По фрейду основным механизмом невроза является

Концепция патологии (концепция невроза).: Фрейдом описано 9 основных типов неврозов (F40-F48). Психоневроз

По фрейду основным механизмом невроза является
Фрейдом описано 9 основных типов неврозов (F40-F48).

Психоневроз обусловлен причинами, относящимися к прошлому, и объясним только в терминах личности и истории жизни. Фрейд выделял три типа психоневроза: истерическая конверсия, истерический страх (фобия) и невроз навязчивых состояний.

Симптомы этих неврозов можно интерпретировать как конфликт между Эго и Ид. Именно психоневрозы, с точки зрения Фрейда, обусловлены невротическим конфликтом, то есть бессознательным конфликтом между побуждением Ид, которое стремится к разрядке, и защитой Эго, предотвращающей непосредственную разрядку или доступ к сознанию.

Таким образом, конфликт является невротическим только в том случае, если одна его сторона бессознательна и если он разрешается путем применения механизмов защиты, отличных от сублимации. Симптом при этом рассматривается как осуществление компромисса между подавляемым желанием и требованиями подавляющего фактора.

Возникновение симптома обусловлено символизацией, которую Фрейд характеризовал как «древний, но вышедший из употребления способ выражения». Сложную роль в невротическом конфликте играет Супер-Эго.

Именно Супер-Эго заставляет Эго чувствовать себя виноватым (что сознательно ощущается весьма болезненно) даже за символическую и искаженную разрядку, которая проявляется как симптом психоневроза. Все части психического аппарата участвуют в формировании невротического симптома.

Актуальный невроз обусловлен причинами, относящимися к настоящему, и объясним в терминах сексуального поведения пациента. Он является физиологическим последствием нарушений в половом функционировании. Фрейд различал две формы актуального невроза: неврастению как результат половых излишеств и невроз тревоги как результат отсутствия разрядки полового возбуждения.

Нарциссический невроз связан с неспособностью пациента к образованию переноса.

Невроз характера выражается в симптомах, которые по своей сути являются чертами характера.

Травматический невроз вызывается потрясениями.

Невроз переноса развивается в ходе психоанализа и характеризуется навязчивым интересом пациента к психоаналитику.

Невроз органа обозначает психосоматическое заболевание, однако этот термин употребляется достаточно редко.

Детский невроз проявляется в детском возрасте, при этом классический психоанализ исходит из того, что неврозам у взрослых всегда предшествуют детские неврозы.

Невроз страха (тревоги) обозначает или любой невроз, в котором тревога является главным симптомом, или один из видов актуального невроза.

Классификация неврозов, предложенная Фрейдом, представляет собой классификацию заболеваний, в этиопатогенезе которых психологический фактор играет существенную роль: неврозы (F40-F48) (психоневроз), травматические стрессовые (F43.0) и посттравматические расстройства (F43.1) (травматический невроз), личностные расстройства (F60-F69) (невроз характера), психосоматические расстройства (F45.9) (невроз органа).

Рассмотрим общую концепцию психологического происхождения неврозов в рамках психоанализа. Центральным содержанием являются представления о невротическом конфликте.

Фрейд рассматривал невротический конфликт как «переживания, возникающие в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, действующих одновременно как мотивы, определяющие чувства и поведение».

С точки зрения Фрейда, сущность невроза — это конфликт между бессознательным и сознанием: «С самого начала мы замечаем, что человек заболевает из-за конфликта, возникающего между требованиями инстинкта и внутреннего сопротивления, которое возникает внутри против этого инстинкта».

Сознательный компонент — это нормы, правила, запреты, требования, существующие в обществе и являющиеся элементами Супер-Эго. Бессознательный компонент — первичные, инстинктивные потребности и влечения, составляющие содержание Ид.

Вытесненные в бессознательное, они не теряют своего энергетического потенциала, а, напротив, сохраняют и даже усиливают его, и далее проявляются либо в социально приемлемых формах поведения (сублимация), а если это невозможно или недостаточно, то в виде невротических симптомов.

Таким образом, невроз — это следствие конфликта между сознательным и бессознательным, которое образуют вытесненные под влиянием моральных норм, правил, запретов, требований первичные, биологические потребности и влечения, прежде всего, сексуальные и агрессивные. Однако различные представители психоанализа по-разному понимают содержание бессознательного и, следовательно, содержательную сторону невротического конфликта. Для Фрейда — это сексуальные и агрессивные импульсы и их конфликт с сознанием.

Можно привести и другие примеры взглядов представителей этого направления на природу невротических нарушений. Однако для всех представителей психоанализа характерно представление о неврозе как конфликте между сознательными и бессознательными потребностями и тенденциями. При этом потребности и тенденции могут пониматься по-разному.

Источник: https://uchebnikfree.com/klinicheskaya-psihologiya-issledovanie/kontseptsiya-patologii-kontseptsiya-20980.html

Теория неврозов З. Фрейда

По фрейду основным механизмом невроза является

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НЕВРОЗОВ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ: СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ НЕВРОЗОВ.. 4

1.1. Теория неврозов З. Фрейда. 4

1.2. Теория К. Юнга. 7

1.3. Концепция природы неврозов Адлера. 10

ГЛАВА 2. ТЕОРИИ НЕВРОЗА И ИХ РОЛЬ В ЛЕЧЕНИИ НЕВРОЗОВ.. 15

2.1. Теория «невротических наклонностей» К. Хорни. 15

2.2. Ноогенная теория неврозов В. Франкла. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования: Понятие невроза связано с многообразными – как по форме проявлений, так и по степени выраженности – проявлениями психической жизни.

Общим для них является переход от рационального способа реагирования на требования внешнего мира и адекватного управления внутренними побуждениями к неким иррациональным феноменам, кажущимся странными и не подлежащими произвольному контролю.

Невроз – психологический кризис, обусловленный состоянием разобщения с самим собой, или, более формально, умеренная диссоциация личности, обусловленная активизацией комплексов.

Теория и техника психоанализа базируется, в основном, на клинических данных, полученных при изучении неврозов.

Хотя в последние годы наметилась тенденция расширять рамки психоаналитических исследований, включая нормальную психологию, психозы, социологические и исторические проблемы, наши знания в этих областях не прогрессировали так далеко, как наше понимание неврозов. Клинические данные по неврозам все еще снабжают нас наиболее достоверным материалом для формулирования психоаналитической теории.

Психоанализ утверждает, что психоневрозы базируются на невротическом конфликте. Конфликт ведет к обструкции\разрядки инстинктивных побуждений, что кончается состоянием “будь я проклят”. Эго становится все менее способным справляться с усиливающимися напряжениями и, в конце концов, оказывается подавлено. Непроизвольные разрядки в клинике проявляются как симптомы психоневроза.

Термин “невротический конфликт” используется в единственном числе, хотя всегда имеется более чем один важный конфликт. Привычка и условность заставляют нас говорить о единственном конфликте. Невротический конфликт – это бессознательный конфликт между побуждением Ид, стремящегося к разрядке, и защитой Эго, отвращающей непосредственную разрядку или доступ к сознанию[1].

Целью данного исследования является изучение психоаналитической теории неврозов.

Объект исследования:психоаналитическая теория неврозов.

Предметом исследования выступают особенности возникновения и развития теории неврозов в психоанализе.

Цель исследования реализуется в решении следующих задач:

1. рассмотреть теорию неврозов З. Фрейда;

2. проанализировать теорию К. Юнга;

3. выявить особенности в концепции природы неврозов Адлера;

4. определить роль теории «невротических наклонностей» К. Хорни в психоанализе;

5. раскрыть ноогенную теорию неврозов В. Франкла.

Методы исследования:

1) изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;

2) анализ научной литературы, учебников и пособий по психоанализу и др.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, четырех подпунктов заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ: СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ НЕВРОЗОВ

Теория неврозов З. Фрейда.

Зигмунд Фрейд (1856–1939), австрийский врач и психолог, основатель теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений XX века.

Он пришел к выводу, что основной областью вытеснения является сексуальная сфера и что вытеснение происходит в результате реальной или воображаемой сексуальной травмы.

Фрейд придавал большое значение фактору предрасположенности, которая проявляется в связи с травмирующим опытом, полученным в период развития и изменившим его нормальное течение.

Фрейд сосредоточил свое внимание на проявлениях невротических расстройств, считая, что их возникновение не является случайным и каждый симптом имеет для пациента особый смысл.

При этом смысл симптома «всегда и везде» неизвестен больному, скрыт от него, являясь производным бессознательных процессов, так как «из сознательных процессов симптомы не образуются».

«Невротические симптомы, – писал он, – по-своему связаны с жизнью лиц, у которых они обнаруживаются. Они представляют собой заместитель того, что не осуществилось… и было вытеснено из сознания»[2].

Их основой является чрезмерная фиксация на определенном отрезке прошлого из жизни конкретного человека, невозможность освободиться от него, стремление «спрятаться» от проблем.

Именно аффективная фиксация на определенной фазе прошлого определяется наиболее существенной характеристикой невроза.

Механизмом же является вынужденный отказ человека от удовлетворения его сексуальных желаний, связь либидо с их инфантильными сексуальными переживаниями, что может быть изображено в виде этиологического уравнения неврозов:

Рис. 1. Этиологическое уравнение неврозов

По мнению З. Фрейда, при нормальной сексуальной жизни не может быть актуального невроза. При этом невротизирующий механизм начинает формироваться в раннем детстве (обычно в первые три года жизни), когда у ребенка появляется ряд сексуальных влечений, которые он расценивает как запретные, недозволенные (аутоэротизм, гомосексуальные или инцестуальные влечения)[3].

В процессе воспитания ребенок узнает о запретности всех этих влечений, и они подавляются, не допускаются им до сознания, вытесняясь так называемой цензурой в бессознательную сферу.

Таким образом, формируются комплексы, углубляющиеся по мере взросления и формирующие готовность к невротическим симптомам.

Последние могут возникать тогда, когда «энергия вытесненного сексуального влечения» не переводится (не сублимируется) в иные допустимые «цензурой» виды деятельности.

Фрейд, исходя из своих наблюдений, совместно со своим коллегой и учителем Й. Брейером, пришел к выводу о том, что симптомы невроза выполняют защитную функцию и являются неудачной попыткой справиться с болезненным переживанием.

Эти сложные чувства, связанные с воспоминанием о травматическом опыте, находились вне сознания, но при этом они оказывали активное воздействие на сознание и поведение взрослого человека.

Таким образом, Фрейд сделал открытие, что большая часть психический жизни протекает вне нашего сознания, т.е. является бессознательной.

Кроме того, Фрейд пытается классифицировать неврозы (включая и шизофрению) или установить их различие согласно периоду инфантильного развития, в котором возникла фиксация.

С точки зрения этой теории, нервнобольной совершенно зависит от инфантильного прошлого; все позднейшие расстройства, нравственные конфликты, ощущение неполноценности и т. д. как бы порождены могущественными влияниями этого периода жизни.

Соответственно, главная задача лечения заключается в развязывании этой инфантильной фиксации, которая понимается как бессознательное застревание (“зацикливание”) сексуального либидо в некоторых инфантильных фантазиях и привычках.

Теория происхождения неврозов включает представление о психологическом конфликте; по словам Фрейда, это “переживание, возникающее в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, которые действуют одновременно как мотивы, определяющие чувства и поведение”. Классифицируя неврозы, Фрейд выделял психоневрозы, актуальные неврозы и неврозы характера. К стержневой психопатологической симптоматике он относил тревожные и астенические расстройства.

Опираясь на собственную теорию об организации психики и механизмах ее функционирования и возникновения неврозов, Фрейд разработал соответствующие лечебные методы.

В одной из своих работ он писал: “Предположение о бессознательных психических процессах, признание теории сопротивления и подавления, детской сексуальности и эдипова комплекса образуют главные элементы психоанализа и базисные предпосылки этой теории; никто не может считать себя психоаналитиком, если он не признает их”.

О цели психоаналитической терапии Фрейд писал: “Где было Ид, там будет Эго” т. е. бессознательные психические процессы должны быть максимально глубоко раскрыты и представлены сознанию для интеграции их в экзистенциальную организацию[4].

Все вышеизложенное является сущностью фрейдовской теории невроза.

Теория К. Юнга.

Любой невроз характеризуется диссоциацией и конфликтом, содержит комплексы и демонстрирует следы регрессии и понижение ментального уровня.

По мнению Юнга, невротический приступ приступ, или взрыв, вспышка, целенаправлен, является благоприятной возможностью осознать, кто же вы есть на самом деле в противоположность тому, кто мы думаем, мы есть.

Путем проработки симптомов, которые неизменно сопровождают невроз – беспокойство, страх, депрессия, вина и отдельный конфликт – мы все более осознаем свои личностные границы и обнаруживаем свою подлинную силу.

При любом нарушении в деятельности сознания энергия регрессирует и бессознательные содержания активизируются в попытке скомпенсировать возникшие неполадки, преодолевая тем самым и очевидную односторонность сознания. Неврозы, как и любые болезни, являются симптомами плохого приспособления.

Как следствие появления какого-либо препятствия или мешающего воздействия – конституциональной слабости или дефекта, неправильного образования, воспитания, печального опыта, неадекватной установки и т. д. – человек избегает трудностей, которые приносит ему жизнь, стремясь, таким образом, обратно в инфантильный мир, мир детства.

Бессознательное компенсирует эту регрессию, продуцируя символы, которые, будучи поняты объективно, т. е. путем сравнительного их изучения, реактивируют общие идеи, которые лежат в основе всех таких естественных систем мысли.

Таким путем и происходит изменение установки, которая связывает диссоциацию между человеком таким, каков он есть, и человеком, каким он должен быть.

Юнг называл свою установку в отношении невроза энергетической или финальной, так как она базируется, прежде всего, на потенциальной энергетической последовательности или прогрессии, нежели на каузальной или механистической причине, приводящей к регрессии.

Эти два взгляда нельзя считать несовместимыми, скорее они взаимодополнительны. Механистический подход обращен к прошлому в поисках причин психического дискомфорта в настоящем; Юнг же фокусируется на настоящем, обращаясь взглядом к будущим возможностям.

“Я больше не ищу причины невроза в прошлом, но пытаюсь отыскать ее в настоящем. Я спрашиваю, в чем заключается необходимая задача, которую пациенту не удалось завершить”.

“В психических расстройствах в любом случае недостаточно просто привести предполагаемые или реальные причины к сознанию.

Лечение включает в себя интеграцию содержаний, которые оказались разобщенными, диссоциированными от сознания”[5].

По мнению К. Юнга, высказанному им в конце двадцатых годов XX в., не существует всестороннее удовлетворительной точки зрения на сущность неврозов. Сравнивая теории неврозогенеза З.Фрейда и А.

Адлера, Юнг указывал на тот факт, что каждый из подходов подходит в качестве объяснительного принципа для довольно большого числа людей, соответствует определенным психическим реалиям, но не охватывает «душевную реальность» в целом.

Вследствие чего каждая из них обладает «относительной истинностью».

К. Юнг обратил внимание на то, что теории неврозогенеза, как правило, ориентированы на молодых людей и способны быть полезными при анализе невротических симптомов исключительно данного возрастного периода. Тогда как для лиц среднего и пожилого возраста они не могут быть успешно применены.

Вследствие этого им была отмечена существенная значимость возраста пациента, который он назвал «в наивысшей степени важным показателем». По мнению К. Юнга, «молодой невротик пугается жизни, тогда как старый отступает перед смертью»[6].

Именно поэтому он отметил, что около трети невротических пациентов страдают от бессмысленности и беспредметности своей жизни.

В основе неврозогенеза К. Юнг видел образование т.н. автономного комплекса бессознательного содержания, которое не может быть подчинено сознательной воле.

Продолжая традиции психоанализа, ученый настаивал на том, что причина невротических симптомов кроется в бессознательном.

Однако в происхождении неврозов он не придавал особого значения вытесненному сексуальному влечению, а обращал внимание на «мощные психические воздействия, лежащие в основе духовной установки и ее самых влиятельных, направляющих идей».

«Автономные содержания бессознательного, или доминанты бессознательного, – писал он, – это не врожденные представления, а врожденные возможности, даже необходимости, направленные на воссоздание тех представлений, которые с давних пор выражались через доминанты бессознательного»[7]. К. Юнг обозначил эту сферу коллективным бессознательным.

Юнг возражал против прямого вмешательства в жизнь больного неврозом практическим советом, моральными или интеллектуальными инструкциями.

Цель психоаналитической терапии он видел не только в устранении болезненного симптома, но и в укреплении здоровья, в стремлении помочь пациенту достигнуть душевной зрелости.

Если по Фрейду, “где было Ид, там будет Эго”, то Юнг, исходя из требований индивидуальности, говорит: “Самость должна заменить Оно”.

Целью процесса индивидуализации является синтез различных аспектов сознательной и бессознательной памяти. По Юнгу, “если человек живет, он Должен бороться и жертвовать тоской, чтобы восходить к своему собственному росту”; по Фрейду, это значит, что человек должен “договориться с реальностью”.

Источник: https://poisk-ru.ru/s24015t11.html

Что говорит о неврозе Зигмунд Фрейд

По фрейду основным механизмом невроза является

Юнацкевич П. И., Кулганов В. А.

Плохое отношение к ребенку — лучшее условие для формирования невроза

Зигмунд Фрейд утверждал, что в раннем детском возрасте — обычно в первые три года жизни и не позже пятого года — у ребенка появляется ряд влечений, которые не кажутся ему недозволенными или запретными. Эти влечения носят сексуальный характер. Например:

— половое влечение девочки к отцу, мальчика к матери (эдипов комплекс);

— аутоэротические влечения (мастурбация, нарциссизм и др.);

— гомосексуальные влечения и т. п.

В процессе воспитания ребенок, по мнению Фрейда, узнает о запретности всех этих влечений, и они подавляются. Даже сама мысль об их существовании становится недопустимой, неприемлемой из-за несовместимости ее с высшими понятиями о приличии. Она не допускается до сознания, вытесняется в “бессознательное” и подвергается амнезии.

Силы, ведущие к подавлению этих влечений, недопущению их отражения в сознании, Фрейд обозначил термином “цензура”, а сам процесс подавления — “вытеснением”. Переживания, которые оказались вытесненными в “бессознательное”, получили название “комплексов”.

Если последующие переживания усилят эти комплексы, тогда, по мнению Фрейда, могут возникнуть такие заболевания, как неврозы.

В норме энергия вытесняемого сексуального влечения по Фрейдy переводится (сублимируется) в допускаемые “цензурой” виды деятельности, например, занятие благотворительностью, искусством, наукой, религией.

Если же этот процесс оказывается нарушенным, то аффективно заряженные комплексы могут оторваться от первоначально породивших их переживаний и присоединиться к каким-либо, до того нейтральным представлениям или психическим актам, находя в них свое символическое выражение.

Комплексные представления, связанные с мужским половым органом могут обнаружиться в сознании в виде:

— страха перед змеей, ставшей символом представления об этом органе;

— вытесненного “аутоэротического комплекса” и связанной с ним повышенной любви к себе. Это может привести, при попадании в военную обстановку, к возникновению “военного невроза” с чувством страха за свою жизнь;

— скрытых “гомосексуальных комплексов”, приводящих к тяжелому хроническому алкоголизму.

В результате могут возникнуть явления навязчивости, какой-либо истерический симптом или патологическое влечение. Случаи, когда “вытесненный комплекс присоединяется к симптому соматическому”, обозначаются Фрейдом термином “конверсия” (“конверсионная истерия”).

Таким образом, причина болезни, по Фрейд'y, таится в комплексных переживаниях, возникших в раннем детском возрасте. Она долго может оставаться скрытой.

Например, чувство отвращения, возникшее в связи с половым влечением к отцу, может не обнаруживаться долгие годы.

Во время неудачного замужества подавляемое чувство отвращения к мужу может усилить влечение к отцу и привести к появлению истерической рвоты, символически отражающей отвращение.

Исходя из данной теории, Фрейд предложил свой метод лечения неврозов — психоанализ, основанный на восстановлении в памяти (“вскрытии”) сексуальных переживаний детского возраста (инфантильно-сексуальных комплексов), якобы являющихся причиной неврозов.

Для выявления этих комплексов высказывания больного (свободные ассоциации, воспоминания, сновидения) подвергаются специальному истолкованию при помощи кода сексуальной символики, разработанного Фрейдом. В своих работах Фрейд показал влияние “бессознательного” на психическую деятельность в норме и патологии, раскрыл механизм этого влияния:

— сублимация;

— вытеснение;

— конверсия;

— формирование “комплексов”;

— психологическая защита;

— бегство в болезнь.

Он выдвинул принцип аналитической, каузальной терапии. Один из ближайших учеников Фрейдa — венский психиатр Адлер, отрицая роль полового влечения в этиологии неврозов, полагал, что в основе их лежит конфликт между стремлением к могуществу и чувством собственной неполноценности (конфликт влечений “Я” по Фрейдy).

Ребенку, по Адлеру, свойственно, с одной стороны, стремление к власти, с другой — чувство своей неполноценности, которое он пытается изжить разными способами: то прямым протестом, грубостью, упрямством, то послушанием, прилежанием — и таким образом завоевать признание окружающих.

Характерно при этом и стремление к “сверхкомпенсации”: заикающийся Демосфен становится великим оратором, нуждающийся в самоутверждении мужского достоинства — Дон Жуаном, стремящимся ко все новым и новым победам над женщинами.

Невроз, по мнению Адлера, не болезнь, а лишь определенный способ изжития чувства собственной неполноценности и завоевания положения в обществе.

Невроз — это способ решения внутренних проблем человека

Критикуя ряд положений Фрейдa и его последователей, С. Homey (1966) основную роль в патогенезе неврозов видит не в сексуальных конфликтах, а в дефиците родительской любви.

Любовь ко мне — это основное условие для здоровья моих нервов!

Последний, по ее мнению, вызывает у ребенка внутреннюю тревогу и влияет на последующее формирование личности. Большое значение ею придается противоречиям между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения, а также отношениям личности с окружающими лицами.

H.Sul.ivan (1953), как и С.Нотеу (1950), усматривает истоки конфликтов, лежащих в основе неврозов, в межличностных отношениях матери и ребенка, но при этом подчеркивает, что отношения эти могут породить такие невротические проявления, как, например:

— повышенную боязливость;

— страхи;

— агрессивность;

В основе неврозов, по В.Н.Мясищеву лежат неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемые личностью противоречия между нею и значимыми для нее сторонами действительности. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности.

Отсюда, при построении патогенетической психотерапии Мясищев рекомендует стремиться не только помочь больному осознать связь психотравмирующих событий с системой особо значимых для него отношений, но и изменить эту систему в целом — перестроить отношение больного к окружающему, корректировать его жизненные позиции и установки.

Не можешь поменять жизнь, измени к ней отношение и сохранишь свое здоровье

Благодаря изменению отношения с “горячего” на “холодное” к травмирующему фактору, достигается стойкое устранение болезненного симптома.

Итак, хотя в результате проведенных исследований удалось вскрыть многие стороны патогенеза неврозов, внутриклеточные, биохимические, молекулярные изменения, лежащие в основе болезни, остались до сих пор нераскрытыми. Это — задача будущего.

Источник: https://mirznanii.com/a/205278/chto-govorit-o-nevroze-zigmund-freyd

Неврозы: теории возникновения и симптомы

По фрейду основным механизмом невроза является

  Наверняка вы встречались в своей жизни с людьми, которые говорят: “Ой, какое-то настроение неважное сегодня. И спала плохо. Три часа лежала, овец считала, заснуть не могла. Как-то беспокойно на душе, сама не пойму, почему. Причин, вроде нет. А так тревожно…”

А, может быть, и вы сами иногда говорили эти слова:)

А ведь это могут быть признаки невроза..

Вы знаете, какими заболеваниями чаще всего болеют люди? Неврозом. Точнее, неврозами. Поскольку известно множество различных видов неврозов. Считают, что 70-80% взрослого населения нашей страны страдают невротическими расстройствами.

НЕВРОЗ – это временное обратимое нарушение нервной системы, возникающее под действием психической травмы. Им подвержены люди со слабой нервной системой. Считается, что женщины чаще, чем мужчины, страдают от неврозов. К тому же токсикоз во время беременности или патология родов также могут привести к этим заболеваниям.

Зигмунд Фрейд был одним из первых, кто попытался объяснить механизм возникновения неврозов.

По мнению Фрейда, эта проблема родом из детства, как, впрочем, и все остальные психологические проблемы человека. Нереализованные сексуальные желания ребенка вытесняются в бессознательное.

Неудовлетворенный сексуальный интерес девочки к отцу, а мальчика – к матери через много лет проявляется в виде нервных заболеваний.

Причины неврозов Фрейд искал в тех областях, где бессознательное проявляет себя. Он изучал сновидения, действия больных в состоянии гипноза, свободные ассоциации, описки, оговорки и т.д.

А после того, как была определена причина невроза, пациенту оставалось осознать ее. Т.е. психоаналитик определял тайное скрытое желание человека, а пациент выводил его из области бессознательного в область своего сознания.

Таков метод лечения неврозов по З. Фрейду.

Карен Хорни истоки неврозов видела в раннем детстве, как и все психоаналитики, и рассматривала невроз как защитную реакцию ребенка от неблагоприятных социальных факторов (унижение, пренебрежительное или агрессивное отношение родителей к ребенку и т.д.). Чтобы защититься от неблагоприятного социума (или социально адаптироваться к нему) у ребенка формируется три способа бессознательной защиты: 

  • движение к людям
  • движение против людей
  • движение от людей

Движение к людям означает идти навстречу желаниям людей и формирует у ребенка потребность в подчинении, в любви, в защите, в угождении, в уступках, в готовности пожертвовать собственными интересами. Формируется мазохистская установка.

Движение против людей означает идти против желаний людей и формирует стремление к неограниченной власти, к подавлению ближнего, потребность быть успешным, сильным, признанным, выше всех. Формируется садистическая позиция.

Движение от людей означает избегать желаний других людей, дабы не быть ими поглощенным. Эта защита формирует потребность в отстранении, обособлении, отдалении от людей, стремлении держать дистанцию, самостоятельности, независимости, свободе. Проявляется в отшельничестве, выборе профессий и занятий, связанных с уединением. Развивается человеконенавистничество.

Эти чувства не допускаются в сознание и вытесняются в бессознательное.

Любой невротик в любых обстоятельствах остается смешанным типом, в личности которого присутствуют все три невротические тенденции. Одна из тенденций, которая в детстве наиболее поощрялась, является доминирующей. Поэтому всех невротиков условно можно разделить на «подчиненных», «агрессивных» и «обособленных».

Доминирующая тенденция определяет мотивацию любого поступка. От возможности и удачности ее реализации будет зависеть разрешение реализоваться двум другим. Основная тенденция обуславливает реализацию двух других. 

Именно такая внутриличностная конструкция невротика является залогом ощущения цельности личности.

Можно ли определить доминирующую тенденцию? Можно. Как? По реакции в отношениях с близкими людьми в условиях внезапного стресса. Поведение человека и его действия будут укладываться в одну из следующих схем:

  • подчинение и признание вины
  • нападение, унижение, обвинение
  • оправдание, извинение. Может просто замереть и выжидать

Эрих Фромм объяснял невроз следующим образом. Невроз возникает у тех людей, которые будучи взрослыми, остаются психологически «привязанными» к фигуре одного из родителей.

Материнская любовь к ребенку безусловна. Это значит, что мать любит ребенка просто за то, что он есть. Взамен она ничего не требует. А вот отец любит ребенка условной любовью, т.е. на условиях. Отец требователен.

Его любовь нужно заслужить. Он требует, чтобы ребенок был «хорошим», хорошо выполнял свои обязанности, и стал, в конечном счете, когда вырастет, похожим на него. Отцовская любовь без выполнения условий невозможна.

Психически здоровый зрелый человек – это человек, который гармонично сочетает в себе отцовское и материнское сознание. По мере взросления он освобождается от отцовской и материнской фигур, выстраивая их внутри себя.

Согласно Фромму, если человек ориентирован на мать, то в общении он будет исключительно приятным и обаятельным. А в жизни – беспомощным, эгоистичным, подвержен чужому влиянию и нуждающимся в опеке.

Если человек имеет отцовское сознание, то он дисциплинирован и независим, однако вместе с тем бесчеловечен и зол.

Какими невротическими симптомами будет обладать человек, привязанный к матери? Истерии, алкоголизм и депрессии будут сопровождать его на протяжении всей жизни.

А человека, центрированного на отце? Маниакальный невроз, основанный на мании величия, и выражающийся в хвастовстве, повышенной самооценке, бреде исключительной талантливости, высокого происхождения, богатства и др.

Каковы симптомы неврозов? Эмоциональное неблагополучие (без видимых причин), напряжение, тревожность, озабоченность, а также учащенное сердцебиение, дрожь во всем теле, потливость и др. Бывает, что неврозы являются причиной расстройств работы внутренних органов (нарушается нервная регуляция их деятельности).

Невроз – это болезнь. Она не зависит от воли человека. При этом заболевании невозможно «взять себя в руки». Никакие нравоучения не смогут победить эту болезнь.

  Эти многоликие неврозы…

В настоящее время в отечественной психиатрии выделяются три основные формы неврозов: истерия, неврастения и психастения (невроз навязчивых состояний).

Продолжение следует…

Источник

17 ноября 2013 г.

Источник: https://subscribe.ru/group/psihologiya-dlya-otnoshenij/5587015

Метод психоанализа на основе принципа активности

По фрейду основным механизмом невроза является

Теоретическое представление о живой активности душевных Сил является основой для построения методов психоанализа глубин человеческой души. А это значит, что проективные методы исследования душевного мира должны быть приоритетными по отношению к другим методам.

Метод психоанализа предполагает, что проективный материал (например, тест-рисунки) следует рассматривать как проявление живых Сил души. А если это так, то при организации проективного тестирования мы должны внимательно следить за условиями тестирования, которые могут способствовать пробуждению одних Сил и усыплению других, не учитывая этого, мы можем получить неверные результаты.

Еще раз следует подчеркнуть тесную связь обоснования главной Силы «бессознательного» с методом (или стратегией психоанализа).

Это особенно важно при использовании западных вариантов проективных тестов: следует четко представлять базовую концепцию, на которой основаны правила интерпретации этого теста.

Например, известный теш1 «Дом-Дерево-Человек» имеет явную сексуальную ориентацию трактовки символов проективного материала, поэтому использовать его можно только основательно изучив психоанализ Фрейда.

Таким образом, принцип активности требует разработки психологии активности. Психология активности должна рассматривать каждый элемент душевного мира как живое Существо.

Следовательно, психоанализ проективного материала должен строиться именно как психоанализ продуктов воплощения живых Сил души.

Отсюда организация тестирования должна быть подобна повивальному искусству (аналогия с искусством приема родов по Сократу), то есть взращиванию живых сущностных Сил. Приоритетными должны стать проективные методы.

Отсюда психологическое резюме: принцип активности в психологии «оживил» элементы душевного мира.

4. Патологический аспект: концепция душевных заболеваний и их исцеление в трактовке 3. Фрейда.

Невроз (греч. neuron — нерв) — душевное заболевание, проявляющееся не только в расстройствах психики, но и в физиологических расстройствах (параличи, онемения, слепота, глухота и т.п.). Причина невроза не в телесной патологии, а в патологии души: в неосознаваемой «душевной занозе», возникшей в результате травмирующей конфликтной ситуации [10, с. 234].

Фиксация — «застревание» больного на каком-либо травмирующем переживании из его прошлого, выражающееся в навязчивом появлении одних и тех же симптомов, невозможности самому освободиться от них и т. п. [16, с. 55].

Катарсис (от греч. katharsis — очищение) — специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, «отреагировании» аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невроза [10, с. 159].

Другие статьи словаря: Фрейд Зигмунд [10, с. 429], фрейдизм [10, с. 430], катарсис [10, с. 158].

При рассмотрении психологического аспекта принцип активности был использован в качестве критерия выделения главной Силы «бессознательного». Патологический аспект предполагает рассмотрение типа невроза, возникающего вследствие нарушения принципа активности, то есть когда нарушается правило «живого» отношения к Силам «бессознательного».

Итак, согласно «учению о вытеснении» Фрейда, несмотря на энергетическую терминологию, сущностные Силы «бессознательного больше трактуются как живые, активно действующие побуждения, окольными путями стремящиеся на «сцену сознания», При этом главной Силой «бессознательного», дающей биологичесую мощь всем элементам душевного мира, является Либидо. Пробуждение Либидо (по Фрейду) дает естественное развитие инстинктов человека, а в случае грубого подавления «основного инстинкта» его живая активность появляется на «сцене» сознания в виде симптомов душевного расстройства — сексуального невроза по Фрейду.

4.1. Как возникает невроз по Фрейду?

Если грубо подавляется активность главной биологической Силы «бессознательного» (Либидо), в прошлом игравшей ведущую роль в естественном отборе, то возникает неосознаваемая душевная травма (душевная заноза), являющаяся причиной сексуального невроза по Фрейду.

Теория психической травмы (не обязательно сексуальной) была исходной концепцией трактовки возникновения невроза. Суть этой теории заключалась в том, что многие чисто физиологические симптомы болезни являлись не следствием болезни тела, а следствием болезни души, то есть наличием неосознаваемой психической травмы.

Для иллюстрации этой теории приведем историю исцеления от невроза пациентки Анны О. Брейером (первым учителем Фрейда).

После того, как Анна О.

(Берта Паппенгейм) в возрасте 21 года получила сильную психическую травму (она потеряла отца), у нее развились характерные истерические симптомы: паралич конечностей, нарушения кожной чувствительности, расстройства речи и зрения, но. главное, она. мучаясь от жажды, не могла пить обыкновенную воду А исцеление состояло в том, что этот симптом исчез, когда девушка вспомнила травмирующую ситуацию его возникновения.

Фрейд так описывает этот случай: «Если больная с выражением аффекта вспоминала в гипнозе, в какой связи и по какому поводу известные симптомы появились впервые, то удавалось совершенно устранить эти симптомы.

Летом, во время большой жары, больная сильно страдала от жажды, так как без всякой понятной причины она с известно! о времени вдруг перестала пить воду. Больная утоляла свою мучительную жажду только фруктами.

Когда прошло около 6 недель со дня появления этого симптома, она стала рассказывать в автогипнозе о своей компаньонке, англичанке, которую она не любила. Рассказ свой она вела со всеми признаками отвращения Она рассказывала о том. как однажды вошла в комнату этой англичанки и увидела, что ее отвратительная маленькая собачка пила воду из стакана.

Она тогда ничет о не сказала, не желая быть невежливой. После того, как в сумеречном состоянии больная высказала свое отвращение, она потребовала пить, пила без всякой задержки много воды и проснулась со стаканом у рта. Это болезненное явление с тех пор прошло совершенно» [19, с. 210].

После этого случая у Брейера возникла мысль применять гипноз для исцеления от неврозов методом воспоминания травмирующей сцены — так был создан метод катарсиса (очищения души). А Фрейд, после этого случая, окончательно оставил анатомию мозга и посвятил себя исследованиям в области психологии.

Анализируя причины возникновения невроза, Фрейд подчеркивает, что заболевание в этом случае было вызвано подавлением естественного желания высказать англичанке «словом и действием» все, что девушка думает о ней и о ее собачке [19, с. 214].

Теория сексуальной травмы — следующий этап развития фрейдизма. На этом этапе решающую роль в возникновении неврозов Фрейд придает бессознательному ядру душевного мира, образуемому мощными влечениями, прежде всего — сексуальными (Либидо).

Мы выяснили, что для осуществления метода катарсиса (очищения души) больной должен вспомнить травмирующую сцену.

Но как это сделать? Ведь травмирующих ситуаций человек мог пережить очень много и неизвестно какая из них является причиной невроза.

Для того, чтобы организовать успешные поиски душевных заноз, Фрейд выдвигает предположение, что основная причина неврозов заключается именно в сексуальных травмирующих ситуациях. Таким образом, в

области всех травмирующих ситуаций особо выделяется область сексуальных травм (Рис. 4).

Рис. 4

Если Либидо является главной Силой душевного мира человека, то подавление этой Силы порождает, согласно Фрейду, неврозы: «Мы видим, что люди заболевают, если им нельзя реально удовлетворять свою эротическую потребность вследствие внешних препятствий недостатка в приспособляемости» или вследствие внутреннего [19, с. 238].

Подчеркивая особую роль Либидо, Фрейд писал: ««…Исследования показывают нам, что патогенные желания относятся к эротическим инстинктам и заставляют нас признать, что расстройствам эротики должно быть приписано наибольшее значение среди факторов, ведущих к заболеванию,- это так для обоих полов» [19. с. 231].

Возникновение невроза Фрейд трактует следующим образом: «Заболевание произошло потому, что развившемуся при патогенных положениях аффекту был закрыт нормальный выход и что сущность заболевания в том, что эти защемленные аффекты получили ненормальное применение. Когда река течет по двум каналам, то всегда наступает переполнение одного, коль скоро течение по другому встретит какое-либо препятствие» [19, с. 214]

Таким образом, согласно Фрейду, невроз возникает по причине подавления сексуального инстинкта (Либидо) моралью и правилами поведения, принятыми в культурном обществе.

Либидо, натыкаясь на запреты, порождает душевные травмы, но энергия ее все равно прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, забывания неприятного и т.п.

Поэтому специфика учения Фрейда заключается в сексуальной трактовке природы травмирующей ситуации, суть которой в том, что у неврозов всегда «сексуальная пружина».

Концепция психосексуальных стадий конкретизирует теорию сексуальной травмы Фрейда тем, что позволяет выделить типы сексуальных травм. Если известны симптомы типов травм, то это повышает эффективность поиска скрытых травмирующих ситуаций с последующим их осознанием и катарсисом.

Согласно Фрейду, при развитии организма от младенчества до зрелого возраста сексуальный инстинкт претерпевает ряд стадий развития: оральная (каннибальская), садистско-анальная, фаллическая. Термином «фиксация» Фрейд называет то, что происходит, когда человек не переходит нормально от одной стадии к другой, а остается слишком привязанным к определенной стадии.

Одной из главных причин «фиксации» является сексуальная травма, возникшая на соответствующей стадии развития. Сексуальная травма, возникшая на определенной стадии, влияет на особенности снов, фантазий, рисунков и даже на характер взрослого человека: оральная травма — честолюбие; анальная — аккуратность, бережливость, упрямство; фаллическая — нарцистизм.

Зная симптоматику типа сексуальной травмы у взрослого человека, можно значительно повысить эффективность поиска травмирующей ситуации, направляя воспоминания пациента к соответствующему периоду детства: «Только переживания детства дают объяснение чувствительности к будущим травмам, и только раскрытием и приведением в сознание этих следов воспоминаний, обычно почти всегда позабытых, мы получаем власть к устранению симптомов» [19, с. 232].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_2177_metod-psihoanaliza-na-osnove-printsipa-aktivnosti.html

Невроз гуру
Добавить комментарий