периоде задачами ЛФК являются:

  • 1) адаптация больных к повышенным функциональным нагрузкам;
  • 2) нормализация психического состояния больного.

Во втором периоде в комплексы ЛФК вводятся специальные упражнения, которые должны способствовать улучшению памяти и внимания, быстроты и точности движений, улучшению координации.

В детском возрасте желательно в процессе всего занятия применять игровой метод, но и у людей взрослых его включение в каждое занятие дает хороший терапевтический эффект.

Занятия надо проводить в спокойной обстановке, по возможности на свежем воздухе.

Кроме общеразвивающих упражнений, которые даются с постепенно нарастающей нагрузкой, применяются упражнения на ловкость и быстроту реакции, воспитывающие волю, умение преодолеть препятствия. Усложняются упражнения на координацию, добавляются прыжки, соскоки (преодоление боязни высоты), бег, упражнения со скакалкой.

Используются упражнения, вызывающие резкий тормозной процесс (внезапная остановка или быстрая перемена положения тела по команде и т.д.), подвижные и элементы спортивных игр. Для тренировки вестибулярного аппарата вводятся упражнения с закрытыми глазами (ходьба с поворотами), вращения и повороты головы и туловища и пр.

По-прежнему эффективной оказывается аутогенная тренировка, заканчивающаяся установкой на адекватное повседневное поведение в быту и профессиональной деятельности.

Источник: https://bstudy.net/639336/sport/nevrozah

Невроз гуру
Добавить комментарий