Психопатия структура дефекта по лебединскому

Параметры дизонтогенеза в специальной психологии (по В.В.Лебединскому)

Психопатия структура дефекта по лебединскому

о параметрах дизонтогенеза сформулированы В. В. Лебединским. отклонения от процесса развития носят не случайный характер, а также имеют свои закономерности.

функциональную локализацию нарушения, подразделяемую на частную и общую. Первая характеризуется расстройством отдельных функций — восприятия, предметных действий, речи, внимания и т. д.

– с возрастом человека, в котором у него появилось то или иное нарушение. Сущность этого параметра была сформулирована Л. С. Выготским в виде принципа хроногенности.

Основной его смысл сводится к положению о том, что чем раньше в возрастном отношении у ребенка появляется нарушение, тем тяжелее его последствия, и наоборот.

Чем младше ребенок, тем больше вероятность того, что возникшее нарушение приведет либо к недоразвитию, либо к задержанному развитию.

характер и возрастная динамика межфункциональных связей.Как известно, развитие представляет собой изменения не столько в работе отдельных функций, сколько в отношениях между ними. Изменения в параметрах работы отдельных функций чаще всего рассматривают как следствие процесса развития, как его результат

Принято выделять три типа межфункциональных связей, которые одновременно являются и генетическими этапами интеграционных процессов различных компонентов психики.

Первый тип связей, свойственный для ранних этапов онтогенеза, характеризуется временной независимостью отдельных функций,. Второй тип называется ассоциативным. Он касается появления целостных комплексов пространственно-временной близости.

третий тип — иерархический, наиболее сложный с точки зрения организации.

24.Модели отношения к людям с ОПФР.

Модель «Недочеловек». Человек с отклонениями как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному. создание негуманных условий жизни и применение негуманного обращения по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Это выражается в создании искусственных ограничений, препятствующих взаимодействию с окружающими.

Модель «Угроза обществу». Невежество порождало мнение, что эти люди могут не только быть источником заболеваний, но и «наслать порчу», «накликать несчастье», нанести материальный и моральный ущерб.

Вследствие этого общество предпринимало меры, чтобы оградить себя от этой потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения призрения, часто в удаленных °т Общества местах, иногда со строгим режимом содержания в них.

Обучение в этом случае либо отсутствовало, либо было недостаточным.

Модель «Объект жалости». Эта модель оказывает разрушительное влияние на развитие личности человека, на его стремле-ние к самореализации. к человеку с ограниченными возможностями подходят как к маленькому ребенку.

Главной задачей в такой модели видится только защита человека с ограниченными возможностями от «плохого» окружающего мира через обособление его от общества, создание комФ°Ртной среды обитания, а не обеспечение помощи в образовании и развитии.

Модель «Объект обременительной благотворительности». Сложные экономические условия в ряде стран мира не позволяют придерживаться неизменно благоприятной экономической политики в отношении лиц с ограниченными возможностями. Траты на их содержание рассматриваются как экономическое бремя, которое пытаются уменьшить через сокращение размеров оказываемой помощи.

Модель «Развитие». предполагает наличие у лиц с ограниченными возможностями способностей к образованию и развитию.

общество ответственно за более полное развитие ребенка с ограниченными возможностями; обществу вменяется в обязанность создание условий, благоприятных для развития и коррекционно-педагогической помощи таким детям.

Человек с ограниченными возможностями согласно этой модели имеет те же права и привилегии, что и все остальные члены общества. Реализация такой модели возможна в соответствии с принципом «нормализации».

25.Вклад Л.С. Выготского в развитие специальной психологии.

Л.С. Выготский выделил некоторые общие закономерности аномального развития психики. Поддерживая и развивая далее высказанное еще Г.Я.

Трошиным положение о том, что в развитии детей с различными физическими и умственными недостатками прослеживаются те же основные закономерности, которым подчиняется развитие детей без каких бы то ни было дефектов, Л.С.

Выготский указывает, что любой недостаток “не только изменяет отношение человека к миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект, или порок, реализуется как социальная ненормальность поведения”.

Л.С. Выготский разработал культурно-историческую концепцию и применил ее к детям с дизонтогенезом. Именно Выготский доказал, что общество является необходимым для эффективной работы с ребенком, имеющим нарушения развития.

были разработаны представления о первичных и вторичных недостатках психического развития.

Органическое повреждение, например поражение улитки, вызывает выпадение слуховой перцепции (при глухоте) или ее недостаточность (при тугоухости), что выступает в качестве первичного дефекта (недостатка).

Вторичным дефектом развития психической деятельности является нарушение формирования речи. отсутствие словесной речи неизбежно сказывается на развитии мышления ребенка, что выступает в качестве недостатков третьего порядка.

26.Варианты психического дизонтогенеза (по В.В.Лебединскому).

В.В.Лебединский предложил классификацию, в которой выделяется шесть вариантов психического дизонтогенеза:

1.

Общее психическое недоразвитие – общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции).

2. Задержанное психическое развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. М.б.

вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией, травмами мозга, психогенными факторами (неблагоприятными условиями воспитания) в период до 3-х летнего возраста (пример – инфантилизм).

Характерны парциальность, мозаичность поражения с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем.

3. Поврежденное психическое развитие. Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. В неврологическом статусе чаще отмечаются локальные знаки (парезы, параличи, судорожные припадки).

4. Дефицитарное психическое развитие.

Оно связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной – при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.).

5. Искаженное психическое развитие. Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера) и т. п.

6. Дисгармоническое психическое развитие. По своей структуре оно напоминает искаженное развитие. врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.

27.Общее психическое недоразвитие: определение олигофрении, причины возникновения, структура нарушенного развития, клинико-патогенетическая классификация Г.Е.Сухаревой.

Олигофрения– это врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие, проявляющееся в недоразвитии всей психики, но главным образом, интеллекта.

Выделяют 3 основные группы этиологических факторов:

– Наследственные (болезнь Дауна, микроцефалия – врожденный маленький череп и т.п.).

– Факторы, влияющие на внутриутробное развитие плода (болезни и алкоголизм матери, прием различных лекарственных препаратов, оказывающих вредное воздействие на плод.

– Осложнения во время родов (родовые травмы, обвитие плода пуповиной) и тяжелые болезни раннего детского возраста (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции).

Олигофрения представляет собой особую клиническую форму умственной отсталости, характеризующую общее необратимое недоразвитие мозговых структур, и прежде всего наиболее поздно формирующихся в онтогенезе корковых мозговых структур, особенно лобных и теменно-височно-затылочных отделов коры головного мозга.

Структура дефекта при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития познавательной деятельности, в особенности мышления и личности. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических функций.

Иерархичность — в преимущественном недоразвитии познавательных функций, и прежде всего абстрактного мышления.

Мышление при олигофрении имеет конкретный, ситуационный характер: дети испытывают наибольшие затруднения в процессах обобщения, в понимании причинно-следственных отношений.

Для детей с олигофренией характерна склонность к стереотипности в мышлении и действиях.

Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности при олигофрении обусловливает специфическую особенность восприятия: дети способны выделить в предметах лишь отдельные конкретные их свойства и качества (цвет, форму, размер), но не могут установить связи между ними и составить самостоятельно целостное представление о предмете.

В клинико-патогенетической классификации Г. Е. Сухаревой выделяются неосложненные, осложненные и атипичные формы олигофрении.

При неосложненной олигофрении, чаще связанной с генетической патологией, в клинико-психологической картине дефекта имеются лишь вышеописанные черты недоразвития в интеллектуальной, речевой, сенсорной, моторной, эмоциональной, неврологической и даже соматической сферах.

осложненную олигофрению, при которой психическое недоразвитие осложнено болезненными (так называемыми энцефалопатическими) симптомами повреждения нервной системы: церебрастеническим, неврозоподобным, психопатоподобньгм, эпилептиформными, апатико-адинамическими.

Атипичные формы отличаются тем, что при них эти основные закономерности могут частично нарушаться. при олигофрении, обусловленной гидроцефалией, как бы нарушается фактор тотальности поражения, так как этом случае отмечается хорошая механическая память.

28.Понятие «умственно отсталый ребенок». Степени олигофрении и их психологическая характеристика.

Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в специальной психологии, охватывает весьма раз­нообразную по составу группу детей, которых объединяет нали­чие органического повреждения коры головного мозга, имеюще­го диффузный, т.е. «разлитой», характер. Морфологические изме­нения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают мно­гие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции.

Преобладающее большинство умственно отсталых детей состав­ляют дети-олигофрены (от греч. oligos — малый + phren — ум).

Степени олигофрении:

Дебильность. Дебильность — легкая степень олигофрении. Дебилы способны к обучению, овладевают несложными трудовыми процессами, возможно их социальное приспособление в известных пределах (IQ = 50 — 70). Легкую дебильность трудно отличить от психики на нижней границе нормы.

довольно высокое развитие речи; их поведение более адекватно и самостоятельно, что в какой-то мере маскирует слабость мышления. Этому способствуют хорошая механическая память, подражательность.

Однако наблюдение и специальные исследования выявляют у дебилов слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций.

– Имбицильность. Имбецильность — средняя степень слабоумия. лица с имбецильностью необучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. IQ = 20-50. Их речь косноязычна и аграмматична.

Они могут произносить несложные фразы, словарный запас достигает иногда 200 — 300 слов. Хотя развитие статических и локомоторных функций происходит при имбецильности с большой задержкой, больные усваивают навыки опрятности, самостоятельно едят, способны себя обслуживать.

доступны несложные обобщения, они обладают некоторым запасом сведений, неплохо ориентируются в обычной житейской обстановке.

– Идиотия. Идиотия — самое тяжелое слабоумие (глубокая умственная отста лость) с почти полным отсутствием речи и мышления, потребностью в постоянном уходе и надзоре; IQ

Источник: https://megalektsii.ru/s57326t3.html

Парциальность расстройств по Лебединскому

Психопатия структура дефекта по лебединскому

Определение 1

Парциальные расстройства личности – это изменения личности, при наиболее ранних поражениях мозга, не достигающие уровня психопатии.

В.В. Лебединский психический дизонтогенез классифицировал следующим образом: общее психическое недоразвитие, задержанное, поврежденное, дефицитарное, искаженное, дисгармоничное психическое развитие.

При общем психическом недоразвитии наблюдается стойкая задержка психического развития, связанная с ранним поражением головного мозга. Генетические, родовые, внутриутробные поражения обуславливают недоразвитие мозговых систем.

https://www.youtube.com/watch?v=8n1rf87FshY

Нарушенными более всего являются высшие психические функции – речь, интеллект, а элементарные функции – память, моторика, восприятие, нарушены меньше. Модель психического недоразвития – это особая его форма – олигофрения.

В результате органического поражения головного мозга у детей в перинатальный период происходит стойкое снижение познавательной деятельности. В олигофрении выделяют три группы состояний – идиотия (тяжелая группа), имбецильность (менее тяжелая), дебильность (относительно легкая).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Задержанное психическое развитие характеризуется замедленными темпами развития психики. Познавательная и эмоциональная сферы формируются медленными темпами. Выражается задержанное развитие в небольшом общем запасе знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов.

От умственной отсталости задержанное психическое развитие отличается парциальным замедлением развития и разной степенью обратимости. При парциальном развитии ребенок мог в течение длительного периода развиваться нормально.

Затем это развитие, прежде всего, центральной нервной системы, было нарушено заболеваниями, интоксикациями, травмами.

К сожалению, в результате патогенного воздействия сформировавшиеся психические функции распадаются, но разные функции страдают неодинаково, поэтому и расстройства будут неоднородны, парциальны.

Типичной моделью является умственная отсталость, приобретенная после 2,5-3 лет.

Первичная недостаточность отдельных систем – слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата являются причиной дефицитарного развития, моделью которого является психический дизонтогенез. Он возникает при поражении сенсорной или моторной сферы.

Сложным сочетанием общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного психического развития отдельных психических функций является искаженное развитие. В результате такого сложного сочетания появляется целый ряд качественно новых патологических образований.

Данный тип наблюдается при процессуальных психических расстройствах, а типичная модель представлена ранним детским аутизмом.

Структура дисгармонического развития напоминает искаженное развитие, но только причиной является врожденная или стойкая диспропорциональность психики в эмоционально-волевой сфере, рано приобретенная. Модели этого дизонтогенеза – различные формы психопатий.

Моделью дисгармонического психического развития является психопатия и патологическое развитие личности – основой является дизонтогенез эмоционально-волевой сферы. Психопатия – это стойкий дисгармонический склад психики.

Симптомы дизонтогенеза и роль времени в их возникновении

Время, в течение которого возникло повреждение нервной системы, влияет на характер аномалии развития.

С ранним поражением нервной системы явления недоразвития будут вероятнее. При позднем нарушении нервной системы характерными будут повреждения с распадом структуры психической функции.

Фактор времени определяется как хронологическим моментом возникновения нарушения, так и продолжительностью периода развития данной функции в онтогенезе.

Те функциональные системы, которые имеют короткий временной цикл развития, подвергаются повреждению значительно чаще – это функции подкорковой локализации и первичные зоны коры головного мозга, их формирование в онтогенезе заканчивается рано.

Длительный период развития имеют корковые функции, а при раннем воздействии вредности они стойко недоразвиваются или временно задерживаются в развитии.

Есть и другие вероятности поражения какой-либо функции, связанные с временем. Каждая функция в ходе психического развития проходит в определенное время через сензитивный период.

Этот период характеризуется как интенсивностью развития, так и наибольшей уязвимостью и неустойчивостью относительно вредностей.

Сензитивные периоды в целом характерны для психического развития ребенка, а не только для отдельных психических функций. Большая вероятность возникновения психических нарушений сохраняется в возрасте 0-3 года и пубертатном периоде, которые относятся к основным сензитивным периодам детства, другие возрастные категории детей более устойчивы в этом плане.

В сензитивном периоде неустойчивость психических функций может вызвать явление регресса, что означает возврат функции на более ранний возрастной уровень.

Например, временная потеря навыков ходьбы может возникнуть в связи с соматическим заболеванием в первые годы жизни ребенка.

Возврат к автономной речи, может быть примером стойкого регресса, как следствие нарушения потребности в коммуникации при раннем детском аутизме. Склонность к регрессу характерна для менее зрелой функции.

Надо сказать, что регрессу подвергаются функции не только сензитивного периода, но и уже вполне оформленные функции.

Таким образом, отставание в развитии не носит равномерный характер. Когда нервная система повреждена, то в первую очередь будут страдать те функции, которые имеют с ней непосредственную связь, например, с глухотой связано нарушение речи.

Затем будут страдать функции, находящиеся в сензитивном периоде и обладающие наибольшей неустойчивостью и ранимостью. Тяжелое поражение нервной системы приводит к стойким явлениям регресса и вероятным явлениям распада.

Понятие нормы и патологии в детской психологии

Психологи и психотерапевты очень активно используют такое понятие как «психическая норма», но, что это означает, не все могут дать убедительный ответ.

Единого представления о норме в психологии пока не существует, поэтому оно заимствовано из медицины, и в частности, психиатрии.

В психиатрии используется понятие «норма-патология». Толчком для развития этого понятия стали социально-психологические методы изучения психики человека. В результате было выяснено, что «норма» и «патология» зависят от культуры, от тех условий, в которых живет человек.

Понятие «нормы», особенно «психической нормы», отмечается в литературе, это довольно сложная проблема, поэтому под нормой понимается что-то среднее и устоявшееся, не выделяющееся из массы и более приспособленное и адаптированное к определенной среде.

Аналогичной точки зрения придерживаются и психофизиологии.

Понятие «норма» включает такие варианты как норма реакции, норма когнитивных функций, норма регуляции, норма личности, эмоциональная норма и др.

В практической психологии и педагогике есть свои понятия нормы – предметная норма, индивидуальная норма, норма психического развития, социально-возрастная норма.

Психологический баланс существует, если есть равновесие между специфическими и неспецифическими путями передачи информации, между возбуждением и торможением. Но, в психологии воли может быть и патология, о которой С. Л. Рубинштейн говорит, что нормальный волевой акт предполагает импульсивность, не слишком слабую, но и не очень сильную.

Говоря о норме, Н. Е. Бачериков пишет, что психическая норма есть индивидуальная динамическая совокупность психических свойств человека. Эта совокупность психических свойств дает возможность человеку познавать окружающий мир, адаптироваться в нем и выполнять свои социальные и биологические функции в связи с потребностями.

Понятие психическое здоровье имеет тесную связь с понятием психической нормы, потому что психическая норма предполагает наличие психического здоровья.

В модели Я. Неплоха нормальная личность представляет собой человека с адекватным образом жизни, адекватными стремлениями, самоконтролем. Из понятия нормы он выводит признаки аномалии – страдая психическим расстройством, человек не способен на поведение, соответствующее среде его обитания.

Замечание 1

Таким образом, норма характеризуется как среднее между избытком и недостатком, а аномалия представляет собой отклонение от этой величины, способное нарушит баланс. Патология есть крайняя противоположность норме. Отклонение от нормы не должно переходить границ патологии.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/parcialnost_rasstroystv_po_lebedinskomu/

Дефектология тема Типология нарушений психического развития у детей (по В.В. Лебединскому)

Психопатия структура дефекта по лебединскому

18. Типология нарушений психического развития у детей (по В.В. Лебединскому)

Перечисленные параметры по-разному выступают при различных вариантах дизонтогенеза интеллектуальной, моторной,   сенсорной и эмоциональной сферы.

Г.Е.Сухарева (1959) с позиций патогенеза нарушений развития личности различает три вида психического дизонтогенеза задержанное, поврежденное, искаженное развитие, Л.Каннер – недоразвитие и искаженное развитие. Клинически близкой к классификациям Л. Каннера и Г. Е.

Сухаревой является классификация нарушений психического развития, предложенная Я Лутцем (1968), в которой выделяются пять типов нарушений психического развития.

Необратимое недоразвитие связывается автором с моделью олигофрении; дисгармоническое развитие — с психопатией, регрессирующее развитие — спрогрессирующими дегенеративными заболеваниями, злокачественной эпилепсией; альтернирующее развитие, включающее состояния асинхронии, как в виде ретардации, так и акселерации и наблюдаемое, по мнению автора, при самой различной соматической и психической патологии; и, наконец, развитие, измененное по качеству и направлению, наблюдаемое при шизофреническом процессе.

По мнению Г. К. Ушакова (1973) и В. В. Ковалев (1979), основными клиническими типами психического дизонтогенеза являются два:

1) ретардация, т. замедление или стойкое психическое недоразвитие как общее, так и парциальное, и

2) асинхрония как неравномерное, дисгармоническое развитие, включающее признаки ретардации и акселерации.

По нашему мнению, психический дизонтогенез может быть представлен следующими вариантами:

1) недоразвитие,

2) задержанное развитие,

3) поврежденное развитие,

4) дефицитарное развитие,

5) искаженное развитие,

6) дисгармоническое развитие.

Предлагаемая   классификация дифференцирует отдельные варианты аномалий исходя из основного качества нарушения развития.

Выделяется группа аномалий, вызванных отставанием развития: недоразвитие, задержанное развитие; группа аномалий б которых ведущим признаком является диспропорциональность (асинхрония) развития: искаженное и дисгармоническое развитие; и, наконец, группа аномалий вызванных поломкой, выпадением отдельных функций: поврежденное и дефицитарное развитие.

Для дизонтогенеза по типу общего стойкого недоразвития наиболее типично раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных обладающих длительным периодом развития.

Типичным примером стойкого недоразвития является олигофрения.

Экстенсивность поражения, связанная с генетическими пороками развития, диффузным повреждением незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействий, обусловливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Вторичный же дефект имеет сложный «кольцевой» характер.

Он формируется, как указывалось выше, за счет недостаточности воздействия со стороны наиболее страдающих высших психических функций (ведущая координата (Недоразвития — «сверху вниз»), а также в определенной мере и недостаточности воздействия дефектных базальных функций на высшие (координата «снизу вверх»).

Для психического дизонтогенеза по типу задержанного развития, характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Задержанное психическое развитие может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными (хронические соматические заболевания), психогенными (неблагоприятные условия воспитания), а также церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера (инфекции, интоксикации, травмы мозга внутриутробного, натального и раннего постнатального периода).

Парциальность поражения — с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем, преимущественно нейродинамического характера, отличает задержанное развитие от стойкого психического недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции.

Поврежденное развитие имеет ту же этиологию (наследственные заболевания; внутриутробные, натальные и постнатальные инфекции, интоксикации и травмы ЦНС), что и органическое недоразвитие психики либо задержанное.

Основное отличие патогенеза связано с более поздним (после 2—З лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована и их недостаточность проявляется в признаках повреждения.

Следует отметить, что компонент повреждения присутствует почти при всех видах аномального развития. Однако при других видах дизонтогенеза он является либо осложняющим фактором (например, при недоразвитии по типу осложненной олигофрении), либо пусковым механизмом, например в случае замедления темпа развития и т. д.

Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция.

Особый вид дизонтогенеза представляет собой дефицитарное развитие(СНОСКА: Термин, предложенный В. В.

Ковалевым (1976, 1979) в отношении патологического формирования личности у детей с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также хроническими соматическими заболеваниями, при которых дефицитарность в сенсорной, моторной, соматической сферах обусловливает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.

), связанное с тяжелыми нарушениями (грубым недоразвитием либо повреждением) отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, а также рядом инвалидизирующих хронических соматических заболеваний.

При искаженном развитии наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного поврежденного и ускоренного  развития отдельны психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований.

Искаженное развитие чаще свойственно ряду процессуальных наследственных заболеваний.

Наиболее характерной моделью является дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма.

Его этиология и патогенез неясны. В значительной части случаев речь идет о ранней детской шизофрении. В последнее время все чаще высказывается мнение о связи этой аномалии развития и с органическим поражением мозга.

Дисгармоническое развитие по своей структуре в определенной мере напоминает искаженное развитие. Это сходство состоит в сочетании явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других.

Наблюдается и сходное с искаженным развитием нарушение иерархии в последовательности развития ряда психических функций.

Отличие дисгармонического развития от искаженного развитая состоит в том, что основой этого вида дизонтогенеза является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Эта диспропорциональность, обуславливая формирование ряда аномальных вариантов личности, для которых, по Г. Е. Сухаревой, характерна «неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, вследствие чего более или менее нарушено поведение и затруднена активная приспособляемость к окружающей среде».

Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий, в первую очередь конституциональных, большей частью наследственно обусловленных, а также так называемые патологические формирования личности в результате неправильных условий воспитания.

Степень выраженности психопатии и даже само ее формирование в значительной мере зависят от условий воспитания и окружения ребенка.

Источник: https://infourok.ru/defektologiya-tema-tipologiya-narusheniy-psihicheskogo-razvitiya-u-detey-po-vv-lebedinskomu-3219590.html

Психологические параметры дизонтогенеза по В.В. Лебединскому

Психопатия структура дефекта по лебединскому

В.В. Лебединский, основываясь на взглядах Л.С. Выготского, выделил четыре патопсихологических параметра, определяющих характер психического дизонтогенеза.

По его мнению, то, как именно будет нарушаться психическое развитие в каждом конкретном случае, зависит от:

1. Функциональной локализации нарушения;

2. Времени поражения;

3. Соотношения первичного и вторичного дефектов;

4. Характера нарушения межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.

Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения. Т.к. мозговая организация психических функций имеет сложное системное строение, то нарушения различных структур мозга будут иметь разные последствия. В связи с этим выделяют общий и частный дефект.

Общий дефект связан с нарушением регуляторных систем как корковых, так и подкорковых. Нарушение подкорковых регуляторных систем (в первую очередь ретикулярной формации, базальных подкорковых ядер) приводят к снижению бодрствования, нарушениям психической активности, патологии влечений, элементарным эмоциональным расстройствам.

При нарушениях корковых регуляторных систем (дисфункции деятельности лобных долей мозга, например) отмечается недостаточность целенаправленности, программирования, контроля, обуславливающая дефекты интеллектуальной деятельности и нарушения более сложных, специфически человеческих эмоциональных образований (высших чувств).

Частный дефект связан с нарушением деятельности различных анализаторов (в первую очередь их корковых отделов). Частный дефект приводит к дефицитарности отдельных функций гнозиса, праксиса, речи.

Общий дефект влияет в той или иной степени на все стороны психического развития.

Нарушение частных функций более парциальны и нередко могут компенсироваться за счет сохранных регуляторных и других частных систем.

Второй параметр психического дизонтогенеза связан с временем поражения. Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. Еще Л.С.

Выготский указывал, что чем раньше произошло поражение нервной системы, тем вероятнее явление недоразвития психики.

Чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем более характерны явления повреждения с распадов структуры психических функций.

Вероятность поражения той или иной функции связана также с наличием сензитивных периодов в их развитии. Как известно, сензитивные периоды характеризуются наибольшей интенсивностью развития функции.

Однако, в силу непрочности, неустойчивости формирующейся функции, они являются наиболее уязвимыми по отношению к различным вредностям.

Поэтому, если время поражения нервной системы приходится на период, сензитивный для развития какой-либо функции, то именно эта функция в первую очередь и подвергается опасности недоразвития или поражения.

В психическом развитии ребенка выделяются периоды, в которых большинство психофизических систем находятся в сензитивном состоянии, и периоды, для которых характерна достаточная устойчивость психических функций.

Основными периодами детства являются, как известно, возрасты 0-3 года и 11-15 лет. Именно в эти периоды наиболее интенсивно развиваются все стороны психики и личности ребенка. Поэтому именно в эти периоды наиболее велика вероятность психических нарушений.

Период от 4 до 11 лет является наиболее устойчивым по отношению к различным вредностям.

Третий параметр психического дизонтогенеза характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Л.С. Выготский в сложной структуре дефекта выделял первичные и вторичные симптомы (см. выше).

Последние возникают опосредованно, в процессе аномального социального развития. Именно вторичные нарушения, имеющие социальную природу должны становиться объектом психолого-педагогического изучения и коррекции.

В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными нарушениями. На первых порах основным препятствием к развитию, обучению и воспитанию является биологически обусловленный первичный дефект.

Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Может наблюдаться и сочетание этих нарушений. Например, при олигофрении может иметь место недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых.

Механизмы возникновения вторичных нарушений могут быть различны. Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной (недоразвитие устной речи при повреждении деятельности слухового анализатора, например). В этом случае говорят о специфическом недоразвитии.

Специфичность недоразвития уменьшается по мере удаления основного дефекта. Чем сложнее и опосредованнее психический процесс, тем больше различных факторов может привести к сходному результату вторичных нарушений.

Например, при различных первичных сенсорных, моторных, эмоциональных или речевых дефектах, наряду со специфическими вторичными дефектами, как правило, возникает ЗПР.

Важным фактором возникновения вторичных нарушений служит социальная депривация. Дефект, препятствуя нормальному общению, тормозит приобретение знаний и умений и приводит к вторичной микросоциальной и педагогической запущенности, а также к нарушению развития личностной сферы.

Т.О., если на первых порах препятствием к обучению и воспитанию ребенка является первичный дефект, то в дальнейшем именно вторичные нарушения психического и личностного развития начинают определять более широкий круг психологических возрастных проблем и препятствовать адекватной социальной адаптации.

Четвертый параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.

Современные представления о системном характере психики позволяют говорить о том, что в процессе психического развития возникновение новых качеств является результатом перестройки внутрисистемных отношений. В нормальном онтогенезе выделяют несколько типов межфункциональных отношений.

К ним относятся: явления временной независимости функций, ассоциативные и иерархические связи. В норме эти типы связей отражают уровни функциональной организации психических процессов.

При патологии отмечается нарушение межфункциональных связей, приводящее к нарушению общего хода психического развития. Временная независимость превращается в изоляцию.

Изолированные функции, лишенные воздействия со стороны других психических функций, стереотипизируются, «зацикливаются» в своем развитии. Так, например, при некоторых формах олигофрении (при гидроцефалии) может встречаться хорошая механическая память и речь.

Однако из-за нарушения мышления эти функции выступают изолированно, не приобретают характера осмысленных и опосредованных, поэтому остаются на более низком уровне реализации.

Ассоциативные связи при нарушениях деятельности ЦНС могут стать инертными, вследствие чего возникает их патологическая фиксация, трудности усложнения, перехода к иерархическим связям.

В познавательной сфере патологическая фиксация проявляется в виде различных инертных стереотипов, в личностной сфере чаще встречаются аффективные фиксации. Например, в норме страхи являются наиболее типичными аффективными проявлениями в возрасте 3-10 лет.

При патологии страхи, фиксируясь, распространяются и на более поздние возрастные периоды и тормозят психическое развитие.

Патологическая фиксации приводит и к нарушению своевременной инволюции более ранних форм психической деятельности, также замедляя этим психическое развитие.

В большей степени при патологии страдает развитие сложных иерархических связей. Эти связи оказываются недоразвитыми нестойкими, при малейших затруднениях отмечается их регресс.

Например, у детей с ЗПР, уже освоивших устный счет, при любом затруднении отмечается возврат к счету на пальцах. Такие явления встречаются и у здоровых людей при слишком сложном задании или при переутомлении, однако, они носят временный характер.

В случаях, когда регрессии обусловлены нарушением психических функций, они носят стойкий характер, и требует специальной коррекции.

Механизмы изоляции, патологической фиксации, нарушение инволюции ряда психических функций, временные и стойкие регрессии играют большую роль в формировании асинхронии психического развития.

Классификация психического дизонтогенеза, предложенная В.В. Лебединским имеет следующий вид:

– Недоразвитие;

– Задержанное развитие;

– Поврежденное развитие;

– Дефицитарное развитие;

– Искаженное развитие;

– Дисгармоничное развитие.

Недоразвитие и задержанное развитие связана с ретардацией, или отставанием развития. Поврежденное и дефицитарное развитие связано с поломкой, выпадением отдельных функций. Искаженное и дисгармоничное развитие связано с диспропорциональностью, неравномерностью развития.

Недоразвитие – общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем (пример – олигофрения). Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции).

Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. М.б.

вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией, травмами мозга, психогенными факторами (неблагоприятными условиями воспитания) в период до 3-х летнего возраста (пример – инфантилизм).

Характерны парциальность, мозаичность поражения с недостаточностью отдельных корково-подкоркрвых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем. Это отличает задержанное развитие от недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции.

Поврежденное развитие имеет ту же этиологии (наследственные заболевания, инфекции, интоксикации и травмы ЦНС).

Основное отличие патогенеза связано с более поздним (после 3 лет) воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована и их недостаточность проявляется в признаках повреждения.

Здесь характерна органическая деменция с грубым повреждением ряда сформированных психических функций, а также недоразвитием или повреждением лобных систем. Отличаются расстройства эмоциональной сферы, тяжелые нарушения целенаправленной деятельности и личности в целом.

Дефицитарное развитие – патологическое формирование личности у детей с дефектами зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, а также хроническими соматическими заболеваниями, при которых дефицитарность в сенсорной, моторной, соматической сферах обуславливает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы. Возможна компенсация за счет сохранности других каналов связи и интеллектуальных возможностей в условиях адекватного воспитания и обучения.

Искаженное развитие – сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований (пример – ранний детский аутизм и шизофрения).

Наиболее характерна выраженная асинхрония: отдельные системы развиваются в иной последовательности (например, преждевременное развитие речи значительно обгоняет формирование локомоторных функций: развитие вербального интеллекта парадоксально опережает становление предметных навыков). Причем функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других. Часто выражены отсутствие потребности ребенка в контакте с окружающими, эмоциональная холодность, боязнь новизны, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям.

Дисгармоническое развитие – то же, что и искаженное развитие, только в основе его лежит не текущий болезненный процесс, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере (пример – психопатии). Степень выраженности психопатии и даже само ее формирование в значительной мере зависят от условий воспитания и окружения ребенка, т.е. от социального фактора. Трудности социального приспособления способствуют формированию ряда компенсаторных образований.

Т.О., детский патопсихолог, осуществляющий свою деятельность с позиции патопсихологического подхода, при анализе нарушений психической деятельности детей должен учитывать как структурно-динамические особенности нарушения, так и дизонтогенезические параметры, лежащие в его основе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_167543_etiologiya-i-patogenez-dizontogeniy.html

Невроз гуру
Добавить комментарий