Патопсихологическое заключение невроз

Патопсихологического заключения

Патопсихологическое заключение невроз

Краткое изложение лекции:

Рис. 2.1 Структура патопсихологии как самостоятельной

отрасли науки

Врач-психиатр использует клинико-описательный метод при работе с пациентом (рис.2.2), в результате клинический синдром является опосредствованным выражением сложившихся нарушений психической деятельности, тогда как патопсихолог диагностирует более

Рис.2.2 Межструктурные взаимосвязи патопсихологии

низкий уровень вертикальной иерархии психических функций и отражает присущие норме и патологии причинно-следственные взаимоотношения, поэтому пользуется дифференциально-диагностическим методом.

Необходимость постановки правильного диагноза в клинике требует разбиения клинической картины заболевания на патологические процессы, что связано с тем, что один и тот же вид нарушения психических процессов может присутствовать в клинической картине нескольких cиндромов ([2], [3], [4], [5]): снижение критичности мышления соответствует и шизофрении, и олигофрении, и состоянию острого галлюцинаторного бреда при алкогольной деменции, и паранояльным психозам, и органической деменции, и при старческом атеросклеротическом слабоумии; астенизация психических процессов может присутствовать и при неврозах, и при последствиях ЧМТ.

Текущее клинико-дифференциальное обследование, в рамках которого психолог применяет экспериментально-психологический подход к обследованию имеет свою структуру (см.рис.2.3, рис.2.4) и порядок проведения([2], [3], [5]):

1. Изучение анамнестических данных (социальный, медицинский и психологический анамнез), метод независимых экспертных контент-анализ;

2. Беседа с пациентом и наблюдение за его поведением в процессе установления контакта;

3. Планирование констатирующего эксперимента, выбор адекватных диагностических методик, подготовка и проведение эксперимента;

4. Наблюдение за пациентом в процессе проведения диагностики;

5. Обработка экспериментальных данных и сопоставление их с историей жизни пациента и с аномалиями в развитии;

6. Написание резюме в виде комплексного психологияческого суждения о личности испытуемого.

Беседа применяется как самостоятельный метод предварительной диагностики, в процессе установления контакта с пациентом, а также и как вспомогательный метод, который дополняет полученные экспериментальные данные.

Требования к организации беседы в рамках клинического

обследования патопсихологом:

1. Четкое определение цели и задач, которые выдвигаются врачом-психоневрологом;

2. Изучение анамнеза совместно с лечащим врачом, составление схемы возможного патопсихологического обследования;

3. Выбор в процессе беседы адекватных методов обследования в соответствии с поставленными целями и задачами;

4. Учесть и прояснить отношение пациента к ситуции эксперимента и экспериментатору вообще;

5. Организация развернутого наблюдения в процессе беседы (поведение, темпоритм речи и реакций, направленность личности, тремор, гиперкинезы, внешний вид и т.п.).

Вся информация получення в результате беседы протоколируется. Форма проведения беседы – естественный эксперимент по методу А.Ф.Лазурского ([2], Зейгарник Б.В. [5]), согласно которому: беседа должна совмещать произвольное вмешательство патопсихолога с простотой и естественностью деятельности пациента в условиях стационара.

В рамках текущего клинико-дифференциального изучения патопсихиологом используются методы экспериментальной психологии, которые имеют специальную классификацию.

Эта классификация обусловлена необходимостью разбиения клинических феноменов-синдромов на процессуальные психические проявления:

– методы анализа ощущений;

– методы анализа восприятий;

– методы измерения времени психических процессов;

– методы анализа воспроизведений (простых воспроизведений и сложных представлений);

– методы анализа сложных психических актов.

В зависимости от того, в какую классификационную категорию попадает метод, он имеет свою достоверность.

Наиболее интерпретативными являются психометрические методики, при оценке репрезентативности метода следует обращать внимание на показатели конструктурной, содержательной и прогностической валидности ([7], [9]).

Патопсихологическое заключение не имеет единой формы, тем не менее существуют стандартные требования к его написанию (Блейхер В.М., Крук И.В. [2]).

Психолог оперирует набором определенных регистр-синдромов, которые соотносятся с клиникой (см. табл.2.1).

Психогенно-невротический и личностно-аномальный синдромы в рамках МКБ-10 имеют другую классификацию и представлены в рубриках F3 “Аффективные расстройства личности”, F4 “Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства”, F6 “Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых”.

Таблица 2.1

Патопсихологический регистр синдромов
для составления заключений

Клинический регистр-синдромов Патопсихологический регистр синдромов Структура психического дефекта, который является ведущим для данного синдрома
Шизофренический Шизофренический Шизофрения:Диссоциация познавательной деятельности, эмоциональный формализм, отчуждение, распад личности , нарушение интегративной целостности мышления при относительной сохранности всех мыслительных функций, психических процессов.
Маниакально-депрессивный психоз и функциональные аффективные психозы позднего возраста Аффективно-эндогенный МДП:Изменение динамики и эмоциональной окраски познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы в период фаз: скачка идей, эмоциональное и идеаторное возбуждение, резкое снижение критичности и поверхностность мышления, ускоренный темп мышления быстрый темп речи, снижение критичности и обобщенности, фрагментарность и неосмысленность восприятия, внимание крайне неустойчивое, эйфория, См завышен, патологическая стремительноть воли, расторможенность и импульсивность поведения, все меняется в фазе депрессии на обратный “знак полярности.”
Олигофренический     Реактивные психозы     Неврозы и невротиче ские реакции   Олигофренический     Психогенно-психотический   Психогенно-невротический УО в стадии дебильности: внимание: недостаток активности сосредоточения; память: механическая – хорошо; мышление: патологическая неспособность к абстрактному мышлению; речь: косноязычие, штампы, дислексии, дизартрия; эмоции.: импульсивность или инертность всех психических процессов. Аффективно-возбудимая психопатия, паранойя, истерия, аутизми т.д. Реактивная аффективная дезорганизация всей психической деятельности.   Истерический, тревожно-фобический невроз, невроз навязчивых состояний, неврастения. Функционально-невротическая дезорганизация психической деятельности.
Церебральный атеросклероз, последствия ЧМТ, токсикомания Экзогенно-органический Алкоголизация, токсикомании: внимание: снижение активности реакции сосредоточения; память: трудности запоминания и воспроизведения; мышление: страдает абстрактно-логическая функция; речь: нарушение номинативных и экспрессивных функций; Закрытые ЧМТ: внимание: истощаемое, неустойчивое; память: нарушение долговременного запоминания вследствии слабости замыкательных функций коры мозга; мышление: истощаемость и массивные интеллектуально-мнестические нарушения, эмоции и воля: выраженная эмоционально-аффективная лабильность.
Эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге Эндогенно-органический Истинная эпилепсия: не путать с постравматической, внимание: патологическая устойчивость и тугоподвижность реакции переключения, память: нарушение ассоциативных связей через нарушение построения системы абстрактно-логического осмысливания, олигофазии (раскрыть содержание- выподение помяти и нарушение способности узнавать предмет сразу после припадка); эмоции и воля: инертность уровня притязаний, аффективно-возбудимая, с приступами тоскливо-злобного настроения, “патологическая инертность воли”,.речь: косноязычие, обстоятельность, резонерство, штампы, обедненный активный словарь, специфич. Уменьшительно-ласкательная лексика, угодливость, мышление: недостаток абстрактных функций интеллекта.
Акцентуированные и психопатические варианты личностного развития Личностно-аномальный Демонстративная, Застревающая, Ананкастическая и т.п.: аффективная обусловленность поведения, недостаточная критичность с чрезмерно завышенными притязаниями.  
Примечание:сокращения, используемые в таблице; МДП – маниакально-депрессивный психоз; УО – умственная отсталость; ЧМТ – черепно-мозговая травма. Учесть, что психогенно-невротический и личностно-аномальный синдром в рамках МКБ-10 имеют другую классификацию наименований (см. пояснения на стр.13).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности//Хрестоматия по психологии. – М.1976. – C.121-125.

2. В.М.Блейхер, И.В.Крук, С.Н.Боков. Практическая патопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 448 с.

3. А.О.Бухановский, Ю.А.Кутявин, М.Е.Литвак. Общая психопатология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 416 с.

4. Жмуров В.А. Общая психопатология. – Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1986. – 280 с.

5. Б.В.Зейгарник. Патопсихология. – М.: Изд-во Моск. университета, 1986. – 287 с.

6. Джексон Х.Дж. Некоторые замечания по поводу распада нервной системы // Нейропсихология. Тексты. /Под ред. Е.Д.Хомской. – М.: Изд-во Моск.Унив-та, 1984. – С.21-23.

7. Словарь-справочник по психологической диагностике / Под ред. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. – Киев: Наук. Думка, 1989. – 200c.

8. Ушаков Г.К. Детская психиатрия. – М.: 1973. – 392 с.

9. Фрумкин Я.П. Краткая дифференциальная диагностика некоторых психических заболеваний. – Киев: 1960. – 198 c.

Предыдущая12345678910111213Следующая

Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 3162; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/7-63624.html

О диагностике в практике медицинского психолога

Патопсихологическое заключение невроз

В диагностической практике медицинского психолога постоянно используется два  стандартных формата обследования: нейропсихологический и патопсихологический, которые позволяют качественно оценить уровень и степень психических нарушений.

В них входит диагностика:

  1. высших психических функций (ВПФ),
  2. эмоционально-волевой сферы,
  3. личностной сферы пациента.

Высшие психические функции (ВПФ) это:

  • восприятие (зрительный, слуховой, соматосенсорный гнозис),
  • внимание (произвольное, непроизвольное; различные функции внимания),
  • память (зрительная, слухо-речевая; кратковременная и долговременная),
  • речь (импрессивная и экспрессивная),
  • мышление (различные компоненты ассоциативного процесса).

Нейропсихологическое обследование позволяет выявить структуры головного мозга, пострадавшие в результате данных нарушений (а также, бассейн кровоснабжения той или иной мозговой артерии), что может использоваться в неврологической практике, может быть ценной информацией для врачей-неврологов, нейрохирургов, нейропсихологов.

В данном обследовании используется около 15-20 проб/тестов.

Среднее время работы 1,5-2 часа. Иногда требуется дополнительная часовая встреча для полноценной диагностики нарушений.

Показания для диагностики:

  1. последствия черепно-мозговой травмы,
  2. последствия инсульта
  3. пациентам с онкологией головного мозга
  4. энцефалопатии различного генеза (происхождения): токсического (отравления хим.веществами, алкоголем), гипертонического (при повышенном артериальном давлении), травматического (последствия травм), нейроинфекций, врожденной патологии головного мозга и тп.  

Нейропсихологическое обследование можно проводить и в период нахождения пациента в клинике или в ранний период амбулаторного долечивания после стационара.

Такая диагностика позволяет уже на ранних этапах (2-6 месяцев после черепно-мозговой травмы или инсульта), в той или иной степени, спрогнозировать дальнейшее течение заболевания.

Позволяет понять, какой вид психических процессов требует максимального внимания при восстановлении нарушений; какие реабилитационные мероприятия, упражнения будут эффективны для этого. 

Далее назначаются встречи для коррекции речевых, психических или даже двигательных нарушений для скорейшего восстановления пациента (в занятия входят упражнения, в том числе по разработке мелкой моторики, координации движений, мышечной силы и т. п., которые активируют те участки мозга, которые могут компенсировать дефект).

Число занятий варьирует от 3 до 15, они могут быть «разбросаны» с периодичностью от нескольких раз в неделю до одного раз в месяц, с рекомендацией явиться через полгода или год. Все зависит от тяжести нарушений, прогноза течения заболевания.

Второй вид обследования — патопсихологическое — позволяет оценить не столько структурные, а патологические функциональные нарушения в психической сфере.

В этом виде заключений также  проводится диагностика всех психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой и личностной сферы пациента).

Во многом эти виды обследований схожи, однако, существуют определенные отличия в технике проведения обследования, применяются различные пробы, разные критерии оценки.

В данном обследовании используется около 15-20 проб/тестов.

Среднее время работы 1-2 часа. Иногда требуется дополнительная часовая встреча для полноценной диагностики нарушений.

Чаще всего патопсихологическое исследование применяется в психотерапевтической или психиатрической практике. 

Показания для диагностики:

  1. здоровые люди, имеющим временные психологические проблемы,
  2. клиенты/пациенты, имеющие нарушения невротического или даже психотического уровней.
  3. пациентам с черепно-мозговыми травмами, с ДЦП, энцефалопатиями различного генеза, с эпилепсией, после инсультов, и в связи с онкологией головного мозга (где не требуется диагностики точного очага поражений);
  4. больным алкоголизмом,
  5. пациентам с психосоматическими заболеваниями,
  6. после перенесенных операций,
  7. с последствиями травм (электротравмы, переломы и т.п.), т.е. пациентам с широким кругом заболеваний.

Кроме того, в нем нуждаются пациенты, у кого есть подозрение на психическое заболевание – для дифференциальной диагностики подобных нарушений (какие виды нарушений можно лечить у психиатра, какие — у психотерапевта, какие — у психолога).

После патопсихологической диагностики, которая часто проводится на первой встрече,  даются рекомендации по дальнейшей коррекции, назначается количество встреч с медицинским психологом (если это клиент может проходить коррекцию у психолога, а не у психотерапевта или психиатра).

Таким образом, патопсихологическое исследование более универсальное. Его можно рекомендовать широкому кругу пациентов/клиентов психолога, психотерапевта, психиатра, врачей различных специальностей, имеющих те или иные психологические проблемы.

Нейропсихологическое заключение рекомендовано пациентам неврологических/ нейрохирургических отделений, чья патология головного мозга требует установления точной локализации дефекта, восстановления пострадавших психических функций. 

 Образец патопсихологического заключения

Отношение к обследованию адекватное. Контакт свободный. Мотив участия в экспертизе: вначале формальный (пассивен, ведом), ближе к концу работ проявляет заинтересованность в получении обратной связи (сотруднический мотив). Без признаков установочного поведения.

Цель исследования: психические нарушения (когнитивные и эмоционально-волевые расстройства).

Методики: патопсихологические методики для исследования когнитивных процессов, методика Люшера, объективная шкала HDRS для оценки депрессии, тревоги, шкала CES-D.

Особенности внешности и поведения. Опрятен, ухожен. На обследовании в сопровождении матери (гиперпротекция). Внешние признаки дисплазии (телосложение, строение лицевого черепа и тп.), с учетом чего при первичном контакте ожидается большая степень психического дефекта. Со слов, в школе, техникуме учился хорошо.

Профессию, как таковую не имеет, активных планов по трудоустройству нет (пытался найти работу через биржу труда – отказ работодателей).

Дезадаптирован в социуме (по рассказам матери замкнут, практически все время проводит дома, проявляет нарушение памяти – с трудом актуализирует события прошлого, забывает даты, рассеян, хотя хорошо помнит многие формулы и тп.).

В поведении, речи проявляет явную заторможенность, медлительность. Мимика/пантомимика маловыразительная, малоподвижная, скованная. В пробе «кулак-ребро-ладонь» проявляется тремор, рассогласованность моторики. Пациент апатичен, вял. Доминирующий эмоц.

фон сам расценивает как нейтральный, спокойный, однако, выглядит подавлено, удручённо. Демонстрирует низкую ситуативную тревожность. Речь невнятная, но без явных нарушений произношения, замедленная по темпу. Письмо – в замедленном темпе, почерк явно не страдает. Чтение – снижен темп. Активный словарь невелик.

Инструкции усваивает не сразу (из-за мотива участия в экспертизе, в дальнейшем – компенсируется); темп работ средний, плавный. Обстоятелен, склонен к детализации, при смене мотива экспертизы на сотруднический растет продуктивность, возможен эффект врабатываемости. Обучаем.

Критику/коррекцию со стороны психолога принимает, использует. Критичность снижена легко. 

Жалобы: на боли в ногах (от стоп до колен) ноющего характера, бессонницу (нарушение засыпания), головные боли (иногда). При расспросе отмечает, что после опер.вмешательства стал нервным, но переживания скрывает, все «носит внутри себя».

Из анамнеза: черепно-мозговая травма в 2009г. За год улучшения в самочувствии не отмечает.

Данные обследования (по критериям оценки в медико-социальной экспертизе: 0 – отсутствуют нарушения; 1-незначительные, 2 умеренные, 3 выраженные; 4 значит. выраженные нарушения функций).

Восприятие (с нарушением функций 1 ст.). Восприятие цифр, букв не страдает; наложенных фигур, зашумленных фигур – страдает легко (снижена скорость узнавания, склонен к парагнозиям, требует подсказки, времени для правильного гнозиса). Узнавание недостающих деталей – 0 ошибка из 9 (субтест WAIS).  «Немой циферблат» – 2 ошибки из 6.

Внимание (с нарушением функций 1 ст.). Объем внимания, кратковременной слухо-речевой памяти не снижен = 6 единиц (норма 5-7). Объем зрительной памяти не снижен = 7 единиц +1 конфабуляция (9 абстрактных фигур) (норма 5-7). Данные по таблицам Шульте: 45с, 45с, 50с, 48с, 49с. Сред.время – 47,4с. (норма до 40с.).

Индекс врабатываемости – 0,95 (норма до 1), индекс псих.устойчивости – 1 – снижена псих.устойчивость (норма до 1). Обратный отсчет по Крепелину (100-7) выполняет без ошибок в высоком ритме (2-5 сек. – норма). Пробу Мюнстерберга выполнил за 3 мин.33 сек – 22 слова (норма – за 2 мин. 24 слова, т.е. легко снижена избирательность внимания).

Концентрация не снижена; улегко страдает переключаемость, избирательность и распределение внимания.

Память (с нарушением функций 1 ст.). Мнемограмма: 6,6,7 (и 1 конфабуляция),7; в ретенции – 5 слов (и 2 конфабуляции). Персеверация единичная. Точность страдает легко.

Опосредование несколько улучшает показатели. Опора на письмо (запоминание фразы) результативна. Смысловая память преобладает над механической. Нарушения долговременной памяти мозаичные незначительные.

Слухо-речевая память менее выражена, чем зрительная.

Мышление (с нарушением функций 0 ст.). Абстрактно-логическое. Уровень интеллекта выше полученного образования (клинически, спец.диагностика не проводилась).

Обобщает на категориальном уровне; с опорой на существенные признаки. Выполнение 4-го лишнего – хорошая продуктивность. Темп ассоциативного процесса средний. Динамика мышления – без признаков инертности, тугоподвижности.

Критичность мышления не страдает. Мотивационный компонент сохранен.

Эмоционально-волевая сфера (с нарушением функций 2 степ). По шкалам HDRS: т = 15 – наличие симптомов тревоги, д = 10 баллов – малый депрессивный эпизод.  По шкале CES-D = 19 баллов (легкое депрессивное расстройство). По методике Люшера: 6!, 6! – умеренная тревожность на неосознаваемом уровне. К эмоц.

поддержке чувствителен, принимает. На уровень продуктивности это оказывает влияние (признаки невротического состояния). Вербализация эмоций нарушена легко; легкая алекситимия. Личностные нарушения 1-2 ст. Самооценка устойчиво снижена.

Тип отношения к заболеванию (по классификации опросника Бехтеревского института – ЛОБИ): меланхолический (удручение болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение; пессимистические взгляды на всё вокруг) с чертами апатического (безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения; пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны).

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ: незначительные психические нарушения (незначительные когнитивные нарушения; умеренные эмоционально-волевые и личностные нарушения за счет анозогнозии, легкие речевые нарушения – эфферентная моторная афазия) в рамках экзогенно-органического патопсихологического симптомокомплекса

Проведена психокоррекционная беседа с пациентом, с его матерью. Психологический прогноз неопределенный с учетом личностных свойств, возможность компенсации — за счет сохранных психич.функций. Установка на реабилитацию отсутствует. Показания к консультации психиатра – нет, психотерапевта, психолога — да.

Мед. психолог Косова А.Н.

Источник: https://www.b17.ru/article/psydiagnoz/

Невроз гуру
Добавить комментарий