Ноогенные неврозы определение

Теория и терапия неврозов. Введение в логотерапию и экзистенциальный анализ

Ноогенные неврозы определение
. . .

Много уже сказано об одновременной соматопсихической терапии, или, о двунаправленной терапии на основании соматопсихической двумерной этиологии.

В заключение мы хотели бы показать, как нужно прослеживать человеческое бытие, и в том числе бытие больного человека, не только в этих двух измерениях – психическом и соматическом, но ещё и в третьем измерении – в духовном, ибо наряду с соматическим и психическим существует духовное, представляющее собой отдельное измерение.

И не просто измерение, а собственное измерение человеческого бытия, которое психологизм не хочет принимать в расчёт (тогда как спиритуализм совершает ошибку, представляя дело так, как будто духовное измерение является единственным измерением человеческого бытия).

В этом измерении тоже могут корениться неврозы, поскольку неврозом может заболеть и человек, находящийся в напряжении конфликта с совестью или под давлением духовных проблем, и человек, переживающий экзистенциальный кризис.

Существуют экзистенциальные кризисы созревания, которые по своим проявлениям укладываются в клиническую картину неврозов, не являясь неврозами в узком смысле слова, то есть в смысле психогенного заболевания.

Без дальнейших пояснений очевидно, что человек, ощущающий на себе давление духовной проблемы или ощущающий напряжение вследствие конфликта с совестью, заболевает, давая на первом плане вегетативную симптоматику, как и невротик в обычном смысле слова.

Очень важно быть готовым к таким событиям и указать на опасность их неправильной интерпретации, тем более в наше время, когда всё больше пациентов обращается к психиатрам не по поводу психических симптомов, а с сугубо человеческими проблемами.

Если, вопреки широко распространённому мнению, частота невротических заболеваний, по крайней мере в последние десятилетия, не увеличилась, то нужно отметить рост “потребности в лечении психологическим сочувствием и пониманием”. И мы не ошибёмся, если предположим, что за этой “психотерапевтической потребностью” стоит метафизическая потребность, то есть потребность человека дать себе отчёт в смысле своего личного бытия.

Раньше люди шли к священнику. Но мы живём в светский век и не должны удивляться, если забота о душе тоже становится светским делом. Уже в прошлом столетии Кьеркегор отважился утверждать: “Священник больше не является попечителем душ – им становится врач”.

Нельзя сказать, чтобы мы придерживались взгляда Зигмунда Фрейда, что “этот отход от религии совершается с роковой неумолимостью процесса взросления”, но то, что фон Гебзаттель (W.

von Gebsattel) назвал “эмиграцией западноевропейского населения от духовника к невропатологу”, является фактом, который не может игнорировать духовник, и потребностью, от которой не может отмахнуться невропатолог, ибо таково вынужденное положение дел, которое требует, чтобы он взял на себя заботу о врачевании души.

От таких требований меньше всего может уклониться религиозно настроенный врач. Именно он удерживается от фарисейского злорадства, когда пациент идёт к нему, а не к священнику. Было бы фарисейством, если бы он при виде страданий неверующего злорадствовал и думал про себя: “Будь он верующим, то нашёл бы утешение у священника”.

Если тонет не умеющий плавать, мы же не говорим себе: “Надо было ему научиться плавать”. Мы бросаемся на помощь, даже не будучи инструкторами по плаванию. Врач, который оказывает врачебную помощь при душевных страданиях, находится в затруднительном положении.

Ибо, “хочет он того или нет, но обязанность давать рекомендации в жизненных заботах за пределами заболевания сегодня возложена на врача, а не на священника” и “нельзя изменить того, что люди сегодня в своих насущных проблемах видят опытного советчика, по большей части, не в духовнике, а во враче” (Вайтбрехт (Н. Weitbrecht)).

“Пациенты ставят перед нами задачу взять на себя в области психотерапии обязанности духовника” (Балли (G. Ваllу)), и “наш век” “заставляет врача всё в большем объёме выполнять обязанности, которые раньше были уделом священников и философов” (Ясперс (К. Jaspers)). Мэдер (A.

Maeder) пишет, что “это изменение обусловлено самой ситуацией”, Шульте же утверждает, что “слишком часто психотерапия готова вылиться в заботу о душе”.

Ввиду “миграции западноевропейского населения от священника к невропатологу” возникает угроза врачебных ошибок при дифференциальной диагностике между собственно болезненным, как невроз, и просто человеческим, как экзистенциальный кризис. Врач может ошибочно диагностировать психическое заболевание там, где имеет место нечто существенно иное, а именно, духовные проблемы, чтобы не сказать – там, где речь идёт не о психогенезе, а о ноогенезе.

Не исключено также, что психотерапия, не уделяющая внимания специфически человеческой проблематике, проецирующая её из человеческого пространства на субчеловеческую плоскость, окажется беспомощной не только в отношении экзистенциальной фрустрации, но и в отношении её вытеснения и, тем самым, внесёт свой вклад в возникновение ноогенного невроза. Подобные размышления, кажется, не мучили Вандерера (Z. Wanderer) из Центра поведенческой терапии в Калифорнии, когда он в одном из случаев “экзистенциальной депрессии применил распространённый в поведенческой терапии метод “thought-stopping”114.

114 Thought-stopping (англ.) – остановка мысли.

То, что не только поведенческая терапия, но и психоанализ в процессе лечения проходят мимо специфически человеческой проблематики, и то, что подобное не может быть полезно не только для пациента, но и для терапевта, естественным образом следует из данного протокола: “С лета 1973 года я работал психологом-ассистентом у двух психиатров в Сан-Диего.

Во время супервизорской сессии я часто не соглашался с психоаналитической теорией, которой мои работодатели старались меня обучить. Поскольку они общались в авторитарном стиле, я не решался высказывать своего мнения. Я боялся потерять работу. Поэтому я в значительной мере подавлял свои собственные взгляды.

После нескольких месяцев такого самоугнетения я начал ощущать тревогу во время супервизорских сессий. Я обратился за терапевтической помощью кое к кому из своих друзей. Однако мы смогли добиться только того, что проблема тревожности стала ещё острее, поскольку мы подходили к ней всё-таки с психоаналитических позиций.

Мы пытались вскрыть травмы раннего детства, которые стали причиной переноса тревоги на моих супервизоров. Мы исследовали мои отношения с отцом и т. п., но ничего не нашли. Таким образом, я всё больше впадал в гиперрефлексию, а моё состояние становилось всё тягостнее.

Тревожность во время супервизорских сессий достигла у меня такого уровня, что я вынужден был, чтобы как-то объяснить своё поведение, сказать о ней психиатрам. Они рекомендовали мне посетить психоаналитически ориентированного психотерапевта и пройти персональную терапию, чтобы понять скрытый смысл этой тревоги.

Поскольку я не мог позволить себе обращение за профессиональной помощью, то мы вместе с друзьями удвоили усилия, направленные на выявление глубоко скрытого смысла моей тревоги. И мне стало ещё хуже. У меня часто бывали приступы сильной тревоги. Моё выздоровление началось 8 января 1974 года на занятиях у доктора Франкла по курсу “Человек в поисках смысла”.

Я услышал, как Франки говорит о трудностях, с которыми приходится сталкиваться, когда кто-то пытается психоаналитическими средствами найти истинный ответ. В ходе тех четырехчасовых занятий я начал понимать, каким образом терапия, которую я проходил, только усугубляла мои проблемы: это был уже почти ятрогенный невроз.

Я начал понимать, что именно необходимость сдерживать себя во время супервизорских сессий стала причиной моей тревоги. Несогласие с психиатрами и боязнь высказать это несогласие привели к такой реакции. Я быстро закончил терапию и, сделав это, почувствовал себя лучше. Реальные изменения произошли на следующей супервизорской сессии.

Во время этой сессии я стал открыто высказывать своё мнение и несогласие с психиатрами, если оно действительно появлялось. Я больше не боялся потерять работу, потому что спокойствие духа стало значить для меня гораздо больше, чем работа. Когда я отважился высказать во время сессии свои мысли, то сразу же почувствовал, как тревога стала ослабевать. За прошедшие две недели тревога уменьшилась почти на 90 процентов”.

Поскольку ноогенные неврозы как таковые, именно как ноогенные, являются (о чём уже говорилось) неврозами, возникающими “из духовного”, то понятно, что они требуют и психотерапии “на основании духовного”. Такой и видит себя логотерапия.

Источник: https://bookap.info/genpsy/frankl/gl20.shtm

Ноогенная теория неврозов В. Франкла

Ноогенные неврозы определение

В. Франкл использует термин экзистенциальный вакуум для описания состояния внутренней пустоты своих пациентов, которые страдают от ощущения тщетности и бессмысленности своего состояния.

По его мнению экзистенциальному вакууму подвержено около половины взрослого населения так называемого западного, или «цивилизованного» мира и продолжает распространяться стремительными темпами.

Основные причины экзистенциального вакуума Франкл видит в следующем:

Люди не запрограммированы как, например, животные на выполнение конкретных действий. С утратой этого положения для людей как бы закрылись двери рая, с тех пор как люди стали людьми и узнали, что есть «Добро, и что есть Зло», они вынуждены обдумывать и отвечать за свои поступки[14].

Традиции, соглашения и ценности уже не подсказывают людям, что они должны делать в каждый конкретный момент времени. Поэтому люди не знают, чего же им собственно нужно от жизни и отступают либо в конформизм, либо в тоталитаризм.

Господствующий в современной системе образования (особенно в Америке) редукционизм. Молодых людей учат понимать человеческие существа как совокупности влечений, инстинктов, детерминируемые обуславливанием, а также механизмами вытеснения и защиты.

Экзистенциальному вакууму сопутствует так называемая экзистенциальная фрустрация, возникающая в случае фрустрации стремления к смыслу. Главные характеристики экзистенциальной фрустрации (ЭФ) – это апатия и скука.

Франкл говорит о том, что ЭФ, сама по себе не является ни патологической, ни патогенной, это скорее духовное бедствие, чем болезнь.

Он подчеркивает, что экзистенциальный вакуум с сопутствующей экзистенциальной фрустрацией является скорее социогенным явлением, нежели неврозом[15].

И, тем не менее, экзистенциальный вакуум может привести к развитию неврозов, в этом случае специфическую клиническую симптоматику Франкл называет ноогенными неврозами.

Франкл определяет ноогенный невроз как невроз, в основе которого лежит духовная проблема или моральный конфликт.

Большую роль в развитии ноогеных неврозов играет экзистенциальная фрустрация, как фрустрация осмысленного существования людей, фрустрация их стремления к смыслу.

С тенденцией к распространению экзистенциального вакуума в обществе Франкл связывает такое явление как коллективные неврозы. Он говорит о том, что наряду с неврозами в клиническом смысле, в настоящее время появился такой феномен, который имеет близкую симптоматику, однако носит метаклинический характер. Для коллективных неврозов характерны следующие симптомы:

Установка на временность бытия. Привычка жить одним днем.

Фаталистическая установка по отношению к жизни. По результатам проведенных опросов больше половины взрослого населения Австрии верят в разного рода роковые для их судьбы силы.

Коллективистское мышление, которое проявляется в отказе брать на себя ответственность за реализацию себя как личности. Стремление раствориться в толпе, подчиниться массе. Неспособность видеть личность в себе и в других людях.

Фанатизм. Фанатик в отличие от «коллективиста» отрицает не свою личность, а личности других. Чужого мнения для него не существует. Он игнорирует мнения и взгляды других.

Франкл говорил о том, что наличие экзистенциального вакуума приводит к тотальной невротизации человечества. Воздействие экзистенциального вакуума не ограничивается чувством бессмысленности и ноогенными неврозами.

Его воздействие также проявляется в так называемой «массовой невротической триаде»: депрессии, наркомании и агрессии, что выражается в увеличении количества самоубийств среди молодого поколения, а также роста преступности, сексомании, алкоголизма и наркомании[16].

Основой неврозогенеза в соответствии с представлениями В. Франкла является не психогения, а экзистенциальная фрустрация (вакуум), когда человек в силу разнообразных причин утрачивает «смысл жизни», когда блокируется его стремление к отысканию конкретного смысла в личном существовании (воля к смыслу).

Автор назвал данную разновидность неврозов – ноогенной (от греческого «ноос», означающего разум, дух, смысл).

Ноогенные неврозы возникают не из конфликтов между влечениями и сознанием, а из конфликтов между различными ценностями (моральные конфликты), из духовных проблем и, в первую очередь, из-за утраты осмысленности существования.

Ноогенная теория неврозов расходится с психоаналитической в том, что не ограничивается и не замыкается на инстинктивной деятельности человека и его бессознательных процессах, а анализирует духовные реальности.

Она фокусируется на потенциальном смысле существования, на осознании человеком, к чему он действительно стремится «в глубине души», на актуализации ценностей. Для определения ноогенного неврозогенеза В.

Франкл нередко использовал высказывание Ницше о том, что «тот, у кого есть для чего жить, может выдержать почти любое как».

С точки зрения В. Франкла, невротические расстройства ноогенного характера стали широко распространенными в двадцатом веке в силу двойной утраты, которую претерпел человек в ходе его становления подлинно человеческим существом.

Человек утратил некоторые из базисных животных инстинктов, обеспечивавших животным поведение, и у него появилась необходимость «осуществлять свой выбор». Кроме того, еще одной утратой стало разрушение многовековых традиций.

И теперь «никакой инстинкт не говорит ему, что ему делать, и никакая традиция не подсказывает, что он должен делать; скоро, – пишет В. Франкл, – он уже не будет знать, что он хочет делать»[17].

Подобный экзистенциальный вакуум был обнаружен более чем у половины обследованных автором людей.

Он проявлялся, в первую очередь, состоянием скуки от невозможности осознать смысл собственной внешне «бурной жизнедеятельности», направленной на обогащение, власть, сексуальные изыски.

Каждая житейская ситуация (а не только психотравма) может бросать человеку вызов, требовать ответа на самый главный вопрос о смысле его существования, следовательно – провоцировать его на формирование экзистенциального вакуума и невротических симптомов.

Причем для избегания невроза должен быть обнаружен смысл многих явлений: существования, любви, страдания. Формирование же невротических симптомов может быть описано в рамках ноогенного механизма как разновидность нигилизма – представления о том, что бытие не имеет смысла вообще.

Приведенные выше наиболее известные западные теории и концепции неврозогенеза не всегда четко разделяют собственно невротические расстройства и характерологические девиации, способствующие невротическому симптомообразованию.

Понятие «невротик» нередко используется этими авторами не в медицинском (нозологическом) смысле и смешивается с понятиями отклоняющегося поведения, что нельзя признать справедливым.

Значимость же перечисленных теорий состоит в том, что становление невротических симптомов рассматривается в неразрывной связи с личностно-характерологическим (индивидуально-типологическим) преморбидом пациента.

Каждая из концепций претендует на описание типичных черт человека, которого вправе обозначить «потенциальным невротиком».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, цель нашего исследования была достигнута, мы изучили психоаналитическую теорию неврозов.

Основными результатами работы явилось следующее:

– рассмотрена теория неврозов З. Фрейда;

– проанализирована теория К. Юнга;

– выявлены особенности в концепции природы неврозов Адлера;

– определена роль теории «невротических наклонностей» К. Хорни в психоанализе;

– раскрыта ноогенная теория неврозов В. Франкла.

В психоанализе широко используются такие понятия, как «актуальный невроз», «травматический невроз», «невроз характера», «невроз судьбы», «семейный невроз». Под актуальным неврозом понимается разновидность невротического расстройства, причину которого следует искать в настоящем пациента, а не в его детских конфликтах.

Травматический невроз развивается после эмоционального шока в ситуации непосредственной смертельной опасности. Невроз характера связан с выражением защитных процессов не в доступных наблюдению симптомах, а в определенных чертах характера, паттернах поведения и особой организации личности.

С неврозом характера сходен невроз судьбы, имеющий вид случайного стечения внешних («роковых») обстоятельств, но обусловленных, с психоаналитической точки зрения, бессознательным многократным повторением поведенческих схем.

Семейный невроз представляет собой патологическую структуру, детерминированную взаимной обусловленностью конфликтных отношений в семье (в особенности в структуре детско-родительских отношений).

Понимание происхождения и особенностей невротических проявлений дает объяснение феномену относительной неэффективности симптоматического их лечения, в частности ограничивающегося исключительно медикаментозной терапией.

Психоаналитическая практика, напротив, сосредоточена, прежде всего, на глубинной динамике невроза. Симптом для психолога-психоаналитика – не цель, а средство лечения, ключ к пониманию происходящих в психике процессов[18].

Подобный подход изначально направлен на такие изменения в личности, которые создают основу для ее возвращения к полноценному (а не опирающемуся на ту или иную систему временных подпорок) функционированию, что только и позволяет говорить о подлинном исцелении.

Сказанное делает очевидным безнадежность и даже опасность как пассивного отношения к невротическим симптомам, так и попыток самолечения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: 1995. – 165 с.

2. Нюнберг Г. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. – СПб.: Университетская книга. – 1999.

3. Томэ Х. Современный психоанализ. Теория и практика. 2 тома. – М.: Прогресс-Литера. – 2006, 576 с.

4. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. – М., 2005.

5. Франкл В. Теория и терапия неврозов. – Спб.: Речь, 2001. – 234 с.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. – М.: 1990. – 368 с.

7. Фрейд З. Введение в психоанализ (лекции 1-15). // Перевод Г.В.Барышниковой. – СПб.: 1999.

8. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. – СПб.: Алтей, 1998.

9. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1989.

10. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. – СПб, совместное издание Восточно-Европейского института психоанализа и БСК, 1997. – 316 с

11. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.,”ПРОГРЕСС”, 2000.

12. Хорни К. Психология Женщины; Невротическая личность нашего времени. – СПб.: 1997.

13. Хьелл Л., Зиглер З. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Пер. С.Меленевской, Д.Викторовой. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

14. Юнг К. Избранное. – М., 1998.

15. Юнг К.Г. Аналитическая психология. – СПб., 2001.

16. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.: “Реннесанс”, 1991.

[1] Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. – М., 2005.

[2] Фрейд З. Введение в психоанализ (лекции 1-15). // Перевод Г.В.Барышниковой. – СПб.: 1999.

[3] Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. – СПб.: Алтей, 1998.

[4] Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1989.

[5] Юнг К. Избранное. – М., 1998.

[6] Юнг К. Избранное. – М., 1998.

[7] Юнг К.Г. Аналитическая психология. – СПб., 2001.

[8] Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: 1995. – 165 с.

[9] Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: 1995. – 165 с.

[10] Хьелл Л., Зиглер З. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Пер. С.Меленевской, Д.Викторовой. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

[11] Хьелл Л., Зиглер З. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Пер. С.Меленевской, Д.Викторовой. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

[12] Хорни К. Психология Женщины; Невротическая личность нашего времени. – СПб.: 1997.

[13] Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. – СПб, совместное издание Восточно-Европейского института психоанализа и БСК, 1997. – 316 с

[14] Франкл В. Теория и терапия неврозов. – Спб.: Речь, 2001. – 234 с.

[15] Франкл В. Теория и терапия неврозов. – Спб.: Речь, 2001. – 234 с.

[16] Франкл В. Теория и терапия неврозов. – Спб.: Речь, 2001. – 234 с.

[17] Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. – М.: 1990. – 368 с.

[18] Нюнберг Г. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. – СПб.: Университетская книга. – 1999.

Источник: https://poisk-ru.ru/s24018t11.html

Ноогенные неврозы определение – Лечение неврозов

Ноогенные неврозы определение

Понятие невроза

Ноогенные неврозы определение

Согласно понятий insania и alienatio (безумие и отчуждение) с XIX в. традиционно выделялось четыре основных вида психических расстройств: психозы (тяжелые), пограничные синдромы (средние с тяготением к тяжелым), неврозы (средние), поведенческие расстройства (легкие).

Невроз — это функциональное психическое расстройство средней тяжести, находящееся между более легким расстройством поведения и более тяжелым психозом (и пограничным синдромом, лежащим между неврозом и психозом).

Трактовки невроза

Понятие невроза (от греч. neuron, нерв) ввел шотландский врач Уильям Каллен в параграфе 1091 своего труда «Первые наброски о медицинской практике» («First Lines in the Practice of Physics», 1776-1784). Им обозначались чувственные аффектов или движения, для которых нельзя было зафиксировать телесные причины.

С течением времени оно подвергалось неоднократным трансформациям. 3. Фрейд, на чьем учении о неврозе и поныне основывается психоаналитическое направление, различал четыре его разновидности: невроз страха, истерия страха (фобия), невроз навязчивых состояний (ананказм) и истерия.

Неврозы с точки зрения психоанализа — это возвращение влечения, вытесненного на ранней генитальной фазе — когда амбивалентность (одновременность противоречивых чувств) скрывалась от родителей.

Симптомы невроза — компромиссные образования между вытесненными представлениями и представлениями, которые вытесняются. Конденсация и смещение возвращают, как в сновидении, ранее отклоненное удовольствие в извращенной форме.

При анализе сопротивления клиентов и интерпретации сновидений регулярно возникает перенос (смещение отношения к родителям на терапевта), перерастающий в невроз переноса, который не допускает к личности терапевта.

К. Юнг не возражал против возникновения невроза в детстве, на чем настаивал Фрейд, но придавал большее значение актуальным ситуациям неврозов: если критические фазы развития не преодолены, от их содержания уклоняются и вытесняют их.

К. Хорни отвергает фрейдистскую трактовку невроза и называет причиной его возникновения давление человеческой культуры на индивида, происходящее с раннего детства и рождающее глобальный страх и конкуренцию. Прогресс цивилизации она связывает с ростом неврозов. Последние являются ценой, которую человечество платит за свое культурное развитие.

Также в этиологии (происхождении) невроза указывались в качестве его причин:

  • приобретенное неприспособленное поведение (поведенческая терапия);
  • вытесненный конфликт влечений, который оборачивается формой расстройства (психоанализ);
  • ложная «Я-концепцию» (вербальная психотерапия);
  • неправильное решение конфликтов (экзистенциальный анализ);
  • аранжировки как сверхкомпенсаторная жизненная стратегия (индивидуальная психология);
  • последствия душевного дисбаланса между завышенными ожиданиями и пассивностью (неопсихоанализ);
  • прерывания и отказ от жизненных потребностей (гештальттерапия);
  • задержки и потери в индивидуальном развитии (комплексная психология);
  • неудачные решения и потеря смысла (логотерапия);
  • и мн. др.

Среди характеристик невроза отмечались:

  • психогенный характер возникновения (вследствие психической травмы или эмоционального потрясеня);
  • проявление в виде эмоциональных и соматовегетативных расстройств;
  • функциональность и обратимость (возможность излечения);
  • осознание больным факта своей болезни;
  • отсутствие нарушений отражения реального мира;
  • и др.

В качестве симптомов невроза назывались:

  • душевное беспокойство, тревожность, чувство страха;
  • навязчивые мысли, фобии и действия;
  • частое вспоминание и обдумывание травматических эпизодов;
  • повышенная утомляемость, слабость, пониженная работоспособность;
  • раздражительность, плаксивость;
  • нервное напряжение;
  • бессонница или неглубокий сон;
  • общее ухудшение здоровья и самочувствия;
  • снижение памяти, реакции и концентраци при осуществлении когнитивных функций;
  • общая слабость, астения;
  • боли в области сердца, головные боли и расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • обострение негативных черт характера (нерешительность, излишняя добросовестность, упрямство, скупость, перфекционизм, прямолинейность, агрессивность, конфликтность, озлобленность, эмоциональное возбуждение, постоянная настороженность, подозрительность);
  • тенденция принимать близко к сердцу то, что происходит вокруг;
  • склонность выливать весь свой негатив на родных и близких;
  • чрезмерное употребление алкоголя, психотропных, сильнодействующих и наркотических веществ с целью смягчения своих невротических симптомов.

Несмотря на нечеткие определения невроза и многогранное его объяснение, это понятие охватывает очевидную группу психических состояний, приносящих страдания, которую нельзя полностью описать с помощью других терминов.

Классификация неврозов

Традиционно к неврозам причисляли истерию (конверсионные неврозы), фобии, навязчивые состояния (ананказм и психастению), неврастению (астенический невроз) и маниакальность (паранойю).

Р. Бирд (1880) классифицировал неврозы на две большие группы:

  1. Истинные или большие неврозы (классическая «большая тройка»: неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний).
  2. Неврозоподобные состояния (системные вегетативные неврозы).

Выделяют три клинические формы течения невроза, которые могут переходить одна в другую:

  1. Гиперстеническую (раздражительность, несдержанность).
  2. Гипостеническую (заторможенность, усталость).
  3. Смешанную.

В «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам» (DSM-III-R) к неврозу были отнесены истерии, фобии, ананкастические, неврастенические, ипохондрические расстройства, дистимичний депрессии, генерализованные синдромы страха, диссоциативное расстройства и психогенные болевые синдромы.

Однако в  DSM-IV, диагноза «невроз» уже не существует и ныне это понятие считается устаревшим. Сегодня оно относится больше к бытовому чем к научному и клиническому употреблению.

В современных классификациях психических расстройств (МКБ-10, DSM-V) термин «невроз» не выделяется в отдельную диагностическую категорию. Он рассматривается как компонент целого ряда психических расстройств.

В настоящее время используются категории «невротические расстройства», «невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства» и т.д., которые подразумевают много вариантов проявлений, выходящих за рамки классических понятий невроза.

Источник: https://psyfactor.org/lib/neurosis.htm

Ноогенный невроз (экзистенциальный) – что это такое?

Ноогенные неврозы определение

Настоящей бедой современного общества являются невротические состояния. Они часто носят хроническую форму, имеют в своей основе продолжительный стресс, длительную депрессию.

В результате происходят нарушения на физическом уровне. Одним из таких заболеваний является ноогенный невроз (экзистенциальный). Полная информация о такой патологии поможет избежать её появления или понять собственное состояние.

Основные данные

Термин ввёл психиатр и невролог из Австрии Виктор Франклин, не разграничивая отдельные заболевания. Современная наука подразумевает под экзистенциальным неврозом такое невротическое состояние, когда человек теряет смысл своего существования.

Жизнь кажется выполнением бесконечных одинаковых действий, которые никогда не заканчиваются, не имеют цели, не приводят к результату. Человек во всём этом только маленькая деталь, не имеющая своей воли и разума. Если его не станет, никто не заметит, всё будет продолжаться без его участия.

Ноогенный невроз – это потеря внутреннего стержня, духовного фундамента, который поддерживал человека в трудных жизненных ситуациях. Если не на что опереться, то можно свалиться в пропасть. В таких состояниях основную роль играют не стрессы, депрессии, различные неприятности, а личность человека.

Сформировавшееся общество потребление заставляет человека радоваться материальным приобретениям. Наслаждаться простым человеческим счастьем человек не может, иногда даже не умеет. Дети, дом, семья – всё это даёт неизмеримо больше, чем материальные приобретения.

Имея возможность чувствовать такую радость можно сохранить себя от стрессов современной жизни. Но в это мало кто поверит, когда с экрана телевизора постоянно говорят, что счастье – это ещё один холодильник в доме.

Причины возникновения

Обычно развивается ноогенный невроз у людей старше 30 лет, которые достигли определённых высот в жизни, имеют собственную точку зрения.

Подобное нарушение может произойти у человека, который вынужден много и тяжело работать, не имея перспектив. При таком образе жизни начнутся проблемы со здоровьем, что только усилит тяжесть положения.

Причинами бывают:

  • конфликт между желаемым и действительным;
  • невозможность правильно выйти из психологически трудной ситуации;
  • внутренние противоречия между совестью и необходимостью поступить по-другому;

В прошлом веке с такими проблемами можно был обратиться к священнику. В современном обществе это не принято, хотя посещения психотерапевта и священнослужителя начинают возобновляться.

Проявления болезни

Определить заболевание может только специалист. Признаки бывают похожи на другие расстройства психики. Часто человек не может самостоятельно выделить их из череды собственных мыслей, состояний, ощущений.

Симптомы:

  • апатия;
  • депрессия;
  • потеря интереса к жизни;
  • снижение работоспособности;
  • проблемы со сном;
  • мигрень;
  • дрожание рук, возможны судороги;
  • слабость кистей рук;

Без оказания помощи состояние может ухудшаться, возможно, развитие особого вида осложнения, когда состояние больного человека сопровождается болями в животе, рвотой.

В тяжёлых случаях возможны припадки, паралич конечностей. При длительном неврозе человек может увлечься наркотиками, алкоголем, закончить жизнь самоубийством.

Позже присоединяются заболевания на физическом уровне. Происходит обострение имеющихся хронических заболеваний, начинаются новые проблемы.

В первую очередь болезни затрагивают систему пищеварения, обычно развивается гастрит желудка, который сопровождается проблемами с кишечником. Далее страдает сердце, сосуды. Постоянные стрессы сказываются на работе головного мозга.

Методы лечения

Самостоятельно выйти из этой ситуации не получится. Нужна помощь опытного невропатолога. Необходимы медикаменты для улучшения сна и работоспособности.

Для уменьшения последствий для здоровья после стресса назначают препараты, чтобы стабилизировать процессы обмена, наладить работу желудка, сердца, мозга.

Необходима внутренняя переориентация, переосмысление прежних ценностей с новых позиций. Общество вокруг не удастся изменить, нужно поменять своё отношение.

Существуют методики, которые помогают выбраться из непростой ситуации. Например, существует воскресный невроз, когда активный в будни человек теряется в дни отдыха. Есть реальные советы, что делать ему в определённые часы выходных дней. Так и с ноогенным неврозом – у специалистов есть способы помочь справиться с непростым положением.

Один из вариантов – научиться отдавать. При удовлетворении материальных потребностей человек берёт что – то от жизни. Для получения духовной радости надо уметь отдавать. Помогая другим, внутренняя пустота будет заполняться положительными эмоциями. Это может быть помощь животным, уход за пожилыми людьми, растениями, благотворительные мероприятия.

Хорошим способом является творчество. Реализация задуманных идей будет приносить душевную радость, удовлетворение от того, что удалось воплотить мечту в жизнь. Сейчас есть много возможностей, чтобы рисовать, играть на музыкальных инструментах в любом возрасте.

Начало новых дел также является хорошим лекарством. Новое дело будет занимать всё время, требовать душевной отдачи. Можно путешествовать, не обязательно за границей, заниматься новыми видами спорта, завести экзотическое животное. Активность должна заполнять всё время.

Для профилактики возникновения ноогенного невроза экзистенциальный (экзистенциального) полезно знать пути преодоления стресса. Выработка позитивного взгляда на жизнь позволяет с меньшиуми потерями переносить депрессии, не оставаться в них на длительное время.

Религия учит с терпением относиться к окружающему миру, не требовать от него много, учиться прощать. Это полезные качества, к ним стоит прислушаться даже не верующему человеку.

Психологи советуют не относиться к неврозам легкомысленно. Без лечения такие состояния постепенно прогрессируют. В дальнейшем всё усиливающиеся хронические болезни будут результатом не плохого здоровья, а неустойчивой, больной психики, которую надо было своевременно лечить.

Источник: http://1neurologia.ru/nevroz/noogennyj-ekzistentsialnyj-chto-eto-takoe/

Невроз гуру
Добавить комментарий