Психопатии причины возникновения

Виды и причины возникновения психопатии

Психопатии причины возникновения

В наше время различные масс-медиа и фильмы показывают психопатов как неких безжалостных монстров, маньяков или убийц.

Однако, зачастую, психопатия является не столько признаком человека бессовестного, монстра, сколько ответной реакцией психики на среду, в которой с детства рос больной. В качестве затравки можете посмотреть это видео, в нем вам описывается становление психопата из вселенной D.C.

Comics — двуликого. Его с детсва бил отец, жизнь отнеслась к нему не самым лучшим образом, что в свою очередь вылилось в обширные психические отклонения.

Наша страна, Россия, к сожалению, находится … не в самых лучших экономических условиях. Тут есть дети, судьба которых гораздо хуже, чем судьба Харви Дента. Многие растут в семьях алкоголиков, без отцов, с пьющими матерями или в детских домах. Такая среда идеальна для выращивания целой армии настоящих отборных ублюдков. Давайте рассмотрим этот вопрос более подробно.

О психопатии

Психопатия — ярко выраженное антисоциальное личностное расстройство, создающее серьёзные препятствия для адаптации в социуме. Обычно такая аномалия характера является врождённой, но окончательно она закрепляется в подростковом возрасте, после чего уже не меняется на протяжении всей жизни.

Поведение психопатической личности очень вариативно, оно меняется в зависимости от формы расстройства. Любая психопатия развивается тогда, когда биологически врождённая либо приобретённая в раннем детстве недостаточность нервной системы вступает в реакцию с неблагоприятными внешними условиями.

Характерологическая особенность личности, у которой диагностирована психопатия, — диссонанс эмоциональной и волевой сфер с интеллектуальной сохранностью. Психопатические особенности такой личности сильно затрудняют её адаптацию в социуме, а при острой психотравме приводят к асоциальному поведению.

Многие психопаты отнюдь не являются безжалостными преступниками. Напротив, они часто могут быть успешными бизнесменами, ответственными руководителями, великолепными специалистами своего дела.

Мужчины с психопатией славятся очень высоким интеллектом, они превосходно умеют зарабатывать деньги, отличаются прекрасными манерами, что нередко создаёт иллюзию нормальности.

Женщины-психопатки — яркие и артистичные личности, пользующиеся огромным успехом у мужчин.

Проблема психопатов заключается в абсолютном отсутствии у них высших моральных чувств. Психопат не знает, что такое совесть, стыд или сострадание. Он не может испытывать чувство любви, сочувствия, привязанности. Печально, но для психопатов не существует таких понятий, как честность и раскаяние.

Причины психопатии характера

На возникновение психопатии характера влияет взаимодействие врожденной или приобретенной в детском возрасте неполноценной нервной системы с крайне жесткими отрицательными условиями внешней среды.

Одним из главных факторов психопатии являются врожденные особенности, а также психогенное воздействие окружающей среды.

Другими словами, психопатами становятся люди, склонные к психопатии генетически и растущие чаще в неблагополучных семьях под воздействием определенных факторов: тяжелые психологические ситуации в семье, когда ребенок наблюдает драки, пьянство, насилие.

Психическое формирование искажается: если человек подвергается воздействию насилия, грубости, жестокости, то он становится либо слишком подавленным и неуверенным, либо агрессивным и психически возбудимым. В другом случае, слишком благоприятная обстановка, когда ребенку ни в чем не отказывают, постоянно лелеют и восхищаются им может породить истеричную личность, развитый эгоцентризм или самовлюбленность.

В наших реалиях, чаще всего, психопаты получаются из детей, выросших в неполных семьях. И из детей, которые постоянно переживают истерики того или иного характера. Любая истерика — это удар по психике ребенка.

Виды психопатий

Всего различают пять наиболее «заметных» типов психопатических расстройств, это:

  • Психастеническая психопатия. Имеет такие признаки, как высокий уровень тревожности, неуверенность в себе и боязливость, чувствительность к психотравмам, дезадаптация. Жизненные планы и мечтания психопатов оторваны от реальности, они склонны к самокопанию, к интеллектуальной жвачке, а также к навязчивым идеям. Для психастении характерно преобладание 2-ой сигнальной системы, а также слабость подкорки. Это проявляется в слабости ВНД, особенно процесса торможения. В мотивации психопатов преобладают навязчивости;
  • Возбудимая психопатия. Наблюдается очень высокая раздражительность, непроходящее психическое напряжение, яркие взрывные эмоции, неадекватные приступы гнева и ярости. Для возбудимых психопатов обычно характерны: высокие требования к людям, исключительный эгоцентризм, подозрительность и ревность. Они живут в состоянии злобной тоски (дисфории). В общении такие люди проявляют грубость, а гневаясь – крайнюю агрессию. Эти психопаты могут наносить сильнейшие побои, они не остановятся ни перед каким преступлением, спокойно могут убить. Такое поведение аффективно, происходит в состоянии суженного сознания. Иногда взрывчатость или злобность сдвигаются в сторону неудержимых влечений. И тогда мы наблюдаем беспробудное пьянство, склонность к бродяжничеству, регулярные азартные игры, половые извращения или эксцессы;
  • Истерическая психопатия. Истероидные психопаты всегда стремятся к демонстрации значительности и превосходства, признанию. Они любят театральность, внешние эффекты. Обычно они патологически лживы, а их яркие эмоции выражаются очень экспрессивно (безудержные рыдания, театральная жестикуляция, восторженные объятия). Их жизненная стратегия — всеми способами находиться в центре внимания. Психика таких психопатов очень инфантильна. У них преобладает 1-ая сигнальная система, полностью отсутствует критичное мышление; Как пример этой категории из вселенной DC — Харли Квинзель / Харви Дент
  • Паранойяльная психопатия. Такие люди всегда склонны к формированию «сверхценных идей». Они отличаются узостью интересов и мышления, высоким эгоцентризмом, большой подозрительностью, самомнением и ревностью. Их поведение очень конфликтно, поскольку они всё время воюют с придуманными недоброжелателями и врагами; Сюда можно отнести большинство оппозиционных политиков в России(все пропало!), так-же самого Адольфа Гитлера.
  • Шизоидная психопатия. Такие психопаты очень чувствительны и ранимы, но при этом деспотичны и эмоционально ограничены. Заметна выраженная враждебность к любому социальному окружению, проявляется аутичность и педантичность. Помимо этого, шизоиды совершенно неспособны сопереживать. Этот вид психопатии больше свойственен математикам и ученым, им уютнее в книгах, нежели в реальном мире. Причем больной шизоидной психопатией ученый запросто может стать чем-то вроде чекнутого профессора. Один из примеров — доктор Менгеле, нацист, ставивший опыты на людях в Освенциме.

Не стоит забывать, что психопатию можно вылечить, в отличие от других подобных заболеваний. Только вот… зачастую психопатов сажают в тюрьму, которая явно не способствует их исцелению, особенно учитывая наши Российские тюрьмы. Для лечения психопатам нужен покой, только тогда ответная агрессия или замкнутость пройдут их личность станет человечной, доброй и дружелюбной.

Источник: http://psycho-terapeft.ru/vidy-i-prichiny-vozniknoveniya-psihopatii/

Понятие о психопатиях, их виды, причины, признаки, профилактика

Психопатии причины возникновения

Психопатия (греч.psyche – душа и pathos -страдание) – пограничное нарушение развития личности, отличающееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах. Это неправильное, болезненное, развитие характера, аномалия характера, от которой страдает и сам человек, и общество (“уродство характера”). Психопатия не является психическим заболеванием, но это и не вариант нормы, не здоровье.

Психопатии свойственны 3 основных признака, установленные русским психиатром П.Б.Ганнушкиным:

1.Тотальность патологических черт характера, которые проявляются всегда и везде, в любых условиях.

1. Стабильность патологических черт характера – они впервые проявляются в детском или подростковом возрасте, реже у взрослых, и сохраняются на протяжении всей жизни человека; периодически они усиливаются (декомпенсация) или ослабевают (компенсация), но полностью не исчезают.

2. Нарушение социальной адаптации именно вследствие патологических черт характера, а не из-за неблагоприятного внешнего воздействия.

Психопатии формируются при сочетании врожденной или приобретенной в раннем детском возрасте (в первые 2-3 года) неполноценности нервной системы с неблагоприятным воздействием окружающей среды ( но в основе – именно биологическая неполноценность нервной системы ребенка).

Причин возникновения психопатий множество, основными являются следующие:

– наследственные факторы – у родителей-психопатов чаще всего рождаются и дети с аналогичной патологией (это т.н. конституциональные, генуинные психопатии – самый неблагоприятный вариант, не поддаются коррекции даже при правильном воспитании);

– алкоголизм и наркомания у родителей;

– различные факторы, отрицательно влияющие на плод во внутриутробном периоде развития (алкогольная, никотиновая, наркотическая интоксикация матери, прием лекарств, отравления чем-либо, психические травмы и инфекционные заболевания, особенно вирусные, недостатки питания, тяжелые токсикозы беременности, угроза прерывания беременности, отслойка плаценты и др.);

– родовые травмы, асфиксия в родах, длительные тяжелые роды, наложение щипцов и др.;

– черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции (менингиты, энцефалиты), тяжелые отравления в первые 3 года жизни ребенка;

– длительные истощающие болезни в первые 3 года жизни;

– недостатки воспитания (атмосфера скандалов, пьянства, неполная семья, вседозволенность и др.)

Психопатии следует отличать от акцентуации характера.

Акцентуация характера (лат. accentus – ударение и греч. charakter – черта, особенность) – это нерезко выраженные отклонения характера, заострение определенных черт личности. Это не болезнь, а один из вариантов нормы.

Концепция об акцентуированных личностях разработана К.Леонгардом.

При акцентуации характера (в отличие от психопатий):

– социальная адаптация не нарушена (либо нарушение адаптации незначительно и временно);

– черты акцентуации проявляются не везде и не всегда;

– человек сознает свои недостатки и старается избегать ситуаций, которые его задевают, а при психопатиях отмечается некритичность к себе и собственному поведению.

И психопатии, и акцентуации характера со сходными проявлениями называются одинаково.

Проявления психопатий многообразны. Несмотря на редкость чистых типов и преобладания смешанных форм, принято выделять следующие классические типы психопатий:

1. Эксплозивная (возбудимая) психопатия. С самого раннего детства у ребенка отмечается крикливость, легкая возбудимость, двигательное беспокойство, чуткий сон с частыми пробуждениями, подергиваниями. Затем появляются следующие основные черты патологического характера:

1. раздражительность и вспыльчивость, несдержанность,

2. приступы неудержимой ярости,

3. расстройства настроения (тоска, злобность, страх),

4. агрессивность, мстительность, деспотичность,

5. склонность к ссорам и дракам (агрессивная реакция по типу короткого замыкания “раздражитель – реакция”),

6. стремление самоутвердиться за счет слабых,

7. эгоцентричность, жестокость и т.д.

Поведение в школе – неуправляемое, такого ребенка невозможно приучить к дисциплине. Интереса к занятиям не проявляет, учится плохо, не чувствует дистанции между собой и взрослым.

Большинство уже с подросткового возраста употребляют алкоголь, при этом их патологические черты характера еще больше проявляются (это группа с наиболее высоким риском развития алкоголизма). Могут быть энергичными, активными. Среди них бывают азартные игроки (как правило, это принимает болезненный характер).

Конфликты с окружающими проходят через всю их жизнь и служат причиной нарушения социальной адаптации: они нетерпимы в школе, семье, в армии, на работе.

При возбудимой психопатии в большей степени страдают окружающие, чем сам психопат (хотя в драках достается и ему).

2. Истерическая психопатия.Первые личностные отклонения появляются у детей в 2-3 года или в дошкольном возрасте. Дети капризны, обидчивы, подвижны, склонны к поясничанью, передразнивают взрослых, подражают им; легко запоминают стихи, шутки, анекдоты, подслушанные у взрослых; они впечатлительны и эмоциональны, часто – кумиры семьи. У них завышена самооценка.

Для истерической психопатии характерно:

– стремление казаться больше, чем это есть на самом деле;

– стремление быть в центре внимания;

– неутолимая жажда признания;

– эгоистичность (жизнь за счет других), себялюбие, равнодушие к окружающим;

– позерство, поступки, рассчитанные на внешний эффект;

– склонность ко лжи,фантазированию;

– важность оценки окружающих;

– умение входить в доверие, контактность

Такие дети и взрослые обычно обладают хорошей памятью, раскованным мышлением, быстро овладевают новой профессией, но им несвойственны усидчивость и трудолюбие. Им нравится только то, что дается легко. Предпочитают профессии, где могут быть на виду.

С честностью и порядочностью у них большие проблемы (им ни в коем случае нельзя доверять распоряжаться деньгами). Как все слабые личности , они – трусы, всех предадут и продадут, т.к. больше всего на свете любят самих себя.

Склонны к злоупотреблению алкоголем.

3. Неустойчивая психопатия, при которой отмечается вопиющая безответственность, отсутствие постоянных привязанностей; люди с таким характером легко вступают в брак, легко уходят, часто меняют место работы, место жительства (“перекати поле”), это люди, живущие одной минутой.

4. Астеническая психопатия .Основными чертами ее являются:

– робость, застенчивость, боязливость;

– отсутствие уверенности в своих силах;

– вялость, пониженная активность;

– ранимость, мимозность;

– повышенная утомляемость, к концу урока их внимание рассеивается, неспособны воспринимать новый материал.

Астеник дома должен обязательно долго отдыхать перед выполнением домашних заданий. Обычно у таких детей нет друзей, они не могут позвонить и узнать уроки или стесняются это сделать. Родители должны им постоянно помогать в приготовлении домашних заданий.

Очень переживают перед любым ответственным событием – экзаменом, выступлением и др.Незначительное усложнение жизненной ситуации вызывает у них невротические реакции типа неврастении. Они не могут выполнять поручения, занимать должности, связанные с большой ответственностью и необходимостью руководить другими людьми.

Причем неудачи в таких случаях очень болезненно переживаются.

5.Психастеническая психопатия. С.А.Суханов называл психастеников тревожномнительными личностями. Их основные черты:

– нерешительность,мнительность;

– склонность к сомнениям, трудности в принятии решения;

– склонность к самоанализу, умственная жвачка;

– чувство неполноценности, но при этом выраженное самолюбие и повышенная оценка;

– обидчивость;

– трудности в общении

С детства такие люди пугливы, впечатлительны и тревожны, отличаются малой двигательной активностью. В школьном возрасте тревожность усиливается, они болезненно переносят выговоры, многократно проверяют правильность решения задач, на уроках дольше всех выполняют контрольные работы (перепроверяют!).

вместе с тем большинство из них мыслительного типа и обладают хорошим интеллектом. У них пытливый ум, стремление дотошно докапываться до сути вещей, это прекрасные исполнители,они задают много вопросов (но только своим людям), но вызов к доске – мучителен.

Самое “слабое” место – необходимость принять быстрое решение или выполнить работу в короткий срок.

Психастеническая психопатия – тот вариант, когда в наибольшей степени страдает сам человек, а не общество (всю жизнь проводят в героической борьбе с самим собой).

6.Паранойяльная психопатия.Отличительными чертами ее являются

– подозрительность, мнительность;

– высокая степень готовности к образованию сверхценных идей (наиболее часто идеи ревности, сутяжничества,изобретательства);

– эгоистичность, самоуверенность, отсутствие сомнений;

– вера в свою непогрешимость;

– неуступчивость, активность в отстаивании своей идеи

– завышенная самооценка.

7. Шизоидная психопатия отличается следующими чертами:

– необщительность, отгороженность, замкнутость, скрытность;

– флегматичность, но и способность на взрывы эмоций;

– эмоциональная холодность, сухость;

– отсутствие эмпатии;

– большая близость к природе и книгам, чем к сверстникам (такие люди всегда в стороне, часто одиноки);

– в дружбе – постоянство,назойливость, ревность;

– односторонность негибкость суждений (человек может быть нудным, въедливым)

8. Циклоидная психопатия, основной признак которой – постоянная смена настроения (то повышенного, то пониженного) с циклами от нескольких часов до нескольких месяцев.

9. Патологические влечения, к которым относят клептоманию, пироманию, сексуальные психопатии (при которых половое удовлетворение достигается только извращенным путем), в том числе:

– гомосексуализм (влечение к лицам своего пола);

– садизм (удовлетворение полового чувства при причинении боли партнеру);

– мазохизм (удовлетворение полового чувства, когда боль причиняется партнером);

– педофилия (половое влечние к детям);

– содомия, зоофилия (половое влечение к животным);

– эксгибиционизм (удовлетворение полового чувства при обнажении половых органов перед лицами противоположного пола) и другие.

Различные психопатические личности довольно часто вступают в противоречия с окружающими. Сами создавая конфликтные ситуации, они делают себе еще хуже, т.к.

во время конфликта возникает дополнительное психогенное воздействие и может развиться психопатическая реакция с обострением аномальных особенностей характера (учителю это нужно обязательно учитывать).

Психопатическая реакция возникает внезапно , в ответ на малозначимые (для нормального человека) события (например, кто-то случайно коснулся , проходя мимо), как правило, она неадекватна, чаще всего выражается в виде протеста, возмущения, гнева, злобы, ярости и даже агрессии.

Источник: https://studopedia.su/9_65215_ponyatie-o-psihopatiyah-ih-vidi-prichini-priznaki-profilaktika.html

Фгбну нцпз. ‹‹психопатии и акцентуации характера у подростков››

Психопатии причины возникновения

Считать ли все случаи психопатий эндогенной, конституциональной аномалией характера или признать возможность их формирования исключительно под влиянием неблагоприятных, прежде всего социальных, влияний среды? Ответ на этот вопрос стал предметом споров с первых шагов зарождения учения о психопатиях.

В. М. Бехтерев (1886) полагал, что причиной могут быть как неблагоприятная наследственность, так и тяжелые нравственные условия, неправильное воспитание, дурной пример родителей, тяжкие общие заболевания. Однако большинство исследователей склонялись к эндогенной концепции происхождения психопатий [Koch J., 1891; Kraepelin E. 1915; Kretschmer E.

, 1921; Schneider К., 1923; Kahn E., 1928; Ганнушкин П. Б., 1933]. Изменения характера под очевидным влиянием среды стали выделяться в особые формы, называемые «социопатией» [Ленц А. К., 1927], ситуационным развитием [Ганнушкин П. Б., 1933], псевдопсихопатией [Осипов В. П., 1936], реактивными изменениями характера [Сухарева Г. Е., 1969] и т. п.

Формирование психопатий под влиянием тяжелой и длительной психической травматизации стало актуальной проблемой в детской и подростковой психиатрии. Подростковый возраст — это период формирования характера, и поэтому обнаруживается большая податливость влияниям среды.

Условия последней могут способствовать не только развертыванию и развитию, но и подавлению, компенсации эндогенно заложенных или в раннем онтогенезе приобретенных аномалий.

Тяжкие удары судьбы, обстановка, резко искажающая развитие личности, могут оставить неизгладимый след в характере, если падают на период его формирования.

Особую группу составляют изменения характера под влиянием пренатальных, катальных и ранних постнатальных поражений головного мозга травмами, инфекциями, интоксикациями. Эти изменения характера обычно обозначают как «органические психопатии» [Певзнер М. С., 1941; Сухарева Г. Е., 1959].

Они существенно отличаются от тех последствий, которые могут оставить те же вредные воздействия на мозг, но в возрасте, когда морфологическое формирование мозга уже в основном завершено [Сухарева Г. Е., 1972].

Последние случаи, в отличие от органических психопатий, обычно квалифицируются как психопатоподобные расстройства на почве резидуального органического поражения головного мозга.

К настоящему времени благодаря исследованиям Н. Binder (1960), О. В. Кербикова (1962), В. В. Ковалева (1969), Г. К. Ушакова (1978) и др. может быть предложена следующая рабочая систематика различных психопатических форм применительно к подростковому возрасту.

Конституциональные, генуинные, «ядерные» психопатии. Решающей в происхождении является неблагоприятная наследственность. Иногда удается проследить один и тот же тип характера у кого-то из родителей, сиблингов или других кровных родственников. Чаще же в роду приходится встречать психопатические личности разных типов, а иногда и психические заболевания.

Конституциональные психопатии выявляются даже при самых благоприятных условиях воспитания. Однако степень их тяжести в значительной мере определяется влиянием среды [Морозов Г. В., 1969].

Несмотря на эндогенную обусловленность, только некоторые типы психопатий (например, шизоидная) раскрываются с раннего детства.

Для каждого типа имеется свой критический возраст, на который обычно падает развертывание психопатических черт.

Психопатические или патохарактерологические развития, «приобретенные психопатии», «патохарактерологические формирования» (по В. В. Ковалеву).

Здесь важнейшими являются неправильное воспитание, дурное влияние окружающей среды, особенно в подростковом возрасте, когда совершается становление характера.

Последствия подобных же влияний в раннем детстве могут сглаживаться в подростковом периоде, если в это время развитие личности происходит в благоприятном окружении.

Известно, однако, что далеко не все дети и подростки, растущие в одних и тех же неблагоприятных условиях, обнаруживают психопатические черты. В одинаковой среде, в одной и той же семье вырастают и разные типы психопатов, и совершенно здоровые личности.

Вероятно, что в подавляющем большинстве случаев необходимо, чтобы семена дурных воздействий среды упали на подходящую для них эндогенно подготовленную почву. Такой почвой чаще всего может служить акцентуация характера.

Для психопатического развития на почве акцентуации необходимо не просто любое неблагоприятное социально-психологическое воздействие. Оно должно быть таким, чтобы адресоваться к «месту наименьшего сопротивления» данного типа акцентуации, и, кроме того, быть достаточно продолжительным, чтобы оставить стойкий след.

Взаимоотношения между разными видами неправильного воспитания и психической травматизации, с одной стороны, и наиболее чувствительными к ним типами акцентуаций, с другой, будут рассматриваться в гл. V.

Лишь исключительные условия, особенно тяжкие удары судьбы, способны, видимо, сформировать психопатию на любой почве.

Из прежней практики в дореволюционной России известны случаи психопатий на почве детско-подросткового госпитализма, когда все развитие от младенчества до юности шло в закрытых воспитательных учреждениях, где сугубо формализованный режим прикрывал жестокие отношения между воспитанниками.

Другим примером могут послужить дети узников в фашистских концентрационных лагерях, выросшие в заключении со своими родителями: все они оказались особого рода психопатическими личностями. Но во всех этих случаях правильнее говорить не о психопатическом (пато-характерологическом), а о психогенном развитии [Binder Н., 1960].

На первых порах психопатическое (патохарактерологическое) развитие еще обратимо, но далеко зашедшее становится неотличимым от конституциональной психопатии [Кербиков О. В., 1961].

В термины «психопатическое развитие» и «патохарактерологическое развитие» нередко вкладывается различное содержание [Щербина Е. А., Сергеева Г. Е., 1978; Ковалев В. В., 1979]. Первое определяют как процесс становления конституциональной психопатии в детском, подростковом и молодом возрасте.

Патохарактерологическим развитием обозначают, в отличие от «приобретенных» или «краевых» психопатий, только тог ранний этап их формирования, когда еще нет соответствия всем диагностическим критериям психопатии, когда еще девиации характера обратимы, возможна «депсихопатизация» [Гурьева В. А., Гиндикин В.

 Я., 1980].

С нашей точки зрения, нет нужды в эти сходные понятия вкладывать разный смысл. Процесс становления конституциональных психопатий вряд ли нуждается в особом термине.

Нарушения характера, обусловленные влиянием среды, но не достигающие уровня психопатии, не следует рассматривать как стойкую форму патологии и относить к патохарактерологическому развитию.

Их правомерно относить к реакциям или транзиторным, обратимым нарушениям на фоне акцентуаций характера.

Органические психопатии. Здесь аномалии характера бывают обусловлены действием пренатальных, натальных и ранних (первые 2—3 года жизни) постнатальных вредностей на формирующийся в раннем онтогенезе мозг.

К этим вредностям относятся тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, внутриутробные и ранние мозговые инфекции, нейроинтоксикации, тяжелые длительные истощающие соматические заболевания с первых месяцев жизни и т. п.

Эта группа психопатий рассматривается в гл. VI.

Психопатоподобные расстройства на почве резидуального органического поражения головного мозга.

Сюда относят стойкие изменения характера после черепно-мозговых травм, мозговых инфекций и тяжелых интоксикаций нейротропными ядами, начиная с возраста, когда формирование мозга в основном завершено: после первого критического периода, т. е. после 3—4 лет.

Для подросткового периода особое значение имеют черепно-мозговые травмы. Чаще всего приходится видеть известные картины церебрастении или энцефалопатии, которые в подростковом возрасте имеют некоторые особенности проявлений [Личко А. Е., 1979].

Перечисленные факторы в подростковом возрасте могут иногда играть роль «второго удара» на фоне уже имевшихся в раннем онтогенезе пренатальных, натальных или ранних постнатальных вредностей. Тогда вслед за таким вторым ударом может развернуться картина органической психопатии, до этого затушеванная или вовсе незаметная.

https://www.youtube.com/watch?v=qQcELoff5W8

К этой же группе психопатоподобных расстройств примыкают изменения характера, встречающиеся у некоторых больных эпилепсией.

Изменения, сходные с конституциональной эпилептоидной психопатией, встречаются не ранее 5—6-летнего возраста [Абрамович Г. Б., 1965].

В генезе этих изменений важнейшую роль играет органическое поражение головного мозга — либо то же самое, что послужило причиной эпилепсии, либо явившейся следствием эпилептической болезни.

Психопатоподобные (псевдопсихопатические) расстройства при шизофрении и аффективных психозах. В подростковом возрасте большинство случаев шизофрении дебютирует с изменений характера. При остро начавшейся шизофрении они могут встречаться в периоде предвестников. При прогредиентной шизофрении с постепенным началом нередко имеют место Психопатоподобные дебюты [Личко А. Е., 1979].

Ремиссии у подростков особенно часто сопровождаются психопатоподобными нарушениями. После перенесенного в детстве или юности приступа шизофрении могут быть многолетние ремиссии с психопатоподобными изменениями личности — «постпроцессуальные психопатии» [Гурьева В. А., Гиндикин В. Я., 1980]. Наконец, существует особая форма — психопатоподобная вялотекущая (или медленнотекущая, по Д.

 С. Озерецковскому, 1973) шизофрения, начало которой обычно относится к подростковому возрасту. Здесь изменениями характера в основном исчерпываются проявления болезни. Дифференциальная диагностика между психопатоподобными проявлениями шизофрении и становлением психопатии в подростковом возрасте представляет собой одну из самых сложных и трудных диагностических задач в психиатрии.

При аффективных психозах (маниакально-депрессивном и шизоаффективных) как гипоманиакальные, так и депрессивные состояния в подростковом возрасте нередко могут маскироваться психопатоподобным поведением, и на первых порах распознание истинной причины такого поведения не всегда бывает легким. Злокачественное течение маниакально-депрессивного психоза у подростков может повести к формированию стойких психопатоподобных изменений [Личко А. Е., 1979].

Таковы основные пять форм психопатий и психопатоподобных расстройств, встречающихся в подростковом возрасте.

С нашей точки зрения, первые три формы (конституциональные психопатии, психопатические развития и органические психопатии) правомерно включать в понятие психопатий в широком смысле слова.

Две последние формы — изменения характера при резидуальных органических поражениях головного мозга и при психических заболеваниях — правильнее относить к психопатоподобным расстройствам.

Источник: http://ncpz.ru/lib/1/book/55/chapter/4

Психопатия

Психопатии причины возникновения

«Мой сын отказывается учиться в школе и грозится уйти из дома!» – говорит одна моя приятельница.

Другая жалуется на пятнадцатилетнюю дочь: «Ну совсем стала неуправляемая, грубит, курить начала!» «Это переходный возраст, девочки, – отвечаю им, – то ли еще будет!» Шутки шутками, но пубертатный кризис – это один из самых тяжелых периодов жизни человека, от которого во многом зависит его дальнейшее поведение в обществе. О психических особенностях становления личности ребенка и проявлении различного рода психопатий поговорим с психоневрологом кризисного центра для подростков г. Томска Оксаной Чуфистовой.

Психопатии и их причины

Что происходит с детьми в возрасте 12-16 лет, почему иногда ранее спокойные дети начинают себя вести неадекватно?

– Изменения в психике подростка связаны, прежде всего, с гормональной перестройкой организма, с наступлением периода полового созревания. Перестройка нервной системы ребенка вызывает личностные расстройства, которые называются психопатиями. Психопатии бывают трех видов:

  • Шизоидные, шизотипические, параноидные;

  • Пограничные, антисоциальные, нарцисстические, истерические;

  • Зависимости по типу уходов (замыкание в себе, алко и наркозависимости, дромомания), одержимость какой-то идеей, пассивно-агрессивные, когда ребенок подавляет в себе эмоции.

Причин таких расстройств несколько.

Первая группа причин конституционального характера (психогенные), то есть главную генетическую роль играют биологические факторы. В то же время «дурная» наследственность может проявить себя только в определенных ситуациях. Если жизненный кризис продолжается длительное время, то вероятность возникновения конституциональной психопатии наиболее высока.

Вторая группа причин – так называемые, органические психопатии. Их основой является приобретенная после рождения вследствие травм или инфекционных заболеваний органическая недостаточность, минимальная мозговая дисфункция (ММД).

Это локальное повреждение головного мозга, которое выражается в незрелости высших психических функций в том или ином возрасте и проявляется в поведенческих, речевых и двигательных реакциях ребенка.

Распространенным примером ММД является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), задержка речевого развития (ЗРР), дисграфия (нарушение письма), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение навыков счета).

Третья группа – «краевая», определяется влиянием среды на развитие ребенка.

К этой группе относятся типы воспитания: гиперопека, гипоопека, педагогическая и социальная запущенность, безконтрольность и безнадзорность ребенка.

Также причиной возникновения психопатии в подростковом возрасте может стать травмирующая ситуация в семье, например, жесткое воспитание, развод родителей, смерть близкого.

Чаще всего возникновение той или иной психопатии обусловлено рядом вышеперечисленных причин. Например, у ребеночка были наследственные предпосылки, к ним присоединилась ММД и негативное влияние среды по типу педагогической запущенности.

Получается, что психопатии, проявляющиеся в подростковом возрасте, не возникают сами по себе, а формируются с самого рождения?

– Условно формирование психопатий можно разделить на три этапа.

I этап – раннее детство, когда психопатические проявления исчерпываются отдельными элементами проявления: чрезмерное возбуждение, истерики, резкие перепады настроения, аутизация ребенка – замыкание в себе. Клиническая картина психического расстройства еще недифференцирована, изменчива, подвижна и фрагментарна.

Отдельные аномальные черты еще не дают основания вычленить именно психопатическую структуру поведения. Но уже на этом этапе родители могут обратить внимание на расстройства поведения, гиперактивность, заторможенность, аутичность или речевые нарушения.

Эти симптомы уже дают повод, чтобы обратиться к неврологу за разъяснениями. Часто психопатии путают с акцентуациями, когда ребенок проявляет особенности характера в пределах нормы, какие-то черты при этом наиболее усилены, вследствие чего ребенок становится более уязвимым и нервным.

Акцентуации – это не психическое расстройство, поэтому своеобразное поведение малыша требует длительного наблюдения.

На II этапе – формирование психопатии в пубертатный период развития ребенка, проявляется мозаичность клинической картины. Отмечается взаимозаменяемость психопатической симптоматики многообразием возрастных особенностей: инфантилизм, стремление к самоутверждению, реакции отказа, оппозиции, имитации, эгоцентризм и т.

п. Также проявляются признаки педагогической запущенности, склонность к сверхценным идеям (параноидальный признак). Со временем один из психопатических признаков начинает занимать доминирующее место.

Чтобы диагностировать тот или иной тип психопатии нужно учитывать многие особенности: психическую активность, развитие моторики, подвижность или ригидность психопроцессов, интравертированность или экстравертированность, склонность к невротическим реакциям, организованность.

Психопатические сдвиги в подростковом возрасте динамичны и отражают все ресурсы психики. Часто психогенные проявления сочетаются с аффективными расстройствами или замещают их.

III этап – конец пубертатного периода, характеризуется завершением формирования психопатии и проявления всех ее клинических форм. Знание поэтапности формирования психопатии очень важно для постановки диагноза и исключения сходных с психопатией состояний.

Клинические проявления психопатии

– Как отличить психопатию от сходных форм проявления?

– Помимо расстройств в поведении при психопатии наблюдаются психовегетативные расстройства: тремор, побледнение или покраснение кожи, повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение, повышенное или пониженное давление.

Также изменения могут происходить в питании: булимия или нервная анорексия, в сексуальной жизни: чрезмерная активность или вялость. Во-вторых, при психопатии наблюдаются вегетативно-дистонические депрессии, невралгические меланхолии, апатии.

В-третьих, психопатии сопровождаются соматоформной симптоматикой, то есть возникает боль на фоне расстройства психики. В подростковом возрасте как раз преобладает головная боль или боль в животе. Такие расстройства еще называют ипохондрией. Из-за постоянной боли подросток начинает капризничать, проявлять агрессию.

Поэтому родителям при проявлении неадекватного поведения подростка, прежде всего, нужно спросить у него: а у тебя ничего не болит. В случае положительного ответа необходимо обратиться к неврологу.

Поведенческие проявления психопатии

– Подростки, с какими чертами характера могут оказаться в группе риска?

– На самом деле психопаты – это люди с ярко выраженными определенными чертами личности еще в раннем детстве, поэтому родителям стоит обращать внимания на особенности поведения детей. Склонные к психопатическим расстройствам дети делятся на несколько групп.

Группа возбудимых.

Характерными чертами личности этой группы является чрезмерная раздражительность, доходящая до ярости, вспыльчивость, приступы злобного настроения, эгоистичность, бурное реагирование на ситуацию, властность, нетерпение к мнению других, обидчивость, требовательность, подозрительность, плохая переносимость алкоголя.

Ранними проявлениями психопатий у таких детей являются двигательное беспокойство, беспокойный сон с подергиванием, необузданные шалости, быстрая возбудимость, желание во все вмешиваться. В дошкольном возрасте появляются устрашающие сны, сноговорение, переменчивость настроения, мышечные боли.

В подростковом возрасте усиливается взрывчатость, колебания настроения, растормаживаются сексуальные влечения, проявляется жестокость, иногда садистские наклонности, нетерпимость к ущемлению своих прав, за счет повышения самооценки снижается заинтересованность учебой.

Ребенок протестует против окружающего мира, стремиться сделать назло, мстить, разрушать. К окончанию школы у детей наблюдается интеллектуальная усталость, стремление к алкоголю, сексуальным эксцессам. В тяжелых случаях во взрослом возрасте наблюдаются акты жестокой мести, дромомания, застревание на негативных переживаниях, приступы агрессия, формирование запойного пьянства.

Группа истеричных. Для детей этой группы характерно стремление, во что бы то ни стало, обратить на себя внимание, позерство, театральность, поиск признания, крайний эгоцентризм, внушаемость, косметическая ложь, бегство от проблемы в болезнь, фантазирование, мошенничество, авантюризм.

В раннем детстве склонны к паясничанию, подражанию, у истеричных повышена впечатлительность, капризность. В подростковом возрасте – более чем при других формах психопатии, выражен инфантилизм, нелогичность мышления. Такие дети могут закатить истерику, демонстративные рыдания, нанести себе повреждение.

Фантазирование проявляется у них как реакция на трудную ситуацию. В школе отмечается эгоцентризм и стремление занять центральное положение любым путем, что выливается в конфликты со сверстниками. Неорганизованность и отсутствие выдержки у таких детей создают конфликт между желаниями и возможностями, поэтому они не удерживаются в школе.

Главным механизмом поведения становятся бурные демонстративные истерики.

Группа неустойчивых. В этой группе наибольшее значение имеет повышенная утомляемость, слабость волевых функций, податливость внешнему влиянию, изменчивость интересов.

Мышление зависит от эмоционального состояния, наблюдается склонность к внезапным немотивированным решениям, трудность положительной адаптации в коллективе, поиски путей наименьшего усилия. В раннем детстве такие дети повышено возбудимы, раздражительны.

С 5 лет появляется любопытство, болтливость, крайняя неорганизованность, неопрятность, разбросанность, активное сопротивление запретам, потеря интереса ко всему, что перестает быть новым. Такие дети, обычно, наделены неплохим интеллектом, хорошим воображением, но у них нет устойчивых склонностей к чему-либо.

В подростковом возрасте неустойчивость возрастает, их намерения и поступки становятся непредсказуемыми, усиливается внушаемость, стремление к вымыслам, ослабевает привязанность к родителям.

Поведение часто зависит от среды, если такой внушаемый подросток попал в дурную компанию, он моментально перенимает дурные привычки, без раздумий включается в любую авантюру, склонен к злоупотреблению алкоголем и наркотиками. К концу школы психопатические черты приобретают устойчивый характер, на фоне бесхарактерности, лени, беспорядочности усиливаются патологические влечения, что приводит к асоциальному поведению.

Группа астенических и психоастенических личностей отличается повышенной ранимостью, робостью, неуверенностью в себе, плохой выносливостью, склонностью к фобиям, колебаниями настроения, спадам работоспособности, ипохондрии (частые головные боли, боли в области сердца, расстройство сна).

У них снижено сексуальное влечение. Психоастеники излишне тревожны, недоверчивы, мнительны, боятся всего нового, у них занижена самооценка.

Они самолюбивы постоянно чувствуют неполноту жизни, преувеличивают значение мелких фактов, депрессивны, плохо переносят нарушение привычного образа жизни, нередко склонны к бесполезному мудрствованию.

Группа шизоидов – это патологически замкнутые дети, интроверты, внешне холодны, не умеют налаживать отношения с людьми и остаются вне коллектива.

Они склонны к аутистическому фантазированию, причудливому коллекционированию, абстрактным занятиям, сочинению странных рассказов, мечтательны.

У них преобладает абстрактное мышление, своеобразная эмоциональность с самого раннего детства, нередко их сверхценные идеи перерастают в параноидальный бред, а все, что связано с их увлечениями вызывает бурные переживания.

В подростковом возрасте эгоцентризм усиливается, повышенная самооценка сочетается с чувством собственной неполноценности, возникают депрессии, паранойи, дисфории. Чаще, чем в других группах у этих детей выявляется резкий скачок в развитии личностной патологии по типу вялотекущей шизофрении. К концу пубертата чаще всего шизоидные особенности стабилизируются.

Группа мозаичных представляет собой сочетание всех вышеперечисленных особенностей психопатических групп, доминирующий синдром выделить крайне сложно. В период пубертатного криза та или иная черта проявляет более очерченный характер.

Во многом поведение таких детей зависит от внешних обстоятельств, биологических циклов, условий среды и т.п. В связи с этим мозаичные приближаются то к одному, то к другому типу.

Иногда происходит сочетание истерических черт с повышенной внушаемостью, взрывчатости и фантазирования.

В любом случае при обнаружении у ребенка усилений каких-либо из патологических черт родителям необходимо обратиться за консультацией к психоневрологу.

Юлия Савельева

Задайте вопрос психиатру

Онлайн. Бесплатно

ЗАДАТЬ ВОПРОС

Источник: http://www.sibmedport.ru/article/11271-psihopatija/

Невроз гуру
Добавить комментарий