Психопатии и патохарактерологическое формирование личности

Патохарактерологическое развитие личности

Психопатии и патохарактерологическое формирование личности

Начнём с определения того, что такоеличность, развитие.Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.Таким образом, развитие личности – самосознательный процесс, направленныйна преобразование психики и поведения человека.

Но не всё так просто, бывают варианты так называемого « патохарактерологического развития личности» или, иными словами, это такой вариант патологического развития личности, который приводит в своём итоге к приобретенной психопатии, в первую очередь шизоидной.

Понятие «патохарактерологическое развитие» (ПХР) в клиническом плане введено О. В. Кербиковым (1961-1968). Оно нашло практическое обоснование в работах В. Я .Гиндикина (1961-1967), а впоследствии – в многочисленных публикациях В. Я. Семке (1982-2005).

И принято считать, что такое развитие личности идёт по определённому сценарию. Например, В. А. Гурьева и В.Я.Гиндикин выделили такие три этапа: – Каждодневное или повседневное хроническое психотравмирование в условиях длительного отрицательного социально-психологического воздействия на ребенка приводит к значительным динамическим отклонениям в поведении.

На этом этапе достаточно поместить ребёнка внормальную среду, в которой это психотравмирование прекратится, таким образом, исчезнет неадекватное поведение.

– Если помещение в нормальную среду не произошло, начинается второй этап – этап характерологического усиления нарушений и продолжение психотравмирования в хроническом порядке, при этом нарушения начинают структурироваться, начинает преобладать ассоциальная форма поведения и шизоидность.

– – Шизоидность оформляется в психопатию шизоидного круга, появляются первые состояние декомпенсации личности. В отличие от патохарактерологического развития у взрослых, обусловленное патологическим сдвигом уже сформированной личности, такое развитие у детей связано с нарушениями процесса формирования еще незрелой личности в патологическом направлении.

Не являясь признаком психической патологии, ассоциальное или девиантные поступки могут быть обусловлены ситуационными характерологическими реакциями (протеста, отказа, эмансипации, имитации), явлениями микросоциально-педагогической запущенности, эмоциональной депривации или часто вариантом декомпенсации патохарактерологических расстройств, развитии личности, формирующихся психопатий, невротических расстройств, психопатоподобных состояний резидуально-органического генеза под воздействием психогенных факторов (Ковалев В. В. , 1981,1992, Семке В. Я. , Авдеенко А. А., Бабушкина Л.У, 1982, Рыбалко М.И., 1989, 1992, 1998, Семке В Я , 2001, 2002). Однако терминологическая путаница и отсутствие работ по этапности становления отрицательной социально-клинической динамики делает разработку этого вопроса актуальной.

Необходимо разобраться, какие бывают патохарактерологические развития личности.

Всего выделяют примерно 4 вида: – Психогении микросоциалыюго характера (неполная семья, неправильные типы воспитания и педагогическая запущенность) являются ведущими этиологическими факторами в становлении патохарактерологического развития личности детей и подростков, а существование криминалыго-наркоманического окружения формирует закономерную феноменологическую динамику развития от антидисциплинарного до антисоциального этапа. – Резндуальная органическая недостаточность головного мозга раннего периода развития является патопластическим (биологическим) фоном, на котором микросоциальные психогении, наслаиваясь, создают девиантное поведение подростков с патохарактерологическим развитием личности. – Клиника неблагоприятной динамики патохарактерологического развития личности подростков формируется последовательно, по этапам с антидисциплинарного (начального) к асоциальному этапу, с последующим переходом к делинквентному (этап структурирования), затем к антисоциальному (этап стабилизации). – Комплексные профилактические и лечебно-реабилитационные мероприятия, направленные на коррекцию семейных конфликтов, компенсацию школьной дезадаптации и оптимизацию лекарственной поддержки позволяют на начальных (антидисциплинарном и асоциальном) этапах создать условия для ресоциализации пациентов при патохарактерологических развитиях личности Дальнейшие этапы неблагоприятной динамики ПХР требуют более широкой вовлеченности государственных структур для постоянного социального мониторинга. Наиболее часто встречается аффективно-возбуди­мый вариант патохарактерологического формирования личности. Детям и подросткам, относящимся к этому вариан­ту, свойственны склонность к аффективным разрядам, (разд­ражения, гнева и т. п.), не адекватным по силе вызвавшему их внешнему воздействию и нередко сопровождающимся аг­рессивными действиями, неумение сдерживать себя, гневли­вость, оппозиционное отношение к взрослым, а также повы­шенная готовность к конфликтам с окружающими. Важная роль в возникновении патологических черт харак­тера при данном варианте принадлежит реакциям активного протеста и имитации. Психологами установлено, что повторя­ющиеся психические состояния и формы реагирования могут закрепляться, постепенно становясь устойчивыми свойствами личности (Н. Д. Левитов, 1955). В детском возрасте этот про­цесс происходит быстрее и легче, чем у взрослых. Поэтому понятно, что фиксация способов реагирования, свойствен­ных повторным реакциям протеста и имитации, играет важ­ную роль в происхождении патологических изменений харак­тера аффективно-возбудимого типа.

Предположим, что есть такая ситуация: некий Андрей воспитывался в такой ситуации, когда отец умер ещё в дошкольном детстве ребёнка, а мать была очень раздражительна, могла физически наказать Андрея. Ходил в ясли, характеристики были хорошие: мальчик общителен,ласков, но иногда упрям.

По приходу в школу хорошо учился в начальных классах, жалоб на учебу не имел. Когда Андрею исполнилось 10 лет, мать вышла замуж за мужчину, который злоупотреблял алкоголем, бил мальчика и его маму.Мальчик стал уходить из дома, высказывать своё недовольство отчиму грубым тоном, но оставался ласковым с мамой.

Со временем мальчик стал угрожать отчиму, что «зарежет его, когда тот будет спать пьяным». В школе Андрей начал драться, вскоре после этого из-затрудностей в семье был помещён в школу-интернат. Мальчик замкнулся, стал упрекать мать в том, что это всё из-за нее, дрался из-за ерунды.

Стал сбегать из интерната, ночевал в подъездах, потому что боялся отправляться домой.ВВозрасте 12 лет был помещен в стационар психолечебницы. В результате, мальчик стал менее раздражительным, улучшилось настроение. По возвращении домой, был избит отчимом и, как последствие,произошёл срыв: Андрей начал кричать на мать и ночевать в подъезде.

Результат: снова лечебница, мольба о выписке оттуда. Спустя время – положительная реакция и выписка. По возвращении домой, отрицательная динамика.

При обследовании в возрасте 16 лет остается аффективно-возбудимым, груб со всеми взрослыми, держится с ними вызывающе, требует, чтобы мать «выгнала отчима», в школе почти не занимается, часто уходит из дома, сошелся с асоциальными подростками, участвовал в кражах, имеет приводы в милицию. Часто возникает по­ниженное настроение с оттенком недовольства и раздражения.

Приведенное наблюдение наглядно показывает динамику становления патологических аффективно-возбудимых черт характера под влиянием психотравмирующей ситуации у мальчика, который до 10 лет не обнаруживал нарушений в характере и поведении. Отчетливо видна роль реакций актив­ного и пассивного протеста в возникновении патологии ха­рактера.

Одним из признаков патологического реагирования является стойкий сдвиг настроения в сторону гипотимии или субдепрессии.

Данный пример наглядно демонстрирует так­же наслоение на формирующиеся патологические черты ха­рактера явлений микросоциально-педагогической запущен­ности, связанной с уходами и другими проявлениями социаль­ной дезадаптации.

Истероидный и неустойчивый варианты встречаются реже. Первый из них проявляется демонстративностью, стремлением привлекать к себе внимание, эгоистиче­ской установкой. В препубертатном и пубертатном возрасте появляется склонность к истерическим реакциям в ответ на различные психотравмирующие ситуации, неудачи.

Истероидные черты чаще формируются в тех случаях, когда единст­венный ребенок воспитывается как «кумир семьи», т. е. в обстановке общего обожания, избалованности, удовлетворе­ния любых требований и прихотей, что часто сочетается со стремлением родителей демонстрировать реальные и мнимые достоинства их ребенка.

Дополнительную роль в формировании истероидных черт поведения может играть также имитация таких форм поведения родителей, как стремление к показ­ному, демонстративность, театральность.

К формированию истероидных черт характера в условиях описанного воспита­ния более предрасположены дети, обнаруживающие признаки психической незрелости, черты психофизического инфанти­лизма.

Таким образом, вариант патологического развития личности- нередкое явление в ассоциальных, девиантных семьях, где часто присутствует насилие, гипоопека, вседозволенность. Возможен выход изПХР при условии помещения в нормальную среду с невозможностью возращения в старую, аморальную.

Источник: https://infourok.ru/user/prokopova-viktoriya-valentinovna/blog/patoharakterologicheskoe-razvitie-lichnosti-149781.html

Патохарактерологическое развитие личности (F60.9)

Психопатии и патохарактерологическое формирование личности

Патохарактерологическое развитие личности – отличие от психопатий, является результатом неправильного воспитания в семье, длительного воздействия неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов, причем психогенный фактор является основным.

Например, в условиях постоянного подавления, унижения и частых наказаний формируются такие черты характера как застенчивость, нерешительность, робость, неуверенность в себе.

Иногда в ответ на постоянную грубость, черствость, побои (в семьях алкоголиков) также появляется возбудимость, взрывчатость с агрессивностью, выражающие психологически защитную реакцию протеста.

Если ребенок растет в обстановке чрезмерного обожания, восхищения, восхваления, когда исполняются все его желания и прихоти, то формируются такие черты истерической личности, как эгоизм, демонстративность, самовлюбленность, эмоциональная неустойчивость при отсутствии инициативы и целевых установок в жизни.

А если он к тому же — зауряднаяличность, не обладающая в действительности воспеваемыми талантами, то ему приходится самоутверждаться и заслуживать признание окружающих другими способами (отличным от других внешним видом, необычными поступками, сочинительством о себе разных историй и т. п.). Иногда бывает трудно отличить врожденную психопатию от патохарактерологического развития личности, тем более, что и при формировании врожденной психопатии внешние факторы играют далеко не последнюю роль.

При анализе патохарактерологического формирования личности выделяют 4 основные варианта: аффективно возбудимый, тормозимый, истероидный, неустойчивый. Каждый из этих вариантов связан с определенными особенностями неблагоприятной среды.

Аффективно возбудимый вариант патохарактерологического формирования личности (F60.3) обусловлен воздействиями неблагоприятной среды: длительные конфликтные ситуации, алкоголизм родителей, ссоры, агрессивность членов семьи по отношению друг к другу.

В таких семьях у ребенка развиваются черты аффективной взрывчатости, склонность к разрядке раздражения, гнева, повышенная готовность к конфликтам. Эти черты формируются или как имитация аналогичного поведения взрослых, или как закрепление реакции протеста.

Постепенное изменение темперамента характеризуется сдвигом настроения в сторону угрюмости, нередко злобности.

Тормозимый вариант патологического развития личности (F60.

7) чаще формируется в условиях такого типа гиперопеки, при котором авторитарность, деспотичность воспитания подавляют в ребенке самостоятельность, инициативность, делая его робким, застенчивым, обидчивым, а в дальнейшем — пассивным и неуверенным в себе.

К тормозимому варианту по условиям возникновения и клинико-психологической структуре близко так называемое невротическое формирование личности, возникающее в тех случаях, когда длительная психотравмирующая семейная ситуация приводит к развитию у ребенка невроза, а затем и к формированию таких личностных черт, как боязливость, ипохондричность, склонность к беспокойству и тревоге. Невротическое развитие личности часто возникает у соматически ослабленных детей при неблагоприятных средовых условиях.

Истероидный вариант патологического развития личности (F60.

4) чаще наблюдается у девочек и возникает в семьях, где ребенок воспитывается в изнеженной обстановке в условиях гиперопеки, неправомерно завышенной оценки его внешности и способностей (воспитание по типу «кумира семьи»). Однако этот вариант может также возникнуть и в семьях, имеющих длительную конфликтную ситуацию, как реакция протеста.

Патохарактерологическое развитие личности может привести к формированию «краевой» (то есть приобретённой) психопатии.

53.нарушения темпа полового созревания:акселерация, ретардация

Развитие ребенка представляет собой сложный процесс и для каждого индивидуума характеризуется рядом особенностей, определяемых различиями генетического кода и всей многоцветной мозаикой условий человеческой жизни.

Именно эти обстоятельства и определяют столь широкий полиморфизм индивидуальностей, но вместе с тем при всем разнообразии развитие включает и ряд общих закономерностей.
На основании наиболее типичных для каждого возраста морфофункциональных особенностей и осуществляется возрастная периодизация онтогенеза человека.

Наряду с типичным развитием, характерным для большинства представителей данной возрастно-половой группы, нередко встречаются разнообразные отклонения, которые легко свести к двум основным типам.

Акселерация развития(от лат. acceleratio — ускорение) — ускорение физического развития и функциональных систем организма детей и подростков.
Ретардация развития(от лат.

retardatio — замедление, задержка) —задержка физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. Термин «акселерация» был предложен в 1935 г. немецким ученым Е. Кохом и первоначально обозначал лишь ускорение роста и созревания детей и подростков XX в.

в сравнении с темпами роста и созревания детей и подростков того же возраста конца XIX в.

В настоящее время термин «акселерация»употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая.

Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями.

Массовые обследования физического развития детей различного возраста показали, что многие функциональные системы детей и подростков значительно опережают хронологию развития, типичную для них 30—50 лет назад. Длина тела новорожденных за это время увеличилась на 2—2,5 см, а их масса на 0,5 кг.

Длина тела у пятнадцатилетних увеличилась на 6—10 см, а масса — на 3—10 кг (в сравнении с подростками начала века). Значительно быстрее происходит развитие некоторых отделов скелета и эндокринной системы, обеспечивающей и более раннее половое созревание (на два года раньше, чем это было в начале века). Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем кончается в 16—19 лет, а 50 лет назад люди достигали максимального роста к 25—26 годам.

Существуют убедительные доказательства акселерации развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательной систем детей и подростков, что, возможно, привело к «омоложению» спортивных рекордов . Акселерация физических показателей развития стимулировала и психическое развитие, поскольку между физическим и психическим развитием существует тесная взаимосвязь. Возможно, ускорение психического развития обусловлено также научно-техническим прогрессом, повышением образовательного ценза родителей и совершенствованием системы народного образования. В этой связи правильнее говорить о двух типах психической акселерации: один обусловлен более ранним созреванием морфофункциональной основы психики, другой — социальным прогрессом.
Наряду с термином «эпохальная акселерация» в современной научной литературе иногда используют понятия «вековая тенденция» и «эпохальные изменения», которые трактуются более широко. Под этими терминами понимаются также многие изменения биологии современного человека: увеличение репродуктивного периода у женщин, удлинение продолжительности жизни, изменения в характере и распространении заболеваний и др. Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 13—20 % от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15—17 годам) и несколько быстрее, как полагают большинство ученых, осуществляется психическое развитие.

Явление ретардации развития детей и подростков интересует ученых главным образом в связи с решением проблемы школьной зрелости (М. В. Антропова, С. М. Тромбах и др.). Число ретардированных детей внутри возрастных групп достигает 13—20 %, и это особенно важно учитывать при поступлении детей в школу.

Определение степени школьной зрелости поступающих в школу детей поможет своевременно организовать специальные группы для детей с замедленным физическим развитием, успешное обучение которых возможно только при условии адекватной учебно-воспитательной работы.

В некоторых случаях для предупреждения нарушений здоровья ретардированных детей целесообразна даже временная отсрочка их поступления в школу.

Биологические механизмы ретардации физического развития детей и подростков мало изучены. Важное значение имеют эндогенные и экзогенные причины. К первым относятся различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения, ко вторым — различные факторы социального характера.

Вопросы акселерации физического и психического развития детей и подростков в настоящее время занимают биологов, медиков, психологов, педагогов и социологов всего мира.

К сожалению, явление акселерации не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательства, что у акселерированных Детей рост и развитие сердца отстает от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечно-сосудистых заболеваний (Р. А. Калюжная, 1973).

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Можно полагать, что причины акселерации физического развития различны и наиболее существенными являются следующие.

1.Эффект гетерозиса, связанного с широкой миграцией современного населения и увеличением количества смешанных браков.

При этом потомство первого поколения обладает временным преимуществом в физическом развитии.

2.Урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.
3. Увеличение уровня радиации на Земле, величина которого вследствие широкого применения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в военных и мирных целях существенно возросла по сравнению с существовавшим ранее естественным радиоактивным фоном нашей планеты.
4.Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран.
Один из вопросов, особенно занимающих сейчас исследователей,— какова роль акселерации в эволюции человека? Наследственные или ненаследственные изменения лежат в основе этого явления? Ответить на эти вопросы пока трудно, но научные данные последних лет свидетельствуют о снижении темпов физического развития детей и подростков. Очевидно, акселерация — явление временное, и связана она с модификационной изменчивостью ряда морфофункциональных признаков человеческого организма . Например, такой показатель, как рост, находится в тесной зависимости от условий питания, устойчивости организма к заболеваниям, санитарных условий, жилища и от многих других. Вполне естественно, что улучшение этих условий способствует ускорениютемпов физического развития. Однако эти изменения не являются беспредельными и ограничены рамками наследственной программы развития.

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 51 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.073 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/2-12580.html

Психопатии как вид дисгармонического развития

Психопатии и патохарактерологическое формирование личности

Дисгармоническое психическое развитие как форма нарушений развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой мотивационной сферы личности при относительной сохранности остальных структур.

Психопатии – аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационно сферы личности, аномалии характера. Психопатии характеризуются дисгармонией психических свойств и неадекватными реакциями на внешние раздражители. Критерии психопатии: тотальность патологических черт характера, относительна стабильность их проявления в течение жизни, социальная дезадаптация.

Механизм патохарактерологического развития: 1) закрепление характерологических и патохарактерологических реакций в ответ на повторно возникающие психотравмирующие ситуации; 2) прямое стимулирование неправильным воспитанием тех или иных нежелательных черт характера.

Условия, способствующие патологическому развитию личности: остаточные явления органического поражения головного мозга, хронические соматические заболевания, детская невропатия, дисгармония полового развития, наличие физических недостатков, акцентуации характера.

Обусловленность возникновения психопатии определенным сочетанием внешних факторов (неблагоприятный психологический климат в семье, трудности школьной адаптации) с внутренними условиями.

Формирование патохарактерологического синдрома: аффективно-возбудимый, неустойчивый, тормозимый, истероидный и смешанные варианты.

Аффективно-возбудимый вариант: склонность к частым аффективным разрядам, отсутствие способности сдерживать себя, повышенная готовность к конфликтам, оппозиционное отношение к взрослым. Возникновение в условиях гипоопеки, безнадзорности, конфликтов, алкоголизма в семье и др. условиях социального неблагополучия. Закрепление реакций активного протеста и имитации.

Тормозимый вариант: неуверенность в себе, робость, обидчивость, склонность к психогенным астеническим реакциям. Возможное сочетание данных качеств с замкнутостью, лживостью, фантазированием.

Условия возникновения: гиперопека с применением постоянных угроз, наказаний, запретов, ограничений, деспотизм и жестокость родителей. Закрепление реакций пассивного протеста и отказа (уходы, мутизм и др.

), а также компенсаторных и гиперкомпенсаторных реакций.

Неустойчивый вариант: отсутствие волевых задержек, зависимость поведения от сиюминутных желаний и влечений, неумение и нежелание преодолевать даже малейшие трудности, отсутствие навыков и интереса к труду.

Повышенная склонность к имитации форм поведения окружающих, в том числе негативного характера (сквернословие, воровство, употребление спиртных напитков и др.

) Закреплению неустойчивых черт характера способствует наличие психофизического инфантилизма, «оранжерейное», противоречивое воспитание.

Истероидный вариант: демонстративность, стремление привлекать к себе внимание, эгоистическая установка, склонность к истерическим реакциям. Формируется в условиях потворствующей гиперпротекции, воспитания по типу «кумир семьи». Предрасположенность у детей с психической незрелостью и психофизический инфантилизм.

Типы дисгармонического развития по Н.Я. и М.М. Семаго:

1. Экстрапунитиывный тип: настойчивость, «вязкость», упрямство, высокое притязание на успех, завышенная самооценка. Могут быть импульсивно деструктивными, агрессивными и раздражительными, особенно при невыполнении их требований.

В ситуации неблагоприятного социального окружения могу возникать немотивированные асоциальные поступки, протестные реакции. Частое проявление демонстративных реакций (при пресыщении однотипной деятельностью к раздражительность, легкий переход от дисфории к эйфории.

Гиперфункция 3-го уровня аффективной регуляции поведения при своеобразии функционирования 4-го уровня: хорошая ориентация в проявлениях эмоционального состояния других людей по отношению к себе при отсутствии эмоционального контроля и эмпатии по отношению к другим людям.

Может быть невыраженная гиперфункция 2-го уровня, что проявляется в отсутствии потребностей в постоянстве окружения, поиске всё новых социальных условий и объектов приложения своих эмоциональных экспансий.

Происхождение психопатий: роль генетических, наследственных факторов, воздействий внешних повреждающих факторов в раннем детстве, длительных неблагоприятных условий семейного воспитания.

Нарушение функционирования базальной системы эмоциональной регуляции.

Формирование психопатии на основе дисгармоничного развития эмоциональной регуляции с выраженным усилением или ослаблением функций одного из уровней при недостаточности компенсаторных возможностей со стороны остальных уровней.

1. Классификация по причинам возникновения психопатий (О.В. Кебриков): конституциональные (ядерные), органические, краевые.

2. Выделение основных и переходных форм психопатий (схема Б.В. Шостаковича).

3. Выделение неустойчивой (Г.Е. Сухарева) и циклоидной (П.Б. Ганнушкин) психопатий. Классификация психопатий.

4. Классификация на основе нарушения функций эмоциональной регуляции (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг).

Нарушения 1-ого уровня (полевой реактивности) – неустойчивая, шизоидная психопатии; 2-ого уровня (стереотипов) – возбудимая, истероидно-возбудимая, циклоидная, астеническая; 3-его уровня (экспансии) – экспансивная, истероидная, истеро-возбудимая, сенситивная, психастеническая; 4-ого уровня (эмоционального контроля) конформная, параноидальная психопатии.

Зависимость некоторых форм психопатий не только от нарушений эмоционально-мотивационной регуляции, но и от динамических характеристик ВНД: силы – слабости, подвижности – ригидности, темпа психических процессов.

Характеристика группы конституциональных психопатий и раннего проявления психопатического развития в детстве.

Шизоидная психопатия, ее основные черты. Проявления в дошкольном и младшем школьном возрасте: нарушения контакта со сверстниками, необычность интересов. Недостаточность развития 1-го уровня базальной регуляции. Восприятие ребенком окружающего мира и сверстников как потенциальную опасность.

Стремление к уединению, неэмоциональность контактов с близкими или избегание контактов с посторонними людьми. Неловкость моторики и отрицательно окрашенные впечатления от физического соприкосновения с окружающим.

Выраженное стремление к логическому, абстрактному познанию, ранние интеллектуальные интересы, своеобразные интересы.

Эпилептоидная психопатия. Может проявляться с 2-3-летнего возраста в виде бурных и затяжных отрицательно окрашенных эмоциональных реакций. Постепенное нарастание эмоциональной вязкости, напряженности эмоций, иногда сильных проявлений злости.

Связь возникновения психопатии с нарушением 3-го и 4-го уровней базальной эмоциональной регуляции в сочетании с инертностью психических процессов. Выраженное накопление отрицательных эмоциональных состояний и разрядка эмоционального напряжения даже по незначительному поводу.

Возникновение «немотивированного упрямства» при изменении обстановки, требующих быстрого переключения на другой вид деятельности. Стремление следовать своим правилам, нормативам и ценностям, потребность в лидерстве, власти. Неподчинение порождает вспышки гнева и агрессию.

Возможность развития гиперкомпенсаторных механизмов: формирование педантичности, сверхориентация на социальные нормы и правила, выраженная тревожность по поводу своего здоровья.

Циклоидный тип психопатии. Редко встречается в раннем детском возрасте, чаще появляется к среднему школьному возрасту. Характеризуется немотивированными колебаниями настроения – от пониженного субдепрессивного до повышенного маниакального.

Гипертимный вариант (преобладание повышенного фона настроения): усиление функций 2-го уровня базальной эмоциональной регуляции. Склонность к шуткам, озорству, риску. Непереносимость ограничений и запретов, их игнорирование. Общительность, но редкость глубоких эмоциональных контактов.

Возникновение в 10-12-летнем возрасте длительных периодов спада настроения (несколько дней, недель). Зависимость работоспособности, отношений с родителями и сверстниками от эмоционального тонуса.

Психастеническая психопатия. Склонность к тревожности. Проявления в 3-4 года. В дошкольном возрасте наблюдаются страхи за жизнь и здоровье свое и близких, боязнь нового, незнакомого.

Недоразвитие 2-го уровня эмоциональной регуляции характеризуется повышенной чувствительностью к качеству внешних впечатлений. Легкое возникновение чувства тревоги под влиянием новых раздражителей, нарушения режима, привычного порядка. В процессе адаптации к новым условиям могут возникать невротические реакции.

В качестве защитных механизмов развивается система стереотипных действий, ритуалов, педантичная склонность к порядку и режиму.

Истероидная психопатия чаще встречается у девочек. Характерна «жажда признания», что в дошкольном возрасте проявляется в виде капризов, вымыслов, повышенного фантазирования. Выражен конфликт между высоким уровнем притязаний, жаждой признания и неспособносстью к длительному волевому усилию.

Повышение тонуса 3-го уровня эмоциональной регуляции – потребность в активной адаптации к новым, нестабильным ситуациям, ориентировки в границах своих возможностей. Реализация невозможности реального достижения в план фантазий к игры. Стремление к самоутверждению.

При декомпенсации могут возникать патологические склонности: привычная рвота, истерические параличи, мутизм и т.д.

Неустойчивая психопатия проявляется чаще в младшем подростковом возрасте. Повышение тонуса 1-го уровня базальной системы эмоциональной регуляции.

Выражено стремление к новым ощущениям и впечатлениям (побеги бродяжничество). Часто полевое поведение. Незрелость интересов, высокая внушаемость, легко вовлекаются в асоциальные группировки.

Стремление к удовольствиям и развлечениям.

Возбудимая психопатия относится к группе органических, связана с ранним поражением нервной системы. Усиление процессов возбуждения при недостаточности торможения.

В 2-3 года у детей легко возникают эмоциональные реакции злости, агрессии при ограничениях ребенка, невозможности немедленной удовлетворения его потребности, в результате истощения психических процессов Гиперфункция 2-го уровня эмоциональной регуляции.

Внезапность наступления состояния возбуждения, во время которого у детей могут изменяться восприятие порогов чувствительности.

Характеристика краевых (приобретенных) психопатий, или патохарактерологического развития личности.

Приобретенная психопатия как патологическое развитие личности в условиях хронической психотравмирующей ситуации.

Длительность процесса формирования патологических черт характера в детском и подростковом возрасте, препсихопатическое состояние, имеющее способность к обратному развитию и полной компенсации.

Наиболее типичные диагнозы: для детей – формирование личности по истерическом типу, неврозоподобные реакции, характерологические и патохарактерологические реакции; для подростков – психопатия возбудимого типа, патологическое формирование личности, истерический невроз, расстройство поведения. Игра развернутая с бурным фантазированием, может носить деструктивный характер с проявлениями агрессии и дисфории (особенно у младших дошкольников).

2. Интрапунитивный тип: неуверенность в себе, робость, тревожность наличие страхов и опасений, замедленность, сверхконтроль, моторная и эмоциональная «зажатость» Может быть мнительность, ипохондрия, невозможность деятельности в стрессовых ситуациях.

Наличие навязчивостей и элементеов ритуализации поведения. Трудности вхождения в контакт, но возможно проявление творчества в игре.

Выраженная гипофункция 2-го и 4-го уровней аффективной регуляции, относительная недостаточность функционирования 1-го уровня трудности «полевой» оценки ситуации, что проявляется в неадекватных форма> реагирования в критических ситуациях.

Типичные диагнозы: для детей формирование личности по тормозимому типу, неврозоподобные реакции невротическое развитие личности; для подростков – невроз навязчивых состояний психопатия тормозимого типа, расстройства поведения и эмоций.

3. Апатический тип: (характерен для подросткового возраста) вялость, безразличие ко всему, отсутствие жизненных интересов, замедленность, заторможенность.

Быстрая пресыщаемость и способность к длительной монотонной работе без эмоциональных проявлений.

Недифференцированность эмоциональных реакций, часто глубокие внутренние, внешне не проявляющиеся реакции Значительная гипофункция 1-го уровня и всех последующих. Часто подобное состояние является началом процессуального заболевания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_290585_psihopatii-kak-vid-disgarmonicheskogo-razvitiya.html

Невроз гуру
Добавить комментарий