Торможение и возбуждение невроз

Нарушения высшей нервной деятельности. Неврозы, механизм их развития

Торможение и возбуждение невроз

К неврозам относят такие функциональные нарушения ВНД, которые не сопровождаются грубыми органическими изменениями в структуре нервной ткани.

Основной причиной неврозов является психическая травма, однако, имеет значение и личностная предрасположенность(например, унаследованная от родителей эмоциональная неустойчивость, ранимость психики и т.д.). Таким образом, невроз является результатом перенапряжения нервной системы, срывом нервной деятельности.

Течение неврозов может иметь двоякий характер. Одни формы могут развиваться постепенно в результате целого ряда условий, например, врожденная слабость нервной системы. В других случаях невроз может возникнуть остро как реакция нервной системы на неблагоприятные ситуации в жизни человека.

Каков же физиологический механизм неврозов?  Работами И.П. Павлова и его учеников было установлено, что сущность подобных расстройств заключается прежде всего в нарушении баланса между процессом возбуждения и торможения, что изменяет протекание ВНД и в последующем может вызвать патологическое преобладание либо раздражительного, либо тормозного процесса.

Экспериментальным путем было установлено, что перенапряжение процесса возбуждения происходит под действием сверхсильных раздражителей. Подтверждением этому являются случаи возникновения неврозов в результате тяжелых потрясений, особенно при переутомлении, болезни, когда даже обычные раздражители могут вызвать невроз.

Перенапряжение процесса возбуждения  чаще наблюдается у слабого типа ВНД.

Перенапряжение торможения возникает при чрезмерно тонкой дифференцировке ( различении очень сходных раздражителей). Такой же эффект наблюдается при слишком длительном изолированном действии условного раздражителя во время выработки запаздывания.

У человека могут возникать неврозы при решении трудных задач различения, при столкновении с постоянными запретами, разочарованиях, обманутых надеждах.

Перенапряжение тормозного процесса чаще наблюдается у людей с сильным, неуравновешенным, подвижным («безудержным») типом ВНД.

Перенапряжение подвижности нервных процессов может быть вызвано так называемой сшибкой нервных процессов, т.е. или при слишком быстрой смене положительного и отрицательного раздражителя или при их одновременном действии.

Например, у одного животного был выработан положительный условный рефлекс на 24 прикосновения касалкой к коже в течение 30секунд и отрицательный – на 12 прикосновений также в течение 30 секунд.

Быстрая смена одного раздражителя другим у животного с высокой подвижностью нервных процессов не вызывала патологических явлений, а у животного с низкой подвижностью приводила к исчезновению всех ранее выработанных условных рефлексов.

У человека перенапряжение подвижности нервных процессов может произойти в результате быстрой переделки, ломки стереотипа. В связи с этим причинами неврозов могут быть неожиданные события, которые приводят к резкой смене образа жизни.

В основе невротических состояний лежит развитие застойной, длительной деполяризации, сопровождающейся резким снижением лабильности нервных клеток, снижением предела их работоспособности.

Неврозы могут сопровождаться нарушением функций внутренних органов  (что свидетельствует о функциональной связи коры головного мозга и внутренних органов), например,  нарушением деятельности почек, желудочно-кишечного тракта, повышением артериального давления и т.д.

Однако, нарушения ВНД не всегда носят распространенный, захватывающий всю кору головного мозга, характер. Часто наблюдается образование патологического очага в определенном небольшом участке коры, в небольшой группе нейронов.

В клинике выделяют ряд различных форм неврозов, основными из них являются неврастения, невроз навязчивых состояний и истерия.

Неврастенияхарактеризуется истощением нервной системы в результате переутомления, недоедания, общего физического ослабления организма или интоксикации, пережитых тревог и волнений.

При этом наблюдается снижение работоспособности, психическая и физическая утомляемость, рассеянность, слабость, разбитость, чрезмерная возбудимость, вспыльчивость, головные боли, нарушения сна, расстройством функций  сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем и т.д.

Невроз навязчивых состояний характеризуется возникновением навязчивых поступков, движений и действий, боязнью пространства (клаустрофобией), транспорта, публичных выступлений.

Истерия характеризуется двигательными, сенсорными и вегетативными расстройствами: параличами или, наоборот, гиперкинезами, тиками, ритмическим тремором (усиливающимся при фиксации внимания); возможны судорожные движения, сопровождающиеся вегетативными расстройствами и нарушением сознания.

Истерический невроз чаще всего возникает у лиц, принадлежащих к художественному типу, так как у таких людей наблюдается некоторое преобладание первой сигнальной системы над второй, что обусловливает яркий, конкретный, образный тип их мышления.

При срыве нервной деятельности взаимодействие между сигнальными системами нарушается в сторону уже патологически преобладающей  первой сигнальной системой.

Кроме того, происходит нарушение взаимодействия и с подкорковыми образованиями, влияние которых усиливается в связи с ослаблением регулирующей роли коры головного мозга.

Преобладание подкорковых влияний приводит к возникновению эмоций, чем и объясняется та повышенная впечатлительность, которая характеризует поведение истерика. Отсюда аффективные вспышки и импульсивные поступки, свойственные этой группе людей.

Источник: https://www.braintools.ru/article/9565

НЕВРОЗЫ. Неврозы — это функциональные заболевания нервной системы, вызванные сшибкой основных нервных процессов — возбуждения и торможения

Торможение и возбуждение невроз

Неврозы — это функциональные заболевания нервной системы, вызванные сшибкой основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Основными причинами неврозов являются психические травмы. Неврозы являются болезненными формами реакции нервной системы на травмирующие психику ситуации, поэтому иначе их называют психогенными патологическими реакциями.

Болезненное действие психической травмы во многом зависит от возраста ребенка и индивидуальных особенностей нервной системы. В различном возрасте ребенок поразному реагирует на психические травмы.

Чем младше ребенок, тем меньшая психическая травма может вызвать у него срыв нервной деятельности.

Для детей раннего возраста сверхсильными раздражителями могут оказаться хотя и безобидные, но незнакомые объекты: новый человек, гром, сильный гудок автомобиля или поезда и т. д.

Травмирующим психику фактором в этом возрасте может быть помещение ребенка в ясли, детский сад, госпитализация. У детей постарше большое значение в развитии неврозов имеют такие факторы, как испуг, ссоры между родителями. Дети старшего возраста тяжело реагируют на жизненные трудности: распад семьи, смерть близких, школьные неудачи и т.д.

Особенно болезненно реагируют на неблагоприятные факторы дети, которые перенесли ослабляющие нервную систему заболевания, дети со слабым типом нервной системы и т.д.

Основными невротическими проявлениями у детей являются психогенные шоковые реакции, неврастения, невроз страха, невроз навязчивых состояний, ночное недержание мочи, нервная анорексия (отсутствие аппетита), речевые неврозы.

Психогенные шоковые реакции возникают при острых психических травмах (пожар, авария на транспорте, землетрясение и т.п.). У детей раннего возраста они могут наблюдаться и при безобидных факторах — при неожиданном резком звуке, крике и т.п.

Психогенные шоковые реакции проявляются резким паническим страхом, расстройствами сознания, психомоторным возбуждением — бессмысленным метанием, попыткой куда-то бежать или, наоборот, психомоторной заторможенностью (двигательный ступор, мутизм).

Часто выражены расстройства функций органов желудочно-кишечного тракта (понос, рвота), возможно повышение температуры тела. Проявлением шоковой реакции бывает мутизм с последующим заиканием.

Неврастения возникает вследствие перенапряжения нервной системы в связи с чрезмерной умственной или физической нагузкой.

К неврастении приводят непосильные нагрузки, особенно в тех случаях, когда ребенок наряду с обычными школьными нагрузками имеет добавочные: изучает иностранный язык, за нимается в музыкальной школе, различных кружках и т.д.

Часто неврастения развивается у детей, которые длительно находятся в психотравмирующей их ситуации (разлады в семье, неудачи в школе). В наибольшей степени это относится к детям, которые имеют слабый тип нервной системы или перенесли длительное истощающее заболевание.

Неврастения выражается в форме неустойчивости настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, плаксивости, утомляемости. Работоспособность ребенка резко падает, он быстро утомляется; появляются головная боль, вялость, сонливость пассивность.

В одних случаях превалирует повышенная раздражительность, капризность, нередко психомоторная расторможенность, в других — вялость, истощаемость, пугливость, робость.

Нередко могут быть выражены лишь отдельные симптомы неврастении-головные боли, расстройства сна и аппетита, снижение работоспособности и т.д.

Очень частым проявлением невротических расстройств у детей является невроз страха. Страхи у детей сами по себе не должны рассматриваться как проявление болезни, так как повышенная пугливость является их физиологической особенностью.

Иногда же в результате неправильного воспитания (запугивание детей) или психической травматизации страхи приобретают упорный характер. При этом может меняться поведение ребенка. Ребенок начинает бояться темноты, новых людей, не может находиться один в помещении.

У маленьких детей часто возникают ночные страхи. Страхи могут иметь затяжное течение.

Проявлением невроза страха является беспокойство ребенка о своем будущем, боязнь умереть или потерять близких людей. Обычно эти страхи развиваются у детей с тревожно-мнительным складом характера.

Течение невроза страха отличается динамичностью симптомов, характеризуется повторением, может принимать затяжное течение. В этом случае обнаруживаются навязчивые страхи (фобии).

Невроз навязчивых состояний чаще развивается у детей с тревожно-мнительными чертами характера. Большое значение имеет также изнеживающее воспитание.

Невроз навязчивых состояний проявляется в форме навязчивых страхов или навязчивых движений.

Навязчивые страхи могут быть разнообразными: боязнь смерти, боязнь отвечать у доски и т. п. Невроз навязчивых движений характеризуется появлением каких-либо излишних движений (или тиков): шмыгание носом, частое моргание, гримасничание, различные движения рукой, плечом и т.п.

Эти навязчивые движения отличаются от гиперкинезов тем, что ребенок может на какое-то время подавить их усилием воли; они часто исчезают, когда ребенок находится один или увлечен игрой, чтением.

Однако они возникают вновь и усиливаются при появлении людей, попытках отвечать на уроке и т. п.

В некоторых случаях навязчивые движения принимают характер зашитных ритуалов. Ребенок говорит себе: “Если я это не сделаю, то случится что-то плохое”. Эта форма невроза навязчивых состояний менее благоприятна. Такие неврозы долго не проходят и с трудом поддаются лечению.

Довольно часто неврозы у детей выражаются ночным недержанимм мочи (энурез). Вообще энурез наблюдается у детей очень часто. Однако о невротическом энурезе следует говорить в тех случаях, когда ночное недержание возникло в результате психической травмы.

Такое недержание мочи может вызвать вторичные невротические наслоения в результате переживания ребенком своего “дефекта”, особенно если его стыдят, наказывают, упрекают. Ребенок становится раздражительным, грубым, робким, замыкается в себе, сторонится товарищей.

В дальнейшем все это может привести к патологическому развитию личности. Однако с возрастом энурез исчезает, как правило, и без лечения.

Очень частыми бывают речевые неврозы, или логоневрозы, — заикание, мутизм, сурдомутизм. Причинами невротического заикания чаще всего становятся острые и подострые психические травмы (испуг, внезапное изменение привычного жизненного стереотипа — помещение в больницу и т.п.).

Предрасполагающими условиями для возникновения заикания могут быть врожденные особенности нервно-психического развития, семейная отягощенность по заиканию, ослабление организма в результате заболеваний, ошибки воспитания, особенно перегрузки ребенка речевой информацией в сочетании с отсутствием внимания к его собственной речи и др.

Важное место в возникновении невротического заикания принадлежит фактору подражания. В этих случаях заикание легко закрепляется по типу отрицательного условного рефлекса.

При невротическом заикании обнаруживается (сразу или через некоторое время) характерная реакция ребенка на свой дефект.

Она зависит от возраста, в котором наступило заикание, а также от особенностей высшей нервной деятельности. Ребенок начинает избегать речевого общения, особенно с незнакомыми людьми. При попытках говорить у него усиливаются вегетативно-сосудистые нарушения и сопутствующие движения.

Характерным признаком невротического заикания является лофобия — страх речи. Логофобия выражена в основном в школьном возрасте.

Появление логофобии резко усиливает заикание, способствует школьной и социальной дезадаптации и невротическомy развитию личности.

Невротическое заикание обычно сопровождается и другими проявлениями в виде повышенной возбудимости, нарушений сна, иногда ночного недержания мочи,
тиков и др.

К невротическим формам речевых расстройств относятся также мутизм и сурдомутизм. Мутизм (немота) может возникнуть после острой тяжелой психической травмы. В этих случаях он сочетается с другими невротическими расстройствами.

Такое же происхождение может иметь и сурдомутизм (глухонемота). Чаще мутизм проявляется как пассивная реакция протеста на неблагоприятные воздействия внешней среды, всегда имеет определеенную избирательность и направленность.

Избирательный, частичный мутизм иногда называют элективным. В этих случаях ребенок не разговаривает с определенным человеком из-за чувства обиды на него, желания ему отомстить и т.д. Иногда ребенок перестает разговаривать только со взрослыми.

Считается, что в основе такого мутизма лежит стремление ребенка освободиться от трудной для него ситуации.

Мутизм наблюдается преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста. У девочек он возникает вдвое чаще, чем у мальчиков. Факторами, предрасполагающими к возникновению мутизма, являются остаточные явления органического поражения центральной нервной системы, особенности личности ребенка.

Мутизм может быть кратковременным (1 — 2 дня) и затяжным (иногда до нескольких лет). В последнем случае необходимо обследование ребенка у детского психиатра. Мутизм может быть одним из первых признаков психических заболеваний (в частности, детской шизофрении), а также проявлением истерических реакций.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_210309_nevrozi.html

Предупреждение неврозов у детей. Часть 3

Торможение и возбуждение невроз

Двумя основными состояниями клеток коры головного мозга (органа психической деятельности) являются возбуждение и торможение. За счет процессов возбуждения выполняются те действия, которые удовлетворяют наши потребности и желания, возникшие под влиянием окружающей среды или запасов, имеющихся у нас, предыдущих впечатлений – так называемых психологических установок.

Механизмы нервных срывов у детей

За счет процессов торможения подавляется излишняя активность наших поступков, выполнение которых привело бы к нежелательному конфликту с окружающей, в первую очередь социальной, средой.

Если раньше считалось, что вся психическая деятельность сосредоточена только в коре головного мозга, то современная наука, свидетельствует о роли и подкорковых (расположенных в глубинах мозга) образованиях. Их состояние в значительной мере обусловливает возбуждение и торможение клеток коры.

На работу коры головного мозга влияет также состояние всего организма. На фоне тех или иных конституциональных особенностей организма чаще развиваются те или иные формы невротических реакций.

Общие заболевания (инфекционные, эндокринные, гематогенные и т.д.

), ослабляя организм в целом и неразрывно связанную с ним нервную систему, делают ее более ранимой и повышают вероятность возникновения невроза при тех или иных «психологических» вредностях, которые и являются основной причиной невроза.

И.П.Павловым и его школой было установлено, что нервный срыв (невроз) возникает по одному из трех физиологических механизмов: при перегрузке процессов возбуждения, при перегрузке процессов торможения, при их «столкновении», т.е. когда одновременно сталкиваются возбуждение и торможение.

Чаще всего срыв происходит по механизму перегрузке процессов возбуждения. Когда на приеме к психоневрологу родители приводят ребенка с каким-либо нервным влиянием (страхи, бессонница, раздражительность, капризы, заикание, подергивание, ночные страхи и т.д.

), то в подавляющем большинстве случаев они уверенно заявляют, что причиной являются психические поражения ребенка, в первую очередь испуг. На первый взгляд, все ясно. У ребенка еще слабая нервная система, и резкое пугающее впечатление оказалось для нее слишком сильным.

Отсюда вытекают рекомендации: создать такому ребенку охранительный, щадящий, лишенный всяких резких впечатлений.

Однако если мы вдумаемся в механизм образования нервного срыва и внимательно присмотримся и проанализируем, что здесь происходит, перед нами неожиданно откроется совсем другая картина.

Как неоднократно подчеркивали ведущие отечественные психоневрологи, невроз и у взрослых никогда не возникает от силы или характеры раздражителя, а только от его, как мы говорим, «сигнального значения», т.е. невроз вызывают не сами зрительные, слуховые, болевые и прочие впечатления, а то, что с ними связанно в сознании данного человека, в его жизненном опыте.

Например, вид горящего здания может вызвать невроз только в том случае, если человек знает (или предполагает), что в огне гибнет кто-то для него дорогой и что-то для него ценное.

Ребенок не имеет достаточного собственного жизненного опыта и судит об опасности или безопасности происходящего по реакции взрослых, в первую очередь родителей и воспитателей.

Девочка, уже школьница, панически боится мышей, даже на картинках. В остальном она даже храбрая девочка: не боится ни собак, ни коров. В чем же дело? Оказывается, когда она еще ходила в детский сад, во время занятий в углу прошмыгнул мышонок и воспитательница (высший авторитет для ребят) с визгом вскочила на стол, закрепив этим неосознанное восприятие, что «страшнее мыши зверя нет».

Мальчик шести лет, будучи в цирке на представлении с дрессированными медведями, увидев направляющего в его сторону на мотоцикле медведя, дико закричал от страха и сначала вовсе потерял дар речи, а затем длительно заикался.

В чем же дело? Почему тысячи детей с наслаждением смотрят на дрессированных медведей, а он стал невротиком? Оказалось, что, когда ему было 2-3 года, бабушка, если он не слушался, пугала его, что придет медведь, и тем самым образ направляющегося к нему медведя стал символом самой страшной опасности.

Интересно, что в другом случае девочка четырех лет, которую на цирковом представлении обхватил вырвавшийся в публику медведь, несмотря на действительно крайнюю опасность, не только не испугалась, но и заявила потом: «Ведь это ученый медведь, он знает, как надо обниматься».

Таких примеров можно привести много.

Дети обычно «храбрее» взрослых: они не бояться лазить на высокие деревья, устраивать костры в квартире, даже просовывать руку в клетку к зверю, и лишь указания взрослых, чем то грозит, развивает у них страх перед подобными действиями.

Опыт показывает, что дети, у которых возник невроз от какого-то «испуга», до этого неоднократно испытывали несравненно более сильные потрясения (ушибы, ожоги, укусы животных, наказания и т.п.), вызывающие у них кратковременный плач, так как они не сопровождались соответствующей сигнализацией взрослых об их опасности.

Даже сильная боль ни у ребенка, ни у взрослого не вызовет невроза, если они знают, что она безопасна (от зубной боли никто не стал невротиком), но умеренные неприятные ощущения могут стать основой стойкого невроза, если испытывающий их полагает, что они опасны (как часто сжимающие ощущение в области сердца приводит к тяжелому кардионеврозу – навязчивому страху за свое сердце.

Даже в тех случаях, когда у ребенка настоящее горе, вызванное действительно трагическими событиями (например смертью матери), лаской и спокойным объяснением можно постепенно утешить ребенка и не дать перерасти этому горю в стойкий невроз.

Чем младше ребенок, тем слабее развиты в его коре тормозные процессы и тем легче они срываются при их перегрузке. Это происходит, если ребенку все время кричат: «нельзя!», «перестань!», «не трогай!», «сиди смирно!».

Ребенок имеет право на радостную активную жизнь; он должен и поиграть, и побегать, и даже пошалить. Дайте ему больше свободы и самостоятельности. Запрещать, как уже говорилось, можно и нужно лишь, то, что абсолютно недопустимо, но в этом случае необходимо запрещать твердо и безоговорочно.

Срыву тормозного процесса и развитию безудержности способствует и частое применение наказаний, связанных с длительным лишением свободы и подвижности: ставят в угол, лишают прогулок и т.п. Лишение свободы, перегружая тормозной процесс, всегда повышает агрессивность. Именно поэтому цепная (посаженная на цепь) собака есть синоним злости.

По механизму «столкновения» возбуждения и торможения – невроз может возникнуть тогда, когда одно и то же событие или поступок имеет и положительное, и отрицательное подкрепление.

Например, ребенок испытывает нежность к новорожденному брату и одновременно неприязнь к нему за то, что он отвлекает на себя внимание матери; или одновременно испытывает любовь к отцу, покидающему семью, и ненависть к нему за это.

Однако чаще подобный срыв происходит по вине родителей, когда сегодня ребенка наказывают за то, что вчера сходило безнаказанным; когда один из родителей разрешает или даже поощряет то, за что другой ругает; когда дома потакают тому, за что взыскивают в детском саду или школе.

По какому бы из этих трех механизмов ни возник нервный срыв у ребенка, закрепляется он и переходит в стойкий невроз, если начинает приносить какие-либо реальные или моральные выгоды, о чем мы выше говорили.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-adults/stories-for-parents/for-all/829-2009-11-30-11-33-06.html

НЕВРОЗЫ

Торможение и возбуждение невроз

Невроз – состояние, в основе которого лежит нарушение силы, подвижности и уравновешенности основных нервных процессов –

возбуждения и торможения, а для человека – также и нарушения уравновешенности первой и второй сигнальных систем. К определению надо добавить, что все это развивается на фоне отсутствия психических расстройств.

Возникновение неврозов зависит от особенностей типа высшей нервной деятельности (ВНД), так как невроз быстрее образуется в тех случаях, когда раздражитель действует на наиболее слабое звено нервных процессов. У особей с сильным неуравновешенным типом ВНД такое звено – относительно слабый процесс торможения.

Перенапряжение последнего, например, при решении задач на тонкую дифференцировку, ведет к неврозу. При уравновешенном инертном типе ВНД в развитии невроза имеет значение перенапряжение подвижности нервных процессов (быстрое чередование положительных и отрицательных условных рефлексов).

При слабом типе ВНД достаточно воздействия сильного раздражителя, поскольку одинаково слабы оба нервных процесса. При сильном уравновешенном подвижном типе ВНД вызвать невроз очень трудно.

Возникновение так называемых “конфликтных” ситуаций, психических травм может привести к столкновению процессов возбуждения и торможения и при определенных условиях вызвать невроз. Многое зависит от характера психической травмы и от типа ВНД конкретного человека. Личность со слабым типом наиболее подвержена невротическим состояниям.

В развитии неврозов значительную роль играет переутомление как форма перенапряжения процессов возбуждения и торможения.

Интенсивная интеллектуальная работа, отсутствие отдыха могут привести к перенапряжению возбудительного процесса и к развитию запредельного торможения в коре головного мозга, что проявится в быстрой утомляемости, снижении работоспособности, повышенной раздражительности. Перенапряжение тормозного процесса порой провоцирует бессонницу.

В ряде случаев нарушение функций подкорковых образований ведет к серьезным расстройствам ВНД. Пример – истерия (одна из форм невроза). У потенциальных истериков отмечается слабость корковых процессов. Раздражитель чуть сильнее обычного вызывает запредельное торможение.

Оно распространяется по всей коре и по закону индукции вызывает в подкорковых образованиях состояние возбуждения.

Вначале это проявляется повышенной эмотивностью и, поскольку для нервной системы характерны явления суммации возбуждений, эмотивность может носить характер взрывных эффектов.

Возбуждение подкорковых образований в свою очередь оказывает влияние на кору головного мозга и резко извращает ее реакции на раздражители. Кора становится очень чувствительной к сверхслабым раздражителям. Отсюда – второй ведущий симптом истерии – высокая внушаемость.

Для всех видов неврозов характерны фазовые состояния. Подобно фазам парабиоза по Н.С. Введенскому выделено шесть фаз при неврозах:

– уравнительная (и сильный и слабый раздражители вызывают одинаковую реакцию в связи с истощением нервных клеток);

– наркотическая (подобно засыпанию выключаются реакции последовательно на слабые, затем на средние и потом на сильные раздражители);

– фаза средних раздражителей (нервная система отвечает на действие средних по силе раздражителей; реакция на слабые раздражители отсутствует в связи с повышением порога возбудимости, а на сильные – из-за крайнего истощения ЦНС, реагирующей на сильный раздражитель лишь развитием запредельного торможения);

– парадоксальная фаза (сильный раздражитель вызывает слабую, а слабый – сильную реакцию);

– ультрапарадоксальная фаза (положительный раздражитель вызывает тормозную реакцию, а тормозной – положительную; в этой фазе резко истощены оба процесса – и возбуждения, и торможения);

– тормозная фаза (полное истощение ЦНС, отсутствие реакции на любой раздражитель).

Фазы могут быть важным звеном психосоматических заболеваний: пищеварительной системы (язвенная болезнь, дискинезия желчных путей); сердечно-сосудистой (стенокардия, гипертоническая болезнь, атеросклероз).

При неврозах наблюдаются и локомоторные расстройства – нарушения координации отдельных групп скелетных и гладких мышц (гиперкинезы и гипокинезы). Особое значение имеет гипокинез гладкой мускулатуры матки, способный, возникнув в результате невроза, привести к формированию первичной родовой слабости у рожавших женщин.

Нередко неврозы сопровождаются нарушением трофики тканей и обменных процессов (дистрофические повреждения кожи, алопеция, экзема, атрофия и гипертрофия слизистой, трофические язвы).

Неврозы в клинике встречаются в виде следующих форм.

Неврастения. Невроз, вызванный перенапряжением возбудительного процесса. Решающую роль играют возросший темп жизни и шумовые факторы. Неврастения проявляется резко повышенной раздражительностью, головными болями, повышенной утомляемостью, а затем апатией, заторможенностью, полной потерей трудоспособности.

Истерия. Эта форма невроза связана с первичным ослаблением корковых процессов, возникновением в подкорковых образованиях очагов доминантного возбуждения, которые вызывают развитие в коре парадоксальной и ультрапарадоксальной фаз.

Невроз ожидания. Он выражается в расстройстве той или иной функции, если на это расстройство направлено повышенное внимание больного.

Невроз связан с наличием двух центров: центра, ведающего данной функцией, и “центра ожидания”.

Возбуждение “центра ожидания” по закону индукции вызывает развитие торможения в основном центре, и его функция выпадает (например, нарушения акта глотания).

Невроз навязчивых состояний. Его проявление: человек несколько раз повторяет одно и то же действие, что нелогично в данной ситуации. Например, выйдя из дома, он несколько раз возвращается и проверяет, запер ли дверь, выключил ли утюг, свет, газ и т.д. Невроз связан с формированием в коре головного мозга центра патологического доминантного возбуждения.

Невроз испуга. Он вызывается длительными эмоциями отрицательного характера и проявляется в виде испуга по малейшему поводу. В основе лежит стойкий патологический условный рефлекс.

Невроз страха. Эта форма невроза связана с долговременными расстройствами, которые доставляют больному неприятные субъективные ощущения (например, частые продолжительные приступы стенокардии). На подобном фоне нередко развивается невроз страха смерти.

Двигательные неврозы. Пример – заикание, т.е. судорожное сокращение ых связок.

Вегетоневрозы. Сюда относится большая группа вегетативных расстройств (например, вегетососудистые дистонии).

Неврозы и некоторые соматические заболевания взаимосвязаны и взаимообусловлены. Как правило, сложно определить, что первично: невроз или соматическое заболевание. Есть заболевания, которые с большой степенью вероятности вызывают расстройства ВНД. Особенно часто эти расстройства выявляются при эндокринопатиях.

Тиреотоксикоз сопровождается ослаблением тормозных и усилением возбудительных процессов, это проявляется в раздражительности, неуравновешенности, неспособности к длительной напряженной работе. Происходит ослабление памяти и ориентировочных рефлексов. Могут возникать маниакальные состояния. В поздних стадиях болезни развивается запредельное торможение.

При гипотиреозах происходит ослабление и возбудительного, и тормозного процессов, ухудшается память, снижается интеллект.

При выпадении функций половых желез нарушается и ВНД. У представителей слабого типа в климактерическом периоде нередки неврозы.

Неврозы порой обусловлены также тяжелыми интоксикациями, паразитарными заболеваниями, гемоглобинопатиями.

ГЛАВА 15. ПАТОЛОГИЯ ВНУТРИУТРОБНОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ

Доминанта беременности – совокупность физиологических сдвигов в организме во время беременности.

При воздействии патогенных факторов в ЦНС нередко формируется новая доминанта – патологическая, а гестационная доминанта (нормальная) частично или полностью затормаживается.

Подавление гестационной доминанты нарушает: в начале беременности – имплантацию зародыша (нередка его гибель); в период органогенеза – формирование плаценты и соответственно развитие эмбриона (также вероятна его гибель).

В развитии плода ведущую роль играет биологическая система “мать-плацента-плод”. Эта система формируется под влиянием организма матери (нейроэндокринная система), плаценты и процессов, происходящих в организме плода.

Критические периоды развития – периоды высокой чувствительности организма плода к различным влияниям внутренней и внешней среды, как физиологическим, так и патогенным.

Критические периоды совпадают с периодами активной дифференцировки, с переходом от одного периода развития к другому (с изменением условий существования зародыша). В первом периоде выделяют предымплантационную стадию и стадию имплантации.

Второй период – период органогенеза и плацентации, начинающийся с момента васкуляризации ворсин (3-я неделя) и завершается к 12-13-й неделе.

Повреждающие факторы в этих периодах способны нарушить формирование мозга, сердечно-сосудистой системы, нередко и других органов и систем.

Как своеобразный критический период, выделяют период развития на 18-22-й неделе онтогенеза. Расстройства проявляются в виде качественных изменений биоэлектрической активности головного мозга, рефлекторных реакций, гемопоэза, продукции гормонов.

Во второй половине беременности чувствительность плода к действию повреждающих факторов значительно снижается.

Источник: https://studopedia.su/11_37937_nevrozi.html

Невроз гуру
Добавить комментарий