Поведенческая концепция неврозов

Поведенческая концепция неврозов

Поведенческая концепция неврозов

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Реферат*

Код288009
Дата создания03 октября 2014
Страниц 16
Файлы будут доступны для скачивания после проверки оплаты (~ 5 минут).Мы онлайн и готовы обработать ваш заказ.

Заключение

Завершая краткое рассмотрение особенностей бихевиоризма, •можно сформулировать несколько положений, отражающих его оценку. Прежде всего следует отметить тот факт, что, несмотря на трудности изучения человеческой психики, изучение ее достигает все больших успехов, хотя в целом знания наши в этой области пока еще совершенно недостаточны.

И все же можно гордиться успехами психологии, в том числе и бихевиористской. Во-первых, потому, что исследование психики переходит на наиболее сложный уровень — взаимодействия между средой, личностью и физиологическими механизмами высшей нервной деятельности.

Во-вторых, в связи с тем, что накапливаемые современной психо¬логией, пусть часто разрозненные, знания, несомненно, приближают нас к совершенствованию мер по охране психического здоровья люд …

Оглавление Введение 3 ГЛАВА 1. Эволюция развития представлений о неврозе в поведенческой психотерапии. 4 ГЛАВА 2. Поведенческая концепция неврозов: теоретические основы 10 Заключение 14 Список литературы 16 Введение На рубеже XIX—XX столетий под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных воз¬ник бихевиоризм — ведущее направление в американской психо¬логии, оказавшее большое влияние на все дисциплины, связан¬ные с изучением человека. Один из основоположников бихевиоризма американский психолог Watson писал, что психическую деятельность чело¬века необходимо исследовать, как это делается и в психологиа животных, только строго объективным путем, без учета состояния сознания, с помощью лишь регистрации внешних проявлений поведения. Бихевиоризм, по его мнению, должен заниматься не столько продлением сознания, сколько исследованием поведения людей «от рождения до смерти» (5). В настоящее время поведенческая психотерапия является одним из ведущих направлений современно й психотерапии. В самом общем виде поведенческую психотерапию можно определить как психотерапию, центрированную на изменении поведения.

В экспериментах же И. П. Павлова появление безусловной реакции контролируется появлением предшествующего стимула. Это сравнение показывает, что в реальной жизни большая часть обучения протекает активно. Методология бихевиоризма корениться в философии позитивизма, принципами которого являются убеждения в познаваемости лишь того что поддается непосредственному наблюдению.

В связи с этим, непосредственному наблюдению в психологическом функционировании человека, доступно лишь поведение. Представители данного подхода считают, что поиск упорядоченности, единообразия и изучение законов взаимосвязей событий должны являть основными принципами на основании которых нужно подходить к изучению природных явлений.

Наблюдение, как основной подход к изучению природных явлений должно двигаться строго внаправлении от изучения отдельных эпизодов потом переходить к общим правилам а затем к общим законам.

Внутри бихевиоральной психотерапии следует различать:Метфизический бихевиоризм, в рамках которого произошла радикализация представления о том, что психический явления суть являются мифами и их существование должно быть опровергнуто.

Основной единицей изучения поведения в рамках данного подхода является «стимул – реакция», а само поведение понимается как совокупность реакций организма на внешние воздействия среды.

Методологический бихевиоризм, провозгласивший основным критерием научного подхода наблюдаемость и доказательность, считает, что научные факты должны быть открытыми явлениями которые могут быть доступны наблюдению всем исследователям. С точки зрения данного подхода, интроспекция как способ описания сознательного опыта должна быть отвергнута.

Можно определить следующие общие моменты для бехевиорального подхода: Преимущественное применение методов основанных на тренировкеориентация на поведение как на психическую переменную, которая может быть сформирована или подавлена в результате научения;подчеркивание эмпирической проверки теоретических знаний и практических методов;преимущественная фиксация на присутствующих в настоящем, а не прошедших детерминантах поведения;тесная взаимосвязь с фундаментальными областями академической психологии.В 80- х годах двадцатого века были сформированы новые походы в психотерапии в рамках поведенческого подхода. Появление новых направлений связано с пониманием, что в бихевиоризме не уделяется внимание личности человека и основной акцент в психотерапии сосредотачивается на научении.Можено выделит следующие современные направления в поведенческом подходе в психотерапии:Мультимодальная поведенческая терапия ( А. Бандура, А. Лазарус, Нейланс и др.), в которой работа с целостной организацией личности происходит с помощью когнитивно ориентированных техник (формирования, моделирования), а также с помощью программ саморегуляции (когнитивной модификации поведения, когнитивного переструктурирования).Метод снятия посттравматического синдрома (Ф. Шапиро). Характерным признаком поведенческого направления в консультировании является стремление к выработке четкой программы целей и средств изменения поведения в желаемом направлении. В бихевиоральной парадигме успешность изменения (формирования) выступает самодовлеющим критерием применяемой психотехники.В последние годы наметилось значительное влияние когнитивной психологии на бихевиоральную парадигму в консультировании и психотерапии.Результатом этого влияния стало появление когнитивного направления в психотерапии и консультировании: рационально-эмотивной терапии А. Эллиса,когнитивной психотерапии А. Бека, реальностной терапии У. Глассера, консультирования по жизненным умениям Р. Нельсона-Джоунса и др. В этом объединены как основы методического бихевиоризма, так и собственные разработки. Например, значимость для бихевиоризма способности человека минимизировать влияние негативных для его жизни и деятельности факторов была воспринята приверженцами когнитивного направления и дополнена положением о том, что эта способность базируется на его умении рационально мыслить. Это умение провозглашено главным способом контроля над влияниями среды и основанием для позитивных выборов средств достижения целей, поддержания и предсказания поведения. Значение «техник самоконтроля» в данном направлении психотерапии особенно подчеркивается. ГЛАВА 2. Поведенческая концепция неврозов: теоретические основыБудучи психологической основой поведенческой психотерапии и поведенческого направления в медицине, бихевиоризм определяет и их подход к проблеме здоровья и болезни. Согласно этим представлениям, здоровье и болезнь являются результатом того, чему человек научился и чему не научился, а личность — это опыт, который человек приобрел в течение жизни. Невроз при этом не рассматривается как самостоятельная нозологическая единица, поскольку нозологический подход отсутствует. В центре внимания оказывается не столько болезнь, сколько симптом, который понимается как поведение, точнее, как нарушение поведения. Невротический симптом (невротическое поведение) оценивается как неадаптивное или патологическое поведение, возникшее в результате неправильного научения. Так, Вольпе определяет невротическое поведение как привычку неадаптивного поведения у физиологически нормального организма. Айзенк и Рахман рассматривают невротическое поведение как усвоенные образцы поведения, являющиеся в силу каких-либо причин неадаптивными. Эта неадаптивная реакция формируется в процессе «неправильного» научения.Примерами «неправильного» научения могут быть: взаимодействие родителей с ребенком, на которого родители обращают внимание, берут на руки только тогда, когда он что-то делает не так, например, капризничает; если ребенок, испытывающий явный недостаток внешних проявлений любви, внимания, тепла и заботы, получает это в избытке, когда заболевает. Таким образом, потребность ребенка во внимании в полной мере удовлетворяется только тогда, когда он «плохо» себя ведет, иными словами, «плохое», неадаптивное поведение подкрепляется положительно (удовлетворяется значимая потребность)Основой невроза в поведенческой психотерапии считается тревожность, а сам невроз рассматривается как не адаптивная привычка. Тревога может иметь выражение в навязчивом поведении, сексуальной неадекватности, заикании, приливах крови, повторяющихся головных болях. Задачей терапии может считаться избавление от тревожности, вследствие чего пропадают и сиптомы, которые являются ее вторичными проявлениями.В рамках бихивеорального подхода различают два вида страхаклассически обусловленный страх, примером которого является военный невро. Стоит заметить, что такой страх проявляется чаще в обычной жизни человека.страх когнитивного происхождения, который берет начало в ошибочном убеждении. Многие страхи, связанныс убеждениями являющимися продуктами информации. Примером таких страхов может являться страх молнии. Поведенческая психотерапия выделяет два вида поведения: открытое и скрытое. Открытое поведение — это поведение, которое может быть наблюдаемо другими по внешним признакам. Скрытое поведение — это поведение, о котором мы узнаем только косвенно и только через какую-либо форму открытого поведения. К скрытому поведению относятся наши мысли, чувства, желания. Вербальный отчет и характер вербализации — это та основная форма, по которой мы узнаем о скрытом поведении. Конечно, можно получать представление о скрытом поведении, регистрируя ряд физиологических характеристик, то есть какие-то параметры открытого поведения. Например, мы можем предположить о характере испытываемых человеком мыслей или чувств, записывая у него миограмму с определенных групп мышц, отмечая «вязь частоты пульса, ЭКГ, ЭЭГ с определенными ситуациями и т. д. Однако это относительно трудоемкие методы, поэтому отчет и характер вербализации остаются главными для получения информации о скрытом поведении.

Список литературы 1. Карвасарский Б.Д. Неврозы / 2-е изд.перераб. и доп. – М.:Медицина, 1990.–576 С 2. Международная классификация болезней (10–й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств.– Санкт–Петербург, 1994.– 300 с. 3. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды (под ред. Бодалева А. А) – М.: Модэк МПСИ, 2004 4. Хайл-Эверс А., Хайгл Ф., Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии. – СПб.: Восточноевропейский интут Психоанализа, Речь, 2001. – С. 393. 5. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. – М.: Медицина, 1987 – 304 с. Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала.

Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации.

Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Источник: https://ReferatBank.ru/market/referat/i/288009/referat-povedencheskaya-koncepciya-nevrozov.html

Концепция невроза и поведенческая психотерапия

Поведенческая концепция неврозов

Концепция невроза. Адаптивное поведение направлено на адек­ватное приспособление к жизненным условиям. Неправильные (не­адаптивные) формы поведения закрепляются только тогда, когда им сопутствует некий положительный результат.

Отсюда можно пред­положить, что при неврозах таким подкрепителем может являться “условная приятность, выгодность ” болезни, так как она освобож­дает больного от ряда обязанностей или дает ему большее внимание со стороны близких (Dollard, Miller, 1967).

Однако другая и более оригинальная концепция невроза была предложена Вольпе (Wolpe J., 1958) и Айзенком(Еу5епскН., 1961). Основное значение ими придается страху и тревоге, которые воз­никают у человека при психотравмирующей ситуации.

Неадаптив­ное поведение человека, в том числе невротическое и психотичес­кое, возникает, подкрепляется и фиксируется в силу того, что оно способствует снижению уровня самого этого страха и тревоги.

Другими словами, невротическое поведение — это выученная и зафиксированная реакция избегания возбудителя страха и тревоги, приобретенный навык неадекватного, хотя и приспособительного, поведения.

57

Этим выводам предшествовали наблюдения возможности фор­мирования методом условных рефлексов у лабораторных животных экспериментальных неврозов и психозов — состояний, сходных с таковыми у человека.

Кроме того, в обычных условиях жизни у жи­вотных иногда также встречаются состояния, напоминающие невро­зы и психозы у людей.

Например, описана коллективная истерия сре­ди своры охотничьих собак, реакции “мнимой смерти” при испуге, а также истерические судороги и “мнимая” беременность у некото­рых животных.

Поведенческая психотерапия. Понятие “поведенческая (би-хевиориальная) терапия” впервые ввели в практику Арнольд Ла-зарус и Ганс Айзенк в конце 50-х годов. В нашей стране большое распространение имел термин “условно-рефлекторная терапия” (Бехтерев В.М., 1917; КонтаровичН.В., 1929).

Поведенческая терапия направлена на изменение, точнее, “пе­реучивание”, неправильно усвоенного поведения, т.е. симптома болезни. Это “переучивание” может достигаться различными спо­собами.

Например, метод оперантного обуславливания направ­лен на изменение поведения пациента, научение его новым навы­кам или отказу от нежелательных форм поведения с помощью поощрения и наказания (“жетонная” система, удары током и дру­гие).

Так, при терапии алкоголизма широко использовался условно- рефлекторный метод (аверсия) — сочетание приема алкоголя с дачей рвотных средств, а Франкль (Frankle, 1966) предложил метод “парадоксальной интенции ” (интенция — намерение), когда больному с фобиями предлагается с юмором имитировать свои страхи — “делать то, чего он боится”.

Как уже отмечалось, страх и тревога лежат в основе большин­ства невротических состояний и рассматриваются в бихевиориз­ме как выученная условно-рефлекторная эмоциональная реак­ция.

Она может быть подавлена, если объединить в одно и то же время стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антагонистичные страху. Тогда произойдет противообуславливание и стимул, не вызывающий страх, погасит прежний рефлекс.

В экспериментах на животных таким противообуславливающим страх стимулом является кормление. У человека одним из наиболее действенных стимулов, противоположных страху, является релаксация (рас­слабление).

Практический прием, вытекающий из этого (предло­жен Джозефом Вольпе), заключается в постепенном, поэтапном демонстрировании больному, находящемуся в полной релакса­ции, иерархии обстоятельств, вызывающих страх. Этот терапевти­ческий прием постепенного, поэтапного погашения страха и тре-

58

воги был назван систематической десенсибилизацией и имеет много модификаций.

Угашение страха возможно и без релаксации — просто демонст­рацией объекта страха. При методике “наводнения ” пациента по­буждают столкнуться с реальной ситуацией, вызывающей страх, и находиться в ней до тех пор, пока страх не уменьшится.

Методика “имплозии ” отличается от методики “наводнения” только лишь тем, что такие тренировки проводятся не в реальной ситуации, а с ее мо­делированием в воображении пациента.

Цель имплозивной терапии состоит в том, чтобы вызвать интенсивный страх, который приведет к уменьшению страха в реальной ситуации.

Последние годы широкое распространение получили группо­ вые варианты поведенческой психотерапии: методики социаль­ного тренинга или моделирования, тренинг уверенности в себе, тренинг умений и другие.

Кроме того, повысился интерес и к ког­нитивным факторам поведения (оценка, установка и убеждения), что привело к созданию поведенческо-когнитивной терапии (А. Эллис, 1962; Рудестам, 1990). Усилия группы здесь сосредоточе­ны вокруг логического преодоления иррациональных страхов и убеждений.

Члены группы совместно подыскивают аргументы, ли­шающие эти убеждения и страхи непреодолимой силы, а новые формы поведения вырабатываются и закрепляются рядом практи­ческих поведенческих приемов.

Главными особенностями любых способов поведенческой тера­пии являются следующие (Bergin A.E., Garfield S.L., 1994).

1. Изменению подвергается поведение, а не внутреннее состояние.

2. Осуществляются упражнения, которые активно контролируют­
ся терапевтом.

3. Симптомы устраняются даже без обсуждения их причин.

4. Занимают сравнительно мало времени — максимум несколь­
ко месяцев.

5. Методы основываются на данных, полученных эксперимен­
тально.

Глава 19

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В ПСИХОЛОГИИ

Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 29;

Источник: https://studopedia.net/14_60525_kontseptsiya-nevroza-i-povedencheskaya-psihoterapiya.html

Вопрос 20. Обзор теоретических направлений в психотерапии. Основные представители. Теории психотерапии. Концепции происхождения неврозов

Поведенческая концепция неврозов

⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒

Психодинамическое направление в психотерапии. Это направление в психотерапии основано на глубинной психологии — психоанализе.

Общим, объединяющим взгляды всех представителей психодинамического подхода, являются представления о бессознательных психических процессах и психотерапевтических методах, которые используются для их анализа и осознания.

В настоящее время различают психоанализ и психоаналитическую (психоаналитически ориентированную, глубинно-психологически ориентированную) психотерапию. Последняя в свою очередь подразделяется на инсайт-ориентированную и поддерживающую психоаналитическую психотерапию.

И психоанализ, и психоаналитическая психотерапия основаны на теории Фрейда, на представлениях о бессознательном и психологическом конфликте. Их целью является помощь пациенту в осознании причины внутренних конфликтов, имеющих свои истоки в прошлом, в детстве, и проявляющихся у взрослых в виде симптоматики и определенных форм поведения и межличностного взаимодействия.

Психологическая концепция. Основоположником психоанализа является Фрейд.

Термин «психодинамический» предполагает рассмотрение психической жизни человека, психики с точки зрения динамики, взаимодействия, борьбы и конфликтов ее составляющих (различных психических феноменов, различных аспектов личности) и их влияния на психическую жизнь и поведение человека.

Бессознательные психические процессы.

Центральными в психоанализе являются представления о бессознательных психических процессах, которые рассматриваются как основные детерминанты личностного развития, как основные факторы, движущие силы, определяющие и регулирующие поведение и функционирование человеческой личности.

В целом, психическая жизнь человека рассматривается как выражение бессознательных психических процессов. бессознательного составляют инстинктивные побуждения, первичные, врожденные, биологические влечения и потребности, которые угрожают сознанию и вытесняются в область бессознательного.

Концепция личности. Рассматривая организацию психики, проблему личности, Фрейд создал топографическую (уровни сознания) и структурную (личностные структуры) модели.

Топографическая модель.

Согласно топографической (более ранней) модели в психической жизни человека можно выделить три уровня: сознание (то, что осознается человеком в данный момент), предсознательное (то, что не осознается в данный момент, но является латентным и достаточно легко может быть осознано) и бессознательное (то, что не осознается в данный момент и практически не может быть осознано человеком самостоятельно без огромных усилий; оно включает инстинктивные импульсы, переживания, воспоминания, вытесненные в бессознательное как угрожающие сознанию).

Структурная модель. Более поздняя модель личностной организации. Согласно этой модели личность включает три структуры, три инстанции: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).

Ид является источником психической энергии, действует в бессознательном и включает базальные инстинкты, первичные потребности и импульсы. Эго (разум) направляет и контролирует инстинкты.

Эго функционирует на всех трех уровнях

сознания, является связующим звеном, посредником между Ид и внешним миром.

Супер-Эго — это моральный аспект личности, совесть и идеальное «Я». Оно формируется в процессе воспитания и социализации индивида за счет интернализации (усвоения) социальных норм, ценностей, стереотипов поведения.

Концепция патологии (концепция невроза). Фрейдом описано 9 основных типов неврозов(F40-F48).

Психоневроз обусловлен причинами, относящимися к прошлому, и объясним только в терминах личности и истории жизни. Фрейд выделял три типа психоневроза: истерическая конверсия, истерический страх (фобия) и невроз навязчивых состояний. Симптомы этих неврозов можно интерпретировать как конфликт между Эго и Ид.

Актуальный невроз обусловлен причинами, относящимися к настоящему, и объясним в терминах сексуального поведения пациента. Он является физиологическим последствием нарушений в половом функционировании. Фрейд различал две формы актуального невроза: неврастению как результат половых излишеств и невроз тревоги как результат отсутствия разрядки полового возбуждения.

Нарциссический невроз связан с неспособностью пациента к образованию переноса.

Невроз характера выражается в симптомах, которые по своей сути являются чертами характера.

Травматический невроз вызывается потрясениями.

Невроз переноса развивается в ходе психоанализа и характеризуется навязчивым интересом пациента к психоаналитику.

Невроз органа обозначает психосоматическое заболевание, однако этот термин употребляется достаточно редко.

Детский невроз проявляется в детском возрасте, при этом классический психоанализ исходит из того, что неврозам у взрослых всегда предшествуют детские неврозы.

Невроз страха (тревоги) обозначает или любой невроз, в котором тревога является главным симптомом, или один из видов актуального невроза.

Психотерапия. Исходя из представлений об организации и механизмах функционирования психики и возникновения неврозов, Фрейд разработал соответствующий этому лечебный метод. Ключевыми понятиями психоанализа как психотерапевтической системы являются свободные ассоциации, интерпретация, перенос и сопротивление.

Задача психотерапевта-психоаналитика состоит в том, чтобы вскрыть и перевести в сознание бессознательные тенденции, влечения и конфликты, способствовать осознанию.

Психоаналитик строит процесс таким образом, чтобы облегчить проявление и понимание бессознательного.

Общие подходы к осознанию бессознательного и конкретные методические приемы обусловлены теоретическими представлениями Фрейда о способах и путях выражения бессознательного.

Психодинамическое направление в психотерапии со времени классического психоанализа

Фрейда получило дальнейшее развитие в трудах его учеников и последователей.

Наиболее известными в этих направлениях являются: аналитическая психология (Юнг), индивидуальная психология (Адлер), волевая терапия Ранка, активная аналитическая терапия Штекеля, интерперсональная психотерапия Салливана, интенсивная психотерапия Фромм-Райхманн, характерологический анализ Хорни, гуманистический психоанализ (Фромм), Эго-анализ Кляйн, Чикагская школа (Александер, Френч), секторная терапия Дойча, объективная психотерапия Карпмана, краткосрочная психодинамическая психотерапия (Александер, Сифнеос, Малан, Беллак, Девенлу, Страпп), психобиологическая терапия Майера, биодинамическая концепция Массермана, адаптационная психодинамика Радо, гипноанализ (Волберг), характерологический анализ Райха и некоторые другие.

Из отечественных концепций психотерапии к психодинамическому направлению можно отнести систему патогенетической психотерапии Мясищева и ее развитие в виде личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова.

Поведенческое направление в психотерапии. Основано на психологии бихевиоризма и использует принципы научения для изменения когнитивных, эмоциональных и поведенческих структур.

Психологическая концепция. Теоретической основой поведенческой психотерапии является психология бихевиоризма. Это направление в психологии сформировалось в начале XX в.

Его основоположником является Уотсон, который ввел этот термин.

Значительное влияние на формирование бихевиоризма оказали также эксперименты Торндайка, заложившие основу для его возникновения, а также труды Павлова и Бехтерева.

Центральной проблемой бихевиоризма является проблема приобретения индивидуального опыта или проблема научения (обучения) — приобретения различных умений и навыков.

Поведенческая психотерапия, по сути, представляет собой клиническое использование теорий научения, сформировавшихся в рамках бихевиоризма.

Концепция патологии (концепция невроза). Будучи психологической основой поведенческой психотерапии и поведенческого направления в медицине, бихевиоризм определяет и их подход к проблеме здоровья и болезни.

Согласно этим представлениям, здоровье и болезнь являются результатом того, чему человек научился и чему не научился, а личность — это опыт, который человек приобрел в течение жизни. Невроз (F40-F48) при этом не рассматривается как самостоятельная нозологическая единица, поскольку нозологический подход отсутствует.

В центре внимания оказывается не столько болезнь, сколько симптом, который понимается как поведение, точнее, как нарушение поведения.

Невротический симптом (невротическое поведение) оценивается как неадаптивное или патологическое поведение, возникшее в результате неправильного научения.

Адаптация, с точки зрения бихевиоризма, является основной целью поведения.

Нарушения поведения в рамках поведенческого направления являются приобретенными, то есть представляют собой усвоенную неправильную реакцию, которая не обеспечивает необходимый уровень адаптации.

Психотерапия. С точки зрения представителей поведенческого направления здоровье и болезнь являются результатом того, чему человек научился и чему не научился.

Неадаптивное поведение и клинические симптомы рассматриваются как результат того, что человек чему-то не научился или научился неправильно (усвоенная неадаптивная реакция, которая сформировалась в результате неправильного научения).

В соответствии с этими представлениями о норме и патологии основная цель клинико-психологических вмешательств в рамках поведенческого подхода заключается в том, чтобы переучить, заменить неадаптивные формы поведения на адаптивные, «правильные», эталонные, нормативные.

Отношения между пациентом и психотерапевтом носят обучающий (воспитательный, образовательный)

Психотерапия представляет собой открытый процесс, непосредственно контролируемый врачом.

Опытное (экзистенциально-гуманистическое) направление.Традиционно в него включают разные психотерапевтические школы и подходы, которые объединены общим пониманием цели психотерапии и путей для ее достижения.

Личностная интеграция, восстановление целостности и единства человеческой личности рассматриваются как основная цель психотерапии, которая может быть достигнута за счет переживания, осознания, принятия и интеграции нового опыта, полученного в ходе психотерапевтического процесса.

Психологическая концепция.Гуманистическая психология, которую часто называют «третьей силой в психологии» (после психоанализа и бихевиоризма) сформировалась как самостоятельное направление в 50-х гг. XX в. В основе гуманистической психологии лежит философия европейского экзистенциализма и феноменологический подход.

Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека.

Феноменология описательный подход к человеку без предварительных теоретических построений, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания («здесь-и-теперь») как основному феномену в изучении и понимании человека.

Можно отметить и некоторое влияние восточной философии, которая стремится к соединению души и тела, единству человеческого духовного начала. Предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, не являющаяся чем-то заранее данным, а представляющая собой открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку.

Именно целостный подход к человеку как уникальной личности является одним их фундаментальных положений гуманистической психологии.

В рамках гуманистического подхода в качестве основной человеческой потребности, детерминанты поведения и развития человеческой личности рассматривается потребность в самоактуализации, стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, к осуществлению определенных жизненных целей.

Важным условием успешной реализации этой потребности является наличие адекватного и целостного образа «Я», отражающего истинные переживания, потребности, свойства и стремления человека. Такая Я-концепция формируется в процессе принятия и осознания всего многообразия своего собственного опыта, чему способствуют определенные условия воспитания и социализации индивида.Концепция патологии (концепция невроза).Главной человеческой потребностью в рамках гуманистического подхода является потребность в самоактуализации. Невроз (F40-F48) при этом рассматривается как результат невозможности самоактуализации, как результат отчуждения человека от самого себя и от мира.

В рамках гуманистического (экзистенциально-гуманистического, опытного)
подхода психические нарушения, в частности, невротические расстройства, рассматриваются как результат блокирования специфически человеческой потребности: невозможности самоактуализации, отчуждения человека от самого себя и от мира, невозможности раскрыть смысл собственного существования.

Психотерапия. Роджерс клиент-центрированная психотерапия, получившей широкое распространение и оказавшей значительное влияние на развитие групповых методов.

Для Роджерса задачи психотерапии заключаются в создании условий, способствующих новому опыту (переживаниям), на основании которого пациент изменяет свою самооценку в положительном, внутренне приемлемом направлении.

Происходит сближение

реального и идеального образов «Я», приобретаются новые формы поведения, основанные на собственной системе ценностей, а не на оценке других. Психотерапевт последовательно реализует в ходе своей работы с пациентом три основные переменные психотерапевтического процесса.

Первая — это эмпатия. Вторая — безусловное положительное отношение к пациенту или безусловное положительное принятие.

Безусловное принятие предполагает отношение к пациенту как к личности, обладающей безусловной ценностью, независимо от того, какое поведение он демонстрирует, как оно может быть оценено, какими качествами он обладает, болен он или здоров. Третья — собственная конгруэнтность или аутентичность психотерапевта. Она означает истинность поведения психотерапевта, поведение, соответствующее тому, какой он есть на самом деле.

⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 905 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/3-127598.html

Поведенческое направление в психотерапии. Теория кратко

Поведенческая концепция неврозов

Альберт Эллис это американский когнитивный терапевт и психолог. Он один из первых заговорил о важности рационального процесса мышления в коррекции нарушений поведения человека.

Изучая свою деятельность психотерапевта, Эллис понял, что большинство проблем поведения и эмоционального здоровья происходят из определенных мыслей и внутренних установок. Он выяснил, что именно убеждения, а не жизненные реалии, порождают сбои на уровне эмоций и чувств.

Те же, в свою очередь, делают поведение неадекватным и приводят людей на прием терапевта.

“Модель АВС в когнитивной терапии. Методы лечения фобий”

Есть несколько причин, почему психотерапевт начал изучение когнитивной сферы пациентов.

Первое, это невозможность изменить жизненные ситуации, в которых оказывается клиент. Например, нельзя изменить факт потери денег или факт кончины члена семьи.

Второе, это невозможность быстро изменить эмоциональное состояние пациента. Например, не помогает просто внушение человеку установок, чтобы он перестал расстраиваться и жил дальше.

Третье, очень часто, восприятие человека определенной ситуации кардинально отличается от реальной действительности. И даже если изменить ситуацию, в которой находится клиент, тот, все равно, найдет в новом положении вещей что-то негативное. И это будет поддерживать его плохое эмоциональное самочувствие.

Для подтверждения этого и иллюстрации принципа действия рационально – эмоционального метода терапии, Эллис сформулировал схему ABC. По его мнению, события ситуации, действия, происшествия (А), которые присутствуют в жизни индивида, никак не влияют на его поведение, эмоции и чувства (С).

Между объективной ситуацией и чувствами людей находятся мысли и установки человека (В).

То, что часто мы не можем изменить ситуацию(А) и эмоциональную реакцию (С), заставляет задуматься над тем, чтобы скорректировать мысленные установки (В).

Неосознанные установки возникают в травмирующих событиях и заставляют человека испытывать негативные чувства. И именно это портит настроение, понижает самооценку, а в итоге, меняет наше поведение. И если ситуацию нельзя изменить, а эмоции нельзя контролировать, то изменить мышление и убеждения – вполне возможно.

И тут можно задаться вопросом, а какие именно идеи и убеждения становятся причиной плохого эмоционального самочувствия человека? Что именно в его мышлении потом может повлиять на поведение?

Эллис отыскал ответ на эти вопросы, суммируя результаты своей работы с пациентами. Он понял, что в мыслительном процессе людей присутствует нерациональные установки. Эллис зафиксировал, также, свойства нерациональных убеждений.

Ему удалось выяснить, что в восприятии его клиентов всегда были обобщения: «постоянно», «всегда», «никогда». А также, люди говорили о своем долженствовании. Что они «должны», «обязаны» что-либо.

Конечно, иногда долженствование совпадало с реальным положением вещей. Например, ничто не изменит того факта, что «небо всегда голубое в ясную погоду».

Но при человеческих отношениях, «всегда» и «постоянно» показывают тенденцию человека делать выводы обо всем, исходя из одного единственного факта.

А такие глобальные выводы влияют на всю жизнь человека нерационально. А могут и навредить самой его жизни.

Словосочетания «меня никто не понимает», «в жизни ничего не изменить», «я все порчу» являются нерациональными обобщениями, которые сам человек себе внушил. Ведь на самом деле в действительности у него все может быть по-другому: есть или были люди, которые понимают, все можно изменить и за всю жизнь была только одна испорченная вещь.

И долженствование тоже может быть вполне адекватным, если речь идет об исполнении условий договора, например. Однако, когда человек считает, «я должен быть всем интересен» или «я всегда должен поступать правильно», это уже нерациональные убеждения. Несоответствия таким жестким установкам, в какой-то момент, могут принести человеку большие страдания и нанести психологическую травму.

Вкупе, неадекватное обобщение и долженствование, по выводам Эллиса, указывают на нерациональное мышление. Именно оно губительно действует на чувства человека и его поведение.

Если человек будет считать, что обязан быть всем и всегда интересен, то, скорее всего, начнет концентрироваться на тех, кому он неинтересен. А заметив таких людей, человек станет думать, что он плохой. Начнет чувствовать негативные эмоции. А позже и депрессию.

Нерациональные убеждения мешают адекватному поведению. А неадекватное поведение, например, попытка вычисления людей, которым человек неинтересен в данный момент, навредит еще больше. Оно сделает нерациональные убеждения еще более устойчивыми. И этот замкнутый круг можно прервать, только изменив нерациональные мысли.

Однако нерациональные убеждения не так просты. Они редко встречаются по отдельности. Часто они объединены в сложные цепочки убеждений, которые вытекают одно из другого. И, бывает, зависят одно от другого. Поэтому, разобрать эти нагромождения убеждений бывает сложно.

Эллис сформулировал десять нерациональных установок, которые встречаются чаще других. А, наиболее часто, попадаются первые четыре установки из этого списка. Естественно, каждый человек находит свои индивидуальные формулировки, которые отражают эти установки. Но если обобщить выводы Эллиса, получается следующий список:

○ Очень важно, чтобы все люди всегда ценили, любили, уважали, слушали меня. Окружающие, которых я ценю, люблю и уважаю должны ценить, любить и уважать меня. А если это не так, то это катастрофа;

○ Все у меня в жизни всегда обязано получаться, происходить, как я задумал. Неудачи не могут происходить. Особенно, в той ситуации, которую я считаю ценной для себя.

○ Все всегда в мире должно быть таким, как я считаю;

Лживые, злые, неумные, плохие, неправильные люди обязаны получить наказание;

○ Если дело меня сильно волнует, значит, то оно действительно важное, стоящее, необходимое. Мне нельзя проявлять волнение в этой ситуации, иначе, случится неудача;

○ Всякий вопрос имеет ответ, и мне необходимо найти ответ на вопрос, разрешить ситуацию;

○ Необходимо обходить сложные и стрессовые события. Тогда моя жизнь будет хорошей, правильной:

○ Я не должен воспринимать серьезно проблемные ситуации. Тогда расстраиваться, не буду;

○ Все, что было со мной плохого раньше, уже навсегда нарушило мою жизнь. Мне надо смириться.

Все люди не могут поступать со мной плохо, подло. Они не должны быть со мной наглыми, нечестными. Это ужасно, если они так поступают.

Эллис выявил эти нерациональные установки у своих клиентов и считал, что изменение мыслей принесет выраженный эффект в короткие сроки. Ведь изменение мышления дается легче, чем попытки изменить чувства. К тому же, мысли всегда находят себе подкрепление в жизненных ситуациях. Стало быть, изменив мысли на более рациональные, можно изменить и видимый человеком мир, и его поступки.

Для корректировки нерациональных установок Эллис создал метод, который состоит из нескольких шагов:

Первое-это разбор ситуаций (А), которые могли вызвать убеждение. Может ли человек припомнить детали ситуации, моменты, которые привели к негативным чувствам?

Потом можно приступить к анализу чувств (С). Какие именно негативные эмоции возникают у человека в этих обстоятельствах? Какие именно последствия наступают, а этой ситуации?

Далее, разбор нерациональных установок (В). Что именно в данной ситуации беспокоит клиента, вызывает у него негативные ощущения? Какие мысли его тревожат, угнетают, провоцируют чувство вины и заставляют вести себя некорректно: мысли о себе, о других людях в этих событиях, о самой ситуации? Есть ли у этих идей нерациональные свойства?

Проверка мыслей на разумность. Как возможно выявить нерациональные установки? Есть ли правда в том, что человек, в данных обстоятельствах, кому-то чем-то обязан или это придуманное им убеждение? Правда ли, итог этой ситуации так ужасен или это преувеличение?

Новая формулировка ситуации. Какой иной, адекватный образ мыслей подходит для этого события? Здесь важны словосочетания “я могу”, “я хочу”, «для меня лучше». Это наверно, самый важный этап терапии-изменить «я должен» на «я хочу».

Умозаключения, которые начинаются с «я хочу», часто, оказываются самыми правильными. Особенно, если человек подкрепит свои новые рациональные убеждения словами ” я бы мог “. Это будет значить, что желания клиента совпадают с его возможностями.

Следующим этапом является постановка задач и реализация задуманного.

Список действий. Это очень важный этап терапии. Он выводит человека из нереалистичного и неконтролируемого замкнутого круга. Теперь, с новыми убеждениями, человек может делать то, что хочет он.

Здесь же назначается контроль его поведения. Сначала, контроль ведет терапевт. Либо он передает право контроля людям, близким клиенту.

В дальнейшем, человек учится сам контролировать и анализировать свои действия.

Например. Женщина на склоне лет, страдает, что ее жизнь плоха. Она всю жизнь заботилась о детях. А заработав состояние, передала его сыновьям. Теперь они, по ее словам, забыли о маме.

Ситуация. Клиентка живет в особняке с прислугой. Сыновья приходят, привозят гостинцы и интересуются ее жизнью. Однако она любит смотреть сериалы и у нее есть план их просмотра. Дети всегда приходят не вовремя и мешают ей смотреть фильмы. Она вынуждена отвлекаться. Из-за этого она убеждена, что они ее не любят.

Эмоции. Она расстроена тем, что вынуждена разрываться между общением с близкими и любимыми сериалами. Ведь есть план просмотра, в котором мало свободных моментов. А свободное время уходит на другие дела. И женщина убеждена: «Когда они приходят, я расстроена, считаю, они меня злят, они отрывают меня от просмотра и делают это намеренно. Поэтому мне так плохо».

Нерациональные убеждения. “Я так много для них сделала, что они обязаны благодарить. Они обязаны любить меня и приходить в гости, когда я хочу. Если навещают не вовремя, то хотят быстрее от меня уйти и бросить. Значит, не любят меня”

Проверка разумности убеждений. Сыновья, в реальности, приезжают часто, но они не знают, когда она не смотрит телевизор. А вписаться в ее график просмотра сериалов очень трудно. Разве это значит, что они ее не любят? Скорее наоборот, они ее любят и ценят.

Новая трактовка ситуации. «Я была бы рада видеть детей чаще, но, чтобы это было согласовано с моим графиком просмотра сериалов. Я могла бы их информировать, когда я свободна. А пока, неплохо бы все обсудить с ними. Сказать, что я их люблю, но сериалы мне тоже важны. Надо сказать им это, но чтобы они не обиделись».

Планирование действий. “В следующий раз, когда они придут, поговорю с детьми. Спрошу, как им можно присылать программу передач, чтобы они знали, когда я свободна. Пришлю им программу просмотра сериалов, где отмечу свободное время, удобное для встречи. Посмотрю, что из этого выйдет и расскажу об этом психологу”.

Постоянный анализ своих мыслей и неприятных ощущений в повседневных ситуациях, позволяет, со временем, скорректировать собственное нерациональное поведение. Терапия рационально-эмоционального характера очень действенна и может помочь людям за довольно короткое время. Поэтому она так привлекает терапевтов.

“Что такое когнитивная терапия и как она работает?”

Источник: https://pikabu.ru/story/povedencheskoe_napravlenie_v_psikhoterapii_teoriya_kratko_4523881

Концепция патологии (концепция невроза).: Будучи психологической основой поведенческой психотерапии и

Поведенческая концепция неврозов

Будучи психологической основой поведенческой психотерапии и поведенческого направления в медицине, бихевиоризм определяет и их подход к проблеме здоровья и болезни. Согласно этим представлениям, здоровье и болезнь являются результатом того, чему человек научился и чему не научился, а личность — это опыт, который человек приобрел в течение жизни.

Невроз (F40-F48) при этом не рассматривается как самостоятельная нозологическая единица, поскольку нозологический подход отсутствует. В центре внимания оказывается не столько болезнь, сколько симптом, который понимается как поведение, точнее, как нарушение поведения.

Невротический симптом (невротическое поведение) оценивается как неадаптивное или патологическое поведение, возникшее в результате неправильного научения. Так, Вольпе определяет невротическое поведение как привычку неадаптивного поведения у физиологически нормального организма.

Айзенк и Рахман рассматривают невротическое поведение как усвоенные образцы поведения, являющиеся неадаптивными. Адаптация, с точки зрения бихевиоризма, является основной целью поведения, поэтому поведение, не обеспечивающее адаптацию, — патологическое.

Нарушения поведения в рамках поведенческого направления являются приобретенными, то есть представляют собой усвоенную неправильную реакцию, которая не обеспечивает необходимый уровень адаптации. Эта неадаптивная реакция формируется в процессе «неправильного» научения.

Примером такого «неправильного» научения может быть взаимодействие родителей с ребенком, на которого родители обращают внимание, берут на руки только тогда, когда он что-то делает не так, например, капризничает. Или ребенок, испытывающий явный недостаток внешних проявлений любви, внимания, тепла и заботы, получает это в избытке, когда болеет.

Таким образом, потребность ребенка во внимании в полной мере удовлетворяется только тогда, когда он «плохо» себя ведет, иными словами, «плохое», неадаптивное поведение подкрепляется положительно (удовлетворяется значимая потребность).

Представители когнитивно-поведенческого подхода фокусируют свое внимание на промежуточных переменных (когнитивных процессах), подчеркивая их роль в развитии нарушений.

Бек полагает, что психологические проблемы, эмоциональные реакции и клинические симптомы возникают за счет искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и обобщениях, то есть между стимулом и реакцией есть когнитивный компонент.

Иными словами, между ситуацией, внешним событием (стимулом-S) и неадаптивным поведением, эмоцией, симптомом (реакция-R) существует сознательная мысль (промежуточная переменная — r-s). При эмоциональных расстройствах причиной является когнитивный поток, который основан не на реальности, а на субъективной оценке.

Каждый человек в определенном смысле ученый-любитель, он наблюдает мир и делает обобщения. Хороший «ученый» осуществляет точные наблюдения, выдвигает адекватные «гипотезы» и делает адекватные обобщения. Плохой «ученый» (мы все часто именно такими и являемся) осуществляет тенденциозные наблюдения, выдвигает неопределенные «гипотезы» и делает неточные обобщения. Результатом этого являются гипотезы, которые не подвергаются никакой критической проверке и воспринимаются как аксиомы, формируя неправильные представления о мире и самом себе — неадаптивные когниции или автоматические мысли. Сам человек может считать их обоснованными, разумными, хотя другими они могут восприниматься как неадекватные. Автоматические мысли содержат большее искажение реальности, чем обычное мышление, и выполняют регулирующую функцию, но, поскольку сами содержат значительные искажения реальности, то не обеспечивают и адекватную регуляцию поведения, что приводит к дезадаптации.

В рамках этого подхода предпринята попытка выделить наиболее типичные, часто встречающиеся искажения или ошибки мышления (автоматические мысли): 1) фильтрование — увеличение, усиление негативных аспектов какого-либо события или явления и игнорирование, отфильтрование позитивных; 2) поляризованность оценок — оценка всего в крайних вариантах (черное—белое, хорошо—плохо, ноль процентов—сто процентов); 3) чрезмерная генерализация (чрезмерное обобщение) — построение общих выводов на основании отдельного события; 4) паникерство — любой инцидент превращается в катастрофу; 5) персонализация — постоянное сравнение себя с другими; представление, что все, что другие люди говорят или делают, связано лично с нами; 6) ошибочное восприятие контроля — представление, что мы контролируем других или контролируемся другими; 7) правота — мнение, что нужно постоянно доказывать свою правоту самому себе и другим («быть не правым — это ужасно»); 8) ошибочное восприятие справедливости — убеждение, что жизнь должна быть справедлива; 9) ошибочные представления об изменениях — представления о том, что мы можем заставить других измениться или они должны измениться, потому что мы этого хотим; 10) чтение мыслей — представления, что мы хорошо понимаем и знаем, что думают и чувствуют другие люди, почему они поступают именно так, не проверяя этого; 11) моральный императив — восприятие всех чувств и мыслей с точки зрения морали даже тогда, когда нет никакой моральной подоплеки; 12) эмоциональные рассуждения — мнение о том, что то, что мы чувствуем полностью соответствует действительности, что это правильно; 13) обвинение кого-либо или себя при негативных событиях — мы часто ищем виноватого, хотя очень часто на самом деле винить некого; 14) глобальные выводы — глобальные негативные суждения о другом человеке или самом себе; 15) ложное представление о божественном вознаграждении — представления, что если мы все делаем «правильно», то должны быть счастливы и иметь все, что хотим.

Автоматические мысли носят индивидуальный характер, но существуют общие мысли для пациентов с одним и тем же диагнозом. Существуют автоматические мысли, которые лежат в основе определенных расстройств.

Так, депрессия связана с пессимистическим взглядом на себя и свое будущее и на окружающий мир, с мыслями об ущербе, потерях в личностной сфере; тревога — с мыслями об опасности, угрозе, о том, что другие будут отвергать, унижать, недооценивать; фобии — с мыслями об опасных событиях, которых нужно избегать, о невозможности общего контроля над ситуацией. Автоматические мысли специфичны и дискретны, они являются своего рода стенограммой, то есть представлены в сознании человека в свернутом виде. Задача когнитивной психотерапии состоит в том, чтобы найти и вскрыть искажения мышления и исправить их. Человека можно обучить сосредоточению на интроспекции, и он может определить, как мысль связывает ситуацию, обстоятельства с эмоциональным ответом.

Эллис, как и Бек, считал, что между стимулом и реакцией находится когнитивный компонент — система убеждений человека. Эллис выделял два типа когниций — дескриптивные и оценочные. Дескриптивные (описательные) когниции содержат информацию о реальности, информацию о том, что человек воспринял в окружающем мире (чистая информация о реальности).

Оценочные когниции содержат отношение к этой реальности в обобщенной оценке (оценочная информация о реальности). Дескриптивные когниции связаны с оценочными, но связи между ними могут быть различной степени жесткости. Гибкие связи между дескриптивными и оценочными когнициями формируют рациональную систему установок (убеждений), жесткие — иррациональную.

У нормально функционирующего индивида имеется рациональная система установок, которую можно определить как систему гибких эмоционально-когнитивных связей. Эта система носит вероятностный характер, выражает скорее пожелание или предпочтение. Рациональной системе установок соответствует умеренная сила эмоций.

Хотя иногда они и носят интенсивный характер, однако не захватывают человека надолго и поэтому не блокируют его деятельность и не препятствуют достижению целей. Иррациональные установки — это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями, которые носят абсолютистский характер (типа предписаний, требований, обязательного приказа, не имеющего исключений).

Иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если человек не может реализовать иррациональные установки, то следствием этого являются длительные, неадекватные эмоции, которые препятствуют нормальному функционированию индивида.

С точки зрения Эллиса эмоциональные расстройства обусловлены именно нарушениями в когнитивной сфере, то есть иррациональными убеждениями или иррациональными установками.

Эллис выделил основные типы установок, чаще всего встречающиеся у невротических пациентов: 1) установки долженствования, отражающие иррациональные убеждения в том, что существуют некие универсальные долженствования, которые реализуются всегда, вне зависимости от того, что происходит в окружающем мире («Мир должен быть справедливым», «Дети должны слушаться взрослых и научиться выполнять свои обязанности»); 2) катастрофические установки, отражающие иррациональные убеждения в том, что в мире есть события, которые будут всегда оцениваться как катастрофические вне зависимости от системы отсчета («Это ужасно, если дети ведут себя плохо на людях», «Невыносимо, когда ситуация выходят из под контроля»); 3) установки обязательной реализации своих потребностей, отражающие иррациональные убеждения в том, что для того, чтобы быть счастливым и вообще существовать, человек должен обладать определенными качествами или вещами. Это тоже определенный вариант долженствования, но отнесенного к себе («Если я принял решение сделать что-то, я обязательно должен сделать это хорошо», «Я всегда должен быть на высоте»); 4) оценочные установки, отражающие иррациональные убеждения в том, что можно оценивать людей глобально, а не только отдельные аспекты их поведения («Людей можно разделить на хороших и плохих», «Если человек ведет себя плохо, то его следует осудить»).

Источник: Б. Д. Карвасарский. Клиническая психология. 2004

Источник: https://uchebnikfree.com/klinicheskaya-psihologiya-issledovanie/kontseptsiya-patologii-kontseptsiya-20983.html

Невроз гуру
Добавить комментарий