Речевой невроз

Содержание
  1. Последствие сильного стресса или испуга: невротическое заикание и способы избавления от него
  2. Что это такое?
  3. Причины заболевания
  4. Патогенез и механизмы развития
  5. Особенности проявления психологической формы
  6. Диагностика внезапной формы логоневроза
  7. Дифференциальная диагностика
  8. Лечение и коррекция у детей и взрослых
  9. по теме
  10. 62. Речевые неврозы. Определение. Причины возникновения. Клиника. Профилактика
  11. 63. Гидроцефалия. Определение. Причины возникновения. Клиника. Психический статус. Диагностика. Лечение. Профилактика
  12. Причины неврозов у взрослых людей – диагностика и классификация форм невротических расстройств
  13. Причины
  14. Клинические особенности
  15. Классификация
  16. Неврастения
  17. Истерический невроз
  18. Невроз навязчивых состояний
  19. Диагностика и лечение
  20. Невротическое заикание — почему возникает и как бороться
  21. Виды заикания
  22. Причины появления
  23. Как это происходит
  24. С чего начать коррекцию
  25. Схема логопедического занятия
  26. Профилактика заикания
  27. Невротическое заикание

Последствие сильного стресса или испуга: невротическое заикание и способы избавления от него

Речевой невроз

Невротическое заикание – расстройство нервной системы, отражающееся на плавности и ритме речи пациента. Патология также известна под названием «логоневроз».

Заикание у взрослых и детей может возникнуть на фоне затяжного стресса, при или после перенесённого эмоционального шока. Ежегодно десятки тысяч человек обращаются с подозрением на логоневроз к логопедам и неврологам.

Рассмотрим подробнее, какая форма заикания вызывается психогенными причинами и психотравмами, что предшествует возникновению приобретенного логоневроза невротической формы, чем обусловлен механизм заболевания.

Что это такое?

Невротическое заикание (либо логоневроз) – одна из форм нарушения речевых функций, которая выражается в искажении ритма разговора, появлении речевых повторов и невротических запинок.

Данное заболевание, подобно аналогичным заиканиям, формируется вследствие тонических и тоникоклонических судорог в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре.

Логоневроз тесно связан с психотравмирующими событиями, благодаря чему он относится к группе неврозов. Однако заболевание также может быть вызвано внезапно.

В группе риска находятся дети. Главным образом во время активного формирования речевых функций. Кратковременные запинки речи наблюдаются у 4-х детей из 100.

Причины заболевания

Основной причиной появления невротических запинок является влияние психотравмирующей ситуации либо затяжного дистресса.

В случае единоразового разрушительного психоэмоционального события заболевание может пройти через некоторое время, более серьёзные последствия (вплоть до преходящего мутизма) выражаются вследствие продолжительного пребывания в неблагоприятной для психики среде.

Можно ли начать заикаться от испуга? Примеры психогенных причин заикания у детей и взрослых:

  • стресс, сильный испуг или сильный гнев;
  • чрезмерная нагрузка при обучении разговорной речи;
  • нарушение семейных ролей и функциональности семьи у детей;
  • подражание разговору заикающегося родственника или друга;
  • потеря близкого человека;
  • проблемы любовного характера.

Патогенез и механизмы развития

Зарождение и формирование логоневроза в современной медицине ещё недостаточно изучено.

Предположительно, при воздействии острых стрессовых ситуаций невротические запинки развиваются посредством появления устойчивой патологии условно-рефлекторных функций. А окончательное закрепление болезни – формированием моторного автоматизма.

Можно сделать предположение, что в возрасте с 2-х до 4-х лёт на заикание влияет патологическое закрепление естественных речевых запинок, характерная для данного возрастного периода формирования речевых функций (т.н. функциональное заикание).

Как показывает статистика, зачастую заикание на ранних стадиях начинает проявляться среди детей 3-5 лет. Осложнение симптоматики и сопутствующих невротических реакций можно наблюдать в основном среди подростков, в периоде 15-17 лет.

Процесс осложнения связан со стремительными возрастными переменами в организме человека. Логофобия (страх речи) формируется именно в период пубертата, также появляется субдепрессивные изменения настроения, возникают разного рода астенические и сомато-вегетативные расстройства.

Особенности проявления психологической формы

Последствия перенесения повреждения психики могут проявляться в виде мутизма по причине торможения в зонах речедвигательного анализатора. Мутизм выражается в отказе больного от использования речи.

Длительность «периода молчания» варьируется в зависимости от состояния нервной системы, а также тяжести травмы. Торможение влияет на отделы коры и подкорки головного мозга, захватывает ствол и ретикулярную формацию.

Заикание является только симптомом различных расстройств, из списка которых преобладают: синдром неврозоподобного нарушения речи и речевой невроз (логоневроз).

Другие виды патологии могут существовать в рамках кататонии, эпилепсии, деменции и т.д. В подобных случаях больного направляют на борьбу с главенствующим заболеванием.

Существует также заикание неопределённого происхождения, которое не укладывается целиком в дихотомию логоневроза – это неврозоподобный логосиндром резидуально-органического типа.

Впоследствии растормаживания появляются фрагменты диссоциации различных уровней ЦНС. У больного ребёнка идут отдельные слова, ломается темп, изменяется плавность речи и появляются запинки, ребенок заикается, когда волнуется или нервничает.

Влияние психологически неблагоприятной среды для пациента в таком состоянии может повлечь закрепление речевых дефектов и невротических реакций.

К симптоматике нервного заикания у детей может присоединиться синдром страха, характерный для детских неврозов: больной ребёнок начинает стремиться избежать речевых контактов, идёт нарушение коммуникативных функций.

В процессе взросления вероятно появление страхов и навязчивых мыслей, заикание появляется у взрослого человека при волнении. Речевые нарушения могут то исчезать, то возникать вновь.

Чем характеризуются движения детей, страдающих невротическим заиканием? Многие исследователи данной речевой патологии высказывают различные мысли касательно сопутствующих ритуальных движений у больного. На фоне психастенической акцентуации характера была диагностирована специфическая логофобия.

У учеников школ отмечались частые прикосновения ко лбу (жест напряжённой мысли). Работящие люди наблюдали у себя, например, при общении с начальством, переминание с ноги на ногу, прикосновения к мочке уха, похлопывание по определённой части тела.

Диагностика внезапной формы логоневроза

Диагностика логоневроза проходит при наблюдении сразу нескольких специалистов. Опишем детально диагностическую схему: от обращения к врачам до постановки диагноза.

Как проходит диагностика невротического заикания:

  1. Обращение к специалистам в области логопедии и неврологии.
  2. Обследование речи пациента логопедом, определение нарушения темпа, ритма, плавности, наличие ошибок, повторов, растягиваний звуков и прочих дефектов.
  3. Полная неврологическая проверка состояния психического здоровья. В том числе проверка рефлексов больного.
  4. Назначение детального курса лечения.

Дифференциальная диагностика

Дифференциальную диагностику применяют для того, чтобы отличить невротическое заикание от неврозоподобного. Последний тип патологий возникает ввиду черепно-мозговых травм или множественных отклонений центрально-нервной системы.

В основном, неврозоподобное заикание сопровождается органическими изменениями личности: инертность, несменяемость эйфорического состояния, затруднённая переключаемость.

Во избежание органической природы заикания врачами в дополнение назначается проведение следующих исследований: МРТ, Эхо-ЭГ, ЭЭГ, РЭГ или КТ головного мозга.

Необходимо понимать, что невротическое заикание (когда ребенок или взрослый внезапно, резко начал заикаться) может являться сопутствующим заболеванием при определённых психических отклонениях (например: шизофрения, олигофрения, психопатия). В таких случаях больному назначают консультацию у психиатра.

Кроме того, невротическое заикание следует отличать от функционального заикания у детей. Последнее возникает из-за быстрого развития речи в возрасте 2-5 лет, когда полушария мозга не успевают созревать. Оно имеет временный характер и проходит само, не является истинным логоневрозом.

Лечение и коррекция у детей и взрослых

Можно ли и как вылечить заикание, возникшее от испуга? Логоневроз поддаётся коррекции. Прежде, чем преступать к лечению, требуется изучить и устранить повлекшую к патологии причину.

Лечение проводится медикаментозным и психотерапевтическим путём. Время и интенсивность курса зависит от сложности заболевания, для эффективности проводимых процедур следует точно придерживаться всех врачебных установок.

Список лечебных процедур для улучшения состояния пациента:

  • релаксирующий массаж – снятие тонуса речевого аппарата и улучшение кровообращение в теле;
  • дыхательная гимнастика – налаживание качественного дыхания;
  • настенная психотерапия – психологическое преодоление речевого барьера между больным и социумом;
  • медикаментозные средства – лечение серьёзных психических расстройств;
  • электросонотерапия – улучшение кровообращения, снижение болевой чувствительности;
  • психологические тренинги, арт-терапии и сеансы психоанализа – социализация больного, установление и самоизлечение болезни;
  • гипноз – расслабление тела и выяснение причин психотравмы у пациента.

Невротическое (в просторечье «на нервной почве») заикание у ребенка и взрослого чаще всего возникает вследствие перенесённого стресса. Неблагоприятные психологические факторы влияют на деструкцию речи человека. Симптоматика заболевания может как выражаться ярко, так и косвенно с попеременными рецидивами.

Логоневрозу больше подвержены личности, обладающие слабой психоустойчивостью. Чаще всего заболевание характерно для раннего детского возраста, к примеру, ребенок внезапно испугался и после перенесенного испуга резко начал заикаться.

В зависимости от тяжести заболевания и условий лечения, патология имеет благоприятный и неблагоприятный исходы. В случае прогредиентной (благоприятной) ситуации симптомы способны исчезнуть полностью.

по теме

Что такое невротическое заикание, чем оно отличается от неврозоподобного, как можно его победить:

Источник: https://nerv.guru/zabolevaniya/zaikanie/vidy-z/nevroticheskoe.html

62. Речевые неврозы. Определение. Причины возникновения. Клиника. Профилактика

Речевой невроз

Оченьчастыми бывают речевые неврозы, илилогоневрозы, — заикание, мутизм,сурдомутизм. Причинами невротическогозаикания чаще всего становятся острыеи подострые психические травмы (испуг,внезапное изменение привычного жизненногостереотипа — помещение в больницу ит.п.).

Предрасполагающими условиями длявозникновения заикания могут бытьврожденные особенности нервно-психическогоразвития, семейная отягощенность позаиканию, ослабление организма врезультате заболеваний, ошибки воспитания,особенно перегрузки ребенка речевойинформацией в сочетании с отсутствиемвнимания к его собственной речи и др.

Важное место в возникновении невротическогозаикания принадлежит фактору подражания.В этих случаях заикание легко закрепляетсяпо типу отрицательного условногорефлекса.

Приневротическом заикании обнаруживается(сразу или через некоторое время)характерная реакция ребенка на свойдефект. Ребенок начинает избегатьречевого общения, особенно с незнакомымилюдьми. При попытках говорить у негоусиливаются вегетативно-сосудистыенарушения и сопутствующие движения.

Характернымпризнаком невротического заиканияявляется лофобия — страх речи. Логофобиявыражена в основном в школьном возрасте.

Появление логофобии резко усиливаетзаикание, способствует школьной исоциальной дезадаптации и невротическомyразвитию личности.

Невротическоезаикание обычно сопровождается и другимипроявлениями в виде повышеннойвозбудимости, нарушений сна, иногданочного недержания мочи, тиков и др.

К невротическимформам речевых расстройств относятсятакже мутизм и сурдомутизм. Мутизм(немота) может возникнуть после остройтяжелой психической травмы. В этихслучаях он сочетается с другиминевротическими расстройствами. Такоеже происхождение может иметь и сурдомутизм(глухонемота).

Чаще мутизм проявляетсякак пассивная реакция протеста нанеблагоприятные воздействия внешнейсреды, всегда имеет определееннуюизбирательность и направленность.Избирательный, частичный мутизм иногданазывают элективным. В этих случаяхребенок не разговаривает с определеннымчеловеком из-за чувства обиды на него,желания ему отомстить и т.д.

Иногдаребенок перестает разговаривать толькосо взрослыми. Считается, что в основетакого мутизма лежит стремление ребенкаосвободиться от трудной для негоситуации.

Мутизмнаблюдается преимущественно у детейдошкольного и младшего школьноговозраста. У девочек он возникает вдвоечаще, чем у мальчиков. Факторами,предрасполагающими к возникновениюмутизма, являются остаточные явленияорганического поражения центральнойнервной системы, особенности личностиребенка.

Мутизмможет быть кратковременным (1 — 2 дня) изатяжным (иногда до нескольких лет). Впоследнем случае необходимо обследованиеребенка у детского психиатра. Мутизмможет быть одним из первых признаковпсихических заболеваний (в частности,детской шизофрении), а также проявлениемистерических реакций.

63. Гидроцефалия. Определение. Причины возникновения. Клиника. Психический статус. Диагностика. Лечение. Профилактика

Гидроцефалия— прогрессирующее увеличение размеровголовы вследствие избыточного скопленияжидкости в полости черепа. Причинойгидроцефалии могут быть врожденныепороки развития ликворной системы,например сужение водопровода мозга,создающие препятствия для нормальнойциркуляции спинномозговой жидкости.

Воспалительные процессы в мозговыхоболочках (менингиты, арахноидиты) могутприводить к изменению их структуры,образованию спаек, сращений. Гидроцефалияразвивается вледствие сдавливанияопухолями мозга, ликворных путей илипрорастания их в желудочковую системумозга. Постоянным клиническим признакомгидроцефалии является прогрессирующееувеличение головы.

В случаях врожденнойгидроцефалии оно может обнаруживатьсяпри рождении ребенка, в первые дни илимесяцы жизни. Череп увеличивается вовсех направлениях, но преимущественновыступают лобные бугры. Швы черепарасходятся, большой родничок увеличивается,выбухает, становится напряженным,пульсирует.

Вены свода черепа расширяются,кожа истончается, становится блестящей,Глазные яблоки обычно повернуты вниз(симптом заходящего солнца). Возможнынарушения движения глазных яблок:расходящееся или сходящееся косоглазие,плавающие движения глазных блок, нистагми др. Может наблюдаться снижение слуха.

По мере нарастания гидроцефалииразвиваются экзофтальм, спастическиепарезы, параличи, нарушения координациидвижений. Страдают вегетативные функции:терморегуляция, потоотделение,водно-солевой обмен и др.

Пригидроцефалии происходят своеобразныеизменения психики. В начале болезнимеханическая память хорошая. Больныебыстро запоминают стихи. У некоторыхдетей развиты музыкальные илихудожественные способности.Работоспособность носит неравномерныйхарактер. Нарушена целенаправленнаядеятельность.

Такие дети очень истощаемы,с трудом сосредоточиваются на чем-либо,легко отвлекаемы. Отмечается склонностьк колебаниям настроения, чаще в сторонуэйфории (приподнятое, веселое настроение).Возможны переходы от импульсивного кзаторможенному состоянию; у некоторыхбольных преобладает какое-либо из этихсостояний.

В период декомпенсациигидроцефалии наблюдаются элементынекритичности к своему поведению.

Пригидроцефалии проводят исследованиецереброспинальной жидкости,электроэнцефалографию, эхоэнцефалографию,рентгенографию черепа, осмотр глазногодна, ангиографию, пневмо-энцефалографию,компьютерную томографию.

Все этопредпринимают с целью выявлениявызвавшего гидроцефалию основногопатологического процесса. Лечениегидроцефалии зависит от характерапрогрессирования процесса. При быстромувеличении окружности черепа показанонейрохирургическое вмешательство.

Вслучаях медленного прогрессированиягидроцефалии рекомендуется применятьпрепараты, снижающие внутричерепноедавление.

При отставании в психическоми речевом развитии дети нуждаются вспециальных логопедических и педагогическихмероприятиях, характер которых во многомзависит от степени интеллектуальногодефекта, выраженности декомпенсациигидроцефалии.

Источник: https://studfile.net/preview/5837245/page:35/

Причины неврозов у взрослых людей – диагностика и классификация форм невротических расстройств

Речевой невроз

В современном быстро меняющемся мире человеческий организм ежедневно подвержен стрессам, повседневным проблемам, конфликтным ситуациям. Такое столкновениепротивоположно направленных целей, интересов и мнений способно привести к развитию особых функциональных состояний – неврозов.

Термин «невроз» включает целую группу нервно-психических расстройств, имеющих конфликтогенное происхождение. Они формируются как последствия измененного отношения человека к окружающему миру, негативного восприятия, непризнания личностных позиций и взглядов.

Неврозы и неврозоподобные состояния являются обратимыми, однако отсутствие коррекции, а также неадекватность и несвоевременность ее осуществления, способны на долгие годы сохранять клинические проявления патологии и существенно снизить качество жизни пациента.

Причины

Невротические нарушения относят к заболеваниям, этиология которых представлена мультифакториальными составляющими. В основе подобных нарушений лежат сложные психологические, биологические и социальные механизмы патогенеза. Психотравмирующая ситуация служит лишь причиной их инициации.

Формируются нервно-психические расстройства в условиях воздействия длительного или сильного по тяжести стресса преимущественно у лиц, предрасположенных к их развитию. Неврозам подвержены лица с чрезмерным доминированием отдельных черт характера.

Такие особенности обуславливают снижение резистентности человека в отношении психогенных воздействий и затрудняют адаптацию в ряде ситуаций.

Подобные аспекты характера закладываются еще в детском возрасте, если страдает воспитательный процесс (имеют место сверхопека, оберегание, запугивание, подавление самостоятельности, лишение собственной инициативы, противоречивость требований и так далее).

Под воздействием психотравмирующей ситуации у пациента возникает психологический конфликт, который он не способен разрешить, и происходит срыв адаптационнонных способностей головного мозга.

Суть патогенеза сводится к нарушениям процессов торможения и возбуждения в нервной ткани, вследствие чего возникают расстройства высшей нервной деятельности.

Кроме того, значение имеет дисфункция системы гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников. Страдают межполушарные взаимоотношения и надсегментарные отделы вегетативной нервной системы.

Дополнительно диагностируются нейромедиаторные нарушения (изменяется обмен катехоламинов и дофамина).

Клинические особенности

Невротическое расстройство личности имеет свои четкие характеристики, позволяющие отдифференцировать его от патологии, имеющей органическую природу. Типичным для неврозов является:

  • обратимость нарушений, не зависящая от их длительности;
  • психогенная природа заболевания\
  • преобладание в клинике эмоционально-аффективных и вегетативно-соматических расстройств.

Также невротические расстройства характеризуются высоким процентом распространения заболевания именно среди женщин, а также лиц, имеющих предрасполагающие акцентуированные черты характера. Пик заболеваемости приходится на молодой трудоспособный возраст от 15 до 25 лет.

Классификация

Основные клинические формы невротических расстройств позволяют более полно оценить типичные механизмы патологического восприятия и анализ внешних конфликтогенных влияний. Кроме того, система разграничения психогенных заболеваний ориентирует врача на то, как лечить невроз.

Традиционно выделяют следующие виды неврозов:

  • неврастению;
  • истерию;
  • невроз навязчивых состояний.

Кроме того, группа общих неврозов отдельно включает депрессивный и ипохондрический невроз, а также нервную анорексию.

В основу классификации невротических нарушений по системному признаку положены основные функциональные системы, задействованные в клинической картине заболевания, а, соответственно, и то, как проявляется психогенная патология.

Согласно такому распределению невротические расстройства могут проявляться в форме заикания, невротических тиков, энуреза и энкопреза.

Характерологические неврозы могут возникать на основе акцентуированных черт личности и формировать патохарактерологические реакции и нарушения поведения.

Неврастения

Наиболее частое невротическое расстройство, характеризующееся повышенной раздражительностью, патологической утомляемостью и истощаемостью. В большинстве случаев заболевание является результатом нервного или умственного перенапряжения на работе.

Типичное проявление невроза – это чрезмерное реагирование на окружающие события несдержанными эмоциями в сочетании с астенизацией организма в целом. Пациенты не могут контролировать свои эмоции, склонны к рыданиям. Они испытывают чувства тоски и безысходности, постоянное недовольство собой, крайне быстро истощаются.

Кроме того, для неврастеников свойственны симптомы поражения вегетативной нервной системы (может отмечаться тахикардия, нестабильность уровня артериального давления, температура при неврозе).

Психологической основой неврастении выступает противоречие между потенциалом личности и завышенными запросами пациента к самому себе.

Истерический невроз

Истерия – следствие психической травмы. Клиническими проявлениями невроза служат как неврологические, так и психические симптомокомплексы. Острый истерический невроз проявляется следующими неврологическими признаками:

  • двигательные расстройства (истерические гиперкинезы, нарушения походки, параличи, истерические пароксизмы);
  • сенсорные нарушения (истерические анестезии и болевые синдромы, а также истерические глухота и слепота);
  • расстройства речи (истерические афонии, мутизм, заикание, скандирование).

Психические проявления болезни носят более сложный поведенческий характер. К ним причисляются:

  • истерическое помрачение сознания – транзиторное состояние дезориентации во времени, пространстве и собственной личности с отсутствием реакции на окружающих;
  • истерическая фуга – внезапное и бесцельное бегство из дома, с работы или иного места;
  • псевдодеменция – нелепое поведение и ответы на адекватные вопросы;
  • пуэрилизм – подражание поведению детей (разговор тонким голосом, коверканье слов, истерическая апраксия);
  • истерическая депрессия – демонстративность страданий и переживаний.

Кроме того, могут иметься и соматические симптомы истерии, напоминающие проявления самых различных болезней, которыми человек на самом деле не страдает. Однако невроз обязательно должен быть диагнозом исключения. Правомерно установить наличие истерии только при отсутствии признаков органической патологии.

Истерический невроз складывается на фоне необоснованно высоких требований индивида к окружающим наряду с отсутствием критики к собственному поведению и состоянию в целом.

Невроз навязчивых состояний

Наиболее редко встречающийся вид невроза. Невротические синдромы складываются из навязчивых страхов, опасений, сомнений, воспоминаний и действий. Данному заболеванию подвержены люди с выраженными тревожно-мнительными чертами характера. Даже незначительный психотравмирующий фактор для них может стать поводом к формированию психогенной симптоматики.

Навязчивости проявляются в форме:

  • навязчивых страхов (фобий);
  • навязчивых мыслей (обсессий);
  • навязчивых действий (коммпульсий).

Фобии не являются защитной эмоциональной реакцией организма. Их формирование имеет последовательные стадии и идет постепенно.

Изначально навязчивый страх возникает при стечении определенных обстоятельств, выступающих для человека в качестве психологической травмы.

В последующем эта реакция закрепляется в ответ на схожие ситуации и далее появляется уже при одной мысли о случившемся. К наиболее распространенным вариантам фобий относят:

  • Боязнь пространства (открытого – агорафобия, закрытого – клаустрофобия);
  • Нозофобии (боязнь болезней);
  • Зоофобии (боязнь животных, птиц, насекомых);
  • Социальные фобии (боязнь одиночества, общества, публичных выступлений, осуждения окружающих и так далее).

Как правило, человеку, страдающему неврозом навязчивых состояний, присущ один подвид фобии.

Навязчивые мысли тягостны для пациента и возникают помимо его воли. Несмотря на попытки противостоять им, они в стереотипной форме постоянно возвращаются к пациенту.

Чаще всего навязчивые мысли проявляются в форме немотивированных желаний и сомнений.

Человек ощущает необходимость совершать какие-либо ритуалы (например, вставать только с левой ноги или считать без всякой причины все окна в кирпичных домах), а также постоянно озабочен мыслями о том, правильно ли он поступил, все ли сделал.

Обсессии порождают навязчивые действия – повторяющиеся стереотипные поступки. Они могут приобретать вид защитных ритуалов, которые, по мнению пациентов, охраняют его и близких от опасных ситуаций.

Общими чертами всех навязчивостей являются стабильность, систематичность и невозможность от них избавиться. Пациент критически относится к проявлениям болезни и признает навязчивости как тягостное для себя состояние. Однако фобии, обсессии и компульсии возникают помимо желания невротика противостоять им.

Диагностика и лечение

Выявление неврозов представляет собой некоторые трудности в связи с наличием стертых форм заболевания и симптомов, схожих с рядом других болезней.

Необходимо помнить, что невроз – это диагноз исключения! Поэтому любые невротические реакции требуют тщательного обследования пациента для исключения органической неврологической и/или соматической патологии.

Диагностика неврозов сводится к беседе пациента и врача, а также прохождению ряда нейропсихологических тестов.

Лечение неврозов подразумевает определение первостепенной роли нейтрализации причин заболевания. С этой целью нормализуют домашний и рабочий распорядки дня, уменьшают физическую и умственную нагрузку, используют психотерапию. Все это направлено на психологическую адаптацию человека и позволяет целенаправленно воздействовать на психогенный фактор и активно противостоять ему.

Одним из главных критериев рациональной психотерапии при неврозах является обоснованность изложения сути заболевания пациенту. Психотерапевт или врач-невролог должны в доступной форме объяснить больному и его близким, что такое невроз и как его излечивать. Четкое представление о собственном состоянии достоверно повышает результативность психотерапевтической коррекции.

К медикаментозной коррекции прибегают в крайних случаях, когда систематическая продолжительная и комплексная психотерапия при неврозах не дала результатов.

При выборе тактики лекарственного воздействия необходимо помнить, что клинические симптомы и лечение неврозов напрямую связаны между собой. Однако подбор препаратов, кратность и длительность приема осуществляются только по рекомендациям лечащего врача.

Чаще всего из фармакологических средств применяют нейролептики, транквилизаторы, седативные или стимулирующие препараты, вегетокорректоры.

Неврозы, как один из вариантов болезней цивилизации, все чаще встречаются среди населения в связи с нарастающей урбанизацией, информационными перегрузками и возрастающим количеством стрессовых ситуаций.

Широкое распространение именно среди лиц молодого трудоспособного возраста ставит неврозы в ряд медико-социальных проблем. Работа с лицами, имеющими предрасполагающие к развитию неврозов черты характера, является основой для эффективной профилактики невротических расстройств.

Трудности диагностики и специфичность методик коррекции пограничной патологии предопределяют важность дальнейшего изучения вопросов определения и лечения заболевания.

Шоломова Елена Ильинична, невролог

Оцените эту статью:

Всего : 120

4.21 120

Источник: https://mozgius.ru/bolezni/psihiatriya/nevroz.html

Невротическое заикание — почему возникает и как бороться

Речевой невроз

Из-за высокой скорости жизни и большого количества стрессов с каждым годом набирает актуальность невротическое заикание. Оно возникает как у детей, так и у взрослых людей. Коррекция этого состояния требует комплексного подхода.

Лечение заикания проводится в логопедических стационарах или амбулаторно. Такие кабинеты есть в государственных детских садах и поликлиниках, спонсируемых государством, и в частных центрах. На занятия направляются дети и взрослые, имеющие проблемы с речью.

Виды заикания

Заиканием называют речевое нарушение, характеризующееся продлением слогов и звуков, а также их повторением или разрывами в произношении слов. Пациенты могут строить неестественные гримасы или иметь тики из-за трудностей в разговоре. Таким образом они стараются преодолеть запинку. Это состояние также называют логоклонией или логоневрозом. Диагноз ставят при значительном речевом дефекте.

По звучанию различают два вида заикания: тоническое (остановки в речи или удлинение звуков) и клоническое (повторы слогов, слов или отдельных звуков). Существует также смешанный тип, который сочетает в себе признаки двух предыдущих.

Если классифицировать по этиологическому признаку, можно выделить невротическую и неврозоподобную форму. Последняя обычно подразумевает органическое поражение мозга, сочетающееся с патологией моторики, включающей нарушение артикуляции.

Стрессовые ситуации при этом не оказывают существенного воздействия.

Невротический тип заикания возникает у здоровых людей с нормальными или ускоренными темпами развития. Нарушение речи вызывается сильным однократным или хроническим стрессом. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) не обнаруживает отклонений.

Симптомы могут почти отсутствовать в моменты психологического спокойствия, но набирать силу при сильном волнении. Это провоцирует появление логофобии (боязни говорить) и изменения в поведении со стремлением к более закрытому образу жизни.

Такая форма может проходить бесследно после коррекции или носить рецидивирующий характер, обостряясь после нового сильного стресса.

Причины появления

Этиология этого речевого нарушения до конца не изучена. Но часто возникновению невротической формы заикания предшествует один из факторов:

  • сильный испуг;
  • эмоциональная нестабильность родителей (резкие перепады в отношении от ласки к грубости или рукоприкладству);
  • перенесённое тяжёлое заболевание;
  • физическое насилие или наказания;
  • систематическое несоблюдение режима дня;
  • угрозы, в том числе в кругу семьи;
  • преждевременное разучивание сложных слов;
  • превышение допустимой нагрузки по чтению литературы;
  • копирование заикания близкого человека.

Речевые нарушения возникают не только из-за неврологических проблем, но и по причине генетической предрасположенности. С детьми с отягощённым анамнезом следует быть более внимательными и осторожными в общении и воспитании. Независимо от причины состояния, у пациентов отмечается гипертонус и повышенная возбудимость моторных центров речи. Это и вызывает характерные изменения в разговоре.

Как это происходит

Нарушение произношения появляется из-за спазма мышц аппарата, участвующего в речи: мягкого нёба, губ, языка или гортани. При этом судороги мышц гортани называют ыми, а остальные артикуляционными. Термин «заикание» родился из-за схожести ощущений с икотой.

Третьим типом судорог считаются дыхательные. При этом человеку не хватает воздуха для произношения слова. Он старается захватить его ртом, из-за чего не может связно произносить речь.

Спазмы любого типа связаны с перевозбуждением двигательных центров речи, которые находятся в коре головного мозга.

От них импульсы передаются на смежные структуры, откуда доходят до мышц. Эти компоненты называют первичными. При передаче возбуждения на участки, отвечающие за психику и эмоции, и подключении логофобии возникают вторичные изменения. Они более характерны для взрослых пациентов, нежели для детей.

С чего начать коррекцию

Диагностика невротической формы заикания должна начинаться с комплексного обследования ЦНС. Для этого проводится консультация невролога, и выдаётся направление на ЭЭГ. По результатам делают заключение о типе нарушения речи и подбирают коррекцию.

Перед началом терапии нужно создать пациенту мотивацию к занятиям. Особенно важно это для детей, которым коррекция может даваться тяжело. Затем предстоит работа с остановкой речевого стереотипа, который сформировался за время существования проблемы. Он проявляется в ограничении общения или молчании.

Чтобы справиться с заиканием, нужно научить пациента расслабляться. На это направлен весь курс коррекции. Одновременно с этим формируется навык плавной речи. Затем создаётся новый стереотип, который закрепляется на занятиях с логопедом повторениями звуков, слогов, слов и чтением текстов.

Совместно с логопедией, в коррекции должна присутствовать психотерапия. Это нужно для того, чтобы предотвратить вторичные патологические проявления. В рамках лечения проводятся совместные беседы и речевые упражнения с родителями и детьми.

В домашней обстановке также необходимы занятия с родителями и организация комфортного пространства для ребёнка. Особенно важно мышечное расслабление и спокойный эмоциональный фон.

Детей нужно учить принципам релаксации, которые они смогут применять в обычной жизни.

Моторные функции также требуют тренировки. Кроме этого, включаются упражнения для координации речи и её плавности. Делается упор на чувство ритма и дыхание во время разговора. Работать также следует над интонацией и самовосприятием ребёнка с заиканием. Для этого в игровой форме проводятся занятия с детьми в условиях логопедического кабинета и дома с родителями.

Лечение заикания сочетает в себе несколько терапевтических подходов. В число основных входят следующие методики:

  • упражнения для постановки речи;
  • ролевые игры;
  • приём медикаментов;
  • работа с механическими приборами;
  • психотерапевтические занятия;
  • развитие чувства ритма;
  • хирургическое лечение;
  • релаксация;
  • физиотерапия;
  • нетрадиционная медицина.

Выбор методики коррекции зависит от типа заикания, характера течения заболевания (появилось единожды или протекает прогредиентно) и возраста пациента.

Врач-невролог определяет приоритетное направление работы — непосредственная коррекция речи или снятие нервного напряжения.

Исходя из тяжести состояния, терапия проводится в стационаре, амбулаторно или только дома, а также в группе или индивидуально.

Схема логопедического занятия

Длительность занятий определяется возрастом ребёнка. Для детей 3-5 лет она ограничена 10-20 минутами. Если сделать сразу весь комплекс упражнений не получается, можно провести небольшую физкультминутку. А если время пролетает незаметно и ещё остаются силы, стоит увеличить продолжительность тренировки речи.

В начале занятия нужно сделать небольшую разминку. Для этого проводится дыхательная гимнастика. Это помогает увеличить объём выдыхаемого воздуха, чтобы облегчить процесс разговора и удлинить фразы. Ведь именно это становится препятствием на пути к плавной речи у заикающегося ребёнка.

Дыхательную гимнастику нужно проводить в форме игры. Существует несколько основных упражнений:

  1. Ребёнок ложится на спину, и ему предлагается изобразить животом море, на волнах которого качаются его любимые игрушки: глубокий вдох через нос, надувая живот — волна, медленный выдох через трубочку — штиль (повторить не менее 3-х раз).
  2. В таз набирается вода и туда запускаются парусные корабли, которым нужно помочь добраться до другого берега: ребёнок дует, изображая ветер.
  3. Налить в стакан воды и опустить туда соломинку для питья: ребёнок дует в трубочку, изображая в стакане бурю или кипение зелья.

Игровые упражнения помогут наладить плавный и длинный выдох, а также будут для ребёнка весёлым совместным занятием. Продолжить его можно произношением отдельных слов и предложений хором. Это окажет поддержку и послужит примером правильной плавной речи. Главное при этом выбрать медленный темп и соблюдать правильный ритм.

После этого можно поиграть с ребёнком в эхо, когда он повторяет за родителем сказанное слово или предложение. Это помогает наладить автоматизацию речи. В таком случае не придётся думать во время разговора, как правильно произносить звуки, что позволит уменьшить волнение во время диалога.

Результаты занятий нужно закреплять в игре или совместном творчестве.

Для побуждения к речи можно загадывать загадки, сочинять истории по рисунку или составлять одну из нескольких. Хорошего эффекта можно добиться разучивая песенки. Вокализация помогает добавить плавности течению голоса. Этот приём используют и в жизни: при затруднении в произношении слов, их можно попробовать пропеть. Часто это снимает спазм и позволяет дальше общаться спокойно.

Так как речь связана с мелкой моторикой, полезными будут занятия по совместному изготовлению поделок. Это улучшает координацию и артикуляцию. Во время рукоделия нужно как можно больше разговаривать с ребёнком. Он будет занят, что позволит расслабить его во время разговора и снять напряжение с мышц.

Профилактика заикания

Начало болезни невозможно предугадать или предотвратить. Но можно снизить частоту приступов и риск развития рецидива. Для этого нужно соблюдать несколько правил:

  • Не применять к ребёнку воспитательные меры в виде физического наказания или запугивания.
  • Ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры.
  • Создать дружелюбную к ребёнку речевую среду, когда ему не приходится много говорить.
  • Перенести чтение книг на дневное время и убрать его из вечернего.
  • Не заставлять разговаривать или учить стихотворения.
  • Избегать публичных выступлений и предупредить об этом в образовательных учреждениях.
  • Если ребёнок запинается, пытаясь что-то рассказать, его стоит отвлечь, чтобы он успокоился (предложить фрукт или сладость, попросить подождать и отойти проверить ужин на плите и т. д.).
  • Ограничить употребление продуктов, возбуждающих нервную систему (шоколад, кофе, какао, крепкий чай).
  • Не показывать озабоченность состоянием ребёнка, не водить к врачам больше, чем назначено.
  • Ввести в традицию совместное пение по вечерам и изготовление поделок, складывание пазлов и другие занятия для мелкой моторики.

Эти советы помогут ребёнку легче перенести период активного заикания. Создание комфортной среды ускоряет выздоровление и нормализацию речи. Главное не указывать на недостатки, а акцентировать внимание на успехах. Тогда занятия принесут пользу быстрее, а результат закрепится надолго.

Методики лечения заикания позволяют полностью восстановить плавную и здоровую речь. Если относиться к психологическому состоянию пациента бережно, можно избегать рецидивов на протяжении всей жизни. Но в первые полгода после исчезновения всех симптомов всё же стоит посещать логопеда раз в 2 месяца для терапевтического контроля.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logonevroz/nevroticheskoe-zaikanie/

Невротическое заикание

Речевой невроз

Невротическое заикание — носящее функциональный характер расстройство плавности и ритма речи, связанное с неблагополучными психо-эмоциональными факторами.

Отличительными чертами этой формы заикания является изменение интенсивности проявлений в зависимости от окружающей пациента обстановки и его психологического состояния, волнообразное или рецидивирующее течение, наличие сопутствующих вегетосоматических или невротических расстройств.

Диагностика основана на наличии в анамнезе указаний на психотравму, исключении органических причин возникновения заикания, исследовании речевой функции. Лечится невротическое заикание средствами логопедии, неврологии, медицинской психологии и психотерапии.

Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов.

Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре.

Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз.

Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100.

Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции.

Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.

Невротическое заикание

Ведущей причиной появления логоневроза является психотравмирующая ситуация. Это может быть острая психическая травма (сильный испуг или другое внезапное потрясение, приступ гнева) или хронический стресс (разлука с близкими, семейный конфликт, неприятности на работе).

В первом случае невротическое заикание может носить кратковременный характер, хотя зачастую его симптомы достигают значительной выраженности, вплоть до преходящего мутизма (особенно у детей).

При хроническом течении психотравмирующей ситуации происходит закрепление патологии речи, возможно присоединение других невротических расстройств.

У детей около 60% случаев заболевания связаны с неблагоприятным речевым климатом в семье.

Сюда относят попытки родных форсировать речевое развитие ребенка, чрезмерную требовательность к речи, информационную перегруженность, двуязычие в семье, резкое повышение требований к речевым способностям ребенка и т. п.

У отдельных детей невротическое заикание может сформироваться при подражании речи заикающегося человека, если такой находится в их близком окружении. В таких случаях заикание закрепляется по типу невротической фиксации.

Определенную роль в возникновении невротической формы заикания играет наследственная предрасположенность. Она может состоять в генетически детерминированной функциональной недостаточности аппарата, обеспечивающего речевую моторику.

Патогенез логоневрозов недостаточно изучен.

В острых стрессовых ситуациях невротическое заикание предположительно развивается за счет возникновения устойчивой патологической условно-рефлекторной связи, а его закреплению способствует формирование моторного автоматизма.

При развитии заикания в возрасте 2-4 лет можно предполагать в его основе патологическую фиксацию естественных запинок в речи, типичных для периода становления речевой функции.

Отличительной чертой невротической формы заикания является неравномерность интенсивности нарушений речи. У одного и того же пациента выраженность заикания может варьировать от практически незатрудненной речи до настолько сильного заикания, что речевой контакт становиться непродуктивным.

Обычно в привычной для больного обстановке, среди близких ему людей (друзей, родных) невротическое заикание мало проявлено и может быть даже незаметно. Интенсивность заикания значительно усиливается при волнении и эмоциональном напряжении, при осознании своей ответственности или высокой значимости происходящего разговора.

Все пациенты с логоневрозом отмечают резкое усиление симптомов заикания при необходимости говорить с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.

Со временем заикание начинает откладывать свой отпечаток на поведение пациента. Он старается избегать произношения трудных слов, маскирует заикание растягиванием звуков и др. речевыми приемами. В большинстве случаев развивается логофобия.

Из-за дефекта речи больной начинает стесняться говорить с посторонними людьми, отказывается от выступлений на планерках и конференциях. Страдающие логоневрозом дети младшего возраста не хотят участвовать в проводимых в садике утренниках, школьники при необходимости устно отвечать урок предпочитают молчать.

Наиболее выражена логофобия у подростков, она может привести к нарушению усвоения учебной программы и полной школьной дезадаптации.

Появление заикания невротической формы может иметь различный характер. При острой психотравме заикание возникает как острая невротическая реакция, развивающееся после выхода из аффективно-шокового состояния. Хроническая психотравмирующая ситуация, в т. ч.

и неблагоприятный речевой климат, как правило, приводит к появлению преневротических изменений с отдельными эпизодами запинок в речи.

Затем может происходить либо постепенное уменьшение и исчезновение заикания, либо его закрепление в качестве патологического речевого автоматизма.

При фиксации невротическое заикание зачастую сопровождается иными невротическими состояниями: астенией, нарушением сна, депрессивным неврозом, неврастенией, фобиями, истерией, ипохондрией, энурезом и пр.

Возможны вегетативные нарушения, укладывающиеся в клинику вегето-сосудистой дистонии. Особенно подвержены невротическим и соматовегетативным расстройствам подростки.

Длительное течение и неблагоприятная динамика заикания у них может спровоцировать невротическое развитие личности.

Невротическое заикание может иметь рецидивирующее или волнообразное течение с периодами усугубления нарушений речи в периоды повышенной психо-эмоциональной нагрузки (в начале учебного года, во время экзаменов, сдачи отчетов и т. п.).

Усиление симптомов заикания происходит в пубертатном возрасте. В постпубертате обычно наблюдается сглаживание интенсивности заикания, возможно его полное исчезновение.

У взрослого, перенесшего в детстве логоневроз, при возникновении стрессовой ситуации невротическое заикание может развиться снова.

Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога. Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации.

Диагностическое обследование речи определяет нарушение ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивания отдельных звуков, повторов слогов. Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе.

Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции.

Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или различных заболеваний ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцефалии, перенесенного энцефалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи.

Как правило, при неврозоподобной форме заикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести дополнительные исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.

Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание.

Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи из-за расстройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр. Невротическое заикание может быть сопутствующим расстройством при некоторых психических болезнях (шизофрении, олигофрении, психопатии). В таких случаях пациенту назначается консультация психиатра.

Терапия логоневроза обычно имеет комплексный характер и проводится совместными усилиями логопеда, невролога, психолога и психотерапевта. Осуществляются регулярные логопедические занятия по коррекции заикания. Однако они могут не дать эффекта при продолжающемся воздействии писхотравмирующей ситуации.

С целью изменить отношение пациента к подобной ситуации и тем самым исключить ее психотравмирующее влияние проводятся: психокоррекция, сеансы психотерапии, психоанализ, психологические тренинги, арт-терапия и т. п. Если в основе логоневроза лежат проблемы в семье, то рекомендовано семейное консультирование и семейная психотерапия.

У детей особое значение имеет благоприятная речевая атмосфера: спокойный темп речи, понятные и доброжелательные высказывания окружающих людей.

Неврологическая помощь необходима для подбора и коррекции медикаментозной терапии, направленной на купирование симптомов логоневроза и сопутствующих невротических расстройств. В зависимости от ведущих симптомов заболевания она может включать седативные средства, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики. Возможно использование электросна и различных методов рефлексотерапии.

Наряду с общепринятыми подходами к лечению логоневроза существует большое количество авторских методик. К ним относятся созданная Ю. Б. Некрасовой методика социореабилитации, разработанный Л. З. Арутюнян метод устойчивой нормализации речи, методика, основанная на дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой и др. Применяется также БОС-терапия, в сложных случаях прибегают к гипнотерапии.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/zabolevanija_neurology/neurotic-stuttering

Невроз гуру
Добавить комментарий