Психозы и неврозы у подростка

Глава 13. Неврозы

Психозы и неврозы у подростка

Особенности неврозов в подростковом возрасте

Заболеваемость неврозами в подростковом возрасте значи­тельно меньше, чем в детстве, а относительно высокая болезненность ими (около 15 % состоящих на учете в психо­неврологических диспансерах) создается за счет тех подростков, которые страдают неврозами с детства.

Может вызвать удивление, что период полового созревания, «пубертатного криза» не дает резкого возрастания заболеваемости неврозами. Вероятно, дело в том, что в этом возрасте обнаруживается склонность к «замене» невротических вегетативных и моторных симптомов нарушениями поведения.

Те же самые психогенные факторы, что у детей и взрослых, вызывают невроз, хотя и различный по картине проявлений, у подростков, в период становления характера, ведут к девиантному поведению.

В подростковом возрасте различают те же формы, что и у взрослых: неврастению, истерический и обсессивно-фобический неврозы. В отношении картины неврозов этот возраст несомнен­но ближе к взрослому, чем к детскому, когда приходится встречать еще малодифференцированные формы.

Отличие от взрослых состоит в некоторых особенностях психогенных факторов и психогенеза, отражающих специфику подросткового возраста (например, реакцию эмансипации), а также в более отчетливой связи отдельных форм неврозов с определенными типами акцентуаций характера.

Неврастения

Неврастения является наиболее распространенной формой невроза у подростков. Чаще развивается у представителей астеноневротического и лабильного типов акцентуации характера Ее основные симптомы у подростков те же, что и у взрослых.

Повышенная утомляемость, особенно при умственном напряжении, волнующей обстановке, сочетается с раздражительностью, усиливающейся при усталости. Отсюда психологической защитой становится стремление оградить себя от физической и психической нагрузки [Сметанников П. Г., 1981].

Наблюдаются также нарушения сна, головные боли, сниженное настроение и склонность к ипохондрии.

Так же, как у взрослых, можно выделить два типа неврасте­нии — гиперстенический и астеноипохондрический.

Гиперстенический тип. Ведущим симптомом является крайняя раздражительность, которая усиливается при утомлении, в напря­женной обстановке. Вспышки раздражения возникают от ничтожных поводов и нередко завершаются слезами и раскаянием. Они могут быть адресованы как родным и близким, так и совершенно случайным, незнакомым людям, как взрослым, так и сверстникам.

Возбудимость проявляется также в непереносимости шума, реже яркого света и резких запахов. О выраженной вегетативной лабильности можно судить по колебаниям частоты пульса, величины артериального давления, игре вазомоторов.

Иногда вегетативные реакции достигают уровня кризов, напоминающих диэнцефальные — с резкой тахикардией, обильным потом, то покраснением, то побледнением кожных покровов, с кишечными спазмами, головокружениями, чувством дурноты и т. п.

Обычно такие приступы следуют за сильным волнением. У девочек они чаще случаются во время месячных.

Нарушения сна проявляются трудностью засыпания, иногда беспокойным сном с тяжкими сновидениями и повторными пробуждениями [Тупицын Ю. Я., 1971]. Головная боль обычно «мышечного типа» [Карвасарский Б. Д.

, 1980] — с чувством стягивания, сжатия, болезненностью кожи на голове. Головные боли сильнее по утрам, особенно если подросток встает позднее обычного, «отсыпаясь за прошлые дни» («воскресные утренние головные боли»).

Обычны также жалобы на трудность сосредо­точения во время занятий, на ухудшившуюся память.

Астеноипохондрический тип. В этих случаях на первый план выступает повышенная утомляемость, вялость, склонность то и дело искать отдых и покой. Вместо вспышек гнева раздражи­тельность проявляется слезливостью и ламентациями.

Наряду с жалобами на плохой сон, трудности засыпания, подчеркиваются отсутствие свежести после сна, вялость и сонливость в течение дня.

Жалобы на головные боли обычно заслоняются массой иных соматических жалоб — на сердцебиения, перебои, не­приятные ощущения в области сердца, боль в области сердечного толчка, схватки в животе, тупые и неясные боли в разных частях тела. Сердце чаще всего остается центром ипохондри­ческих переживаний при неврастении у подростков, особенно у мальчиков.

Возможно, подоплекой этого являются особен­ности роста — физиологическое отставание увеличения размеров сердца от роста всего тела. У девочек не менее часто встречаются ипохондрические жалобы на функцию желудочно- кишечного тракта. Как правило, отмечают снижение настроения, но в отличие от эндогенных и реактивных депрессий внешне снижение настроения проявляется мало.

Течение. Неврастения обычно протекает длительно — месяца­ми и годами с периодами значительного улучшения до полного практического выздоровления и новыми ухудшениями под влиянием психических травм и трудных напряженных ситуаций.

Тем не менее в большинстве случаев не происходит неуклонно прогрессирующего ухудшения и поэтому нет нужды говорить о «невротическом развитии».

При правильном лечении и благоприятных условиях даже весьма затянувшиеся нарушения постепенно к концу пубертатного периода могут пройти.

Дифференциальный диагноз. Прежде всего необходимо исклю­чить хронические соматические заболевания, нередко сопро­вождающиеся неврозоподобным синдромом (хронический хо­лецистит, спастический колит, хроническая пневмония, брон­хиальная астма и др.

), а также церебрастению после черепно-мозговых травм и как последствие мозговых инфекций и ин­токсикации. Следует иметь в виду, что черепно-мозговые травмы подростки иногда скрывают от родителей.

При церебрастении головные боли чаще бывают сосудистого типа (с ощущением пульсации в голове), сочетаются с головокружениями, плохо переносятся езда на транспорте, качели, жара и духота, изменения погоды с резкими колебаниями атмосферного давления.

Критерии для дифференциального диагноза с астеноипохондрическим синдромом при неврозоподобной вялотекущей шизо­френии излагаются более подробно в гл. XV. Наводить на мысль о ней может отсутствие явных психогенных факторов предшествующих болезни, наличие же их не исключает провокации ими вялотекущей шизофрении.

В дальнейшем при последней постепенно обрисовываются необычная вычурность в описании ипохондрических переживаний, жалобы на затруднения мышле­ния, а не только на плохую память и невозможность сосредоточить внимание, а также отгороженность от сверстников и равнодушие и даже неприязнь к близким. Отличия от ипохондри­ческого эквивалента депрессий не всегда отчетливы.

При депрес­сиях более видны внешние проявления снижения настроения и нет выраженной вегетативной лабильности.

профилактика алкоголизма – предыдущая | следующая – обсессии

Подростковая психиатрия. .

Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/nevrozy/

Неврозы у подростков

Психозы и неврозы у подростка

Как уже отмечалось выше, в подростковом возрасте неврозы встречаются значительно реже, чем в детском, так как те факторы, которые приводят к неврозам в детском возрасте, у подростков чаще вызывают нарушения поведения. Несмотря на это, неврозы отмечаются у 12% подростков обычных школ.

Выделяются такие же формы расстройств, как и у взрослых: неврастения, истерический и обсессивно-фобический неврозы, заикание. Помимо этого встречаются специфические для подростков пограничные состояния: дисморфомания, нервная анорексия, сверхценные интересы и увлечения.

Неврастения проявляется в повышенной утомляемости и раздражительности. Наблюдаются расстройства сна, головные боли, снижение настроения. Подростки с трудом (за счет переутомления) справляются со школьной программой, отмечается раздражительность, плаксивость. Могут быть соматические жалобы – ощущение вялости, сонливости, боли в сердце и животе, головокружение и т. д.

При патопсихологическом обследовании отмечается выраженная ис-тощаемость психических процессов по гипостеническому либо гиперстеническому типу. Память и внимание обычно в границах нормы, иногда незначительно снижены. Нарушений со стороны мышления и интеллекта не отмечается. Самооценка обычно низкая, особенно по факторам «здоровье», «эмоциональная устойчивость».

При обследовании с применением проективных методов на первый план выступают проекции переживаний по поводу состояния своего здоровья. Часто отмечается акцентуация астено-невротичес-кого и лабильного типа. Если не проводить своевременного лечения, то возможно невротическое развитие личности с фиксацией на соматических расстройствах, возникновение страха смерти.

При обнаружении проявлений неврастении у

подростков желательна консультация невропатолога или психиатра, проведение рационально-разъяснительной коррек-ционной работы.

Фобический невроз в подростковом возрасте возникает обычно под воздействием какой-либо психотравмирующей ситуации, но иногда может проявляться как заострение черт сенситивной и психастенической акцентуации. страхов зависит от возраста: если у дошкольников преобладает страх темноты, одиночества, собак и т.

д., то у подростков – страх смерти и тревога, связанная с ситуациями общения.

В подростковом возрасте общение со сверстниками занимает одно из ведущих мест в иерархии ценностей, значимо также желание быть «таким как все»: если подросток неуверен в себе, то может быть достаточно однократной незначительной ситуации конфликта со сверстником, чтобы возник страх общения.

Это могут быть разнообразные страхи: страх речи, публичных выступлений и т. д. В некоторых случаях эти опасения направляются на свое тело – подросток боится, что он может покраснеть или начнется бурчание в животе и т. д.

Поэтому подросток начинает избегать ситуаций общения со сверстниками, а затем и со взрослыми, при необходимости общаться он ведет себя скованно, напряженно и убеждается по реакции окружающих, что он «действительно не такой как все», что «все обращают на него внимание». Это еще больше усиливает невротическое состояние подростка.

При патопсихологическом обследовании не отмечается существенных нарушений со стороны психических процессов.

Самооценка занижена, но, в отличие от депрессивных состояний, это снижение не является равномерным, а затрагивает именно те особенности личности, которые связаны с неврозом. При описании картин ТАТ выражены проекции страха общения, при сохранной потребности в контактах.

По результатам обследования с помощью ПДО в большинстве случаев отмечается акцентуация черт характера сенситивного или лабильного типа. Чаще всего страхи общения проходят с возрастом, но в некоторых случаях они могут сохраниться в течение всей жизни.

При выявлении такого типа страхов после консультации с психиатром желательно проведение психокоррекционных мероприятий. (Подробнее о психокоррекционных мероприятиях см. гл. 12.)

К другой группе фобических состояний относится страх смерти. Он может быть направлен на себя – подросток боится заразиться, заболеть СПИДом или онкологическими заболеваниями. Чаще страх направлен на других людей – подросток боится смерти матери по какой-либо причине или боится своими действиями причинить ущерб здоровью окружающих.

Эти страхи часто сопровождаются возникновением защитных ритуалов: мытьем рук, совершением всевозможных «охранительных действий» (постукивание по мебели, ходьба по определенным линиям пола и т. д.). Эти ритуальные действия выполняются подростком «чтобы ничего не случилось», а если выполнить их не удается, возникает интенсивное чувство тревоги.

При патопсихологическом обследовании этих подростков выявляется, что их психические процессы находятся в границах нормы. Иногда отмечается легкая инертность, недостаточность переключаемости внимания. При обследовании по методике ПДО преобладает психастенический тип акцентуации, иногда шизоидный или сенситивный.

Описания картин ТАТ, методика «неоконченных предложений» позволяют уточнить содержание страхов.

При отсутствии лечения и психокоррекционной работы ритуалы могут закрепляться и сохраняться на всю жизнь. При усилении чувства тревоги они могут изменяться, становиться более вычурными, заметными для окружающих. Во всех случаях невроза с ритуальными действиями обязательна консультация психиатра, так как нужно провести дифференциальную диагностику с начальными формами шизофрении.

К специфическим подростковым состояниям относятся такие явления, как нервная анорексия (упорное стремление к похудению) и дисморфомания (уверенность в наличии уродства, дефекта внешности).

Эти состояния могут быть признаками иных психических заболеваний (прежде всего шизофрении), но также встречаются и как пограничные состояния.

Их возникновение связано с естественным для подростков желанием быть внешне привлекательным, соответствовать идеальным представлениям о человеке. Отклонения от этого идеала (несколько избыточная масса тела, большие уши, кривые ноги и т. д.

) воспринимаются как страшное уродство, и подросток прилагает все усилия по «исправлению» имеющегося (или воображаемого) дефекта. Большую роль в развитии этих состояний играют неосторожные замечания со стороны значимых для подростка людей: педагогов, родителей, иногда сверстников.

Нервная анорексия. Это состояние характеризуется упорным стремлением к похудению, убежденностью в излишней массе тела. Такая болезнь описана в исследованиях М.В. Коркиной.

Нервная анорексия обычно возникает у девочек 12-15 лет с несколько ускоренным темпом полового созревания. Для этих подростков характерно сочетание эпилептоидного типа акцентуации с чертами демонстративности, высокой конформностью. Иногда при обследовании по ПДО отмечается повышение индекса маскулинности над феминностью.

Благодаря такому типу личности, девочки обычно хорошо учатся, отличаются большой усидчивостью и настойчивостью. В подростковом возрасте, за счет быстрого полового созревания, у таких девочек отмечается несколько избыточная масса тела. Для возникновения анорексии бывает достаточно шуток сверстников, высказываний учителя о том, что полнота безобразна.

В некоторых случаях не удается обнаружить таких психотравмирующих факторов, а девочка сама приходит к выводу о том, что ее внешность не соответствует идеалу. После этого девочка начинает стремиться к похудению, ограничивает себя в пище. Если в начале эти ограничения касаются в основном калорийной, углеводной пищи, то затем распространяются на все блюда.

Иногда диета отличается вычурностью; например, одна из девочек принимала «только жидкую пищу», питалась кофе и бульоном. При некоторых видах анорексии пища не ограничивается, но после еды вызывается обильная рвота. Помимо режима питания, девочки усердно занимаются изнурительными физическими упражнениями: часами наклоняются, приседают и т. д.

Это приводит к быстрому снижению массы тела, но, несмотря на это, они не прекращают голодания и занятия физкультурой. Аппетит в начале заболевания нормальный, затем несколько снижается. Из-за физического

истощения у девочек прекращаются менструации, нарушается работа эндокринных желез, усиливается рост волос по всему телу. Хотя масса тела значительно снижается (при росте 160 см она может доходить до 28 кг), девочки продолжают воспринимать себя как полных, бояться пополнеть, после каждого приема пищи чувствуют, что «жиреют».

При патопсихологическом обследовании отмечается истощаемость психических процессов в сочетании с некоторой инертностью. Нарушений памяти и интеллекта обычно нет. В таких случаях нужно исследовать процесс мышления, так как иногда анорексия встречается при других заболеваниях (в частности, при шизофрении).

Самооценка резко занижена по параметру «внешность», при адекватной самооценке по всем остальным параметрам. Проекции «прошлого, настоящего, будущего» связаны только с изменениями массы тела и красотой. При описании картин ТАТ иногда отмечается недостаточное отождествление с женскими персонажами, некоторая инфантильность мотивации.

В картине семейных отношений преобладает холодность, формальность взаимоотношений с матерью при большой эмоциональной насыщенности и конфликтности отношений с отцом.

В ходе лечения в стационаре, систематически проводимой психокоррекционной работе удается изменить представление девочек о красоте, добиться увеличения массы тела до нормы.

В дальнейшем некоторые девушки продолжают сохранять вес на нижней границе нормы, некоторые полностью выздоравливают, но бывают случаи резкого увеличения веса с сопутствующей депрессией. После лечения девочки нуждаются в периодическом наблюдении психолога, так как психотравмы, периоды депрессий могут привести к возобновлению анорексии.

Если признаки анорексии возникают у мальчиков, то необходима срочная консультация психиатра, так как в большинстве случаев это служит симптомом психического заболевания.

По механизмам, сходным с анорексией, возникает дис-морфомания. Как уже отмечалось, иногда она основывается на реальных, но малозаметных недостатках внешности (веснушки, оттопыренные уши и т. д.), но бывает и не связана с какими-либо реальными причинами.

Подростки в зависимости от своей настойчивости и наличия искажений мышления изобретают различные способы борьбы с этим «уродством». Иногда это специальные прически, одежда и т. п., в некоторых случаях подросток может стремиться к хирургическому исправлению «дефекта».

В более тяжелых случаях борьба со своим недостатком принимает нелепый, вычурный характер: подросток перестает выходить из дому, так как «все обращают на него внимание», закрывает лицо платком, надевает на нос прищепки («для исправления его формы») и т. д.

Рациональному разъяснению убежденность в наличии дефекта практически не поддается. При обращении подростка или его родителей с жалобами такого рода необходима срочная консультация психиатра.

При патопсихологическом обследовании нарушения со стороны памяти и внимания обычно не обнаруживаются.

Обязательно тщательное исследование процессов мышления, так как достаточно часто встречаются искажения (в виде разноуровневости, разноплановости суждений, ориентации на слабые признаки и т. д.). Самооценка занижена.

При обследовании по ПДО отмечается шизоидный, сенситивный, иногда лабильный или психастенический тип акцентуации. При описании картин ТАТ иногда отмечаются нарушения эмоционального восприятия, проекции идей отношений.

При пограничном уровне расстройств и своевременном лечении возможно благополучное выздоровление. При психотическом уровне необходимо длительное лечение и динамическое наблюдение районного психиатра.

Одной из задач школьного психолога является консультирование подростков с отклоняющимся поведением и направление их на обследование к психиатру, в случае обнаружения проявлений психических заболеваний.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_31816_nevrozi-u-podrostkov.html

Невроз гуру
Добавить комментарий