Патогенетическая концепция неврозов мясищева

Невроз как болезнь личности. Патогенетическая концепция неврозов В.Н. Мясищева

Патогенетическая концепция неврозов мясищева

На становление психотерапии в нашей стране существенное влияние оказала концепция патогенетической психотерапии. Основные положения ее как системы личностно-ориентированной психотерапии были сформулированы на основе «психологии отношений» Мясищева еще в 30-40-х годах прошлого столетия.

Одним из фундаментальных положений последней явилось понимание личности как системы отношений индивида с окружающей социальной средой. Начало исследования личности как системы отношений связано с именами основателей русской медицинской психологии Бехтерева и Лазурского.

В дальнейшем эти исследования были продолжены и развиты их учеником Мясищевым, которому и принадлежит более детальная разработка указанной концепции личности как в общепсихологическом плане, так и применительно к теории и практике медицины и в особенности — к учению о неврозах и психотерапии.

Подход к проблеме личности неразрывно связан с вопросом о соотношении биологического и социального в человеке.

Задавая себе вопрос, является ли личность биосоциальным или социальным образованием, Мясищев отвечает на него так: «Считая, что личность представляет собой высшее психическое образование, обусловленное общественным опытом человека, подчеркивая необходимость разграничения понятий «условия личности» и «сама личность», я полагал, что в понимании личности биологически-органическое неразрывно связано с социальным, но не является ни личностью, ни ее частью, а только условием личности». характеристика личности, по Мясищеву, — система ее отношений, прежде всего отношений с людьми, формирующихся в онтогенезе в определенных социально-исторических, экономических и бытовых условиях на базе физиологической деятельности мозга. Эти отношения представляют преимущественно сознательную, основанную на опыте избирательную психологическую связь человека с различными сторонами жизни, которая выражается в его действиях, реакциях и переживаниях. Отношения характеризуют степень интереса, интенсивность эмоций, желания и потребности, поэтому они и являются движущей силой личности. Выступающим в качестве важнейшего структурообразующего компонента во взаимосвязи с другими психическими явлениями — психическими процессами, свойствами и состояниями — отношениям личности присущи следующие особенности: уровень активности, соотношение рационального и иррационального, адекватного и неадекватного, сознательного и бессознательного, устойчивость или неустойчивость, широта или узость, рациональная или эмоциональная обусловленность и др. Личность проявляется в разных областях, и прежде всего в социальных отношениях и взаимоотношениях, отношениях в семье, на производстве, к труду и др. В структуре отношений особенно важным является отношение человека к самому себе. Значимость последнего определяется тем, что отношение к себе — один из компонентов самосознания (самосознание: самопонимание, самооценка, саморегуляция). Именно отношение к себе, будучи наиболее поздним и зависимым от всех остальных, завершает становление системы отношений личности и обеспечивает ее целостность. В условиях, когда отношения личности приобретают особую устойчивость, они становятся типичными для личности и в этом смысле превращаются в черты характера, оставаясь отношениями.

Особое значение категории отношения («психологического отношения») для разработки проблемы личности в отечественной, в том числе в медицинской, психологии, отмечали Ананьев, Ломов и др.

Психология отношений, являясь специфической концепцией личности, имеет существенное значение при исследовании проблем нормального и патологического формирования личности, происхождения болезней и механизмов их развития, особенностей их клинических проявлений, лечения и предупреждения.

Патогенной основой различных форм неврозов, согласно представлениям Мясищева, являются противоречия в тенденциях и возможностях личности, с одной стороны, в требованиях и возможностях, которые ей предъявляет действительность, — с другой.

Невротические расстройства могут возникать в тех случаях, когда жизненные обстоятельства затрагивают обобщенные, особо значимые, эмоционально насыщенные отношения личности, занимающие центральное место в системе ее отношений к действительности.

Индивидуальные особенности таких отношений обусловливают ее невыносливость в той или иной ситуации.

Мясищевым были уточнены типичные черты личности, предрасполагающие к различным формам неврозов: почвой для истерии служит столкновение стремлений эгоцентрической личности с требованиями действительности; неврастения развивается при непосильных требованиях личности к себе, не противоречащих общественным нормам; невроз навязчивых состояний возникает у личности, неспособной разрешить свои внутренние противоречия, обычно в ситуации, требующей выбора в вопросах этики. В каждом конкретном случае патогенное противоречие имеет индивидуальное, конкретное содержание, выявление которого очень важно для психотерапии.

В соответствии с концепцией неврозов Мясищева была разработана их патогенетическая психотерапия. Основной задачей системы патогенетической психотерапии Мясищева является выяснение жизненных отношений, сыгравших патогенную роль, лишивших данную личность способности адекватно переработать сложившуюся ситуацию и вызвавших перенапряжение и дезорганизацию нервной деятельности.

Важнейшее значение для успеха патогенетической психотерапии имеют взаимоотношения врача и больного, но не в смысле фрейдовского переноса.

Основную положительную роль играют авторитет врача, его социальная направленность, широта кругозора, знание жизни, такт, умение слушать пациента, сочувственно-благожелательное к нему отношение, не исключающее в необходимых случаях противодействия социально-неприемлемым тенденциям больного. Роль врача в психотерапевтическом процессе не пассивная.

Психотерапия — эмоционально насыщенное воздействие психотерапевта, в котором участвуют, наряду с его словом, и выразительность его мимики, и манера обращения с больным, и влияние всего режима лечебного учреждения. Хотя в общении с врачом система жизненных отношений больного и находит известное отражение, но далеко не полное.

Их выяснение происходит в процессе умело проводимых психотерапевтических бесед.

Патогенетическая психотерапии предполагает уточнение особенностей жизненного опыта больного в различные возрастные периоды, отношения его к себе и окружающим, его тягостных и радостных переживаний, интересов, системы мотивации своего поведения, понимания жизни и мира в целом и своего места в нем, его мечтаний и ожиданий, симпатий и антипатий — всего того, что образует внутренний мир человека, — и сопоставление этих данных с реальными условиями его жизни в настоящем и прошлом. Внимание пациента привлекается не только к его субъективным тенденциям и тем внешним обстоятельствам, с которыми они пришли в противоречие. Основная задача заключается в том, чтобы в процессе психотерапии сам больной неврозом уловил взаимосвязи между историей его жизни, сформированными ею отношениями, вытекающими из них неадекватными реакциями на сложившуюся ситуацию и проявлениями болезни — все те взаимосвязи, которые он до того не осознавал. Уяснение их является переломным моментом в терапии, но достигается оно не сразу. При успешном продвижении в этом направлении больной становится менее напряженным, более откровенным, постепенно начинает критически переосмысливать свои прежние жизненные позиции, иначе оценивать свою ситуацию. Решающим моментом служит завершающая процесс психотерапии перестройка нарушенных отношений больного. При этом речь идет не просто об изменении отношения к данному травмирующему обстоятельству, что само по себе не всегда возможно. Излечение наступает, если удается изменить систему отношений больного в целом, если изменятся в широком плане его жизненные позиции и установки. Психотерапевт осуществляет «дело перестройки личности и отношений больного», опираясь на такие капитальные ее свойства, как сознательность (способность человека давать отчет о событиях не только настоящего, но и прошедшего и будущего), социальность (способность подчинять собственные интересы общим), самостоятельность (способность управлять своим поведением согласно общественно-социальным требованиям). «Эти сугубо личностные черты, недостатки их развития, — пишет Мясищев, — в той или иной из многочисленных комбинаций являются причинами невроза в трудных, вызывающих перенапряжение социальных условиях». И далее: «Именно в этом смысле и применительно к такому пониманию неврозов и их лечения может быть с правом применено понятие психотерапии отношений, использовавшееся ранее преимущественно по отношению к детям и в плане психоаналитического их лечения». В психотерапевтических беседах применяются различные подходы и приемы: ободрение, убеждение, переубеждение, отвлечение, разъяснение сущности невроза и его симптомов. В дополнение к беседам, в зависимости от симптоматики невроза и его течения, оказываются полезными и другие психотерапевтические методы: внушение наяву и в гипнотическом состоянии, наркогипнотерапия, аутогенная тренировка и др. Эти методы могут выдвигаться на первый план при легких невротических расстройствах или при острых, относительно изолированных невротических моносимптомах. Психотерапия может сочетаться с применением медикаментозных средств и физиотерапии, способствующих нормализации нервных процессов и создающих фон, облегчающий контакт врача с больным. Однако эти средства имеют вспомогательное значение. В систему психотерапии входит и возможное содействие врача в нормализации, где это требуется, производственной или семейно-бытовой ситуации. Патогенетическая психотерапии Мясищева создавалась в трудные для нашей страны 30-50-е годы. В работах самого Мясищева и его учеников, посвященных патогенетическому пониманию неврозов и их психотерапии, не могло не отразиться общественное сознание того времени с подчеркнутой идеологизацией психотерапии. Отсюда чрезмерно частые в этих работах ссылки на марксистско-ленинскую методологию и учение о высшей нервной деятельности и критика психоанализа. На последней странице рукописи, подготовленной Мясищевым для 2-го издания монографии «Личность и неврозы», не вышедшего в свет по чисто техническим причинам, автор будущее социальное здоровье нашего общества рассматривал в качестве основного условия эффективной психотерапии неврозов и их профилактики: «Тогда свершится программа формирования совершенной личности в совершенном обществе». Он не знал, сколь длителен, труден, а порой и трагичен будет путь достижения этой цели нашим народом. Мясищев Владимир Николаевич родился в 1892 г. в семье мирового судьи. В 1919 г. закончил медицинский факультет Психоневрологического института в Петрограде и до последнего дня жизни его деятельность была связана с этим учреждением. На научные взгляды Мясищева значительное влияние оказали Бехтерев и Лазурский, учеником которых он являлся. Мясищевым были разработаны психология отношений, клинико-патогенетическая концепция неврозов и патогенетическая психотерапия. С 1945 г., не покидая пост директора Института им. В. М. Бехтерева, он стал профессором Ленинградского государственного университета, где в дальнейшем заведовал кафедрой психологии, принимал активное участие в создании Факультета психологии ЛГУ, открытого в 1966 г. Мясищев стал первым председателем Проблемной комиссии по медицинской психологии Академии медицинских наук СССР.

Основные труды: «Психические свойства человека», совместно с Ковалевым (1957, 1960), «Личность и неврозы» (1960), «Введение в медицинскую психологию», совместно с Лебединским (1966). Умер Мясищев в 1973 г., будучи научным консультантом Института им. В. М. Бехтерева и профессором ЛГУ.

Источник: https://studopedia.org/9-173461.html

Психология отношения и патогенетическая концепция неврозов В.Н.Мясищева

Патогенетическая концепция неврозов мясищева

В рамках патогенетической концепции неврозов В.Н.Мясищева (Мясищев В.Н.

, 1960) невроз рассматривается не только как нарушение функционирование какого-либо органа или системы организма, не как следствие блокирования какой-либо одной, даже характеризуемой как ведущая потребности или следствие наличия определенных «невротических черт» личности, а как глобальное личностное нарушение, проявляющее в специфических клинических феноменах.

Личность как система отношений. Основой личности по В.Н.Мясищеву является система отношений индивида с окружающей средой, целостная, организованная система активных, избирательных, социальных и сознательных связей с реальной действительностью.

Психологическое отношение характеризует связь человека с окружающим миром и представляет собой обобщенное внутреннее условие действий человека, содержащее тенденцию определенным образом реагировать на определенные явления, события и объекты. Характеристики отношения, описанные В.Н.

Мясищевым, указывают на наличие трехкомпонентной структуры отношения, включающей познавательный (когнитивный), эмоциональный и поведенческие компоненты.

Когнитивный компонент содержит знания об объекте отношения и степень его осознания, эмоциональный – степень позитивности или негативности отношения, его эмоциональное благоприятности, поведенческий – определенные способы реагирования на объект отношения, основанный на знании об объекте и эмоциональном отношении к нему.

Отношения личности, определенным образом связанные между собой, образуют систему отношений с индивидуальной значимостью отношений и их индивидуальной иерархизацией. Система отношений задает определенные способы поведения и играет в плане целостного поведения направляющую и динамизирующую роль, определяя функционирование и адаптацию личности в самом широком диапазоне, что и является ее важнейшей функцией.

В.Н.Мясищев выделяет основные классы или подсистемы системы отношений:

отношение к миру явлений, предметов и вещей;  отношение к другим людям; отношение к себе. Особое значение имеет отношение к себе.

Формируясь в процессе воспитания и развития личности, в процессе познания, деятельности и общения, становясь все более точным, адекватным и реалистичным, отношение к себе выступает как специфическая образующая самосознания, как важнейший внутренний фактор формирования и полноценного функционирования человеческой личности, обеспечивающий ее интегрированность, целостность и единство.

Патогенетическая концепция неврозов.Концепция личности как системы отношений явилась методологической основой для разработки патогенетической концепции неврозов. В рамках этой концепции невроз понимается как личностное расстройство, возникающее в результате нарушений особо значимых отношений личности.

В качестве различных аспектов нарушений системы отношений могут рассматриваться нарушение целостности системы отношений и нарушения отдельных отношений (что также может приводить к нарушению целостности всей системы).

Нарушение целостности системы отношений может быть связано с нарушением иерархической согласованности внутри системы отношений, наличием в ней противоречащих друг другу, но одинаково значимых для личности, отношений, нарушением связи между отдельными отношениями или между блоками отношений (например, реальным и идеальным) и т.д.

Нарушение отдельных отношений определяется, прежде всего, неадекватностью отдельных их компонентов (когнитивного, эмоционального и поведенческого) и их дисбалансом.

Так, неадекватность отношения применительно к его объекту, обнаруживающаяся в поведении и возникающая либо в процессе формирования данного конкретного отношения, либо вследствие его ригидности, неспособности пластично изменяться вслед за изменениями объекта отношения или реальной ситуации, может, в частности, выражаться в преобладании характеристик субъекта над характеристиками объекта и рассматриваться как результат дисбаланса между когнитивными и эмоциональными характеристиками отношения или их неадекватности.

Нарушения системы отношений формируются в процессе индивидуального развития под воздействием факторов самой разнообразной природы.

Однако, как для понимания специфики данного конкретного отношения, так и понимания причин его неадекватности наибольшее значение имеют микросоциальные влияния, в частности, особенности воспитания, эмоционально-психологические воздействия в детстве и на протяжении всей дальнейшей жизни человека.

Система отношений, сформировавшаяся в результате неблагоприятных воздействий, прежде всего, психологического порядка, характеризуется наличием неадекватных отношений или нарушением своей структурной целостности, в результате чего система отношений становится неадекватной для решения задач обеспечения полноценного функционирования, адекватной регуляции поведения, адаптации и дальнейшего развития личности.  Как подчеркивал В.Н.Мясищев, не всякое нарушение системы отношений приводит к невротическому расстройству. Важнейшим фактором является значимость отношения, его место в иерархии всей системы. Нарушение отношений является источником болезненного переживания и психологических проблем в том случае, если они «занимают центральное или, по крайней мере, значимое место в системе отношений личности. Их значимость является условием аффективного напряжения и аффективной реакции». Чем более значимые элементы системы отношений оказываются нарушенными, тем более «тяжелые» последствия это имеет для личности, тем в боле5е широком диапазоне, более глубоко и более интенсивно нарушается адекватное функционирование.

Исследования, проводимые в Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им.В.М.

Бехтерева на протяжении многих лет, показали, что нарушения системы отношений при неврозах носят более общий характер, чем нарушение и неосознаваемость отдельных наиболее значимых отношений личности, а заключаются в дезинтеграции, нарушении целостности системы отношений за счет нарушения практически всех значимых для личности отношений. Как показывают исследования, в основе такого глобального нарушения системы отношений лежит неадекватное отношение к себе и связанная с ним самооценка. Нарушение отношения к себе включает как недостаточное осознание или искажение многих аспектов собственного «Я» (когнитивный компонент), так и эмоционально неблагоприятное отношение к себе (эмоциональный компонент).  

Низкая самооценка больных неврозами, являясь результатом индивидуального развития под воздействием ряда неблагоприятных факторов, в частности, особенностей воспитания, играет важнейшую роль в формировании, усилении и фиксации нарушений всей системы отношений.

Низкая самооценка находит выражение не только в эмоционально неблагоприятном отношении к себе, но и в отношениях к тем объектам или явлениям, которые могут рассматриваться как результаты собственных достижений.

Преобладание в этих отношениях аффективно неблагоприятной оценки, сочетающееся с недостаточной их осознанностью, влечет за собой нарушение регулятивной функции, вследствие чего отдельные отношения и система отношений в целом не могут выступать в качестве адекватного регулятора поведения, а выполняют защитную функцию, ограничивая деятельность личности сферами, потенциально неспособными оказать негативное воздействие на самооценку. Формирующееся ограничительное поведение обусловливает объективное снижение реального уровня достижений, вторично оказывающее негативное воздействие на отношение к себе.

Неадекватность система отношений приводит к неспособности человека конструктивным образом разрешать собственные интрапсихические и межличностные конфликты. Сами по себе конфликты, прежде всего, интрапсихические, внутренние (например, конфликты между потребностями разного уровня, между потребностями и достижениями и пр.

) могут рассматриваться как существенные факторы развития человеческой личности. Преодоление и разрешение таких конфликтов предполагает активную деятельность личности, мобилизацию и развитие самых разнообразных ее способностей, тренировку различных психических функций, формирование более высокого уровня развития и иерархии потребностей.

В результате повышаются функциональные возможности человека, совершенствуется его система отношений, т.е., активизируется процесс личностного развития.

Однако нарушенная система отношений (особенно в том случае, если нарушенными, неадекватными являются наиболее значимые для личности отношения и, прежде всего, отношение к себе) не позволяет человеку конструктивным образом разрешить внутренний психологический конфликт, который, по словам В.Н.

Мясищева характеризуется «индивидуальной и относительной неразрешимостью».

Это приводит к росту нервно-психического напряжения (тревоги), «наиболее яркой и заметной стороной которого является аффективное напряжение; оно, в свою очередь, обостряет противоречие, затрудняет рациональное решение, создавая конфликты, повышая неустойчивость и возбудимость человека, углубляя и болезненно фиксируя переживания».

Возникающие новые конфликты в сфере межличностного взаимодействия, уже вторично, усиливают внутренний психологический конфликт, обостряя и порождая новые трудности и противоречия, что, в свою очередь, ведет к новому витку роста нервно-психического напряжения.

Нарастающее нервно-психическое напряжение влечет за собой функциональную дезорганизацию личности – физиологическую и психологическую, которая проявляется как на личностном уровне, так и на уровне физиологических сдвигов, т.е., в психологических и клинических феноменах. Включение механизмов психологической защиты лишь на непродолжительный срок может привести к некоторому снижению нервно-психического напряжения (тревоги), В целом же их действие в ситуации хронического внутреннего конфликта, вызванного нарушениями системы отношений, не является эффективным, так как не приводит к конструктивному разрешению конфликта, а напротив, ведет к его хронизации.

Психотравмирующая ситуация, провоцирующая манифестацию невротических расстройств, объективно не является высоко травматичной (как, например, при посттравматическом стрессовом расстройстве), Она характеризуется субъективной неразрешимостью, т.е.

, неспособностью именно данной конкретной личности с ее особенностями именно эту ситуацию разрешить. В.Н.Мясищев писал, что ситуация должна подойти к личности «как ключик к замочку».

Другими словами, психотравмирующая ситуация играет лишь роль пускового механизма, актуализирующего уже существовавшую неадекватность системы отношений.

Таким образом, в основе невроза, как он понимает в рамках патогенетической концепции, лежит не вторичная неадекватность системы отношений, возникающая под воздействием внешней психотравмирующей ситуации, и не сам по себе внутренний психологический конфликт, а неадекватность системы отношений, сформировавшаяся в процессе развития личности и обусловленная всей ее историей и провоцирующая субъективно неразрешимые внутренние и внешние (интрапсихические и межличностные) конфликты.

Источник: https://cyberpedia.su/20x9301.html

Патогенетическая концепция неврозов В. Н. Мясищева

Патогенетическая концепция неврозов мясищева

Большое влияние на разработку проблемы неврозов оказал В.Н.

Мясищев, который считал, что невроз: “…это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающими болезненно тягостные для нее переживания: неудовлетворение потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой утраты.

Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезинтеграцию личности”. Основная значимость в возникновении невроза Мясищевым В.Н. предавалась психологическим параметрам личности. Он рассматривал три основные типа невротических конфликтов: истерический, обсессивно-психастенический и неврастенический.

В 30-40-е годы в Ленинграде была разработана патогенетическая психотерапия, теоретическую основу которой составила психология отношений Мясищева (1893-1973). На основании психологии отношений Мясищев в 1939 г.

сформулировал клинико-патогенетическую концепцию неврозов, согласно которой основным патогенным звеном в возникновении невротических расстройств выступают противоречия в тенденциях и возможностях личности с требованиями и возможностями, предоставляемыми средой и воспринимаемые личностью как неразрешимые.

Психологическая концепция. В рамках этого подхода личность рассматривается как система отношений индивида с окружающей средой, как целостная, организованная система активных, избирательных, социальных и сознательных связей с реальной действительностью. Центральное место в этом определении занимает понятие «отношение».

Психологическая категория отношения понимается как внутреннее субъективное отношение, формирующееся под влиянием отношений реального мира на основе психических свойств человека как индивида. Именно внутренне субъективные отношения характеризуют личность конкретного человека, его неповторимую индивидуальность.

Отношения являются ядром личности, они представляют собой внутренние условия, преломляющие и опосредующие воздействия извне. Мясищев выделял три группы отношений: отношение к себе, отношение к другим людям и отношение к миру объектов и явлений.

Каждое отношение характеризуется тремя компонентами: когнитивным, эмоциональным и поведенческим.

Когнитивный компонент содержит информацию об объекте отношения, эмоциональный — степень привлекательности, желательности или непривлекательности, нежелательности этого объекта, эмоциональное отношение к нему, поведенческий — содержит способы поведения и взаимодействия с данным объектом.

Отношения личности, определенным образом связанные между собой, образуют систему отношений, которая иерархизована у каждого человека индивидуально, все отношения, входящие в состав системы, имеют различную значимость для человека, что связано с историей развития его личности. Система отношений задает определенные способы поведения, играет направляющую и динамизирующую роль в целостном поведении человека.

Концепция невроза. Патогенетическая концепция рассматривает невроз как психогенное расстройство, возникающее в результате нарушения особо значимых для личности отношений и проявляющееся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

Нарушения отношений можно в самом общем виде охарактеризовать как искажение когнитивного компонента вследствие его неосознанности или недостаточной степени осознания и чрезмерное преобладание эмоционального компонента, что приводит к неадекватности отношения, и оно уже не может обеспечивать адекватную регуляцию поведения.

Понимание невроза как психогенного заболевания, в этиопатогенезе которого прослеживается психологически понятная связь между возникновением нарушений, клинической картиной и ее динамикой, с одной стороны, и особенностями системы отношений, личностными особенностями, а также характером и динамикой психотравмирующей патогенной ситуации, с другой, определяет ориентацию психотерапевтических воздействий на коррекцию личности и реконструкцию ее нарушенных отношений.

характеристика личности, по Мясищеву, — система ее отношений, прежде всего отношений с людьми, формирующихся в онтогенезе в определенных социально-исторических, экономических и бытовых условиях на базе физиологической деятельности мозга.

Эти отношения представляют преимущественно сознательную, основанную на опыте избирательную психологическую связь человека с различными сторонами жизни, которая выражается в его действиях, реакциях и переживаниях. Отношения характеризуют степень интереса, интенсивность эмоций, желания и потребности, поэтому они и являются движущей силой личности.

Выступающим в качестве важнейшего структурообразующего компонента во взаимосвязи с другими психическими явлениями — психическими процессами, свойствами и состояниями — отношениям личности присущи следующие особенности: уровень активности, соотношение рационального и иррационального, адекватного и неадекватного, сознательного и бессознательного, устойчивость или неустойчивость, широта или узость, рациональная или эмоциональная обусловленность и др. Личность проявляется в разных областях, и прежде всего в социальных отношениях и взаимоотношениях, отношениях в семье, на производстве, к труду и др. В структуре отношений особенно важным является отношение человека к самому себе. Значимость последнего определяется тем, что отношение к себе — один из компонентов самосознания (самосознание: самопонимание, самооценка, саморегуляция). Именно отношение к себе, будучи наиболее поздним и зависимым от всех остальных, завершает становление системы отношений личности и обеспечивает ее целостность. В условиях, когда отношения личности приобретают особую устойчивость, они становятся типичными для личности и в этом смысле превращаются в черты характера, оставаясь отношениями.

Особое значение категории отношения («психологического отношения») для разработки проблемы личности в отечественной, в том числе в медицинской, психологии, отмечали Ананьев, Ломов и др.

Психология отношений, являясь специфической концепцией личности, имеет существенное значение при исследовании проблем нормального и патологического формирования личности, происхождения болезней и механизмов их развития, особенностей их клинических проявлений, лечения и предупреждения.

Патогенной основой различных форм неврозов, согласно представлениям Мясищева, являются противоречия в тенденциях и возможностях личности, с одной стороны, в требованиях и возможностях, которые ей предъявляет действительность, — с другой.

Невротические расстройства могут возникать в тех случаях, когда жизненные обстоятельства затрагивают обобщенные, особо значимые, эмоционально насыщенные отношения личности, занимающие центральное место в системе ее отношений к действительности.

Индивидуальные особенности таких отношений обусловливают ее невыносливость в той или иной ситуации.

Мясищевым были уточнены типичные черты личности, предрасполагающие к различным формам неврозов: почвой для истерии служит столкновение стремлений эгоцентрической личности с требованиями действительности; неврастения развивается при непосильных требованиях личности к себе, не противоречащих общественным нормам; невроз навязчивых состояний возникает у личности, неспособной разрешить свои внутренние противоречия, обычно в ситуации, требующей выбора в вопросах этики. В каждом конкретном случае патогенное противоречие имеет индивидуальное, конкретное содержание, выявление которого очень важно для психотерапии.

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 5640;

:

Источник: https://poznayka.org/s34570t1.html

Патогенетическая психотерапия В.Н.Мясищева

Патогенетическая концепция неврозов мясищева

Московский Гуманитарный Институт им. Е.Р. Дашковой

Кафедра общегуманитарных и социально – экономических дисциплин.

Реферат

по дисциплине «Основы психотерапии»

по теме «Патогенетическая психотерапия В.Н.Мясищева»

Выполнила:

студентка 4-ого курса

заочной формы обучения

факультета психологии

Серпкова Алёна

Москва

2012

 

Введение…………………………………………………………………….3

Научная деятельность В.Н.Мясищева…………………………………….4

Патогенетической психотерапия Мясищева………………………………7

Заключение…………………………………………………………………12

Введение

Как отмечает К.К. Платонов, за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить, по меньшей мере, четыре доминирующие теории личности: 1917 – 1936 гг.

– личность как профиль психологических черт; 1936 – 1950 гг. – личность как опыт человека; 1950 – 1962 гг. – личность как темперамент и возраст; 1962 – 1970 гг.

– личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности. [5]

В 30-е гг.

прошлого века советский врач и психолог Владимир Николаевич Мясищев, приняв известный тезис Маркса и Энгельса о том, что сущность человека представляет собой совокупность общественных отношений, разработал психологию отношений и на ее основе развил концепцию психогений и патогенетической, или психогенетической, психотерапии. При этом В. Н. Мясищев воспринял ряд идей психоанализа. Его ближайшим помощником была Е. К. Яковлева, симпатии которой поначалу были на стороне психоанализа, и она занималась им в своей практической работе. Концепции невроза и психотерапии развивались В. Н. Мясищевым путем преодоления фрейдизма. Он был искренен, когда писал о том, что «много давшей, но в целом неприемлемой для нас системой психотерапии явился психоанализ», и ставил задачу «критически преодолеть психоанализ и сформулировать положения теории и практики психотерапии в духе советской психологии и психопатологии». Однако на совместной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР в 1950 г. советская медицина и психиатрия подверглись жесткой критике за недостаточно активное применение учения И. П. Павлова. В связи с этим В. Н. Мясищев приступил к усиленному переводу психогенетической концепции на рельсы нейродинамической концепции неврозов И. П. Павлова. [1]

Научная деятельность в.н.мясищева

Взгляды Владимира Николаевича формировались под влиянием идей классиков марксизма-ленинизма о развитии психики и личности человека, а также — научных исследований В. М. Бехтерева и И.П. Павлова.

Самостоятельная научная работа В. Н. Мясищева начинается с 1918 г ., когда он, как ближайший ученик А. Ф. Лазурского, закончил и подготовил к печати труд своего учителя «Классификация личностей», не завершенный вследствие его скоропостижной смерти.

В дальнейших работах В. Н, Мясищева заслуживает внимания его подход к вопросу о тормозном типе, о котором писал ряд авторов (А. Г. Иванов-Смоленский, Г. Н. Сорохтин, В П. Осипов), В. Н.

Мясищев отказался от широкого и неопределенного смысла этого понятия и указал, что в применении к человеку его следует трактовать не как перевес торможения над возбуждением, а как задержку в выявлении возбуждения.

Отсюда возникло важное в физиологическом и психологическом планах сопоставление внешних, внешнедвигательных, анимальных реакций с внутренними, внутрисоматическими, вегетативными.

В. Н.

Мясищев детально исследовал поражения нервной системы — периферические и центральные (корковые, подкорковые и спинальные).

Изменения кожно-гальванического рефлекса им изучены при различных состояниях нервной и психической деятельности. Работы В. Н.

Мясищева в области кожно-электрических показателей повлекли за собой широкое применение этого метода в физиологических и психологических исследованиях здоровых и больных людей.

Другое направление работ Владимира Николаевича связано с проблемой исследования индивидуально-психических особенностей человека, типов личности и характера.

Основное значение этих работ заключается в том, что в них, опираясь на марксистскую методологию, учение о высшей нервной деятельности, данные экспериментальной, педагогической и клинической психологии, он разработал учение о личности и характере. В. Н.

Мясищев представил личность как структурно-содержательное, а не формально-динамическое целое, не как абстрактно-статический, а как конкретно-исторический продукт, определяемый условиями общественного и индивидуального развития. С этих позиций В. Н. Мясищевым совместно с А.Г.

Ковалевым был написан двухтомный труд «Психические особенности человека», первый том которого был посвящен вопросу о характере, второй — вопросу о способностях. Этот труд является не только наиболее крупным произведением по проблеме психических особенностей человека, но и наиболее полно отражающим в этой области позиции советской материалистической психологии.

Третье направление представлено исследованиями экспериментально-психологического, клинико-психологического и психолого-педагогического характера В.Н. Мясищев разрабатывает важнейшую проблему психологии отношений человека в норме и патологии.

Он рассматривает отношения не только как общий принцип, но и как особый класс психических фактов, характеризующих психику человека со стороны ее сознательной избирательной активной связи с любыми предметами и процессами действительности. Эта позиция направлена на борьбу с неизжитым во многих психологических работах функционализмом и формализмом.

Она опирается на методологию марксизма, на идеи А.Ф. Лазурского и В.М. Бехтерева, на физиологическое учение И. П. Павлова и педагогические концепции А. С. Макаренко.

Изучение психологии личности позволило Владимиру Николаевичу осветить многие вопросы, важные для советской педагогики. Признанием этих работ является избрание Владимира Николаевича в 1957 г . членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР.

Четвертое направление работ В. Н. Мясищева связано с проблемами медицинской психологии, клинической психофизиологии и психопатологии. Основные работы здесь относятся к области неврозов и психотерапии. В. Н. Мясищев разработал клиническую патогенетическую теорию неврозов человека, которая объясняет их возникновение и течение. В. Н.

Мясищев много сделал для разработки классификации неврозов человека. В частности, исходя из павловского понимания болезненного пункта как относительно изолированного функционального нарушения части нервной системы, В. Н.

Мясищев по-новому осветил то, что давно называлось «неврозами органов» и предложил для этого более правильное их обозначение —«системные неврозы».

В. Н.

Мясищеву принадлежит еще один цикл исследований, посвященный изучению с помощью электронной микроскопии тончайших структурных изменений в головном мозгу при функциональных нарушениях его деятельности, под влиянием условных и безусловных раздражителей, при наркозе и алкогольной интоксикации. Эти исследования, проведенные при участии Л. С. Гольдина и других сотрудников, не только осветили новые факты, но и позволили подтвердить положение о том, что нет функционально-динамических нарушений без изменений структуры.

Наряду с исследовательской работой В. Н. Мясищев ведет большую клиническую работу. Она сосредоточена преимущественно в области неврозов и пограничных состояний. В институте имени В.М.

Бехтерева он организовал отделение неврозов и пограничных состояний и научно руководит его работой около 30 лет.

Это отделение является крупнейшим центром в нашей стране по изучению неврозов и психотерапии.  [2 ]

Патогенетической психотерапия Мясищева

В психотерапии В.Н.Мясищева, которая может быть названа патогенетической, достижение указанных целей осуществлялось методом индивидуальной психотерапии. Исследования последнего периода отражают смещение акцента с индивидуальной психотерапии на групповую психотерапию, которая позволяет более эффективно восстанавливать нарушенные отношения личности.

Индивидуальная психотерапия строится на общении психотерапевта с больным. Инструментом воздействия при этом выступает лишь психотерапевт, что ограничивает диапазон реального эмоционального взаимодействия и реальных вариантов поведения как в количественном, так и в качественном плане.

Это отличает индивидуальную психотерапию от групповой, где инструментом воздействия выступает психотерапевтическая группа, Эти особенности индивидуальной психотерапии, вероятно, все же уменьшают (но не исключают) возможности непосредственной коррекции эмоциональных и поведенческих реакций больного в достаточно широком объеме.

В процессе индивидуальной личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии можно выделить определенную последовательность в формах поведения врача. При первой встрече с пациентом он минимально активен, недирективен, способствует искреннему раскрытию эмоциональных переживаний пациента, созданию доверительного контакта.

Затем, увеличивая свою активность, приступает к выяснению “внутренней картины болезни”, вербализации пациентом всех его представлений, связанных с пониманием болезни, ожиданий от лечения и перспектив выздоровления.

Проводя коррекцию “концепции” болезни у пациента, врач обсуждает с ним данные его обследований, убеждает, что причины невроза кроются не в “органических” изменениях, помогает уловить связь эмоциональных факторов с симптоматикой. В этот период врач предоставляет пациенту соответствующую информацию и выступает преимущественно в роли эксперта.

После уяснения пациентом связи между симптоматикой и провоцирующими патогенными ситуациями в содержании бесед происходят существенные изменения. Их предметом становятся уже не симптомы, а психологические проблемы, переживания и отношения личности пациента.

Постепенно в процессе обсуждения в сознании пациента выстраивается определенная последовательность звеньев новой концепции болезни (симптоматика — эмоциональные факторы или патогенные ситуации — личностные позиции, или отношения — невротический конфликт — потребности, или мотивы). Взаимоотношения с больным углубляются, врач становится помощником в интенсивной работе пациента над его внутренним миром. На заключительном этапе личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии врач вновь увеличивает свою активность и даже директивность в испытании и закреплении пациентом новых способов переживания и поведения.

В течение лечебного курса при использовании этого метода на всех его этапах постоянно осуществляются два взаимосвязанных психологических процесса — осознания и реконструкции отношений личности.

Первый процесс — осознание (инсайт), связанное с необходимостью понимания больным истинных источников собственных невротических расстройств.

Второй — реконструкция отношений личности — в соответствии со степенью осознания проявляется в коррекции нарушенных и выработке новых отношений на их познавательном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

В условиях личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии врач пытается расширить у больного область осознаваемого, чтобы помочь уяснить причинно-следственные связи, породившие психическое расстройство, вербализовать его смутные переживания и уточнить те соотношения, которые сам пациент прежде не соединял в своем сознании.

Важно “натолкнуть” больного на связывающие звенья между различными аспектами его поведения и эмоциональными особенностями, раскрывающие “уязвимые” точки его личности. Полезным приемом в этом процессе является привлечение внимания больного к возможным аналогиям его эмоциональных отношений с врачом и отношений со значимыми лицами в его жизни.

Самое главное и самое трудное при обсуждениях заключается в том, чтобы помочь пациенту понять, что его заболевание, например невроз, был вызван не только обстоятельствами жизни и внешними конфликтами, но и конфликтом внутренним. Осознание может иметь различные уровни глубины.

Первый уровень может касаться понимания больным некоторых новых представлений о своем неправильном поведении, в частности, в условиях патогенной ситуации. Это осознание может появиться в обстановке откровенного общения с другими больными, медперсоналом и лечащим врачом.

Второй уровень отражает осознание пациентом тех неадекватных отношений (в самооценке, отношении к другим людям и к окружающему миру), которые лежат в основе его неправильного поведения. На этом уровне понимания больной не только видит неправильность своего поведения в прошлом, но и понимает, почему он вел себя таким образом.

Третий уровень глубины понимания пациентом генеза своего невроза (особенно важно это бывает при невротических развитиях, требующих длительной психотерапии) связан с осознанием им нарушений в сфере мотивов и потребностей, лежащих в основе неправильно сформированных в ходе развития личности отношений.

При анализе жизненной истории врачу приходится обращать особое внимание пациента на развитие его чувств, отношений и форм поведения, начиная с детского возраста, когда в силу условий воспитания могла формироваться неадекватность его системы отношений. В процессе психотерапии не всегда удается достичь всех указанных уровней.

Источник: https://www.turboreferat.ru/psychology/patogeneticheskaya-psihoterapiya-vnmyasishheva/235341-1186494-page1.html

Невроз гуру
Добавить комментарий