Профилактика неврозов у детей.формы невроза

Неврозы у детей дошкольного возраста: симптомы и лечение

Профилактика неврозов у детей.формы невроза

17.12.2017

Доброго времени суток, дорогие родители. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет невроз у детей, симптомы этого состояния. Неврозом является функциональное психическое расстройство обратимого характера.

Оно обусловлено продолжительными переживаниями, которые сопровождаются перепадами настроения, ощущением тревоги, нарушениями вегетативного характера, повышенной утомляемостью. В современном мире дети дошкольного возраста достаточно часто страдают неврозами.

Важно, чтоб родители вовремя это замечали и делали все, чтобы помочь своему малышу.

Разнообразие неврозов

Сегодня у деток дошкольного возраста можно диагностировать один из несколько видов невротического состояния. Различаются они по причине возникновения, а также проявлениями характерной симптоматики.

  1. Неврастения. Характерны симптомы депрессии. Если рассматривать ребенка до шести лет, то у такого малыша возникнет необходимость в продолжительном сне, будут отсутствовать здоровый сое, интерес к игрушкам, радость от подарков.
  2. Истерия. Характерным является эгоцентризм и перепады настроения. У дошкольников наблюдаются судорожные задержки процесса дыхания, сопровождаемые эмоциональными перепадами и театральностью. Нередки случаи, когда истерия проявляется возникновением жалоб на боль в голове или желудке (соматическое заболевание).
  3. Навязчивое состояние. Характеризуется возникновением страха, без видимой на то причины. Так карапуз дошкольного возраста может бояться насекомых. Проявлениями подобного состояния будут однообразные движения, которые повторяются, например, постоянное чесание затылка или притопывание. Сюда также относится нервный тик и заикание.
  4. Энурез. Чаще всего подобное проявление возникает вследствие какой-либо травмы, как физического, так и психологического характера.
  5. Энкопрез невротического характера. Представляет собой непроизвольную дефекацию. Чаще встречается у мальчиков. Основной причиной является сильно строгое воспитание и частые конфликты в семье. Как правило, данное состояние сопровождается раздражительностью, частым плачем и энурезом.
  6. Пищевой невроз. Ребенок не способен нормально питаться, после приема пищи возникает рвотный рефлекс. Чаще всего к подобному состоянию приводит насильственное кормление. Родители заставляют малыша кушать, то, что он не хочет. Вначале возникает отвращение к конкретному блюдо, затем и к самому процессу приема пищи.
  7. Сон невротического характера. Для такого состояния характерно наличие лунатизма, малыш может разговаривать во сне, часто просыпается.

Причины

Тяжелая обстановка в семье, частые скандалы — могут стать причиной развития невроза у ребенка

Рассматривая причины неврозов у детей, следует выделять три основных группы.

  1. Социальные. К предрасполагающим факторам относятся:
  • проблемные отношения в семье;
  • авторитет одного из родителей (тирана);
  • определение ребенка, как личности.
  1. Биологические. К ним относят:
  • то, как малыш развивался внутриутробно, в частности гипоксия;
  • критический возраст малыша (до трех лет);
  • умственные или физические перегрузки;
  • хроническое недосыпание;
  • плохое питание;
  • наследственная предрасположенность к неврозам;
  • перенесенное заболевание, в частности инфекционного характера.
  1. Психологические. Относится:
  • негативное воздействие психологического характера на детскую психику;
  • частые стрессы;
  • психотравма. Невроз, возникший по такой причине, может перерасти в фобию.

К наиболее частым причинам относят:

  • развод родителей;
  • неправильное воспитание;
  • надмерная гиперопека;
  • переезд на новое место;
  • первое посещение детского сада;
  • семейные проблемы бытового характера;
  • сложные взаимоотношения родителей.

Наиболее подверженными являются такие детки:

  • с повышенной чувствительностью;
  • эмоциональные малыши;
  • детки из неблагополучных семей;
  • малыши, которые часто болеют, имеют слабый иммунитет;
  • карапузы, которые не умеют защитить себя;
  • ребята с лидерскими задатками;
  • детки с повышенной тревожностью, сильной впечатлительностью;
  • ребята с неустойчивой психикой.

Симптомы

Регулярный плач без видимой причины — первый тревожный звоночек

О том, что у вашего малыша возник невроз, может свидетельствовать наличие следующих признаков:

  • повышенная чувствительность в стрессовой ситуации;
  • зацикленность на конкретном конфликте;
  • плач без причины;
  • поверхностный сон, сонливость по утрам;
  • сильная обидчивость, ранимость;
  • снижение интеллектуальных способностей;
  • непереносимость яркого света и громких звуков;
  • тахикардия;
  • повышенная потливость;
  • перепады артериального давления;
  • нарушение аппетита;
  • сильные головные боли, возможно, головокружение;
  • быстрая утомляемость;
  • кашель нервного характера;
  • недержание кала или мочи;
  • боли спазматического характера в желудке или сердце;
  • судороги;
  • нервные тики;
  • депрессивное настроение;
  • страхи;
  • истерики.

Диагностика

Рисунок является одним из методов диагностики психологического состояния ребенка

Для того, чтобы убедиться, что имеют место навязчивые неврозы у детей, необходимо отправиться на прием к неврологу или педиатру, иногда и к психологу. Для диагностики невроза понадобится следующее:

  • общение с родителями малыша, выяснение обстановки в семье, взаимоотношения между членами семьи, отношения малыша с ровесниками и родственниками;
  • обследование людей, принимающих непосредственное участие в процессе воспитания карапуза, выявление возможных ошибок;
  • общение с карапузом — проводится в процессе игры, используя установленные вопросы;
  • наблюдение за малышом — врач следит за поведением крохи во время игры;
  • рисунок — ребенку дают задание изобразить что-то на бумаге, потом делают детальный анализ рисунка.

После данных этапов исследования малышу будет поставлен диагноз, в частности, выявлен конкретный тип невроза. По результатам будет разработан метод лечения.

К какому врачу обратиться

То, какой специалист будет заниматься лечением вашего малыша, напрямую зависит от причин, вызвавших невроз. В некоторых случаях имеет место комплексный подход и наблюдение сразу у нескольких специалистов.

  1. Вам потребуется невролог, если имеет место неврологическое нарушение. Могут назначать успокоительные препараты.
  2. Детский психолог поможет изменить микроклимат в семье крохи, подберет правильную модель воспитания.
  3. Психотерапевт поможет справиться с навязчивым состоянием, при необходимости проведет гипноз.
  4. Может понадобиться встреча с эндокринологом, иглотерапевтом, массажистом или рефлексотерапевтом.

Лечение

Если малышу будет назначена психотерапия, то она может быть представлена тремя видами:

  • групповая;
  • индивидуальная;
  • семейная.

Важным является участие мамы с папой в процессе терапии.

Чтоб избавить малыша от невроза, понадобится:

  • составить распорядок дня;
  • соблюдать необходимый режим;
  • часто бывать на прогулках;
  • оптимальные физические нагрузки;
  • активная социальная жизнь;
  • в последнее время все большей популярностью пользуется катание на лошадях, общение с дельфинами.

Медикаментозная терапия

Прием лекарственных препаратов в высшей степени является второстепенным лечением, необходимым для снятия повышенной возбудимости и лечение того или иного симптома. Кроме приема медикаментов и психотерапии может добавляться физиотерапия.

  1. Комплексный подход особенно необходим при неврозоподобных состояниях. В таких случаях назначают дигидрационную и общеукрепляющую терапию, ноотропные препараты. Назначаются настои лекарственных трав, например, пустырника или валерианы.
  2. При наличии астенических симптомов назначают препараты кальция, витамины, липоцеребрин, заманихи, настойку китайского лимонника, Ноотропил, Пантогам.
  3. Если присутствует раздражительная слабость, назначают микстуру Павлова, которую сопровождают приемом настойки пустырника или валерианы.
  4. Если присутствует невротическое заикание, то могут назначить микстуру Павлова, периодическое использование седативных препаратов, электрофорез, бромид кальция, электросон.
  5. Невротический тик могут лечить применением Фенибута.
  6. При лечении энуреза применяют лекарственные травы успокоительного действия. Если имеет место неспокойный сон, то перед ним дают половинку Эуноктина в соответствии с возрастом ребенка.

Профилактика

Здоровая обстановка в семье во многом защищает малыша от развития неврозов

Родители должны преждевременно задумываться о необходимости создания оптимального психического климата в жизни своего ребенка. Для того, чтобы предостеречь возникновение неврозов, необходимо соблюдать следующие правила:

  • следуйте дневному распорядку;
  • правильно распределяйте время на спокойные и активные игры;
  • не перезагружайте ребенка, как в физическом, так и умственном плане;
  • активно занимаетесь процедурами закаливания, витаминотерапией, ежедневными зарядками;
  • избегайте стрессовых ситуаций, не ругайтесь на глазах у ребенка;
  • при возникновении каких-либо проблем внутри семьи — своевременно их решайте; при необходимости — обращайтесь к психологу;
  • если возникает необходимость — используйте средства для релаксации, например, купание в ванной с отварами успокоительных трав.

Теперь вам известно, что собой представляет лечение неврозов у детей. Очень важно не оказаться одним из тех родителей, которые закрывают глаза на психологические проблемы, возникающие в жизни ребенка.

При появлении первых сомнительных признаков, необходимо сразу же обращаться за помощью к специалисту, не затягивать, не ждать, пока ситуация ухудшится кардинальным образом.

Не стоит забывать о том, что проблемы психологического характера нередко приводят к возникновению заболеваний, в том числе и снижению иммунитета.

Источник: https://zdorovyemalisha.ru/zdorovye/nevrozy-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Детские неврозы. Причины и профилактика

Профилактика неврозов у детей.формы невроза

ГБУ РО “ОКБ имени Н.А. Семашко”

Отделение медицинской реабилитации

для детей с нарушением функции ЦНС медицинский психолог второй квалификационной категории

Симукова Татьяна Сергеевна

Нет таких родителей, которые не любили бы своих детей: это чувство заложено в биологическую природу человека.

И все же нередко многие мамы и папы просто не замечают того, что у их детишек возникли первоначальные симптомы нервного расстройства – невроза.

Бывает и так, что родители констатируют подобные признаки, но не придают им значения, считая болезненные симптомы безопасными возрастными явлениями, которые по мере взросления ребенка исчезнут сами по себе.

В современном мире мы все подвержены воздействиям внешней среды, а дети особенно. Детская психика очень чувствительна и ранима к таким воздействиям, что может привести к перенапряжению нервной системы, и стать причиной возникновения такого психического расстройства, как детский невроз. Что же представляет собой данное психическое заболевание и как можно предотвратить его появление?

Неврозы – это заболевания психогенного характера. Они возникают на фоне тех или иных «неполадок» в нервной системе. Что-то в жизни или эмоциональной сфере может быть у человека «не так», в результате нервная система дает сбой, который провоцирует возникновение невроза.

Главной причиной появления неврозов у ребенка любого возраста является психическая травма, спровоцированная ситуацией или действиями, к которым малыш просто не готов в силу незрелости личности и еще не сформировавшегося характера. Ребенок – существо гибкое, пластичное, но и хрупкое одновременно. Нарушить нормальное течение его психической жизни может все, что угодно.

Основными провоцирующими факторами развития детских неврозов являются внутрисемейные конфликтные ситуации, резкое изменение привычного образа жизни (переезд в другое место, развод родителей, рождение брата или сестры), проблемы в детском коллективе, несоразмерная физическая нагрузка, травма, затяжная болезнь или сильный испуг. Благоприятным фактором для развития детского невроза является наличие патологий и осложнений во время беременности матери и во время родов. Гипоксия, внутриутробные инфекции, родовые травмы — все это может спровоцировать развитие невротического состояния у детей.

Невротические расстройства могут наблюдаться у детей и подростков любой возрастной категории, но форму четко очерченного заболевания они принимают обычно к 6–7 годам.

В более раннем возрасте проявления неврозов у детей тоже встречаются, но,в основном, в виде отдельных симптомов. Зато в школьном возрасте они «расцветают» буйным цветом.

Так как ребенок еще мал, он даже не осознает, что попал в беду. В этом случае на помощь должны прийти мы, взрослые люди.

Даже если невроз впервые проявился во взрослом возрасте, истоки заболевания, как правило, уходят корнями в детство.

В большинстве случаев ответственность лежит на тех родителях, которые не воспринимают маленького человечка как личность и стараются «слепить» из него некий идеал, которым, в свое время, не смогли стать сами.

Ребенок подсознательно понимает родительское недовольство и всеми силами старается доказать, что он достоин их любви. Но, не встречая понимания со стороны взрослых, он зачастую замыкается в себе или, наоборот, сопротивляется, что и порождает множество конфликтов в семье.

Существует множество причин, вызывающих неврозы у детей, но родителям жизненно необходимо понять то, что в большинстве случаев виновными оказываются ошибки воспитания: прежде чем винить ребенка, нужно внимательно проанализировать свое поведение и при обнаружении проблем обратиться к специалисту.

Проявления невротических состояний у детей, выражаются по-разному. Внимательные родители, у которых установлен хороший психологический контакт с малышом, способны заметить эти признаки на самом раннем этапе. Особенностью неврозов у детей является то, что они не могут описать свое состояние и обратиться за помощью.

Картина невротических отклонений у детей достаточно разнообразна. Довольно часто у ребенка можно наблюдать невроз ярко выраженной тревоги или страха. Приступы внешне ничем не мотивированного страха наиболее часто возникают у ребенка в вечернее время, особенно при отходе ко сну.

У детей школьного возраста может необоснованно снижаться самооценка, появляются слезливость, заторможенные, неестественные движения, меняется мимика, ухудшается аппетит и нередко возникает бессонница.

Дошкольники часто демонстрируют собственную беспомощность – падают на пол, кричат, плачут, причем все это может сопровождаться намеренными ударами теми или иными частями тела о твердую поверхность.

Другие симптомы невротических состояний, которые важно вовремя заметить – ребенок постоянно чем-то раздражен, не сдержан в проявлении эмоций, не в меру плаксив. Кроме того, у него нарушен сон, отчего он страдает, ворочаясь в постели с боку на бок.

Такие проявления невротических состояний чаще встречаются у детей среднего школьного возраста, перегруженных дополнительными учебными занятиями, классными и домашними заданиями.

Бывает и такое, что девочки этом возрасте буквально «сходят с ума» по своему здоровью, пугаются по пустякам, испытывают серьезные страхи перед заболеваниями, чрезмерно заботятся о своем самочувствии.

Основные виды детских неврозов:

  • Невроз навязчивых движений – включаетв себя фобии и обсессивные движения, к которым относится нервный тик (мигания, облизывание губ, подергивание головой и плечами).
  • Истерия – сопровождается рыданиями, криками и падением на пол.
  • Ипохондрия – проявляется в виде болезненного страха за свое здоровье, страдать ей могут подростки.
  • Неврастения– характеризуется тем, что больные не переносят даже малейшее психическое напряжение и имеют невротические расстройства сна.
  • Невроз страха – боязнь смерти, темноты, одиночества, пожара и др.
  • Депрессивный невроз – подавленное состояние и жажда одиночества, характерен больше для подростков.
  • Заикание(логоневроз)определяется судорогами мышц речевого аппарата.
  • Энурез, энкопрез – проявляется в неосознанном упускании мочи, кала.
  • Невротические расстройства сна – лунатизм, ночные кошмары или просто тревожный сон.
  • Невротические расстройства аппетита (анорексия) – пониженное настроение во время еды, частые срыгивания (вплоть до рвоты).

Лечение детских неврозов не может обойтись без помощи опытного психолога и невролога. Подход должен быть исключительно комплексный: проведение обследования,медикаментозная терапия, а со стороны психолога — выявление причины, породившей этот недуг, и коррекция поведения с помощью различных игровых методов.

При необходимости обследование и лечение детей с подобными нарушениями проводятся в дневном стационаре детского неврологического отделения ГБУ РО “ОКБ имени Н.А. Семашко”.

Главное в лечении — устранение ситуаций, являющихся пусковыми механизмами патологических отклонений в психике, поэтому необходимо уделить вниманиеизменению жизни ребенка: радость и смех должны прийти на смену страхам и агрессии.

Следует не забывать о том, что для такого заболевания не существует универсального лекарства.

Только с помощью любви, терпения и создания в семье благоприятной психологической обстановки возможно лечение неврозов у детей и полное преодоление невротического состояния.

Ранняя профилактика неврозов у детей имеет неоценимое значение. Уже в ходе первичного обследования неврологи достаточно легко диагностируют симптомы появления невротических расстройств у малыша.

Ведь первые проявления невротических симптомов заметны в моменты любой поведенческой активности малышей: когда они начинают произносить слова, общаться с родителями, играть со сверстниками, ходить, бегать.

Поэтомуважно вовремя обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.

Профилактика неврозов у детей сводится к тому, чтобы создать для них благоприятную, душевную семейную атмосферу и по возможности уменьшить негативное влияние внешней среды. Да, взрослые не в силах совершенно изолировать свое чадо от социума и всех его проявлений.

Однако же им под силу компенсировать негативное воздействие внешней среды и нейтрализовать его, создав благоприятный эмоциональный фон дома, где ребенок всегда будет чувствовать себя в безопасности, под защитой «семейной крепости».

Поддержка, хорошая семейная атмосфера помогут ребенку адекватно реагировать на различные события без ущерба для своего психологического здоровья.

Помните о том, что самое важное в жизни детей – это семейный микроклимат, ведь именно он ответственен за их способность преодолевать любые жизненные трудности и в более зрелом возрасте!

Источник: http://old.xn--62-6kct0akqt0e.xn--p1ai/naucno-popularnye/nevrologia/detskie-nevrozy-priciny-i-profilaktika

Основные формы неврозов у детей и подростков

Профилактика неврозов у детей.формы невроза

⇐ Предыдущая18192021222324252627Следующая ⇒

Неврозыгруппа заболеваний с нерезко выраженными нарушениями психической деятельности. При этом возникает невротический срыв, который возможен у любого человека. В основе срыва лежит (по И.П.Павлову) нарушение возбуждения и торможения в деятельности центральной нервной системы.

Появлению неврозов у детей способствуют факторы, ослабляющие организм ребёнка, а также психические травмы: ссоры родителей, уход из семьи одного из них, неровное отношение к детям (ласка-строгость), бесконечные запреты, подавление инициативы ребёнка, перевозбуждение нервной системы детей, особенно в последнее время, просмотрами телепередач, кино- и видеофильмов.

Основными формами неврозов являются следующие:

1. Неврастения.

2. Истерия.

3. Двигательные неврозы (тики, заикание).

4. Невроз навязчивых состояний.

5. Энурез

Неврастения – встречается чаще других форм.

Это нервно-психическое расстройство, связанное с длительным эмоциональным перенапряжением.

При неврастении отмечается сочетание раздражительности и возбудимости с повышенной утомляемостью и истощаемостью нервной системы.

Эти дети становятся несдержанными. По любому незначительному поводу у них возникает бурная реакция раздражения или возбуждения. Вспышки возбуждения непродолжительны, хотя могут повторяться. Такие дети часто плаксивы, суетливы, недовольны всем, что их окружает, не умеют владеть своими эмоциями.

У них ухудшается активное внимание. Они плохо сосредоточиваются, рассеянны. Настроение неустойчивое. Эти дети вялы, безвольны, теряют интерес не только к учебе, но и к развлечениям. Плохо засыпают. Сон поверхностный, с тревожными сновидениями.

Днем эти дети сонливы, у них ухудшается аппетит, может быть отрыжка, изжога, запоры, урчание, чувство тяжести в желудке. Очень часты жалобы на головные боли. Поведение и настроение их неустойчиво, у одних бывают вспышки гнева, у других – заторможенность, вялость.

Это бывает у детей чаще всего тогда, когда взрослые излишне опекают их или, напротив, постоянно запрещают им все, и дети теряют уверенность в своих силах. Запреты у детей вначале вызывают резкий протест (они топают ногами, кричат, падают на пол, пытаются кусаться), а затем они стремятся во всем поступать наперекор взрослым – отказываются от еды, игрушек и т.

д. Такое поведение ребёнка называют негативизмом. Насилие взрослых только усугубляет это болезненное состояние. В таких случаях надо не обращать на ребёнка внимание или переключить его на другую деятельность.

Дети школьного возраста при неврастении испытывают трудности в учёбе, плохо сосредоточиваются, часто отвлекаются, с трудом запоминают. Наблюдается головная боль, беспокойство, ребёнок постоянно двигает руками, плечами, почесывается и т.д.

Истерия является второй по частоте формой невроза, чаще встречается в молодом возрасте и значительно чаще у женщин.

Возможен истерический невроз, как реакция на «острую» ситуацию, и у человека без истерических черт характера.

Больные истерическим неврозом отличаются повышенной чувствительностью и впечатлительностью, неустойчивостью настроения, склонны привлекать к себе внимание окружающих («жажда признания»).

В проявлениях истерии главное место нужно отвести расстройствам в виде страха, подавленного настроения, причем эти расстройства обычно сопровождаются театральными позами в виде заламывания рук, громких воплей, вздохов и др.

При истерии возможны нарушения памяти, когда больной забывает какие-то эпизоды, могут возникнуть галлюцинации, двигательные нарушения (судороги), нарушения чувствительности.

У детей возникновение истерии нередко связано с воспитанием по типу «кумира семьи». Такие дети бурно проявляют чувства радости и горя, у них сильно развита фантазия, они эгоистичны, чувствительны к строгости, придают повышенное значение тем событиям, которые касаются их.

Подростки могут имитировать некоторые заболевания: тики, судороги, заикания, жалуются на сжатие в горле («истерический ком»), отказываются от еды и т.д.

У маленьких детей может возникнуть отказ от еды, рвота как реакция на испуг, насильственное кормление, на ревность к вновь родившемуся ребёнку.

Лечат истерию методами психотерапии. Настойчивые и целенаправленные беседы вырабатывают у больных правильное отношение к причинам болезни. Прежде всего, необходимо устранить травмирующие психику обстоятельства, либо смягчить их влияние. Иногда положительное воздействие оказывает перемена обстановки.

Двигательные неврозы: тики, заикание.

Тик – непроизвольные, быстрые сокращения одной мышцы или группы мышц, когда возникают насильственные движения тела, ног, частое мигание. Это автоматические движения, возникающие непроизвольно. У детей тик может возникнуть как подражание другому ребёнку.

Тики могут отмечаться в различных мышцах, могут быть ограниченными и выражаться в одном мелком движении или в комплексных движениях. Тик длится довольно долго, больной может сдержать его лишь на краткое время. Нередко он развивается на фоне какого-нибудь навязчивого состояния или страха. При этом вовлекаются мышцы лица (глаз, носа, рта), туловища, конечностей.

Тик чаще отмечается у детей с отягощенной наследственностью и может сочетаться с истерическими реакциями.

При этом важно правильное поведение взрослых. Нельзя делать замечания таким детям, вызывать у них чувство вины, стыда, страха – все это усиливает тики.

Тик отличается стойкостью и требует упорного лечения. Очень важно правильное воспитание и психотерапевтическое воздействие.

Заикание занимает среди неврозов раннего детства и реже детей старшего возраста значительное место. Чаще всего оно возникает в 2-3 года, то есть в период становления речи.

Заикание – это проявление не органического поражения ЦНС, а психогенно обусловленное заболевание. Как все неврозы, оно имеет функциональную основу и появляется чаще у детей с неустойчивой психикой, когда нервная система дает «срывы» на травмирующие факторы (испуг, конфликты в семье, сложные отношения между ребёнком и воспитателями и т.д.).

Проявляется заикание в двух формах: либо ребёнок повторяет несколько раз какой-то слог (вместо слова «мама» говорит «ма-ма-ма-мама»), либо ребёнок судорожно произносит первую букву слова: вместо слова «папа» он произносит «п-п-п-папа».

При заикании наблюдается напряжение мышц лица, зажмуривание глаз, напряжение мышц туловища, своеобразные позы и другие двигательные нарушения. Когда ребёнок умолкает, все это исчезает, чтобы вновь повторяться, когда он начнет говорить.

Волнение усиливает заикание.

Дети с заиканием обычно застенчивы, пугливы, сторонятся товарищей. С таким ребёнком разговаривать надо спокойно, не торопясь, не разбивая слова на слоги.

В случае затруднения у ребёнка с произношением, надо ласково прийти к нему на помощь. Педагог должен объяснить здоровым детям, что дефект речи у товарища исчезнет, если они будут к нему хорошо относиться.

Ребёнка обязательно следует показать невропатологу и логопеду.

Неврозом навязчивых состояний называют различные невротические состояния с навязчивыми мыслями, идеями, представлениями, действиями и страхами. Он встречается реже, чем неврастения и истерия, причем у мужчин и женщин – с одинаковой частотой.

Невроз навязчивых состояний легче возникает у лиц мыслительного типа (по И.П.Павлову), особенно после перенесенных соматических или инфекционных заболеваний.

Навязчивые явления весьма разнообразны, наиболее типичны фобии (страхи) – страх сумасшествия, рака, сердечной болезни, клаустрофобия (боязнь закрытых помещений), навязчивые страхи высоты, загрязнения, боязнь покраснеть и др.

Навязчивые явления непреодолимы, возникают вопреки желанию больного. Он относится к ним критически, стремится их преодолеть, но не может от них освободиться.

Невроз навязчивых состояний может возникнуть и у здоровых детей при переутомлении. Такие дети бояться выйти во двор, где их испугала собака, они боятся незнакомых людей, грозы и т.д. Страхи возникают у детей и ночью под впечатлением прочитанных книг, телепередач, под впечатлением тревожных сновидений. У школьников может возникнуть страх забыть выученное стихотворение.

Несмотря на понимание того, что навязчивости лишены смысла, больной неспособен им противостоять.

Энурез – ночное недержание мочи. Это расстройство наблюдается в раннем дошкольном возрасте, реже – у школьников и подростков. Чаще ночное недержание мочи возникает у детей с невротическими явлениями, когда с большим трудом вырабатывается условный рефлекс, который является следствием длительного воспитания и лежит в основе произвольной регуляции акта мочеиспускания.

Возникновению энуреза способствует позднее засыпание, большое количество выпитой на ночь жидкости, холод в помещении, где спит ребёнок. В начале болезни ребёнок мочиться 1-2 раза, затем – 4 раза и больше.

Дети с ночным недержанием мочи часто вялы, апатичны, стыдятся своего состояния, скрывают его, боятся насмешек товарищей, упреков взрослых. У них отмечается глубокий сон, из которого их трудно вывести.

Этих детей ни в коем случае нельзя стыдить, запугивать, заставлять стирать свое белье – все это еще больше усиливает болезненные проявления.

Лечение ночного недержания мочи должно основываться на правильном воспитании больных детей. Врач, педагог, родители в отношении таких детей обязаны действовать совместно, проводя психотерапию; разъясняя ребёнку, что от этой привычки он может полностью избавиться.

Ребёнку создают правильный гигиенический режим: спать он должен на полужесткой постели, в хорошо проветренной, но не холодной комнате, ему меньше дают пить, в особенности во второй половине дня. Ребёнка следует разбудить через 2-3 часа после того, как он заснул.

Второй раз ночью поднимать его не следует.

Можно воспользоваться следующим методом лечения энуреза. После 3-х часов дня воду и жидкую пищу запрещают. В 6 часов вечера ребенок получает сухой ужин из небольшого количества мяса, яиц, хлеба и масла.

Дачу овощей, фруктов и каш ограничивают (они содержат много воды). Перед сном ребёнку дают немного соленой пищи в виде бутерброда с ветчиной, икрой или селедкой.

При этом вода удерживается в тканях, а в мочевом пузыре скапливается лишь немного мочи, которая не вызывает рефлекса.

Профилактика неврозов у детей заключается в устранении тех факторов, которые способствуют формированию этого расстройства.

Ребёнку создают нормальную обстановку в семье и школе – правильный уход, соблюдение режима сна, питания, занятий, отдыха, закаливания, занятия спортом. В семье должно быть ровное отношение к детям и между взрослыми.

Недопустимы крики, физическое воздействие на детей, их запугивание. Школьникам необходимо ограничить время просмотра телепрограмм, видео- и кинофильмов.

⇐ Предыдущая18192021222324252627Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 1733 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/11-102929.html

Неврозы у детей

Профилактика неврозов у детей.формы невроза

Юлия Ильинская (Шомникова)
Неврозы у детей

Цели и задачи

Определение неврозов

Формы неврозов

Причины возникновения неврозов

Истерический невроз

Неврастения

Тики

Невроз навязчивых состояний

Профилактика неврозов

Список литературы

Цели и задачи:

1)При помощи мультимедийных технологий раскрыть тему «Неврозы у детей».

2)Продемонстрировать иллюстративный материал при помощи компьютерных технологий.

3) Создать опорный материал для рассказа о неврозах

Неврозы

Неврозы – заболевание, вызванное расстройством деятельности ЦНС.

Причины возникновения неврозов

Внутренние факторы:

Особенности личности, связанные с психическим инфантилизмом.

Невропатические состояния, т. е. комплекс проявлений вегетативной и эмоциональной неустойчивости.

Изменения возрастной реактивности нервной системы в переходные (кризисные) периоды.

Факторы внешних условий:

Неправильное воспитание.

Неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия.

Трудности школьной адаптации и т. п.

Формы неврозов:

-Истерический невроз – выражается в виде припадков, при этом дети, если им в чём – то отказывают, падают на пол, изгибаются, стучат ногами, кричат.

-Неврастения (Нарушение сна, страхи, энурез, заикание).

Неврастения – это невроз истощения, который проявляется сочетанием раздражительности с повышенной утомляемостью и истощаемостью.

Нарушение сна

Одно из наиболее ранних и специфичных проявлений неврастении, которое проявляется уже в первые месяцы жизни: сон поверхностный, беспокойный, ребёнок «мечется» в постели.

Проявление расстройств сна

-Нарушения засыпания

-Беспокойный сон с частыми движениями

-Расстройство глубины сна с ночными пробуждениями, страхами, яркими устрашающими сновидениями, снохождениями и сноговорениями.

Навязчивые страхи

Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании.

У детей дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов и др.

Основные проявления неврозов страха

-Боязливое отношение к объектам и явлениям, которые вызвали аффект страха.

-Энурез (ночное недержание мочи)

Причины возникновения:

-Невропатия (нарушения сна);

-Чрезмерная глубина сна;

-Нарушение ритма сна;

-Наличие энуреза у отца или матери в детстве;

-Неравномерность психомоторного развития – замедленный темп (когда ребенок позднее начинает говорить, ходить, скованность движений или ускорение психического развития, чрезмерная быстрота движений.

Оказание помощи при энурезе

-Ребенка нельзя ругать или стыдить.

-Рекомендуется систематически закаливать ребенка.

-Ограничивать питье за 2-3 часа до сна.

Заикание

Причины возникновения:

-Эмоциональный стресс, связанный с инстинктом самосохранения.

-Быстрый говор при не полностью сформированных речедвигательных механизмах.

-Следствие переутомления в результате избытка информации.

Заикание при неврозах тяжело переживается детьми.

Часто из-за страха, скованности или смущения они отказываются вступать в контакт с незнакомыми людьми и легко теряются в новой обстановке.

Оказание помощи при заикании

-Устранение болезненного, невротического состояния ребенка

-Восстановление его нарушенных, но еще полностью не утраченных навыков общения, умения принимать и играть роли, и адекватно выражать свои чувства.

Невроз навязчивых состояний

Различные движения, действия, страхи, опасения, представления и мысли, возникающие вопреки желанию больного.

Невротические тики

Проявления невротических тиков:

Разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем и т. п., а также респираторные тики («покашливание», «хмыканье», «хрюкающие» звуки).

Причины возникновения тиков

-Острые и хронические психические травмы

-Местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело в глазу, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т. п.).

Профилактика неврозов

-Воспитательные мероприятия по психическому закаливанию детей.

-Укрепление физического здоровья, занятия физкультурой и спортом.

-Психогигиена умственного труда школьников, предупреждение их интеллектуальных и информационных перегрузок.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/nevrozy-u-detei.html

Неврозы у детей: причины возникновения, симптомы, лечение и профилактика

Профилактика неврозов у детей.формы невроза

Невроз у детей – психогенное заболевание, которое возникает по причине стрессовых ситуаций и плохих внутрисемейных отношений. В подростковом возрасте этот недуг может привести к невротическому развитию личности.

Существуют две группы неврозов, которые отличаются друг от друга распространенностью и их симптомами. При терапии этого недуга необходимо комплексное лечение, которое включает в себя помощь психолога и прием медикаментов.

Для предотвращения развития заболевания нужно, чтобы в семье у ребенка были хорошие гармоничные отношения.

Невроз у детей – заболевание психогенного характера, которое представляет собой реакцию личности на психотравмирующую стрессовую ситуацию. Распространенной причиной возникновения этого состояния является наследственная предрасположенность. К факторам развития заболевания относятся изменения в жизни (переезд в другой город, новую квартиру).

Смена коллектива играет важную роль в формировании детского невроза. Обычно такие состояния развиваются, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Психические травмы, неблагоприятный климат в семье (сложные отношения, развод родителей, конфликты между супругами) влияют на формирование расстройства.

Существует большое количество видов невротических расстройств, которые проявляются у малышей, детей дошкольного, младшего школьного и школьного возрастов, а также подростков. Эти формы состояний отличаются друг друга выраженностью и спецификой симптомов. Существует несколько видов неврозов, которые подразделяются на общие и системные:

  • невроз страхов;
  • навязчивых состояний;
  • депрессивный;
  • истерический;
  • неврастения;
  • ипохондрический тип невротических реакций;
  • нервная анорексия;
  • заикание;
  • тики;
  • расстройства сна;
  • энурез и энкопрез;
  • невротические расстройства аппетита;
  • патологические привычные действия.

Общие неврозы – самая распространенная группа невротических состояний у детей. Отмечаются соматические и вегетативные симптомы.

Наблюдаются неврологические (двигательные) расстройства. Эта группа неврозов приводит к невротическому развитию личности.

Невроз страховхарактеризуется наличием предметных опасений, которые связаны с травмирующими ситуациями и тревогой, в некоторых случаях – с иллюзиями и галлюцинациями. Они зависят от возраста ребенка. У школьников и дошкольников наблюдаются страхи сказочных животных и персонажей.

В дошкольном и младшем школьном возрасте часто отмечаются боязнь темноты, одиночества и разлуки с родителями. У подростков наблюдаются страхи, связанные с вопросами о жизни и смерти. Симптомы отличаются приступообразностью, их длительность составляет от 10-15 минут до нескольких часов.

У таких детей наблюдаются сомато-вегетативные расстройства: тахикардия (учащенное сердцебиение), повышенное потоотделение и затрудненное дыхание. Отмечаются неприятные ощущения в области сердца и дрожь. К вегетативным признакам относятся жалобы на остановку сердца, трудности в глотании. Дети требуют вызвать врача и считают, что умирают.

Существует два вида динамики этого состояния: кратковременный и затяжной. Первый тип характеризуется тем, что преобладает у детей младшего возраста. Его длительность – 3-4 недели. Затяжной тип возникает в основном у подростков и школьников и составляет от нескольких недель до 2-3 лет.

Отмечается наличие особой формы неврозов страха – “школьный невроз”. Этот тип наблюдается у учащихся 1-4 классов. У таких детей возникает страх посещения школы. Он сопровождается отказом учиться, уходом из учреждения и дома, а также истерическими реакциями. Из-за этого у ребенка появляются проблемы в школе. Боязнь обусловлена страхом трудностей или разлуки с мамой.

Истерический невроз возникает у детей из-за длительного влияния стрессовой ситуации и наличия истерических черт характера. У пациентов отмечается нарушение способности стоять и ходить (астазия-абазия) при сохранении движений в положении лежа. В редких случаях наблюдаются истерические параличи и парезы. Иногда имеются парезы глазодвигательных мышц и ых связок.

У детей припадков почти не наблюдается. Иногда отмечаются ситуации, при которых ребенок с громким плачем и криком падает на пол, бьется руками и ногами, выгибает спину дугой. У некоторых детей такие припадки могут возникать от 10 до 15 штук за день.

У больных истерическим неврозом наблюдается дискомфорт в области живота, сердца. Пациенты жалуются на головные боли, рвоту, нарушения глотания и запоры. Иногда у детей отмечается истерическая слепота, повышенная и пониженная чувствительность.

Невроз навязчивых состояний у детей младшего возраста характеризуется наличием страхов заражения и загрязнения, острых предметов и замкнутых помещений. У более взрослых ребят наблюдаются боязни болезни и смерти, покраснения. Отмечается страх речи у тех детей, кто страдает заиканием.

Опасение за свое здоровье характеризуется переносом на своих родителей. В результате этого формируется страх за здоровье матери и отца. Особой разновидностью этого типа является невроз ожиданий, который характеризуется тревогой и боязнью неудачи при выполнении какой-либо деятельности.

Нередко у детей наблюдается невроз навязчивых действий, которому свойственны тики (у дошкольников и младших школьников). К ним относятся мигания, наморщивание лба и носа, подергивание плечами. Отмечаются покашливания и шмыганье носом.

У таких детей наблюдается пессимистичное настроение, грустное выражение лица и тихая речь. Отмечаются замедленные движения, плаксивость, снижение активности и стремление к одиночеству. Этот вид невроза характеризуется ухудшением успеваемости по образовательной программе. Такие симптомы свойственны подросткам.

В младшем и среднем школьном возрасте наблюдается вялость, пассивность и заторможенность. Отмечается агрессивность и раздражительность. Такие дети отличаются упрямством и грубостью.

Эта форма невротического состояния возникает у школьников и подростков. Отмечается состояние раздражительной слабости. Оно характеризуется наличием несдержанности, склонности к гневу.

Наблюдается снижение внимания, плаксивость. Такие дети жалуются на плохой аппетит и рвоту. Отмечаются нарушения сна.

У детей, страдающих этой формой невроза, отмечаются опасения по поводу своего здоровья. Наблюдаются вегетативные расстройства и полуобморочные состояния. Возникают ощущения жжения, разрыва сосудов или внутренних органов.

Появляются перепады артериального давления. Эта форма невроза у подростков имеет длительное течение. Из-за этого возникает невротическое развитие личности.

У таких пациентов наблюдается осознанное ограничение приема пищи. Они убеждены в том, что имеют лишний вес, стремятся похудеть и вести высокую физическую активность. Длительность этого состояния составляет около 5 лет.

При долгом течении наблюдается снижение настроения. Это сопровождается тревогой и страхами. Отмечается повышенная эмоциональность.

Эта группа неврозов чаще всего возникает у детей младшего школьного возраста. В редких случаях – у подростков.

Эти невротические реакции развиваются из-за испугов по различным причинам.

Клинические проявления характеризуются наличием судорог в дыхательных мышцах. Отмечаются нарушения речевого дыхания, дополнительные движения мышц лица и шеи. Особенностью этого вида является то, что ребенок начинает замечать патологию через несколько лет после возникновения заикания.

Пациент старается не говорить в присутствии других людей, отказывается от публичных выступлений. С возрастом у детей возникает страх речи – логофобия. Это состояние усиливает заикание при волнении. Это может привести к отказам от устных ответов на уроках.

Невротические тики – различные автоматизированные привычные движения и покашливания. Преобладают в области лица и шеи, плечевого пояса. С возрастом тики могут перерасти в навязчивые.

Их локализация со временем может подвергаться изменениям. Этот недуг длится около 3-4 недель. Заболевание сочетается с заиканием и энурезом.

У пациентов отмечаются жалобы на трудности засыпания, страхи и пробуждения по ночам. У некоторых больных наблюдается снохождение и сноговорение (лунатизм). Длительность засыпания составляет 1-2 часа.

Процесс сопровождается страхами и опасениями (боязнь темноты ). Для детей младшего школьного возраста характерны долгие ночные пробуждения. Длительность этих состояний составляет несколько часов.

У больных отсутствует желание осуществлять прием пищи. Отмечается избирательное отношение к еде. Такие дети медленно едят. Во время приема пищи часто возникает рвота.

Трапеза вызывает капризность и плаксивость. Отмечается плохое настроение. Длительность этой формы невротической реакции – 2-3 недели. В некоторых случаях наблюдается отказ от еды.

Энурез – недержание мочи, которое возникает при обострении стрессовой ситуации. Возникновению этой патологии способствуют такие черты характера, как тревожность, боязливость, впечатлительность и неуверенность в себе. Этот недуг сочетается с перепадами настроения, раздражительностью, капризностью, страхом и нарушениями сна.

Энкопрез – непроизвольное выделение испражнений, которое возникает при отсутствии нарушений и заболеваний желудочно-кишечного тракта. У пациентов отмечается наличие небольшого количества кала и мочи на постельном и нижнем белье. Дети вначале не замечают этого и только через некоторое время ощущают неприятный запах.

Энкопрез сочетается с пониженным настроением, раздражительностью и плаксивостью. Причиной развития этого нарушения являются психотравмирующие ситуации. Они имеют хронический характер.

У таких пациентов наблюдается сосание пальцев или языка, которое возникает преимущественно у дошкольников. В большинстве случаев отмечается сосание большого пальца. Это может привести к формированию неправильного прикуса.

Наблюдается кусание ногтей, которое сопровождается их проглатыванием. Возникает расстройство в препубертатном возрасте. У таких пациентов встречаются онанизм, ритмическое раскачивание телом и головой. Это происходит перед засыпанием и после пробуждения.

Наблюдается стремление выдергивать волосы на голове и бровях (трихотилломания). Это действие сопровождается чувством удовлетворения. Недуг отмечается у девочек школьного возраста. Трихотилломания приводит к облысению.

Лечение детских неврозов осуществляется при помощи психотерапии и медикаментов. Чтобы убедиться в отсутствии у ребенка нарушений, которые возникают в неврологии, рекомендуется обратиться к врачу-неврологу. Психотерапия помогает установлению гармоничных отношений в семье и нормализации эмоционального состояния малыша. Таким детям необходима поддержка воспитателя или педагога.

В коррекции неврозов важную роль играют препараты. Чтобы избавиться от страхов, назначают прием транквилизаторов. При депрессивном состоянии рекомендуется применять антидепрессанты (Амитриптилин) и снотворные лекарственные средства. Рекомендуется пить витаминные и минеральные комплексы.

Профилактика этого заболевания заключается в гармонизации отношений между супругами. Рекомендуется не конфликтовать непосредственно при детях, поскольку это негативно влияет на нервную систему ребенка. К мерам профилактики относится коррекция неправильного стиля воспитания малыша (гиперопека, гипоопека).

Следует избегать телесных наказаний детей. Нельзя осуществлять изоляцию ребенка от его друзей при проступке. Нужно предъявлять такие требования, которые ему по силам осуществить.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/neurosis/nevrozy-u-detej.html

Невроз гуру
Добавить комментарий