Психопатия и темперамент

Вопрос 14 Понятие характера. Строение и формирование характера. Характер и темперамент. Понятие психопатии и акцентуации характера

Психопатия и темперамент

Характерсовокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив).

В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе.

В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Это процесс взаимный, и благодаря развитию личности развивается и сам коллектив.

Характер человека формируется с первых дней его жизни.

Немалую роль в этом играют те люди, которые находятся рядом с ним с детства, то есть его родители.

Типические черты общества проявляются в характере каждого человека по-разному, в зависимости от его интересов, способностей, чувств, мотивов. Индивидуальное и общее в характере образуют единство.

С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизни каждого человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера.

С другой стороны, общие обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие черты характера.

В структуре характера выделяется несколько групп черт, выражающих различное отношение личности к действительности.

1. относятся черты, проявляющиеся в деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность и т.д.

2. проявляются по отношению к другим: тактичность, вежливость, чуткость;

3. система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость;

4. отношение личности к вещам: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость.

5. Особо следует выделить волевые черты характера. Они являются стержнем характера.

Сила воли обеспечивает формирование таких черт, как целеустремленность, настойчивость и т.д.

– Слабоволие – внушаемость, нерешительность, безответственность и т.д.

Выразительные признакихарактера:

– поступки и действия;

– особенности речи (громкая, тихая, темп и т.д.);

– внешний облик (улыбающееся или хмурое лицо, как человек ходит и т.д.)

Определение характера по всем этим признакам дело сложное, для этого надо длительное наблюдение за человеком в различных ситуациях жизни, сопоставление слов, поступков.

Характер и темпераментнельзя отождествлять, но в то же время они тесно взаимосвязаны. Темперамент по-своему окрашивает черты характера. Он обусловлен н.с.

Характер связан с содержательными особенностями психики (например, какой тип эмоциональной реакции), в отличие от темперамента, который связан с формальными особенностями психики.

Свойства ВНД (высшая нервная деятельность) определяет в характере такие черты, как

– уравновешенность или неуравновешенность;

– подвижность или инертность;

– общительность или замкнутость.

– тонус чувств, речь, внешняя выраженность движений.

Но тип ВНД не предопределяет содержательной стороны личности в целом. Принципиальность, честность, вежливость их можно выработать на базе любого типа н.с.

ВНД влияет на процесс формирования отдельных черт характера, например, порывистая настойчивость легче формируется у человека с неуравновешенной н.с.

Черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Однако темперамент не предопределяет характер, У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно разный характер.

Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека. Характер – качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные свойства личности.

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения.

Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы – восприятие, внимание, воображение, мышление и память.

Психопатия и акцентуация.

Характер бывает выражен в разной степени (кривая нормального распределения):

1. – абсолютно нормальные характеры (диапазон будет в центре);

2. – выраженные характеры (акцентуаций) (на графике следует за нормой);

3. – сильные отклонения характеров (психопатии)(следуют за акцентуациями).

Первые две зоны можно считать психологической нормой, а зона психопатий является патологией.

Акцентуация— чрезмерное усиление отдельных черт характера или их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении лично­сти к психологическим воздействиям определенного рода.Понятие акцентуации введено К. Леонгардом.

А. Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций характе­ра: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психоастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный.

Акцентуация циклоидная – чередование фаз позитивного и негативного настроения, настроение меняется от приподнятого до подавленного, повышенная раздражительность, склонность к аппатии. Характер – циклоидный.

Гипертимный тип – повышенная психическая активность, при хороших общих способностях обнаруживают неусидчивость, недисциплинированность, бывают слишком самоуверенными. Лабильный тип – непредсказуемое, крайне изменчивое настроение в зависимости от ситуации. Астенический тип – быстрая утомляемомсть, раздражительность, склонность к дипрессиям и ипохондрии.

Сенситивный тип – повышенная впечатлительность, чувство собственной неполноценности. Шизоидный тип – отгороженность, замкнутость, интроверсия.

Эпилептоидный тип – склонность к злобно-тоскливому настроению с накоплением агрессии, конфликтность, вязкость мышления.

Паранояльный тип – повышенная подозрительность и обидчивость, неприятие чужих мнений, высокая конфликтность.

Психастенический тип – тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, сомнениям, образование навязчивостей – ритуальных действий. Истероидный тип – эгоцентризм, жажда постоянного внимания.

Неустойчивый – склонность поддаваться чужому влиянию, поверхностная общительность. Конформный – чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, консерватизм.

Акцентуации характера под воздействием неблагоприятных условий может привести к патологическим нарушениям и изменениям в поведении личности, к психопатии. По мнению Ганушкина, между психопатическими особенностями и соответствующими им простыми человеческими недостатками разница большей частью только количественная.

Существует ряд различий между нормальным характером (включающим акцентуации) и характером патологическим. Так, П. Б. Ганнушкин выделял три критерия психопатического ха­рактера.

1. Характер относительно стабилен во времени и мало меняется в течение жизни.

2. Тотальность проявления характера(дома и на работе, на отдыхе).

3. Социальная дезадаптация.

П.Б.Ганнушкиным было выделено 9 типов психопатий: цик­лоиды, шизоиды, эпилептоиды, астеники, психоастеники, пара­нойяльные психопаты, истерические психопаты, неустойчивые психопаты, органические психопаты.

В случае акцентуаций характера никогда не присутствуют все три признака психопатий, описанных выше; может не быть и ни одного признака.

Критерии акцентуированного характера:

1. акцентуированный характер не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Обычно он обостряется в подростковом возрасте, а с взрослением сглаживается;

2. акцентуированный характер не всегда «тотален», так как черты акцентуированного характера проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях;

3. социальная дезадаптация при акцентуациях либо не на­ступает вовсе, либо бывает непродолжительной.

Терапевтическая работа с людьми, обладающими отклонениями или акцентуациями характера, направлена, прежде всего, на их социальную адаптацию.

Основное значение приобретает, конечно, знание “уязвимых мест” этих людей. Такие “места”, как мы видели, могут быть связаны с влиянием внешних условий или их внутренним тревожным ожиданием (мнительностью).

К первым относится, например, отсутствие социальной поддержки со стороны ближайшего окружения (у сензитивов и конформных), ко второму -беспокойство о собственном здоровье (у неврастеников), в том числе – опасение “заразиться” (у эпилептоидов), или страх перед будущим – своим и своих близких (у психоастеников).

Знание ситуаций, приводящим к болезненным расстройствам, позволяет моделировать благоприятные условия для нормальной жизни этих людей или их окружения.

Вопрос 15 Основные подходы к типологии индивидуальности. Строение тела и характера(Кречмер, Шелдон). Выделение общих психологических типов по Юнгу.

Выделение закономерностей сочетания индивидуальных черт конкретных людей имеет в научной психологии различные стратегии и результаты. С одной стороны, индивидуальностью человека можно считать набор его психических свойств и качеств как отдельных элементов.

С другой стороны, индивидуальность определяется как тип – целостная структура, внутри которой каждое конкретное свойство и качество человека получает закономерное объяснение.

В результате построения типологии выделяются качественно своеобразные типы индивидуальностей, соотнесенные между собой и принципиально отличные друг от друга.

Первый подход к типологии индивидуальности связан с поиском объективных основ тех или иных устойчивых сочетаний психических свойств конкретных людей. Попытки направлены на установление соответствия особенностям организмааналитическим и физиологическим и психических свойств человека.

Второй подход дифференциально-психологического исследования заключается в том, чтобы описать все возможные сочетания индивидуальных психических черт. Признание своеобразия и уникальности каждой человеческой индивидуальности – характерная черта данного подхода.

Третий подход отвечает задаче осознания, осмысление человеком собственной индивидуальности. Он является теоретическим и может быть также назван философским, ведь здесь возникает вопрос о том, почему эмпирически определенные типы индивидуальности складываются именно так, а не иначе.

Однако чистая теория едва ли имела бы смысл при отражении постоянно меняющейся психической жизни.

Знания о принципиальных типах человеческой индивидуальности – обретают статус тех реальных средств, с помощью которых люди могут представлять себе свои психические особенности, типологические отличия от индивидуальности других людей.

Названные подходы широко представлены в современной психологии

1. Органические предпосылки индивидуальности человека: строение тела и характер.

2. Эмпирические классификации индивидуальностей в психиатрии: основные виды психопатий и акцентуаций характера.

3. Принципы построения типологии характера: теория и практика дедуктивного подхода.

Житейская психология издавна выделяла общие типы людей – по преобладанию у каждого из них определенной психической функции. “Эмоции”, “разум”, “воля”.

Сохранившимся до наших дней, является разделение людей на “эмоциональных” и “рациональных”, которое нередко оформляло и результаты научных исследований. Например, одним из итогов изучения нервной деятельности было определение И.Н.

Павловым “художников”, “мыслителей” и людей “гармонического” типа по преобладанию у них первой или второй сигнальной системы или их равновесию.

Источник: https://cyberpedia.su/13xcca2.html

Драйвы, аффекты и темперамент при психопатии

Психопатия и темперамент

Психопатические (антисоциальные) личности

Я хочу начать обсуждение типологических категорий личностной организации с тех, кто, вероятно, является наиболее непопулярными и пугающими пациентами из всех встречающихся в практике службы психического здоровья, с тех, кто является по существу психопатическими личностями.

Я использую старое понятие для обозначения этого личностного типа вслед за Мелой (Meloy, 1988) вследствие его уже устоявшегося места в психоаналитической истории.

Я буду использовать термины “социопатический” и “антисоциальный” как синонимы – в отличие от некоторых ранних аналитических авторов, применявших эти понятия для обозначения людей криминальной субкультуры, которые необязательно представляли собой характерологических психопатов.

Люди, чьи личности структурированы вдоль психопатической линии, распределяются от крайне психотических, дезорганизованных, импульсивных, садистических людей типа Ричарда Чейса (Biondi & Hecox, 1992), который беспорядочно убивал, расчленял и пил кровь своих жертв (он испытывал иллюзии, что его собственная кровь отравлена и ему необходимо делать это, чтобы выжить), до вежливых утонченных очаровательных личностей, подобных тем характерам, что были описаны Сневартом (Snewart, 1991) в его докладе о должностных преступлениях, совершенных на высочайших уровнях американской системы управления.

Психопатический континуум более нагружен в направлении от пограничного до психотического, потому что, по определению, данный диагноз связан с базисной неспособностью к человеческой привязанности и с опорой на примитивные защитные механизмы.

Однако, соглашаясь с Бурстеном (Bursten, 1973), я отстаиваю мнение о существовании людей с высоким уровнем функционирования, чьи личности в большей степени свидетельствуют о социопатии, чем о каких-либо других качествах, и которые оправдывают диагноз психопатов высокого уровня.

Такие люди имеют достаточную интеграцию идентичности, проверку реальности и обладают способностью использовать более зрелые защиты, чтобы рассматривать их как пациентов, находящихся на невротическом уровне.

Однако их ядерные способы мышления и действия, тем не менее, свидетельствуют об антисоциальной эмоциональности. В пример можно привести удачливого и занимающего видное социальное положение фальшивомонетчика.

Суть психопатической психологии удачно схвачена диагностическим критерием Бурстена, согласно которому организующий принцип психопатической личности состоит в том, чтобы, так сказать, “сделать” всех или сознательно манипулировать другими. Сформулированный подобным образом, диагноз характерологической социопатии не имеет ничего общего с явной преступностью, но целиком связан с внутренней мотивацией.

Драйвы, аффекты и темперамент при психопатии

Существуют некоторые свидетельства, что люди, ставшие впоследствии антисоциальными, обладают большей базальной агрессией, чем другие. Факт, что младенцы с рождения различаются по темпераменту (это известно любому родителю, который имеет более двух детей), теперь научно подтвержден (Thomas и др., 1984).

Некоторые области, в которых младенцы демонстрируют врожденную вариабельность, включают в себя уровень активности, агрессивность, реактивность, общую лабильность и другие подобные факторы, которые также влияют на развитие в психопатическом направлении.

Исследования детей, взятых из приюта, (Schulsinger, 1977) подтвердили действие при социопатии некоторых генетических факторов, которые хоть и не являются определяющими, но при наличии других предрасполагающих факторов укладываются в ее основание (Vandenberg еt al, 1986).

Нейрохимические и гормональные исследования (Wolman, 1986) указывают на вероятность биологического субстрата для высоких уровней аффективной и хищнической агрессии, наблюдающейся у антисоциальных личностей.

У диагностированных психопатов постоянно выявляется сниженная реактивность автономной нервной системы (Lykken, 1957; Hare,1970; Loeb & Mednick, 1977), и этот факт считается объяснением постоянного стремления таких людей к острым ощущениям и их очевидной “неспособности обучаться через опыт” (Clerkeley, 1941).

Кратко говоря, антисоциальные личности обладают врожденными тенденциями к агрессивности и к более высокому, чем в среднем, порогу приносящего удовольствие воз-буждения.

В то время как большинство из нас испытывают эмоциональное удовлетворение от хорошей музыки, сексульных отношений, красоты природы, умной шутки или хорошо сделанной работы, психопат нуждается в резком, более “встряхивающем” опыте для того, чтобы чувствовать себя бодро и хорошо.

Принятие во внимание этого факта способствует терпимому отношению терапевта, которому понадобится огромная когнитивная поддержка для того, чтобы оставаться в нормальных отношениях с человеком, которого очень трудно любить.

Что касается основных чувств, которыми озабочены психопатические люди, их очень трудно определить из-за неспособности антисоциальных людей членораздельно выражать (проговаривать) свои эмоции. Вместо того, чтобы говорить, они действуют.

Кажется, что они отдают себе отчет только в базисном возбуждении, не ощущая специфических аффектов. Когда эти люди действительно чувствуют, по-видимому, они переживают или слепую ненависть, или маниакальное радостное настроение.

В последующем разделе, посвященном объектным отношениям, будут обозначены некоторые причины возникновения такого “массивного аффективного блока” (Мodel, 1975).

В силу этого обстоятельства, читателю следует отметить, что эффективное лечение психопатов заметно отличается от терапии людей, обладающих иными типами характеров, именно в связи с тем, что клиницист не может надеяться на установление связи с пациентом посредством отражения его чувств.

Просмотров 477 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/2-3560.html

Психопаты и психопатический тип характера

Психопатия и темперамент

Термин «психопат» иногда ассоциируется с представлением о психопатиях, то есть о специфических состояниях психики человека, которые нельзя отнести к разряду тяжелых психиатрических заболеваний, но которое, тем не менее, приносят людям определенные проблемы и страдания.

В данном случае под «психопатией» понимается пограничное состояние психики. Мы же будем вести речь об абсолютно здоровых людях.

В нашем случае понятие «психопат» – это обозначение одного из типов в общей системе акцентуированных характеров. Речь идет об некоторых особенностях психики человека, заметив которые, мы можем делать предположения о том, как устроена его психика и личность в целом.

Внутренний стержень этого психотипа

Внутренним стержнем психопатического типа характера является воля к жизни и нетерпимость ограничения личной свободы. Для психопатов важно постоянно испытывать ощущение полноты и остроты жизни, поэтому они любят риск, интенсивные переживания, интенсивное общение, интенсивную деятельность – интенсивную и динамичную жизнь.

Можно сказать, что психопаты – это люди с избыточными приливами жизненной энергии, которую они не всегда знают, как и на что расходовать. По этой причине они так болезненно реагируют на жесткие правила и ограничение личной свободы.

Портрет гармоничного и успешно реализовавшегося психопата

Успешный и сумевший реализовать себя психопат – это человек, ведущий активный и насыщенный событиями образ жизни. Например, журналист, пишущий из «горячих точек планеты», из регионов, охваченных войной или стихийными бедствиями, или спортсмен, занимающийся экстремальными видами спорта.

Среди мирных профессий психопатов всегда было много в рядах врачей скорой помощи. Но попытки правительства жёстко регламентировать медицинскую сферу, подчинить ее отчетности и заставить врачей действовать строго по инструкции, может привести к тому, что психопаты будут вынуждены мигрировать в другие сферы деятельности, и мы останемся и без хороших врачей, и без экстренной скорой помощи.

Психопаты могут успешно реализовать себя и в бизнесе, если у них будет свободный рабочий график и логика этого бизнеса такова, что в нем есть место оправданному риску и периодическим, но разнообразным интенсивным усилиям с победным исходом.

Золотым веком для психопатов была эпоха великих географических открытий, путешествий и приключений. Среди них было много удачливых авантюристов, бесстрашных лидеров и героев. На основании истории жизни реализовавшего себя психопата можно было писать увлекательные приключенческие романы.

Искусственно создаваемые травмы при воспитании психопатов

Что с ними делает семья и школа

Психопатические черты характера начинают проявляться в детстве в форме «синдрома гиперактивного ребенка». Правда, похожие проявления могут быть и у тех, кто имеет черты параноидального характера.

По вполне понятным причинам психопатов с детства стараются приучить к порядку, дисциплине и усидчивости. Тема порядка и дисциплины на долгие годы становится доминирующей в повестке дня их семьи, а затем и в школьной жизни. То есть усилия родителей обычно бывают направлены на преодоление тех черт характера и поведенческих проявлений, которые составляют стержень характера психопата.

В тех случаях, когда семье и школе удается обломать психопата, мы получаем вспыльчивое, скандальное существо, вечно против чего-то бунтующее, иногда страдающее от различных физических болезней, имеющее за плечами кучу мелких и серьезных телесных травм. «Обломанные» семьей и социумом психопаты могут также сбегать из действительности в компьютерные игры, очень часто они становятся игроманами.

В тех же случаях, когда родители оказываются слишком уступчивыми или беспомощными перед буйной энергией маленького психопата, мы сталкиваемся с ситуацией испорченного ребенка. Обычно избалованных психопатов жестко обламывает социальная среда.

Травмированные психопаты

Сколько бы энергии и жизненных сил не было у ребенка с психопатическим типом характера, но столкновение с неблагоприятной для него семейной обстановкой, а также с сопротивлением агрессивного или несправедливого социума, с неизбежностью приводит к появлению у него тех или иных психологических травм. И мы очень часть имеем дело с травмированными психопатами.

Формирование драматичной и депрессивной картины мира

Если жизненные порывы психопата натыкаются на сопротивление социума, а тем более на встречную агрессию и несправедливость, то у него формируется очень драматичная и негативная картина мира. При этом он может сохранять стремление к интенсивной и динамичной жизни, и в том числе – к свершению индивидуальных подвигов, но буйной радости жизни ему испытывать уже не удается.

Несмотря на то, что психопаты в принципе не очень злопамятны, и они отходчивы, не склонны к мести и накоплению обид, но последовательное столкновение с давлением и агрессией социума, тем не менее, может приводить их к формированию различных типов жизненных установок:

  • Они могут решить, что раз мир жесток и несправедлив, то и они должны играть по его же правилам. То есть драматичная и негативная картина мира интериоризаируется и становится как бы содержанием их психики. Они и сами становятся злыми и агрессивными и начинают жить «по волчьим законам».
  • Они превращаются в борцов с социальной несправедливостью. Психопаты редко превращаются в Бэтменов, как это случается с людьми параноидного типа характера. Им для этого не хватает заряженности социальной идеей. Их протесты чаще всего сводятся к задиристости и бузотерству, что приносит немало проблем в личной карьере.
  • Они становятся асоциальными людьми. Социуму верить нельзя, но есть природа и животные, которые, в отличие от людей, не обманывают, не предают и не ограничивают их личной свободы. Ну и, как уже говорилось, есть возможность уйти в виртуальную реальность.

Что происходит, если жизненная энергия психопата уходит вовнутрь его психики.

Для человека с психопатическими чертами характера наиболее печальными последствиями столкновения с социумом является уход в свой внутренний мир.

Психика психопата существенно отличается от внутреннего мира, например, шизоидов.

Если у шизоидов внутренний мир – это окно в коллективное бессознательное или же выход в какою-то иною и особую реальность – то внутренний мир психопата просто вывернутая вовнутрь социальная действительность.

Не имея возможности активно действовать в сложившейся вокруг них социальной ситуации, психопаты могут начать разыгрывать эту драму внутри своей психики. Если ребенок не может противостоять превосходящему его по силам взрослому, то у него возникает иллюзия, что он сможет справиться с интериоризированным в свою психику образом этого человека.

В итоге те драмы, которые должны бы были происходить во внешней жизни, начинают разворачиваться в душе человека. Все это приводит к повышенной внутренней напряженности, вспыльчивости и выплескам агрессии и гнева по, казалось бы, ничтожным поводам. Очень часто внутренняя драма психопата не имеет шансов на разрешение, она превращается в битву на истощение.

При направлении жизненной энергии психопата, а также энергии его социального протеста, вовнутрь своей психики, мы сталкиваемся с рядом таких явлений как:

  • псевдодепрессии,
  • псевдопсихастения,
  • мнимый шизоидный психоз.

В отличие от обычной депрессии, «псевдодепрессиия» психопата сопровождается повышенной внутренней напряженностью и бурной динамикой в его психике. Отзвуки этих внутренних баталий всегда прорываются наружу в виде внешне немотивированной агрессии по отношению к оказавшимся рядом людям.

Псевдопсихастения, наблюдаемая у психопатов, также сопровождается признаками повышенной внутренней напряженности.

Отсутствие энергии и быстрая истощаемость сопровождаются повышенным тонусом в различных частях тела.

Мы можем наблюдать обилие не только мышечных зажимов, но и того, что можно было бы назвать «психическими зажимами», блокирующими эмоции, чувства и даже интеллектуальную деятельность.

Позволив заселить свой внутренний мир образами родителей и других мощных персонажей, психопат может не удержать в своих руках рычаги управления своей психикой.

Идентифицируясь то с одним, то с другим героем своей внутренней драмы, он начинает принимать противоречащие друг другу решения и жизненные установки.

В его душе возникает не только когнитивный, но и «психологический диссонанс», который внешне может проявляться в чем-то похожем на «расщепление личности» или на бессмысленный и противоречивый бред.

Обладая способностью к идентификации с разными значимыми для себя людьми и возможностью вживаться в их роль, психопаты оказываются не очень способными к диалогам и компромиссам. Они чувствуют справедливость различных точек зрения и взглядов на ситуацию, но если таких точек зрения несколько и они противоречивы и даже враждебны друг другу, то возникают трудности.

Неспособные к длительному разбору накопившихся проблем, психопаты принимают «волевое решение» ситуации. Выдвигаемое ими виденье происходящего для внешнего человека может показаться, мягко говоря, не очень адекватным. Да и сами психопаты не могут длительное время придерживаться принятого решения. В итоге их внутреннее состояние и внешняя активность могут напоминать состояние психоза.

Как можно помочь психопату стать гармоничным и реализовать себя

Психопатам трудно быть последовательными и длительное время заниматься одним и тем же делом, их активность обычно носит импульсивный и неустойчивый характер.

По этой причине воспитание маленького психопата может быть направлено в двух направлениях:

  1. Сделать его текущие увлечения более устойчивыми и более длительными по времени.
  2. Сделать так, чтобы им было интересно расти и совершенствоваться в рамках своих увлечений, чтобы в порыве своих увлечений они могли переходить на более высокие уровней, с большей степенью сложности, с необходимостью использования более широкого набора навыков и знаний

Если удается достаточно глубоко «погрузить» психопата в материал и содержание какой-то деятельности, то они могут сдвинуть горы. Проблема, однако, заключается в том, что для погружения в материал обычно требуется выполнение каких-то однотипных и монотонных усилий, так что приучение психопатов к этому «стартовому усилию» и является главной задачей любящих его родителей.

Не стоит пытаться насильно заталкивать психопата в осваиваемый им материал, лучше осуществить такое погружение в нескольких приемов, желательно в форме увлекательной игры или необидного для него соревнования.

Когда преодолен критический барьер погружения в материал, у психопатов происходит запуск «внутреннего двигателя», и после этого все возникающие на пути трудности становятся лишь топливом, которое сжигаются в этой топке.

Психопаты бывают очень преданы своим друзьям и ненавидят или презирают своих врагов, хотя они и не очень злопамятны.

Если родители становятся не надсмотрщиками, а друзьями психопатов, то они отвечают им встречной дружбой и преданностью И ради этой дружбы они способны совершать личные подвиги, в том числе и выполнять монотонную и скучную работу.

К сожалению, в школьных конфликтах родители обычно встают на сторону «справедливо разгневанной» школьной администрации, а не своих нашкодивших отпрысков, и тем самым они теряют их дружбу своих детей, переходя в ряды их «классовых врагов».

Стоит отметить, что в периоды увлечения каким-то делом или игрой психопаты могут очень быстро и основательно освоить большие объемы знаний, сведений и сформировать в себе много полезных навыков. По скорости освоения нового материала они могут существенно опережать других детей.

Источник: https://psy-practice.com/publications/lichnye-otnosheniya/psikhopaty-i-psikhopaticheskiy-tip-kharaktera/

Понятие характера. Строение и формирование характера. Характер и темперамент. Понятие психопатии и акцентуации характера

Психопатия и темперамент

Понятие характера. Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования (Гиппенрейтер).

Характер – старый термин. «Печать» в переводе с греческого. Характер связывают с процессами воли. То, с помощью чего человек может управлять своим поведением. Характер – формально-динамические особенности поведения человека.

Исследовался с помощью наблюдения. Ученик Аристотеля, Феофаст, описал 30 типов характера.

Прием, которым пользовался – наблюдал поведение человека в различных ситуациях и пытался вычленить что-то устойчивое, комплекс поведенческих особенностей (характер труса, негодяя, вождя, героя).

Структурное определение (диагностический подход): характер – прижизненное проявление темперамента в определенной социальной среде. Это устойчивая система отношений. Характер есть у всех, как производная темперамента (личность в широком смысле слова).

Функциональное определение (личностный подход): характер – форма поведения, необходимая для сохранения имеющейся структуры мотивов. Основа – возникающие личностные проблемы. Свойства характера – возможные способы решения проблем.

Выготский: Характер – социальный чекан личности, отвердевшее, откристаллизовавшееся типическое поведение личности в борьбе за социальную позицию. Он есть отложение основной линии, бессознательного жизненного плана, единого жизненного направления всех психологических актов и функций.

Характер – не природное образование, он формируется в процессе жизни человека, в состоянии включенности человека в общественные социальные отношения. Характер – совокупность сформировавшихся в ходе жизни человека устойчивых способов поведения, соответствующих направленности его личности.

Строение и формирование характера.

Строение характера.

Определяется отношением человека, т. е. то, как ведет себя человек по отношению: к себе; к другим; к делу; к предметам, вещам.

Характер – совокупность устойчивых черт, которые проявляются во всех ситуациях.

В структуру характера входят такие взаимосвязанные существенные компоненты, которые являются общими для всех людей.

Структура и содержание характера каждого человека определяются:

динамикой воли (насколько способен человек осуществить свои цели, т.е. слаба его воля или сильна);

спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона, который сопровождает те или иные его поступки;

интеллектуальными особенностями человека;

взаимосвязью всех этих компонентов.

Характер тесно взаимосвязан с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требованиям реального мира и, таким образом, оказывает влияние на деятельность человека.

Другой вариант: Содержательный аспект характера зависит от среды. Каждое время рождает свои типы характеров. Они существуют как культурные явления (тургеневская девушка, новый русский). Такие типологии позволяют понять историческую природу характера.

Структура характера выделяет 2 блока:

система отношений, 3 аспекта:

а) отношение к другим,

б) отношение к труду,

в) отношение к себе,

волевые черты, которые определяют умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с правилами (черты, которые связаны с регуляцией).

Формирование характера.

Характер формируется под влиянием общественных условий в результате деятельности личности. В то же время характер является проявлением целостной личности, поэтому необходимо представлять и ее индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути.

Характер человека формируется с первых дней его жизни.

Немалую роль в этом играют те люди, которые находятся рядом с ним с детства, то есть его родители.

В период с 2 – 3 до 9 – 10 лет создаются оптимальные условия для формирования положительных черт характера ребенка.

Черты характера, определяющие отношение ребенка к людям, формируются в самом раннем возрасте.

Черты, определяющие деловые качества, формируются позже, в детских играх.

В подростковом возрасте формируются волевые черты характера, а нравственные и мировоззренческие основы закладываются в ранней юности.

Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви.

Взаимоотношения человека с другими людьми выступают определяющими в отношении к деятельности, порождая повышенную активность, напряжение, рационализаторство или, напротив, успокоенность, безынициативность.

Отношение к другим людям и к деятельности, в свою очередь, обусловливает отношение человека к собственной личности, к самому себе.

Правильное, оценочное отношение к другому человеку является основным условием самооценки.

Отношение к другим людям не только выступает важной частью характера, но и составляет основу формирования сознания личности, обязательно включая и отношение к себе как к деятелю, зависящее прежде всего от самой формы деятельности, При изменении деят-ти меняются не только предмет, методы и операции этой деят-ти, происходит вместе с тем и перестройка отношения к себе как к деятелю.

Характер и темперамент (4 точки зрения)

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

отождествление характера и темперамента (Э Кречмер, А. Ружицкий);

противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П. Викторов, В. Вирениус);

признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С.Л. Рубинштейн, С. Городецкий);

признание темперамента природной основой характера (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека- Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы.

Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д.

Однако темперамент не предопределяет характер, У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменяться возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.

Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав – интегральную характеристику его индивидуальности.

Отличие характера и темперамента.

Критерии

Темперамент

Характер

Уровень анализа человека

Индивид

Личность

Происхождение

Дано от рождения

Формируется в ходе жизни

Психологическое описание

Совокупность формально-динамических характеристик психической деятельности

Содержательные характеристики, связанные с направленностью личности человека

Понятие психопатии и акцентуации.

Психопатия.

Психопатия – пограничное поведение между нормой и патологией. 3 критерия психопатии Ганнушкина-Кербикова: 1. Тотальность проявления характера. Ведет себя так везде, вне зависимости от ситуации. 2.

Стабильность во времени. Акцентуированный характер в подростковом возрасте или при личностном кризисе. Психопатии всегда. 3. Социальная дезадаптация.

Черты характера мешают человеку нормально приспособиться к жизни в обществе.

Психопатия (от греч. psyche — душа и pathos — страдание, болезнь) — аномалия характера человека, обычно обусловленная врожденной неполноценностью нервной системы.

Основные нарушения при психопатии касаются эмоционально-волевой сферы. Для психопатов прежде всего характерны неадекватность эмоциональных переживаний, склонность к возникновению депрессивных и навязчивых состояний и т. п. Психопатия может возникать у лиц, перенесших в молодом возрасте энцефалит, травму головы, а также в результате неправильного воспитания.

Если три признака – психопатия, если два признака – сильная акцентуация. Выделяют следующие виды пссихопатии:

стенический — характеризуется повышенной раздражительностью в сочетании с быстрой истощаемостью;

возбудимый — характеризуется неадекватностью эмоциональных реакций на внешние раздражители, склонностью к бурным вспышкам гнева, агрессии;

истерический — этому виду П. свойственна повышенная эмоциональная подвижность, впечатлительность, внушаемость, эгоцентризм;

паранойяльный — характеризуется повышенной подозрительностью, недоверчивостью, высокой самооценкой, склонностью к сверхценным идеям.

Акцентуация.

Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии.

Личко и Леонгард – авторы, которые оперируют понятием акцентуации.

Типология Личко:

Гипертимный характер. Живой, энергичный, подвижный, общительный…, как правило, хороший позитивный эмоциональный настрой. Эмоциональная нечувствительность (Ю.Б.).

Истероидный (демонстративный) – главное быть в центре внимания, присущ актерам и политикам.

Эпилептоидный – тоже активный, но активность направлена на господство над другими, для него главное власть. Дети рано обнаруживают свой тип, они играют только с младшими. Преобладает дисфория (негативный эмоциональный настрой). Вырабатываются два модуса поведения: отношение к подчиняющимся и отношение к тем от кого они зависят. Общение с равными его тяготит.

Циклоид – до полового созревания он был гипертим. Резкая смена настроения. Фазы достаточно длительные.

Лабильный или эмоционально лабильный. Постоянная очень частая, немотивированная смена настроения.

Астеноневротический тип. У физически слабого с раннего возраста или с рождения проявляется чаще всего. Чрезвычайная усталость физическая и психическая. Иппохондричность (все сводится к болезни).

Сензитивный – тонкий, чувствительный. Высокая эмоциональная чувствительность. Тактичны и ожидают этого от других. В то же время они закомплексованы. Излишне скромны, мягки, что вызвано заниженной самооценкой.

Психастеник (между сензитивом и астеником). Дети, которые с раннего детства обнаруживают тягу к интеллектуальной деятельности. Много читают, мало играют. Излишняя рационализация.

Шизоид – полная противоположность гипертиму. Интроверт, высокий порог эмоциональной чувствительности. У детей трудности в общении со сверстниками. Предпочитают интеллектуальные виды деятельности физическим.

Конформный тип. Самый консервативный тип. Все новое страшит, вызывает настороженность.

Неустойчивый тип. Самый слабый тип характера, безволен, стремится к удовольствию, но бороться за него не может. У него отсутствует воля. Становится рабом в руках людей, которые могут обеспечить ему легкий путь к удовольствию.

Смешанный тип. Получается в результате тестирования. Нужны дополнительные способы исследования.

Леонгард. Он выделяет следующие типы акцентуаций:

Демонстративный тип. особенность демонстративной личности – потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания.

Застревающий тип. Застревающий тип личности характеризуется высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний.

Педантичный тип. Хорошо заметными внешними признаками этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность.

Возбудимый тип. Особенностью возбудимой личности является импульсивность поведения.

Гипертимический тип. Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении.

Дистимический тип. Дистимическая личность есть противоположность гипертима. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни.

Тревожный тип. Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких.

Экзальтированный тип. Главной особенностью экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция.

Эмотивный тип. Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций.

Циклотимический тип. Важнейшей особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистимических состояний.

Источник: http://ifreestore.net/5820/13/

Невроз гуру
Добавить комментарий